Грег Иган отзывы

Все отзывы на произведения Грега Игана (Greg Egan)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 363

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 

«Дисперсия»
–  [ 5 ]  +

glaymore, 17 апреля 2024 г. в 13:25

Очередной мысленный эксперимент Игана описывает гипотетический мир, где все органические молекулы имеют по шесть разновидностей, так что любой живой организм, от бактерий до людей, существует в шести вариантах, т.н. «фракциях». У фракций есть поразительное свойство — они невидимы и неощутимы друг для друга. То есть, например, человек из одной фракции может гулять по городу другой фракции, и с его точки зрения, на улицах не будет ни души, а горожане в свою очередь не будут замечать проходящего сквозь них призрачного гостя. И только в определенные короткие интервалы две фракции могут воспринимать друг друга. (зная Игана, уверен, что у всего этого есть строгое математическое обоснование, но будем для простоты считать, что это такая сложная магия)

Я для себя придумал визуальную аналогию — как будто каждый человек (строго говоря, каждое живое существо) в этом мире носит в кармане часы с одной стрелкой. Причем для каждой фракции стрелка вращается со своей скоростью, поэтому представители одной фракции видят друг друга всегда, а других — только в те короткие промежутки, когда их «стрелки» ненадолго совпадают.

Пока понятно? Отлично, вот теперь начинается самое интересное. Теперь представьте себе, что в этом мире возникла бактерия, «часовая стрелка» которой движется со своей уникальной скоростью, не совпадающей ни с одной из фракций. Она хаотично «материализуется» то для одной фракции, то для другой, попадает в организм, размножается... и не происходит ничего ужасного, ведь бактерия абсолютно безвредна для человека. А через какое-то время «часовые стрелки» бактерии и носителя расходятся, она дематериализуется и покидает организм… забирая с собой те ткани, которые успела заселить. Как правило, со смертельным исходом.

И вот врачи разных стран объединяются, преодолев непростые политические отношения между фракциями, и начинают исследовать этот феномен. Собственно, об этом и книга. Выдвигаются гипотезы, проводятся эксперименты, строятся матмодели... Написано, как обычно у Игана, суховато, без попыток изобразить живые характеры и увлекательные приключения. Чисто отчет о некоей научной проблеме и поисках ее решения. Просто в этот раз «проблема» смертельна для людей, так что ставки довольно высоки.

Довеском идет обычная игановская мораль, что предрассудки, невежество и взаимная озлобленность — наши главные враги, и только научный метод, рациональность и разумный альтруизм спасут человечество. Изоляционизм — игра с отрицательной суммой, сотрудничество — с положительной. Вроде и прописные истины, а все равно не повредит их лишний раз проговорить вслух (особенно в наши дни).

Оценка : 7
«Scale»
–  [ 5 ]  +

glaymore, 15 ноября 2023 г. в 08:48

Иган в кои-то веки написал роман, для чтения которого не нужно перемножать в уме многомерные матрицы или ориентироваться во времяподобных пространствах.

Мне кажется, ему вообще сначала пришла в голову чисто фентезийная идея — а вот было бы клево придумать мир, где живут люди разных размеров, причем чем человек больше, тем он медленнее (т.е базовый человек около 2м ростом живет с нормальной скоростью, 50 см карлик ускорен х4, а 16-метровый великан наоборот замедлен в 8 раз относительно базового уровня).

Сразу возникает куча интересных вопросов — как они между собой взаимодействуют, как разговаривают, как у них все устроено в обществе. Как взаимодействуют службы, если, допустим, некое преступление затрагивает сразу несколько масштабов. Надо немедленно написать про все это книгу! Ну он и написал.

А потом Иган подумал — да не будь я Грег Иган, если не придумаю этой фентезийной ерунде идеально научное обоснование! И придумал. Так фэнтези волей автора превратилась в твердейшую НФ.

А что касается сюжета, то детективное начало с похищением «великанской» девушки бандой «лилипутов» очень интересное, но к середине интрига сдувается, уступая место бесконечным (и довольно заунывным, честно говоря) рассуждениям на тему «сотрудничество — хорошо, сепаратизм и изоляционизм — плохо». Тщательно описанная предвыборная агитация, голосования, референдумы, митинги, переговоры... все это немного не то, в чем Иган силен, и совсем уж не то, за что мы его любим.

7/10

---

P.S. По странному совпадению, за пару лет до Игана супруги Дяченко тоже написали роман про взаимоотношения технологически развитых лилипутов и простецких великанов, и тоже назвали его «Масштаб». Сильно подозреваю, что именно от них австралиец и позаимствовал идею.

Оценка : 7
«Дисперсия»
–  [ 5 ]  +

Алексей121, 18 декабря 2021 г. в 17:23

Классический для позднего Игана рассказ о мире с альтернативной физикой с классическими игановскими проблемами: он абсолютно не заботится о том, чтобы сделать повествование хоть сколько-нибудь интересным. Конфликт самоотверженных исследователей и ретроградов, которые им противостоят, был хорош первый раз, второй, третий... но где-то после финала ортогональной трилогии он начал уже приедаться. Иган тасует декорации, но за ними те же персонажи-функции выполняют все те же задачи. Попытки оживления персонажей, наделения их какими-то чертами характера, конечно, предпринимаются, но они вялые и вызывают оскомину. Нет, автор, просто сделать очередного ученого готовым пожертвовать собой ради выполнения задачи мало, ведь за главной героиней (как там ее уже звали, ведь только же повесть прочел... не помню, уже забыл, вот насколько она интересна) целая череда абсолютно таких же персонажей из других повестей и рассказов. Нет индивидуальности. Нет интереса. Нет сопереживания. Если так подумать, последним персонажем у Игана, который мне понравился, была Ялда из «Заводной ракеты». Которую он 10 лет назад написал.

В общем, в очередной раз вынужден заключить, что все писалось ради моделирования нового мира с необычными физическими законами... но и эта составляющая, которая обычно меня увлекает в прозе Игана, здесь оставила равнодушным. Мир получился каким-то блеклым, без ярких деталей, а его отличия от нашего подаются весьма сумбурно. Автор продолжает экспериментировать на тему альтернативных реальностей, но это экспериментаторство все дальше и дальше уводит его в сторону от качественной прозы.

Оценка : 6
«Город перестановок»
–  [ 5 ]  +

VovaZ, 13 мая 2021 г. в 08:12

Как и писали уважаемые коллеги, роман крайне сложный для чтения и восприятия. В отличии от «Карантина», в «Городе» совсем или почти отсутствует авантюрная линия. Нет ни следа развлекательной линии. Как и во всём цикле, крайне сложно прослеживается сюжет, при низком драйве сцен. Перед нами гуманитарная фантастика, на основе социальной драмы. Главной линией, насколько я понял, является не последовательность событий, а ряд этических теорем, возникающих в их процессе.

Как читатель, я здесь провалился, увы. Фантазия автора местами захватывала, но в какой-то момент, это чтение стало для меня трудом, а не удовольствием.

Оценка : 5
«Заводная ракета»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 15 ноября 2020 г. в 13:57

Первый роман из цикла «Ортогональная вселенная».

Трудно выставить оценку при таком сюжете: если как за новизну гипотез, то наивысшая. Но пройдет время — лет 20-50 — и гипотеза устареет или не подтвердится, а роман как литература слаб.И будут его оценивать по наименьшей оценке.

  «Ортогона́льность (от греч. ὀρθογώνιος «прямоугольный» ← ὀρθός «прямой; правильный» + γωνία «угол») — понятие, являющееся обобщением перпендикулярности для линейных пространств с введённым скалярным произведением.

Если скалярное произведение двух элементов пространства равно нулю, то они называются ортогональными друг другу.

Важной особенностью понятия является его привязка к конкретному используемому скалярному произведению: при смене произведения ортогональные элементы могут стать неортогональными, и наоборот.

Термин используется в других сложных терминах.»

Вот что можно понять из этого, применив к сюжету?

Автор представил нам мир в двух плоскостях -первое — это мир гуманоидов, и он его описывает в социальном и семейно-бытовом плане, форма жизни непохожая на нам известные. Вот это только одно могло бы роман сделать всемирно знаменитым. Но автор не сильно вдаётся в развитие этой темы. А жаль. Было бы очень интересно.

Как ему и подобает, автор увлекается созданием, вернее описанием, мира ортогональной Вселенной. Мир этот изучают вот эти гуманоиды, которые в нём ничего не понимают, но изучают как и подобает учёным. Не понимаем и мы читатели, тем более ещё хуже не понимаем чем гуманоиды.Размышления и допущения о физике мира и биохимии населения его преобладают в романе, но как и всегда у Игана, скучны, ну не может он как другие писатели преподнести шикарно гипотезу.

Думаю — это элитарная фантастика для немногих фанатов её.Читать второй раз? — ну нет , не цепляет, если сравнить Приста и его придуманные миры с иной геометрией пространства, то уровни отображения разные.

Оценка : 7
«Сейф»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 11 сентября 2020 г. в 09:18

Рассказ -номинант Премии читателей журнала «Азимов»   1991 года.

Наивысший балл за оригинальность сюжета. Научные эксперименты отца над сыном привели к путешествию части разума сына ( а иначе можно было назвать- души) по сознаниям других людей города. На недолго- несколько дней и постоянно. Эксперимент заключался в физическом уменьшении части мозга сына с целью понять, на каком моменте человек превращается в безвольное животное. Но суть Разума человека по автору -душа- и насильственное её уменьшение приводит к покиданию тела. И она бессмертна — существует там, где её не насилуют.Сильный сюжет!

Оценка : 10
«Сейф»
–  [ 5 ]  +

technocrator, 24 октября 2019 г. в 13:33

Помните ли вы о том, как впервые осознали себя в окружающем мире? Как запомнили своё имя? А о том, когда именно стали воспринимать себя как разумную личность, способную ставить цели и планировать действия?

Фантастический элемент в рассказе – «День Сурка» навыворот: разум, каждый день просыпающийся в разных человеческих телах. Кто-нибудь другой на основе этого мог бы решить написать остросюжетную историю. Грег Иган же, в стиле «твёрдой» НФ, предпочитает спокойное повествование с анализом аспектов и статистических закономерностей ситуации, а также даёт гипотезу возможного объяснения происходящему.

Как часто бывает у автора, сюжет оставляет концовку открытой, но здесь это и не столь важно: самое яркое и запоминающееся протекает в ретроспективе. Многие писали о переселении разума, но, наверное, лишь одному Игану пришла мысль показать процесс формирования сознания и личности в настолько странных уникальных условиях. Воспоминания о детстве и взрослении оставляют потрясающее впечатление. На 100% выполняется одна из важных задач научной фантастики – заставить посмотреть на привычные нам вещи с необычного угла. При этом сильно с психологической стороны и заставляет сопереживать герою, не имеющему даже собственного имени...

9 (с плюсом) из 10.

Оценка : 9
«Учись быть мною»
–  [ 5 ]  +

Bahinski, 31 марта 2019 г. в 12:33

Где заканчивается человек и начинается машина? Станет ли оцифровка ста миллиардов нейронов в мозгу настолько доскональной, что сотрется граница различий? Действительно ли сознание не является проявлением каких бы то ни было магических или потусторонних феноменов (прочел в википедии)? Лично я считаю, что человек умирает, а имитация остается. И это, на самом деле, не плохо. А че еще делать? Все материальное тлен. Показалось, что Иган тоже так считает.

Оценка : 8
«Милашка»
–  [ 5 ]  +

moonwalker72, 19 февраля 2019 г. в 00:31

Вещь жуткая и мрачная, хотя и написана фирменным сухим языком Игана. Она собственно не о синтетической девочке, она — о сжигающем чувстве одиночества и о хрупкости бытия человека, который он считает незыблемым и которое оказывается самообманом при легком, но реальном эмоциональном контакте.

«Отчаяние»
–  [ 5 ]  +

deepnight79, 01 января 2019 г. в 01:49

Иган в этом произведении, похоже поймал ту неуловимую штуку, которая из аморфной идеи материализует нечто такое же прозрачное, но заставляющее забегать мурашкам по коже. Ловишь кайф на чем-то, но до конца так и не осознаешь, какие именно абзацы и предложения настолько «вштырили». Наверно, про ту самую Теорию Всего. А вообще — очень атмосферная книга. Чувствуешь, что наше (или, если не наше, то австралийское — точно) близкое будущее будет выглядеть примерно так. За это «погружение» можно простить даже обрыв некоторых сюжетных линий (к чему в процесс включен этот репортаж об оживлении убитого парня, и зачем конкретно был нужен в тексте тот самый буржуй, который превратил себя в существо, способное выжить в атмосфере Юпитера?).

Оценка : 8
«Как она улыбается, что она говорит»
–  [ 5 ]  +

osipdark, 11 ноября 2017 г. в 19:50

Один из ранних рассказов Грега Игана под заглавием «Как она смеется, что она говорит», можно отнести к тому типу творчества данного «сверхтяжелого» от научной достоверности пласта писателя, в котором он доказывает в первую очередь свое писательское, а после уже фантастическое начало. Примерно также, как и в другом его рассказе — «Ров», где Иган, в прочем, как и здесь, поднимает проблемы не проблемы прогресса и воздействия его на общество, не экологические моменты, не ИИ/Контанктные нотки, а вечные проблемы человеческого бытия. Только вот в уже названном «Рве» это была проблематика чужого и многочисленных границ, которые так охотно воздвигает человек между представителями своего вида кровью, идиотскими мировоззрениями и экономическими интересами, а здесь тургеневского толка и высоты вопрос конфликта, непонимания поколений. В данном случае главного героя, отца, и его сына, плюс сопутствующие вытекающие — жизнь в эпоху перемен, маленький человек и уже фантастического разлива Иган успел затронуть и проблему ИИ с самосознанием. Но вот только если «Ров» с одной глобальной проблемой по-чеховски справляется гениально и кратко, то в данном случае небольшой объем такие социально-личностно-бытийные вопросы не помогает решить, да и показать лаконично и во всей красе. Повествование обрывается чуть ли не на полуслове. Хотя, безусловно, «Как она смеется, что она говорит» — лишь начало творческого пути Грега Игана, и далее краткость и емкость у него в малой прозе совмещаются гораздо лучше, поэтом рассказ и заслуживает высокой оценки.

И да, добавлю, что в данном случае «отцы и дети» — люди и почти-постлюди, время перемен — наступающая Технологическая и Биологическая Сингулярность, а маленький, и в чем-то лишний человек — немодифицированное «мясо», которому найти свое место в мире, захватываемом волной автоматизации и трудового замещения, все сложнее и менее реалистично... Таки наше ближайшее дивное и не столь новое будущее.

Оценка : 8
«Подмена»
–  [ 5 ]  +

Тиань, 06 декабря 2016 г. в 18:53

Довольно интересный фантастический триллер на тему «нам от мафии не спрятаться, не скрыться».

Есть области прикладных научных знаний, в которых быть талантливым опасно. И героиня испытала это на себе в полной мере.. Сама о себе она говорит — «не тупая». Но и ее сообразительность ровным счетом никаких шансов на спасение не дает. Во всяком случае, мне так показалось по финалу.

Мораль сей истории такова: кто раз привлек к себе внимание мафии, имеет шанс на жизнь лишь в системе — в мафиозной или государственной правоохранительной. Одиночкам, таким как героиня и ее непутевый братец, ничего не светит — все равно прибьют. Или в систему приберут, поскольку Натали девушка умная и пользу в делах принести может немалую.

Безнадега, короче. Никаких хеппи ендов. Ну разве что федералы вовремя в суть проблемы въедут и девушку к себе первые пристроят. Тогда ничего, тогда почти хеппи.

А так рассказ интересный, живой, волнующий. Кажется, вот-вот и все будет хорошо, до самой последней строки неясно — будет или нет, открытый финал, скорее трагический, но может быть, может быть и нет...

Оценка : 8
«Отчаяние»
–  [ 5 ]  +

Zorastro, 15 января 2016 г. в 19:05

Мне кажется, данный роман представляет скорее футурологический интерес, чем как художественное фантастическое произведение. Если в «Карантине» была динамика, была завязка произведения, здесь же действия мало, всё достаточно буднично. Положительно то, что произведение без глупостей (как, видимо, и другие произведения автора).

Оценка : 7
«Сейф»
–  [ 5 ]  +

Anna S, 06 ноября 2015 г. в 19:04

Спокойное, неторопливое начало настраивает на долгую, и пока, неизвестную нам историю с неизвестным героем. Неспешное развитие событий заставляет строить догадки, о том, какая же задумка у автора... К середине рассказа такая неспешность немного охлаждает интерес, хочется динамики, событий, и вот, долгожданная завязка — знакомство Джона О`Лири с Клейном.

Клейн необычный персонаж, и ты начинаешь мысленно перебирать варианты дальнейшего хода событий, с мыслью, какой автор молодец, такооой сильный поворот сюжета... НО, этого поворота, увы, не случилось.

Рассказ похож на прогулку по лабиринту, где результат зависит от того, какой поворот ты выбираешь... Финал мне не понравился, хотелось другого поворота и другого финала...

Оценка : 8
«Диаспора»
–  [ 5 ]  +

tigra, 12 сентября 2013 г. в 12:53

Книга, безусловно, хорошая. Я бы мог назвать её «отличной», если бы не одно «но»: после прочтения остался некий привкус Головачёвщины — слишком масштабно. И слишком просто герои решают подвернувшиеся головоломки. 7/10

Оценка : 7
«Юджин»
–  [ 5 ]  +

Чиксулуб, 24 апреля 2013 г. в 23:07

Грустная и отчасти философская история о том, как разбогатевшие супруги оплачивают генную корректировку будущего сына. Развязка предсказуема, хотя и весьма своеобразна. Автор вместил в короткую прозу свои опасения относительно возможностей и потенциальных последствий генной инженерии стремительно надвигающегося будущего, призывает умерить восторги от открывающегося нового мира, прислушаться к здравому смыслу и ограничить меру вмешательства в исконную епархию природы.

Оценка : 8
«Причины для счастья»
–  [ 5 ]  +

god54, 14 января 2013 г. в 17:40

С точки зрения фантастической гипотезы (протез нервной ткани) автор снова оказался на высоте. Просто уникальное предложение, а сочетание с детальным описанием (пусть и малонаучным) и описанием человеческих эмоций делает его просто реальным. С другой стороны, многочисленные научные термины, огромное количество технической информации навевают воспоминания о советских авторах, которые в каждом рассказе предлагали то или иное научное изобретение. Самое удивительное, что это чувство крепнет по мере накопления числа прочитанных рассказов Г. Игана. Отличие лишь в том, что добавился интернет и компьютерные программы. С точки зрения литературы, психологическая проблема или проблема психологического программирования своих ощущений главным героем связана с некачественно подготовленным экспериментом. Любой человек градуирует свое отношение к тем или иным вещам, событиям, а в течении жизни они могут меняться с положительного на отрицательное и наоборот. И в чем же здесь трагедия, в чем выбор. Или автор считает, что если человек любит Валю, он будет любить её всегда? Неточно сформулированное условие задачи в итоге заканчивается финалом данного рассказа, которое никого не может удовлетворить.

Оценка : 8
«Видеть»
–  [ 5 ]  +

god54, 12 января 2013 г. в 16:46

Достаточно иновационная фантастическая идея о возможности двойного зрения. Поэтому начало рассказа захватывает и увлекает реалистичностью описаний автора этого необычного эффекта... А вот концовка просто обескуражила. Словно автор куда-то срочно должен был уйти, а потому быстренько написал несколько ничего не значищих фраз и завершил сюжет и весь рассказ. А я остался не просто у разбитого корыта, я вообще остался разочарованным, если не сказать проще — разозленным.

Оценка : 6
«Ореол»
–  [ 5 ]  +

victoruss, 06 декабря 2012 г. в 17:34

Мне нравится, когда рассказ содержит несколько идей. И читать интереснее, и обсуждать, потому что люди при этом могут по разному воспринимать содержание. Здесь с идеями все в порядке.

Очень впечатляет начало, с описанием оригинального способа пересылки кораблей с исследователями на большое расстояние, с почти световой скоростью.

Также понравился нетипичный вид контакта. Обычно встречаются две инопланетные расы, и начинается либо война, либо дружба с обменом знаниями, либо более развитая начинает скрытно вмешиваться в развитие другой. Здесь же два ученых невообразимо развитого человечества прилетают на обычную планету, и говорят: «У нас тут дело небольшое на вашей планете, вы нам разрешите кое-что поискать, внимания на нас не обращайте, мы потом улетим и можете про нас забыть». Получилось интересно.

Ну и рассуждения о том, что существуют уровни знаний, познав которые, определенные типы цивилизаций могут потерять стимул к дальнейшему развитию, и даже исчезнуть, не оставили равнодушным.

Оценка : 8
«Ореол»
–  [ 5 ]  +

ton-tan, 25 сентября 2012 г. в 01:41

В глаза, конечно, бросается идея цивилизаций. Развитые пришельцы и отстающие аборигены. Ищущие и Распространители. А заодно — опасность для Ищущих, выраженная в сакраментальном «во многом знании многие печали» (как вы, наверное, знаете, эту истину ушлые евреи тоже сперли у одного инопланетянина, хоть и зайца).

Но за этим всем есть еще одна потрясающая по своей глубине зарисовка. Пришелец отправился в новый мир изучать местную математику. И там, среди примитивных жителей, ведущих свои глупые войны, математика приобретает дополнительное значение. Война делает реальность абсурдной, нагнетая атмосферу «сомнений и паранойи» (эту антимилитаристскую мысль продвигали многие НФ-писатели). И в мире, где из-за бессмысленного противостояния двух почти не отличающихся друг от друга народов никакое действие окружающих нельзя принимать на веру, где любой может оказаться вражеским шпионом или же прикинуться таковым — в таком мире только математика оказывается по-настоящему реальной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вероятность этого вызывала у нее ощущение, будто она живет в сфабрикованном мире, где ничто не реально и никому нельзя верить. Единственное, в чем она могла быть уверена, — гахарцы не подделали артефакты ниа. Математика подтверждала сама себя, а все остальное было объектом для сомнений и паранойи.

Оценка : 10
«Оседлав крокодила»
–  [ 5 ]  +

aa10a, 10 октября 2011 г. в 00:38

Иган проявился в этом рассказе во всей красе с обычной для себя дотошностью и замаскированными между строчками эмоциями. хотя некоторый «передоз» информации временами весьма ощущается :cool!:

Оценка : 9
«Карантин»
–  [ 5 ]  +

Evilgoat, 22 ноября 2010 г. в 18:45

«Карантин» — это первое, что я прочитал у Игана и, чёрт побери, это настолько меня поразило и произвело настолько сильное впечатление, что я жадно набросился на всё, что у него перевели на русский. Так же, очень понравились «Во тьму», «Видеть», «Ковры Вана». Поговаривают, что непереведённые «Permutation city» и «Distress» ещё круче «Карантина», но я, к сожалению, пока не готов читать на исходном языке, хотя с английским у меня всё не так уж плохо.

Оценка : 10
«Карантин»
–  [ 5 ]  +

copy_of_rezo, 23 ноября 2008 г. в 02:15

Шикарная вещь! Очень содержательно. И не обязательно быть матёрым «технарём» — небольшое усилие и всё становится вполне объяснимым. Фантастика (имхо любители эльфов разницы чаще не ощущают) — не только декорации.

Оценка : 10
«Ковры Вана»
–  [ 5 ]  +

Вареный, 04 июля 2008 г. в 20:56

Какой то неоднозначный рассказ получился. С одной стороны сухое, вялотякучее повествование, переполненное научными и псевдонаучными терминами. Плюс к этому главные герои это уже не люди, хоть и наши потомки. Существа с совершенно иными системой ценностей и укладом жизни. Сами по себе они слабо эмоциональны и вообще практически никаких эмоций лично у меня не вызвали. К тому же автор не дает описания полной картины сложившегося общества и происходящих в нем процессов, что подавно осложняет восприятие рассказа и так переполненного различной терминологией. Не понятно чем они живут и чего хотят. Хотя на последний вопрос все-таки можно ответить: Они сами не знают! Рассказ вообще о контакте, но не таком как мы привыкли. По сути это не контакты людей с чем то неизведанным, а контакт в общем то не понятных нам существ, хоть и наших потомков, с чем то неизведанным. Да и само открытие в конце рассказа, как то совершенно не интригует.

С другой стороны рассказ явно нельзя обвинить в безыдейности. Рассуждения тут ведутся самые разнообразные, о сотворение мира, о смысле жизни. Поднимаются идеи солипсизма. Конечно, существа умеющие изменять свой облик, а то и вовсе обходится без него, имеющие практически неограниченные возможности столкнулись с непреодолимой стеной вопросов. Зачем они существуют и что делать дальше? Они решают позновать Вселенную пытаясь найти разгадку в своих исследованиях. Но волна пессимизма уже затронула это общество, отсюда самоубийства и подавленность. Не зная что делать дальше они продолжают искать другую, не созданную и придуманную ими, форму жизни или реальность. Они настолько запутались, что плохо отличают виртуальную реальность от физической, они теряют индивидуальность, потому что каждый проходил процедуру клонирования сотни и тысячи раз. А не является ли вся Вселенная плодом их воображения? Быть может, они столкнутся с существами, которые перешли этот барьер и знают, что делать. Но сталкиваются они не с тем чего ожидали, однако возможно этого достаточно, чтобы вывести цивилизацию из идейного застоя? Автор ненавязчиво, но упорно задает очень большое количество вопросов, но совсем не дает ответов. Даже в конце у героев не находится однозначного решения и ответа, но появляется шанс.

Рассказ, безусловно, принадлежит к твердой научной фантастике, и именно излишняя приверженность к этому направлению сыграла с ним злую шутку, потому что независимо от количества идей положенных в основу рассказа, реализация сильно хромает. Рассказ банально сложно и не особо интересно читать, хоть о прочитанном я и не жалею, но перечитать и попытаться разобраться в его тонкостях я не хочу.

Оценка : 6
«Похищение»
–  [ 5 ]  +

Viktorrr, 22 июня 2008 г. в 21:19

От Игана ожидал его фирменной супертвёрдой, мозголомной фантастики, а получил интересный, психологичный текст, затрагивающий больше чувства, чем разум. Неожиданно, но очень здорово. Приятно удивлён.

Оценка : 9
«Ковры Вана»
–  [ 5 ]  +

Viktorrr, 14 июня 2008 г. в 11:15

Не могу сказать что прочёл залпом — сухой, насыщенный научными терминами текст читается тяжелей даже, чем романы Г. Бира. Рассказ берёт идейным наполнением и какой-то правдоподобностью что-ли — чужая форма жизни действительно чужеродна и непохожа на всё, что можно ожидать. Лично у меня такая супертвёрдая НФ отторжения не вызывает, прочёл с интересом.

Оценка : 8
«Заводная ракета»
–  [ 4 ]  +

neli mustafina, 12 августа 2024 г. в 21:59

Совершенно научная фантастика, так сказать — производственная, на фоне экзотической планеты с непривычными условиями жизни и «великие тайны оптики» этого мира. По сути тут — фантастика лишь антураж для предлагаемой теории.

И плохо знакомым с физикой многое будет не понятно. Но зато автор украсил произведение интересной биосферой, где растения светятся, и свечение переходит в нагревание, а разум вселился в эдакие амёбы...с аморфными телами, с 4 глазами и 6-ю отростками конечностей.

Итак, ещё в раннем детстве Ялда выделялась стремлением к знаниям, а переданные матерью «гены», способствовали быстрому познанию мира. Ялда была не совсем «девочкой», скорее — мальчик+девочка, что было связано скорее всего с нарушением в питании, т.к. самки этого вида разумных приносили двойню или четверню обоих полов. Ялда ж родилась без «ко» — парного братца.

Отучившись в школе, а потом в университете, Ялда становится видным ученым. И увлечение оптикой и астрономией приводит её к неожиданным результатам (кстати, обсерватория их абсолютно земная)...

Она предсказывает столкновение планеты в будущем со звездой.

Затем они строят ракету чтоб спасти если не планету, то хотя бы её биос и разумных обитателей.

Набирают преимущественно женский экипаж — много сбежавших от своих «ко», т.к. размножение специфично: делением и смертью материнской особи, как у инфузорий. При этом сохраняются и передаются некоторые знания матери (на самом деле явление подобное наблюдается и у земных организмов, — у грибов, у простейших, у червей).

Мало того — для одиночек-самок существует опасность спонтанной репродукции, т.е. партеногенеза. Чтоб этого не случилось, они вынуждены применять запрещенные препараты.

Еще интересно: экипаж «Бесподобной» набрав скорость выше световой, уйдёт в будущее, а потом повернув, вернётся в прошлое...дабы «найти спасение для планеты»...

Но, и конечно, само обустройство ракеты — замечательно: взять гору, заселить её всем тем животным и растительным миром, свойственным для планеты, снабдить двигателями и отправить в космос. Идея не нова, но изложенная с точки зрения существ ортогональной вселенной удивительна.

Интересно то, что введя в описание мира чисто человеческие наименования единиц измерения, оборудования или механизмов, автор для измерения времени дал другие наименования, подчёркивая этим ортогональность мира: эон, мах, куранты, склянки, череда.

Честно скажу, книга — не для всех.

Грег Иган с помощью Ялды и её учеников постарался донести до читателей некоторые аспекты физики, астрономии.

Оценка : 8
«Ортогональная вселенная» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

xggfy, 11 июля 2024 г. в 17:51

В курсе специальной теории относительности, который проходят на первом курсе многих технических вузов, вводится понятие инварианта двух событий. А именно, постулируется, что если между двумя событиями расстояние по одной оси координат равно X, по другой Y, по третьей Z, а временной интервал между ними равен T, то величина X²+Y²+Z²−(cT)² будет постоянной, в какой бы системе отсчёта её ни измеряли. Это центральная формула специальной теории относительности, и из неё можно вывести всё остальное: постоянство скорости света, релятивистское замедленеи времени, E=mc² и многое другое. Набор знаков (+++-) называют сигнатурой пространства-времени, и это важнейшая характеристика, определяющая его свойства.

Грег Иган задаётся вопросом: а что будет, если минус поменять на плюс? Какой была бы вселенная с сигнатурой пространства-времени (++++)?

Из этой простой идеи автор математически выводит свойства вселенной, которая иногда очень похожа, а иногда разительно отличается от нашей.

Как всегда, в качестве гарнира подаются острые социальные проблемы инопланетного общества.

Естати, если хотите узнать, как изменится вселенная с сигнатурой (++--) — читайте «Дихронавтов» того же автора.

Оценка : 9
«Отчаяние»
–  [ 4 ]  +

neli mustafina, 08 октября 2023 г. в 10:26

Эндрю Уорт, журналист казалось бы средней руки, оказался вовлеченным в борьбу всех со всеми...

Мир недалекого будущего: 100 лет со дня смерти Эйнштейна. К этому дню приурочена научная конференция математиков, физиков, теоретиков. Ожидают великого откровения от Нобелевского лауреата Вайолет Мосалы, которая решила провести конференцию на территории островного «Безгосударства», расположенного в Тихом океане. Остров необычный: выращен учеными-генетиками из модифицированных кораллов, полипов, материал они своровали у одного из концернов генетики, которые по сути управляют миром 2050 года...концерн хочет вернуть себе собственность, наказать за неповиновение... Высылает войска.

Кроме того за Мосалой охотятся всякие фанатики, ожидающие апокалипсиса, который неизбежно наступит после публикации её работ по Теории Всего (ТВ). И случайно (а может и не случайно) журналист оказывается в самом центре этих событий.

В этой книге невероятно много идей (а может прозрений?), здесь и редакция мусорных ДНК, и оживление покойников с целью допроса, и движение асексуалов, и генномофицированные вирусы, и гаджеты, вживленные в пупок, в мозг, мгновенная сеть, контролируемая со спутников, и теория общего поля, которая не даёт покоя современным физикам, и идеи переустройство государств, от народовластия до анархии...

«.. Неужели вы не устали жить в обществе, которое беспрерывно говорит о себе – и поминутно лжет? Которое определяет все стоящее – терпимость, честность, верность, справедливость – как «исключительно австралийское»? Которое делает вид, будто поощряет многообразие, но без устали болтает о своем «национальном единстве»? Неужели вас никогда не мутило от бесконечного парада шутов, говорящих от вашего имени: политиков, интеллектуалов, знаменитостей, комментаторов – определяющих вас во всех подробностях, от вашего «чисто австралийского чувства юмора» до долбаного «коллективного бессознательного»… и которые при этом все до одного воры и лжецы...»

Почему книга названа «Отчаяние» немного не понятно. Я б назвала«Эволюция» или «Революция»... ведь заканчивается всё хорошо.

Правда 9 миллионов умерли разом.

Зато 10 миллиардов стали почти богами.

Рекомендую тем кто любит научную фантастику. Можно конечно придраться к тексту, к некоторым нелепостям, но не хочется.

Идей тут — на 10 книг хватит. А уж футурологам точно рекомендую. Я в восторге!

Оценка : 10
«Океанический»
–  [ 4 ]  +

FixedGrin, 15 января 2023 г. в 11:28

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3QJMCiI).

«Океанический» — одна из самых титулованных работ Грега Игана, это произведение в 1999–2001 гг. получило пять престижных наград, включая дубль из премий Hugo и Locus. Впрочем, ее трудно всерьез сравнивать с выходившим почти одновременно и явно независимо «Вентусом» Карла Шрёдера, а иные экспертки Флибусты из числа работниц медицины припечатали повесть проницательным диагнозом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наверное, у автора что-то в жизни нехорошее произошло, раз он написал такие псевдорелигиозные рыдания трансгендера в фантастическом сеттинге. Из лояльности к Игану оценивать не буду.

Загадка от Жака Фреско: не может ли это быть отражением танцев по граблям самого Игана в формативном возрасте?

Действительно, Мартин из «Океанического» — чуть ли не альтер-эго Игана, который в подростковом возрасте разительно отличался от привычного нам “создателя Вселенных” оптимистической твёрдой НФ, убежденного оппонента теологических конструкций. (А вот трансгендерности персонажей экспертка перестала бы удивляться, дай она себе труд изучить биографию и творческий багаж Игана чуточку глубже.)

Мы проходим вместе с Мартином, рассказчиком повести, опыт (весьма экстремального) обращения в религию. Предки Мартина прибыли на планету Завет (Ридли, будьте мужественны!) с Земли, будучи Ангелами (т.е. цифровыми постлюдьми вроде описанных в «Диаспоре» или «Лестнице Шильда»), а затем решили снова облечь себя плотью— уже на этой планете. Старший брат рассказчика, Дэниел, вступил в культ Утонувших Глубинной Церкви и убеждает Мартина подвергнуться достаточно опасной церемонии крещения, в ходе которой его привяжут к тросу и бросят в океан (то бишь заставят совершить “прыжок веры” в самом буквальном смысле). По мере истощения запасов кислорода страх сменяется паникой и отчаянием, а эти эмоции —религиозным экстазом и эйфорией веры. Когда брат вытаскивает Мартина из воды, тот выныривает со знанием, что любовь Беатрис, их богини, всегда пребудет с ним.

В дальнейшем его ждёт сближение с друзьями брата по культу Утонувших; чувство защищённости и направления, даруемых богиней Беатрис, окрашивает восприятие событий, позитивных и негативных, включая первый секс. Да, Иган вообще прописывает эротические сцены болезненно и неаппетитно, словно нарочито эпатируя читателя, но тут он, пожалуй, превзошел себя — от описания первого сексуального опыта героя «Океанического» хочется сунуть телефон в УФ-стерилизатор.

Я уже сравнивал «Квантовую механику и “Карантин” с покаянным хождением Генриха IV в Каноссу. Но эссе «Ненадолго воцерковлённый», в котором Иган описывает свой опыт приобщения к религии и расставания с нею, даже более достойно такого сопоставления. И незаменимо для корректного прочтения «Океанического».

Иган рос умеренным англиканином. Незадолго до перехода в старшую школу брат, которым Иган восхищался, присоединился к движению католического харизматического обновления. Ночные споры о религии и философии в конце концов убедили юного Игана преклонить колени, вознести молитву и принять Духа Святого.

Вот что произошло с будущим рыцарем-поединщиком сверхтвердой НФ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кончив молиться, я ощутил великое удовлетворение, но не был ещё уверен, что ключевое событие произошло. Мой брат заверил, что произошло, и что это чувство будет усиливаться. И когда я молился в молчании, ответом моим молитвам служил немедленный мощный всплеск эмоций, бессловесный диалог становился всё интенсивней и богаче, пока не пришёл к той стадии, где мне требовалось лишь произнести мысленно имя Иисусово, чтобы почувствовать всепоглощающее счастье, безопасность, любовь. В течение нескольких часов я превратился из того, который старательно повторял бы религиозные заповеди, но ещё мог быть переубеждён отказаться от них, в человека, который нашёл бы сомнения в существовани Бога такими же абсурдными, как сомнения в том, что Солнце к полудню поднимется высоко по небосклону.

В принципе, мог бы из Игана получиться искренне верующий или, на худой конец, равнодушный к проблемам совместимости науки и религии ученый. В таком случае Иган бы, может, и не стал выдающимся фантастом, но лишь известным математиком или программистом, а на шкале “религия-атеизм” разместился бы ближе к Стивену Джею Гулду с его “непересекающимися магистериями”, чем к Дэниелу Деннету и супругам Чёрчлэндам.

Увы, вера Игана не вынесла скрупулезного исследования. Как часто случается, подвел каверзный вопрос: “Кто думает этими мыслями и что происходит, пока он ими думает?” Или, в формулировке из эссе, «что именно случилось, когда я молился рядом с братом в ту ночь? Что именно происходило каждый раз, когда я взывал к Духу Святому?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда я задавал себе такие вопросы, в ответ получал разряд трансцендентного счастья и напоминание, что ожидать понимания подобных вещей не следует. Но я не принадлежал ни к какой религиозной общине, некому вокруг было усилить интерпретацию первоначально сопровождавшего мою веру переживания. Я испытывал радость во время молитв. И что этим доказывается? Возможно, лишь то, что я открыл способ испытывать радость во время молитв.

Правда, в нашем варианте реальности исследование биологических факторов религиозного опыта не сделало Игана ни господином лабиринтов, ни Ключевой Фигурой из «Отчаяния», ни даже героем телебаттлов с проповедниками, как Мартина из повести.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Меня вполне устраивает Бог, обитающий внутри нас, — высказался теолог Перехода. — Представляется... невежливым ожидать большего. И вместо того, чтобы без толку спорить в поисках ответов на эти фундаментальные вопросы, лучше ограничиться проблемами, уместными в человеческом масштабе.

Я повернулся к нему.

— Значит, вы в конечном счёте равнодушны к тому, создано ли всё вокруг существом бесконечно могущественным и любящим, Чьему попечению вы намерены вверить себя после смерти... или же Вселенная есть лишь фрагмент квантового шума, который так или иначе исчезнет, сотрёт нас всех?

Он тяжко вздохнул, словно я требовал от него какой-то серьёзной физической нагрузки в качестве ответа.

— Нет у меня энтузиазма для подобных вопросов.

Впрочем, биограф Игана Карен Бёрнэм справедливо отмечает, что прогноз относительно деградации религиозного фундаментализма, данный им в «Серебряном пламени» (1995), можно считать одним из наименее провидческих, по меркам этого автора: «... невежество и изолированность, на которую он полагается, в потоках информации практически не имеют шанса сохраниться».

Штош, прямые трансляции усекновения голов сторониками ИГИЛ на YouTube и в Instagram никак не одобряют этот пост.

Оценка : 8
«Квантовая механика и «Карантин»
–  [ 4 ]  +

FixedGrin, 07 января 2023 г. в 02:58

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3W7TE1P).

Для внимательных читателей не должно быть секретом, что «Карантин» Грега Игана, один из лучших примеров перекрестного опыления твердой НФ, детектива и киберпанка, страдает от досадного и абсолютно неустранимого— поскольку на этот базис опирается вся детективная надстройка сюжета — недостатка. Сюжетная линия с “размазыванием” Ника основана на (ошибочном) предположении, что, работая на квантовом компьютере, можно извлечь желаемый результат из сколь угодно “раскидистой” кроны мультивселенского мирового древа. В «Бесконечном убийце» Иган вернулся к теме “погони через мультиверсум”, но взялся за нее уже с учетом допущенного в «Карантине» зевка: получилось намного убедительней. Впрочем, этот рассказ и в англосфере известен гораздо меньше, а на русском выходил только однажды малым тиражом.

Авторы редко признают свои промахи публично, еще реже посвящают объяснению их причины отдельную работу. Но именно так и поступил Иган: на его авторском ресурсе, среди комментариев к пройденному и дотошных — порою изнурительно дотошных — атласов с “заклепками” полутора дюжин вселенных найдется и суховато-извинительная статья «Квантовая механика и “Карантин”, опубликованная к двадцатилетию первого издания романа. Идейно она аналогична хождению Генриха IV в Каноссу. Можно лишь гадать, чего автору, наделенному такими самолюбием и скрупулезностью, стоила эта явка с повинной за «квантовые грехи» молодости. (Вот как хотите, а мне навязчиво вспоминается Томас Риман из «Города перестановок», обрекающий свою цифровую копию на вечные муки ада в качестве частичного возмездия за убийство возлюбленной в юности.)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В 1992 г. я написал роман «Карантин», построенный вокруг смелой, чем-то нахальной научно-фантастической гипотезы, призванной разрешить эти противоречия. Я остановился на ней потому, что это обещало крутые технологические и экзистенциальные повороты сюжета, а не потому, что считал ее правдоподобной. В интервью, которые у меня тогда брали, я говорил то же самое. Тем не менее неточной, а то и ложной информации о квантовой механике в мире полным-полно, и хотя никто, наверное, не вздумает пользоваться «Карантином» как справочником по этому предмету, я не раз оглядывался в прошлое и недовольно морщился, глядя на допущенные в романе научные ляпы — столь серьезные, что они ставят под сомнение не что-нибудь, а саму его центральную идею...


... Остается надеяться, что больше я ляпов не допустил, а квантовая магия по-прежнему интересна даже после разоблачения этих трюков. Безусловно, постижение глубинной природы квантовой механики очень важно, и мы далеки от того, чтобы осознать ее во всей полноте. Но даже при этих соображениях вынужден признать: в «Карантине» я, кажется, хватил лишку и слишком далеко оторвался от того, что нам сейчас известно, чтобы книга оставалась правдоподобной.

А вот нечего было презрительно поплевывать на киберпанков, ведь именно киберпанковскому фреймворку обязаны ранние романы Игана своей прорывной популярностью...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом-то деле киберпанк как движение повлиял на меня сильней всего, вызвав раздражение своей одержимостью хипповством. Вряд ли можно сомневаться, что в «Аксиоматике» и открывающих главах «Карантина» сказалось влияние киберпанка, но в ту пору я думал скорей не о том, как бы пристроиться к киберпанк-клубу, а о том, как стырить парочку сыщиков и нейрокомпьютерных интерфейсов у ребят, которые считают, будто зеркальные очки — это суперкруто, и приспособить эти инструменты под кое-что поинтереснее.

Оценка : 10
«Город перестановок»
–  [ 4 ]  +

NIKItoS1989, 02 января 2023 г. в 21:13

Многие любят создавать списки — какие книги почитать, какие сериалы или фильмы посмотреть, исходя из рекомендаций, услышанных в подкастах, блогах, каналах или пабликах...

Но большинство эти списки хоронит, но я стараюсь так не делать и несколько раз в год добираюсь до этих отложек. Эта книга упоминалась в шоу Книжный чел на Ютубе, как пример хард-сайфайного киберпанка, в котором будущее представлено довольно реалистично, пусть и с допущениями (куда ж без них).

В мире недалёкого будущего в 2050м году активно распространяется технология снятия копий сознания человека. Да они пока недостаточно хороши, работают в 17 раз медленнее человеческого мозга. Это сразу добавляет реализма — как известно мозг настолько сложен, что из нашего 2023го мы не способны создать какую-либо его симуляцию, так что и спустя 27 лет — вряд ли будем в силах создать программу, которая будет также быстра, как реальный человеческий мозг.

Удивительно, книга написана в 1994, почти ровесница Лавины и Алмазного века, но также ловко попадает в точку с некоторыми вещами.

«Пол не знал, в каком городе он размещается. Сканирование производилось в Сиднее, но для развёртывания модели местный узел сети мог подрядить любого, у кого в тот момент оказались более выгодные расценки». Да, развёртывать копии сознания мы ещё не умеем, но облачные технологии уже зашли очень далеко!

А уж как мне нравиться, когда автор умеет поэтично изображение какую-нибудь научную штуку:«молекула приобрела лёгкую размытость очертаний: условности действующей сейчас манеры отображения были таковы, что средние положения атомов оставались видны отчётливо, а отклонения, возникающие из‑за вибрации связей, намечались призрачными мазками».

Вибрации, призрачные мазки, это прям какая-то картина из абстракционизма или сюрреализма!

А какие ещё конструкции наворотит автор, в описании бесконечных попыток человечества стать чем-то иным...

Это история о любви, о нескольких людях, которые любили и были любимы, были счастливы и несчастны...

Это история о надежде, на новое начало, на новую жизнь, на посмертие и бессмертие...

И всё-таки в конце мы остаёмся в размышлениях, а кто же он такой — этот Пол Дэрем?

Невероятное погружение в глубины, которые невозможно вообразить! Действительно сильный образчик киберпанка, наряду с Лавиной и Алмазным веком Стивенсона, не менее пророческий!

Всем ценителям жанра — крайне рекомендую.

Оценка : 9
«Диаспора»
–  [ 4 ]  +

Heechee, 21 декабря 2021 г. в 15:19

Хотелось бросить чтение на 10й странице, но почитав отзывы пошла до конца. Книга мне не понравилась. Причем даже описать сложно почему, просто по всему. Приятно, что автор пытается применить и объяснить реальные научные теории, но я могу о них в научных статьях почитать с таким же успехом, сделано это в книге не уместно, может вина переводчика, но не могу сказать точно. Но зачем туда примешивать остальное? Просто не интересно, местами мне показалось очень примитивно, хотя на некоторых теориях можно было выехать интереснее. Особенно элемент с заповедником «мясных» людей, мне показалось эта часть не раскрыта от слова вообще и слаба сама по себе. В итоге перемешав одно с другим, и запутав полностью читателя, меня лично, получаем в итоге кашу, накиданных тэгов, мол хотите идите по ссылкам. А вот целостности нет. Как и Ятимы, и всего этого суррогата. Не вижу масштаба, не ощущаю. Не вижу этой мысли, что пытается автор донести, кроме вот смотрите какие есть теории и как их можно применить. Это как взять картины известных художников разных времен и обрамить их газетными вырезками пытаясь выдать за шедевральное полотно. Попробую другие книги автора, но если не пойдет, то по итогу этой книги, время потрачу на что-то другое лучше. И простите за тонкий момент, но опять секс, ну что его везде пихают авторы, вот зачем это отцифрованному человечеству и вообще уделение этому моменту места в книге. Причем ладно бы автор пытался какой-то момент сознания описать, а так, ну никак. Вроде высокие материи пытаемся описать, а это тут каким боком вылазит. Несуразно всё как-то.

Оценка : 5
«Карантин»
–  [ 4 ]  +

October_cat, 09 сентября 2021 г. в 00:23

Выпал в рекомендованных, ознакомился с синопсисом и решил почитать. И проблема книги в том, что чем дальше тем слабее и хуже. Задел с интересной детективной историей в необычном сеттинге смещается в объяснение происходящего вокруг все более сухим языком. По ощущениям в какой-то момент кажется, что книга начинает терять свои краски, гг становится все более плоским, а попытки раскрыть и пояснить окружающую Пузырь тайну все более натужными. И интересные идеи тонут в авторском «да как бы это все закончить на 50 страниц позже»

Оценка : 6
«Карантин»
–  [ 4 ]  +

VovaZ, 11 апреля 2021 г. в 16:08

Впечатляющий роман, хотя и не простой в прочтении и понимании. Сюжетная интрига сильно напоминает цикл Лю Цысиня. Однако есть разница. Лю всё же ясно отделяет “божественное” от “человеческого”, давая возможность восхищаться полётом авторской фантазии, с одновременным лёгким пониманием сюжетных событий. Роман Грега Игана совершенно не таков. Здесь “благородное сумашествие” квантовой теории следует за персонажами по пятам, сопровождая сцену за сценой. Так что, не всё происходящее так уж просто понять.

Соответственно, не просто оценить стройность сюжета, не все связи ясны. Однако, сценизм достаточно захватывающий и интересный.

Гаджетно-нейронный футуризм автора, сам по себе, достаточно интересен. А уж когда некий, биологический сбой поднимает человека до уровня Творца… Достаточно смело, хотя и не всегда понятно.

Роман прочёлся не просто, но с интересом.

Оценка : 8
«Лестница Шильда»
–  [ 4 ]  +

mka, 30 декабря 2020 г. в 04:50

О боже, что это было? Даже не думал что такое возможно в художественной литературе, каковой все таки остается НФ. Это безусловно лидер среди книг по количеству занаучных и скорее всего выдуманных терминов. Объективности ради надо заметить что среди псевдотерминов и псевдотеорий в книге местами действительно вставлены не относящиеся к терминологии имена существительные, а в некоторых местах даже глаголы. Но даже человеку с высшим техобразованием с детства увлекающимся не только НФ но и научной литературой вообще, текст воспринимается полнейшей абракадаброй. Для понимания сего нужна как минимум степень теоретической физики в области квантовой теории, ибо просто основ будет явно не достаточно :) Это фактически спецлитература, для узкого круга специалистов, побаловаться терминами и гипотезами, поразмять мозги в узком кругу.

Оценка : 1
«Милашка»
–  [ 4 ]  +

montakvir7511, 22 ноября 2020 г. в 13:30

Главный герой рассказа мудак. Конченый, сраный, тупой мудак. Ибо только моральная мразь, годами мечтавшая о том, чтобы завести ребенка и имеющая финансовые средства («я уволился с работы, ибо мои сбережения позволяли нам скромно жить годами», его собственные слова дальше по тексту), в конечном итоге может зажать купить лицензионный набор для мужского оплодотворения, а поведется на контрафактную дешевку из Тайваня, отлично зная, что рожденные из такого набора «дети» умирают через пару лет, да еще и не способны к умственному развитию. Причем герой еще и оправдание себе придумал, уродец эдакий, уж лучше я буду финансово поддерживать содержащего семью азиатского либо латинского хакера-ноунейма, чем покупать у официальных организаций. Но в нашем случае все пошло не так, и искусственное дитя вдруг начало демонстрировать обычное человеческое развитие...

Потом в конце оно (для меня именно оно) будет размазывать сопли по щекам, вздыхая о скором неизбежном для ребенка финале, картинно вопрошая «А была ли у вас ошибка всей вашей жизни? У меня была. Я купил пиратскую копию эмбрионального набора!».

Ни капли сочувствия к нему у меня нет, причем и сам Иган довольно сильно упал после этой соплестрадальческой истории в моих глазах. Потому что описывая подобное, сделай хотя бы подобие логики и убери моральные нестыковки в сюжете. Не, вот правда же, если бы не фраза про увольнение и имеющиеся деньги, то я вполне бы смог понять страдания человека, ВЫНУЖДЕННОГО экономить. Но это все сочувствие сломало к чертям. Вдруг оказалось, что рассказчик обычный жмот и скряга.

Пока же остаются только одни ругательства, слова закончились.

Ребенка жалко.

Оценка : 4
«Юджин»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 09 сентября 2020 г. в 09:30

Очень и философский и социальный, но в меньшей мере, сюжет. Чем вызваны все проблемы нынешней цивилизации? Автор использовал приём косвенного отображения проблемы -нарисовал возможности генетики для создания гения, способного изменить мир в лучшую сторону путём приложения своего таланта. А ответ оказался очень прост — умерьте свои аппетиты!!! Во всём умерьте — в деньгах, яхтах, богатствах и планета задышит свободнее. Как он прав!

Если посмотреть данные о остатках сырьевых ресурсов планеты, то берёт оторопь — скоро многое кончится. Даже на требование современных электромобилей иметь много лития для аккумуляторов -его -лития -очень мало на планете.

Как недавно выразился Максим Галкин .... мы бедные потому, что богатые никак не нажрутся....

Посмотрите ассортимент в продовольственных магазинах — ради красочных витрин там должно быть ВСЁ!!! Но люди не могут всё купить и съесть даже. Оно списывается и выкидывается из-за порчи, но сколько ресурсов уходит на производство? И так по всей номенклатуре продукции. Система экономическая загнала планету в тупик.

Рассказ портит некачественный перевод финала -он , наверно, дословный, но дословность размыла смысл. Хотя весь рассказ логичен и понятен, а в финале пришлось продираться сквозь словеса. Читал в переводе Notabenoid.

Оценка : 9
«Хрустальные ночи»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 30 июля 2020 г. в 11:45

Твердая научная фантастика, рассматривающая вопросы создания искусственного интеллекта, а также то, к чему может привести человека «игра в Бога». Мотивы: конкурентная борьба, жажда научных знаний и стремление оказаться первым в гонке технологий. И если для этого нужно играть роль Бога в созданном тобой виртуальном мире, насылая ради эволюционных достижений и развития разума на искусственных существ голод и смерть — так тому и быть. Казалось бы, еще в начале рассказа озвучивается мысль, что этот подход слишком жесток. И на протяжении истории мы видим подтверждения этому. Но вот парадокс — этот метод оказался действенным, в то время как никакие другие более гуманные способы не привели к сопоставимым результатам. Этот парадокс отсылает читателя к по настоящему философской дилемме о необходимости страданий и испытаний для развития общества и индивида. Так что... Не все здесь столь однозначно.

Финал поучителен, но при этом, можно сказать, почти оптимистичен. По крайней мере, не произошло ничего непоправимого, и раскрылись новые научные горизонты, куда можно стремиться. Ну а то, что человеческое самомнение никуда не делось, тут уж ничего не поделаешь.

Оценка : 8
«Теранезия»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 16 июня 2020 г. в 08:55

Роман — Лауреат и номинант нескольких премий. Я бы сказал, роман для аспирантов биологических факультетов, так сложно написан в части твердой фантастики. Множество терминов, то ли настоящих, то ли выдуманных, не разобрать дилетанту в биологии, каким я являюсь. А влезать в словари — роман этого не заслуживает.

Но актуален в нынешнее время — время пандемии.

Снова показана из 1999 года опасность распространения мутаций, причем автор мутацию сжал во времени от 20 лет до пары дней!!Завораживающе развертывается преобразование клеток и генов организма. Но только сам ход преобразования -разная химия меняет направленность работы генов, но главный вопрос остался за кадром — а что или кто управляет этим механизмом? Кто делает так, чтобы мы жили.? И именно так, какие мы есть сейчас. Но это цель , видно, не этой книги.

Роман излишне затянут, скучным его не назовешь, но более половины романа ушло на не основную цель сюжета, а на житейские проблемы персонажей.

Только последняя глава финиширует с достоинством — замысел автора.

Оценка : 8
«Ореол»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 03 мая 2020 г. в 02:03

Рассказ-номинант на Хьюго от лучшего фантаста среди авторов твёрдой НФ, по мнению составителя антологии Гарднера Дозуа.

Алмазной твёрдости НФ. Я с лёгкостью, не напрягаясь, прочёл «Ложную слепоту» Уоттса, но тут...

Рассказ объёмом тридцать страниц, и первые три из них занимает подробнейшее, захватывающее описание способа перемещения по Галактике, от которого у меня чуть мозг не закипел. Просто какое-то хард-сай-фай-порно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После такого начала уже не особо важно, что там будет происходить на планете, куда прибыли две исследовательницы.

Древняя цивилизация глубоко проникла в тайны математики. Потом исчезла. Теперь на планете существуют две сверхдержавы расы нуда, на взгляд пришельцев ничем не отличающиеся друг от друга, но находящие постоянные поводы для сражений. Прозрачная аллюзия на нашу планету. Шпионаж, секретность, подставы.

Философы этой планеты продвигают идею о том, что цивилизации могут быть двух типов — Ищущие и Распространители. Ищущие — спокойные мудрецы, которые поживут-поживут, и угаснут, когда им нечего больше будет изучать. А вот Распространители, к которым нуда относят себя, никогда не остановятся и поработят всю Галактику.

И вот, после нахождения решения «теоремы всего», условно говоря, исследовательница думает, а вдруг в теории Ищущих и Распространителей есть здравое зерно, и, когда галактическая цивилизация узнает решение, ей будет не к чему стремиться и она придёт в упадок...

Короче, зубодробительно-научное вступление мне понравилось больше самого рассказа.

Достойный номинант на Хьюго. Даже сложно решить, какой из рассказов заслуживает награды больше — «Купец и врата алхимика» Чана или «Ореол» Игана.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка : 8
«Причины для счастья»
–  [ 4 ]  +

Zangezi, 05 января 2020 г. в 12:21

Прекрасный, абсолютно игановский рассказ, о той, близкой уже нам реальности, когда люди научатся настраивать свой характер и свои чувства, как им заблагорассудится. Позже Иган реализовал эту идею в полноформатной форме, в романе «Город Перестановок». Иган — это такой современный Жюль Верн, к его предсказаниям стоит прислушаться. И к его выводам из них — тоже.

Оценка : 9
«Ковры Вана»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 03 декабря 2019 г. в 19:54

Рассказ взят из романа   «Диаспора». По какой причине — не знаю. Издан в нескольких изданиях как отдельный рассказ и судя по отзывам с плохим переводом. Я же читаю весь роман и перевод другой Сташевского и смысл романа в целом и рассказа — это одно целое. Разорвать вот так нельзя, как это кто-то ранее сделал. Это крупная ошибка!

Поэтому для тех, кто в недоразумении от рассказа:

Читать Грега Игана с успехом и пониманием могут только физики-теоретики и математики. Весь сюжет технократический -основное для Игана -это научные идеи, которые он воплощает в своих сюжетах да ещё и дополняет романы в конце приложениями с формулами и графиками.Терминология того же века, который он описывает — у переводчиков ум заходит за разум и требуется реабилитация после окончания перевода.

К сути романа и рассказа — цифровое человечество в 39-м веке столкнулось с космической катастрофой, которая уничтожила всё живое на Земле.Развёрнута программа полёта к ближайшим звёздам для поиска цивилизаций, чтобы понять, как в будущем избежать таких катастроф и что это была за катастрофа? Поиски ведутся в направлении контакта с более развитыми цивилизациями, которые могут обладать опытом и знаниями.

В рассказе как раз отображается сюжет- контакт у звезды Вега планета Орфей с цивилизацией так называемых ковров.

Вот здесь Иган на высоте — такое и представить сложно, такой вид цивилизации. С учётом теории учёного Вана, которая применительна к построению компьютерных сетей. Отсюда и «ковры Вана».

Оценка : 10
«Соломинка, подхваченная ветром»
–  [ 4 ]  +

osipdark, 29 октября 2019 г. в 02:53

Шестидесятые, семидесятые годы прошлого века. Хиппи, студенческие бунты, рок, новые левые и психоделическая революция, во многом определившая путь и конец всех перечисленных вещей. Вот те слова, которыми можно отчасти передать суть той эпохи. Грег Иган в «Соломинке...» количеством слов несколько большим рисует эпоху, лежащую впереди от наших дней на десятилетие-другое. И в ней психоделическая магия, запряженная духом левацкого бунтаря, способно либо сгубить все, называемое человеческим, либо открыть дорогу целой эре свободы. Положить конец царству необходимости по Марксу. Вопрос только в том, не освободит ли свобода человека от самого же человека.

Именно перед такими сценариями будущего всего человеческого рода оказывается наемник большой фармакологической компании. Которая, разумеется, без разработки биологического оружия обойтись не способна. Прибыль, ничего личного. А когда один из ее ключевых разработчиков, в прошлом любитель левых революционных статей и романов, Гильермо Ларго, исчезает в искусственных джунглях латиноамериканских наркобаронов, главного героя посылает для его возврата к работодателям. Или к переходу в неживое состояние. Но все оказывается на порядок сложнее, в том числе мотивы Ларго и его работа в компании.

Целью наемника оказывается создатель «серых рыцарей» — искусственного вируса, который позволяет своему носителю перестраивать архитектонику мозга по собственному желанию. Точнее, изменять самого себя по своей же воле. Притом это фантастическое допущение посильнее тех гипотетических нейроимплантов из рассказов самого же Грега, которые временно могли изменить некоторые свойства своего носителя. Так сказать, сделать его на пару часов смелым, религиозным или даже поэтом. А «серые рыцари» позволяют изменить строй ваших мозгов навсегда. Всего лишь сильно захотите — прямо как на лучших сеансах различных тренеров личностного роста, не правда ли? А тут правда. С фактом существования «серых рыцарей» Сократу пришлось бы согласиться со своим учеником, что душа человека схожа с гармонией лиры. То есть ее взаправду можно подтянуть, откалибровать и сделать совершеннее. Но и расстроить в таком случае тоже, ведь и это верно? Неужто все захотят быть поэтами, художниками, эмпатами, альтруистами, героями и т.д. словами со знаком плюс? Или хотя бы не минус. Общественное бытие, черт его, настаивает на своем и оскверняет чистый лист, который становится человеком, как ему вздумается. Пусть случаются ошибки и получаются сильные, правильные и способные к борьбе за более справедливый мир личности, но их единицы. И не из-за природы человеческих мозгов, а из-за тела социального организма — всего огромного человечества, экономически и географически составляющего капиталистическую мир-систему. Мы не ангелы, как правильно заметили герои рассказа. И далеко не все из нас хотят ими стать, потому что так велит мир. Надо его изменить, а для этого, чертовы парадоксы, надо изменить себя! Сломить общественные оковы лицемерия, конформизма, страха, тщеславия, лености и начать действовать. Сложно, но возможно. История щедро покажет вам перечень тех «счастливчиков» (потому что им не повезло родиться с лучшим устроением мозгом — они сами его изменили, без всяких там рыцарей), кто смог стать лучше. Для этого требуются жертвы, время, страдания и, возможно, в конце нас ждет неудача. Провал. Печально, больно, но такова цена свободы, заброшенности в наш мир. Мы обречены быть свободными, и это замечательно. Не стоит обесценивать те труды, которыми настоящие люди себя выстраивают, ведь самый главный труд здесь — это искренне пожелать стать большим, лучше, чем ты есть. Решиться на это никакие рыцари, кроме нас самих, не помогут.

Оценка : 9
«Это не путь домой»
–  [ 4 ]  +

osipdark, 27 октября 2019 г. в 13:15

Наверное, «Это не путь домой» — один из самых простых, я бы даже сказал простеньких рассказов Грега Игана. Для восприятия, понимания, без достаточно сложных естественно-научных проблематик и соответствующей лексики. И потому, наверное, не самый интересный. Не игановский!

Сюжет прост как мир. На Земле китайцы-покорители-луны и американская хакерская держава чего-то не поделили и устроили на Земле не пойми что. Вроде бы, по горящим огням ночных городов на африканском континенте, все не так плохо, да вот несколько ребят, в том числе совершенно неученая пара, застряли из-за этих неурядиц на холодной Луне. И вот мать с маленькой дочкой самоотверженно и кропотливо старается оттуда выбраться. И, спойлер, выбирается.

Правда, по заглавию рассказа понятно, что ее потуги могут привести совсем не домой...

Оценка : 8
«Ортогональная вселенная» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

osipdark, 06 июля 2019 г. в 14:06

В диалоге Платона «Федон», где исследуется природа нашей самости и загробной жизни, мелькает следующее мнение. Один из учеников Сократа отстаивает точку зрения, что душа — это гармония тела. Телесного и психического. Конечно, философ, расколовший античную философию на досократическую и после, смог разумно и логично переубедить своего духовного сына. Но метафору гармонии как души можно применить, к примеру, в литературе. Особенно фантастической, где авторам научной или не слишком вольной фантазии нужно привести к гармонии и равновесию портреты персонажей, сюжетные линии, писательский язык, и, разумеется, фантастический пейзаж.

Дело это не из легких. Вложить душу в книгу или даже рассказ таким способом тяжело и трудно. Порой и маститые авторы допускают провалы в гармоническом рождении души своих творений. На мой взгляд, достаточно претенциозная трилогия Грега Игана «Ортогональная вселенная» являет собой не самую высокую гармонию. Замысел порождения не просто научной фантастики, а «фантастической науки» слишком вскружил голову старику Игану. И как бы я не ценил некоторые его рассказы («Учись быть мною», «Ров», «Соломинка, подхваченная ветром» и т.д.) и энное количество романов («Лестница Шильда», «Диаспора», «Город перестановок»), не увидеть значительные минусы в этой трилогии нельзя.

Что, собственно, не так? Сага о вселенной, где временное измерение ведет себя как пространственное, из-за чего возникает целый ком поразительных отличий от наших скучных мирков, начинается с достаточно удачного романа. С «Заводной ракеты», большая часть действий которой происходит на родине диковинных и гибких пришельцев. У них намечается конец света, который должна остановить сумасбродная задумка местной «бастардки» и гения физики — Ялды. Она предлагает запустить в космос целую гору, который станет кораблем-поколений с обратным эффектом парадокса близнецов. Там избранные должны придумать способ спасти сородичей на умирающем мирке. В «Заводной ракете» проносится целая череда самых разных и интересных событий с фоном в виде сложного и несправедливого социального устройства инопланетян (в связи с биологической природой оных, от которой радикальные фемки облысеют в силу ужаса и лютого негодования) и живыми персонажами. Правда, пришельцы, несмотря на физические и биологические различия вышли слишком уж похожи на людей. Наверное, тут не столь бедность фантазии австралийского «твердого» фантаста, сколько его общий посыл на универсальность человеческого (вспомним его постлюдей). Так или иначе роман вышел бодрым, богатым на всякие ходы в сюжете, описания мира, интересных героев и объем в разумных пределах. То есть гармония имела место быть. Вот со второго романа назревают явные проблемы с ней. Иган хочет продвигать и развивать далее физическую фантастичность описываемого мироздания с научной хроникой его исследования, что, разумеется, хорошо. Но этого элемента так много, что начинают страдать иные пазлы от общей гармонии картины. Сюжет в меньшей степени, а в большей персонажи. Если живость Ялды и иных «людей» из первой книги достаточно хорошо отложилась в голове, то «ребята» из «Вечного пламени» и «Стрел времени» очень быстро выветрились в небытие. Но конфликт повествования вытаскивает вторую часть трилогии из болота скукоты и серости, ведь горная ракета стоит на пороге мальтузианской катастрофы. И новым персонажам придется решать — либо «рациональный» геноцид, либо радикальное изменение своей природы с дальнейшими последствиями для культуры и социальных устоев. Своеобразная дилемма Биологической Сингулярности. А последний роман, к сожалению, не может похвастаться каким-либо конфликтом повествования и уж тем более интересными героями. Ни того, ни другого. Скука и тоска, которая растянула прочтение мною финальной части саги на полгода, если не больше. Действие происходит крайне медленно, научная хроника стала чрезмерно затянутой и невыносимо пустой и серой, без научного же энтузиазма и полета фантазии. Главная фантастическая идея (которая одновременно и сюжетный конфликт) уже частично встречалась у Игана в том же рассказе «Дневник, посланный за сотню световых лет», но подана вяло и неинтересно. Окончание не шибко достойное красоты и гармонии первого романа. «Стрелы времени» совсем без души, что, конечно, плохо. Но планета спасена, сюжет саги завершен.

Что можно заключить в общем? Крайне претенциозная с большим потенциалом задумка совершенно отличной от нас вселенной с наукоцентристским взглядом на нее. В принципе, разобраться в этой альтернативной физике можно и не технарю, но, видимо, некоторые оттенки смыслов и замыслов от меня ушли. К сожалению или счастью. Так или иначе мир в общем и целом понять можно, вместе с его красотой и удивительностью. Да вот только сюжет трех романов далеко не всегда располагает к боле подробному и глубокому изучения этого мира. Плюс, как я уже сказал, слишком уж человеками вышли эти нечеловеки, хотя любопытны подходы Игана в их физиологии и социальности. Хотелось бы большего размаха и иных разумов, как в той де «Диаспоре», но тут писатель решил сделать более камерную вселенную, что ли. Не знаю. В общем, поклонники и лютые фанаты Игана, а также самые «твердолобые» любители «твердолобой» фантастики — сюда. Остальные могут остановиться только на первом романе.

П.С. Voyual, как всегда, спасибо за безвозмездные переводы. Регистрируйтесь на его сайте и читайте переводные романы и рассказы Игана и не только ;)

Оценка : 8
«Из-за любви»
–  [ 4 ]  +

technocrator, 09 мая 2019 г. в 14:02

Фантдопущение – относительно дешёвый специфический способ сохранения мозга при потере тела в процессе выращивания клона... На мой взгляд, не более отталкивающий, чем некоторые медицинские операции и процедуры, особенно с целью спасения жизни (тут как-то выбора нет), но слишком впечатлительным людям читать рассказ не рекомендую.

Поднимаемая философско-физиологическая проблема: можно ли продолжать испытывать чувства при полном осознании и понимании их природы? Здесь я не согласен с видением персонажа, но задуматься есть над чем.

Оценка : 8
«Нежность»
–  [ 4 ]  +

Bahinski, 14 февраля 2019 г. в 19:36

Что-то, а Иган писать умеет. Порою его язык кажется сухим и излишне тяжеловесным, но с другой стороны это его изюм.

Рассказ напомнил мне его же «Карантин», напомнил детективом. Начало спокойное, история странная, развязка резкая. После думаешь: генная инженерия не всегда есть хорошо. Вроде и полезна, но будет ли таковой в руках богатого психа. Хотя химере вроде нормас.

Оценка : 8
«Дневник, посланный за сотню световых лет»
–  [ 4 ]  +

Visor., 20 августа 2018 г. в 12:12

Хм... странный какой-то рассказ. Вроде бы и идеяя интересная, а не зацепляет. Интересная завязка есть, а концовка смятая. Главный вопрос: так врут нам или нет, остался не решённым. И насколько всё детерминировано — тоже. Да что уж тут говорить, в случае такого детерминирования и выборы и вообще вся жизнь становится фарсом (как и пытается показать нам автор). По факту мы видим представление вселенной, в которой всё происходит вне зависимости от того, кто что отправляет, что говорит и что пытается изменить... но... позвольте, понимая, что происходит подмена понятий, ложь и всё такое... я не понимаю самой концовки рассказа. Детерминизма всё-таки не существует и герой смог нарушить законы физики, установленные в начале рассказа? Это вообще странно. Вроде бы и есть какое-то интересное зерно в рассказе, но... нет... чего-то не хватает. Сухо и немного нелогично. А вот небольшую повесть на этом фундаменте можно было бы построить, размочив сухарь подробностями и объяснив происходящее более подробно. И даже когда главный герой выжег на чипе ошибки, и это не помешало законам физики сделать в компьютере сбой и записать совершенно иную информацию, можно же было как-то раскрыть ситуацию более детально, написать продолжение к этому? Да, они скормили сказку маленькому ГГ, но всё же... не верю, что всё именно настолько детерминированно, настолько измеримо, что нет смысла даже пытаться что-то менять. Может, именно знание будущего заставило всё застыть, как на картинке? Беспросветно всё как-то. И Главный герой просто скрылся в раковину. Странные ощущения от прочитанного. Не особо верю в проиходящее и, увы, не зацепило.

Оценка : 6
«Видеть»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 12 июня 2017 г. в 17:33

Начало было многообещающим. Однако заключительная часть меня откровенно разочаровала. По-моему, напрашивался какой-то гораздо более нетривиальный ход... Странно было бы упрекать в этом автора, но ощущение осталось именно такое.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 



⇑ Наверх