Художник — Наум Иосифович Цейтлин
Родился: 23 сентября 1909 г.
Умер: 1997 г.
Наум Иосифович Цейтлин — график, член Союза художников СССР. Иллюстратор детских книг. Работал также как живописец.
С 1925 года работал как художник-оформитель в кинотеатре Геническа. С 1930 — в «Крымской газете» появились первые карикатуры Н. Цейтлина. С 1930-х годов работал художником иллюстратором в журналах «Пионер», «Рост», «Смена», сотрудничал в издательствах «Молодая гвардия», «Детгиз».
В 1936-1940 годах учился на курсах при Московском художественном институте. Годы Великой Отечественной войны провёл на Северном флоте, выпуская плакаты и листовки.
Участник Всесоюзных художественных выставок 1931 и 1950 годов.
Лучше всего художнику удавались книги для малышей: «Разноцветный мальчик» О. Дриз, «Сказки» братьев Гримм, «Что Бывало» Б. Житкова, «А что у вас?» С. Михалкова, «Конь-огонь» В. Маяковского.
Умер в 1997 году.
«Творческий путь Наума Иосифовича Цейтлина не был легким: изучение монументальной живописи в классе профессора Л. Ю. Крамаренко, опыт фронтового художника, работа в книжной иллюстрации, станковом искусстве. Все это переосмысливалось, пересматривалось, и каждый раз приходилось начинать сначала. Среди своих учителей художник особенно выделяет Р. Р. Фалька, в студии которого будучи уже в зрелом возрасте он провел два года, совершенствуясь в живописи.
Уроки Фалька сыграли решающую роль в формировании живописного видения художника, хотя он мало воспринял формальные стороны мастерства своего учителя. Живопись Цейтлина изначально тяготела к обобщенному цветовому пятну, фреске, мышлению широкими плоскостями. Эта внутренняя тяга к монументальным решениям объясняет в известной мере единство задач рисунка и цвета, которое характерно для творческого метода художника.
Творчество Цейтлина многопланово. В нем присутствуют гротеск и лиричность, философская обобщенность и мир сказки. Художник стремится выразить с помощью цвета подчас трудно уловимые состояния человеческой души («Ожидание», «Ночной Ленинград», «Люди ночью»). И этой теме соответствует определенная цветовая гамма. Симфония серых, сине-красных тонов определяет настроение и в конечном счете выявляет живописный замысел. Цвет у Цейтлина обладает явно экспрессивными качествами. Это особенно заметно в серии работ, выполненных на холсте только бепилами и углем. В картинах оживают ленинградские белые ночи, туманы, суровая северная зима. Здесь городской пейзаж утрачивает свои бытовые, будничные детали, и город предстает как бы плывущим, далеким, сказочным. Настроение усиливает не только цвет, но и живописная фактура.
В портрете поэта О. О. Дриза с помощью белого цвета выражено определенное поэтическое настроение: боль об ушедшем, невосполнимость душевной утраты, память о близком человеке. Проступающий на фоне дерева легкий профиль поэта — как бы символ бессмертия человеческой души, слившейся с жизнью природы: деревом, камнем, небом. Рядом с глубоко лирическими темами Цейтлин разрабатывает темы современного города и спорта («Хоккей»‚ «Акробатка», «Фигуристы»). Здесь задачи несколько иные. Не изменяя главным своим принципам, он активно вводит в живопись приемы кино: глаз художника, подобно камере кинооператора фиксирует мгновенный необычный ракурс, с помощью которого окружающий мир вдруг предстает иным, чем в своем обычном, бытовом состоянии. Взгляд сверху стремительно деформирует пространство, цветовые плоскости акцентируются, мир реальный на мгновение распадается. Именно это „мгновение и рождает картину. Роль цветового образа и создаваемого на его основе цветонастроения особенно велика в пейзажах. Они разнообразны по тематике и занимают значительное место в живописи Цейтлина. Художник видит в пейзаже возможность не только передать жизнь природы, но и свои собственные чувства и переживания. Очень часто его пейзажи создаются в форме обобщенной импровизации в мастерской, но этому обязательно предшествуют рисунки и эскизы с натуры. Сам художник особо подчеркивает значение цветового образа, на основе которого создаются отдельные произведения или целые серии: «Геническ», «Москва», «Ленинград».
Художник, на всю жизнь связанный с иллюстрированием литературных произведений, и в своей живописи разрабатывает некоторые близкие ему литературные темы. Таковы серии картин по мотивам романа Томаса Манна «Иосиф и его братья» и поэмы Э. Багрицкого «Дума про Мопанаса». Не нужно искать в них полного соответствия тексту, подробной передачи сюжета. Литературное произведение с его философской ›и поэтической символикой предстает здесь скорее как повод для поэтических сравнений, развернутого монолога художника, его воспоминаний о детстве. В этих сериях используется также взятый из кинематографа принцип монтажа, а организующим м скрепляющим началом является цвет. Творчество Цейтлина менее всего рассчитано на зрителя, который, придя на выставку, хотел бы расслабиться. Его живопись напряженна, она заставляет увидеть и ощутить в обычных предметах весь тот глубинный смысл вещей, который делает их причастными нашим делам и чувствам.» © www.artpanorama.su