fantlab ru

Артур Кларк «2061: Одиссея Три»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
1024
Моя оценка:
-

подробнее

2061: Одиссея Три

2061: Odyssey Three

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

Новое время и новые события. Старый мир ушел с пришествием Нового Солнца. Это одновременно и ухудшило, и улучшило жизнь землян. Появились новые силы внутри Человечества, стали колонизировать спутники Люцифера. Все, кроме Европы, на котором потерпел крушение самый современный корабль людей. Что же теперь делать? Придти в мир, на котором висит табличка «НЕ ВХОДИТЬ» от тех, кто может превратить целую планету — в звезду?..

С этим произведением связаны термины:

Входит в:



Космическая одиссея
1991 г.
Одиссея длиною в жизнь
1991 г.
Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.
Космическая одиссея
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Космическая одиссея
2007 г.
Космическая одиссея
2023 г.

Издания на иностранных языках:

2061: Третя одіссея
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В связи со странными событиями, происходящими на спутнике Юпитера Европе, к ней направляется экипаж частного космического корабля Universe, принадлежащего китайскому магнату Лоуренсу Тсунгу (или Цунгу). До этого корабль уже успел побывать на поверхности знаменитой кометы Галлея, повторно вернувшейся к Солнцу в 2061 году...

По утверждению самого автора, третья «Одиссея» не является прямым продолжением второй, ровно как и вторая не являлась продолжением первой. Тот, кто невнимательно прочтет все произведения, выразит недоумение по поводу такого утверждения. Ведь все три романа связаны судьбой одного и того же героя — Хейвуда Флойда! Автор и не отрицает данный факт — он просто утверждает, что все эти истории нельзя «нанизать» на одну временную линию: они отличаются в мелких деталях, происходя как бы в параллельных вселенных. Например, в «Одиссее-3» упоминается про несказанно быстро развившуюся цивилизацию европейцев, которые всего за полвека не только обрели разум, но и научились строить на планетоиде небольшие поселения. А, согласно текста «Одиссеи-2», подобные умения пришли к ним только через 19 тысячелетий. Усекаете разницу в масштабах? Причина, как говорит сам автор, в невероятно быстром прогрессе исследования Солнечной системы космическими аппаратами. В 1979 году «Вояжер» посетил систему Юпитера, чем инициировал написание второго романа цикла, в котором автор учел результаты исследования аппаратом четырех галилеевых лун. А третий роман был связан с полетом АМС «Галилей», который сорвался из-за катастрофы американского челнока «Челленджер» в 1986 году. Если б полет состоялся, автор еще раз бы скорректировал данные по Европе, чтобы более детально и точно описать ее природу. Но, увы, воз тогда остался на прежнем месте...

Сюжет романа, как и прежде, позволяет отнести его к космической опере. В нем вас ожидают сразу три (!) путешествия — на комету Галлея, Ганимед и Европу. Не знаю, зачем автор нарушил им же самим установленное правило: оставить Европу в покое и изоляции. Молодая жизнь планетоида еще не успела как следует закрепиться на его поверхности (и в глубинах), из-за чего на достаточно долгий период оказывалась очень уязвима перед внешним воздействием. В принципе, полет «Галактики» это и подтвердил: земная биохимия оказалась для местной фауны сильнейшим ядом. К чему тогда было сажать корабль на поверхность спутника? Автор оправдывает сие безумное действие алмазной горой, открытой неким ученым с Ганимеда. Однако, выглядит такое оправдание весьма неубедительно. Во-первых, запрет на посещение Европы был дан цивилизацией, намного превосходящей по развитию земную. Если ее представители без особых проблем превратили Юпитер в небольшую звезду, им не стоило бы больших усилий превратить Землю в безжизненную пустыню. Не думаю, что кто-нибудь из земных авантюристов рискнул бы сыграть с ними «по-крупному». Во-вторых, даже если считать целью полета алмазный массив, его разработка не принесла бы предпринимателям никаких стоящих дивидендов: рынок быстро понизил бы цену на алмазы, и эксплуатация европейского рудника так же быстро стала бы нерентабельной. Автор, кстати, об этом четко упоминает. Каков же тогда был смысл «угонять» транспорт и сажать его на запретный спутник? Писатель не дает ответа на этот вопрос, туманно намекая на провокацию некоей террористической организации под именем «Чака». Я лично думаю, что автор просто искал повод забросить своих героев на Европу, чтобы показать, каких высот достигла местная жизнь за прошедшие полвека. Более убедительные доводы должен был доставить «Галилей», который полетел только через 2 года после написания романа. Писатель попытался «спрятать концы», но у него это не особо хорошо вышло (т.е. весьма плохо).

Не порадовал меня и язык третьей части. Писатель снова вернулся к репортерскому стилю, который так набил оскомину еще в первой части. Правда, кое-где он всё же разбавляется настоящим литературным языком, но эти эпизоды весьма коротки и плохо увязываются с предыдущим текстом. Я так и не понял, зачем нужно было приплетать к сюжету этого Тсунга (или Цунга), когда речь шла о мировой политике: контакт с иной цивилизацией никак не может быть делом какого-то отдельно-взятого (хоть и очень богатого) гражданина. Выходит, что мировое правительство, про которое упоминает автор, — всего лишь фикция? Какое-то весьма невеселое будущее, где правят богачи и террористы.

Ярких персонажей на этот раз создать не удалось. Виной этому как уже упомянутый мной «репортерский» стиль, так и недостаточно полно разработанный сюжет. Такое впечатление, что автор писал в большой спешке, пытаясь выпустить роман к определенной дате (виноваты редакторы, требовавшие соблюдения контракта?). Во всяком случае, параллельное ведение нескольких сюжетных линий роману явно не идет — распыляет внимание на несущественные «ответвления» и отодвигает на второй план важных персонажей. Тем более, что Флойдов тут оказалось два, и каждый из них пытался перетянуть одеяло читательского внимания на себя. В итоге оно застряло где-то посередине между ними. Поступки персонажей не менее глупы, чем сам сюжет, а про «рояли» я даже говорить не буду, ибо они настолько бросаются в глаза, что их увидит даже слепой (особо выделяется тут заправка водой из кратера Старого Служаки).

В итоге получился роман, немного лучший первой части, но сильно уступающей по интриге второй. Надо было бы ставить «шестерку», но я решил не рубить с плеча «верного друга СССР» и добавил еще полбалла. А потом округлил до ближайшего целого.

--------------

РЕЗЮМЕ: продолжение похождений Хейвуда Флойда по Солнечной системе, вызванное нештатной посадкой частного корабля на «закрытый» спутник Юпитера. Слабовато для такого мастера рассказа, как Артур Кларк.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Европейцы

«Нам нужно сделать многое, прежде чем закончится короткое лето Европы и снова придет длинная зима.

– Сколько у нас на это времени?

– Мало; меньше тысячи лет.»

Третья часть «Космической Одиссеи» Артура Кларка. Время действия — через полвека после событий второй книги, место — звездная система с Юпитером в качестве солнца. «Одиссея-два» завершилась тем, что загадочный монолит, делясь в геометрической прогрессии, заполонил собой всю поверхность планеты, на несколько порядков увеличив ее массу, после чего Юпитер взорвался, превратившись в звезду. А его спутники: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто — соответственно стали планетами.

Инопланетяне-творцы предупредили человечество, что оно может владеть всеми спутниками, кроме Европы, куда путь людям заказан. Не то, чтобы земляне когда-то бывали замечены во внимании к предостережениям, но идти поперек силы, превратившей планету в звезду, даже наша недальновидность не станет. А в целом все у популяции довольно неплохо.

Новые технологии сделали общение между находящимися в разных концах планеты людьми бесплатным, что способствовало беспрецедентному объединению человечества. Сбылось? В точности. А возможность видеофиксации с последующей трансляцией всему миру свела к нулю акты насилия, жестокости, агрессии — это ведь чревато наказанием и просто стыдно. А в этой части сбылось? Пока что-то не очень, хотя в глобально, согласна с Пинкером, насилия становится меньше и оттого отдельные его акты воспринимаются с таким негодованием.

В части межпланетных перелетов и освоения солнечной системы — тут мы конечно полные аутсайдеры. Оказалось, что на Земле еще много с чем придется разбираться, прежде чем выходить в космос. Однако к роману. Система Люцифера — так назвали Новую, активно осваиваются, туда в очередной раз отправляются ученые и космотуристы, но на сей раз на комфортабельном межпланетном круизном лайнере. В составе пассажиров: кинозвезда, спортсмены, знаменитая писательница и Флойд из первых двух книг, теперь ему больше ста лет, но невесомость и низкая гравитация вкупе с новыми технологиями отодвинули старение.

Лайнер «Юниверс» планирует первую в истории высадку на комету Галлея, которая в очередной раз оказывается в нашей системе. А в это же время на плоской Европе, за которой колонисты наблюдают с Каллисто и Ганимеда, вырастает удивительная конусообразная гора, высотой в десять километров. Внук Флойда и племянник самого богатого человека Земли ван дер Берга на корабле «Гэлакси» решают облететь Европу, чтобы выяснить природу этого образования, но стюардесса-террористка Рози вынуждает их сделать посадку на запретной планете.

«Вселенная» спешит спасти парней. В общем, наверчено того еще. Но 2061: Одиссея Три это зрелый Кларк, которому есть, что показать читателю кроме приключений и фантастики. В книге много отсылок к музыке, литературе, кино. Рольф ван дер Берг, например, открыв подлинную природу загадочной европейской горы Зевс, посылает дяде сообщение: «Люси на месте» (догадайтесь, какова природа Зевса). Есть тут исполненный благоговейной нежности пассаж о Вивьен Ли и озорное письмо с Земли от друзей нетрадиционной ориентации.

Оставаясь в русле футурологической НФ, третьей книгой Кларк элегантно выводит роман за ее пределы. А исполнение Игоря Князева, интеллигентное и сдержанное, наполняет роман новым актуальным звучанием.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я и от первых двух книг не особенно был в восторге и оценивал как «средненькое чтиво», но читать или не читать полностью оставлял на Ваше решение. Тут же категорически могу заявить — не советую читать, так как какая-то скучная шляпа без новизны, ответов на вопросы и вменяемого финала.

И вообще, во всех трех книгах автор паразитирует на главной ниточке удержания читательского интереса — мистические древние инопланетяне, постигшие дзен и превосходящие нас на миллионы лет...

а «паразитирует» потому, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и сам автор не знает, что об этом писать, чтоб было интересно и в это верилось (кроме того, что он уже чуть-чуть коснулся в первых книгах трилогии) и просто держит какою-то интригу, которая так и не будет раскрыта

В общем, я не получил никаких положительных эмоций от 3 книги и это еще при том, что я особенно ничего и не ждал, так как мне и первые две книги казались «крепкими средними НФ романами», но тут я не получил даже среднего уровня....непрерывная пустая болтовня без интересных идей или мыслей....и никакого интересного сюжета в добавок.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, ожидал от этого романа большего. Всё-таки не зря у Кларка кроме «Космической одиссеи» не было сериалов («Рама» не в счёт, так как Кларком написан только первый роман).

Почти все интересные идеи и моменты, присутствующие в произведении, вторичны, в подтверждение этого были даны повторы двух запоминающихся эпизодов из предыдущего романа — посадка китайского корабля «Цинь» на Европу и описание газовой жизни в атмосфере Юпитера.

Тайна горы Зевс, по сути центральная интрига романа, также явилась прямым следствием уже известного читателям факта, что ядро Юпитера представляет собой алмаз размером с Землю.

Немного оживила повествование экспедиция к комете Галлея и оставшееся тайной непонятное свечение в её пещерах, а также скупое описание органической жизни на Европе и понимание того, что живые виды Европы и Земли биохимически несовместимы и не могут служит друг другу пищей, являясь в этом случае ядом.

Основная масса персонажей неинтересна, по сути хоть какие-то эмоции вызывал лишь капитан «Юниверса» Смит, который показан не супергероем, а обычным человеком со своими слабостями.

Флойда надо было уже «отпустить», этот персонаж исчерпал себя в первых двух романах, как, пожалуй, и Боумэна с ЭАЛом. Финальная сцена представляется мне лишней. Пусть бы лучше разумы Боумэна и ЭАЛа странствовали по Вселенной, а не «торчали» на Европе.

Ещё один интересный момент. Раз двум кораблям удалось сесть на Европу, то, зная людей, можно было бы предположить дальнейшие попытки исследования этого запретного мира, но как следует из эпилога ко второму роману европеане развивались без внешнего вмешательства. Либо третий корабль, посланный землянами был уничтожен, что, кстати, тоже упоминается в эпилоге к «Космической Одиссеи 2010», либо не нужно искать строгого сооветствия в романах, как и написал Кларк в послесловии третьего романа.

Ещё в романе есть интересная параллель с «Фонтанами рая» — упоминаемые в конце шесть орбитальных башен и кольцо, соединяющее их и опоясывающее Землю.

Итог — читать можно, повествование небезынтересное, но эффекта первых двух романов. к сожалению, достичь не удалось.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно вышло. «Одиссее-2» я поставил 10. «Одиссее-1» уже 8. А тут поставил 7, хотя, если честно, это много. Ну ладно, пусть будет, из уважения к автору. В общем, на мой личный вкус это не тот уровень. Скажу честно, читал все эти «Одиссеи», конечно, в переводе, причем не помню, один и тот же переводчик, или нет. А от перевода зависит очень многое. Читал относительно недавно. Но если сюжет и детали первых Одиссей я помню хорошо, то тут уже все в тумане. Возможно потому, что что «Одиссею-2» я перечитывал не один раз. «Одиссею-1», кажется, один раз перечитывал фрагментами. И фильм видел. А вот «Одиссею-3» прочитал — и больше не хотелось.

Кларк — великий фантаст, это так. И это мое личное мнение о данном произведении пусть не ухудшит отношение читателей к автору. Но пишу то, что есть.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман неплохой мог бы быть, но нет интриги. В первой части была сверхцивилизация, во второй — гонка, гибель, катаклизм — весь набор отличного романа. Здесь же нет почти ничего. Как-то тускло и похищение корабля выглядит, и изменение маршрута другого корабля. Очень спокойный, даже где-то скучноватый роман. Хотя первая часть про исследование кометы понравилась. И был там намёк на какую-то тайну в пещерах, но всё пропало. Жаль.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«2061: Одиссея Три» — продолжение Одиссеи-2010 спустя 51 год, как видно уже из названия. В отличии от второй «Одиссеи», которую можно воспринимать как отдельное произведение, третья больше похожа именно на продолжение, хотя Кларк писал, что все части цикла связаны более-менее условно. После того, как в Солнечной системе силами внеземного разума появилась новая звезда, а высадка землян на Европу была этим разумом запрещена, мир сильно изменился. Этот новый мир и изображён автором в третьей «Одиссее».

Даже высший разум не способен просчитать все маловероятные случайности, одна из которых и происходит в системе бывшего Юпитера. В распоряжении создавших Монолиты высокоразвитых существ есть миллионы звёздных систем и они могут пренебречь случайными неудачами в одной из них. Но у обитателей Солнечной системы есть только их островок в океане космоса, а будущее новых претендентов на создание развитой цивилизации — существ, живущих на Европе — становится менее определённым.

Третья «Одиссея» не такая культовая, как первая; и вторую она не сильно превзошла масштабами идей. Но читать её, конечно же, нужно, ведь это действительно хорошая научная фантастика.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, во внутренней структуре цикла роман выглядит каким-то лишним. Убери его

на события в одиссее-4 это никак не повлияет. Возможно текст был бы оправдан если бы копировка сознания Флойда в монолит имело бы развитие в заключительной части цикла, но в «Финальной одессеи» этот момент попросту проигнорирован. Кларк, в который уже раз за цикл, поменял правила и в монолите «сидят» только Эал с Боуманом.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, после разочаровавшей меня второй «одиссеи», за эту я брался без особых надежд. Но начало меня удивило и обрадовало! Здесь вновь появилась какая-то романтика. Такая притягательная – романтика освоения космоса, освоения планет солнечной системы. Чем-то даже напомнило мне «предполуденные» вещи Стругацких (даже мир был в чём-то созвучно утопичен). Очень было приятно. И сразу этим ветром романтики стало всё оживляться. А уж комета Галлея – по-моему, эталонно научно-фантастическая вещь. Приземление на комету! И её изучение. Очень всё было ярко и интересно (и вообще, кажется, редкая тема). Многое узнал (и представил себе). Ну и не обошлось без интриги – эти сломанные сталактиты и свечение. Казалось бы, мелочь по сравнению с новыми заселяющимися планетами… Но буквально до мурашек пробрало. Возможно и тем ещё, что всё осталось без ответа… Вообще, момент с кометой для меня тут один из сильнейших. Ну и другая интрига – «закрытая» Европа. И необходимость нарушить запрет внеземного разума. Интриговало!

Однако дальше всё пошло как-то бледнее. Скомканней. Повествование раздробилось, по-моему, как-то уж слишком сильно. Понятно, что было сделано это с целью какой-то такой детективности… Но слишком уж… многое было непонятно к чему (этот Чака, например). Происходящее на «Гэлакси» — тоже как-то всё быстро. Происходящее на водной поверхности Европы – тоже. Как-то хотелось большего, какой-то подробности – всё-таки первое посещение людей этого нового мира… И на фоне этого какие-то совершенно лишние вещи на борту «Юнивёрса»… Не понимаю, зачем эти письма (бессодержательные) Флойду, это отношение именитых пассажиров к их новой миссии, когда новый мир и корабль, дрейфующий в нём – в каком-то беглом поверхностном описании…

Единственное интересным были те полстранички текста, в котором Гринберг описывал ещё не так заселённую Луну. Вот так как-то всё провисло в середине. Да и внеземного разума и следа нет. А ведь как ожидалось! С какой тревогой ожидались последствия этого вторжения в «запретную зону». А тут – ничего. Нет этого разума, так интригующего в первой книги, и того что «тянуло» книгу вторую.

Далее вновь стало поинтересней. Заправка от кометы (проблема и её оригинальное решение). Ну и путешествие к горе Зевс и монолиту. Тут всё стало опять интригующе написано и с большим интересом читалось. И это несмотря на то, что, положа руку на сердце, уже было понятно, что это за гора Зевс (особенно если вспомнить вторую «одиссею»). Но всё равно, вдруг схватило и увлекло. А уж монолит… наконец-то проявившийся. Эта новая жизнь, покинутый город неизвестных существ. Этот таинственный фантом живого ещё человека – вот то, за что я люблю фантастику! А уж концовка – неожиданная (это мягко говоря)! В чём-то грустная. И многообещающая!

Одним словом – несмотря на некоторые лишние (ИМХО) вещи, на возникающие иной раз вопросы (например, как за 50 лет так сильно изменилась жизнь на Европе? – хотя, может быть, это действие монолита), несмотря на провисание и какую-то расфокусировку в середине романа, и, если не считать конца, практически отсутствия той таинственной и всемогущей силы иного разума (это ведь уже не «человечество – иной всесильный разум», как в двух первых книгах, а скорее «человечество – и гора Зевс») – роман оставил очень хорошее ощущение. Он интриговал (хотя, может быть, не всегда тем, чем хотелось бы), он был по-настоящему научно-фантастическим (многими знаниями обогащал, выносил на суд многие интересные гипотезы). Он нёс в себе замечательную романтику освоения новых планет, новых открытий. Да он просто-напросто очень хорошо и с интересом читался!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кто не ознакомился с книгой: в отзыве содержатся спойлеры.

По мне, так книга без сюжета как такового. Состоит из отдельных интересно описанных технических моментов, нанизанных на невыразительный стержень. Уже заканчивая чтение второй Одиссеи, я предполагал, каково будет содержание третьей; и не ошибся. Только вместо большой а та-ташки за нарушение запрета Покровителей ничего не последовало. Не было вообще никакого их присутствия, а от этого дополнительно провисает сюжет.

Вообще, при сравнении трех частей Одиссеи, создается впечатление, что первая часть настолько хороша во-многом благодаря Кубрику. Дальше это у Кларка, на мой взгляд, было утеряно. Например, если уже в 2001г. ИИ мог реально управлять космическим кораблем (в книге рассматривались связанные с этим морально-этические и прочие аспекты), то в 2061 кораблями управляют матерые капитаны. Наблюдается некий диссонанс, не правда ли? Ведь если бы ИИ управлял полетами, то невозможно было бы террористу угрожать штурману и заставлять его посадить космический корабль; в управление кораблями можно было бы просто ввести блокировку на полет вблизи Европы (вплоть до физического уничтожения нарушителя — ведь на карту поставлено благополучие Человечества!) . Но тогда бы не было сюжета. Действующие лица, как и во второй части, неинтересны, характеры невыразительны. То здесь, то там проскакивают олдовые моменты (типа использования магнитной пленки и текста, напечатанного на бумаге). Зато прекрасно описаны технические моменты взлета космического корабля с кометы, посадка на Европу.

