fantlab ru

Артур Кларк «3001: Последняя Одиссея»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
742
Моя оценка:
-

подробнее

3001: Последняя Одиссея

3001: The Final Odyssey

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

Благодаря медицинским технологиям 3001 года, астронавта Фрэнка Пула (см. «Космическую Одиссею 2001 года»), мертвое тело которого дрейфовало в открытом космосе тысячу лет, возвратили к жизни.

Вместе с ним мы побываем на Земле будущего и узнаем, чего достигло человечество на рубеже четвертого тысячелетия.

© vad
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Космическая одиссея
2007 г.
Космическая одиссея
2023 г.

Издания на иностранных языках:

3001: Završna Odiseja
1997 г.
(хорватский)
3001年 終局への旅
1997 г.
(японский)
3001: The Final Odyssey
1997 г.
(английский)
3001: Остання одіссея
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз убеждаюсь в мудрости изречения: главное — вовремя остановиться. С «Последней Одиссеей» вышла точно такая же история.

Какой-то неубедительный и незапоминающийся вышел у Кларка XXXI век. Ничего нового и интересного кроме некоторых моментов, как, например, нейроколпак. Конечно, было любопытно снова встретиться с героем «Одиссеи 2001» Фрэнком Пулом, но так как в Первой одиссее его персонаж не был толком раскрыт, здесь он всё равно кажется незнакомцем.

Из монолита почему-то пропал Флойд, появилась хоть какая-то информация о создателях монолита и даже были озвучены их планы по отношению к землянам.

Немного разбавляет всё это уныние описание кустообразных земноводных европеанцев, жителей Цяньвиля, названного так в честь погибшего китайского корабля, первым достигшим этого мира.

Что несомненно порадовало, так это комментарии Кларка после завершения романа, где он подводит под научную основу многие свои допущения в данном произведении.

Тем, кто прочитал первые три романа всё-таки будет любопытно, чем же закончится эта история. Но, повторюсь, до уровня первых двух романов два завершающие явно не дотягивают, так что вполне можно было бы остановиться на дилогии, цикл от этого только бы выиграл.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма разочаровывающий финал

Все будто специально упрощено для скорейшего завершения

- Монолит из загадочного сооружения превращен в пусть и супер, но все же компьютер

- Боумэн и HAL опять же из высшей формы жизни превращены в модули этого суперкомпьютера, пусть и с толикой самостоятельности

- Про концовку даже говорить не буду. Будто Кларк под конец возненавидел серию и решил отклишировать ее насколько возможно, и вряд ли это не было набором клише в момент написания.

Сам 3001 год описан небезинтересно, но каким то не большим вышло развитие за тысячу лет. Между 2001 и 2061 будто произошло больше, чем между 2001 и 3001 годами.

Вообще вся научно-фантастическая серия ушла, к моему сожалению, именно в фантастическое, оставляя научное лишь декорацией. Первая и вторая книги предсказывали другой вектор как мне показалось. Особенно разочаровывают противоречия между частями тетралогии или даже полное игнорирование оных.

Стоило остановиться на двух книгах, либо мне, либо Кларку.

Оценка всей серии — 7/10, но конкретно этой части...

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ради чего?

Это первый вопрос, который после прочтения приходит в голову. И задать его хочется всем — и персонажам, и автору.

Вот зачем, Кларк? Ради чего ты перечеркнул массу вещей, тобой же прописанных в предыдущих книгах. Зачем неприкрыто переписывать возможности создателей монолита и того же Боумена? Зачем убивать (или что там с ним случилось за тысячу лет) несчастного доктора Флойда? Зачем полностью перечёркивает третью книгу? Ладно во второй решил ориентироваться на более популярный фильм, так там он раздевал и в рот положил, чтобы все непонятки прояснить. А тут про 2061 год просто забыли, за исключением пары деталей. Ну и ради чего все это? Ради неопределенного финала, когда у людей отсрочка на 1000 лет, но за ними все равно придут?

А теперь вопросы к героям, точнее, к создателям монолита. Она за тысячу лет не только замедлились, но и разленились и поглупели? Им пришел мутный отчёт с опозданием на несколько веков, и они вот так сразу решили убивать человечество? Они, вложившие столько сил в развитие разума? Изучившие в 2010 Землю вдоль и поперек через свое детище? Это точно те же ребята, которые подобрали для Дейва подходящую еду, да ещё и разложили в банки со знакомыми этикетками? Которые обставили гостиничный номер, выдали одежду и накачали земных телепередач, чтобы запуганный человек вдали от дома чувствовал себя спокойнее? Причем всего на пару часов, тк потом все это не понадобилось. То есть ко встрече с первым человеческим послом они так тщательно готовились, а когда пришла пора решать судьбу всей расы просто решили уничтожить все не глядя? Вот не верю!

И да, ради чего тогда эпичный и даже трогательный конец первой книги? Звёздное Дитя было создано, чтобы веками сидеть в суперкомпьютере, беседуя с другим суперкомпьютером? Для чего грандиозные описания открывшихся перед Дейвом возможностей, для чего намек на рост и развитие, если он будет просто годами сидеть на одном месте и иногда летать на людей смотреть? Это, наверное, самое большое разочарование

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вставлю и свои «пять копеек» разочарования...

Во первых почему такой огромный разрыв во времени?

Сэр пересмотрел своё отношение к развитию человечества?

Неужто после полетов к Юпитеру (Люциферу) человек послушно 1000 лет будет гадать и (даже не пытаться подсматривать) — а что там на Европе?

Во вторых...сэр Артур на склоне лет ударился в веру?

А иначе почему целая половина книги посвящена размусоливанию этой темы.

Из научной, чистой и позитивной книга превратилась в философский трактат вокруг «камня в Африке(я о Монолите)»

Кроме того: ни одно описание будущего не кажется «будущим», т.е. многое из того что описано — есть и сейчас (ну кроме полетов и перемещения комет для терраформирования).

В третьих, много, много, много повторов! Уже даже читать не хочется это многократное повторение 1 и 2 Одиссеи.

В четвертых...мёртвый Френк Пул так и остался мертвым. Совершенно картонный персонаж, не вызывающий отклика в душе. Введен видимо только для декорации...

В пятых... Чем провинилось человечество, что те кто его создал, решились на уничтожение своего детища... ну глупость несуразная...то есть пестовали миллионы лет и на тебе — херак и нет нас (мы и сами себя можем уничтожить, нам не надо помогать в этом))).

И еще: очень хотелось чтоб описан был контакт с «европейцами» ПОДРОБНО — как выглядят, их быт, жизнь, вот их бы религию интересно было прочесть !

Но автор счел эту тему неинтересной...а жаль

При всем уважении к Кларку, эта последняя часть трилогии получилась скучной.

И да, как и все говорю — надо было остановиться на двух частях

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, текст произвёл странное впечатление, как в чисто литературном, так и в сюжетном плане. Сперва о литературном моменте. Автор подробно выписывает моменты никак не влияющие ни на сюжет, ни на понимание мира, зато когда начинается что-то интересное текст вдруг превращается в скоростной конспект («Я встретился с Боумоном и он мне поведал». Что именно поведал читателю не очень понятно, но поведал).

Общество трёхтысячного года практически не описано, если, конечно не считать технических достижений. Нам только сообщается, что там демократия. Очевидно, автор считает, что этим сказано всё. Как бы не так! В древних Афинах, например, демократия прекрасно сосуществовала с рабством. Экономическая формация и политическая вовсе не обязаны совпадать. За некоторые преступления людей временно лишают самосознания и превращают на какое-то время в биороботов. Герой не интересуется за что наказали его камердинера: то ли убил кого-то, то ли книгу библиотечную потерял. Мол чрезмерный интерес к патологиям, есть сам патология. Но минуточку, система наказаний может очень многое рассказать об обществе и его морали. Есть же разница между убийством и потерей книги.

Мельком, как нечто само собой разумеющиеся, упоминается, что с изобретением «мыслителя» (нейроколпока). люди стали плохо относится к инакомыслящим! Это что же за утопия такая?! А автор представляет это общество именно как высокотехническую утопию. Хотя возможно тут просто плохой перевод или автор неверно выразил свою мысль.

Так же мельком сообщается, что в этом обществе есть несколько тысяч суперграждан с особыми привилегиями. Какими и за что — молчание.

Я понимаю, что Кларк, судя по его текстам, убеждённый сциентист (философия, что общество должно строится строго по науке) и ничего против этого не имею. Никто ещё не доказал мне, что сциентизм это плохо). Но если ты пишешь о подобном обществе, то будь добр покажи мне достаточно подробно социум, а я уж решу нравится мне подобный мир или нет. В тексте это не сделано.

Как и во всём тексте многочисленные противоречия с предыдущими томами. Самый вопиющий момент, что создатели монолитов не могут перемещаться быстрее света, что явно противоречит томам один и два. Кларк видно и сам понимает, что пишет, что-то не то: поэтому Боумен вдруг сообщает, что пару раз летал в некой световой оболочке возможности которой превосходят технологии создателей монолитов. Это что же получается: есть контролирующая цивилизация второго порядка превосходящая создателей монолитов, а Боумен что-то вроде двойного агента? Вот тут то Фрэнку и вцепиться в него мёртвой хваткой: пусть объяснит поподробней. Но тому, похоже, наплевать?! Ну ладно, тогда было немножко не до этого — мир спасали, в условиях жёсткого временного лимита, но задуматься то он точно должен.

Что за странную игру затеял монолит с затмениями по всей Солнечной, собирался ли он взорвать светило или нет. И если да, то за что. Странно, как-то: казнь спустя тысячу лет после некоего отклонения в развитии, которое то ли было то ли нет? За тысячу лет ситуации вполне может кординально измениться. В любом случае для принятия окончательного решения его хозяева должны по меньшей мере прибыть лично, что бы разобраться на месте.

Почему после занесения в монолит вируса тот исчез физически? Я вообще сильно сомневаюсь, что создатели монолита не предусмотрели бы никакой защиты от компьютерных вирусов. В романе утверждается, что все информационные системы должны действовать по одной логике. Но ведь и все биологические системы в принципе подвержены болезням, что не отменяет имунку.

Непонятный эпилог. Кто там собрался судить и кого. Между эпилогом и основным текстом нет никакой смысловой связи. Можно, конечно, понять, что некие демиурги собираются вершить над нашей вселенной страшной суд. Но только какое это имеют отношение к остальному тексту? Эпилог словно взять от другой вещи.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже писать отзыв не хотелось, но коли написал к предыдущим романам, напишу и к этому. Оценку я завысил, просто из-за имени Кларк. И потому, что как я понял, роман не закончен, то есть, формально, его вообще нельзя оценивать. Но раз уж приходится — скажу: не надо было это писать... В общем, мне не понравилось. И скучно по сюжету, и занудно по стилю. Даже «отозваться» не о чем. Даже читать не посоветую, особенно тем, кто любит автора. Да, понятно, у каждого могут быть неудачи. Особенно, если пишешь не по вдохновению, а потому что «надо» продолжить тему. Ну, впечатление такое создалось...

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, последняя книга вызвала во мне наибольшее разочарование.

Но начиналось-то как интригующе! Возвращение Фрэнка Пула! Возвращение через 1000 лет! И вместе с Пулом мы смотрим, как изменился этот мир. «Звёздный город» шокирует своими размерами (как и смелостью самой идеи)! Нейроколпак описан просто великолепно… Ну, и тут, в общем-то, как бы… и всё… Дальше (всё исключительно для меня, конечно) пошло либо как-то поверхностно, либо совершенно несуразно (люди-ящеры эти – такое ощущение, что персонаж из какого-то мультика), либо неизвестно зачем (Леди Дракон)… Какая-то разболтанность дикая – многие вещи, то описаны так, что не очень-то представляется, то вообще неизвестно для чего… Ладно, очень было интересно наблюдать это столкновение кометы с Венерой (искусственное охлаждение Венеры), но остальное – быт корабля и жизни на Ганимеде… какого-то живого представления оно не составляло и… в общем, всё-всё казалось лишним. Особенно эти размышления о религии – для меня один из самых пустых моментов в книге (да и во всей саге). Нового я тут ничего не увидел. И понял, к чему это, только прочитав источники информации. Не уж-то на автора так повлияла прочитанная во время работы книжка, что он так яростно стал впихивать её постулаты (антирелигиозные) в свой роман, да ещё, по-моему, не к месту и с ущербом для романа, для интереса?!.. Целые главы философии – идущей не в тему, да ещё нудной и в устах автора совсем неуместной… Меня это удивило… по плохому удивило… Но дальше возникла надежда (опять, как и во второй книге – едва ли не к самому концу) что интрига восстановится – ведь нас ждал Контакт! Первое за тысячу лет посещение Европы! И первый контакт с Боуменом! Но… Но и это не принесло мне ничего, кроме представления, как выглядят европеанци… А если говорит честно, то ещё сильнее разочаровало. Эти главы из первых книг (кочующие из книги в книгу) так наскучили, что их хотелось перелистывать, не читая… И в общем-то, Контакта-то мы и не увидели… Ощущение такое, будто автор взялся за дело, которое не знал как решить, и пошёл по пути наименьшего сопротивления – оставил всё за скобками, писал так расплывчато… для меня – сплошное разочарование. И расплывчатость – ну до одури неприятная. Я буквально чувствовал себя обманутым… А уж финал. Я даже не представлял, что так можно написать – опять всё будто украдено, никакого даже близкого представления не оставляет – а что собственно происходит? Что передал Боумен? Что это за опасность? Что там вообще так не понравилось Монолиту? Такое ощущение, что автор и сам не знал… Ему просто надо было как-то поднимать накал… Вот он и делал, как мог… Мне было непонятно абсолютно всё – почему нужно тысяча лет, чтоб передать информацию – ведь это ломает и трансформацию Боумена (его перемещения) и превращение Юпитер в Люцифера (ведь команда была от Внеземного Разума). И как они собирались с этим бороться? Вирусы компьютерные? Но как? Я так ничего и не понял. И эта расплывчивость (никакой конкретики), одни общие слова – ну просто выводило из себя. Ведь это совершенно, совершенно не уровень автора. Какое-то авторское бессилие. Единственное понял, что закончилось победой человечества – вернее отсрочкой угрозы на 1000 лет. Это вам не Люциферы зажигать…

Начиналось здорово (это не отнять), но в конечном итоге напомнило мне воздушный шарик, прекрасный, но начавший сдуваться, да ещё и с неприличным звуком. А в конце от разочарования даже хотелось плюнуть. Так, книга обманутых надежд. Иногда ловил себя на мысли, что мог такое ожидать только от какого-нибудь юнца в его первом романе, но никак не от Кларка…

В конечном итоге, в сухом остатке (хорошем), остался лишь «Звездный город», нейроколпак, столкновение кометы с Венерой да тот интересный факт (действительно интересный – есть над чем подумать), что человечество, привыкнув к другим планетам и малой силе тяжести, с трудом могут выдерживать силу тяжести Земли… А в остальном – даже вспоминать не хочется, так разочаровало.

Р. S. Кстати, прочитав «Источники информации» с удивлением понял, что они для меня показались ценнее едва ли не всей книги – этот научный костяк, эти идеи, только, кристаллизованные, да ещё с источниками. По крайней мере, тут нечему возмутиться и разочароваться…

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабей первых трех частей однозначно. Такая завязка сюжета с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
возвращением Пула к жизни
закончилась
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
описанием жизни на Земле в 3001 году...

К концу книга стала тяготить и 1/4 я уже не дочитывал.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершение саги, удивительного путешествия длинною в тысячи лет.

Книга оставила очень странные и двойственные впечатления. С одной стороны есть удивительные технологии, проработка всех идей, один из тех случаев, когда читаешь, и практически наяву представляешь то что описал автор, но в наше время. С другой, очень не хватает цельности и большего раскрытия сюжета. На ум приходит мысль, что Артур Кларк собрал множество интересных и фантастических приспособлений и написал про них рассказ. Много вопросов осталось без ответа.

Но все же очень рекомендую ознакомиться и прочитать эту книгу. Что бы посмотреть на то, как фантастика меняет мир, и мир меняет фантастику.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не представляю, смог ли бы автор найти идеи для еще одной части. Такое ощущение, что в заключительную часть они просто выскребались, да еще и с большим скрипом. Но получилось! Рекомендую. Неплохое завершение эпопеи, хотя могло быть и посильнее...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые говорят, что сюжет прост. Пускай. Но воскрешение Фрэнка Пула было необходимо, чтобы как-то связать человечество с Дэйвом и ХЭЛом. Они оказались такими капризными, что не хотели ни с кем вступать в контакт тысячу лет. Главное, как мне показалось, вот что. Человечество, выведенное чьим-то «пинком под зад», как пишет А.Кларк, оказалось более смышленое, чем ожидали «Перворожденные». В трудную минуту оно смогло постоять за себя. Операция «Дамокл» прошла успешно.

Очень понравилась последняя часть «Источники и благодарности», хоть это уже совсем не роман, а коментарии к нему.. Это немного проливает свет на связь всех частей «Одиссеи». Но больше запомнились финальные слова романа, которые позволю себе процитировать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Наконец, я хотел бы заверить моих многочисленных буддистских,христианских, индуистских, еврейских и мусульманских друзей в своей искренней радости оттого, что религия, которую волей Случая вы исповедуете, внесла мир в ваши души (а часто, как теперь неохотно признает Западная медицинская наука, и в ваше физическое благополучие).

Возможно, лучше быть не-нормальным и счастливым, чем нормальным и несчастным. Но, конечно, лучше всего быть нормальным и счастливым.

Смогут ли наши потомки достичь этой цели -- самый большой вызов, который бросает нам будущее. Но на самом деле хорошо бы узнать, есть ли у

нас вообще какое-то будущее.»

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда, на последнем томе маэстро сдал, причем сдал окончательно.

И снова пересказывается трагическая история китайского звездолета Цянь, бесспорно, красивая, яркая сцена, но зачем же ее повторять снова и снова? А как вам чудесное воскрешение Френка, после тысячелетней комы на краю солнечной системы? Пожалуй, самый неправдоподобный момент всего цикла, который поражает своей реалистичностью. Да и картины человечества будущего как-то нарочисто футуристичны, хотя не лишины собственной логики.

Нет, я не хочу сказать, что книга полностью «слита». Читается она то с интересом, особенно часть с описанием мира будущего и посещение Европы. Но до остальных романов серии, явно не дотягивет.

Резюме: читать можно, особенно, если хочется еще раз окунуться в замечательный мир Космической одиссеи.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

...итак последняя одиссея. С трудом осилил Третью. С грустными мыслями взялся за «продолжение». и знаете, мои ожидания не оправдались, книга не шедевральна (см. Одиссею 1 и 2), но и не плоха. Да — сюжет затянут, да — начало нудное до невозможности, да — концовка вообщем-то банальна, да — видение будущего Кларка несколько странновато (колпаки, побритые наголо головы), но что-то в романе есть, что его приятно читать (после прочтения ужасного начала). Написано просто, не сложнее 3-ей одиссеи. не радует опять же повторы старых глав. Загадка монолита как такого решена, но что и кто стоит за ним — загадка. много неясного, да это и к лучшему, пусть лучше загадки останутся загадками, чем найдутся бредовые разгадки.

Почему низкая оценка? Роман потерял ту мрачноватую атмосферность, которая присутствовала в первой книги и немного во второй. Монолит — загадочный и молчаливый, его тайны — все в этом романе имеет другую окраску.

Рекомендую ли я читать? даже не знаю. в отзыве на третью одиссею я сказал что нужно прочитать всю тетралогию. сейчас скажу по-другому — решайте сами.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно описан мир будущего. Поражают новые технологии. Конечно, раздражают Мыслители и тотальный контроль сознания людей. Интересна интерпретация бога. В конце человечество расправляется с богом. Может быть, теперь мы претендуем на роль богов во Вселенной. Хотя бы для тех же европеан.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало показалось многообещающим. Идея города-кольца на геостационарной орбите вокруг Земли, башни-подъёмники были описаны ещё в «Фонтанах рая». Здесь эта идея уже принята в качестве основы мира будущего и её детали не мусолятся.

