Художник — Микалоюс Константинос Чюрлёнис
Родился: 10 сентября 1875 г.
Умер: 28 марта 1911 г.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875, Ораны, ныне Литва — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Детство провёл в Друскениках, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас».
Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893), который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера. Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории (1901—1902). После смерти князя Чюрлёнис остался без стипендии и покинул Лейпциг, а осенью 1902 г. уехал в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов. Около 1904 г. он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.
Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости» (№ 9266 за 1906 г.). Успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он — литовец, хотя не знающий литовского языка.
В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.
Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет (неполных 34 года), сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 г.
В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.
Ещё в 1905 г. он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.
Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387 г.) была языческим регионом. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскениках в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.
В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Кимантайте-Чюрлёнене (1886—1958).
Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.
Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии. Помимо этого он испытывает нужду. Не хватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки.
В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьёзным ударом по психике автора.
К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.
В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды. Его могила находится на кладбище Росса (Расу) в Вильнюсе.
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»).
Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.
Обложки изданий (14)
Внутренние иллюстрации изданий (14)
Издания не на русском языке (1)
Примечание