FantLab ru

Все отзывы на произведения Кира Булычева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Ваня+Даша=любовь»

Angvat, вчера в 15:16

Решил я подойти к позднему творчеству Булычева, которое в свое время почему-то вообще прошло мимо меня. И заход, как водится, начался не с той стороны.

Не то, чтобы произведение плохое, просто схожий сюжет о несчастных клонах, которых растят на убой, сиречь для пересадки органов, я уже видел. Раз эдак десять. Тут и «Не отпускай меня» Исигуро, и фильм «Остров», и Барраярском цикле было что-то похожее, и еще что-то совершенно выветрившиеся из памяти. Эта история из всего этого перечня выделяется разве что местным колоритом. Да, само произведение вышло раньше тех же «Не отпускай» и «Острова», но так как я прочитал его только сейчас, мне оно показалось весьма вторичным, и к тому же скоротечным и со скомканным финалом. Прочти я его лет пятнадцать назад в том же «Если», наверное, оно бы стало для меня точкой отсчета для подобных произведений. Но оно стало своего рода точкой финиша, а поэтому не впечатлило совершенно.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Закон для дракона»

Massdar, 18 октября 19:43

Автор живо показывает, как за палитрой знаний человечества может скрываться отсутствие желания сочувствовать и соучаствовать в существовании живой среды, в которой нам посчастливилось находиться. Порою кажется, что в данную эпоху остро не хватает такого Павлыша, который смог бы просто и мирно оптимизировать развитие человечества в Природе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Половина жизни»

A.Ch, 15 октября 20:10

О чём этот рассказ? Взглянув на аннотацию, решил, что будет повествование о каких-то тайнах космоса, монстрах, затаившихся на корабле, разгадках, попытках воссоздать какой-то секрет. Прочитав первые страницы, удивился. Стоп. Где пустота космоса? Где корабль, который должен вечно дрейфовать? Какой-то земной пейзаж. Река. Ощущение спокойствия, как будто сейчас будет повествование о недавнем прошлом, но никак не о далёком грядущем. То ли произведение я читаю?

Но вот дальше… Параллельно идущие истории. Павлыш в немом пространстве, с дневником в руках и Надежда, которая не только верит, борется, но и сама даёт надежду другим. Медсестра, которая привыкла к решительным действиям, умеет спасать и будет делать это, пока есть силы. А что в будущем? Читатели, потомки, дети и внуки, которые узнали, пусть поздно.

Грустная история не о космосе, о том, что каждое живое существо ощущает непохожих внешне, но родственных внутри, о надежде и победе.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Технология рассказа»

SAG, 11 октября 23:14

О, как скучно всё начиналось. Автор решил написать, да о том самом, как он решил написать научно-фантастический рассказ. Как, превозмогая муки поиска сюжета, он копается в справочной и научной литературе. Как подбирает тему, для рассказа, что бы это уж была точно фантастика, причём самая, что ни на есть «научная». И удача, вот и есть тема: французские спелеологи и жизненный цикл в 48 часов, для тех, кто находится длительное время в пещерах под землёй. Ведь этот цикл не подходит для землян. По нему могут жить только пришельцы из другого мира. Вот, она тема, вот она фантастика, причём самая научная, ну кто будет искать исследования тех французов. И первые наброски, черновики, схематические линии сюжета, герои меняющие свои имена. И резкий поворот и сюжет готов, и герои нам известны, и место, ну естественно Великий Гусляр. А дальше по тексту это уже из цикла Великого Гусляра, и Лев Христофорович Минц, и Корнелий Удалов, и местный краевед Сидякин. И места, нам уже знакомые и научный эксперимент с «жизнью в пещере». И определение, так кто же «пришелец» на нашей планете.

Сарказм и юмор. Вот основа этого рассказа. Типа давайте посмеёмся и на над авторами не которых фантастических рассказов, высасывающих темы «из пальца» и на «глобальную проблему», а может «пришельцы среди нас».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Река Хронос»

Podebrad, 10 октября 19:17

Цикл, который Кир Булычёв считал своей главной книгой, получился очень неровным. Основная и лучшая часть его — «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда» и примкнувшее к ним «Покушение». «Наследник» — вещь самая цельная, светлая, убедительная, в чём-то даже ностальгическая. Здесь ещё не оставляет надежда, что все загадки получат своё разрешение или, по крайней мере, развитие. «Штурм Дюльбера» (я читал его в версии «Штурм Ай-Тодора») мог бы получиться не хуже, но его портит вставка из альтернативной истории. Сценарий возможного развития событий в 1917 — полная ерунда. Не спасает и ссылка на то, что альтернативные ветки нелогичны и неустойчивы — мир, рождённый в результате этих событий просуществовал не меньше 60 лет. «Возвращение из Трапезунда» удалось лучше всего с точки зрения сюжета. И здесь в первый и последний раз заходит разговор о том, кто же затеял путешествие по Реке Хронос, и зачем ему или им это понадобилось. Правда, разговор тут же уходит в сторону и больше уже не возобновляется.

Слабые стороны цикла видны уже в первых книгах. Автор любит героев, любит возиться с ними, но так и не решил, что же с ними делать. Он запускает новые сюжетные линии и откладывает их до лучших времён. Только в первых книгах — сама идея путешествий во времени, портсигары, прошлое Сергея и происхождение Андрея, пан Теодор, история с убийством, история с раскопками и многое другое. Всё это так и зависло, не получив продолжения.

Герои интересны в первой трилогии, когда их адаптация к обстоятельствам происходит зримо и убедительно. Потом они просто оказываются в новых условиях и чувствуют себя там, как обычно. В результате второстепенные персонажи оказываются интереснее главных.

Остальные книги цикла намного слабее. «Усни, красавица», «Таких не убивают» и «Дом в Лондоне» — обычные детективы девяностых, без связи с общим сюжетом. «Заповедник для академиков» — вещь явно конъюнктурная, и к тому же снова испорчена альтернативкой. Альтернатива 1939 оказалась ещё более нелепой, чем альтернатива 1917. Ну не получалось у Булычёва с альтернативной историей, хотя он был настоящим профессиональным историком. Может быть, как раз поэтому. А «Младенец Фрей» — худшее, что я читал у автора. Вещь бессмысленная и безвкусная. Неприятно говорить так о любимом писателе, но иначе не скажешь.

И всё-таки, почему главная книга Булычёва стала далеко не лучшей? Вероятно, дело в эпохе. Многие помнят, каково это было в девяностые — заработать на жизнь своим трудом. Вот Булычёв и занимался тем, за что платили, а не тем, чем хотел. Сред его книг, написанных в семидесятые-восьмидесятые, процентов 80 вошло в золотой фонд нашей фантастики, а среди книг девяностых 80% вряд ли кто-нибудь станет перечитывать. А над главной книгой приходилось работать урывками. Жаль.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Перевал»

ArtTrapeza, 6 октября 23:11

Я не горел желанием читать «Перевал», а теперь жалею, что не познакомился с ним раньше. Книжка годами, а то и десятилетиями стояла на полке, по незнанию я даже путал ее со «Стражем перевала». И вот, наконец, взялся читать повесть Булычева из-за ее небольшого объема. Думал, если не понравится, то не придётся читать весь роман «Поселок». Но результат превзошел мои ожидания.

Чем меня порадовала книга? Во-первых, что касается формы. Здесь оказались целых три привлекающих меня компонента — атмосфера, робинзонада и путешествие. Что я вкладываю в слово «атмосфера»? Для меня это реалистично и живо изображенный мир. Робинзонады же мне нравятся торжеством человека над природой, хотя здесь история потерпевших крушение непривычно мрачная и депрессивная, особенно в начале повести. Всё сурово, чувствуется, что посёлок на грани существования. И да, я люблю читать про походы и вообще про путешествия, быть как бы рядом с персонажами, переживать их приключения.

Удивило, что привычными словами названы инопланетные реалии, все эти хищные растения и бродячие «грибы», панцирные «козы» и ядовитые «перекати-поля».

Во-вторых, по содержанию. Здесь повесть удачно сочетает приключения тела с приключениями разума. Меня она действительно заставила подумать. Деградация изолированного общества сначала показалась спорной идеей. Возникали разные вопросы. Что значит «изолированный народ»? Сколько человек нужно для развития общества? Возможно, действительно существует линейная зависимость между прогрессом и численностью населения. Также в книге я вижу борьбу сиюминутного с перспективным. «Вечное» настоящее с приспособленностью к окружающей среде олицетворяет Дик (да-да, давайте еще приплетем сюда английский язык и Фрейда). Немедленные выгоды мешают развитию, которое с свою очередь угрожает уже существующему положению. Это то самое движение из противоречия. Мне показалось, что автор книги мог предчувствовать гибель Советского государства и осознавал опасность отката общества в более примитивное состояние. При чтении я ощущал параллели с сегодняшним днем, с его принципом «живи здесь и сейчас». Такая однобокость характерна скорее для животных и не достойна Человека Разумного, преобразующего природу вокруг себя.

В итоге я не прочь прочесть весь «Посёлок» целиком. Только боюсь, что продолжение окажется хуже, опасаюсь «богов из машины». Да здесь вовсе и не обязательно продолжение, «Перевал» — повесть самодостаточная. В финале есть надежда — это для меня главное.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Белое платье Золушки»

ArtTrapeza, 2 октября 23:48

Прочитал сокращённый вариант повести из сборника «Перевал» (в нём 80 страниц покетбучного формата, нет включений про Драча и путешественника во времени, нет разбиения на главы). Так что оцениваю только его. На мой взгляд как-то средне. Фантастических допущений касаться не буду — мне кажется, что это не самая важная часть. Язык хорош, а вот сюжет показался несколько рыхловат. Однако к концу чтения моё мнение улучшилось — всё же романтика в повести несомненна и приятна, как любовная, так и исследовательская. Только кажется, чего-то немного не хватает. Может быть, полный вариант лучше? Но я не настолько заинтересован, чтобы выяснять это.

P. S. И всё-таки повесть не выходит у меня из головы. Возможно, именно из-за того, что я никак не могу решить, нравится мне она или нет. Я не в восторге, но и плохой не могу её назвать. У меня вообще не получается привести её части к общему знаменателю, какая-то она несбалансированная, что-ли. А если дополнения её только ухудшили?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Царицын ключ»

ArtTrapeza, 29 сентября 11:29

Я не планировал читать повесть. Она оказалась в одном сборнике с «Перевалом», к которому кстати у меня тоже нет особого интереса. В перерыве между нонфикшеном хотелось для отдыха чего-то нового, небольшого по объёму и из имеющихся книг. Отзывы решил заранее не читать, так что извините, если есть повторы. Интересно будет сравнить своё мнение с другими читателями.

Начало произведения вызвало воспоминания о завязке «Понедельника», потом сюжет тянулся вяло-вяло, а закончилось всё нехитрым сельским детективом. Не сказать, чтобы плохая повесть — язык приятный, природа и персонажи описаны живо. Но зачем, зачем всё это написано? Я в недоумении — вижу только мечты позднесоветских обывателей, например, о сельской романтике. Ну там, грибы, ягоды и рыба во-о-от такого размера! И японская фототехника в уральской глубинке — всё из той же серии. Красивости красивостями, а смысла мало. Банальности вроде «Берегите природу!», «берегите историю!». Невнятно, одноразово.

P. S. Забавны отсылки, как мне показалось, к «Золотому ключику» и «Ворону» Эдгара По. И не могу точно определить жанр повести — мистику автор объяснил не всю.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Репка»

lammik, 27 сентября 13:17

Пересказ известной каждому с детства истории. С лёгкой ехидцей и финальным гимном коллективному труду. Что же до «нечестности» деда, то нужно понимать, что не репку он вырастил, а сначала дочку, а потом внучку, поэтому и победил заслуженно. Репку вырастить — невелика заслуга, Человека же — гораздо сложнее.

P.S. Такая Мышка, пожалуй что, и яйцо золотое расколет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Детективная история»

lammik, 27 сентября 12:58

Глубокий и печальный рассказ о необратимом времени, которое безжалостно стирает из жизни когда-то близких людей. Река времени течёт в одну сторону, нам остаются воспоминания, не все из которых стоит ворошить, чтобы не разочароваться в себе и окружающих.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Институт экспертизы»

lammik, 26 сентября 15:54

«Институт экспертизы» посвящён Науке. Учёные показаны автором живыми людьми — радующимися и страдающими, заблуждающимися и озарёнными светлыми идеями, преодолевающими бытовые проблемы и устраивающими личную жизнь. Присутствует фирменный авторский юмор, но сквозь него проступают нотки сентиментальной меланхолии хорошо пожившего человека. «Детективную историю» и «Кому это нужно?» с чистым сердцем советую прочитать всем, в том числе и тем, кто не любит фантастику, или юмор, или и то и другое вместе.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «...Хоть потоп»

lammik, 26 сентября 14:06

Очень жизненный рассказ. Да, учёные тоже люди и люди достаточно сложные. Далеко не все из них каждую минуту думают о благе человечества, так ведь так думать могут только карикатурные литературные персонажи советской фантастики ближнего прицела. Извините, в жизни всё сложнее. Суслин при всём при том фанатик науки, для которого даже собственная клиническая смерть — это всего лишь доказательство верности теории. Прорывы в науке делают именно суслины, а траубе успешно клеят студенток.

P.S. С каждым рассказом всё больше проникаюсь симпатией к Лере Долинской.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Котел»

lammik, 25 сентября 13:56

Вот так и идут на сделку с совестью отдельные руководители и возглавляемые ими трудовые коллективы. Ведь никто не считает себя нехорошим человеком, всегда находятся хитрые оправдания поступкам любой степени мерзости. Рационализация-с. Вот только не с тем партнёром сел играть наш герой, ой, не с тем...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Walther14, 19 сентября 12:07

Произведение рекомендовал бы всем любителям приключенческой фантастики. Думаю, вы не разочаруетесь =) Ну а как по мне, это просто шедевр. Обычно даже понравившиеся мне произведения я перечитываю нечасто, но бывают и исключения. «Посёлок» перечитывал два раза. Возможно, что скоро перечитаю третий раз, дабы освежить приятные воспоминания.

Приятного вам чтения!

Ниже можете не читать =)

[Помню очень давно наткнулся на пару листов из какого-то журнала с комиксом «Перевал» по этому произведению. Мне тогда лет 8-10 было. ООООЧЕНЬ хотел прочитать весь комикс, но тогда не знал как его найти. Так уж получилось, что через несколько лет увидел по тв мультфильм «Перевал» и благодаря этому узнал автора. В библиотеке начал усиленно искать произведения Кира Булычёва, но искомое постоянно проходило мимо. Каково же было моё удивление, когда вместо «Перевала» я нашёл «Посёлок» О.О

«Счастью» моему не было предела!

Лично я бы не рекомендовал выбирать книги по отзывам, потому что это, в большинстве своём, вкусовщина. Книга это не вещь, характеристики и тому подобное здесь несколько условны. Хотя, что бы составить некоторое представление, отзывы может и сойдут.]

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Тринадцать лет пути»

Солнечный ветер, 17 сентября 09:15

Вполне классическая вещь для советского периода. Главные герои стоят перед выбором повернуть корабль обратно или лететь дальше, во благо страны.

Не плохо прописаны характеры.

Честно говоря, для таких произведений очень важно когда ты его прочитал. В наше время, запуски космических ракет производятся чуть ли не каждые несколько месяцев, а полеты в основном ограничиваются выходом на орбиту, повесть читается странно. Я бы сказал тема и уже, и ещё не актуальная. У повести ещё будет второе дыхание, когда полетим на Марс и дальше.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

Солнечный ветер, 15 сентября 22:19

Уморительная вещь, которую к сожалению я не читал в своем детстве, но к счастью прочитал своим детям перед сном.

Отличный сборник рассказов про Алису и ее отца. О ее маленьких шалостях и забавных казусах. Книга очаровывает своей добротой, детской чистотой и конечно юмором.

Искренне посмеялись с детьми :)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Гусляр»

lammik, 26 августа 08:05

Сказочно-инопланетный цикл о маленьком городке между Вологдой и Архангельском создавался автором очень долго. Больше 30 лет. Менялось время, менялась страна, менялся писатель и, конечно же менялся Великий Гусляр. Светлые и красочно-сказочные сюжеты сменились злой и беспощадной сатирой. Безусловно, у автора есть право развивать свой мир по своему желанию. Однако, как мне кажется, на каком-то этапе всё же стоило начать описывать некий другой город. Назовём его, допустим, «Маленький Скрипач». Тогда было бы не так больно читать поздние рассказы Гуслярского цикла. Впрочем, жить в то время было ещё хуже.

Теперь немного о конкретных рассказах и повестях. Лучшим рассказом цикла считаю «Поступили в продажу золотые рыбки» и рад, что посетители сайта со мной в этом согласны. Даже если бы из всего Гуслярского цикла Кир Булычев написал бы только этот рассказ, то и в этом случае Гусляр попал бы во все антологии и золотые фонды русской фантастики. Лучшая повесть цикла — «Марсианское зелье». В ней присутствуют все те составляющие авторского рецепта, за которые мы и любим весь цикл.

Запомнились авторские обыгрывания сказочных сюжетов — «Недостойный богатырь» и «Подоплёка сказки». Из сатирических рассказов хороши «Соблазн» и особенно «Возвышение Удалова».

Напоследок хочу написать, что прочитав все рассказы и повести о Гусляре, в этот городок невозможно не влюбиться. Да они становятся практически родными — Удалов, Минц Грубин и даже старик и заслуженный пенсионер Николай Ложкин!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Туфли из кожи игуанодона»

lammik, 22 августа 16:23

Фактически повесть состоит из трёх частей. Первая — про мальчика Васю довольно бредова, там и раздетые женщины и бен Ладен на вертолёте и негр из ФСБ. Вторая — про братьев Лаубазанцев и мышей уже лучше, на стандартном для Гусляра в XXI веке уровне. Ну а третья — про кошек и Ксению даже довольно умилительна.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Подвиг красной косынки»

lammik, 20 августа 14:42

Судя по всему, это довольно злая пародия, причем не на Шарля Перро, а на Аркадия Гайдара с его Мальчишом-Кибальчишом. Юная, но убеждённая пионерка Карина Пионерова разоблачает дьявольски хитрый план немецкого диверсанта Мессершмидта, но в результате гибнет пионер-герой Миша Каганович.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Жертва вторжения»

lammik, 18 августа 15:08

Рассказ стоило назвать «Вторжение похотливых похитителей мёртвых тел». Простая российская медсестра по уходу Лукерья Маратовна встаёт на скользкую дорожку Андрия Бульбенко, променяв Родину на любовь чужого организма. Но, к счастью, у землян есть профессор Минц. Не даст он свершиться злодейству, в него мы верим.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Твоя Рашель...»

lammik, 18 августа 13:50

Бывает прочитаешь рассказ, а уже через неделю не можешь вспомнить о чём он. Тут не тот случай. «Твоя Рашель...» запоминается надолго. Рассказ совершенно не соответствует общему настрою Гуслярского цикла, даже в поздней его части. Разве что вопросы научной этики, а «Рашель» именно об этом, Булычевым уже поднимались неоднократно, да ещё «Лёнечка-Леонардо» был как раз о том, что всему своё время.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Когда вымерли динозавры?»

Толкователь, 18 августа 11:58

Много раз слышал об этом знаменитом рассказе Кира Булычева и о том, как он появился, но к своему стыду — не читал. Недавно в Букинисте купил «Искатель» в котором, как оказалось был опубликован этот легендарный рассказик.

Прочитал быстро, с удовольствием. И тут же появились те приятные чувства, которые у меня вызывают многие произведения Булычева 1970-х и 1980-х. Это тот самый Булычев: крепкий сюжет, живые персонажи, тонкий юмор и неповторимая ирония. К сожалению, поздние произведения уважаемого мной Игоря Всеволодовича утратили эту ауру...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Жизнь за трицератопса»

lammik, 16 августа 19:02

Несколько сумбурное повествование из жизни Великого Гусляра в XXI веке. В наличии имеются бандиты, коррумпированный мэр, чекисты в камуфляже, не совсем адекватное светило палеонтологии, влюбленные, сокровище разбойника Крутояра и, конечно, динозавры, умершие в муках 50 миллионов лет назад. Наши старые знакомые Корнелий Удалов и Лев Христофорович Минц восстанавливают истинный облик бронтозавра. Попутно Минц совершает несколько прорывных открытий в химии и физике. И вроде бы все комппоненты Гуслярского цикла в повести присутствуют, но не радует она, как та самая фальшивая ёлочная игрушка.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Тайны древнего мира»

AlexNewmann, 16 августа 07:24

Прекрасная книга, которая несмотря на название «для школьников» интересна будет всем, т.к. написана в стиле кратких статей и размышлений о конкретных темах. Все сопровождается картинками, рисунками и некоторыми фактами, которые не знал. В общем, интерес к истории у меня она пробудила

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «1185 год»

NS 123, 14 августа 19:59

Очень интересный взгляд на историю. Средневековье без романтического флера. Огромное количество фактического материала, рассказано доступным языком, очень интересно и познавательно для любителей — неспециалистов (как я). Сам замысел книги очень необычный — показать разные страны в одно время, рассказать о том, как жили люди в то время. Автор описывает много незнакомых и малоизвестных цивилизаций, городов и людей. Многих с необычной и непривычной очки зрения.

Жалко памяти мало. Запомнить бы все.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «День рождения Алисы»

amak2508, 14 августа 10:42

Одно из достоинств писателя Кира Булычева — умение писать по-разному для детей и для взрослых ни на йоту не отступая от своей авторской манеры: писать просто, писать легко, писать увлекательно.

Для цикла повестей об Алисе Селезневой даже трудно определить чего в нем больше: фантастики или сказки. Правда для этой повести такой проблемы нет: однозначно сказка. Бог с ними, с астроархеологами, похожими на котят или с десятью щупальцами и восемью руками, но вот то, что взрослые сознательно отправляют в опасное путешествие в прошлое одну десятилетнюю девочку — это уже явная сказка, причем, все равно не очень хорошая — ТАК взрослые не должны поступать никогда, даже в сказках. Впрочем, на увлекательности это ни коим образом не отражается — читать интересно, причем как подрастающему поколению, так и взрослым.

К сожалению, в этой повести по сравнению с предыдущими, стало заметно меньше того, что так нравилось взрослому читателю — лубочных картинок нашего счастливого будущего и юмора: шуток, забавных ситуаций, веселых фраз. Потому и выглядит эта вещица по сравнению с другими из цикла как-то несколько тускловато — голые простенькие приключения для детей и ничего больше.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Звёзды зовут!»

lammik, 13 августа 14:44

Это не космонавтов уменьшили. Это страну уменьшили и унизили таким вот, понимаешь, президентом. Горькая сатира конца 90-х. Светлым пятном авторской надежды на лучшее будущее в сюжете промелькнул мальчик Серёжа, нашедший общий язык с Минцем — язык науки и жажды познания.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Девочка с лейкой»

lammik, 12 августа 14:10

Рассказы «Гуслярского цикла» постсоветского периода полны злой сатиры. Но сводится всё к нескольким темам — вороватым чиновникам, бездушным капиталистам, бандитам, экологическим проблемам и утрате архитектурного наследия. В «Девочке с лейкой» обошлось без архитектуры, но с экологией так плохо, что здания теряют целые этажи. А все остальные составляющие присутствуют. По счастью, автор верит в детей, в детей этого нового мира, способных нести добро в массы новыми актуальными методами.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Мечта заочника»

lammik, 12 августа 12:34

На удивление трудночитаемый рассказ, но с ударной концовкой. Поднимаются характерные для позднего Булычева темы сохранения архитектурного наследия, сталинских, и не только, репрессий и ужасного оскала набирающего силу российского капитализма. Поразило, что Минц не сразу узнал Великую теорему Ферма.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Скандал»

lammik, 11 августа 17:43

Так и хочется написать — «эротический шедевр от Кира Булычева». Но не напишу. Не шедевр потому что. Ксения и Маргарита Удаловы, прямо скажем, не самые приятные обитательницы Великого Гусляра, но столь жестокого обращения от творца явно не заслужили. Да и мальчика Максимку жалко, каково ему потом будет учиться в этой школе? А вот профессор Минц в своём репертуаре — при всей гениальности его изобретений существуют огромные проблемы с их апробацией перед выпуском в свет и предварительным просчётом последствий как для гуслярцев, так и для землян в целом.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Поступили в продажу золотые рыбки»

lammik, 10 августа 12:31

Изумительное послевкусие этого рассказа сохраняется очень долго. Вспоминаешь — и улыбаешься. Обычные человеческие чудеса обычных советских гуслярцев. Недаром же золотые рыбки появились в продаже в зоомагазине именно этого славного города. Но при этом убеждён , что и в наше время немало людей в любом городе страны пожелали бы здоровья ближнему, тем более что потерял он его, исполняя общественный долг ради всех горожан.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

alekscooper, 10 августа 11:00

Золотой фонд не только Кира Булычёва, но и рассказа вообще как литературной формы. Понимаю противоречивость предложения, но хорошо бы, конечно, его в школьную программу.

Оценка: 10

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Смерть этажом ниже»

alekscooper, 10 августа 10:57

Великолепная повесть, которая при том, что почти лишена перестроечных сантиментов, поразительно точно схватывает степень уныния и затхлости конца 80-ых. Мелкие детали быта, вроде невозможности привести девушку в гостиницу после 11 вечера, более-менее сносная еда только в гостиничном ресторане, где официанты такие, что одному второстепенному персонажу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришлось идти с калькулятором
, отсутствие туалетной бумаги и т. п. — рассыпаны по повести так, что являются не критическими пинками, а работают именно на атмосферу.

От фантастики здесь, наверное, только то, что, как я понимаю, такой именно катастрофы в позднем СССР не было. Увы, не химик и не физик и не могу сказать, насколько достоверно описано «поведение» газа. В остальном — критический соцреализм.

Единственное — мне показалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, как-то газ довольно быстро рассеялся: ветер прям отогнал и всё.
Слишком тут видна рука автора, которому это было нужно для развития сюжета.

Повесть насыщена визуально: если представлять всё, что написано, рисуется настоящий позднесоветский эко-апокалипсис. Произведение, на мой взгляд, идеально экранизируемо, хотя у нас по-прежнему с трудом воссоздают советский антураж на экране: получается это, как правило, утрировано-пародийно-гротескно.

Хороший фильм, наверное, мог бы снять Абдрашитов (он великолепно снял Остановился поезд — в общем-то о том же самом, только масштаб в тысячу раз меньше), если бы снимал в конце 80-ых и у него не было бы ограничений по финансам.

Что же касается самого поведения героев — мне кажется, это не советское, это общечеловеческое и так вели бы себя чиновники любых государств в любое время. Другое дело, что сегодня скрыть такую эко-катастрофу невозможно, ибо телекоммуникации.

Оценка: 10

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Любимец»

alekscooper, 10 августа 10:37

Замечательное произведение.

Самое главное — оно атмосферно, перед глазами, действительно, проходят картины разрушенной Москвы, подземелья, стадиона, Аркадии. Сначала я тоже, как, наверное, многие другие, бунтовал против концовки —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне казалось, что после операции на башне должно быть ясно сказано, что спонсоры улетели или улетят. Однако, какое-то время спустя я понял, что это было бы слишком сказочно.

Ведь штука в том, что уйма людей смирилось со своей собачьей участью, кто-то получал выгоду (кому война, как говорится). Иными словами, земляне были колонизированы не только физически, но и морально, а с моральной колонизацией не может бороться сопротивление — это должна быть отечественная война (под отечеством тут надо понимать Землю).

На нестыковки я не обращаю внимание: если атмосфера есть, то фиг с ними. Но предъяву про собак не понимаю: да, видимо, была операция, направленная на уничтожение всех собак, но часть, видимо, выжило. Учитывая габариты спонсоров, им, скорее всего, было трудно уничтожить таких маленьких животных (строго говоря, это и землянам было бы трудно сделать, всё-таки собаки тоже умеют выживать) даже с их уровнем развития техники, не уничтожив при этом жизнь на планете вообще.

Ну и поведение героя: вообще-то он не дебил, не овощ — он как раз был сообразительный, в нём было что-то такое, что не было отбито питомником и его хозяевами, что-то такое человеческое, что прорвалось через среду и воспитание. Собственно, именно это и позволило ему из Тимошки превратиться в Ланселота. Собственно, любой герой-бунтарь — это человек, родившийся в тех же обстоятельствах, что и остальные, но ведущий себя при этом не так, а причины такого поведения не выводятся из окружающего мира — скорее, из личности. Тим не был бунтарём от рождения, но у него был некий предел вмешательства в его сущность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— мужское достоинство.
Когда спонсоры этот предел перешли, он начал превращаться в Ланселота.

Также не видел никаких пародий. Имена спонсоров? Можно было бы углядеть во всех этих -о пародию, если бы не вся мрачная атмосфера романа. По сути, с приходом спонсоров виды спустились на одну ступеньку ниже, а спонсоры вели себя по отношению к планете и к людям так же, как люди вели себя по отношению к планете и к животным, до их прилёта.

Жалею только что продолжения уже не будет и что этот роман вряд ли кто экранизирует.

Оценка: 10

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Возвышение Удалова»

lammik, 8 августа 19:47

Очень смешной рассказ с аллюзиями на гоголевского «Ревизора», видимо поэтому и назван автором пьесой. Ошибочно принятый за обитателя космического корабля Удалов довольно быстро проходит путь от американо-китайско-израильского шпиона до представителя дружественной цивилизации, который не прочь отметить своё прибытие на землю хорошим коньяком и закуской с руководством города и области.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Перпендикулярный мир»

lammik, 8 августа 18:31

Такой вот себе литературный памятник эпохи перестройки. Борьба с культом личности, плановой экономикой и номенклатурными привилегиями. Сплошь сиюминутная конъюнктура, но читается по-прежнему легко, хотя и воспринимаются посылы повести со снисходительностью знающего будущее.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Секрет чёрного камня»

URRRiy, 6 августа 20:35

Всё смешалось в этом произведении — звездный дракончик — пожиратель звездолетов, работоторговцы-похитители детей, волшебный эликсир, подлые маршалы-генералы на отсталой планете, заблудившийся путешественник во времени Остап Нетудыхата — достойный гражданин своей незалежной страны, и конечно Алиса, Пашка Гераскин и комиссар Милодар.

Вроде бы есть и приключения, и юмор, и идейные императивы, но нет у произведения цельности. Непонятно, кто предполагался в качестве читателя — ребенок многое не поймет, подростку станет скучно от детского стиля, для взрослых очевиден рваный сюжет и самоповторы автора, что никак не вдохновляет на рекомендацию для собственных детей.

Книга, написанная с приемлемым качеством, но без вдохновения, интересна только для полноты коллекции про Алису Селезневу.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Пришельцы не к нам»

lammik, 6 августа 18:04

Из космоса прилетел космический корабль и завис над Великим Гусляром. Внутри оказались весьма необычные братья по разуму. Настоящие космические фашисты, целью которых был исключительно ксеноцид. И обращение «Тараканы Великого Гусляра!» мне кажется не случайной отсылкой к известному историческому событию. Остаётся только удивляться наивности земных обитателей.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Опозоренный город»

lammik, 5 августа 14:09

Политическая сатира от Кира Булычева. Грамотно наполненный слухами город, сознание его жителей уже готово воспринять как откровение любую чепуху. И скромный бухгалтер-инопланетянин, готовый собрать плоды своих трудов, пользуясь людским невежеством и доверчивостью. Понятно, что это не про Гусляр, это про всю нашу страну и повелителей марионеток совсем правда не из космоса. Удивительно, но рассказ написан в 1987 году, задолго до бума телецелителей, нетрадиционной медицины, разоблачителей страшных тайн истории и прочего телезомбирования.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Сапожная мастерская»

lammik, 4 августа 19:52

Да, это вам не «гости из будущего». А нормальные такие себе постперестроечные специалисты по решению проблем, способные в ходе этого самого решения последовательно повышать ставки. Всё для выполнения задачи. И нужно помнить, что они никакие не «спасатели старины», как их тут окрестил один из читателей. Они спасают свое собственное настоящее. Конкретно и основательно.

А что Мирон Иванович не догадывается о чём-то, так это вряд ли. Всё он прекрасно понимает. Просто этого гуслярца «испортил квартирный вопрос». Будем надеяться не настолько, чтобы пренебречь примером почётного свиновода Степанцева.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Родимые пятна»

lammik, 4 августа 11:47

Рассказ интересен уже тем, что его жанр меняется по ходу действия. Сначала это такое себе «происшествие в Гусляре», к которому все в городе должны были уже привыкнуть. Затем автор напускает кошмарчику, тут сразу вспоминаются многочисленные американские вариации на тему от «Кукловодов» до «Вторжения похитителей тел», а также миреровский «Главный полдень». Но потом мы выныриваем к мысли, что семья — это всё же единое целое и меняться члены семьи должны либо вместе, либо уж пусть всё остаётся так, как есть.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Глубокоуважаемый микроб»

lammik, 3 августа 18:13

Очень неровная повесть, скорее даже сборник рассказов со сквозным сюжетом. Отдельные главы читаются влёт, а на некоторых текст тянется мучительно. Многие моменты утратили актуальность и просто будут непонятны молодому и даже не очень читателю. Но при этом Удалову, как и всегда, сочувствуешь, хотя и веришь, что это мужик, с которым ничего не случится.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Тринадцать лет пути»

amak2508, 1 августа 10:32

Конечно же, сюжетообразующая идея, использованная для своей повести Булычевым, чисто умозрительна и искусственна. Не в том смысле, что при полете не может быть нештатных ситуаций, а в том, что в таких больших проектах заранее предусматривается практически все, в том числе и различные аварийные ситуации, а необходимые действия по ним закрепляются инструкциями, которые члены экипажа обязаны выполнять. И ни о каком «сельском сходе» с голосованием на тему «как быть и что делать дальше» речи, естественно, идти не может.

Но писать Булычев умеет, и в итоге получилось совсем неплохо: возникшая проблема ненавязчиво рассмотрена со всех сторон, читатель получил возможность поизучать самые разные человеческие характеры и взгляды на жизнь, итоговое решение коллектива хорошо аргументировано. В общем, читать интересно.

А если еще и учесть, что пишет автор очень легко, очень просто и довольно увлекательно, то можно сказать, что повесть удалась. Может быть, она и не так занимательна, как культовый «Поселок», но вполне приемлема для чтения.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Тринадцать лет пути»

Crossbow, 1 августа 10:30

Восхитительная повесть! Она обволакивает как августовская солнечная дымка — на душе становится тепло, хорошо и спокойно. А чтение после тяжелейшего лемовского «Осмотра на месте» лишь усилило это блаженство и превратило для меня «Тринадцать лет пути» в настоящую долгожданную усладу — мой мозг отдыхал после изнасилования интеллектуальной прозой.

Итак, первый земной звездолет «Антей» в пути на Альфу Лебедя. Полет длится уже 106-й год. Очень изящная идея: смены экипажа, которые прибывают и убывают через телепортационные кабины! Это в определенной мере исключает из повествования некоторую безысходность. Но даже, когда предсказанный когда-то ученым-провидцем Домбровским предел энергетических мощностей для телепортации начинает сбываться, экипаж стоек и непреклонен в своем желании достичь цели и исполнить мечту человечества, даже и тогда повествование вовсе не становится мрачным, по-прежнему сияя теплотой, оптимизмом и душевностью. Никакой трагедии не произошло, ведь корабль еще мог сделать разворот и вернуться. У каждого были свои причины вернуться, свои сомнения, свои слабости. Тем не менее, экипаж единогласно голосует: «Летим дальше». Но теперь уже, понятно, без ежегодных смен экипажа. Цена вопроса – 13 лет до цели и столько же – обратно. Это то, что касается глобальной линии сюжета.

Не менее глобальна и личная линия. Главный герой, студент Слава Павлыш, прибывший на корабль в качестве практиканта, сразу влюбляется в девушку из предыдущей смены Гражину, и, соответственно, все его мысли вне работы — только о ней. Та, похоже, совершенно равнодушна к воздыхателю (хотя, кто их разберет, этих женщин!). Во многом эта повесть — история взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Почти не воспринимаемый девушкой всерьез, ни как человек, ни как мужчина, Павлыш совершает Поступок (хотя и не связанный с Гражиной), где он сам мог запросто погибнуть (кстати, здесь у Булычева метко сказано: «Поступки лучше совершать тогда, когда есть кому оценить их благородство»). Так вот, совершенный поступок, основательно меняет ее к нему отношение, по крайней мере «нет» она уже не говорит, но и ничего конкретного не обещает. Что ж, она вернется к своему мужчине на Землю, с которым тоже не все так просто, а Слава Павлыш будет держаться на заметке в качестве запасного варианта, ведь как настоящий мужик он уже себя проявил и главное — видно, что основательно влюблен в нее!

Но странное дело, экипаж голосует за неизвестность и, фактически, за приговор на долгое заточение, но Павлыш рад, ибо это шанс завоевать сердце Гражины. И вроде вырисовывается новая жизнь, хоть и трудная, но сулящая нечто будоражащее и заманчивое. И все уже приготовились к этой новой жизни – экономия во всем... Но тут – словно обухом по голове! — гравиграмма с Земли «Ждите переброски»! В общем все налаживается и приходит на круги своя. Оказывается, что «предел» Домбровского был вовсе не пределом, а лишь порогом с временными помехами. На Земле спешно модернизировали оборудование, скорректировали подачу энергии и решили проблему. А весь экипаж «Антея» оказался в героях, хотя никто себя таковым не чувствал, так сказать, все геройство — в рабочем порядке. Гражина, завершив свою смену, покинула звездолет, а Павлыш остался «наедине» со своими пылкими мечтами и более прозаичной действительностью.

По вышесказанному можно подумать, что это какая-то мелодрама, действие которой перенесено, скажем, из загородного особняка в пространство космического корабля. Совсем нет. Тонкие наблюдения, замечательный добрый юмор и знание человеческой природы и характеров, простая, доходчивая и изящная подача плюс романтика звездных странствий делают повесть качественным образцом фантастической литературы, что, в общем-то, свойственно многим и многим произведениям Булычева.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Марсианское зелье»

lammik, 30 июля 18:48

Квинтэссенция всего Гуслярского цикла. В это повести густо замешаны философия и юмор, ксеноконтант и тысячелетняя история России. И всё это подано прекрасным литературным языком в милейших декорациях провинциального, но архиважного во всех смыслах Великого Гусляра. Если составлять антологию важнейших произведений советской фантастики, то «Марсианскому зелью» в ней уготовано достойное место по праву.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Лёнечка-Леонардо»

lammik, 28 июля 20:13

Скажу пару слов в защиту родителей Лёнечки. Они заслужили своё право на толику простого родительского счастья — все эти милые сюсюканья и агу-агу, они по своему бесценны и ускользающе скоротечны. Я понимаю, что у нонконформистов или считающих себя таковыми весь смысл рассказа сведётся к утоплению таланта в океане серых будней.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Сильнее зубра и слона»

lammik, 28 июля 13:39

Всё-таки чувствуется, что Булычев гуманитарий до мозга костей. Не сможет человек какой-угодно силы остановить мчащегося на него зубра просто потому, что его масса несопоставимо меньше. А так, рассказ — очередная зарисовка на тему « мы не можем ждать милостей от природы».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Коралловый замок»

Стронций 88, 23 июля 21:47

Для меня это одна из таких вещей, в которых всё добротно, по-хорошему расчётливо, в самом возвышенном смысле «профессионально». Всё там есть, и всё на своём месте – и твёрдая научно-фантастическая идея, да такая что и прекрасна, и действительно выглядит реальной (та самая редкая твёрдая фантастика); и социальный подтекст, ведь автор не только описал какого-то отдельного персонажа, а целый вид, явление, причём не только этого «вымогателя» Вольского (да так, что тянет на классический, эталонный собирательный образ), но и тот же Кушак – тоже как собирательный образ, человек, который не может отказать, даже если ему неприятно соглашаться… Вот и думай, от кого из них больше вреда! И построен сюжет так, что всё это интересно – долька к дольке, и история раскрывается как по рецепту.

Прекрасная вещь, со всем этим наполнением тянет едва ли не на классику… по крайней мере, в своём жанре. Очень именно ПРОФЕССИОНАЛЬНО. Хотя для полного кайфа мне лично и не хватило какого-то лёгкого неуловимого «изюма», какой-то чёрточки, даже не знаю, какой… Но уровень – он чувствуется, он высок. Старая добрая фантастика!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Тайна третьей планеты»

Vindermur, 21 июля 09:34

Третья планета системы Медуза удивительна, конечно, абсолютно. Что тут говорить, если говорящая и летающая птица среди звезд покажется кому-то слабым эффектом, то есть все шансы еще удивиться и не один раз, это и Галактический интернет, Космический зоопарк, топливо Галактий, удивляться и удивляться можно. Кстати, Кира Булычева перепутал с одним из братьев Стругацких — Станислав Лем. Станислав Лем поприветствовал Кира Булычева со словами: «Здравствуйте, пан Стругацкий!»

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Я вас первым обнаружил!»

Толкователь, 20 июля 00:43

Этот рассказ — вариация на тему, которая волновала советских фантастов 1960-х — трудности которые могут возникнуть у межзвездных путешественников из-за парадоксов связанных с замедлением времени. Шесть лет пути (для экипажа) в одну сторону составляют около столетия по земному ходу времени. Плюс время на обратную дорогу. Что к этому времени будет с космическими путешествиями на Земле? Будут ли иметь какой-то смысл усилия первопроходцев? Не забудут ли за это время о них?

Соглашусь с тем, что концовка у этого рассказа простая, искренняя, добрая и обнадеживающая.

Оценка: 8