Апостроф
© Георгий Судовцев
Сказы — жанр немного подзабытый отечественной литературой со времён его создателя Павла Бажова. Но активно возрождаемый Олегом Лукошиным, который в этом отношении, можно сказать, выступает литературным внуком знаменитого уральского писателя, автора «Каменного цветка» и «Хозяйки медной горы». Видимо, не случайно местом первой публикации «Капитализма» и автора, проживавшего тогда в городе Нефтекамск Республики Татарстан, стал «толстый» екатеринбургский журнал «Урал».
С другой стороны, тот же Олег Лукошин выступает и «литературным внуком» Аркадия Гайдара, переписывая в хард-роковой тональности его повесть «Судьба барабанщика». Что получается в итоге? В итоге получается «литературный двойник», даже «альтер эго» небезызвестного Егора Гайдара, тоже внука Аркадия Гайдара и Павла Бажова. Только не времён «рыночных реформ», а чуть пораньше, когда Егор Тимурович работал в журнале ЦК КПСС «Коммунист» и специализировался, кажется, на критике буржуазных фальсификаций экономической теории марксизма.
И если «Капитализм» рассказывает о том, как претерпевшие до конца испытания рынком герои-одиночки стихийно и одновременно «упраздняют» капитализм на территории всех отдельно взятых областей и республик России, то написанные ровно через год уже вкусившим литературного успеха автором «Дороги, которые нас выбирают», представляет собой уже вполне «форматную» — ну, с неизбежной поправкой на сказовый авторский стиль Олега Лукошина и его тягу к «большой философии» — криминальную повесть. И с этой точки зрения фотография автора с красным флагом КНР в руках может считаться таким же «рекламным ходом», как и ставший узнаваемым брэндом силуэт Че Гевары.
Впрочем, в жизни главного героя «Капитализма» Максима тоже был период, когда он торговал в Тобольске компакт-дисками, «отстёгивал» долю местной братве и вообще, казалось бы, полностью включился в товарно-рыночные отношения.
И только встреча с пропавшим отцом, который, оказывается, все эти годы работал в цирке, исполняя по контракту роль дрессированного человека, снова вернула Максима в ряды борцов против «капитализма».
И, подобно тому, как его младший брат Денис недрогнувшей рукой убивает свою маленькую сестру Настеньку ради вступления в Избранный Круг власть и деньги предержащих, Максим убивает Дениса. «Мне отмщение, и Аз воздам».
Правда, «в офф-лайне», «в реале» вероятность такого изменения субъекта, мягко говоря, не превышает 5%, но ведь она, во-первых, не исключена и не стремится к нулю, а во-вторых, не так уж и важно, чем писатель занимается как живой человек — ведь давно известно, что «Жизнь — игра: сюжет отстой, хотя графика супер», — важно, что и как он пишет. Моменты эти, конечно, взаимосвязаны, но не линейно, не напрямую. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»
Так вот, исходя из вышесказанной жанровой и мировоззренческой принадлежности, никакой Олег Лукошин не постмодернист, а тем более — не «постмодернист европейского типа», как его в виду премиальных перспектив «Национального бестселлера» пытались было презентовать.
Если не то, что системных, а даже единичных нарушений причинно-следственных отношений в его текстах найти нельзя, то он и на «простого» модерниста-то «не тянет», не говоря уже про «пост-«.
Да-да, не обольщайтесь: типичный реалист Олег Константинович Лукошин, «литературный внук» добротной и по-своему даже великой советской прозы второго ряда (на фоне Михаила Шолохова и Леонида Леонова, Андрея Платонова и Михаила Булгакова, согласитесь, Аркадий Гайдар и Павел Бажов смотрятся примерно так же, как Новосибирск и Краснодар на фоне Москвы и Ленинграда (хорошо, «Питера», «северной столицы», но мы ведь о советских временах говорим? Кстати, в этой же книге можно прочитать прекрасный рассказ «Помню тебя, Сейфуль-Мулюков!» — о том, что «в 90-х годах прошлого века психиатры нашей страны стали фиксировать крайне необычное заболевание. Оно получило название «Советский Союз». Советский Союз — это болезнь неудачников... это чудовищная иллюзия, миф о прекрасной и справедливой стране, которая якобы существовала в двадцатом веке на территории России и сопредельных государств. Иногда грёзы о Советском Союзе бывают такими, что люди называют имена, даты, события, будто бы имевшие место в истории...» — Г.С.).
В общем, если не случится ничего дурного, от Олега Лукошина можно ждать куда более выдающихся книг, чем «Капитализм» и иже с ним. Хотя и это чтение далеко не бесполезно. Но главное — впереди!
источник: