FantLab ru

Все отзывы на произведения Кира Булычева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Козлик Иван Иванович»

lammik, вчера в 19:18

Прямое продолжение «Заповедника сказок». Действие начинается там, где закончился «Заповедник» — злой недоволшебник Кусандра сбежал в легендарную эпоху, Иван Иванович Царевич пребывает в козлином облике и живет в квартире Селезнёвых. Консилиум мировых медицинских светил не смог ему ничем помочь. И тогда Алиса решила отправиться в Эпоху Легенд, чтобы найти Кусандру и расколдовать Ивана Ивановича. По пути им кто только не встретился. И Великан-коноед и французский богатырь-людоед Жан и белая ворона Дурында и воистину легендарная красавица Шехерезада и много кто ещё. Много преград преодолели Алиса с Иваном Ивановичем, чтобы вернуть последнему человеческий облик, а потом вернуться домой.

Гораздо более детская вещь, чем «Заповедник сказок». Хотя и здесь были очень вкусные моменты и персонажи. Прекрасны волки-гопники, совет великих волшебников, которые по определению не могут прийти к единому мнению, влюбчивая Шехерезада с тропическим темпераментом и реально спасшая всех птица Дурында, удостоенная путёвкой в XXI век.

Именно за ярких, пусть и эпизодических персонажей, повесть-то короткая, добавляю 1 балл.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Заповедник сказок»

lammik, позавчера в 14:17

Всё началось с того, что папе Алисы профессору Селезнёву позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Мечта заочника»

lammik, позавчера в 07:47

На удивление трудночитаемый рассказ, но с ударной концовкой. Поднимаются характерные для позднего Булычева темы сохранения архитектурного наследия, сталинских, и не только, репрессий и ужасного оскала набирающего силу российского капитализма. Поразило, что Минц не сразу узнал Великую теорему Ферма.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Жертва вторжения»

lammik, позавчера в 07:47

Рассказ стоило назвать «Вторжение похотливых похитителей мёртвых тел». Простая российская медсестра по уходу Лукерья Маратовна встаёт на скользкую дорожку Андрия Бульбенко, променяв Родину на любовь чужого организма. Но, к счастью, у землян есть профессор Минц. Не даст он свершиться злодейству, в него мы верим.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Котел»

lammik, позавчера в 07:46

Вот так и идут на сделку с совестью отдельные руководители и возглавляемые ими трудовые коллективы. Ведь никто не считает себя нехорошим человеком, всегда находятся хитрые оправдания поступкам любой степени мерзости. Рационализация-с. Вот только не с тем партнёром сел играть наш герой, ой, не с тем...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Сказка о репе»

lammik, 9 декабря 14:49

На некоей планете растут гигантские растения по аналогии называемые репами. Земляне ведут добычу питательных веществ одной из этих реп. Шахтным методом. Внутри репы существует биоценоз, в том числе куколки и личинки бабочек, которые все называют радужницами. Наступила и весна и, буквально на днях, репа должна выпустить росток, все её полости наполняются водой, люди эвакуировались. Однако одержимый идеей раздобыть куколки радужниц, энтомолог Теодор Поляновский отправляется в шахту.

Буквально вчера прочитал «Подземную лодку» из цикла про Алису и там тоже фигурировал не совсем адекватный энтомолог. Видимо, совпадение не случайно и что-то такое Булычев к энтомологам испытывал не слишком лестное.

Остроумный рассказ о том, что настоящие подвиги остаются неизвестными, а также о том, что если ты работаешь под поверхностью планеты, озаботься тем, чтобы наверху тебя ждала не поверхностная женщина.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Второгодники»

lammik, 9 декабря 10:29

Сосед Алисы Всеволод Михайлович вот-вот отпразднует день рождения и Алисе захотелось сделать ему необыкновенный подарок, а именно — эскимо из XX века. Алиса проникла в Институт времени и отправилась в прошлое, при этом воспользовалась ещё не протестированной кабинкой для путешествий во времени. Мороженое она добыла, но при возвращении оказалось, что пока она покупала эскимо, в XXI веке прошло полгода и она здорово отстала от школьной программы. Не спрашивайте меня, почему нельзя было вернуть Алису на полгода назад через другую, работающую кабинку. Руководство школы решило оставить Алису на второй год, однако все её одноклассники вызвались последовать за ней.

Небольшой рассказ о дружбе и сплочённости коллектива школьников. Алиса сама на себя не похожа. Безответственные поступки — это скорее по пашкиной части. Алиса, конечно, не раз рисковала жизнью. но тогда на кону стояло нечто большее, чем хорошее настроение выжившего из ума деда (это не я придумал, это Булычев так написал).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Подземная лодка»

lammik, 8 декабря 22:19

Семиклассники московской биологической школы в качестве дипломного задания должны были описать необыкновенное путешествие. Пашка Гераскин уговорил Алису путешествовать вместе. И не куда-нибудь, а под землю на специальной подземной лодке, изобретённой и созданной кузнецом Семёном Ивановичем. Создавал её тот в надежде, что с помощью этой лодки сможет отыскать своего брата Гарольда, пропавшего в пещере 20 лет тому назад. Алиса и Пашка отправились сквозь земную толщу, в мир, который оказался полон жизни. По пути им встретились неандартальцы, гномы, лемуры (совсем не с Мадагаскара) и тролли (совсем не из Интернета). Друзья победили ужасного тирана Четырёхглазого и вернули брата Гарольда брату Семёну.

Во-первых, это не «чисто детское произведение», по сути оно вообще не детское. За сказочным антуражем скрывается политическая сатира позднеперестроечного периода. Волна разоблачений культа личности, пороков плановой экономики и прочих язв социализма не обошла стороной творчества Кира Булычева, чему свидетельством служат «Подземная лодка» и некоторые произведения из цикла о Гусляре того же периода.

Во-вторых, писатель повторяется. В «Гай-до» уже была революция и свержение тирана, только там всё было гораздо изящнее и все эти сатирические ингридиенты не портили вкус основного блюда — атмосферы цикла «Алиса», ради глотка которой мы и читаем эти книги, уже не будучи детьми.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Паровоз для царя»

Angvat, 8 декабря 20:47

Была пародия на советскую фантастику, а стала на попаданцев. И даж вполне себе на реальность, местами. Сюжет может быть до боли знаком тем, кому посчастливилось работать, скажем, в отечественной промышленности.

Отучился ты пять лет в институте, пришёл на работу... И тут оказывается, что почти все твои знания бесполезны. В реальности все не так работает. Ну работаешь, опыта набираешься. А потом сменил работу, а там другая специфика производства, другой подход начальства. И снова все твои приобретённые знания в большинстве своём бесполезны. Снова начинай сызнова.

И это мы в одной эпохе живем, и примерно одно и то же делаем. И как порой все непросто. А ежели скажем всех новоиспечённых экономистов реально бы тестировали на полезные навыки в стиле опричников Ивана Грозного на выходе из альма матер, боюсь, до рабочих мест добирались бы единицы.

Увы и ах, но большинство наших современных знаний и навыков вне нашей комфортной среды бесполезны (да и в ней даже порой). А многими необходимыми навыками прошлого мы уже не обладаем за ненадобностью. Как и знаниями об окружающем нас мире и, казалось бы, самых простых вещах. Ну работает, и пускай себе работает. Ежели сломается, мастера позовём.

Поэтому не может быть у царя паровоза, а у всяческих попаданцев хотя бы шанса донести до него свои «светлые» идеи. Ведь нужно хотя бы понимать как с кем говорить и кому челом бить, чтобы в самом начале своего пути не услышать знаменитое «На кол его».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Девочка с лейкой»

lammik, 8 декабря 14:05

Рассказы «Гуслярского цикла» постсоветского периода полны злой сатиры. Но сводится всё к нескольким темам — вороватым чиновникам, бездушным капиталистам, бандитам, экологическим проблемам и утрате архитектурного наследия. В «Девочке с лейкой» обошлось без архитектуры, но с экологией так плохо, что здания теряют целые этажи. А все остальные составляющие присутствуют. По счастью, автор верит в детей, в детей этого нового мира, способных нести добро в массы новыми актуальными методами.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Паровоз для царя»

vorpol, 8 декабря 06:58

Прародитель всех рассказов про впопуданцов, очень просто, но понятно объясняющий, почему все творения в стиле «Пионер попадает к Сталину в май 1941го и за месяц производит 100500 «Армат» или «Студент проваливается в 12й век и помогает русичам отразить натиск монголов с помощью Калашниковых» — бред сивой кобылы.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Конец Атлантиды»

lammik, 7 декабря 17:38

Прямое продолжение «Узников «Ямагири-мару». Пока Паша чинил батискат, Алиса гуляла по берегу моря и нашла старинную бутылку. В бутылке лежала записка с географическими координатами. Так совпало, что в момент возвращения Алисы Пашка как раз читал дневник английского моряка, описавшего падение метеорита в океан и там приводились те же координаты с точностью до секунды. Недолго думая, друзья отправились на батискате разгадывать древнюю тайну. Им предстоит познакомиться с пришельцами с далёкой планеты Крина, разгадать тайну исчезнувшей Атлантиды, увидеть морских змеев и сирен, сразиться с гигантскими крабами-убийцами и спасти не только остатки экипажа пришельцев, но и мирный город Колау на острове Оаху.

Как всегда многослойное произведение Кира Булычева. Увлекательные приключения для детей и философские размышления для взрослых. Закрытое общество обречено на деградацию и медленное угасание, косное мышление — главная преграда для прогресса, пример Посейдона показывает, что жажда знаний помогает выжить и сохранить рассудок в самых тяжёлых и необычных обстоятельствах.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Поступили в продажу золотые рыбки»

Podebrad, 6 декабря 18:40

Самый мой любимый рассказ в гуслярском цикле и один из самых позитивных рассказов Булычёва. Действительно, что попросили бы люди у золотой рыбки году в 1970? Не затягивая, не слишком размышляя, не дожидаясь, пока рыбок захотят вернуть в магазин. Ну, водку из-под крана, само собой, затем автомобиль, велосипед, хороший костюм, говорящего попугая... Сделать так, чтобы девушка посмотрела, наконец, в нужном направлении. Решить коммунальную проблему. Вылечить хорошего человека. Может, в реальности не все бы об этом вспомнили, день какой сумасшедший выдался, но кто-нибудь вспомнил бы обязательно. Самое главное, никто не пожелал сделать гадость неприятелю, личному, деловому или классовому. Даже в голову такое никому не пришло. И это тоже характерно.

Перечитал в очередной раз и подумал — а что, если бы такое случилось в новое время? Пожалуй, девяносто процентов желаний были бы примерно аналогичны прежним. Что в маленьком городе, что в мегаполисе. А десять процентов? Нет, всё-таки хорошо, что таких рыбок не существует.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Пленники астероида»

lammik, 6 декабря 17:55

Алиса Селезнёва на управляемом Полиной Метёлкиной бывшем разведботе «Арбат» направлялась на астероид Паллада в гости к маме Кире. На борту также находился универсальный робот Посейдон. Подлетая к поясу астероидов, Полина приняла сигнал SOS, который подавал учебный катер с мальчиком Юдзо Комурой на борту. Юдзо разыскивал своего отца, недавно пропавшего в поясе астероидов. Внезапно разведбот потерял управление и стал стремительно притягиваться к одному из астероидов километрового диаметра. Астероид оказался космическим кораблём прибывшим из-за границ Солнечной системы. Роботы, управлявшие кораблём-астероидом уже успели погубить несколько космических судов вместе со всеми экипажами. По счастливой случайности выжил только профессор Комура...

Во-первых, хочется сказать, что по общему настроению повесть заметно выбивается из предыдущих частей цикла про Алису, тут людей убивают и в целом она скорее для подростков, чем для младших школьников. Понятно, что это следствие истории создания данной книги, когда она попала в цикл про Алису несколько искусственно.

Во-вторых, из сказанного выше следует, что с сюжетом нельзя обращаться столь же вольно, как в «Путешествии Алисы», где Говорун свободно летал между звёздными системами. Мир Алисы столь развит, Солнечная система излётана вдоль и поперёк и уж километровый астероид извне как-нибудь уж засекли бы задолго до орбиты Сатурна. Генератор гравитации так и так бы изменил параметры орбит других астероидов и это тоже вряд ли бы осталось без внимания. И наконец, самое главное — пропажа кораблей с экипажами в одном районе не могла не привлечь спасателей.

В-третьих, прозвучала фраза «...ведь в открытом космосе не важно, большой корабль или маленький, квадратный или круглый. Раз сопротивления воздуха нет, разогнать песчинку так же легко, как и астероид, — был бы толчок вначале достаточно мощным». Законов сохранения никто не отменял, и если форма корабля и не важна, то масса очень даже.

И да, клоунов жалко, раз уж они сохранились в будущем то негоже человечеству их так бездарно терять.

По итогу — не самая удачная вещь, в цикле про Алису ощущается несколько чужеродной.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Миллион приключений»

lammik, 5 декабря 16:25

Весела и разнообразна жизнь московских школьников конца XXI века. Генетические эксперименты, путешествия в прошлое, летняя практика на только что открытых планетах, борьба с космическими пиратами. Всё это, а так же многое другое, присутствует в повести «Миллион приключений». Фактически данная повесть состоит из сборника рассказов «Новые подвиги Геракла», в котором читатель знакомится со станцией юных биологов на Гоголевском бульваре, с друзьями Алисы — непоседливым авантюристом Пашкой Гераскиным, рассудительным и сентиментальным Аркашей Сапожковым, сёстрами-близнецами Машей и Наташей Белыми, а также с не по-южному флегматичным Джавадом Рахимовым. В повести «Заграничная принцесса» все они отправляются на полную загадок планету Пенелопа и в конце «Каникул на Пенелопе» загадок этих заметно поубавится. По окончании летней практики Алиса с Пашкой попадут на планету Брастак, захваченную космическими пиратами под руководством мамаши нашего старого знакомого Крыса.

Во-первых, нужно сказать, что книгу стоило назвать «Миллион приключений Пашки и Алисы», ибо именно Павел Гераскин фактически везде оказывается на первом плане — спасает питекантропа, выводит комгуся, отправляется к королевскому двору, где сражается на рыцарском турнире, помогает космическому проходимцу Дикарю и вводит в заблуждение пиратов, притворяясь пилагейской туристкой. Алисе отведена роль гласа разума, с которой, надо сказать, она блестяще справляется. Во-вторых, уровень частей книги заметно различается. Причём создаётся впечатление, что они рассчитаны на разный возраст читателей. Первые две и четвёртая довольно детские и лёгкие для восприятия, а вот «Каникулы на Пенелопе» — отличная подростковая фантастика, где сюжет крепко держит читателя в некотором напряжении чуть ли не до конца книги. Но, конечно, всё закончится хорошо. Это же книга про приключения Алисы.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Шкатулка пиратской мамаши»

lammik, 5 декабря 13:58

С Пенелопы Алиса отправилась не на Землю вместе со своими друзьями, а на планету Брастак вместе с Пашкой Гераскиным, который обманом проник на космический лайнер. На Брастак Алису пригласил второй по известности после Громозеки космический археолог профессор Рррр, который нам известен по «Дню рождения Алисы». Алиса с Пашкой собирались на всепланетный праздник в надежде полакомиться скрррулми, да не тут-то было. На Брастаке Алису ожидал не только Рррр, но и ещё один старый знакомый, философски объясняющий необходимость зла для понимания добра...

Пожалуй, что самая слабая часть «Миллиона приключений». Пираты какие-то неубедительные, в предыдущих частях, что Крыс, что Весельчак У, что Дикарь действительно вызывали если не ужас, то оторопь а тут всё слишком несерьёзно. Хотя и присутствует фирменная булычевская многослойность. У брастаков легко установить тотальный контроль над населением просто руководствуясь цветом глаз.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Каникулы на Пенелопе»

lammik, 4 декабря 15:54

После небольшого псевдосредневекового приключения, описанного в «Иностранной принцессе», юные московские биологи приступили к тому, ради чего и прибыли на райскую планету Пенелопа — исследованию местной флоры и фауны. В процессе они познакомились с очаровательным мерзавцем Дикарём, прибывшим на Пенелопу из глубин космоса. Однако он не смог очаровать не то что Алису с научной руководительницей Светланой, но даже легкомысленную сестру Наташу Белую. А вот Пашка Гераскин не устоял перед харизмой космического бродяги и стал тому помогать в реализации тёмных планов. Однако всё не просто с планетой Пенелопа...

Весьма назидательная повесть о том, что внешность бывает обманчива, и правы были древние: «Не сотвори себе кумира.» Воспринять посыл произведения, действительно, способны скорее подростки.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Заграничная принцесса»

lammik, 3 декабря 20:10

За двадцать лет до описываемых событий была открыта планета Пенелопа у известной к тому времени звезды Кассандры. Условия на планете были столь прекрасны, что галактическое сообщество решило использовать планету для рекреационных целей. Была создана корпорация «Курорты Пенелопы» и построен город Жангле... Одна беда — система Кассандры находится вдали от оживлённых маршрутов. Поэтому приходится брать качеством сервиса. Одним из элементов является космический суператтракцион «Прогрессор поневоле». Турист попадает в средневековый мир и дальше может творить то, что ему вздумается — сражаться на турнирах, спасать ведьм или же устраивать дворцовые перевороты. Разве мог Пашка Гераскин пройти мимо такой возможности?

Книга действительно на тему — «Средневековье: о чём не поют в балладах». Читается хорошо, в процессе помимо «Трудно быть богом» вспомнился фильм «История рыцаря».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Новые подвиги Геракла»

lammik, 3 декабря 10:39

Жизнь станции юных биологов полна событий и приключений. И не все из них выпадают на долю Алисы Селезнёвой. Пашка Гераскин спасает в прошлом подростка-питекантропа и выводит ужасного комгуся — гибрида комара и гуся размером с гуся и кровожадностью комара, Аркаша Сапожков избавляется от сорняков с помощью темпоральных технологий и наделяет грибы эмпатией и другими чувствами, ну и сама Алиса чуть не стала первой девочкой-тираном на Земле.

Весёлая и полная светлых мыслей повесть, состоящая из шести рассказов о приключениях Алисы и её друзей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Авгиева лаборатория»

lammik, 3 декабря 08:37

Питекантроп Геракл повторяет подвиг древнего тёзки на свой лад, получилось не очень. Так ведь и питекантроп не полубог, и лаборатория не конюшня, и Пашка Гераскин далеко не Зевс.

Небольшой забавный рассказ о станции юных биологов на Гоголевском бульваре и жизни её посетителей и обитателей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Узники «Ямагири-мару»

lammik, 2 декабря 21:43

Местом для летней практики Алиса Селезнёва выбирает острова Тихого океана, за ней увязывается Пашка Гераскин. По прилёту они получают батискат и уже на нём начинают обследовать лагуну атолла Маруту, где во время Второй мировой был потоплен японский конвой во главе с транспортом «Ямагири-мару». Однако не всё ладно на райских островах и наши друзья попадают в смертельную ловушку...

Нужно отметить, что повесть скорее подростковая, чем детская и фантастики как таковой здесь мало — нет ни роботов, ни пиратов, ни полётов в космос. Зато есть антивоенные и экологические мотивы. Последние вообще характерны для творчества Булычева периода восьмидесятых.

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Кир Булычев «Как стать фантастом. Записки семидесятника»

VolkaIbnSashka, 2 декабря 19:22

Часть о Бирме, нумезматике и КГБ поразила

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Кир Булычев «Гай-до»

lammik, 2 декабря 14:59

Алиса со своими друзьями — прирождённым манипулятором и авантюристом Пашкой Гераскиным, а также правильным и оттого несколько скучноватым Аркашей Сапожковым намереваются принять участие в школьных гонках вокруг Луны, для этого им требуется космический корабль, которым и становится разумный и влюблённый в свою создательницу Гай-до. План капитана Гераскина прост и прям как стрела — отремонтировать корабль, стащить супертопливо на отдалённой планете 5-4, позаимствовав его у загадочных странников (так и хочется написать Странников) и выиграть гонку. Но, как это частенько бывает, что-то пошло не так. Гай-до оказался кораблём с историей, на 5-4 обнаруживается разумная жизнь, а между вожделенным топливом и нашими друзьями появляется амбициозный тиран космического масштаба. То есть для приключений всё готово и Алиса с друзьями с честью пройдут все преграды, попутно поучаствовав в организации локальной революции на корабле, который теперь известен как «Императрица Моуд».

По-булычевски добрая и светлая книга с небольшим вкраплением жути медицинского характера, но, как сказал профессор Игорь Селезнёв маме Алисы: «С нашей дочерью опять ничего не случилось.»

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «День рождения Алисы»

lammik, 1 декабря 07:45

Довольно прямолинейная и предсказуемая повесть для детей, но при этом за Алису реально переживаешь с самого её появления в прошлом Колеиды и до возвращения, напряжение в тексте разлито мастерски. О возникающих временных парадоксах лучше не задумываться ради сохранения здравого ума и твёрдой памяти.

Что же касается безответственных взрослых, то хочу напомнить, что Алису в прошлое посылали не совсем взрослые, а инопланетяне, и моральные установки у них могут быть заметно удалены от земных вплоть до полной рациональности — риск жизнью одного человека стоит жизни разумного вида. Тем более, что Громозека по земным меркам в принципе несколько инфантилен, а Рррр вроде как вызвался сопровождать девочку.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Клад Наполеона»

lammik, 29 ноября 15:37

Это рассказ о беге времени, неостановимом беге вперёд. В каждой эпохе есть свои Алисы — умные и смелые девочки, не бегущие от приключений. А время и стремительный прогресс расцвечивают лёгкой дымкой романтики жизнь и поступки славных предков.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Белое платье Золушки»

serjww, 29 ноября 11:56

Этакие «люди икс» от Кира Булычева! Повесть про любовные похождения Павлыша. В целом книжка понравилась, но всё-таки чего-то в ней не хватает...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Это вам не яблочный компот!»

lammik, 28 ноября 18:54

Более чем серьёзная тема ответственности учёных за результаты своих экспериментов поднята в фирменном булычевском стиле на примере изысканий юных ботаников — Алисы и её друзей. Речь ведь не о том, как быстро синтезировали катализатор, а о том, что прав был русский народ, придумав пословицу «семь раз отмерь — один раз отрежь».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Это ты, Алиса?»

lammik, 28 ноября 18:32

Небольшая зарисовка на тему параллельных миров с несколько жутковатой кульминацией, но со счастливой развязкой — это ведь всё же рассказ об Алисе Селезнёвой.

P.S. Рассказ встречается в двух редакциях — покороче «Это ты, Алиса?» и подлиннее «Может, это не Алиса?». Так вот, первый гораздо лучше — концентрированнее и чётче.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Вокруг света за три часа»

lammik, 28 ноября 17:21

В восьмидесятых Кир Булычев увлёкся экологической темой. Ей посвящено несколько рассказов из цикла о Гусляре, про необходимость заботиться о родной планете снят фильм «Через тернии к звёздам» по сценарию писателя. «Вокруг света за три часа» ровно об этом — берегите природу, а ещё о том, что в будущем никому и в голову не придёт оставить мусор в лесу примерно так, как сейчас психически здоровые люди не оставляют мусор в своих квартирах.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

lammik, 27 ноября 21:48

Классика советской детской фантастики. Профессор Селезнёв, механик Зелёный, Громозека, Алиса. Всех их мы знаем с детства, если и не из книги, то по прекрасному мультфильму «Тайна третьей планеты» Романа Качанова. При этом книга обширнее и сложнее мультфильма, при всей детскости сюжета два эпизода не могли не обратить на себя внимания. Первый — планета Шешинеру и населяющие её зелёные человечки, получившие таблетки для путешествий во времени, и с тех пор цивилизация эта утратила всякий стимул к прогрессу, раз за разом гоняясь за удовольствиями ушедших лет. Второй эпизод — планета Шелезяка и цивилизация роботов, что бездумно потратили все ресурсы своего мира и теперь прозябают, деградируя при полном отсутствии надежды. Совсем не детские проблемы, и Булычев, создавая «Путешествие Алисы», безусловно гениальную детскую книгу про будущее, добавил в неё второй слой для взрослых, чтобы они постарались избежать тех ошибок, с которыми это будущее никогда не наступит.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Ржавый фельдмаршал»

lammik, 26 ноября 08:34

Антивоенная сатира от Кира Булычева. Мастерски показана вся бессмысленность и неуместность милитаризма в обществе будущего, где даже люди и дельфины в состоянии найти общий язык, что уж говорить о людях разных народов и рас.

Алиса, как обычно, притянула к себе очередное приключение, ведь именно недалеко от того берега, где она решила отдохнуть, появляется баржа с секретными достижениями европейской техники.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

lammik, 25 ноября 20:19

Девочка, с которой ничего не случится, но с которой много чего происходит. Вступительная повесть в мир Алисы несёт в себе заряд настроения, присущего всему циклу. Умная и смелая Алиса попадает в истории и выходит из них победительницей, вселяя в читателей веру в будущее нашего мира и в своих не столь отдалённых потомков. Можно было бы дотошно разбирать по пунктам предсказания Булычева — (о, видеофон!), узнаваемо, марсиан не обнаружили, что же, бывает. Но не хочется, книга ведь не об этом и в целом, вообще не для взрослой аудитории, и если уж не довелось прочитать её в детстве и знакомство состоялось гораздо позже, то для получения удовольствия стоит включить в себе внутреннего ребёнка, не утратившего способность удивляться и смотреть в будущее с надеждой и интересом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «В куриной шкуре»

Кисейная Барышня, 21 ноября 22:01

Как часто бывает с произведениями Кира Булычева, под легкой оболочкой скрывается... нет, не обязательно глубочайший смысл и тайны вселенной, но непременно — бесконечная доброта и человеческий гуманизм. Есть во всем этом нечто наивное, но чрезвычайно притягательное, обаятельное, не оставляющее равнодушным.

Как произведение детективного жанра, данную повесть, конечно, не следует рассматривать. Не нужно быть искушенным ценителем, чтобы с первых же страниц понять, в чем тут фишка и где разгадка.

Но в то же время нельзя не заметить, что даже злодеи в этой истории — милые и добрые разумные существа, которым просто не посчастливилось оказаться в непростой ситуации, и за злодейство свое они уже жестоко поплатились. Также мне понравилось, как автор тонко прописал динамику изменений в поведении и образе мыслей Коры Орват, оказавшейся в теле курицы — от отвращения и неприятия к некой гордости в связи с умением летать, пробуждение в ней нежности и материнских чувств к птенцам, произведенным на свет этим чужим телом, но при ее, Коры, непосредственном участии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Angvat, 17 ноября 15:16

Так уж вышло, что в сборнике, где я впервые наткнулся на это произведение, была лишь первая часть произведения, и целиком я его прочитал сильно апосля.Так что у меня было время для сравнения эпизодов 1 и 2. Поэтому не могу не согласится с теми, что кто говорит, что вторая часть уступает первой и несколько портит впечатление от всего произведения. Тут больше действия и меньше смысла, порой герои ведут себя как в, прости господи, недавнем «Чужой: Завет» (например, одна барышня, вроде как опытный командир, снимает шлем, чтобы понюхать цветочки на незнакомой и потенциально опасной планете). Но ведь первую часть это у нас не отнимает, верно. А она является весьма хорошей космической робинзонадой, фантастикой, которой нынче нас авторы не особо нынче балует. Произведением в меру детским и в меру серьезным, где автор, делая основными героями подростков, не скатывает все в приторный балаган или детский фарс и не заставляет мир буквально вращаться вокруг героев (пламенный привет всяческим сойкам, дивергентам и астровитянкам). Но вот наивысшую оценку книге вторая часть ну никак не дает поставить.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Сто лет тому вперед»

amak2508, 13 ноября 13:18

Конечно же, повесть писалась для детей. Но вот что интересно — насколько неожиданным было для Кира Булычева то, что её с удовольствием будут читать и взрослые люди? И это при том, что в некоторых отношениях книга настолько наивна, что больше напоминает полусказку, чем фантастику.

Однако, получилась, что эта поразительная наивность, переходящая порой, с точки зрения взрослого человека, то в буффонаду, то в какой-то веселый капустник, оказалась для такого вот взрослого человека как раз весьма притягательным чтением — начиная с лубочного детского будущего с автоматами для мороженного, выдающими не более трех порций мороженного зараз, КосмоЗоо и автобусами, никуда и никогда не уезжающими со своего места, и кончая такими же лубочными страшными и ужасными космическими пиратами, попавшими в наше время.

Но главное, что притягивает взрослого читателя к этой книге, даже не это — главное в том, что все мы, взрослые, когда-то были шестиклассниками и теперь с грустью вспоминаем то удивительное время, когда весь мир вокруг был полон загадок и приключений, а вокруг были товарищи и друзья, с которыми любая проблема казалась по плечу. И Кир Булычев подарил нам шанс еще раз побывать в том чудесном времени, когда мы были 10-12 летними подростками.

Свою толику удовольствия от чтения добавил и чудесный фильм «Гостья из будущего», позволивший не только читать книгу, но и сравнивать написанное с тем, что ты видел в кино, и, конечно же, выбирать, где, что и почему получилось лучше — увлекательнее и эффектнее.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Закон для дракона»

serjww, 12 ноября 18:40

Как-то непривычно читать Кира Булычева в стиле «детектив«! Но тем не менее, книга очень понравилась, присутствуют очень грамотные диалоги, картина очень яркая, сюжет имеется, в очередной раз говорю Спасибо автору за его творчество!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Нужна свободная планета»

eraserdestructor, 11 ноября 10:15

Неплохой рассказ, чем-то напомнил «Ийона Тихого», даже чтец читает тот же. Вот только печалит то, что в рассказе нам демонстрируют социальные перекосы, которые мы рассматриваем со стороны здорового социума, в то время, как наш-то с вами мир сам весьма далек от идеала...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Последняя война»

serjww, 11 ноября 04:31

Книга о настоящих героях. О людях, о друзьях, о предательстве, ну и конечно же-о вечном противостоянии силы и разума. Силы-грубой, необоснованной, первобытной, и не имеющей границ. И чистого разума. Наверное на земле когда-нибудь настанет мир... К сожалению, пока мы видим это только в книгах.

Спасибо автору!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Великий дух и беглецы»

yfnfkmz12041978, 10 ноября 15:19

Глава первая «Избушка».

Приоритетная тема произведения -это контакт с другой цивилизацией. Как бы первая часть повести к этому и подводила, но цель оказалась не достижимой. Потому как наш доктор Павлыш желания не проявил. Да и докторам его назвать можно разве что с натяжкой, не прозвучала в нем «клятва Гиппократа». Павлыш единственный выживший член экипажа, он ответственный за жизнь людей находящихся в анабиозных кабинах. «Спящий экипаж» на грани жизни из-за нехватки энергии, которая поддерживает работу этих кабин. Корабль после неудачной посадки превратился в хлам.

Рациональные действия Павлыша, которые должны были реализоваться: раз известно, что на планете установлен маяк значит главному герою известны его координаты, его же координаты должны быть и в базе данных корабля; ГГ должен тщательно подготовить свое путешествие до маяка, собрав все необходимое — провиант, аптечку, оружие; выбрать безопасное время для своего похода (известно, что на планете четверо суток день потом четверо суток ночь). А что же делает наш доктор?.

Нерациональные действия Павлыша, которые были реализованы: вдруг доктор замечает огонек вдалеке (любуясь закатом) и когда стемнело ринулся вдогонку за призрачным спасением, да так, что чуть успел нацепить скафандр. Ночь кромешная. А что он там надеялся увидеть?. Наверное разумную жизнь. Он думал, что там горит костер, кто же его зажег?. Хотя читателю известно, что Павлыш из-за нехватки на планете кислорода вынужден носить скафандр. Почему-то Павлыш никак не думал, что это может быть маяк (он разочарован этим, когда дошел до маяка). В его руках жизнь людей, а доктор даже о своей безопасности не в состоянии позаботиться. И потом, обратное возвращение на корабль, после посещения куба, происходило в тех же декорациях. Хорошо, конечно, что все хорошо закончилось!

Когда автор наделяет детской непосредственностью взрослого мужчину, у последнего, эта умилительная черта звучит как диагноз.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Тринадцать лет пути»

yfnfkmz12041978, 9 ноября 12:56

Расстояние от Земли до альфа Лебедя около 1500 световых лет. Корабль «Антей», как отмечено в повести, лететь со скоростью выше световой не может, тогда как же можно уложиться в сто девятнадцать лет пути? . Жаль, когда авторы делают такие помарки. И подобных помарок с десяток. С телепортацией тоже не все ясно. Почему- то разные предметы требуют разной методики, хотя принцип один и тот же. Заброшенные и захламленные помещения на корабле так вообще ну халатность чрезмерная. А если пожар?. Такие отсеки должны быть очищены и изолированы. А оранжерея, которая выходит на общую систему вентиляции, где бродят одичавшие животные, где «гниёт» органика много лет, ползают вирусы и бактерии. Ну что это такое?. И это добро летит в другую звездную систему. А Бассейн, где воду меняли лет сто назад. В целом декорации, в которые помещены главные герои, мягко говоря плохи.

Долетит ли корабль до цели?. О чем думала развитая цивилизация с ограниченными возможностями?. Почему экипаж принял глупое решение лететь дальше в никуда. Где нет ни еды ни воды ни кислорода. Есть ли там вообще планета, на которую можно высадиться?. А какими возможностями обладает корабль?. Да ни какими, корабль рассчитан на то, чтобы просто болтаться в системе на орбите вокруг звезды. И как они собирались вернуться обратно?

Тема любви между Павлышем и Гражиной не раскрыта никак, нет чувств нет отношений. Даже и писать об этом не стоит.

Один момент в повести — попытка самоубийства, от части заслуживает внимания. Почему отчасти?. Потому, что остроты мотива не ощущалось.

Нет, сыро все сыро. Как будто и не Булычев писал.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Золотые рыбки снова в продаже»

Seidhe, 1 ноября 15:40

Тот случай, когда два предложения из аннотации полностью соответствуют впечатлению, которое осталось у меня от данного рассказа: «В одну и туже реку нельзя войти дважды. Поэтому умные люди говорят: никогда не возвращайся на место, где ты испытал счастье или встретил любовь». Вот и мне просто не стоило, видимо, возвращаться к булычёвским золотым рыбкам...

Первый рассказ о появившихся в Гусляре золотых рыбках был добрым и грустным одновременно, но при этом он был пронизан искренней верой в человека. Я читал его несколько раз за свою жизнь, и всегда — с удовольствием.

Через 30 лет Булычёв решил написать ещё один рассказ о волшебных рыбках, вновь попавших в Гусляр. Решил рассказать о том, как изменились за эти годы наша страна и люди, живущие в ней, как изменился весь мир:

«Тридцать лет назад желания были локальными, потому что сама цивилизация Советского Союза была замкнутым явлением.

Теперь же все изменилось. Распахнулись психологические ворота.

Мир стал единым».

Как по мне — не получилось совершенно. Исчез искромётный юмор, исчезла бесшабашная лёгкость повествования, исчезло непередаваемое ощущения волшебности происходящего. Зато появились философские рассуждения о том, куда могут привести человеческие желания, сюжетные линии получились смехотворно-неправдоподобными, а юмор стал каким-то натужным, ненастоящим. Но больше всего мне не понравилась та желчь, которую столь щедро изливает автор в своих поздних работах на всё советское. Вставная сказка «Подвиг красной косынки» показалась просто омерзительной. И ощущение от всего текста осталось какое-то гадостное, совершенно противоположное тому, которое производил оригинальный рассказ.

Так и хочется спросить: ну неужели так плохо жилось тебе, знаменитый детский писатель Кир Булычёв, при советском строе? Писал же ведь ты не мерзкие агитки, над которыми сам так зло смеёшься в 2000-е, а добрые, светлые, немного наивные, но такие «советские» книжки про девочку, с которой ничего не случится?...

Не понравился рассказ. Расстроился даже немного, что прочитал. Лучше бы первый перечитал в очередной раз.

Хотя написано, конечно, мастерски — этого не отнять. Всё-таки Булычёв, хоть и поздний: «<...> при том грубо высказывалась, подобно современным писателям, полагающим почему-то, что некоторые мысли без помощи мата выразить невозможно. А ведь это не так. Без помощи мата нельзя выразить лишь катастрофическое отсутствие мыслей» или «Помните, как на заре Средневековья монах Тертуллиан произнес: «Верую, ибо нелепо»? Подобно этому, у нас сейчас говорят: «А пошел ты со своими аргументами!» Менталитет разнится, но словосочетания близки». Хоть на цитаты растаскивай =)))

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Спасите Галю!»

sapog, 31 октября 01:08

Меня с этой серией книг вообще племянники познакомили когда и было лет по 7 ! Действительно отдельный мир Киры Булычева, заставляет иногда улыбаться, иногда под одеяло прятаться детей, и правда — достойно.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

тессилуч, 30 октября 10:00

Первый сборник рассказов об Алисе Селезневой, явно сочиненных для устного пересказа. Сюжеты очень неровные и поэтому, когда читал подростком абсолютно не запомнились. Повесть явно для маленьких детей и поэтому включение её БСФ считаю излишним. Может служить только памятником начального творчества И Можейко.

Оценку поставил на основании впечатлений 1965 года.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

Клован, 22 октября 08:06

Буквально на первой же странице наткнулся на фразу про кубинские сигареты, крепкие, как сигары, и мгновенно вспомнил, как отец рассказывал историю из командировочных времён. Купили тогда они в Москве пачку этого самого «Портогаса». И девчонки в гостинице попросили закурить. Для смеха дали этих, кубинских. Девчонки, разок затянувшись, заплевались и завопили: «Да вы что, ногтей туда настригли?». Не знаю, к чему это ― но отношение к рассказу неуловимо изменилось, будто про отца речь будет. Такие вот вещи в голове иногда творятся.

Трудно, почти невозможно понять, что чувствовали люди в то время, в сорок втором, двенадцатилетние уж подавно. Благодаря хорошим книгам и фильмам можно только попытаться. И этот рассказ немножко добавляет красок в общую картину. Очень трогательный.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Ваня+Даша=любовь»

Angvat, 20 октября 15:16

Решил я подойти к позднему творчеству Булычева, которое в свое время почему-то вообще прошло мимо меня. И заход, как водится, начался не с той стороны.

Не то, чтобы произведение плохое, просто схожий сюжет о несчастных клонах, которых растят на убой, сиречь для пересадки органов, я уже видел. Раз эдак десять. Тут и «Не отпускай меня» Исигуро, и фильм «Остров», и Барраярском цикле было что-то похожее, и еще что-то совершенно выветрившиеся из памяти. Эта история из всего этого перечня выделяется разве что местным колоритом. Да, само произведение вышло раньше тех же «Не отпускай» и «Острова», но так как я прочитал его только сейчас, мне оно показалось весьма вторичным, и к тому же скоротечным и со скомканным финалом. Прочти я его лет пятнадцать назад в том же «Если», наверное, оно бы стало для меня точкой отсчета для подобных произведений. Но оно стало своего рода точкой финиша, а поэтому не впечатлило совершенно.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Закон для дракона»

Massdar, 18 октября 19:43

Автор живо показывает, как за палитрой знаний человечества может скрываться отсутствие желания сочувствовать и соучаствовать в существовании живой среды, в которой нам посчастливилось находиться. Порою кажется, что в данную эпоху остро не хватает такого Павлыша, который смог бы просто и мирно оптимизировать развитие человечества в Природе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Половина жизни»

A.Ch, 15 октября 20:10

О чём этот рассказ? Взглянув на аннотацию, решил, что будет повествование о каких-то тайнах космоса, монстрах, затаившихся на корабле, разгадках, попытках воссоздать какой-то секрет. Прочитав первые страницы, удивился. Стоп. Где пустота космоса? Где корабль, который должен вечно дрейфовать? Какой-то земной пейзаж. Река. Ощущение спокойствия, как будто сейчас будет повествование о недавнем прошлом, но никак не о далёком грядущем. То ли произведение я читаю?

Но вот дальше… Параллельно идущие истории. Павлыш в немом пространстве, с дневником в руках и Надежда, которая не только верит, борется, но и сама даёт надежду другим. Медсестра, которая привыкла к решительным действиям, умеет спасать и будет делать это, пока есть силы. А что в будущем? Читатели, потомки, дети и внуки, которые узнали, пусть поздно.

Грустная история не о космосе, о том, что каждое живое существо ощущает непохожих внешне, но родственных внутри, о надежде и победе.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Технология рассказа»

SAG, 11 октября 23:14

О, как скучно всё начиналось. Автор решил написать, да о том самом, как он решил написать научно-фантастический рассказ. Как, превозмогая муки поиска сюжета, он копается в справочной и научной литературе. Как подбирает тему, для рассказа, что бы это уж была точно фантастика, причём самая, что ни на есть «научная». И удача, вот и есть тема: французские спелеологи и жизненный цикл в 48 часов, для тех, кто находится длительное время в пещерах под землёй. Ведь этот цикл не подходит для землян. По нему могут жить только пришельцы из другого мира. Вот, она тема, вот она фантастика, причём самая научная, ну кто будет искать исследования тех французов. И первые наброски, черновики, схематические линии сюжета, герои меняющие свои имена. И резкий поворот и сюжет готов, и герои нам известны, и место, ну естественно Великий Гусляр. А дальше по тексту это уже из цикла Великого Гусляра, и Лев Христофорович Минц, и Корнелий Удалов, и местный краевед Сидякин. И места, нам уже знакомые и научный эксперимент с «жизнью в пещере». И определение, так кто же «пришелец» на нашей планете.

Сарказм и юмор. Вот основа этого рассказа. Типа давайте посмеёмся и на над авторами не которых фантастических рассказов, высасывающих темы «из пальца» и на «глобальную проблему», а может «пришельцы среди нас».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Река Хронос»

Podebrad, 10 октября 19:17

Цикл, который Кир Булычёв считал своей главной книгой, получился очень неровным. Основная и лучшая часть его — «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда» и примкнувшее к ним «Покушение». «Наследник» — вещь самая цельная, светлая, убедительная, в чём-то даже ностальгическая. Здесь ещё не оставляет надежда, что все загадки получат своё разрешение или, по крайней мере, развитие. «Штурм Дюльбера» (я читал его в версии «Штурм Ай-Тодора») мог бы получиться не хуже, но его портит вставка из альтернативной истории. Сценарий возможного развития событий в 1917 — полная ерунда. Не спасает и ссылка на то, что альтернативные ветки нелогичны и неустойчивы — мир, рождённый в результате этих событий просуществовал не меньше 60 лет. «Возвращение из Трапезунда» удалось лучше всего с точки зрения сюжета. И здесь в первый и последний раз заходит разговор о том, кто же затеял путешествие по Реке Хронос, и зачем ему или им это понадобилось. Правда, разговор тут же уходит в сторону и больше уже не возобновляется.

Слабые стороны цикла видны уже в первых книгах. Автор любит героев, любит возиться с ними, но так и не решил, что же с ними делать. Он запускает новые сюжетные линии и откладывает их до лучших времён. Только в первых книгах — сама идея путешествий во времени, портсигары, прошлое Сергея и происхождение Андрея, пан Теодор, история с убийством, история с раскопками и многое другое. Всё это так и зависло, не получив продолжения.

Герои интересны в первой трилогии, когда их адаптация к обстоятельствам происходит зримо и убедительно. Потом они просто оказываются в новых условиях и чувствуют себя там, как обычно. В результате второстепенные персонажи оказываются интереснее главных.

Остальные книги цикла намного слабее. «Усни, красавица», «Таких не убивают» и «Дом в Лондоне» — обычные детективы девяностых, без связи с общим сюжетом. «Заповедник для академиков» — вещь явно конъюнктурная, и к тому же снова испорчена альтернативкой. Альтернатива 1939 оказалась ещё более нелепой, чем альтернатива 1917. Ну не получалось у Булычёва с альтернативной историей, хотя он был настоящим профессиональным историком. Может быть, как раз поэтому. А «Младенец Фрей» — худшее, что я читал у автора. Вещь бессмысленная и безвкусная. Неприятно говорить так о любимом писателе, но иначе не скажешь.

И всё-таки, почему главная книга Булычёва стала далеко не лучшей? Вероятно, дело в эпохе. Многие помнят, каково это было в девяностые — заработать на жизнь своим трудом. Вот Булычёв и занимался тем, за что платили, а не тем, чем хотел. Сред его книг, написанных в семидесятые-восьмидесятые, процентов 80 вошло в золотой фонд нашей фантастики, а среди книг девяностых 80% вряд ли кто-нибудь станет перечитывать. А над главной книгой приходилось работать урывками. Жаль.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Кир Булычев «Перевал»

ArtTrapeza, 6 октября 23:11

Я не горел желанием читать «Перевал», а теперь жалею, что не познакомился с ним раньше. Книжка годами, а то и десятилетиями стояла на полке, по незнанию я даже путал ее со «Стражем перевала». И вот, наконец, взялся читать повесть Булычева из-за ее небольшого объема. Думал, если не понравится, то не придётся читать весь роман «Поселок». Но результат превзошел мои ожидания.

Чем меня порадовала книга? Во-первых, что касается формы. Здесь оказались целых три привлекающих меня компонента — атмосфера, робинзонада и путешествие. Что я вкладываю в слово «атмосфера»? Для меня это реалистично и живо изображенный мир. Робинзонады же мне нравятся торжеством человека над природой, хотя здесь история потерпевших крушение непривычно мрачная и депрессивная, особенно в начале повести. Всё сурово, чувствуется, что посёлок на грани существования. И да, я люблю читать про походы и вообще про путешествия, быть как бы рядом с персонажами, переживать их приключения.

Удивило, что привычными словами названы инопланетные реалии, все эти хищные растения и бродячие «грибы», панцирные «козы» и ядовитые «перекати-поля».

Во-вторых, по содержанию. Здесь повесть удачно сочетает приключения тела с приключениями разума. Меня она действительно заставила подумать. Деградация изолированного общества сначала показалась спорной идеей. Возникали разные вопросы. Что значит «изолированный народ»? Сколько человек нужно для развития общества? Возможно, действительно существует линейная зависимость между прогрессом и численностью населения (привет Богданову?). Также в книге я вижу борьбу сиюминутного с перспективным. «Вечное» настоящее с приспособленностью к окружающей среде олицетворяет Дик (да-да, давайте еще приплетем сюда английский язык и Фрейда). Немедленные выгоды мешают развитию, которое с свою очередь угрожает уже существующему положению. Это то самое движение из противоречия. Мне показалось, что автор книги мог предчувствовать гибель Советского государства и осознавал опасность отката общества в более примитивное состояние. При чтении я ощущал параллели с сегодняшним днем, с его принципом «живи здесь и сейчас». Такая однобокость характерна скорее для животных и не достойна Человека Разумного, преобразующего природу вокруг себя.

В итоге я не прочь прочесть весь «Посёлок» целиком. Только боюсь, что продолжение окажется хуже, опасаюсь «богов из машины». Да здесь вовсе и не обязательно продолжение, «Перевал» — повесть самодостаточная. В финале есть надежда — это для меня главное.

Оценка: 8
⇑ Наверх