FantLab ru

Все отзывы на произведения Кира Булычева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Секрет чёрного камня»

rinshwind, 15 ноября 23:46

С одной стороны — великолепная антимилитаристическая фантастика. Тут рядом можно прочесть негативные отзывы, что тут и политика, и книга не детская...

Детская. Именно детская. Во всех школах России ведется пропаганда войны — «Юнармия», культ «защиты Родины», псевдопатриотизм и так далее. В ответ в другой стране уже организуют детские лагеря с настоящим оружием. Я думаю, вы догадались, о какой стране идет речь.

Эту книгу нужно изучать в школах.

С другой стороны — присутствует крайне одиозный персонаж, рожденный скорее шовинистическим взглядом на жизнь. И он имеет непосредственное отношение к образу этой самой соседней страны в информационном пространстве России. Это крайне негативный момент.

Оценку поставить не могу.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Половина жизни»

mr_logika, 11 ноября 00:01

Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.

Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.

Оценка: 9
–  [  -1  ]  +

Кир Булычев «Девочка с Земли»

poxabich, 10 ноября 18:00

Классика — этим все сказано. даже и не знаю, что еще сказать. Для детей от 5-6 лет. Да и их родителям рекомендую.

Must read. :)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Царицын ключ»

Tundra, 8 ноября 18:20

Повесть получилась классная. Игорь Всеволодович наверняка писал ее на одном дыхании и с удовольствием. Столько искрометного юмора, точные диалоги, захватывающий сюжет. Одно из лучших произведений автора.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Жизнь за трицератопса»

DragonXXI, 7 ноября 00:47

По мне, так Булычев поиздевался сам над собой, написав эту повесть, она больше похожа на новеллизированный комикс. Топорные персонажи, не в тему некоторые элементы сюжета, как то: перемещения во времени, перелет на другую планету... Такое ощущение, что на закате своего творчества Кир писал «на коленке». Моя оценка 5, но только из уважения к автору, написал бы это другой, я поставил бы 2, несмотря на мою любовь к палеофантастике.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Пустой дом»

amak2508, 30 октября 11:23

У Булычёва есть масса произведений, которые одинаково хорошо читаются как детьми, так и взрослыми (взять, хотя бы те же повести об Алисе). Но этот рассказ... уж очень он прямодушен и наивен, прямо лубок какой-то. Он, наверное, прекрасно подойдёт для ребят 10-12 лет, но вызовет некое неприятие у взрослых своей наивностью.

Идея проноситься над лютой зимой в машине времени, конечно, красива. И жизнь легка и радостна, и экономия большая :). Но, если отнестись к теме серьёзно, то цивилизация, способная создавать машины времени, вполне могла бы найти и более простой способ борьбы с морозами, ветрами и снегом. А выбрасывать из жизни цивилизации каждый раз по полгода — так и пробросаться можно. Например, пропустить визит гостей из космоса, а гости, как известно, не всегда появляются с исключительно добрыми намерениями :).

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

rolandius, 26 октября 16:25

Книга разбита на две части, на две точки зрения. Первая это сам поселок. Люди, которые несмотря на все тяжести смогли остаться людьми, продолжать свой род, обучаться, но все равно угасать под гнетом окружающей среды. Вторая через людей из космической экспедиции, которая покажет, но уже под конец книги, как все выглядит на самом деле. И коза, и снежная блоха, и грибы, и шакалы, и сами выжившие... Впечатление о мире сразу становится другим, все возвращается в реальность. Я бы сказал, что первая часть интереснее...

В героях есть эмоции и чувства, есть контраст нового поколения и поколения выращенного на инструкциях, все герои просто герои, не добрые и не злые, они просто живут. Каждый герой уникален и идёт по своей линии вперёд, по инструкции или по интуиции, которые ничего не ждут и просто хотят жить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Ждать всегда плохо, особенно когда не знаешь, чем кончится ожидание, — думала Марьяна, — но почему-то мы всегда чего-то ждем. Даже жить некогда. Вообще-то все ждут, когда мы улетим на Землю, а я жду, когда вернусь к Олегу. Дик ждет, чтобы скорее оказаться в лесу. Теперь мы ждем — оборвется шар или нет. Очень глупо ждать, самое обыкновенное и самое неправильное занятие. Жить надо так, чтобы совсем не ждать…»

Даже не хочется думать о том, как они все-таки выжили, почему их не убила такая враждебная планета со всеми ее неожиданностями, как звездоплаватели смогли вспомнить навыки элементарного выживания, построить хижины и арбалеты, опробовать всю еду и почему новое поколение настолько быстро адаптируется к новым реалиям и начинает их понимать.

Интересны все персонажи, быт, мечты, рассуждения о превращении в дикарей и будущем, о том как все жертвуют друг ради друга, интересен мир, живые растения, мертвый космолёт, воздушный шар...

Может сюжет и банален, концовка зажевана, не все сходится друг с другом, но то как это написано вызывает уважение и восторг. Давно не читал на ходу книгу из-за того, что переживаю персонажам!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Перпендикулярный мир»

lammik, 21 октября 12:51

Такой вот себе литературный памятник эпохи перестройки. Борьба с культом личности, плановой экономикой и номенклатурными привилегиями. Сплошь сиюминутная конъюнктура, но читается по-прежнему легко, хотя и воспринимаются посылы повести со снисходительностью знающего будущее.

Вообще весь цикл о Великом Гусляре довольно чётко делится на эпохи по дате написания тех или иных рассказов и повестей. «Перпендикулярный мир» — повесть эпохи перестройки и этим всё сказано. Распалённому сказочными перспективами грядущего изобилия обществу казалось, что до счастья-то рукой подать и бывший первый секретарь Свердловского обкома только спит и видит как бы народ к этому счастью привести.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Районные соревнования по домино»

mr_logika, 16 октября 14:26

Неплохая пародия на поведение советских властей после чернобыльской аварии. «Радиоактивное небо светилось зелёным», но «В городе всё в порядке. Город живёт ожиданием матча.» С неба срываются метеориты, но мужественные болельщики раскапывают занесённые снегом и песком столы. Что-то подобное происходило примерно за год до написания рассказа в Киеве, Припяти других городах пострадавшего региона. Видимо, именно по причине очевидности вышеописанного подтекста этого рассказа ни в одном из девяти отзывов на него нет даже намёка на Чернобыль. Именно потому, что Чернобыль был техногенной катастрофой, Автор не смог обойтись в рассказе только природными катаклизмами и заменил эту аварию обменом ядерными ударами между двумя выдуманными государствами. Но всё-таки это (отсутствие даже намёка) не может не показаться кому-то странным, вот мне и показалось, и я подумал — а что мешает почти явное превратить в совершенно явное? И чем ещё хороша эта миниатюра? Тем, что описываемое в ней буйство природы отражает не что иное, как переживания Автора по поводу происходящего кругом запредельного идиотизма. Землетрясение происходит не столько в Великом Гусляре, сколько в душе Автора. Так что этот «совершенно бестолковый», по мнению одного из отзывистов, и «примитивненький» по мнению другого, рассказ безусловно заслуживает внимания как людей старших поколений, так и молодёжи.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Спонсора!»

mr_logika, 15 октября 23:53

Сатира, конечно, злющая, но сатира не должна настолько выходить за рамки приличия, чтобы у гуслярских девушек в руках оказывался плакат «Обесчести меня, пришелец!». Так недолго и потерять популярность среди девушек Великого Устюга или какого-нибудь другого великого населённого пункта России. Не меньшей неожиданностью стал для меня другой поступок Булычева. Корнелия Удалова, этого уважаемого в городе и в Галактике человека, Автор превратил в больного игровой зависимостью и проигрывающего в карты всю планету, иначе говоря, не принадлежащую ему недвижимость! И не так уж много он с пришельцами выпил, что определённо следует из его разговора с ними сразу после «дурака». Кстати, о дураке. Видимо, каков человек в жизни, такова и его картёжная судьба, а в жизни Удалов ходит за грибами, не расставаясь со всеми своими сбережениями. Всё своё ношу с собой?

Рассказ, по моему, один из худших в цикле, заставил меня усомниться в том, что он написан тем же человеком, который написал «Посёлок», «Снегурочку» и другие равные по мастерству произведения. Уж не явился ли этот, мягко говоря, далёкий от совершенства опус результатом вложения Автором крупной суммы денег в какую-нибудь рухнувшую финансовую пирамиду? На эту мысль наводит почти точное определение пришельцами величины выкупа за Землю — «сто сорок три тысячи рублей с копейками». От такого удара можно слегка выйти из себя, а когда молотишь кулаками по воздуху вслепую, может попасть и своим, подвернувшимся под раздачу.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Гусляр»

Кел-кор, 13 октября 19:36

Очень хороший атмосферный цикл рассказов и повестей, милых, немного наивных и добрых (произведения советского периода), а также желчных, саркастичных и даже злых (произведения постсоветского периода). И в первой когорте случаются промахи, и во второй иногда находишь очень приличные вещи, хотя, по большому счёту, дело обстоит так:

— произведения советских времён читаются на ура, погружают в очень добрую умиротворяющую атмосферу маленького городка в Вологодской, особенно прошу заметить, области;

— произведения, созданные в новой России, частично ещё обладают той непередаваемой атмосферой, но уже по инерции — тут вам гораздо больше неприглядных сторон жизни, включая бандитов, чиновников-взяточников и прочих врагов народа.

Главная удача Булычева — не изобретения и фантдопущения, а люди, обитатели Гусляра. Почти каждое лицо, возникающее в том или ином рассказе, уже не забудешь. Корнелий Удалов, Лев Христофорович Минц, Саша Грубин, Миша Стендаль, старик Ложкин, супруги Савичи, Гаврилов... Все как живые!

И так хочется наведаться во двор дома № 16 по улице Пушкинской — конечно, в его лучшие времена. Посидеть, понаблюдать за игрой в домино, послушать житейские разговоры, а то и стать свидетелем прибытия инопланетян или какого другого сверхъестественного события... Ведь ясно же: хоть Великий Гусляр внешне — обычный, ничем не примечательный, в общем-то, городок, но в нём не соскучишься!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

mk357, 10 октября 14:47

Замечатальная, умная, тонкая вещь. Не единожды перечитанная и для меня — одно из любимых произведений. О том, как в наитяжелейших условиях люди остаются людьми. О том, как быстро будут утеряны знания при невозможности их применения в текущих условиях жизни. О том, что профессионал должен уметь думать, прежде чем принимать решения, иначе это грозит непоправимыми ошибками. И много еще о чем...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

seregasu, 10 октября 13:49

Довольно печальный роман. На протяжении всей книги очень переживал за героев. Все время не покидало ощущение их беспомощности и тщетности любых их попыток выжить. Под конец книги я даже решил для себя что настал плачевный конец посёлку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Под конец книги думал что Клавдия, которую укусила снежная блоха всё таки застрелит Казика. Салли с Павлышем взорвут корабль не встретившись в этом же корабле с Олегом и Сергеевым. А после Дик застрелит Сали, Павлыша и Клавдию, а сам останется с мёртвыми Казиком и Марьяшкой на руках. Уже думал что так действительно и будет

К моему великому облегчению случился хэппи энд, и этому я был очень рад.

Совершенно не жаль потраченного на роман времени!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Витийствующий дьявол»

Zlata.24, 3 октября 12:42

Доводилось ли вам принимать решение о том, чтобы «начать новую жизнь»? Думаю, хоть единожды каждый из нас говорил себе: «Вот завтра (или с понедельника)… я обязательно …», и дальше – вариации на тему того, что нам хотелось бы изменить в своей жизни. И, если уж начать философствовать, то легко заметить, что в такие моменты выползает из сокрытых в глубинах нашей души нечто давно позабытое – самокритика, совесть, патриотизм или вера в Бога… У каждого – по разному…

Герой рассказа – Сашок — с глубокого похмелья тоже решил начать новую жизнь, да вот беда – все деньги пропил, и не на что купить билет, чтобы уехать к сестре в Омск. На последние копейки идёт отбить ей телеграмму с просьбой выслать деньги и… в почтовом отделении находит кошелек с расписками… продавших душу Дьяволу.

«Ведь символично, что именно в тот день, когда Сашок решил начать новую жизнь, какая-то высшая сила подсунула ему этот бумажник. Может, от него ждут, что он выполнит свой человеческий и гражданский долг? Сашок понял, что хочет помочь этим неведомым людям»

И вот тут начинается самое интересное – никто не рад такому поступку и не желает вернуть себе расписку, потому что не просто так решили отдать свою душу, а взамен на ранее недостижимое…

Одним словом, отличный рассказ для тех, кто «немножко психолог», кто любит анализировать поступки и побудительные мотивы. Одно маленькое НО: впервые (!) мне захотелось изменить название произведения. «Витийствовать» — красноречиво излагать, ораторствовать… Да, Дьяволу надо быть именно «Витийствующим», чтобы суметь уговорить людей продать самое ценное и не жалеть потом об этом. НО: герой не он, хотя и появляется в эпизоде, герой – Сашка…

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Летнее утро»

Тиань, 30 сентября 17:42

Удивительно яркий рассказ с неоднозначным финалом.

Описание летнего утра завораживает. Пробуждение дня описано так красочно и тонко, что ничуть не удивляет желание героя поехать за город — кому угодно захотелось бы на природу, когда выходной и мир такой живой и расцветающий. Не удивляет и мимолетность интереса к симпатичной девушке — не в ней сейчас дело, сейчас герой переживает нечто особенное, ему принадлежит это утро и все замечательные места, которые он успеет посетить. Спонтанное путешествие получилось чудным.

А финал, с одной стороны, разочаровал. Как будто сказку на дымный паровоз загрузили. С другой же, такие возможности открываются... Но всё равно утра жаль. Его принесли в жертву будущим эмпатоскопам.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Ксения без головы»

mr_logika, 29 сентября 16:05

Самое интересное в этом рассказе не смелая гипотеза Автора о неожиданных и таинственных, скрытых до поры свойствах, которыми снабдила человека природа. Изюминка рассказа, по моему, в необыкновенных способностях профессора Минца, который оставил далеко позади таких своих предшественников как Себастьян Кейн из к/ф Пола Верховена «Невидимка» и Гриффин — «Человек-невидимка» Г. Уэллса. Открытие Льва Христофоровича это даже и не фантастика, это нечто, лежащее далеко за её гранью. Пилюли профессора мгновенно делают невидимым не только самого клиента, но и непосредственно прилегающие к нему предметы — одежду, обувь, часы, очки, документы в бумажнике и т. п. Синтезированы были эти пилюли (активное вещество) Минцем из крови первой «пострадавшей» — Ксении Удаловой, и это ещё одно достижение профессора, т. к. одежда Ксении свойством невидимости не обладала. Пожалуй, этот рассказ единственный, в котором Лев Христофорович демонстрирует способности поистине божественные, если не большие, поскольку его открытие как бы учитывает длительный период эволюции, понадобившийся человеку для того, чтобы изобрести одежду и прочие предметы, наличие каковых как раз и отличает человека цивилизованного от человека доисторических первобытных времён.

Всё это прекрасно за исключением одного обстоятельства. В тексте рассказа нет ни единого намёка на то, что своим открытием Минц превзошёл как Природу, так и героических учёных из романа и кинофильма. Почему читатель должен самостоятельно осмысливать этот важнейший сюжетный ход, непонятно. По моему в фантастике (и не только) подобные финты недопустимы, и причина этой недопустимости очевидна. В данном случае возникает естественный вопрос — а не забыл ли Автор, что одежда невидимой Ксении была на ней видна? И если так, то не является ли невидимость двадцати гуслярских академиков элементарным ляпом? На котором к тому же основана вся вторая половина рассказа? Зная, сколько ляпов содержится в гуслярском цикле, я склоняюсь к такому варианту.

А читать рассказ всё-таки есть смысл, поскольку в нём много интересных наблюдений из жизни «скотского уголка» (или «фермы животных»), т.е. той весьма обширной территории, на которой жил и творил сам Автор. Вот пример (из разговора Удалова с американским шпионом).

«В любой момент этот секрет может попасть в руки террористов. Тревога в Вашингтоне была бы не так велика, если бы невидимость открыли в Швейцарии или Чехии, где существуют нормы морали.

А у нас что, морали не существует?

У отдельных лиц она есть, но лишь по отношению к близким. За пределами семьи мораль продаётся и покупается.»

Рассказ «Ксения без головы» не исключение, примерно такие же «цветочки святого Франциска» рассыпаны наряду с вышеупомянутыми ляпами во множестве, повторяю, по всему гуслярскому циклу. Что не есть хорошо, так как чем острее пишет Автор, тем большую аккуратность он должен соблюдать в деталях.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Maximontano, 27 сентября 20:42

Тот, кто хочет выжить.

Знакомство с Киром Булычевым происходит у меня запозданием лет так в 15 однозначно. Сейчас мне без малого 30 и конечно на это произведение смотришь сквозь своеобразную призму увиденного, прожитого и прочитанного, попадись мне этот роман лет этак в 15 я был бы в абсолютном восторге. А так, интересно, любопытно, но не более. Хороший приключенческо-фантастический роман для подростков, любителям жанра однозначно рекомендую, так как я все таки специализируюсь больше по хоррорам, возможно я чего то не допонял, потому и снизил итоговую отметку .Make some books.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

dxbckt, 21 сентября 19:21

Продолжаю комментировать свою «книжную библиотеку». Нашел тут запылившуюся книгу одного из «самых первых издательств» фантастики (и приключений) «на на антресолях» и подумал... а почему мы так трепетно относимся к «зарубежным отцам-основателям»? Недавно я читал одну такую книгу и с трудом ее домучил, т.к постоянно «вылезали» всякие «наивности» и просто «нелепые» представления о «будущем»... когда же я решил поинтересоваться, а отчего же это все, то обнаружил, что автор этот (к моему большому удивлению), ни много, не мало — ровесник тов.Сталина! Вот оттуда-то весь этот наив и «рояли». В общем ради справедливости я решил прочесть и откомментировать «нашего» автора и... знаю, знаю... всем нам напрочь отбили привычку интересоваться «совковым» (мол мало, что там... еще наверное небось писалось во «времена правильной цензуры», да и «скукота»...). Однако данная книга выдержала «проверку временем» и по прежнему актуальна, фактически ее даже можно приравнять какой-нибудь современной серии-постапокалипсис (типа «Земля лишних» и тд). Сама книга читается на удивление живо — несмотря на некоторые отдельные моменты (которые я бы сейчас немного исправил или дополнил) и знание дальнейшего сюжета. В общем, не стоит всегда вестись на яркую обложку со звездно-полосатым раскрученным брендом... нужно уметь ценить и наших первопроходцев...

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Первый гранд-мастер»

lammik, 14 сентября 15:05

Небольшое эссе, предваряющее повесть Роберта Хайнлайна «Если это будет продолжаться...», переведённую самим Киром Булычевым. Эссе состоит из двух частей. В первой рассказывается о собственно англо-американской фантастике, проводится её сравнение с фантастикой советской. Во второй части речь идёт непосредственно о Роберте Хайнлайне, приводятся факты биографии и творческого пути.

Небольшая статья читается на одном дыхании, благо и Булычева и Хайнлайна весьма ценю. Вот только некоторые моменты несколько ковыряют сознание. И речь не о том, что Хайнлайн называется Хейнлейном.

Во-первых, проводя сравнение двух фантастических традиций, Булычев пишет: «Для советского писателя, за малыми исключениями, все, что относится к завтрашнему дню, иным планетам и галактикам, мирам параллельным, перпендикулярным и диагональным, любое чудо и любая небыль являются продолжением и развитием нашего сегодняшнего дня. Замятин и Алексей Толстой, Булгаков и Александр Беляев, Эренбург и братья Стругацкие, Айтматов и Аксенов писали и пишут, в конечном счете, о судьбе Ивана Ивановича и наших с вами судьбах. Американцы, начиная со славного Берроуза, все более воспринимают фантастику в первую очередь как литературу эскапистскую, литературу ухода от действительности, а для этого они строят альтернативную действительность.» Тут, как мне кажется, имеет место заметное упрощение картины, к тому же упускается такой момент как наличие советской цензуры, что едва ли дала бы эскапистам сильно развернуться, теперь вот от них негде спрятаться.

Во-вторых, когда автор пишет о различии между читателем советским и читателем американским:« А каково американскому читателю переварить советскую фантастическую книгу Стругацких или Аксенова, столь переполненную живыми аллюзиями и аналогиями с нашей проклятой действительностью, требующую понимания российских реалий, российской географии и истории — ведь авторы, обращаясь к читателю русскому, не намерены проявлять к нему неуважения и разжевывать то, до чего он должен дойти своим умом.», он несколько упрощает картину. Дело ведь не в том, что американцы не знают каких-то реалий. Им это просто неинтересно. Англоязычная литература вообще и фантастика в частности самодостаточны. Я уже не говорю о том, что последнее, что улучшит действительность — это именование её «проклятой».

В-третьих, с высоты пройденных после публикации лет довольно забавно читалась фраза:«После нескольких лет соперничества в исследовании космоса США сначала догнали нас, а затем и обошли. С годами это преимущество стало весьма очевидным, и, в то время как американцы оставляли на Луне следы своих башмаков, мы браво утверждали в газетах, что беспилотные полеты куда прогрессивнее и вообще непонятно, что там американцы делают на этой самой Луне. Потом появился «Шаттл», на который мы отважно ответили превращением космической программы в извоз для дружественных иностранцев...» Всё-таки не может даже гениальный писатель прекрасно разбираться заодно и в деталях космических программ, да и «башмаки на Луне» оказались скорее дорогостоящим способом почесать тщеславие нации, чем реальным достижением.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Лёнечка-Леонардо»

amak2508, 13 сентября 19:03

Практически половина гуслярских историй это отнюдь не фантастика, в том смысле, как её понимают большинство читателей, а некое подобие современной сказки-шутки для взрослых. Вот и «Лёнечка-Леонардо» написан именно в таком ключе. Но, даже учитывая это, отношение к рассказу неоднозначное.

С одной стороны он легок, весел, прекрасно читается. А за тонко подмеченную мысль о том, что люди часто видят не то, что есть на самом деле, а то, что они хотят/ожидают увидеть в соответствии со своими стереотипами мышления, Киру Булычеву вообще отдельное спасибо!

Но вот то, что ребенок в угоду сомнительным соображениям морально-этического плана сам откажется от познания мира (а на этом, собственно говоря, и строится вся интрига рассказа) — извините, в это поверить просто невозможно. Даже в весёлой сказке....

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Агент КФ»

parkenson, 13 сентября 18:44

Добрый день. Недавно прочёл данное произведение. С творчеством КБ уже знаком по Алисе и Поселку. Уже так сложилось в жизни что я все сравниваю, книги с кино, кино с книгами) И эта повесть не стала исключением. Вот не очень давно посмотрел фильм Люка Бессона *Валериан*. Как то мне показалось что антураж данного фильма очень похож на это произведение. :-) Читал и представлял.) Вообще читать интересно, но все же книга рассчитана больше на подростковую аудиторию. Ещё напомнило книгу Пола Андерсона * Крестоносцы космоса* . Идея где то похожа.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Второгодники»

Joul Harristar, 13 сентября 13:09

Давненько я не читал о приключениях всеми (и лично мной) любимой Алисы Селезнёвой. Неожиданно натолкнулся на рассказ в одном аудиосборнике и от ностальгии у меня снесло крышу:D

Произведение наполнено исключительно светлыми чувствами и моментами — верой в прекрасное будущее, настоящей дружбой, заботой и любовью к ближнему. Может кому-то рассказ покажется детским, но каждое детское произведение предназначено и для взрослого тоже, некоторые вещи должны оставаться неизменными на протяжении всей жизни.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Заповедник сказок»

nikivar, 5 сентября 19:15

Повесть о сказочной стране

В одной не очень далекой стране жили-были граждане.

Страна заботилась о них, охраняла от внешних врагов и старалась, чтобы они не попали в опасный большой мир. Одной из забот страны было обучение маленьких граждан. Страна стремилась охватить образовательными заботами маленьких граждан как можно раньше. Ведь когда же учить разумному, доброму, вечному, как не в самом младшем дошкольном возрасте?

«Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан. Пускай детки и зайчики верят, что волки грызут морковку. Пускай они растут добренькими и нежненькими. Растут себе и растут. А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать».

В такой прекрасной стране обязательно должен быть руководитель – знающий, уверенный, выбранный в результате честных и открытых выборов. Для этой цели страна собирала граждан на большой поляне («Всем приказываю собраться тут же, мгновенно, немедленно, судорожно и со сказочной быстротой на поляне замка. Если кто не придет, он будет заточен и заколдован. Повторяю: немедленно, быстро, мгновенно, молниеносно всем собраться у замка!») и начинались выборы.

«Теперь мы будем голосовать... Рук не подымать, рта не раскрывать. Кто пискнет, будет иметь дело с моими волками и котами, а они шутить не любят. Итак, кто за то, чтобы ехать в прошлое? Все молчат? Значит, все согласны. А теперь можно хлопать в ладоши и кричать «ура!». Кричите и хлопайте. Волк и Кот, следите, чтобы все кричали и хлопали».

Некоторые граждане кричали и хлопали. Другие не успевали разобраться. Но жизнь шла своим чередом.

И ничего не менялось…

Вот уже 30 лет прошло с тех пор, как была написана эта повесть. Обычная детская сказка — с добрыми героями и злодеями, опасными, но не слишком приключениями, с полюбившимися к тому времени персонажами. Но написал ее человек с замечательным чувством юмора, — человек добрый и незлопамятный. Поэтому сказку интересно читать и взрослым: то тут, то там разбросаны шутки и сравнения, небольшие оговорки и меткие замечания. Ребенок, читая, будет следить за сюжетом, а взрослый не раз весело засмеется — и немножко загрустит. Потому что все осталось по-прежнему и ничего в этой сказочной стране не меняется.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Великий дух и беглецы»

RuselM, 29 августа 08:41

Повесть мне понравилась. Не забывайте, в какие годы она была написана, тогда она была интересна и актуальна.

Да сейчас неплохо читается, особенно в юном возрасте.

Для меня Булычев всегда интересен, перечитывал большинство его произведений по несколько раз, данную повесть тоже.

Темы прогрессорства он здесь коснулся вскользь, но по мне достаточно неплохо все описал, и показал, чего стоит вмешательство в ход чужой цивилизации.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Хоккей Толи Гусева»

amak2508, 26 августа 13:40

Небольшая зарисовка о весне на чужой планете. Тема быстрого пробуждения природы после зимней спячки в фантастике отнюдь не редка, но Булычеву удалось взглянуть на такое пробуждение совершенно по-новому. Соответствующий эмоциональный фон рассказ действительно создаёт, история с фигурками хоккеистов, вырезанных из местного дерева, не то что бы эффектна, но очень неплоха, да и размер у этой вещицы оптимальный (всего 5 страниц) — больше для зарисовки такого плана было бы уже неинтересно. В общем — одно из тех произведений, которые не стыдно печатать и сегодня, спустя полвека после его первого издания.

И ещё. Конечно же, рассказ за прошедшие полвека сильно устарел технически (кинопроектор с фильмами, какой-то журнал наблюдений, в который регулярно нужно чего-то от руки записывать, да и о самом настольном хоккее скоро будут помнить только глубокие старички :)), однако это ему почему-то совсем не мешает, только наводит на грустные мысли о том, как же быстро всё в нашем мире стало меняться. И что практически невозможно предугадать, как изменится этот самый мир ещё через полвека....

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

metahom, 24 августа 23:54

Весьма неоднозначное впечатление оставила эта книга.

В первую очередь свой неоднородностью. Первая часть — «Перевал» — очень и очень сильна. Повесть о выживших после поломки космического корабля, попавших на чужую, недружелюбную человеку планету. Горстка людей ведет борьбу за выживание с жестокой флорой и фауной. Их становится меньше год от года, и они понимают, что их единственный шанс — добраться до своего корабля.

Отлично передана атмосфера безнадежности, очень интересно описан мир: темный, постоянно затянутый тучами, так что никогда не видно звезд. Также очень понравился животный мир планеты (пожалуй, никогда с таким интересом не читал про фантастических зверей) — где даже растения пытаются убить.

Отдельным словом стоит упомянуть героев — они проработаны на отлично. Им сопереживаешь, в их реалистичности невозможно усомниться.

А вот вторая часть скорее разочаровывает. Такое ощущение, что автор просто решил поэксплуатировать успешное произведение, дописав к нему ненужный, наспех сделанный кусок.

Все продолжение состоит из нагромождения роялей разной степени тяжести:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Внезапно появившаяся экспедиция. Приземлившаяся практически рядом с поселком. Весьма сомнительный воздушный шар. Обнаружение исследовательского дрона в первый же полет. Точный перелет на неуправляемом шаре. И так далее, куча сомнительных совпадений и неправдоподобных ситуаций.

Самое печальное, что весь дух первой части рассыпается вместе с появлением исследовательской экспедиции. Сразу понимаешь, чем все должно закончиться.

Продолжаются путешествия туда-сюда, но в них уже не хочется вникать, читаешь скорее по диагонали.

Новые персонажи вызывают недоумение. Павлыш (не читал другие книги серии, так что составляю о нем мнение исключительно по «Поселку») напоминает пакостника, который мечтает только о том, чтобы поддеть командира. Сам командир постоянно следящий за биологической безопасностью вдруг решает понюхать местный цветочек. Даже старые герои вдруг начинают чудить и теряют свой характер.

Еще одно разочарование — несоответствие времени. Прочитав книгу, я был уверен, что написана она годах в 50-х, 60-х. По духу космической «романтики», благородства, взаимовыручки она очень напоминает «Страну багровых туч». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что книга вышла в 1988 году. Т.е. почти все книги Стругацких уже были опубликованы (ОО, ТББ, ЗМЛДКС, ПНО), в этом же году вышла «Улитка», а годом позже «Град». Понимаю, что глупо сравнивать кого угодно с АБС, но писать в стиле тридцатилетней давности кажется не совсем уместным.

В целом — хороший образчик приключенческой фантастики, не без своих минусов, но крепкий и годный для чтения. «Перевалу» поставил 9.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

Zlata.24, 22 августа 10:46

В настоящее время мы уже не мыслим себя без телефонной связи: деловые переговоры, пустой треп с друзьями, заказ такси или пиццы... И практически всегда звонок связывает с тем, с кем нужно. Часто слышим «абонент временно недоступен», гораздо реже трубку может взять незнакомец.

И совсем фантастически звонок связал двух людей – юную девочку из 1942 года и зрелого мужчину из 1972 года. Причем эта связь сохранилась устойчивой на протяжении нескольких звонков, позволившим нашим героям осознать разделяющую их пропасть. Одному – провалиться в воспоминания тридцатилетней давности и помочь голодающей девочке, не только дав надежду на долгожданную победу, но и реальной подсказкой, где можно взять потерянную им в далеком детстве хлебную карточку. А второй – сохранить на долгие годы благодарность к незнакомому человеку.

Шикарный рассказ. Цепляет чувства и задевает сострадательные струны души. Оказывается, у рассказа есть 2 экранизации: «Что-то с телефоном» 1979г. и «Дорогой Вадим Николаевич» 2014г. Тут же посмотрела обе – замечательно!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Твоя Рашель...»

lammik, 21 августа 11:37

Бывает, прочитаешь рассказ, а уже через неделю не можешь вспомнить о чём он. Тут не тот случай. «Твоя Рашель...» запоминается надолго. Рассказ совершенно не соответствует общему настрою Гуслярского цикла, даже в поздней его части. Разве что вопросы научной этики, а «Рашель» именно об этом, Булычевым уже поднимались неоднократно, да ещё «Лёнечка-Леонардо» был как раз о том, что всему своё время.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Туфли из кожи игуанодона»

lammik, 21 августа 11:37

Фактически повесть состоит из трёх частей. Первая — про мальчика Васю довольно бредова, там и раздетые женщины и бен Ладен на вертолёте и негр из ФСБ. Вторая — про братьев Лаубазанцев и мышей уже лучше, на стандартном для Гусляра в XXI веке уровне. Ну а третья — про кошек и Ксению даже довольно умилительна.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Подвиг красной косынки»

lammik, 21 августа 11:37

Судя по всему, это довольно злая пародия, причем не на Шарля Перро, а на Аркадия Гайдара с его Мальчишом-Кибальчишом. Юная, но убеждённая пионерка Карина Пионерова разоблачает дьявольски хитрый план немецкого диверсанта Мессершмидта, но в результате гибнет пионер-герой Миша Каганович.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Гость в кувшине»

tolstyi1010, 20 августа 13:20

Алисе приходит посылка, а в ней джинн. Теперь ее ждет не простое время, ведь гость очень своенравен.

По мне эта повесть ни о чем. В ней нет смысла, нет сюжета, нет посыла, кроме как «забивай на родителей, пусть живут в нищете и одиночестве, пока мы будем веселиться, и пользоваться благами человечества которые нам достались без особого напряжения».

Но ведь начиналось все довольно интересно. К Алисе пришла посылка из эпохи Легенд с джинном Мустафой. Сразу возникает вопрос «Что здесь вообще происходит»? С каких это пор из прошлого можно получить посылку? Почему в Институте Времени такой бардак? То из прошлого кто-то прилетает, то из будущего в прошлое все лезут, а теперь еще он и посылками занимается. И почему опять Институт Времени, а не Заповедник Сказок? Почему автор забыл про три повести посвященных Заповеднику Сказок и Легендарной Эпохи? Ведь Алиса всегда в период между третьим и четвертым Ледниковыми периодами отправлялась из Заповедника Сказок. И каких пор Хасан ибн Хасан друг Алисы, если она с Синдбадом можно сказать угрозами заставила его им помогать. Зачем было вводить в сюжет планету Обиталище? Вопросов много, ответов уже не получим.

Довольно слабое произведение, впрочем, как и большинство произведений автора, об Алисе написанных в постсоветский период.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Дети динозавров»

tolstyi1010, 20 августа 10:08

Алиса Селезнева вместе со своим другом Пашкой Гераскиным на разумном кораблике Гай-до отправляются на планету Снеговия для спасения динозавров от гибели. С ними летит катастрофист Теодор Эмальчик, который притягивает неприятности, и безопасным это путешествие уже не назовешь.

По сравнению с другими повестями, об Алисе написанными в постсоветский период, эта читается достаточно легко, не вызывая раздражения и желания прекратить эту пытку, хотя вопросы к ней тоже есть. Не за что не поверю, что Алиса будет писать письмо пирату Крысу, тем более просить его о помощи, и также не поверю, что Крыс ответит Алисе и будет довольно таки вежливым. И как это в будущем письма доходят до адресата, даже если он пират (хоть и бывший) и нет его точного местоположения? Неужели спецслужбы еще не воспользовались этими технологиями? И почему Булычев не установит для своей вселенной определенные правила? В «Путешествие Алисы» у пирата Крыса были оболочки для изменения своего истинного обличия (очень страшное насекомое), в «Сто лет тому вперед» Крыс был великим гипнотизером, и мог внушать людям свой облик, здесь же все дело в пилюлях. Почему не придумать один вариант, и не использовать его во всех книгах? Ну и особо порадовала концовка произведения. Просто писателю было лень ее придумывать, или он не смог ее придумать, поэтому произведение просто обрывается.

Это очередное приключение Алисы Селезневой, не лучше чем ранние произведения, но и не хуже более поздних. Если не включать логику, а еще лучше читать в детстве, то приятно провести вечерок можно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Золотой медвежонок»

tolstyi1010, 17 августа 08:01

Экспедиция в составе капитана Полоскова, механика Зеленого и профессора Селезнева на неизвестной планете, которая находится в отдалении от космических путей и обжитых мест, находят золотого медвежонка. Но что удивительно, кроме него на всей планете нет больше птиц. насекомых и животных. Алиса вместе с отцом, Пашкой и Громозекой берутся разгадать тайну золотого медвежонка.

Как ни странно мне это произведение понравилось в отличие от многих книг Булычева написанных в постсоветский период. Читается легко, лишнего нет, главный злодей интересный, хотя нашли его уж очень быстро, мог немного еще побегать, раз уж он такой хитрый и умный. Через все произведение проходит фраза «Не все то золото, что блестит», которая как и многие русские пословицы актуальна всегда. Достаточно посмотреть на наших политиков, которые красивые и добрые снаружи, а суть у них хуже, чем у клоуна Пеннивайза.

Честно не ожидал от этого произведения чего-то хорошего, думал, будет ересь как в «Алиса и чудовище», «Секрет черного камня» или «Алиса и крестоносцы». Мелкие недочеты есть, но писать про них нет никакого желания. Например, не совсем понятно как такая высокоразвитая раса осталась неизвестной для других? И как они узнали, что их тиран находится именно на Земле, если они живут на другом конце галактике?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Алиса и крестоносцы»

tolstyi1010, 16 августа 08:20

После звонка Громозеки Алиса выезжает к нему на раскопки к разрушенному замку недалеко от Иерусалима. Там знаменитый космический археолог показывает Алисе фотографии, на которых запечатлена она. Но все дело в том, что фотографии сделаны в двенадцатом веке. Алиса вместе с научным сотрудником Института времени Ричардом и археологическим роботом отправляются в 1190 год.

Есть произведения Кира Булычева о Алисе которые в детстве мне безумно нравились, а есть которые в детстве меня разочаровывали. И что удивительно на данный момент ничего не изменилось. Как нравились мне «Путешествие Алисы» и «Конец Атлантиды» так нравятся и сейчас. Как бесили меня «Алиса и чудовище» и «Алиса и крестоносцы» так бесят и сейчас.

В чем главная проблема цикла о Алисе? Тут не чувствуется единой вселенной, как например в «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Сначала Алиса отправляется в Эпоху Легенд через Заповедник Сказок, а затем, забывая про предыдущие приключения, Алиса отправляется через Институт Времени. Или упоминается, что излечены все болезни, кроме простуды и отменены деньги, а затем покупаются билеты на футбол и Алиса пьет таблетку от простуды. И таких мелочей много, которые мешают погрузиться полностью в фантастический мир будущего, и чем больше книг прочитано, тем больше разочарований.

Теперь насчет данного произведения, завязка которого напоминает вышедшие ранее «День рождения Алисы» и «Лиловый шар». Громозека проводит раскопки, обнаруживает, что-то интересное и вот Алиса уже отправляется в прошлое, будто она одна такая во всей вселенной. У Института времени есть подготовленные люди, спасательная служба, а в прошлое всегда отправляется Алиса. Также при каждом путешествии Алисы в прошлое происходит масса изменений в этом самом прошлом, которые ну никак не влияют на будущее. И почему у «ричардоискателя» радиус действия 1 километр, а он показывает нахождение Ричарда за 4 километра 760 метров. И как Елена Сергеевна могла спасти Мириам, находясь на таком расстоянии от нее. И кстати по поводу самой Мириам. Немного из истории. При нападении Рено де Шатильона в караване не было племянницы Салах ад-Дина, только его сестра. И Рено де Шатильон погиб 04 июля 1187 года после битвы при Хаттине (его жена Констанция, княгиня Антиохии погибла в 1163 году), а действие книги происходит в 1190 году. И таких мелких косяков опять же много.

Как это часто бывает в любом цикле начало хорошее, а последующие книги писались, чтобы были (в том числе и деньги).

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Звёзды зовут!»

lammik, 15 августа 11:17

Это не космонавтов уменьшили. Это страну уменьшили и унизили таким вот, понимаешь, президентом. Горькая сатира конца 90-х. Светлым пятном авторской надежды на лучшее будущее в сюжете промелькнул мальчик Серёжа, нашедший общий язык с Минцем — язык науки и жажды познания.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Скандал»

lammik, 15 августа 11:14

Так и хочется написать — «эротический шедевр от Кира Булычева». Но не напишу. Не шедевр потому что. Ксения и Маргарита Удаловы, прямо скажем, не самые приятные обитательницы Великого Гусляра, но столь жестокого обращения от творца явно не заслужили. Да и мальчика Максимку жалко, каково ему потом будет учиться в этой школе? А вот профессор Минц в своём репертуаре — при всей гениальности его изобретений существуют огромные проблемы с их апробацией перед выпуском в свет и предварительным просчётом последствий как для гуслярцев, так и для землян в целом.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Пришельцы не к нам»

lammik, 14 августа 13:19

Из космоса прилетел космический корабль и завис над Великим Гусляром. Внутри оказались весьма необычные братья по разуму. Настоящие космические фашисты, целью которых был исключительно ксеноцид. И обращение «Тараканы Великого Гусляра!» мне кажется не случайной отсылкой к известному историческому событию. Остаётся только удивляться наивности земных обитателей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Опозоренный город»

lammik, 14 августа 13:19

Политическая сатира от Кира Булычева. Грамотно наполненный слухами город, сознание его жителей уже готово воспринять как откровение любую чепуху. И скромный бухгалтер-инопланетянин, готовый собрать плоды своих трудов, пользуясь людским невежеством и доверчивостью. Понятно, что это не про Гусляр, это про всю нашу страну и повелителей марионеток совсем правда не из космоса. Удивительно, но рассказ написан в 1987 году, задолго до бума телецелителей, нетрадиционной медицины, разоблачителей страшных тайн истории и прочего телезомбирования.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Глубокоуважаемый микроб»

lammik, 14 августа 13:19

Очень неровная повесть, скорее даже сборник рассказов со сквозным сюжетом. Отдельные главы читаются влёт, а на некоторых текст тянется мучительно. Многие моменты утратили актуальность и просто будут непонятны молодому, и даже не очень, читателю. Но при этом Удалову, как и всегда, сочувствуешь, хотя и веришь, что это мужик, с которым ничего не случится.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Родимые пятна»

lammik, 14 августа 13:18

Рассказ интересен уже тем, что его жанр меняется по ходу действия. Сначала это такое себе «происшествие в Гусляре», к которому все в городе должны были уже привыкнуть. Затем автор напускает кошмарчику, тут сразу вспоминаются многочисленные американские вариации на тему от «Кукловодов» до «Вторжения похитителей тел», а также миреровский «Главный полдень». Но потом мы выныриваем к мысли, что семья — это всё же единое целое и меняться члены семьи должны либо вместе, либо уж пусть всё остаётся так, как есть.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Сапожная мастерская»

lammik, 14 августа 13:18

Да, это вам не «гости из будущего». А нормальные такие себе постперестроечные специалисты по решению проблем, способные в ходе этого самого решения последовательно повышать ставки. Всё для выполнения задачи. И нужно помнить, что они никакие не «спасатели старины», как их тут окрестил один из читателей. Они спасают свое собственное настоящее. Конкретно и основательно.

А что Мирон Иванович не догадывается о чём-то, так это вряд ли. Всё он прекрасно понимает. Просто этого гуслярца «испортил квартирный вопрос». Будем надеяться не настолько, чтобы пренебречь примером почётного свиновода Степанцева.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Ретрогенетика»

amak2508, 12 августа 20:41

Один из бесчисленного множества проходных рассказов гуслярского цикла. Нет, он отнюдь не плох: легко читается, исправно вызывает у читателя улыбку, да и слог у Булычева хороший, но... увы, ни мозги, ни сердце сиё произведение абсолютно не тревожит. Да и развязка, по правде сказать, у Булычева получилась не очень — похоже он так и не придумал чего-то действительно стоящего на тему «Что же дальше делать с созданными профессором Минцем зверушками». Читаешь — вроде бы и ничего, даже с удовольствием, а на следующий день проснулся — и уже с трудом вспоминаешь содержание рассказа среди множества таких же вещиц ни о чем.

Идея же черпать информацию о прошлом из «памяти» клеток (ретрогенетика по терминологии всё того же Льва Христофоровича Минца) для фантастики далеко не нова — братья-фантасты давно уже приспособили её и для погружения в наследственную память, и (как Кир Булычев) для получения генного материала давно вымерших видов. Дай-то бог, чтобы хоть малая толика того, что они нафантазировали, когда-нибудь оказалась правдой :).

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Сильнее зубра и слона»

lammik, 10 августа 17:53

Всё-таки чувствуется, что Булычев гуманитарий до мозга костей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не сможет человек какой угодно силы остановить мчащегося на него зубра просто потому, что его масса несопоставимо меньше.
А так, рассказ — очередная зарисовка на тему «мы не можем ждать милостей от природы». Ну и Хогбены действительно приходят на ум.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Значительные города»

lammik, 8 августа 10:27

Из случайно подслушанного разговора двух попутчиков становится ясно, что знакомый первого побывал на Марсе, а второй — Индии. Но внятного рассказа о путешествии от них не дождаться.

Человеку свойственно любопытство, жажда новых знаний. Но удовлетворить её может не каждый собеседник, тут тоже талант нужен. Ждёшь этих знаний, а из него, как из поломанного крана — только несколько ржавых капель банальщины.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Единая воля советского народа»

lammik, 8 августа 10:27

Чуждый нам разум предложил оживить на выбор любого из умерших людей. Точнее предложений было три. Для народов СССР, США и КНР. Соответственно Политбюро ЦК КПСС постановило, что играм в демократию в столь важном деле совсем не место и для воскрешения был избран классик марксизма собственно сам Карл Маркс. Вот только любви к Марксу в стране не наблюдалось от слова «совсем».

Анекдот, анекдот сиюминутный, но смешной, надо сказать. Причём во всех отношениях. Сейчас едва ли воля народа воскресила бы Высоцкого и уж тем более ниже помянутого Ельцина.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Камень-ребус»

tolstyi1010, 6 августа 15:05

Алисе Селезневой предстоит разгадать тайну черного камня. Для этого предстоит отправиться сначала в Легендарную Эпоху, затем в Институт космической геологии, потом на Луну и астероид Пересадка. Что же скрывает таинственный черный камень?

Произведение, которое начинался как детский детектив, скатилось в антиутопию. Детям читать будет неинтересно, взрослым скучно. Для кого оно написано? Что это за планета, на которой происходят войны? Кто с кем воюет? Как работает яблочный компот?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему он одних превращает в черные камни, а других в лягушек? Нельзя сказать что детей он превращает в камни, а взрослых в лягушек, потому что сотрудницу справочного бюро он превратил в камень, а она ребенком не была.
Вопросов еще много, а ответов нет. Очень слабое произведение.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Летнее утро»

Zlata.24, 6 августа 13:53

Очень завораживающий, атмосферный рассказ.

После такого образного описания летнего утра и особенного настроения последовала далеко не лирическая развязка.

Я бы тоже психанула...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Секрет чёрного камня»

tolstyi1010, 6 августа 12:58

К Земле летит корабль «Улыбка», на борту которого восемьдесят два ребенка с планеты Павлония, и на который нападает большой звездный дракончик. И теперь через 16 часов корабль переварится в животе дракончика и весь экипаж погибнет. Только Алиса Селезнева с симферопольской бабушкой могут помочь. Дети спасены, и в награду спасатели дарят отцу Алисы черный камень. Алиса берется разгадать его тайну.

Книга явно написана для детей. Но откуда в детское книге сравнение пены в кислотном озере брюха большого звездного дракончика со светлой пеной в темном пиве? И почему Алиса такая знаменитая? Не помню я человека, который бы ходил и записывал приключения Алисы. Сама она не стала бы про них рассказывать. Зачем здесь волшебство симферопольской бабушки? В 21 веке, когда люди летают в космос также легко, как я езжу в деревню, есть волшебники? Серьезно? И опять это путешествие в Легендарную Эпоху через Институт времени. Как же Заповедник сказок с директором Иван Ивановичем? Почему про него все забыли? И какое волшебное слово нужно сказать ковру-самолету, чтобы он взлетел, если раньше Алиса свободно на нем летала? Где описание различных рас, которое были почти в каждом произведении про Алису? Как выглядят павлонийский дети, как выглядят генералы? Такое чувство, что все они похожи на людей, но этого не может быть. И что это за превращение людей в камни? В 21 веке прямо расцвет волшебства. И зачем было вводить персонаж Остапа? Почему Булычев в более поздних произведениях все чаще ссылается на фильм «Гостья из будущего»? И робота Вертера ввел, и Остап оказывается после просмотра этого фильма, в будущее попал. А я то все думал, где все пропавшие люди, а они оказываются тоже выследили сотрудника Института времени и оказались в будущем. Что за планета на которой шла война между детьми? Для чего нужна война? Почему компот одних превращает в камень, а других в лягушек? Где вообще логика? К данному произведению еще много вопросов, но зачем их все перечислять, если и так понятно, что Булычев писал это не для удовольствия, а для заработка.

Произведение, которое начиналось как детское, постепенно скатилось в бред. Я всегда говорил, что цикл про Алису нужно было закончить на произведении «Подземная лодка», хотя и там много несуразностей. Самое слабое произведение про Алису. Жаль. Книги данного цикла с удовольствием читал в детстве, и читаю сейчас. Но для меня цикл закончился на «Подземной лодке».

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

kerigma, 5 августа 18:49

Слушала в машине и начиная со второй половины романа уже ловила себя на том, что хочу скорее куда-нибудь поехать, потому что интересно, что же дальше. Я очень нетерпеливый слушатель вообще, и мне аудиокниги тяжело даются, так что это признак страшно интересного текста.

Сюжет в целом довольно простой: группа людей, космических переселенцев, потерпела крушение на неизведанной и малопригодной для жизни человека планете. Но они сумели кое-как выжить и приспособиться и все пытаются сохранить свою жизнь и цивилизованность, надеясь, что их скоро найдут. Но годы идут, а никто не прилетает, — и вот уже выросло поколение их детей, для которых эта жестокая планета является родной. Их небольшая деревня так и называется — Поселок, а у планеты и вовсе нет названия. Людей всего несколько десятков, и связи с большим миром нет и не было с момента кораблекрушения, и взрослые, помняшие этот большой мир, уже слишком стары и слабы, чтобы самим что-то изменить, их хватает только на то, чтобы влачить довольно жалкую жизнь и воспитывать молодеж. А вся надежда на какое-то спасение оказывается сосредоточена на молодом поколении — нескольких людях, которые о Земле-то знают только по рассказам старших.

Больше всего задевает в «Поселке» не фантастическая составляющая — ее как раз не столь много, не считая недружественный антураж планеты, описанный подробно, но как-то

настолько реалистично, что он перестает казаться фантастическим. Вот ядовитые растения, а вот хищные животные; они не такие, как на Земле, но суть от этого не меняется.

Гораздо больше задевает составляющая человеческая; в Поселке совсем немного людей, но у каждого из действующих лиц — очень яркий и ясный характер и очень понятная мотивация, так что начинаешь ему искреннее сочувствовать — потому что внутренняя мотивация всегда кажется правдивой и правильной. И более того, начинаешь даже заранее немного предсказывать его действия и реакции — настолько эти характеры последовательны и логичны. Это отнюдь не делает роман скучным, наоборот, заставляет читателя/слушателя искренне сопереживать героям. Честно скажу, к примеру, Олег, главный герой, от лица которого идет повествование большую часть времени, кажется мне не слишком привлекательным персонажем. Он не плохой, нет, он хороший правильный юноша, насколько можно быть хорошим и правильным вообще, и даже немного слишком. Но при этом есть в нем и очень отталкивающие черточки (каждый человек сам решает, что для него неприемлемо, понятно) — к примеру, зависть, пусть и тщательно подавляемая, и желание самоутвердиться. С другой стороны, это вполне объяснямо обстоятельствами — раз уж единственный его сверстник во всех «местных» делах на голову выше его и он привык быть «в тени» Дика.

Я немного сгущаю краски, конечно. Что отличает всех жителей Поселка — так это то, что они безоговорочно стоят друг за друга и готовы выручать друг друга из беды и не бросать даже в самой сложной ситуации. История с пострадавшей Марьяной тому пример: случись подобное на Земле, наверняка герои бы задумались, не бросить ли им беззащитную девушку, которая, скорее всего, и сама не выживет, и они из-за нее погибнут и не выполнят свое задание, важное для всего Поселка. Но ребят такие мысли даже не посетили, и это приятно, это как-то очень отражает суть людей Поселка.

С другой стороны, насколько симпатичные и адекватные люди в Поселке, настолько несимпатичными и неадекватными кажутся трое из прилетевшей экспедиции. И не потому, что они, по всем законам драмы, делают буквально все, чтобы не найти случайно Поселок. Меня поражает сам непрофессионализм их поведения. Представьте, вы ученый-биолог, вы высадились на необследованную человеком планету, на которой куча неизвестной флоры и фауны. У вас ограничено время, зато масса техники и куча возможностей сделать потрясающие открытия. Но вместо этого вы тратите свое драгоценное время на ругань с другими членами экспедиции, выяснение, кто тут главнее, чтение детективов, развлекательные полеты. Сколько раз упоминается, чтобы члены экспедиции реально работали? Один-два от силы. Как вообще люди, прилетевшие на опасную неизведанную планету, могут не жалеть времени и не опасаться тратить силы и вести себя безрассудно, только чтобы досадить коллегам по экспедиции. Все это кажется довольно странным. Вроде бы и участники экспедиции — люди опытные, не в первый раз куда-то высадившиеся, и должны осознавать, что это не пикник в парке. Но нет у них ни интереса, ни цели, ни ответственности.

Довольно долго эти две линии — людей из Поселка и экспедиции — идут параллельно, и это вызывает ужасное раздражение, потому что с одной стороны люди из Поселка, разумные и адекватные, с мучениями и жертвами пытаются пробиться к этой экспедиции, а с другой — члены экспедиции только и делают, что высняют отношения между собой.

Мне кажется, пытаясь нагнать драматичности, Булычев все же перегнул палку. К примеру, идея взорвать потерпевший крушение космический корабль, чтобы он-де не повредил местой флоре — полный бред, и очень странно, что у участников экспедиции не нашлось ни одного внятного аргумента против этого, кроме «я не хочу». Исследовать причину аварии, которая унесла столько жизней, не? Передать родственникам погибших их личные вещи? И если уж корабль пролежал там 16 лет, то от нескольких месяцев вряд ли что изменится. И таких очевидно неправильных решений для профессионалов, какими должны быть участники экспедиции, как-то многовато. Зато концовка получилась, конечно, очень драматичная, и неадекватность людей с Земли эту драматичность умножает многократно. Здесь есть, пожалуй, небольшой передергивание неблагоприятных обстоятельств, которые наваливаются одно на другое, сводя на нет все человеческие попытки, при нормальном раскладе вполне успешные. Но даже когда умом все это осознаешь, все равно напряжение к концу нарастает огромное. И когда оно наконец разрешается, читатель испытывает чувства, похожие на те, что должны испытывать герои, когда их многолетние мечты и чаяния наконец реализовались. Честно скажу, я ехала на работу в полдевятого и ревела в машине, потому что иначе просто невозможно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Гусляр — Неаполь»

mr_logika, 3 августа 00:20

Рассказ показался мне отличной научно-фантастической шуткой. Ничего, кроме юмора, я в нём не увидел, но разве хороший юмор — это мало? К тому же шутка основана на интересной гипотезе о существовании в недрах земли очень древней цивилизации, живущей при температуре земной мантии. Для этих существ присутствие в выливающейся из кратера вулкана лаве грозит сильной простудой и, возможно, гибелью от чего-то вроде воспаления лёгких. У них уже есть жертвы и они просят помощи. А к кому же им ещё обратиться, кроме бывалого путешественника Корнелия Удалова, для которого контакт с другой цивилизацией дело привычное. Эти огневики знают не только, как установить контакт с человеком, они могут даже изготовить небольшое послание на русском языке. Знают они и то, что почему-то никому из писавших об этом произведении не пришло в голову, а именно, что получить визу в Италию человеку, имеющему нечто вроде галактического шенгена, труда не составит. Так оно и вышло, и Удалов прекрасно справился с заданием. Да и огневики знали, что миссия эта выполнима, ведь не к Этне же человека посылать, куда и профессиональные вулканологи пройти не могут. А Везувий вулкан спокойный, извергался в последний раз в 1944 году в честь открытия Второго фронта и освобождения Италии американцами от фашистов. Неясно лишь, почему в экскурсионную программу не входило посещение Помпеи, тогда Удалов потратил бы на такси значительно меньше денег и смог бы привезти подарок жене. Ну, такова воля Автора, который, очевидно, не очень-то жалует эту Ксантиппу, постоянно достающую своего Сократа. Интересно, что о возможности наличия в недрах Земли разумной жизни в народе ходили слухи уже достаточно давно. Об этом свидетельствуют уральские легенды, одну из которых Павел Петрович Бажов обработал и опубликовал под названием «Огневушка-Поскакушка». Так что и тема этого рассказа, как многих других из гуслярского цикла, связана с русским фольклором, что только прибавляет рассказу привлекательности.

Оценка: 10
⇑ Наверх