Что ещё из деталей будущего можно отметить?

1. нейроколпаки — устройства, позволяющие непосредственно соединить мозг человека с компьютером,

2. носители информации, имеющие вид стеклянных пластинок и вмещающие информацию, многократно превышающую петабайты,

3. искусственно выведенные генетически модифицированные животные с необходимыми свойствами (обезьянки-археологи, динозавры-садовники и т.п.),

4. антигравитационные двигатели космических кораблей, управляемые гравитационные поля в жилых помещениях людей,

5. поселения людей на Венере (немногочисленное — около 50 учёных в бункере под поверхностью Венеры), на Луне, на Ганимеде — спутнике Юпитера,

6. транспортировка астероидов, состоящих из водяного льда, на Венеру в целях её терраформирования.

Интереснее всего же было читать не сам роман, а послесловие к нему, где автор объяснял многие из применённых идей.

Нейроколпаки и пластинки памяти иллюстрируют представления автора о том, каким образом можно было бы в будущем сохранять человеческую личность на носителе информации. Эта идея основывалась на какой-то научной статье, в которой было написано, что все ощущения человека за всю его жизнь обладают информационным объёмом в примерно один петабит.

Антигравитационные двигатели я до сих пор всегда считал идеей с низкой достоверностью. Прочитав послесловие автора, я уже воздерживаюсь считать эту идею чистой выдумкой. Суть объяснения сводится примерно к следующему. Существуют несколько «видов» полей: электромагнитное, сильное и слабое ядерные поля, гравитационное поле. Существуют теории, в рамках которых удалось свести три первых поля к единому объяснению. Если удастся соединить в одной теории объяснение всех четырёх видов полей, то возможно эта теория даст человечеству ключ к пониманию того, как можно управлять гравитационным полем. Далее, тело ускоряющееся под действием гравитации, тем не менее находится в невесомости. А это значит, что управляя гравитацией можно придавать космическому кораблю немыслимые ускорения, которые никоим образом не будут чувствоваться ни членами экипажа корабля, ни создавать каких-либо силовых нагрузок на сам корабль. То есть, если человечество создаст единую теорию поля и научится с помощью этой теории управлять гравитационным полем, то в принципе, в гравитационном двигателе нет ничего невозможного.

В послесловии автор также написал, что пять глав были скопированы из второй и третьей Одиссей. Все главы, по словам автора, были подредактированы, но явно это заметно только в главе с записью радиопередачи китайского астронавта Чана с поверхности Европы. В записи чудесным образом восстановлены пропуски, которых во второй Одиссее не было слышно из-за помех. Впрочем, ничего нового пропущенные участки не добавили.

Единственное чем мне не понравился роман, так это способом уничтожения монолита. Земные компьютерные вирусы не смогут работать на монолите-компьютере, о котором даже не известно, является ли он электронным компьютером. А если бы это был квантовый компьютер? И уж даже если предположить, что это всё-таки электронный компьютер, то не понятно, почему это он вдруг начнёт обрабатывать какую-то постороннюю информацию как положено — ведь у него может быть совершенно другая процессорная архитектура и неизвестная операционная система. Даже если поверить высказанному предположению автора и представить, что монолит сам проанализировал программу, создал под неё подходящий эмулятор и запустил, то неужели он не определил бы, что определённый процесс использует слишком много вычислительных ресурсов и его приоритет нужно понизить, а то и вообще остановить выполнение программы. Ведь, например в Linux, имеется специальная подсистема, следящая за использованием оперативной памяти, OOM-Killer, которая завершает процессы, захватывающие в процессе работы слишком много оперативной памяти, а планировщик процессов снижает приоритет процессов, использующих слишком много процессорного времени.

В целом, больше всего понравилось описание будущего человечества. В этом Кларк профессионал, на основе нескольких прочитанных научных статей он умеет представить, каким неимоверным образом может изменится образ будущего. История Френка Пула и монолита здесь — не более чем связующее звено, элемент связывающий этот роман с остальными.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх