fantlab ru

Брендон Сандерсон «Легион»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
623
Моя оценка:
-

подробнее

Легион

Legion

Повесть, год; цикл «Легион»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Стивен Лидс по кличке Легион — человек, чьи ментальные способности позволяют создавать множество личностей — иллюзорных людей, наделённых особыми чертами и широким спектром умений. Роман начинается с того, что Лидс и его «отражения» оказываются вовлечены в поиски исчезнувшего учёного Балубаля Разона, чьё основное изобретение — камера, способная изменить наше представление об истории человечества и в корне переделать структуру общества. Действие разворачивается не только в привычном американском окружении, но и в Иерусалиме, древнем и раздираемом конфликтами городе. В ходе повествования Сандерсон затрагивает самые разные и сложные вопросы: природа времени, тайны человеческого разума, возможности применения технологических новинок и изменчивая связь веры и политики.

© Перевод аннотации Borogove

Входит в:

— цикл «Легион»


Номинации на премии:


номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный рассказ (США; повесть)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Легион
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Legion
2012 г.
(английский)
Legion & The Emperor's Soul
2013 г.
(английский)
Legion: The Many Lives of Stephen Leeds
2018 г.
(английский)
Legion: The Many Lives of Stephen Leeds
2018 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качественное развлекательное чтиво — моё первое знакомство с Брендоном Сандерсоном не разочаровало, но и не очаровало.

По сути — это легковесное приключение про мужика с некоторым подобием диссоциативного расстройства личности. Только они не живут в его голове и забирают контроль над протагонистом, а существуют в виде самостоятельных галлюцинаций.

Сами галлюцинации довольно шаблонные, но живенькие, история про учёного и камеру, умеющую фотографировать прошлое — простенькая, но занятная. В рамках скромного хронометража Сандерсон не успевает завернуть что-то интересное и уникальное, поразить чем-то особенным, но мастеровито развлекает.

Крепкая, хорошая и приятная повесть, совсем необязательная для чтения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не фанат Сандерсона. Вернее, я читал у него только «Пепел и сталь», самую популярную его самостоятельную вещь. Несмотря на неплохую систему магии, роман оказался откровенно затянутым и слишком близко подошедшим к янг эдалту. Меня, если честно, настораживает работоспособность Сандерсона и его ежегодные менеджерские отчёты о сделанном и планах. Многословность и продуктивность у писателя невероятная, на грани графомании.

Повесть «Легион», открывающую отноимённый триптих повестей, прочитал из-за попадания оной повести в шорт-лист «Книги года по версии Фантлаба» в номинации Лучшая зарубежная повесть/рассказ.

Автор не изменяет себе и выдаёт подробное предисловие, пространные благодарности и, наконец, переходит к повествованию.

Стивен Лидс — шизофреник с большим набором функциональных галлюцинаций-аспектов. Среди аспектов эрудит, психолог, «морской котик», король Мексики в изгнании, техник, айтишник и прочая, прочая.

Разбогател на грантах за допуск учёных к себе любимому, для души занимается расследованиями.

И вот к нему приходит женщина, показывающая фотоснимки из прошлого.

По настроению и ритму повесть больше всего напоминает типовой технотриллер (вспомнился почему-то роман «Видео Иисус»). И да, «Легион» также напоминает все фильмы и сериалы о персонажах с множественными личностями, тот же «Сплит», например. Только повесть Сандерсона светлая и позитивная, в отличии от большинства вещей про людей с психическими особенностями. Конечно, как любой технотриллер, «Легион» не обошёлся без корпоративных секретов, перелётов по миру, похищений и перестрелок. Но всё это как-то не всерьёз.

Хронофантастический и детективный элемент крутится вокруг личности одного проповедника, жившего две тысячи лет назад. И это приятная неожиданность, ставящая повестюшку в длинный ряд достойных произведений о путешествиях во времени к истокам христианства.

Несмотря на восемьдесят страниц текста, новеллу проглотил в несколько раз быстрее, чем вдвое меньшую по количеству страниц повесть Рейнольдса «Понимание пространства и времени». Вёрстка как у детской книжки и легко читается.

Приятная безделушка, просящаяся на экран в виде пары сезонов детективного сериала.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне повесть не понравилась. ИМХО, писателю, даже самому талантливому, сложно создать убедительный образ гения. Здесь главный герой болен синдромом множественных личностей и личностей у него 47. Нам, правда, покажут 3-4 аватары, и эти аватары — доки в своей сфере: гениально разбираются в оружии, психоанализе, вопросах религии и т.д. Но... не верю, и все.

Идея с аватарами очень броская, яркая, постоянные препирательства с аватарами составляют львиную долю сюжета, но... Речь в повести идет о расследовании исчезновения ученого с прототипом инновационного изобретения. Вот если отвлечься от «финтифлюшек», возникает вопрос почему только Стивену приходит в голову идея с сообщником, или с конкурентами (не спойлер) и т.д.? Для чего вообще существует служба безопасночти лаборатории? Чтобы заказывать авиабилеты для Стивена? И как только ты начинаешь сомниваться в сюжете, ты начинаешь сомниваться во всем, и весь карточный домик рушится.

Объем повести небольшой. Автор просто не успевает раскрыть главного героя, его соседей по тушке, сюжет, вопросы религии, второстепенных героев, сквозной сюжет (поиски Сандры) и пр.

Поэтому мне не понравилось.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая задумка, но сырая и поверхностная. Идея с множественными личностями показалась привлекательной, но глубокой проработки этих личностей не заметила. Все на самом примитивном уровне, все упрощено, никаких особых познаний и умений каждого из «аспектов» не представлено, ну кроме, разве что, переводчика... Все остальные «аспекты» просто болтают что-то там для фона и иногда выдают здравые мысли, но не более. Главное разочарование — сам детективный сюжет о поиске пропавшего фотоаппарата, с помощью которого можно раскрыть главные загадки человечества. Замах на масштабы Дэна Брауна, а выход — неплохой, но простенький рассказ.

В общем, идея детектива с расстройством множественной личности — прекрасная, вот прямо хочется почитать нечто подобное, даже, возможно, серию. Но такое вот исполнение разочаровывает. Все же первая часть серии должна быть ну очень цепляющей, яркой, проработанной, чтобы потом на основе нее можно было создавать новые и новые части с новыми расследованиями, а тут нет, не затянуло. Главный герой, его основная личность, попросту никакая и собрать ее по кусочкам из разных «аспектов» как-то не получается... Постоянно ловила себя на том, что я еще как-то могу представить себе его галлюцинации, но не его самого...

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне, как и многим читателям, Брендон Сандерсон известен, прежде всего, как автор фэнтези-эпиков, зачастую многотомных и многостраничных. Его творческие планы расписаны на десятилетие вперед и львиную их долю занимают как раз истории о магах, рыцарях, сражениях и т.д. Но, как оказалось, есть у Сандерсона и тузы в рукаве.

Когда я наткнулся на повесть «Легион», я уже устал от фэнтези и, увидев фамилию автора, хотел было поискать что-нибудь еще. Но бегло пробежался глазами по аннотации. Затем в задумчивости прочитал первую главу. Затем все остальные главы. И мне понравилось.

Стивен Лидс – личность примечательная. Он видит около полусотни галлюцинаций, которые называет аспектами. Каждый аспект – отдельная личность со своим характером, недостатками, привычками и специализацией. То есть необходим Стивену психолог – он создает себе такой аспект и беседует с ним. Необходимы профессиональный лингвист, мастер по оружию, ученый любой направленности, и вскоре Лидс начинает их видеть, советоваться с ними, общаться. Каждый аспект еще и обладает собственными психическими расстройствами, вплоть до того, что один из них страдает шизофрений. То есть галлюцинация испытывает галлюцинации. Это отличная команда аналитиков и специалистов в разных областях, собранная в мозгу одного человека. Неудивительно, что человека этого прозвали Легионом.

Помните Билли Миллигана? Парня, который страдал от диссоциативного расстройства личности, и в его голове жило 24 человека? Тут примерно тоже самое, только все личности способны существовать и взаимодействовать друг с другом одновременно, а не по очереди. И это очень интересная идея, первая из двух, заложенных в повести.

Вторая идея – своего рода катализатор сюжета. Некий ученый изобрел фотоаппарат, способный фотографировать прошлое. Представляете, какие перспективы для истории могут открыться с таким прибором? А для разведки? А для религии и мира, ведь можно теперь достоверно узнать, было ли воскрешение Христа. Увы, но фотоаппарат вместе с ученым куда-то пропал и для его поисков, и привлекают Стивена.

Повесть хороша, вот серьезно – очень хороша собой. Мне понравились обе фантастические составляющие сюжета, мне понравились ее краткость и динамичность, намеки и загадки романтической линии тоже пришлись по душе.

Так что повесть я рекомендую к прочтению всем любителям добротной и динамичной мягкой НФ.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так совпало, что эту повесть прочла сразу после ,,Множественных умов Билли Миллигана'', я естестченно не знала о чём в ней пойдёт речь. Поэтому то велико было моё удивление от совпадения тем, похожих тем. Невольно происходило наложение. И если там изложение реальности, то здесь чистый вымысел Автора. Но зато какой…

Потрясающе ярко, энергично и стильно преподнёс Автор фрагмент из жизни и деятельности уникального человека Стивена Лидса. И жаль, что всего фрагмент – хотелось бы побольше такого повествования с закрученным сюжетом, со сложностями. С проявлениями Лидса хочется познакомиться поближе на страницах книги, увидеть не раз их возможности и способности. А то как смело, открыто и свободно Лидс с ними общается – это здорово. Правда именно в такой момент и подумаешь, что человек разговаривает сам с собой.

Кажется, что сам по себе Стивен мало, что может, он и сам не считает себя гением, а вот его галюцинации это нечто неординарное: талантливые, одарённые, способные личности – главное, чтоб они всегда быля рядом, а то если вдруг кто–либо из них не окажется под рукой в нужном месте, то жди беды. Но Стивен находится с ними в прямой и тесной связи.

Детективная составляющая довольно проста, потому что сразу становится понятно куда и зачем, когда выясняется, что изобретатель религиозен – интрига практически отсутствует. А вот личности, созданные Автором вызывают восторг в отличии от личностей в ,,Множественных умах''. Здесь они тоже общаются друг с другом, походя устраивают перебранки, скрывают от Стивена свои отношения, эффектно проявляют свои способности, что невольно производят впечатление. Но главное у Сандерсона они излучают позитив и энергию движения.

Классная повесть. С удовольствием прочла. Жаль только, что её было мало. Ведь некоторые моменты остались не раскрыты, а некоторые вопросы не получили ответа, зато изрядно разбудили любопытство.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Легион» является достаточно необычным произведением для Брендона Сандерсона. Обычно он специализируется на объемных многотомных фэнтезийных эпиках, которых не мешало бы сократить на пару сотен страниц там и сям. Здесь же автор написал неприлично короткую и насыщенную событиями повесть, действие которой происходит в нашем мире в наше время и затрагивает самые основы человеческой цивилизации.

В «Легионе» Брендон задает достаточно серьезные вопросы о природе времени, о моральной стороне использования новых технологий, о движущей силе веры и о связи между религией и политикой. Но самый важный вопрос, вытекающий из повести, заключается в следующем: что будет с миром, если существование Бога наконец-то можно будет совершенно точно подтвердить или опровергнуть?

Серьезность повествования, однако, не способна скрыть потенциал главного героя этой истории, Стефана Лидса по прозвищу Легион. Мистер Лидс — достаточно интересный и необычный персонаж. Он уже довольно долгое время страдает галлюцинациями и видит десятки самых разнообразных личностей, которые он называет аспектами. Каждый аспект обладает собственной индивидуальностью и является специалистом в той или иной отрасли знаний, что делает Стефана поистине уникальной личностью, своеобразной командой А, состоящей из одного человека и полутора сотен галлюцинаций.

Природа аспектов так до конца и не объясняется. Читателям предстоит самим выбрать из двух возможных объяснений. Согласно первому, Стефан является эксцентричным гением, способным разобраться в любой науке за несколько часов, но нуждающимся в своеобразной аватаре, вымышленной личности, отвечающий за эту конкретную отрасль. По второй версии, Лидс — уникальный псих, способный извлекать выгоду из собственной шизофрении посредством знакомства с крайне полезными галлюцинациями.

Отношения Стефана со своими аспектами и взаимодействие галлюцинаций с настоящими людьми — это, пожалуй, один из самых трогательных и очаровательных моментов повести. Практически все аспекты уверены в собственной реальности, один страдает от шизофрении, а еще двое пытаются крутить роман втайне от шефа. Чтобы (окончательно) не свихнуться, Стефану приходится общаться со своими галлюцинациями, как с реальными личностями. Помощники, знакомые и работодатели Лидса вынуждены учитывать эту привычку Легиона и открывать перед аспектами двери, бронировать для них места в самолете и заказывать номера в гостинице.

Некоторые считают Лидса сумасшедшим, другие — эксцентриком, что, в принципе, одно и то же. Однако и те и другие мирятся с замашками Легиона, поскольку он (при помощи нехилой команды аспектов) дает результат и способен разрешить практически любую поставленную перед ними задачу. Разумеется, не бесплатно, поскольку содержание огромного дома, где у каждой галлюцинации есть своя собственная комната, обходится недешево.

К сожалению, небольшой формат не дал Легиону возможности развернуться во всей красе. Затеянное Лидсом и его аспектами расследование, по сути, завершилось, не успев и начаться. Однако Сандерсону все равно удалось создать впечатление, что при должном объеме его новые персонажи способны натворить таких дел, что затмят всех других героев автора как минимум.

График Брендона Сандерсона составлен на многие годы вперед, и планы автора поистине монументальны. Остается лишь надеяться на то, что автор найдет найдет возможности внести в своре расписание коррективы и найти время для продолжения истории Стефана Лидса, тем более, что Брендон, видимо почувствовав потенциал сеттинга, оставил в «Легионе» несколько незавершенных линий. Ведь для Сандерсона нет ничего невозможного, и обычная передышка в работе над двумя крупными эпиками вполне может превратиться в полноценный роман, так почему бы сейчас маленькой и симпатичной повести не положить начало целому циклу?

Резюме: во-многом уникальное для творчества Брендона Сандерсона произведение. Брендон крайне редко помещает действие своих историй в наши дни, и еще реже пишет такие вещи, после прочтения которых хочется воскликнуть «Ну почему же так преступно мало, а?». Ну а в остальном все как обычно. Сандерсон написал серьезную и в чем-то даже философскую повесть, населил ее крайне симпатичными персонажами и добавил увлекательный детективный сюжет. И все это заняло меньше ста страниц текста. Браво!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занимательная повесть, большую часть которой составляет взаимодействие главного героя со своими аспектами. По ходу текста выдвигаются несколько теорий об их природе, которые последовательно отвергаются. Необычный герой (в глобальном смысле, сам по себе характер у него весьма зауряден). И ещё более необычные и яркие по своей индивидуальности аспекты.

Формально перед нами детективная история, так как герой за деньги и в рамках личного интереса расследует одно дело. Но детективная интрига здесь все же вторична по отношению к развитию образа главного героя, а также парочке не самых простых философских вопросов, затрагиваемых нарочито ненаучным изобретением — двигателем сюжета.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не предполагал, что повесть выйдет настолько интересной, занимательной и динамичной, хотя с автором знаком давно и вполне следовало ожидать от него высокого уровня. Возможно, просто не верил, что в повести можно уместить и по-настоящему раскрыть увлекательную историю, ведь эта форма слишком коротка! Но я ошибся, повесть удалась и история выстрелила. Но мне все ровно хотелось бы, чтобы она была полноценным романом, настолько не хотелось так быстро оканчивать чтение.

Хотя Сандерсона, в любом случае, как ни крути, всегда мало)

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, некоторых авторов мы воспринимаем исключительно однобоко. Вот и любимый мною Брендон Сандерсон, за которым уже прочно закрепилась слава творца фэнтезийных миров, не избежал этого. Подсознательно ожидаешь, открывая очередную его книгу, что окажешься опять в полном загадок Элатрисе или в Мире Колеса Времени с его бесконечными разборками. И уж точно никак не ждешь, что местом действия будет наша родная Земля, временем — непростой 21-й век, а героем — один из нас, 6 миллиардов современных жителей планеты. И никаких магии, волшебства, Темных Властелинов и загадочных городов.

Хотя, не скрою, герой повести, пусть и наш современник, но назвать его рядовым представителем Человечества язык не поворачивается. И прежде всего, потому, что он — гениален, хотя его гениальность не совсем такая, какой ее обычно представляют обыватели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наш герой Стивен Лидс обладает даром создавать в своем воображении новые личности, которые обладают необходимым набором знаний, навыков, талантов для решения конкретных сложных проблем. Нужен специалист по выживанию — появляется спецназовец — знаток оружия, стратегии и боевых искусств, нужен механик – будет гениальный инженер, необходимо разобраться в мотивах поведения людей – разум создаст талантливого психолога или социолога, для которых человек – открытая книга. К сожалению, а может к счастью, после выполнения задачи эти личности не исчезают, а продолжают развиваться и жить своими собственными интересами и желаниями. И ладить с ними, сохраняя разум и чувство реальности, ох, как не просто.

Так и живет наш герой в окружении своих отражений, когда успешно, а когда не очень, находя равновесие среди уже целого легиона личностей. Кто-то может сказать: он просто ненормален! Но, простите, а что есть нормальность в мире, где любой может сегодня наплодить столько виртуальных личностей, на сколько хватит времени, фантазии и денег?

Но сам необычный герой это только часть занимательной истории. Есть в ней также запоминающаяся фантастическая составляющая в виде аппарата, позволяющего заглянуть как угодно далеко в прошлое — мощная технология, способная в очередной раз перевернуть все представления людей о пространстве и времени, но, одновременно — взорвать весь привычный мир, погрузив его в экономический и социальный хаос. Есть в этой маленькой повести и динамичный сюжет, наполненный погонями, схватками с террористами и маленькими шпионскими тайнами.

Оказалась для меня эта повесть неожиданной и запоминающейся. Удачное сочетание приключения, психологии и серьезного разговора о значении новых технологий и об ответственности ученых и изобретателей. И было очень жаль, что выбранный формат, не позволил в полной мере раскрыть потенциал большинства удачных задумок. Но уже важно — навязанное мне извне однобокое восприятие Сандерсона разрушено раз и навсегда.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, не ожидал я, что эта повесть будет такой шикарной.

Сразу ясно, что Стивен — личность крайне гениальная, в этом нет никаких сомнений. В силу этого, кажется, довольно одинокий человек. Именно поэтому он и создаёт аспектов, наделенных довольно разносторонними личностями и талантами, хотя мне кажется, мог бы справиться и без всего этого. Однако без этого повесть бы вышла банальным копированием всем известных произведений о Шерлоке Холмсе.

Главное событие — поиск камеры, фотографирующей прошлое — мне кажется весьма посредственным. Как только выясняется что изобретатель религиозен — тут же становится ясным куда он сбежал и зачем. Как-то слишком уж просто, интрига как таковая практически отсутствует. Но, черт побери, идея! Идея! Вот прям с первых абзацев вызывает один сплошной восторг. Наблюдать за действиями аспектов, наблюдать за их перебранками, выяснить, что аспекты скрывают от Стивена свои отношение — черт побери, до сих пор восторг не стихает.

В общем, шикарное вышло произведение для знакомства с автором, надеюсь следующая повесть цикла не разочарует. Надеюсь личность Сандры раскроется в последующих произведениях, ведь не зря же она вообще введена.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед солидным по объему «Обреченным королевством» решил ознакомится с автором выбрав эту повесть, которая судя по всему не типична для творчества Сандерсона.

Выводы следующие: с фантазией все в порядке, а вот реализация несколько хромает. Поэтому отзыв будет в больше степени критический, несмотря на высокую оценку.

Сначала о плюсах:

1. Главный герой Стивен Лидс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рядовой с виду человек, обладающий феноменальными ментальными способностями, способный визуализировать (только для себя) узкоспециализированные личности-глюки — называемые адепты — посредством головного мозга. На этих адептов сваливаются скрытые в закромах мозга функции. Кстати, невольно возникает ассоциация с чертогами разума у Шерлока в исполнении Камбербэтча.

2. Каждый адепт не описывается отдельно. Мнение о нем формируется у читателя в процессе диалогов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
3. Идея камеры снимающей прошлое и размышления о том как изменится мир, если ее массово использовать.

А теперь минусы, и их будет несколько больше...

1. Малый объем произведения, вследствие чего многие вопросы были скомканы и повисли в воздухе.

2. Форма построения повести. Это беспрерывный диалог, от начала и до конца, без малейших перекуров на описательную часть. Чистое имхо, это утомительно.

3. Банальный вариант использования камеры. Это настолько предсказуемо!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Подвести все изобретение ради доказательства существования Христа.
Однозначный незачет. Хотя религиозные мотивы в американской фантастике просчитываются легко, учитывая общую набожность жителей США.

4. Столкновение религий — очередной поклон толерантности, а оно нам нужно?

5. Некая Сандра. Я так и не понял к чему введен этот мифический персонаж в сюжет, кто-то сможет объяснить Зачем?!

6. Финал. Его просто нет. Если это открытый финал то значит нужно ждать продолжения, но если это законченное произведение то оценка должна упасть на 2 балла.

Высокая оценка за счет компенсации многочисленных недочетов оригинальной общей идеей и харизматичностью главного героя.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне, пожалуй, не понравилась идея с фотографирующей прошлое камерой. Но вот сам герой, общающийся со своими «аспектами» — это да, это действительно занятно. При этом прелесть именно в типажах и стиле отношений. И ещё хотелось бы больше философского содержания. И парадоксальность ситуации... её тоже маловато. Впрочем, это, конечно же, просто эффект малого объёма произведения. Будь история подлиннее...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, которую с порога хочется обозвать high-concept. И ведь есть за что. Более того, в ней под одной обложкой скрыты сразу два хай-концепта:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Существование человека — гения широкого профиля, каждое из многочисленных знаний и умений которого, касающееся определённой темы, представляется им в качестве отдельного воображаемого друга(«аспекта»).

И второй, пожалуй, более заезженный, а потому использованный в качестве сюжета только этой повести(в противовес предыдущему, лежащему в основе всего цикла):

2) Изобретение фотоаппарата, который может фотографировать прошлое.

Замысел про, условно, гения-шизофреника, довольно занимательный, есть в нём что-то от последней(на август 2015 года) полнометражки Пиксара, на первый взгляд. Каждое из наших знаний и умений появилось у нас в разных обстоятельствах и вызывает определённые ассоциации, так что интересно представить их в виде некоего персонажа. Могу представить, как идея для рассказа могла вырасти у Сандерсона из подобной игры, практикуемой с самим собой ради забавы(не знаю, как было на самом деле). Другое дело, что в галлюцинациях Легиона много странного, что уменьшает точность такой вот ожившей метафоры а-ля «Головоломка»: например, хоть он и знает, что его галлюцинаций на самом деле нет, он не может воспринимать их иначе, чем полноправных участников физической реальности — иначе зачем покупать им билеты в самолёте или заказывать лишний джип; или же: он легко может создать нового «аспекта», но не может вспомнить и тут же матеарилизовать старого(о чём говорит ремарка «нужный «аспект» на остался по ту сторону океана»). Всё это кажется неестественным.

Ещё одним недостатком я считаю то, что герой подавляюще нормален: он говорит и ведёт себя абсолютно нормально, так что нет ни малейшего ощущения, что у этого человека дом с 27 комнатами весь доверху заполнен ультрареалистичными галлюцинациями. Да, я понимаю, что в этом основная идея цикла: «Я в полном здравии, это мои галлюцинации — безумцы», — говорит ГГ в начале рассказа, но, знаете что? К чёрту, мне не нравится такая идея, так как она упрощает сложный и захватывающий психологический портрет разносторонне развитого человека с психическими отклонениями до скучного традиционного главного героя и кучки карикатур-стереотипов: помешанный милитарист, монотонный ботаник-гуманитарий или строгая дамочка с холодной головой.

Мне понравились озвученная одним из персонажей идея о том, что причина, по которой мозг ГГ рождает аспектов — это его желание быть таким как все, «обвинить» в своей гениальности кого-то другого, но она не получает должного развития, повисая в воздухе.

Как и не раскрытый намёк на загадочную личность из прошлого — Сандру, «с которой всё началось» и «которая и научила меня, как держать галлюцинации под контролем». У каждого Шерлока же должна быть своя Ирэн Адлер, да? Мне не нравится эта оборванная линия, пахнущая сентиментальностью и очевидным заделом на продолжение.

Сюжет развивается КМК посредственно и схематично. Ботаника-гуманитария Тобиаса другой аспект ГГ милитарист Джей Си в одном из диалогов обзывает ходячей википедией. Кажется, что как раз википедией ограничивается research автора, касательно мирового терроризма, так мало деталей он даёт. История довольно неинтересна как детектив — в пазле слишком мало деталей, а финальное озарение слишком внезапно, хотя, надо сказать, ГГ, как заправский шерлок, умеет удивлять посетителей своими(или одной из галлюцинаций, если точнее)дедукциями. Идея с фотоаппаратом имеет множество интересных импликаций, каждая из которых за недостатком объёма только называется. Разговор о науке и вере, к которому приводит обсуждение одной из идей, выходит заезженным и ни к чему не обязывающим.

Итого, перед нами довольно несуразный недопечённый рассказ, склеенный из двух фант. идей, обе из которых интересны, но между собой тематически не связанны, и рассказ далёк от того, чтоб удовлетворительно исследовать хотя бы одну из них. Что касается стиля и прочих сугубо литературных качеств, боюсь, здесь тоже негусто. Не то, чтоб я сильно страдал при прочтении, но оценки из предыдущих рецензий настраивали на лучшее.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Добрался до Легиона. Раньше не читал, потому что отпугивала аннотация, говоря, что это авторский эксперимент в очень научной фантастике, где намешано всякое:«самые разные и сложные вопросы: природа времени, тайны человеческого разума, возможности применения технологических новинок и изменчивая связь веры и политики».

На поверку всё это не так. По всей этой зауми герои в Легионе между делом роняют несколько слов, и всё. И слава богу!

Саму повесть я бы сравнил с нашим фильмом «Король шантажа», о Шерлоке Холмсе. Эта серия сама по себе интересная не расследованием, а концовкой, тем, что дальше обещает самое интересное, настоящее дело, схватку с Мориарти. Ну и, Холмс и Ватсон в роли преступников любопытны.

Также и Легион. В нём любопытно не расследование, а необычный следователь, его отношение со своими помощниками-галлюцинациями.

Стивен Лидс не гений сыска, он вообще не сыщик, да и не шарит ни в чём. Но ему и не надо шарить, он «гениальный псих», который оставаясь обычным человеком, создаёт гениальных глюков. А они уже решают задачи за него, дают советы. Скажем, ему достаточно пробежать взглядом несколько учебников по химии, потом усилие воли — и вуаля! — он может видеть и говорить с новым глюком, гением в химии, который проконсультирует в своей области.

С такими способностями Лидс, по кличке Легион, ясно дело, не бедствует, он на расхват, но не особо рвётся брать работу, для этого его нужно сильно заинтриговать. Вот с таким предложением, от которого нельзя отказаться, к нему и обращается очередной клиент. Нужно найти уникальную фотокамеру, делающую снимки прошлого. А наградой для Лидса будет зацепка о женщине, которую даже с его способностями он не может отыскать уже десять лет. Эта Сандра и научила его контролировать глюки — и загадочно исчезла. Шерше ля фам

То, как ведут себя глюки Лидса, с ним и между собой, и есть самый цимес Легиона . Дело в том, что глюки не просто помощники в какой-то области, а воображение Лидса наделяет каждого из них своим характером, пунктиками. Глюки ссорятся между собой, влюбляются друг в друга (они разного пола ). При этом Лидс с ними говорит вслух, а не мысленно, поэтому окружающим настоящим людям он кажется тем ещё чудиком. И Сандерсон больше сил потратил, показывая как всё это забавно выглядит, чем на детективную историю.

А расследование приводит в Иерусалим, там изобретателя камеры убивают, а его секреты не достаются ник...

У этой камеры была особенность. Она быстро переставала работать вдали от изобретателя. Я уж, вспомнив Лукьяненко, решил, что сам изобретатель уникальный псих, чей мозг необходимая часть устройства. Но Сандерсон не читал «Звёзды — холодные игрушки», у него нашлось своё объяснение. Лидсу остаётся создать глюка-физика, повторить изобретение, и броситься на поиски своей загадочной Сандры. Но это уже история для продолжения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх