Работы художника Л С ...

  Работы художника Л.С. Хижинского
Л.С. Хижинского
Страна: Россия
Родился: 1896 г.
Умер: 1972 г.


Леонид Семенович Хижинский, художник-график, начинал свою деятельность в обстановке повышенного интереса к книжной иллюстрации и станковой гравюре: именно с гравюрой связан расцвет советской иллюстрации в 20-е — 30-е годы.

Хижинскии родился в Киеве. Его художественные вкусы воспитала культура старинного города: древняя монументальная живопись, архитектура, мозаики, росписи Врубеля. И особенно книжная культура Киевской Руси, в которой гравюра занимала ведущее место. Он стремился вместить весь предшествующий опыт культуры в свое творчество, сделать «мастерство подножием искусству».

В 1924 году ленинградские издательства привлекли Л. С. Хижинского к оформлению книг. Это было время, когда художник окончательно выбрал ксилографию, не занимаясь с этих пор ни гравюрой на линолеуме, ни офортом, ни литографией.

Оформление первых книг обнаруживает привязанность художника к романтической литературе («Старинные повести», «Путевые картины» Гейне, «Романтические повести» Одоевского). Они давали возможность изображать увлекательные интриги, напряженные сцены, передавать очарование и поэзию старины. А гравюра на дереве позволяла облекать фантазию в совершенную форму: выверенный штрих, чеканность резца таили возможность передавать эмоциональные краски, душевные состояния, настроение того или иного эпизода. Искусство Хижинского ясно, гармонично. В воодушевлении художника столько меры, достоинства — его искусство несет печать классичности.

В 30-е годы художник обратился к русской гравюре XVII—XVIII веков, русским и украинским лубкам, сказкам. Его буквально гипнотизировали смачная красочность, неистощимость выдумки, пышная фантазия народного искусства. Он создал гравюры к сказкам О. Озаровской, русским народным сказкам, загадкам М. Рыбниковой. Характер гравюр имеет много общего со старинным русским лубком: они смешны и нравоучительны, в них — безудержное веселье и мораль, занимательность и серьезность, наконец, предельная условность формы и подробнейшая детальность изображения. Хижинскому как оформителю книг свойственны чистота стиля, единство художественных средств. В оформлении сказок О. Озаровской, кроме лубка, художник использовал и элементы пряничных досок, русской набойки. Несколько цветных гравюр увеличивали нарядность книги, сообщая ей веселое и озорное настроение.

Немало места в творчестве Хижинского занимает пейзаж. Он любил рисовать с натуры — подробно, пристально, с любовью. В серии гравюр «Пушкинские места» художник достиг монументальной точности и поэтичности, навеянной лирикой поэта. В гравюрах, посвященных Михайловскому и Тригорскому — эти места одухотворил Пушкин,— зрителю передаются душевное ликование и трепет чувств, которые пережил сам художник: штрих гравюр то быстрый, стремительный, то плавный, ласковый.

Мастерство Хижинского особенно полно проявилось в работе над повестью А. Виноградова «Потерянная перчатка». Здесь творческая зрелость соединилась с темой прошлого, которую художник определил как «свою». Графические средства, их богатейшая, в руках мастера, палитра приблизили к нам исторические события, высветили их из глубины времен. Суровые ритмы, контрасты штрихов, мрачноватая игра света и тьмы воссоздают скорбную атмосферу дней, проведенных в Москве военным комиссаром наполеоновской армии Анри Бейлем, впоследствии знаменитым французским писателем Стендалем.

Циклы гравюр к комедиям Карло Гольдони и «Хронике Карла IX» Проспера Мериме представляют собой блистательный итог искусства художника (1950—1960-е годы) . Пленительный мир театральных произведений Гольдони и благородная простота прозы Мериме нашли адекватное изобразительное решение. В них есть особая сдержанность, достоинство мастера, та «неслыханная простота», по выражению Б. Пастернака, к которой приходит в конце пути требовательный к себе художник.

© "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник"



 Обложки изданий (21):
1927

Иестер и Ли
1927 г.
Братья Шелленберг
1927 г.
Пути и вёрсты
1927 г.
1928

Клуб удивительных промыслов
1928 г.
Блёф
1928 г.
Луна и шестипенсовик
1928 г.
1929

Колония Ланфиер
1929 г.
Джесси и Моргиана
1929 г.
1935

Том 4
1935 г.
1936

Пушкинские места
1936 г.
1938

Неси меня, река
1938 г.
Том 1
1938 г.
1939

Том 3
1939 г.
1948

Том 2
1948 г.
1950

Колония Росс
1950 г.
1954

Генералиссимус Суворов
1954 г.
1958

Стихотворения и поэмы
1958 г.
Избранное
1958 г.
Том 5
1958 г.
1959

Комедии. Том 1
1959 г.
Комедии. Том 2
1959 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (6) :
1935

Том 4
1935 г.
1938

Неси меня, река
1938 г.
1954

Сочинения в 3 томах. Том 2
1954 г.
1959

Комедии. Том 1
1959 г.
Комедии. Том 2
1959 г.
1975

Русские ночи
1975 г.

 Другое (23) :
1927

Встречи с Лиз
1927 г
(оформление)
1936

Стихотворения
1936 г
(оформление)
Стихотворения
1936 г
(оформление обложки)
1948

Стихотворения
1948 г
(оформление)
1950

Поэты-петрашевцы
1950 г
(оформление)
1951

Стихотворения и поэмы
1951 г
(оформление)
1954

Сочинения в 3 томах. Том 2
1954 г
(оформление)
1955

Стихотворения
1955 г
(оформление)
1956

Том 1
1956 г
(оформление)
1957

Стихотворения
1957 г
(оформление)
Избранные произведения
1957 г
(оформление обложки)
Том 2
1957 г
(оформление)
Том 3
1957 г
(оформление)
1958

Том 6
1958 г
(оформление)
Том 7
1958 г
(оформление)
Том 8
1958 г
(оформление)
1959

Том 9
1959 г
(оформление)
Том 10
1959 г
(оформление)
1960

Поэты-декабристы
1960 г
(оформление)
1961

Избранные произведения
1961 г
(оформление)
1966

Поэты-петрашевцы
1966 г
(оформление)
1977

Стихотворения и поэмы
1977 г
(оформление)
1979

Стихотворения
1979 г
(оформление)


⇑ Наверх