Клиффорд Саймак «День перемирия»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
День перемирия — один день, в который не было войны между панками и жителями неразрушенных усадеб, постоянного опасения за свою жизнь, день, когда все были друг другу друзьями. Но не все думали так, одним из них был Макс Хейл, он знал о готовящемся нападении. В этот «день перемирия» он готов был выстоять до конца.
Входит в:
— журнал «Galaxy, February 1963», 1963 г.
— антологию «Nightmare Age», 1970 г.
— сборник «Лучшее Клиффорда Саймака», 1975 г.
— журнал «Ровесник 1991'07», 1991 г.
— антологию «If This Goes Wrong...», 2016 г.
- /языки:
- русский (14), английский (3)
- /тип:
- книги (15), периодика (2)
- /перевод:
- О. Нартова (1), И. Петрушкин (1), И. Почиталин (11), А. Почиталин (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 ноября 2023 г.
Надо сказать, писатель нарисовал довольно мрачную картину для будущего своей страны. Падение семейных и общественных нравов, появление молодежного бандитизма, слабость федеральной власти... Лишь обитатели частных усадеб в Дубовой Роще хранят некоторую верность старым традициям, не желая «прогибаться» под новые веяния. Поэтому и испытывают на себе всю ненависть распущенной молодежи, объявившей усадьбам самую настоящую войну на выживание. Она затихает лишь на один день в году, который так и называют — День перемирия... Сущий кошмар для настоящего американца! Он будет готов костьми лечь и платить дополнительный налог, чтобы не допустить такого безобразия. Тем более, что полиция, похоже, тоже на стороне панков. И символ вечных американских традиций — единственный дуб, растущий во дворе усадьбы Кроуфорда. Если его завалить, традиции уже не возродить. Потому-то панки так стремятся это сделать. Впрочем, у охранника усадьбы имеется некое контрпредложение, которое он не постесняется реализовать. Итог последней битвы вынесен за рамки повествования, так что читателю снова предлагается домыслить его самостоятельно.
Рассказ написан в те годы, когда в Америке набирало силу протестное движение молодежи, которое позже назовут «молодежным авангардом». Юноши и девушки протестовали против политики Маккарти, роста цен, массовой безработицы и войны во Вьетнаме. Их девизом была крылатая фраза, брошенная лидером группы Beatles Джоном Ленноном: Make love — not war (Занимайтесь любовью, а не войной)! Кто-то считал, что подобное противостояние может угрожать самому существованию США. Наверное, Саймак решил развить такую идею до абсурда, показав нам один из возможных вариантов подобной анархии. С высот прошедших лет он кажется слишком надуманным и даже смешным, но в те годы многие думали иначе. На их счастье, печальный прогноз не сбылся и был реализован только на бумаге, в форме своеобразной антиутопии. Читайте и ужасайтесь!
------------
РЕЗЮМЕ: один и вариантов неприглядного будущего Америки, где небывалую силу набрало движение молодых вандалов против хранителей старых традиций. Почти что Судный день, только без Арнольда Шварценеггера.
kavarkad, 12 сентября 2023 г.
Я не понял. Это сатира на настояшие перемирия воюющих стран что ли? Не мир, а передышка?
Бордатый гоблин, 13 апреля 2017 г.
Странно, очень странно. Неужели читатели и не увидели что действующие лица лишь метафора, важнее сама ситуация. Какой «конфликт отцов и детей» ? Всё гораздо сложнее и проще одновременно как бы странно это не звучало.Это рассказ о том, что будет если следовать ложным утверждениям о «ненасилии над личностью», «Все равны», « мультикультурализм» и «они же дети». О том, во что превратится жизнь, и какой может стать цивилизация, если кое-кому вовремя не» давать по рукам», и не применять других воспитательных мер.
Мне думается что это один из самых «сильных» рассказов и как никогда актуальный для сегодняшнего времени, в свете последних событий, происходящих в мире...
primorec, 12 июля 2013 г.
- Только что отремонтированный фасад нашего дома, еще блестящий на солнце свежей краской, продержался ровно один день. Наутро мы, счастливые жильцы, смогли лицезреть очередные «художества» ночных вандалов, покрывших наш, выстраданный через месяцы хождения по чиновничьим кабинетам, фасад непристойными надписями и картинками.
-Минуло всего лишь несколько дней с того времени, как отгремела праздничная музыка, была перерезана ленточка и отзвучали радостные речи по случаю сдачи нового сквера, а чудесные, придуманные лучшими городскими дизайнерами, скамейки и узорчатые изгороди превратились в груду дров и металлолома.
- Прекрасные и чистые с утра набережные, парки, зоны отдыха к вечеру превращаются в настоящие свинарники, с заплеванными дорожками и покрытыми мусором газонами.
Спросите, причем тут эти вполне привычные факты из нашей с Вами жизни и этот небольшой рассказ американского писателя, повествующий о доведенном до абсурда противостоянии между жителями загородных усадьб и «панками», стремящихся все превратить в однообразную пустыню и разруху? А, прямое. Рассказал нам Мастер еще в 1963 году, что бывает, если не заниматься элементарным: воспитанием детей и себя самих. Ведь прямо говорит: все начинается с малого — брошенного дитятей фантика, маленького, безобидного хулиганства, провожаемого снисходительной улыбкой: мол, что взять, дети! Год-другой, детишки подросли и вот уже мы спешим пройти мимо них, отводя глаза и делая вид, что не замечаем заплеванного пола в некогда чистом подъезде или окурки, затолканные в почтовый ящик. Так мало времени, и уже некогда добрые соседи прячутся за железными дверьми, опасаясь лишний раз выйти за порог, чтобы не встретиться с бывшими «милыми» детками, одуревшими от безнаказанности.
Это очень мрачный рассказ Мастера, не оставляющий никакой надежды на благоприятный исход. День перемирия — только подчеркивающий, что время для разговоров и понимания уже упущено, и осталась одна застарелая ненависть, которая исчезнет только с полным истреблением одной из сторон. Вы хотите такого будущего? И рецепт спасения в рассказе лежит на поверхности. Но, прочитала некоторые предыдущие отзывы и испугалась: неужели время уже упущено и истекают последние часы нашего собственного Дня перемирия?
Famagusta, 15 мая 2018 г.
«...когда кому-то из либералов пришла в голову мысль, что будет неплохо, если жители усадеб встретятся с панками в мирной обстановке и вместе проведут праздник».
В очередной раз убеждаюсь в провидческом даре фантастов Золотого века. Заменим панков из рассказа на #мигрантовтолерантовитд, и увидим во всей красе западную цивилизацию начала 3-го тысячелетия от Рождества Христова, которая у нас на глазах с маниакальной настойчивостью и упорством уничтожает с глумливой улыбкой традиционные человеческие ценности. Правда, точка невозврата, на мой взгляд, ещё не пройдена, и пружина должна распрямиться.
Моя не высокая оценка из-за «незаконченности» рассказа.
AlisterOrm, 6 января 2014 г.
Жестокий рассказ, на самом деле. В этом городке ведётся война — война между отцами и детьми, по сути, причём эта война без смысла и без цели. Панки и их противники — откуда они взялись? Да всё оттуда же. От родителей, которые бросили своих детей на произвол судьбы, не привили им никакой культуры... Само собой, всё это утрировано, но необузданная панковская дикость — вполне реальное будущее не только для них, но и для нас. Какая там школа? Люди, воспитывать детей нужно самим, иначе начнётся тоже самое, что было описано Саймаком.
Yarowind, 26 мая 2016 г.
Проблема отцов и детей. Что получится из этих детей, если родители не будут ими заниматься? И вот уже дети называют себя “панками”, ведут антисоциальный образ жизни, сжигают дома. И лишь раз в году бывает день перемирия. В рассказе почти открыто отразился страх поколения Саймака перед молодежными неформальными организациями – хиппи, панки и им подобные. Не хотят работать, курят траву, что из них может получиться дельного?
mpk, 16 ноября 2014 г.
Человек который сидел в тюрьме на Ганимеде передвигается прыжками, из-за слабой гравитации. А прибывший на пару дней сенатор с Земли подворачивает ногу после падения.
Сбежавшие роботы, невероятные приключения сенатора, какая-то каша...
Crossbow, 9 марта 2011 г.
Слишком пасторально-идеализированно. Люди, готовые разорвать друг друга в клочья, один день в году будто добрые друзья на пикничке смеются, едят, пьют, радуются жизни — четко до 24.00:smile: Хотя, с другой стороны, этим выражена одна из темных составляющих человеческой натуры — при необходимости улыбаться с «ножом» за спиной. В любом случае рассказ идейно-технически явно не доработан, несмотря на глубокую вложенную филосовскую доктрину «добрососедких» отношений.
Но за всей этой ширмой «оазисов-усадеб» средь, как я понял, практически полной разрухи, у меня возник вот какой вопрос — а как существуют эти бедные панки?:smile: Где живут, чем питаются? Видимо в городе? — эдакие прилизанные дети респектабельных родителей, которые щеголяют в отглаженных рубашечках, поют в церковном хоре, целуют родителей в щечку после ужина, а потом... одевают потертые кожаки, за пазуху — цепи и нунчаки. И ну тупо, без всякой цели, громить загородные усадьбы!:lol: Это я все к тому, что опять, как часто бывает у Саймака, возникает куча вопросов без надежды на вразумительные ответы.
Yazewa, 22 июня 2011 г.
Еще один рассказ, в котором автор определенно пытается высказать очень личное мнение. Что это было: реакция на какую-то молодежную выходку? Может быть. В итоге ситуация гиперболизирована до абсурда. Что ж, вполне «законный» литературный прием...
Kedens, 7 апреля 2011 г.
Согласен с an2001. Какое-то лубочное и простецкое, особенно для Саймака. 1963 год для Клиффорда выдался явно кризисным в плане творчества. Как раз произведение присуще не очень удачным фантастам, которые во имя сюжета пренебрегают всяким здравым смыслом. Особенно на исходе рассказа, когда по секундам высчитывали, когда день перемирия закончится — выглядит уж чересчур «наигранно».
Zaaghaaraghzs, 13 февраля 2009 г.
Не понятны цели панков. Просто все снести, смести и ничего не оставить. Как-то глупо. Слишком утрированно.
Нормальная шалость-снесли дом. И полицейские странны поболее всего. Складывается ощущение, что они просто бухают и знать ничего не хотят. Либо здесь война бедняков против богачей :gun::kar:, либо Как-то всё неправдоподобно. Непохоже на проблемы отцов и детей.
sanchezzzz, 10 сентября 2008 г.
Детские невинные забавы и шалости в прошлом, через мелкое хулиганство привели чуть ли не к войне (кстати, вспомнился как раз фильм «Война» с Кевином Костнером). Странно, что молодежь, желающую стереть с лица земли усадьбу Кроуфорда, Саймак называет панками. Я не сильно достоверно знаком с этой культурой, но мне кажется, что зарождалась она в эпоху написания этого рассказа. И может быть Саймак усмотрел в этом новом направлении молодёжной жизни какую-то угрозу в будущем. Прогадал )))
Вертер де Гёте, 24 декабря 2007 г.
«Начесали петухи пункера...»(Веня Дркин)
Вечная социальная тема «отцы и дети»,но конфронтация доведена до высшей точки,до предела.Мне рассказ был интересен, в первую очередь ,тем,что он,на мой взгляд, нехарактерен для Саймака,которого я знал как «гипергуманиста». А тут такой жёсткий,злой рассказик.
ВаХхОббИт, 15 ноября 2007 г.
Мерзкий вариант будущего, я в него не верю, но Саймак не единственный его использовал...