А Святая Троица Смотрящих за Человечеством в конце романа-это конечно, шедевр: Всеобъемлющий Дух Боумена, постигший глубины Мироздания, 50 лет скрашивал одиночество беседой с ЭАЛ9000 (ограниченной, в общем-то машиной, бессознательной); посовещавшись, они решили взять к себе еще и Дух старика-путешественника для полного набора.

В общем, интерес от чтения я получил именно от описания технического воплощения путешествий героев, остальное невыразительно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать книги одного цикла с примечанием о том, что это книги отдельные, но просто с общими персонажами и похожей вселенной, — все равно что писать научные статьи, в каждой последующей отказываясь от заблуждений. И если различие между двумя первыми Одиссеями было существенным (перенос действия к другой планете Солнечной системы), то третья кажется прямым продолжением второй части. Пропитанность научным методом видна и в подходе к темам. Это снова книга, проводящая экскурсию по нашему ближайшему космосу (приблизившаяся комета Галлея, спутники Юпитера), использующая научные факты и даже настоящие публикации научных журналов (теория об алмазных ядрах газовых планет).

Третья Одиссея определенно лучше «Одиссеи 2010», где автор устроил реалити-шоу про романтические отношения на космическом корабле, отправленном в далекую экспедицию. Такое ощущение, что на Кларка очень сильно влияет популярная культура, так что «Одиссея 2061» в каких-то местах использовала жанровые приемы триллера, где-то экшна, а в паре моментов проскользнули мотивы классических ужасов. По мне, так без этого текст не потерял бы своей увлекательности, а с ними стал неказистым.

Кларк попытался создать в третьей книге влиятельные политические силы, равные по мощи Советскому Союзу и США в первых частях, куда присоединился и Китай. Так что здесь объявляется странноватая Бурская лига, рассеявшаяся по миру, прихватив свои сокровища (что за очередной еврейский заговор?). Эта лига финансирует космические предприятия китайского миллионера Лоуренса Тсунга, корпорации которого заполонили полмира. На самом деле очень похоже на американскую модель ведения политики — экономическими путями. Естественно, не обошлось и без какой-то то ли террористической, то ли шпионской организации «Чака». Введение этих организаций в результате дало эффект, который человечеству десятилетиями демонстрируется во всех СМИ — если происходит что-то непредвиденное, каждый указывает пальцем на соседа. Видимо, Кларк решил, что валить все на фанатичных ученых и искусственный разум, по своему стремящихся к познанию истины, несправедливо. Все беды от политиков. Но, как ни крути, именно образ Ван-дер-Берга, ученого-геолога, проводящего исследования на Ганимеде, оказывается на этот раз тем самым злобным разумом.

И не ясно, насколько тесно он связан с политическими силами, завязанными на Соединенных Штатах Южной Африки. Его одержимость алмазами вполне может объясняться национальным стереотипом, связывающим благосостояние с образом драгоценного минерала, как у граждан других государств — с нефтью. Повествование в стиле Артура Кларка — это представление эволюции или некой классификации. И раз тема на этот раз коснулась алмазов, то сначала показана Долина черного снега на комете Галлея, где песок состоит в том числе и из мелких крупиц алмазов, затем идут рассуждения об африканерах, южноафриканских шахтах и их сокровищах, а дальше задается масштаб ядра планеты и его осколков во время превращения Юпитера в Люцифер. Эволюция при этом заканчивается не доказательством теории восьмидесятых годов, высказанной на страницах журнала «Nature», а постройкой из собранного материала космических лифтов. Что-то вроде мысли: масштабней объемы — масштабней проекты.

Что касается масштабов земной жизни, то «Одиссея 2061» рисует нам глобальный мир, где 31 декабря 2000 года происходит отмена платы за междугородные переговоры (ага, сейчас — плату за предоставление самого способа коммуникации вряд ли кто отменит, будь это хоть телефония, хоть интернет). Кларк наивно выдумывает движение «Заложники мира», усиляя правые политические взгляды на фоне глобализации. Идея заключается в том, что объявлению угроз между странами будет мешать нахождение на территории супостата огромного числа оказавшихся там по какой-то причине своих незаменимых людей, которых те, если что, возьмут в заложники. Больше смахивает на дополнительный повод развязать конфликт. К описываемому моменту наступает «Век Прозрачности» — полное покрытие территорий взглядам спутников, — который якобы явился еще одной причиной невозможности ведения войны. Даже идея появления в Китае особого типа общества, состоящего из поколения «без душевных недостатков» за счет отсутствия братьев и сестер, а также дядей и тетей, выглядит сомнительно. Это должен быть некий эгоцентрический индивидуализм с сильной традицией преемственности, что уж точно должно давить на психику, если общество существует в реалиях рынка и гуманистических идеалов. Кстати, странно, что геолог снимает на видеопленку, в то время как во втором романе человечество уже отказалось от этой примитивной технологии. На бумаге ведь в 2061 уже не печатают.

Не забыта и идея эволюции разума, как-то завязанная на монолитах, образ которых на этот раз приобретает еще более четкие очертания — это всего лишь механизмы, созданные пока что не известной человечеству расой. К Дэвиду Боумену и ЭАЛу — который тоже стал бестелесной разумной сущностью — присоединяется состарившийся на просторах космоса и космических станций Хейвуд Флойд. Его, можно сказать, вербуют за интеллектуальные заслуги, а тот всего лишь перечеркнул нравственные ценности в пользу ценностей рациональных: «Теперь я понял, что существуют вещи величественнее Любви. <...> Сострадание. Справедливость. Истина.» Вроде как звучит вполне человечно, но все это учитывается в контексте миссии монолитов, связанной с культивацией разумной жизни, где сострадание — это всего лишь холодный расчет на то, что какие-то организмы способны выйти на определенный уровень, хоть и путем их тренировки, натаскивания, топорной «педагогики», как это произошло с питекантропами на Земле. А истина по этой логике, скорей всего, касается лишь знания, ресурса таинственной расы. Но это не нашего ума понятия, бестелесная троица ведь отстоит от нас своим уровнем интеллекта, земное человечество же пока занято добычей космических алмазов.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что автор с каждой последующей частью эпопеи все больше растрачивал запал, идеи и потенциал ресурсов к написанию. Но все-таки, в целом довольно добротная фантастика.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простенький сюжет и вялотекущие приключения героев. Все для того, чтобі показать в финале несовершенство суперцивилизаций. Они, оказывается тоже могут ошибаться и чего-то не учитівать. Теперь все в нормально, присматривать за порядком во Вселенной или ближайшем окружением Земли будут две человеческие души и одна электронная, но созданная человеком.

Благодаря автору, познакомились с теорией алмазного ядра планет, выдвинутую М.Россом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с предыдущими частями романа эта часть откровенно слабовата.

Космические корабли «Юниверс» и «Гэлакси» напоминают космический корабль с асимптотическим двигателем из «Земной империи». Можно даже рассматривать эту часть романа как ещё одну историю из мира, находящегося где-то рядом с миром из «Земной империи». Всякие авантюрные решения в духе «а давайте возьмём воду для двигателей из кометы и долетим до Юпитера быстрее во встречном направлении» или «а давайте, пока нас не прилетели спасать, полетаем по Европе и посмотрим на гору Зевс и монолит» очень похожи на спасательную операцию из «Звёздной пыли». Всё также спонтанно и неправдоподобно. В целом, роман написан в стиле, характерном для более раннего творчества Кларка. Главное здесь — не сюжет, а картинки, возникающие по ходу повествования.

Как и в предыдущей части романа, есть одна логическая нестыковка, которую автор настойчиво повторяет. Европа обращена к Юпитеру (Люциферу) всегда одной и той же стороной, поэтому на ней нет приливов. Но в то же время автор несколько раз повторяет, что подо льдами Европы бурлила жизнь, т.к. приливные силы Юпитера «массировали» льды и литосферу Европы, порождая на ней вулканическую активность.

В общем, читается легко и с интересом, но не стоит настраиваться на очередную грандиозную историю, исполненную философского настроения.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень интересно. Цивилизация на Европе развивается, земной корабль терпит на ней крушение. Хорошо еще, что две цивилизации не вступили в прямой контакт. И террористов совсем не обязательно было вводить

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх