FantLab ru

Артур Кларк «2061: Одиссея Три»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Голосов:
803
Моя оценка:
-

подробнее

2061: Одиссея Три

2061: Odyssey Three

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Новое время и новые события. Старый мир ушел с пришествием Нового Солнца. Это одновременно и ухудшило, и улучшило жизнь землян. Появились новые силы внутри Человечества, стали колонизировать спутники Люцифера. Все, кроме Европы, на котором потерпел крушение самый современный корабль людей. Что же теперь делать? Придти в мир, на котором висит табличка «НЕ ВХОДИТЬ» от тех, кто может превратить целую планету — в звезду?..

Входит в:



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)
/перевод:
И. Почиталин (6)

Космическая одиссея
1991 г.
Одиссея длиною в жизнь
1991 г.
Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.
Космическая одиссея
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2013 г.

Надо сказать, после разочаровавшей меня второй «одиссеи», за эту я брался без особых надежд. Но начало меня удивило и обрадовало! Здесь вновь появилась какая-то романтика. Такая притягательная – романтика освоения космоса, освоения планет солнечной системы. Чем-то даже напомнило мне «предполуденные» вещи Стругацких (даже мир был в чём-то созвучно утопичен). Очень было приятно. И сразу этим ветром романтики стало всё оживляться. А уж комета Галлея – по-моему, эталонно научно-фантастическая вещь. Приземление на комету! И её изучение. Очень всё было ярко и интересно (и вообще, кажется, редкая тема). Многое узнал (и представил себе). Ну и не обошлось без интриги – эти сломанные сталактиты и свечение. Казалось бы, мелочь по сравнению с новыми заселяющимися планетами… Но буквально до мурашек пробрало. Возможно и тем ещё, что всё осталось без ответа… Вообще, момент с кометой для меня тут один из сильнейших. Ну и другая интрига – «закрытая» Европа. И необходимость нарушить запрет внеземного разума. Интриговало!

Однако дальше всё пошло как-то бледнее. Скомканней. Повествование раздробилось, по-моему, как-то уж слишком сильно. Понятно, что было сделано это с целью какой-то такой детективности… Но слишком уж… многое было непонятно к чему (этот Чака, например). Происходящее на «Гэлакси» — тоже как-то всё быстро. Происходящее на водной поверхности Европы – тоже. Как-то хотелось большего, какой-то подробности – всё-таки первое посещение людей этого нового мира… И на фоне этого какие-то совершенно лишние вещи на борту «Юнивёрса»… Не понимаю, зачем эти письма (бессодержательные) Флойду, это отношение именитых пассажиров к их новой миссии, когда новый мир и корабль, дрейфующий в нём – в каком-то беглом поверхностном описании…

Единственное интересным были те полстранички текста, в котором Гринберг описывал ещё не так заселённую Луну. Вот так как-то всё провисло в середине. Да и внеземного разума и следа нет. А ведь как ожидалось! С какой тревогой ожидались последствия этого вторжения в «запретную зону». А тут – ничего. Нет этого разума, так интригующего в первой книги, и того что «тянуло» книгу вторую.

Далее вновь стало поинтересней. Заправка от кометы (проблема и её оригинальное решение). Ну и путешествие к горе Зевс и монолиту. Тут всё стало опять интригующе написано и с большим интересом читалось. И это несмотря на то, что, положа руку на сердце, уже было понятно, что это за гора Зевс (особенно если вспомнить вторую «одиссею»). Но всё равно, вдруг схватило и увлекло. А уж монолит… наконец-то проявившийся. Эта новая жизнь, покинутый город неизвестных существ. Этот таинственный фантом живого ещё человека – вот то, за что я люблю фантастику! А уж концовка – неожиданная (это мягко говоря)! В чём-то грустная. И многообещающая!

Одним словом – несмотря на некоторые лишние (ИМХО) вещи, на возникающие иной раз вопросы (например, как за 50 лет так сильно изменилась жизнь на Европе? – хотя, может быть, это действие монолита), несмотря на провисание и какую-то расфокусировку в середине романа, и, если не считать конца, практически отсутствия той таинственной и всемогущей силы иного разума (это ведь уже не «человечество – иной всесильный разум», как в двух первых книгах, а скорее «человечество – и гора Зевс») – роман оставил очень хорошее ощущение. Он интриговал (хотя, может быть, не всегда тем, чем хотелось бы), он был по-настоящему научно-фантастическим (многими знаниями обогащал, выносил на суд многие интересные гипотезы). Он нёс в себе замечательную романтику освоения новых планет, новых открытий. Да он просто-напросто очень хорошо и с интересом читался!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2015 г.

Писать книги одного цикла с примечанием о том, что это книги отдельные, но просто с общими персонажами и похожей вселенной, — все равно что писать научные статьи, в каждой последующей отказываясь от заблуждений. И если различие между двумя первыми Одиссеями было существенным (перенос действия к другой планете Солнечной системы), то третья кажется прямым продолжением второй части. Пропитанность научным методом видна и в подходе к темам. Это снова книга, проводящая экскурсию по нашему ближайшему космосу (приблизившаяся комета Галлея, спутники Юпитера), использующая научные факты и даже настоящие публикации научных журналов (теория об алмазных ядрах газовых планет).

Третья Одиссея определенно лучше «Одиссеи 2010», где автор устроил реалити-шоу про романтические отношения на космическом корабле, отправленном в далекую экспедицию. Такое ощущение, что на Кларка очень сильно влияет популярная культура, так что «Одиссея 2061» в каких-то местах использовала жанровые приемы триллера, где-то экшна, а в паре моментов проскользнули мотивы классических ужасов. По мне, так без этого текст не потерял бы своей увлекательности, а с ними стал неказистым.

Кларк попытался создать в третьей книге влиятельные политические силы, равные по мощи Советскому Союзу и США в первых частях, куда присоединился и Китай. Так что здесь объявляется странноватая Бурская лига, рассеявшаяся по миру, прихватив свои сокровища (что за очередной еврейский заговор?). Эта лига финансирует космические предприятия китайского миллионера Лоуренса Тсунга, корпорации которого заполонили полмира. На самом деле очень похоже на американскую модель ведения политики — экономическими путями. Естественно, не обошлось и без какой-то то ли террористической, то ли шпионской организации «Чака». Введение этих организаций в результате дало эффект, который человечеству десятилетиями демонстрируется во всех СМИ — если происходит что-то непредвиденное, каждый указывает пальцем на соседа. Видимо, Кларк решил, что валить все на фанатичных ученых и искусственный разум, по своему стремящихся к познанию истины, несправедливо. Все беды от политиков. Но, как ни крути, именно образ Ван-дер-Берга, ученого-геолога, проводящего исследования на Ганимеде, оказывается на этот раз тем самым злобным разумом.

И не ясно, насколько тесно он связан с политическими силами, завязанными на Соединенных Штатах Южной Африки. Его одержимость алмазами вполне может объясняться национальным стереотипом, связывающим благосостояние с образом драгоценного минерала, как у граждан других государств — с нефтью. Повествование в стиле Артура Кларка — это представление эволюции или некой классификации. И раз тема на этот раз коснулась алмазов, то сначала показана Долина черного снега на комете Галлея, где песок состоит в том числе и из мелких крупиц алмазов, затем идут рассуждения об африканерах, южноафриканских шахтах и их сокровищах, а дальше задается масштаб ядра планеты и его осколков во время превращения Юпитера в Люцифер. Эволюция при этом заканчивается не доказательством теории восьмидесятых годов, высказанной на страницах журнала «Nature», а постройкой из собранного материала космических лифтов. Что-то вроде мысли: масштабней объемы — масштабней проекты.

Что касается масштабов земной жизни, то «Одиссея 2061» рисует нам глобальный мир, где 31 декабря 2000 года происходит отмена платы за междугородные переговоры (ага, сейчас — плату за предоставление самого способа коммуникации вряд ли кто отменит, будь это хоть телефония, хоть интернет). Кларк наивно выдумывает движение «Заложники мира», усиляя правые политические взгляды на фоне глобализации. Идея заключается в том, что объявлению угроз между странами будет мешать нахождение на территории супостата огромного числа оказавшихся там по какой-то причине своих незаменимых людей, которых те, если что, возьмут в заложники. Больше смахивает на дополнительный повод развязать конфликт. К описываемому моменту наступает «Век Прозрачности» — полное покрытие территорий взглядам спутников, — который якобы явился еще одной причиной невозможности ведения войны. Даже идея появления в Китае особого типа общества, состоящего из поколения «без душевных недостатков» за счет отсутствия братьев и сестер, а также дядей и тетей, выглядит сомнительно. Это должен быть некий эгоцентрический индивидуализм с сильной традицией преемственности, что уж точно должно давить на психику, если общество существует в реалиях рынка и гуманистических идеалов. Кстати, странно, что геолог снимает на видеопленку, в то время как во втором романе человечество уже отказалось от этой примитивной технологии. На бумаге ведь в 2061 уже не печатают.

Не забыта и идея эволюции разума, как-то завязанная на монолитах, образ которых на этот раз приобретает еще более четкие очертания — это всего лишь механизмы, созданные пока что не известной человечеству расой. К Дэвиду Боумену и ЭАЛу — который тоже стал бестелесной разумной сущностью — присоединяется состарившийся на просторах космоса и космических станций Хейвуд Флойд. Его, можно сказать, вербуют за интеллектуальные заслуги, а тот всего лишь перечеркнул нравственные ценности в пользу ценностей рациональных: «Теперь я понял, что существуют вещи величественнее Любви. <...> Сострадание. Справедливость. Истина.» Вроде как звучит вполне человечно, но все это учитывается в контексте миссии монолитов, связанной с культивацией разумной жизни, где сострадание — это всего лишь холодный расчет на то, что какие-то организмы способны выйти на определенный уровень, хоть и путем их тренировки, натаскивания, топорной «педагогики», как это произошло с питекантропами на Земле. А истина по этой логике, скорей всего, касается лишь знания, ресурса таинственной расы. Но это не нашего ума понятия, бестелесная троица ведь отстоит от нас своим уровнем интеллекта, земное человечество же пока занято добычей космических алмазов.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2018 г.

«2061: Одиссея Три» — продолжение Одиссеи-2010 спустя 51 год, как видно уже из названия. В отличии от второй «Одиссеи», которую можно воспринимать как отдельное произведение, третья больше похожа именно на продолжение, хотя Кларк писал, что все части цикла связаны более-менее условно. После того, как в Солнечной системе силами внеземного разума появилась новая звезда, а высадка землян на Европу была этим разумом запрещена, мир сильно изменился. Этот новый мир и изображён автором в третьей «Одиссее».

Даже высший разум не способен просчитать все маловероятные случайности, одна из которых и происходит в системе бывшего Юпитера. В распоряжении создавших Монолиты высокоразвитых существ есть миллионы звёздных систем и они могут пренебречь случайными неудачами в одной из них. Но у обитателей Солнечной системы есть только их островок в океане космоса, а будущее новых претендентов на создание развитой цивилизации — существ, живущих на Европе — становится менее определённым.

Третья «Одиссея» не такая культовая, как первая; и вторую она не сильно превзошла масштабами идей. Но читать её, конечно же, нужно, ведь это действительно хорошая научная фантастика.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2009 г.

Эта часть не поразила. Если первые части были связаны с Монолитами, то здесь он практически не фигурирует. Нет той удивительной атмосферы, что была в первой книге.

Первые книги были о первопроходцах в космосе и читались на одном дыхании, а здесь прошло 50 лет и космос стал повседневностью. Писать про обычные вещи это уже совсем другое.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2011 г.

По сравнению с предыдущими частями романа эта часть откровенно слабовата.

Космические корабли «Юниверс» и «Гэлакси» напоминают космический корабль с асимптотическим двигателем из «Земной империи». Можно даже рассматривать эту часть романа как ещё одну историю из мира, находящегося где-то рядом с миром из «Земной империи». Всякие авантюрные решения в духе «а давайте возьмём воду для двигателей из кометы и долетим до Юпитера быстрее во встречном направлении» или «а давайте, пока нас не прилетели спасать, полетаем по Европе и посмотрим на гору Зевс и монолит» очень похожи на спасательную операцию из «Звёздной пыли». Всё также спонтанно и неправдоподобно. В целом, роман написан в стиле, характерном для более раннего творчества Кларка. Главное здесь — не сюжет, а картинки, возникающие по ходу повествования.

Как и в предыдущей части романа, есть одна логическая нестыковка, которую автор настойчиво повторяет. Европа обращена к Юпитеру (Люциферу) всегда одной и той же стороной, поэтому на ней нет приливов. Но в то же время автор несколько раз повторяет, что подо льдами Европы бурлила жизнь, т.к. приливные силы Юпитера «массировали» льды и литосферу Европы, порождая на ней вулканическую активность.

В общем, читается легко и с интересом, но не стоит настраиваться на очередную грандиозную историю, исполненную философского настроения.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2019 г.

Роман неплохой мог бы быть, но нет интриги. В первой части была сверхцивилизация, во второй — гонка, гибель, катаклизм — весь набор отличного романа. Здесь же нет почти ничего. Как-то тускло и похищение корабля выглядит, и изменение маршрута другого корабля. Очень спокойный, даже где-то скучноватый роман. Хотя первая часть про исследование кометы понравилась. И был там намёк на какую-то тайну в пещерах, но всё пропало. Жаль.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2017 г.

Для тех, кто не ознакомился с книгой: в отзыве содержатся спойлеры.

По мне, так книга без сюжета как такового. Состоит из отдельных интересно описанных технических моментов, нанизанных на невыразительный стержень. Уже заканчивая чтение второй Одиссеи, я предполагал, каково будет содержание третьей; и не ошибся. Только вместо большой а та-ташки за нарушение запрета Покровителей ничего не последовало. Не было вообще никакого их присутствия, а от этого дополнительно провисает сюжет.

Вообще, при сравнении трех частей Одиссеи, создается впечатление, что первая часть настолько хороша во-многом благодаря Кубрику. Дальше это у Кларка, на мой взгляд, было утеряно. Например, если уже в 2001г. ИИ мог реально управлять космическим кораблем (в книге рассматривались связанные с этим морально-этические и прочие аспекты), то в 2061 кораблями управляют матерые капитаны. Наблюдается некий диссонанс, не правда ли? Ведь если бы ИИ управлял полетами, то невозможно было бы террористу угрожать штурману и заставлять его посадить космический корабль; в управление кораблями можно было бы просто ввести блокировку на полет вблизи Европы (вплоть до физического уничтожения нарушителя — ведь на карту поставлено благополучие Человечества!) . Но тогда бы не было сюжета. Действующие лица, как и во второй части, неинтересны, характеры невыразительны. То здесь, то там проскакивают олдовые моменты (типа использования магнитной пленки и текста, напечатанного на бумаге). Зато прекрасно описаны технические моменты взлета космического корабля с кометы, посадка на Европу.

А Святая Троица Смотрящих за Человечеством в конце романа-это конечно, шедевр: Всеобъемлющий Дух Боумена, постигший глубины Мироздания, 50 лет скрашивал одиночество беседой с ЭАЛ9000 (ограниченной, в общем-то машиной, бессознательной); посовещавшись, они решили взять к себе еще и Дух старика-путешественника для полного набора.

В общем, интерес от чтения я получил именно от описания технического воплощения путешествий героев, остальное невыразительно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2015 г.

Такое ощущение, что автор с каждой последующей частью эпопеи все больше растрачивал запал, идеи и потенциал ресурсов к написанию. Но все-таки, в целом довольно добротная фантастика.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2010 г.

...собственно добрался я до третьей одиссеи что сказать? да ничего. к сожалению роман пуст, нет идеи, нет сюжета, нет вообще ничего. почему Кларк так любит повторять главы? Читалось тяжело, несколько раз хотелось бросить, но из уважения к автору хотел дочитать.

Не знаю почему роман получился таким слабым. может не было вдохновления, может я его просто не понял. После первых двух шедевральных одиссей прочитать такое — ну не знаю. Единственное что порадовала, это концовка, касающаяся доктора Флойда. Это довольно мило. но не больше. Полет на комету вообще бессмысленен.

Не скажу, что не рекомендую ее читать. напротив — прочтите — в конце концов тетралогию одиссеи прочесть нужно, это классика нф. Но оценка невысокая.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2009 г.

В сравнении с предыдущими Одиссеями — не очень. С самого начала повествование разворачивается-разворачивается-разворачивается... и хлоп! Вот и конец... Остается вопрос «а где же десерт», ради которого мы так далеко забрались... Я бы даже сказал, повествование обрывается.

Но как и говорит в послесловии автор, данное произведение (как и другие в серии Одиссеи) следут рассматривать «как вариации на одну и ту же тему», независимые друг от друга. Пускай эта история закончилась так, от этого мир, созданный Кларком не теряет привлекаельности.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2009 г.

После прочтения третьего романа цикла остаётся чувство неудовлетворенности. Появившаяся в середине романа интрига разочаровывает. Характеры новых героев ( пассажиров корабля «Юниверс» и других ) прописаны не четко и не вызывают интереса.

К сожалению, нет того космического приключения и отважных героев, нет той тайны монолита и загадочной концовки. Путешествие к неизведанным мирам продолжается, но оно уже не будет таким как прежде.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2005 г.

По сравнению с первым «Одисеями» — довольно слабо.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2012 г.

Простенький сюжет и вялотекущие приключения героев. Все для того, чтобі показать в финале несовершенство суперцивилизаций. Они, оказывается тоже могут ошибаться и чего-то не учитівать. Теперь все в нормально, присматривать за порядком во Вселенной или ближайшем окружением Земли будут две человеческие души и одна электронная, но созданная человеком.

Благодаря автору, познакомились с теорией алмазного ядра планет, выдвинутую М.Россом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2011 г.

Не очень интересно. Цивилизация на Европе развивается, земной корабль терпит на ней крушение. Хорошо еще, что две цивилизации не вступили в прямой контакт. И террористов совсем не обязательно было вводить

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

А мне — понравилось. )

Однако, сильно огорчает игнорирование прогресса в Информационных Технологиях. Для 87-88 года — непростительно. Что за видеопленка? Что за мультифакс? Люди обуздали термоядерный синтез и вовсю по Солнечной системе рассекают, а ИТ на уровне 80-х годов XX века.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх