FantLab ru

Грег Иган «Ковры Вана»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Голосов:
210
Моя оценка:
-

подробнее

Ковры Вана

Wang's Carpets

Рассказ, год; цикл «Вселенная "Диаспоры"»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Далекое будущее, 43 столетие, и человечество очень сильно изменилось, но один вопрос остается неизменным — одни ли мы во Вселенной? И куда двигаться дальше? Как развиваться? И вот в созвездии Вега была обнаружена планета, которую назвали Орфей, и на которой нашли очень странную форму жизни...

© ceh

Входит в:

— антологию «Научная фантастика. Ренессанс / Научная фантастика. Возрождение», 2002 г.

— антологию «Explorers: SF Adventures to Far Horizons», 2000 г.

— журнал «Если 2000'2», 2000 г.

— антологию «Centaurus: Best of Australian Science Fiction», 1999 г.

— антологию «The Mammoth Book of Extreme Science Fiction», 2006 г.

— антологию «New Legends», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 1998 // Зарубежный рассказ (Австралия)

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 1995 // Научно-фантастический рассказ

Похожие произведения:

 

 


Научная фантастика. Возрождение
2008 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2000
2000 г.

Самиздат и фэнзины:

Отчаяние
2011 г.
Степени свободы
2013 г.

Издания на иностранных языках:

New Legends
1995 г.
(английский)
New Legends
1995 г.
(английский)
The Best New SF 9
1996 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Thirteenth Annual Collection
1996 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Thirteenth Annual Collection
1996 г.
(английский)
Centaurus
1999 г.
(английский)
Exploring the Horizons
2000 г.
(английский)
Explorers: SF Adventures to Far Horizons
2000 г.
(английский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2008 г.

Написано еще просто и понятно для такого количества и уровня идей. К сожалению, после первого прочтения сюжет может выветриться из памяти, так как не вызывает почти никаких эмоциональных переживаний. Герои слишком непохожи на нас, наверное, и им зарисовка из нашей жизни не была бы близка. Это именно научная фантастика, хотя «наука» и «фантастика» здесь по отдельности, как будто два ингредиента слили в один сосуд, но не перемешали. Ингредиенты, правда, наивысшей пробы, спору нет.

При чтении возникали отдаленные ассоциации с «Городом и звездами» Кларка. И с «Солярисом» — подумалось, что герои Игана смогли бы понять океан.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2008 г.

Замечательный рассказ, несмотря на всю свою специфичность. Наиболее важные для меня его достоинства проистекают как раз из навороченности. Иган представляет нам множество идей и концепций, порой обрывочных и бессвязных, но в любом случае стоящих того, чтобы поломать над ними голову. Из всего пространства продуктов человеческой мысли берутся наиболее подходящие текущему моменту и интерпретируются в соответствии с фантастическим окружением. Мысленный эксперимент становится виртуальной реальностью, граница между реальностью физической и математической размывается до неузнаваемости. Первая проблема состоит уже в том, чтобы увязать противоречивые идеи в целостный мир. Иган неявно предполагает, что описываемый им мир существует, но не определяет его до конца, вместо этого бомбардируя читателя отдельными фактами мироустройства. И хотя составить целостную картину мира по таким отрывкам практически невозможно, я не склонен считать это минусом. Такова позиция автора, такова концепция самого рассказа — как можно больше игры ума! Для проникнувшегося рассказ становится калейдоскопом ярких образов. Чего стоит одна только модель инопланетной виртуальной реальности! Единственное замечание: для адекватного восприятия рассказа необходимо понимать, о чем в нем говорится. Если вы не готовы собирать в уме архисложную мозаику мироустройства, не знаете высшей математики и не имеете представления об основных философских учениях, рассказ лучше просто не читать. Будет скучно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2012 г.

Этот рассказ — на самом деле глава из романа «Диаспора» и в отрыве от него воспринимается с большим трудом. Действие происходит в далеком будущем во время, когда земные эмиссары пытаются установить контакт с разумным океаном единственной планеты в системе Веги. Не спешите кричать «Солярис!» — подход Игана, как всегда, абсолютно нешаблонный. Полезно перед прочтением немного покопаться в литературе по мозаикам Пенроуза и машинам Тьюринга.

К сожалению, перевод Мирера на удивление плох. C учетом грядущего полного русского перевода «Диаспоры» это следует принимать во внимание.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2008 г.

Часть отзывов и оценок этому рассказу — лишь очередное подтверждение того, что наитвердейшая научная фантастика Грега Игана — это чтение не для широких масс, слишком специфический он автор... Так что нет ничего удивительного в том, что наши издатели его игнорируют. А жаль :frown:

По мне — это типичный, характерный, классический и блистательный Иган! Напичканный научной терминологией и массой самых разных идей, но при этом богатый на яркие образы и сюжетную фантазию — орфейская форма жизни действительно поражает...

По описаниям виртуальности и свободе возможностей постсингулярного человечества мне рассказ немного напомнил «Золотой век» Джона Райта.

Очень понравилось. С удовольствием прочитал бы и весь роман «Diaspora» — но увы мне, увы... :shuffle:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2019 г.

Извините, но это просто тихий ужас. То ли автор — полный невежда, то ли переводчик, а скорее всего — оба.

Ну скажите на милость, как можно относиться к автору, который:

измеряет расстояние в кубических (!) световых годах,

на одной странице называет Вегу звездой, а на другой — галактикой (!),

путает углеводы с углеводородами (вы бы спутали сахар с бензином?),

уверяет, что Северный полюс гораздо обширнее Южного (как может одна географическая ТОЧКА быть обширнее другой?) и так далее и тому подобное?

Кроме того, в рассказе что ни фраза, то «рекбус, кроксворд» (с).

Вот, к примеру:

«Два вытянутых континента пересекали океаны полушарий планеты, оба полюса представляли собой ослепительные ледяные равнины».

Вы что-нибудь поняли?

Кто кого пересекал и каким образом?

Что такое «океаны полушарий»?

Как может полюс (условная точка на карте) представлять собой равнину?

Или:

«На Орфее была похожая на земную поверхность, состоящая из никеля, железа и силикатов»

Во-первых, первая часть фразы построена совершенно не по-русски. По-русски будет «Поверхность Орфея походила на земную».

Во-вторых, что-то я не замечал, что земная поверхность, по которой я хожу, состоит из никеля и железа. На самом деле в земной коре содержится ничтожно мало никеля — всего 0,01 процента, да и то не чистого (построение фразы подразумевает именно это), а в виде соединений. В общем, «неуд» автору по химии.

И подобные нелепости и корявости — на каждом шагу. Сквозь текст приходится продираться, читать практически невозможно.

Оценка соответствующая.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2013 г.

Первое с чем пришлось столкнуться — две проблемы. Первая — это все же часть большого произведения, а значит масса недоговоренностей, непонятностей, отвочностей... Вторая — это как всегда перенасыщенность научными терминами, понятиями, сложными построениями предложений и туманностью выражения своих мыслей. Но, если вам удастся прорваться через это вы попадете в прекрасный мир идей. У меня постоянно зреет такое чувство, что автор пишет только ради изложения своих идей. Ибо по-настоящему сильных чувств, проблем, столкновения характеров, противостояния личностей нет. Вообще нет. Герои мне напоминают идеальных людей ефремовской «Туманности Андромеды» или идеальных строителей коммунизма.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2008 г.

Какой то неоднозначный рассказ получился. С одной стороны сухое, вялотякучее повествование, переполненное научными и псевдонаучными терминами. Плюс к этому главные герои это уже не люди, хоть и наши потомки. Существа с совершенно иными системой ценностей и укладом жизни. Сами по себе они слабо эмоциональны и вообще практически никаких эмоций лично у меня не вызвали. К тому же автор не дает описания полной картины сложившегося общества и происходящих в нем процессов, что подавно осложняет восприятие рассказа и так переполненного различной терминологией. Не понятно чем они живут и чего хотят. Хотя на последний вопрос все-таки можно ответить: Они сами не знают! Рассказ вообще о контакте, но не таком как мы привыкли. По сути это не контакты людей с чем то неизведанным, а контакт в общем то не понятных нам существ, хоть и наших потомков, с чем то неизведанным. Да и само открытие в конце рассказа, как то совершенно не интригует.

С другой стороны рассказ явно нельзя обвинить в безыдейности. Рассуждения тут ведутся самые разнообразные, о сотворение мира, о смысле жизни. Поднимаются идеи солипсизма. Конечно, существа умеющие изменять свой облик, а то и вовсе обходится без него, имеющие практически неограниченные возможности столкнулись с непреодолимой стеной вопросов. Зачем они существуют и что делать дальше? Они решают позновать Вселенную пытаясь найти разгадку в своих исследованиях. Но волна пессимизма уже затронула это общество, отсюда самоубийства и подавленность. Не зная что делать дальше они продолжают искать другую, не созданную и придуманную ими, форму жизни или реальность. Они настолько запутались, что плохо отличают виртуальную реальность от физической, они теряют индивидуальность, потому что каждый проходил процедуру клонирования сотни и тысячи раз. А не является ли вся Вселенная плодом их воображения? Быть может, они столкнутся с существами, которые перешли этот барьер и знают, что делать. Но сталкиваются они не с тем чего ожидали, однако возможно этого достаточно, чтобы вывести цивилизацию из идейного застоя? Автор ненавязчиво, но упорно задает очень большое количество вопросов, но совсем не дает ответов. Даже в конце у героев не находится однозначного решения и ответа, но появляется шанс.

Рассказ, безусловно, принадлежит к твердой научной фантастике, и именно излишняя приверженность к этому направлению сыграла с ним злую шутку, потому что независимо от количества идей положенных в основу рассказа, реализация сильно хромает. Рассказ банально сложно и не особо интересно читать, хоть о прочитанном я и не жалею, но перечитать и попытаться разобраться в его тонкостях я не хочу.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2008 г.

Не могу сказать что прочёл залпом — сухой, насыщенный научными терминами текст читается тяжелей даже, чем романы Г. Бира. Рассказ берёт идейным наполнением и какой-то правдоподобностью что-ли — чужая форма жизни действительно чужеродна и непохожа на всё, что можно ожидать. Лично у меня такая супертвёрдая НФ отторжения не вызывает, прочёл с интересом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2010 г.

у меня с начала и почти до самого конца мозг рвало направо и налево, причём, практически напрасно, ибо не так уж было интересно (в плане событий. герои же, напротив, порвали мозги в хорошем смысле). но сами КОВРЫ! Только Иган мог такое написать! (на самом деле, не знаю, может быть и не только он:) но из всего, что я читал, пока что только Игану удавалось так ошарашить меня своими идеями!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2011 г.

Понравился ли рассказ? Да. Шедвр? Навряд ли. Хотя есть неоспоримое преимущество — он заставляет думать. Можно спорить с автором — принимать или не принимать его взгляд на будущее, но подумать прийдется. Правда судя по некоторым комментариям ниже данный процес не в почете...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2010 г.

Через несколько страниц почувствовала закипание в мозгах. Двойники, старые тела, новые тела. При этом автор упорно заставляет героя принимать современный нам облик — иначе, видно описать не сумеет. Постоянно приходится вспоминать, что там было и как это связанно с тем, что читаешь сейчас.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2008 г.

При всей моей любви к НФ рассказ показался мне слишком «мудрёным» и перегруженным всевозможными наукообразными терминами. Да и общей «картинки» жизни людей в виртуальном пространстве я так и не смог себе представить — «пядей» не хватило...

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2019 г.

Н-да... Это вообще какое-то чистой воды графоманство (ИМХО, естественно). Дилетантизм и технического плана и филологического (опять же — ИМХО). С автором сталкиваюсь впервые, не поверил первому впечатлению (ну, уж больно жуткое впечатление), полюбопытствовал биографией, изучил раздел «награды и премии», значительный такой раздельчик, солидный. Теряюсь в догадках, ей-Богу.

Может быть — это переводчик «накосячил»? Хотя... ТАК испортить... — это, в принципе, возможно?

В общем, эээ... не знаю, что сказать. Тайна некая

Оценка: 1
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2010 г.

Рассказ не о чём. При прочтении приходиться воображение включать на полную, улетая не весь куда, теряя понимание о пространстве, реальности и собственного «Я». Галлюценоген какой-то !:insane:

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх