FantLab ru

Все отзывы на произведения Кира Булычева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

deti, 15 июня 20:45

С детства читая Кира Булычева всегда оставлял эту книгу «на потом».

Странно, но видимо пришло время и я ее прочел (прослушал, честно говоря).

Эмоциональный всплеск.

Финал потрясающий. Напряжение последней главы впечатляет «до слез».

Да действительно это шедевр.

Удивительно реалистичное описание фантастических пейзажей, живые эмоции, мотивация доступная каждому читателю,

легкость текста, при тривиальности сюжета и предсказуемости развязки.

Прекрасная книга, как для детей так и для взрослых.

Максимальный бал и рекомендация всем к прочтению.

Эталон робинзонады.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Поделись со мной...»

amak2508, 7 июня 11:28

Очень просто, немного наивно, но идея, согласитесь, красивая. И впечатление от рассказа какое-то светло-грустное, хорошо настроение поднимающее. Ну а финал этого, прямо скажем, не самого сложного произведения, просто поражает своей глубиной, серьезностью и психологизмом. Действительно, каково будет человеку, привыкшему разделять боль и радость других людей и не умеющему жить по другому, оказаться среди нас, обыкновенных землян, со всем нашим негативом. И наоборот, каково оказаться одному из нас на планете, где все обладают такими вот способностями.

К достоинствам рассказа можно также отнести его спокойную увлекательность, неимоверную легкость чтения (в конкурсе на самое легкое перо Кир Булычев наверняка занял бы одно из первых мест) и его краткость/целостность — в произведении совершенно нет ничего лишнего, только то, что действительно нужно для того, чтобы передать читателю авторскую мысль и при этом сделать рассказ увлекательным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Цена крокодила»

mr_logika, 1 июня 18:49

В этом рассказе Автор успешно доказал, что превратить среднесчастливое мгновение в своём прошлом в полностью счастливое можно только совершив антинаучное открытие и, в процессе его практического применения, совершив антинаучный поступок. По ходу повествования выясняются немаловажные обстоятельства из биографий двух друзей — Корнелия Удалова и Льва Минца. Честно заработанные 60 долларов Удалов прячет в грамоту «За победу в социалистическом соревновании в честь XVI съезда КПСС». Дело не в том, что в 1930 году КПСС ещё не было* (партия называлась ВКПб), а в том, что уже тогда Удалов участвовал в соц. соревновании, и, стало быть, был вполне взрослым человеком. В описываемое в рассказе время (время разгула бандитов в масштабе области, будильников тайваньского производства и спиннингов голландского, пьяных детей, нестройно поющих ночью под гитару на улице) Удалов ещё вполне дееспособный энергичный мужчина, способный поймать на блесну небольшого крокодила. И это в возрасте, приближающемся к столетнему. Но из других рассказов цикла известно, что профессор Минц на несколько лет старше Удалова. А эпизод из собственного прошлого, который профессор хочет пережить заново, происходит в Москве во второй половине сороковых годов, во времена усиления преследований учёных генетиков. Лёве Минцу в это время 16 лет, значит родился он не раньше 1930 года, и, стало быть, Удалов старше своего друга, как минимум, лет на 20.

Мне кажется, Автор всё это устроил сознательно, ведь он как никто другой знает своих героев, а тут всё вдруг оказывается поставленным с ног на голову. А почему? Очень просто. Открытие, на котором основан рассказ, антинаучное, поступки героев тоже совершенно необъяснимы с научной точки зрения; вернее, не сами поступки (что мальчик Лёва снял кошку с плывущей по реке льдины, это нормально), а их следствия — профессор Минц просыпается в своём доме через полвека мокрый (причём, в мокром халате, в котором он явно никогда не гулял по набережной) и замёрзший до полусмерти.** Всё это может происходить только в антинаучнофантастическом произведении, и именно такова жанровая принадлежность рассказа «Цена крокодила». Коротко говоря, тут можно творить что угодно, можно даже попытаться переплюнуть Мюнхгаузена — образец антинаучнофантастического произведения до сих пор не превзойдённый.

Такое вот антинаучное литературоведение с довольно-таки неожиданным результатом. Возможно, у Булычёва такой рассказ не один, я только наполовину прочитал второй том гуслярского цикла, а впереди ещё, пока отсутствующий у меня, первый.

В заключение приведу пару замечательных афоризмов из рассказа.

«Счастье — это мгновение, суть и ценность которого можно оценить только по прошествии времени.»

«Мужья — это опасная категория домашних животных, которые норовят выскочить на лестничную площадку в поисках приключений.»

Вообще, афоризмов рассыпано по этому циклу столько, что их хватит на приличный сборник.

*) Это, вероятно, лёгкая форма издевательства над читателем, которую частенько практикует Автор. Приписывание фразы «Жена Цезаря выше подозрений» какому-то итальянскому деятелю (!) — из той же оперы. Нельзя забывать, что Игорь Всеволодович учёный-историк.

**) История с пуговицей, положенной Удаловым во сне в шкаф, принципиально такая же, просто она не столь эффектна.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Звёзды зовут!»

mr_logika, 28 мая 23:33

Сборник рассказов о жителях города Великий Гусляр занимает в фантастической литературе особое место. Непрерывный трёп на самые разнообразные темы в таком количестве никогда доселе мне не встречался. «Звёздные дневники...» Лема, которые послужили в качестве плодородной почвы для выращенной Булычевым оранжереи, всё же значительно меньше по объёму. Сравнивать эти циклы по качеству невозможно в короткой заметке, здесь потребовалось бы солидное фантастиковедческое исследование. Здесь замечу только то, что очевидно — оба цикла содержат острейшую сатиру на современную им действительность и оба содержат массу остроумных сюжетных поворотов и не менее остроумных реплик, диалогов и авторских комментариев.

Рассказ «Звёзды зовут!» может дать неплохое представление обо всём цикле. Когда Автор открытым текстом сообщает, что произошло с бюджетными средствами, выделенными на космическую экспедицию*, становится понятно, до какой степени он раздосадован и даже оскорблён творящимися в стране безобразиями (рассказ написан в 1998 году). Да ещё и герои космонавты приговорены президентскими прихлебателями к смерти по высосанной из пальца причине. Что тут может сделать обыкновенный российский писатель, когда страной управляет ОПГ? Но он делает, что может, и за это ему честь и хвала. Рассказ «Звёзды зовут!» должен войти в хрестоматию по истории Перестройки. Надеюсь, так оно и будет.

Обличая окружающую мерзость, Булычев не забывает и беззлобно прикалываться над читателем**. Вся история с минимизацией размера космонавтов с целью резкого уменьшения потребления ими воздуха и пищи — не что иное, как обыкновенная хохма, которая осталась бы обычной фантастикой, если бы минимизации не подвергся и корабль, на котором они летят. Здесь остроумно показано, как гениальная идея превращается в дурацкую буквально одним штрихом.

Не обошлось и без ляпа. Можно ведь и запутаться в мелочах, пытаясь перенести на бумагу фонтан идей. В этом рассказе как-то не нашлось настоящего места кораблю, который поднимает космонавтов на околоземную орбиту. Дочь Президента говорит, что корабль постоит на космодроме Плесецк среди двух дюжин других таких же (очевидно, постоит до возвращения маленького кораблика из экспедиции). Чуть дальше Автор сообщает, что большой корабль будет ждать возвращения космонавтов на орбите. Автором упущено то очевидное обстоятельство, что корабль нельзя ни оставить на орбите, ни посадить обратно на космодром, т. к. то и другое невозможно скрыть от американских партнёров, которым хочется (необходимо) втереть очки. Таким образом, в рассказе чушь городят все — Президент, дочь Президента и даже опытный космопроходец Корнелий Удалов, называющий технологическую схему экспедиции гениальной. Тут следует очень удачная авторская находка — в уста Президента он вкладывает возражение против его (президента) личной гениальности: «О гениальности — это лишнее. У меня есть семья и другие советчики. В коллективе живу, думаем вместе. А решения приходится принимать, понимаешь, в одиночестве.» Всегда на высоте только без пяти минут Нобелевский лауреат, членкор Лев Христофорович Минц, открытия которого «абсолютно надёжны».

Читать, конечно, стоит все рассказы Гуслярского цикла. «Звёзды зовут!» я оценил девятью баллами за его излишнюю публицистичность, но очень многие рассказы этого цикла заслуживают самой высокой оценки.

*) Небольшой диалог из рассказа. «...деньги, которые на полномасштабную экспедицию выделили, треть годового бюджета — уже разворовали. — Куда же они делись? — В основном они направлены на улучшение жилищных условий администрации Президента и его управления делами... Ну, сам понимаешь, каждому хочется квартиру с подземным гаражом и бассейн в Барвихе. — Нет, я не могу поверить! Я отказываюсь поверить! — Кое-что ушло в швейцарские банки... — Нет, нет, нет!».

Это уже не художественная литература, это чистейшая публицистика или отрывок из речи прокурора.

**) С читателем всё просто. Куда интереснее то, что в рассказе говорится о космонавтах. Первый из них Пётр Гедике почему-то носит фамилию известного композитора, педагога и основателя советской органной школы и до лётного училища учился в Московской консерватории (которую окончил и его однофамилец), где был капитаном команды КВН. Другой космонавт с не менее редкой среди космонавтов фамилией Иванов вообще чёрт-те что и сбоку бантик — слесарный гений, своими руками построивший самолёт и пойманный в районе Северного полюса при попытке улететь на этом самолёте в Америку. Почему Иванов попал не в тюрьму а в отряд космонавтов, Автор не объясняет. Есть ли у Булычева знакомые космонавты, мне не известно. У меня сложилось впечатление, что он хотел представить эту воинскую часть в виде некоего чрезвычайно разнообразного всероссийского среза, где можно встретить кого угодно, и воображение тут бессильно — это какой-то совершенно невероятный коллектив, состоящий сплошь из нестандартных личностей. Если так, то трудно делать вывод по двум людям, этого количества маловато.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Подземная лодка»

tolstyi1010, 25 мая 19:23

Алиса и Пашка отправляются под землю, чтобы найти давно потерянного брата кузнеца Семена, энтомолога Гарольда, который 20 лет назад спустился в подземную пещеру для изучения неизвестных науке насекомых. Для этого путешествия Семен построил уникальную подземную лодку. Сначала все шло хорошо, но затем нашим юным путешественникам начали встречаться подземные обитатели: охотник и гномы, и все они боятся фотографии Гарольда и говорят про царство Четырехглазого.

По сравнению с предыдущими книгами про Алису, эта очень сильно уступает. Мы уже видели тиранов в предыдущих книгах, и там они были поинтереснее (повести «Гай-до» и «Заповедник сказок»). Гномов мы тоже уже встречали, и они один в один взяты из цикла «Заповедник сказок», только там они были сказочными существами, а здесь наши, родные, только им пришлось спуститься жить под землю. Очень данная книга похожа на «Заповедник сказок».

К тому же явственно чувствуется политический контекст рассказа. Взрослеет Алиса, взрослеют и ее книги. Теперь уже нет наивных рассказов типа «Пропавшие гости», теперь здесь тираны, пытки и убийства. Но все равно это Кир Булычев, и это Алиса, а значит читать нужно самому, и своим детям. Где они еще научатся доброте и справедливости если не здесь, вместе с Алисой и ее друзьями.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Город без памяти»

tolstyi1010, 22 мая 21:55

Прямое продолжение книги «Конец Атлантиды». Спасенные атланты летят на свою родную планету на корабле «Днепр». С ними также летят капитан Полосков, механик Зеленый и Тадеуш, муж Ирии Гай. Внезапно связь с кораблем прерывается по прибытии на Крину. И вот Алиса, Пашка и Ирия на кораблике Гай-до отправляются на Крину, чтобы выяснить, что же там случилось. Впереди их ждут приключения, опасности, тайны и встречи с новыми друзьями.

Крина прописана хорошо. Показано запустение, регресс цивилизации. Помники, вкушецы и поклоны все на своих местах, у всех есть свои мотивы и принципы. Кто-то хочет докопаться до истины, а кого-то все устраивает. Страшные и опасные звери не просто так существуют на планете, нам объяснили, что это сбежавшие инопланетные животные. Особенно впечатлила сама катастрофа произошедшая на планете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот так в один миг вся планета потеряла память. Самолеты падали с небес, корабли тонули, родные не узнавали друг друга. Возможно были убийства. А потом самые ушлые начали активно приспосабливаться к новой жизни, подавляя остальных.
Только если Крина была развитая планета, неужели за 250 лет к ней не прилетали другие корабли? И не кто раньше не догадался что там происходит?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Finstera, 20 мая 16:38

Отличное произведение «старой школы» — космическая робинзонада с мудрыми, правильными мыслями и вопросами; при этом написана без натужного сентиментализма, патетической героики и словесных изысков. Очень искренне и по-настоящему. Мне нравится такой Булычёв. Особенно удались автору персонажи Посёлка — живые, нефальшивые. Сильные. Хотелось бы жить среди таких людей...

Конечно, на моментах с появлением экспедиции Павлыша действие проседает — ну не сравниться «специалистам космической разведки», привыкшим жить и работать в тепличных условиях, с отчаянно отважными выходцами из Посёлка, которые вынуждены ежедневно вести поединок за выживание с непокорной чужой планетой. Повествование также обрывается резко, пусть и на торжественно-надрывной ноте. Не хватает эпилога, где автор поведал бы нам о дальнейшей судьбе героев, ставших такими близкими для читателя.

Тем не менее, всё это не умаляет неоспоримых достоинств книги. «Посёлок» Кира Булычёва — гимн человеческому духу, человеческой изобретательности, взаимоподдержке и воле к жизни.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

Visor., 20 мая 10:07

Очень интересный рассказ. Хоть в нём и два главных действующих лица, но им получается сочувствовать, сопереживать, даже образы героев: маленькой девочки и взрослого Вадима Николаевича, прописываются очень ярко и убедительно. Короткие отрывистые диалоги просто пронизаны всей ситуацией военной Москвы: потеря продуктовой карточки как трагедия, еда как роскошь, свет и отопление из области фантастики... Просто начинаешь смотреть на мир через призму недоверия на других людей, образ врагов, образ недругов... желание Победы... и маленькое желание услышать сказку, в которой всё будет хорошо. И что оставалось Вадиму Николаевичу? Только рассказывать прошлое, но не только маленькой девочке, но и... звучит этот рассказ как исповедование перед самим собой, желание хоть как-то вдохнуть веру в маленькую девочку, которая сидит в холоде, голоде и страхе за завтрашний день. И продуктовая карточка... она стаёт как бы символом того, что сказка действительно прорывается в наш мир, что сказка может быть не только с красивыми словами, но и с хорошими делами... Окончание тоже подобрано очень даже отличное. Не было того, что я ожидал, но при этом читатель сам может додумать как именно всё завершилось. Точка поставлена именно в том моменте, где надо. Очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Трудный ребенок»

prot1988, 11 мая 15:43

Ух, как такой рассказище прошел мимо меня… Пробрало так пробрало. До мурашек по всему телу, немого крика внутри, и того самого кома в горле, который ни проглотить, ни выплюнуть. Рассказик-то небольшой, но как Мастер все преподносит! Погружение полное, с аквалангом и ластами. Нет, запихнул в батискаф и бросил на дно Марианской впадины. Рассказ разворошил внутри чувства, как крепкое осиное гнездо, подергал за все ниточки, соответствующие эмоциям, прошелся как по клавишам рояля по всем переживаниям и ощущениям. Взбудоражил, растолкал сердечную мышцу лучше кофеина, участил дыхание сильнее, чем нашатырь, опьянил разум быстрее, чем чистый спирт. Перекрутил через мясорубку и оставил сидеть в кататонии без признаков выздоровления. Ну что еще сказать, когда эмоции диктуют мозгу, что именно пальцы должны настучать на экране компьютера. Совсем не осталось сил написать что-то о сюжете, морали или о языке. Выжат, будто рыл весь день траншеи. Прочитайте – и сами все поймете.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Пропавшие гости»

tolstyi1010, 8 мая 14:41

Алиса с папой живут на даче. Весь мир готовится к встрече с жителями очень далекой планеты, и только Алиса ничего про это не знает. Внезапно связь с инопланетянами теряется. Куда они пропали, и где их искать?

Ужасно трогательный рассказ, который написан для маленьких детей. Своим детям буду читать обязательно, чего и Вам желаю.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Об одном привидении»

tolstyi1010, 8 мая 14:07

Алиса вместе с папой живут на даче. Вечером сидя с папой и дожидаясь пока робот сварит кашу, Алиса рассказывает про мальчика Колю, про Колину бабушку, и про привидение которое живет около яблони. Папа естественно ей не верит, хотя в будущем есть такие вещи, что я бы наверное верил всему, что люди говорят. Алиса просит папу отпустить ее к яблоне, чтобы поговорить с привидением. Папа соглашается, но решил приглядеть за дочкой. И внезапно он видит, как от яблони отделился полупрозрачный силуэт. Что же это?

Как и все, что написал Булычев про Алису еще в советские времена, этот рассказ мне нравится. Он написан для маленьких детей, в нем нет головокружительных приключений, Алису никто не пытается убить, но он очень добрый, позитивный и трогательный.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Закон для дракона»

prot1988, 7 мая 16:07

Решил я тут перечитать некоторые рассказы Булычева. Ну не за список же книг «давно-хочу-прочитать» садиться). Вот как, скажите, как читать после этого других авторов? Ну какой все-таки мастер Кир Булычев! Что ни наблюдение — то загляденье: «Лескин не участвовал в игре. Он принялся за суп, ел методично и как-то скучно, словно взрослый, случайно попавший на детский праздник» Или : «Вездеход полз медленно, с достоинством, как лесоруб, возвращающийся домой с добрым бревном..» Ну и еще: «Оставшись один, Павлыш решил переодеться. Он прибыл в синем повседневном мундире Дальней службы и походил на попугая среди воробьев».

Персонажи у Булычева — люди. Не говорящие манекены в одежде, а именно человеки. С разными характерами, со своими странностями и слабостями, они самобытны. Говорят и думают именно то, что думается и говорится сейчас, а не то, что вынуждено сюжетом. Низкий поклон автору.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Застенчивый Шуша»

tolstyi1010, 7 мая 00:01

Небольшой рассказ про Алису Селезневу, которая в любой ситуации найдет приключение. Это ее качество прослеживается на протяжении всего цикла. Будь это встреча капитана Полоскова, каникулы на дальней планете, находка старинной бутылки или посещение Заповедника Сказок.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Я набираю номер»

tolstyi1010, 6 мая 23:56

Самое начало цикла про Алису, девочки из будущего (если не считать рассказа «Вместо предисловия»). Рассказ нам показывает, что Алиса очень смышленная девочка. Бабой-Ягой ее не запугать. Марсиан она тоже не боится. Жаль, что весь цикл не так хорош, как его начало.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Кустики»

tolstyi1010, 6 мая 23:49

Рассказ про полюбившуюся всем Алису Селезневу, даже не рассказ, а глава повести «Путешествие Алисы».

Доктор с планеты трех капитанов посоветовал найти на одной планете таинственные кустики, которые спасли в свое время жизнь третьего капитана и его команды. В честь этого события кустики помещены на статую трех капитанов. Кустики поют при приближении песчаной бури. Экспедиция находит кустики, сажает их в коробку и летят дальше. Но вдруг слышится пение. Но откуда в космосе песок?

Занимательная часть очень интересной повести. При прочтении возникают ассоциации с фильмами Джорджа Ромео (кто смотрел фильмы поймет). Как отдельное произведение его выделить сложно, но как часть повести «Путешествие Алисы». Замечательный рассказ, замечательной повести.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Конец Атлантиды»

tolstyi1010, 3 мая 18:41

Перед нами прямое продолжение повести «Узники «Ямагири-мару». Снова океан, снова приключения, снова опасность (которая в этот раз исходит от атлантов). Вот только так ли они все опасны? Тут есть безумный фанат древних законов, лицо которое хочет власти, любящий отец, друг морских змеев и ученый. Кто из них способен на убийство? А может опасность поджидает с другой стороны?

Одна из лучших книг из цикла. Безумно люблю данное произведение. Читать всем.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Маунг Джо будет жить»

lammik, 3 мая 06:17

Советские специалисты прибыли в Бирму для обучения местных работе на строительной технике. Экскаваторщик Володя Исаев спасает жизнь недоверчивому бирманцу Маунгу Джо.

Совершенно не обязательный для чтения рассказ о том, как в далёкой Бирме советские люди занимаются прогрессорством. Удивило, что местные, которые со змеями имеют гораздо больший опыт общения, спокойно приговаривают несчастного экскаваторщика вместо того, чтобы помочь. Рассказ ценен исключительно как первый опубликованный для Кира Булычева, тогда ещё Игоря Можейко.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Узники «Ямагири-мару»

tolstyi1010, 1 мая 16:34

Очередное приключение Алисы Селезневой. На этот раз в компанию к ней напросился Пашка Гераскин. Наши юные друзья отправляются на летную практику в Тихий океан. Там их ждет неведомый враг, отголосок войны.

Повесть не похожа на многие другие приключения Алисы. Довольно взрослая ситуация в которую попали наши герои, и последствия могли быть очень серьезные. В детстве захватывала и пугала, да и сейчас интересно читать. Единственно, что не нравится, так это поведение директора станции. В море опасно, гибнут тихоокеанские жители, а он спокойно отпускает двух детей в море.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Алиса»

tolstyi1010, 27 апреля 14:21

Самый любимый цикл. Читаю с детства. Очень много раз перечитывал. Подрастут дети, и с ними буду читать с удовольствием.

Из множества книг хочется выделить «Сто лет тому вперед» (самая первая книга цикла, которую я прочитал), «Конец Атлантиды», «Миллион приключений» и «Путешествие Алисы».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Гай-до»

tolstyi1010, 26 апреля 22:03

Очередное приключение Алисы Селезневой. На этот раз она участвует в космических гонках вместе с Пашкой и Аркашей. Первое — необходимо найти корабль. Подойдет единственный разумный корабль Гай-до. Второе — необходимо сверхмощное топливо. Значит отправляемся на планету Пять-Четыре.

История семьи Гай, создание корабля Гай-до и отношение хозяйки корабля к своему творению, берет за душу. Сразу возникает аналогия с домашними животными. И сам автор нам на это указывает, приводя пример с собакой. Также считаю сильной сцену в подземелье, и фразу старухи «Любой может выйти к чудовищам с бластером, а ты попробуй выйти с свечой в руке, посмотрим кто смелый».

Не совсем понятны слова Гай-до «Я его обманул. Я же робот, и я не могу причинить вреда людям», и ответ Аркаши «Но он забыл об этом. И перепугался». Вечный юноша не знал, что Гай-до робот, он думал, что это член экипажа, Аркаша и Гай-до об этом знали. Также не понятно откуда Гай-до знает состав абсолютного топлива странников, если еще никто не смог пробраться на их базу.

Итог — читать обязательно, особенно детям. Перечитывать тоже обязательно.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

tolstyi1010, 20 апреля 15:30

Книга с которой начались приключения Алисы Селезневой, девочки из будущего. Короткие, смешные, добрые рассказы. Помню их еще с детства. Перечитываю. Особенно нравится рассказ «Пропавшие гости». Их ждала вся планета, а они сидели в землянике.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

tolstyi1010, 20 апреля 15:22

Обожаю эту книгу! Обожаю мультфильм «Тайна третьей планеты«! Обожаю весь цикл про Алису Селезневу. Советую прочитать всем — и детям, и взрослым. Сам с удовольствием перечитываю. Много интересных планет, животных, инопланетян. Космические пираты колоритные. Они во многих книгах про Алису появляются. Ну а история трех капитанов, и операция в конце книги — БОМБА.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «День рождения Алисы»

tolstyi1010, 20 апреля 15:15

Очень люблю цикл про Алису Селезневу. Читать начал в детстве, читаю и сейчас (более 20 лет). «День рождения Алисы» чем-то похож на «Лиловый шар». Отправление в прошлое, поиск угрозы, счастливое будущее. Только в «Лиловом шаре» это планета Земля, а здесь неизвестная планета, но очень похожая на нашу. Читается на одном дыхание. Громозека очень интересно показан. Особенно нравится как он заставил Алису одеться потеплее, якобы пока спал. Своим детям когда подрастут — обязательно буду читать книги про Алису.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Лиловый шар»

AlisterOrm, 19 апреля 22:28

Довольно слабое и вторичное произведение, написанное второпях и на скорую руку. При всех многочисленных вопросах к «Заповеднику сказок» и «Козлику Ивану Ивановичу», они были самобытны и по своему забавны. «Лиловый шар» — вторичен и по сюжету, и по общей фабуле...

...И тут я сталкиваюсь с основной проблемой: я не знаю, что об этой повести написать. Ну вот так она меня вгоняет в растерянность. Всё что уже можно было бы сказать, написано о предыдущих повестях. В общем, оставлю «Лиловый шар» без комментариев, скажу лишь, что относительно высокая, для такого качества исполнения оценка заслужена лёгкостью чтения, свойственной текстам Кира Булычёва.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Половина жизни»

yfnfkmz12041978, 19 апреля 11:09

Кир Булычев не случайно назвал свою героиню Надеждой, обычная деревенская женщина середины 20-х годов. Наличие первой главы, она же является и предисловием, многое объясняет; кто эта женщина, каков её характер, привычки и внешний образ. Несмотря на то, что для главной героини всё сложилось трагически; половину своей жизни она проведет в кошмаре. Вера её в счастливое окончание путешествия не угасала многие годы; что можно обмануть роботов и сбежать с корабля, что записки когда-нибудь найдут и прочитают, что родные помнят её. Маленький, чуть заметный, но такой необходимый человеку лучик света.

В повести хорошо показано, что делает живые существа по настоящему живыми — обладание разумом либо обладание душой, можно быть разумным но бездушным. И способен ли бездушный испытывать жалость к нуждающемуся в помощи. Так или иначе все узники «летучего голландца» попадали на корабль против своей воли, и все они жили надеждой о свободе. Когда стало известно, что корабль погибает и автоматика отключает жизненно необходимые для живых существ системы, тогда созрел план побега. Но без Нади — существа с руками и ногами ничего бы не получилось. Путь был трудным. Никто не прятался за чужой спиной, поэтому спаслись не многие. У себя на родной планете трепанги в память о Наде установили постамент, где худая, гладко причесанная женщина в мешковатой одежде сидит, держа на коленях странное существо, похожее на большого трепанга.

И какие же разные чувства вызывала фотография этого постамента у правнучки Нади — Софьи Петровны, и у участников группы по спасению корабля — Павлыша и Дага.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Козлик Иван Иванович»

AlisterOrm, 17 апреля 18:06

Продолжение повести о сказочных существах в мире будущего вышло заметно интереснее. Всё почему? В существование сказочного мира в далёком прошлом перед наступлением ледников поверить как-то проще, чем в современного Деда Мороза, живущего в холодильнике, укомплектованном видеофоном. Здесь же Алисе Селезнёвой и её новому другу Ивану Царевичу (он же серенький козлик), чтобы развеять сильное колдунство трансформации, приходится отправится в мир волшебников, богатырей и драконов.

И поэтому «Козлик Иван Иванович» оказался куда более вменяемым, чем «Заповедник сказок». Это мир забавных и юморных сказочных персонажей, среди которых выполняет свой очередной квест девочка Алиса, пробиваясь сквозь их заскорузлость и стереотипы. Тут вам и драконы с рыцарями, сражающиеся из спортивного интереса, и выдумщик Синдбад-мореход, и ретрограды-волшебники, самодовольно верящие в свою непреходящность.

В общем, хорошая, добрая и смешная повесть. Без всяких подтекстов.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Кир Булычев «Посёлок»

Ком Милоты, 16 апреля 18:19

Пошли за «богом из машины», а нашли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«рояль в кустах»
.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Заповедник сказок»

AlisterOrm, 16 апреля 16:10

«Все сказки хорошо кончаются. Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан... А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать... Нет... мы во всём и всегда остаёмся гуманистами. Но у нас есть долг! Очищать леса и заповедники от ненужных вредителей. Мы — санитары леса! Мы — его честная стража! Стража порядка...» (Волк).

Наверное, сам Булычёв дивился тому, что же он написал. Несмотря на все условности повестей об Алисе Селезнёвой, они вполне укладывались в рамки научной фантастики. А тут... Говорящие волк, медведь и плешивый кот в сапогах, трёхглавый дракон и надоедливые гномы, директор заповедника Иван Царевич, превращённый в козлика, и русалка, работающая экспонатом в местном пруду... На фоне космических кораблей, бороздящих просторы сами-знаете-чего, это выглядит лютой наркоманией.

«Ой, — сказал зайчик. — А мы ещё урожай не собрали! Капуста не поспела.

Пустяки, — сказал Кусандра — Не о капусте надо думать в такой исторически момент. Не о ка-пус-те!»

Но за последние страницы можно простить автору многое. Сразу вспоминается гениальная повесть «Перпендикулярный мир», где Великий Гусляр попадает под власть бюрократа-диктатора Пупыкина. На последних страницах Булычёв расписывает, пусть и не слишком выразительно, те принципы, по которым и сейчас пудрятся мозги и выносятся остатки здравого смысла, заставляя людей находится в подчинении у откровенных негодяев и мошенников.

«А вы будете моими придворными, моими слугами и помошниками. Каждому из вас гарантирую богатство и безнаказанность!» (Кусандра).

Знакомо, да? Это делает «Заповедник сказок» не просто рядовой повестью для детей, коей она и является в своей основе, но и более сложным по своему посылу, как это модно нынче говорить, «месседжем», в котором зашифрован крик души автора.

А главное, запомните вот это:

»- Я им не верю, — прошептал медведь-молчун.

-Тогда их дело плохо, — сказал Дед Мороз и улыбнулся в усы».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Пленники астероида»

AlisterOrm, 16 апреля 15:42

У некоторых читателей эта повесть вызывает ощущение некой «попсовости». В принципе, очень похоже на то, ведь она является явным ответом на популярный роман Роберта Хайнлайна «Orphans of the Sky», который ещё не был переведён на русский язык. Отсюда и сюжет: одичавшие жители космического корабля, за которыми надзирают роботы, из поколения в поколение ведущие его сквозь межзвёздное пространство. Однако ему необходимы ресурсы, и тогда роботы начинают заниматься самым настоящим пиратством...

В общем, простенькая приключенческая повесть с хорошим концом. Все живы, все здоровы, все смеются, даже главных злодеев-роботов не наказали... Хотя главный из них является уж совсем вопиющей отсылкой к одному из самых популярнейших злодейских фигур кинофантастики. Слегка карикатурные персонажи слегка диссонируют с общим мрачным настроем повести, что и вызывает у читателей эффект отторжения. Я не читал «Ловушки», и сравнить не с чем, но, сдаётся мне, что Булычёв попытался просто добавить в уже готовый текст новые элементы, соединившие его с циклом об Алисе Селезнёвой, но они не до конца туда вошли...

Читабельно и занятно, но не во всём удачно.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Сто лет тому вперед»

AlisterOrm, 16 апреля 15:29

Уж не буду спорить, насколько эта книжка была занимательна для детей поколения наших родителей, растущих в 1970-е годы. В какой-то степени, безусловно, она была красивым я ярким примером оптимистичной фантастики для подростков, того, чего сейчас весьма и весьма не хватает. Сразу приходит на ум и мини-сериал «Гостья из будущего», который я, к сожалению, не оценил. К ещё большему сожалению, я слабо оценил и саму книжку.

Почему-то мне её было скучно читать. Вот ничего из «Алисы» пока не скучно, а эта повесть шла удивительно медленно. Сам удивляюсь. Хотя, если честно, основная скука была связана с описанием будущего и линией космических пиратов. Будущему не хватает красок и выразительности, оно кажется уж очень ненатуральным и лубочным. Космические пираты выглядят комично и неопасно, скорее это забавные карикатуры, шаржи, истинный обитатель сказок для детей младшего школьного возраста.

А вот про советскую школу, и вообще быт, читать было намного интереснее. Обыкновенные шестиклассники выглядят куда более живыми, чем жители ненатурально-яркого будущего, и ты среди них всегда можешь обнаружить знакомого тебе человека. В этом смысле, конечно, повесть значительно интереснее, тем более, что на этом фоне и образ Алисы становится совсем другим. Это действительно человек из будущего, ставший куда выше своих предков, но сохранивший человечность и доброту.

А главная мысль заключается не в автоматах с бесплатным мороженым и пенопластовых домах, не в злых пиратах и миелофонах. Одна только фраза: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей». И юный читатель, заканчивая повесть этими строками, понимал, что его ждут впереди яркая, светлая и созидательная жизнь, в которой ему обязательно найдётся место.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Зоя Платоновна»

lammik, 9 апреля 16:40

Три разноплановых рассказа объединяет образ Зои Платоновны — бабушки, которой не всё равно. Свою нерастраченную энергию и немалый житейский опыт она тратит на помощь абсолютно посторонним для себя людям, раз за разом разгадывая загадки, что щедро подбрасывает жизнь и фантазия создателя — Кира Булычева. Первый рассказ — это такой деревенский детектив с юмором, по настроению напоминающем повесть «Царицын ключ». Второй — филологический детектив, поразивший эрудицией героини. Многие ли из нас опознают стихи Батюшкова или Дельвига? Третий — грустный рассказ про поиски счастья, о том, что оно возможно только со «своим человеком». Ну и о том, что родственные связи нужно беречь, а не под занавес жизни беспокоить незнакомых старушек, когда уже поздно что-то менять.

В целом цикл понравился. Хочу поблагодарить всех тех людей, что позволили ему добраться до читателей.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Выстрел Купидона»

lammik, 9 апреля 16:21

1995 год. На пороге своей квартиры Зоя Платоновна обнаруживает говорливую старушку Любовь Семёновну. Та разыскивает свою пропавшую много лет назад сестру. С исчезновением этой сестры Веры связана какая-то тайна. И Зоя Платоновна просто не может позволить себе пройти мимо очередной загадки.

Не столько детектив сколько рассказ на историческую тему о послевоенной жизни в стране. Концовка рассказа построена очень лестно для наших органов правопорядка. Всем их представителям надо однозначно равняться на лейтенанта Миронова, который не посрамил честь мундира и пришёл на помощь нашей общественнице.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Гибель поэта»

lammik, 9 апреля 12:12

Начало 80-х годов прошлого века. Неугомонная Зоя Платоновна продолжает свои путешествия по стране. На этот раз фотокоровская судьба занесла её в небольшой райцентр со славной судьбой. Нет, не в Гусляр. В райцентре том местный поэт Крымский-Москвич, он же хозяин киоска по приёму макулатуры Грянулло, беззастенчиво выдаёт творения поэтов первой половины XIX века за свои, регулярно осчастливливая сим творчеством местную газету. Но эрудиция Зои Платоновны выведет графомана на чистую воду.

Зарисовка из провинциальной жизни времён застоя. Ностальгически повеяло духом Гусляра, конкретнее «Марсианского зелья» в тот момент, когда Зоя Платоновна поняла, что же за сокровище попало в макулатуру. Сколько ещё таких вот открытий хранят провинциальные чуланы и чердаки? А сколько всего утеряно безвозвратно?

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Петух кричит с опозданием»

lammik, 9 апреля 05:26

Пожилая женщина Зоя Платоновна Загорская, приехав из Москвы в небольшую деревню за Уралом, оказалась в центре загадочного происшествия — у её хозяйки бабы Ксени пропал петух Громобой. И не просто пропал, а был подменён неведомым супостатом, что исключает мальчишеские шалости и происки лисы. Будучи женщиной энергичной и воспринимая каждую загадку как личный вызов, Зоя Платоновна приступила к расследованию...

Довольно простая, но приятная история с аккуратно и с любовью выписанными характерами героев, что предстают перед читательским взором как живые. малоизвестная часть исторического процесса, но именно такие отлично удавались Киру Булычеву — уютные провинциальные истории типа «Великого Гусляра» и «Царицына ключа».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Падчерица эпохи»

lammik, 8 апреля 11:06

Кир Булычев в популярной форме рассказывает о судьбах советской фантастики в 20-40-е годы прошлого века. Изложение подчинено авторской концепции, суть которой в том, что фантастику как ту Золушку шпыняли сильные мира сего и только в послевоенное время, она выросла окрепла и расцвела, попав на бал читательского внимания и благосклонности власть предержащих. Читается с большим интересом. Другое дело, что не всегда готов согласиться с автором. Для того же Алексея Толстого фантастика была скорее интересной возможностью попробовать себя в новом жанре, чем делом всей жизни. «Хождение по мукам» и «Пётр Первый» — вот те книги, которые будут читать и через сотни лет. А «Аэлита» и в меньшей степени «Гиперболоид...» уже сейчас воспринимаются скорее как памятники своей эпохе, хотя и очень качественно созданные. Про существование «военных утопий» узнал только из этой книги. Читать не доводилось и понятно почему. Хотелось бы, конечно, чтобы автор подробнее остановился на самых известных книгах того времени, провёл сравнения с творчеством иностранных авторов. Собственно, книга написана так увлекательно, что я её прочитал за вечер. А тема настолько объёмна и интересна, что остаётся только сожалеть, что Кир Булычев ушёл от нас так рано. Его взгляд, взгляд настоящего Мастера на творчество других творцов уникален. Это не тот случай, когда человек подаётся в критики, потому что не умеет писать сам.

Подводя итоги, эта та самая книга, которую настоятельно советую прочитать каждому думающему любителю жанра. Ведь именно такие люди и регистрируются на Фантлабе по идее.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Поминальник ХХ века»

lammik, 6 апреля 17:43

Когда я читал часть этого рассказа в «Похищении чародея», то там он был к месту. Действительно, люди гибли весь ХХ век по всему миру, были среди них и гении. Гибель каждого человека, особенно ребёнка — это невосполнимая утрата как для близких, так и для всего человечества.

Что же мы видим здесь? В «Поминальнике ХХ века», если уж гений родился в России, то шансов выжить у него маловато, изничтожаются здесь гении самыми изощрёнными способами. Особенно поразила судьба певицы, которую застрелил из «револьвера, подаренного лично товарищем Дзержинским» работник органов в лагере близ Туруханска, где, как известно, Сталин ссылку отбывал. Ну и под конец добил впечатление злобный оскал карательной психиатрии, убившей гения в писателе. Теперь тот даже читать не может, «спазмы и рвота» начинаются.

Эти два случая навели на мысль, что Булычев позволил себе неприкрытый стёб над штампами перестроечной публицистики. Не мог же он всё это всерьёз писать.

P.S. Если всё же мог, то это та самая «семиметровая щука» из «Падчерицы эпохи», что превращает любое произведение в самопародию.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Город без памяти»

lammik, 5 апреля 16:55

Атланты-криняне, спасённые Алисой и Пашкой со дна Тихого океана, отправляются на свою планету Крину на корабле «Днепр» под управлением старого знакомого Алисы капитана Полоскова. Неожиданно связь с кораблём прерывается. Известно только, что это произошло перед самой посадкой на Крину. На «Днепре» помимо Полоскова и кринян также находились механик Зелёный и Тадеуш — муж Ирии Гай. Земля своих не бросает, начата подготовка спасательной экспедиции. Но прежде к Крине полетит «Гай-до» с экипажем из Ирии, Алисы и Пашки. Друзьям предстоит разгадать тайну Крины и спасти огонёк цивилизации, тихо тлеющий там вот уже несколько столетий.

Отличная приключенческая повесть, которая сейчас читается практически как попаданческое фэнтези — огромный враждебный мир, псевдосредневековый антураж с элементами постапокалипсиса, цивилизаторы-помники, стремящиеся вернуть планету на путь Разума, опасные животные со всей Галактики, драконы, единороги и разумные белые птицы. Да из такой богатой фактуры сейчас кто-нибудь обязательно бы бросился ваять гигантский цикл на несколько десятков томов. Но Булычев аккуратно подвёл итоги экспедиции и больше, как я понимаю, на Крину не возвращался. Чем напомнил свой же роман «Последняя война», где также случилась глобальная техногенная катастрофа, а спасли положение земляне-дилетанты и инопланетяне. Напомню, что Ирия Гай не землянка.

Создаётся ощущение, что «Город без памяти» должен был стать последней книгой про «девочку с Земли». Ибо тут Алиса с Пашкой уже прямо названы подростками, а следовательно в дальнейшем стоило ждать либо окончания либо существенного взросления цикла. Чего, как я понимаю, не произошло. Подозреваю, что причиной тому начавшиеся тектонические преобразования в стране. Жаль. Думаю, не только я с радостью почитал бы про взрослую жизнь Алисы Селезнёвой.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «День рождения Алисы»

AlisterOrm, 3 апреля 17:05

Тему исследования погибших цивилизаций Булычёв поднимал не раз. Я вот вспоминаю «Город наверху» и «Последняя война». Но не стоит забывать, что Булычёв выступает в цикле об Алисе Селезнёвой как оптимист, и вымершая от космической чумы планета получит своё спасение... В лице отважной дочери профессора Селезнёва.

Приключения её, кстати, не совсем и детские, хотя автор и старается отчаянно подыгрывать своей любимой героине. Пусть даже Алису и окружают опасности чужого мира, всё одно не верится, что с «девочкой с Земли» что-нибудь случится. То ли жанр такой, то ли сам автор так писал, неясно...

А вот Громозека меня порадовал. Как ловко он сыграл...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

AlisterOrm, 3 апреля 16:50

Да уж, ну и будущее... Неужели космос настолько безопасен, что папа-биолог может взять в экспедицию свою невеликого возраста дочу? В принципе, так он и думал. Однако оказалось, что мир светлого будущего не так уж и безопасен...

Эта повесть Булычёва-Можейко, получившая популярность благодаря совершенно гениальному мультику о «Тайне третьей планеты», переполнена совсем даже не коммунистическим духом, не духом возвышенной восторженности строителей Лучшего мира. Это авантюрная приключенческая фантастика в стиле «Sargasso in Space». Космические полёты и таинственные планеты, неведомые трассы и злобные пираты... Дух лёгкой авантюрной сумасшедшинки хорошо сочетается с глубоким оптимизмом автора и с его даже местами наивной верой в светлое, доброе и хорошее. Даже злые пираты кажутся просто клоунами по сравнению с отважными капитанами, флегматичным профессором Селезнёвым или находчивой и сообразительной Алисой. Да и сам автор даже не пытается делать вид, что пишет серьёзную НФ: вот вам и птица Говорун, порхающая от одного края галактики к другому на своих крыльях, и космические корабли, к полётам на которых люди относятся как к поездке на автобусе.

В общем, добрая и светлая сказочная повесть, в которой нет ничего лишнего.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Ржавый фельдмаршал»

AlisterOrm, 31 марта 22:30

Быть может, не лучшая повесть в серии, но, пожалуй, она берёт именно своей необычностью. Или, ещё точнее, неоднозначностью трактовки, которую, быть может, автор и не собирался вплетать в повесть, но которая прозрачно читается.

С одного взгляда, роботы — ошмётки прошлого, осколки мира воин и жутких потрясений. Недоверие, воинственность, паранойя — всё это свойственно сознанию человека войны, он без этого не способен жить, без наступлений, разрушений... и воинской этикой, часто принимающей самые абсурдные формы.

С другой стороны... Несчастные и всеми брошенные роботы, легко отправленные на переплавку, пытаются воплотить в жизнь хотя бы то, для чего они созданы. Они обладают некоторой степенью самосознания, и не столько страшны, сколько нелепы и жалки. Само их существование на этом острове — сплошная случайность, вызванная к жизни нелепой безответственностью жителей этого коммунистического мира. Даже старик-киноробот и тот, скорее всего, после окончания съёмок будет отправлен твёрдой рукой на переплавку, безо всяких забот...

Так что... занятная повесть.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

AlisterOrm, 31 марта 00:42

Уж не знаю, можно ли назвать моё нынешнее обращение к «Алисе» ностальгией. Конечно, кое-что я читал ещё в 1990-е, «Гай-до», «Конец Атлантиды», «Путешествие Алисы»... Но это было вскользь и мимоходом, симпатичная НФ с библиотечной полки. Я, конечно, вроде бы помню эти повести, они для своего времени яркие светлые, но повести об Алисе Селезнёвой быстро ушли с моего взора. Были комиксы из детских журналов и гениальная «Тайна третьей планеты»... а вот «Гостья из будущего» и «Лиловый шар», что называется, «не смотрелись». Для меня Булычёв, значительно позже, стал автором «1185» и «Истории Бирмы», «Великого Гусляра» и «Верёвкина», «Павлыша» и «Тайны Урулгана»...

И вот я читаю «Девочку, с которой ничего не случится», первое произведение об Алисе, написанное за два года до «Полдня, XXII век» и в один год с «Мы — из Солнечной системы», этими воплощениями оптимистической советской фантастики. Точно такой же дух присутствует и в этой незамысловатой, я бы даже сказал, слегка легковесной повести. Но вот сам дух времени здесь чувствуется прекрасно, хоть и исподволь, ненавязчиво.

А так — по своему забавно, эдакий сборник баек про девочку-егозу, которая залезет в любую, самую жуткую дыру на свете, если её увидит. И при этом ей дико, фантастически везёт и на неприятности, и на пути выпутывания из них, что без всякого удивления фиксирует явно уставший от своей специфической дочи папаша.

В общем, вполне приличная детская повесть. Лёгкая, ненавязчивая и совершенно неидеологизированная, какой и должна быть детская литература.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Раскопки курганов в долине Репеделкинок»

lammik, 26 марта 16:20

2073 год. Доклад о раскопках в долине Репеделкинок на планете Х в системе Сириуса. Раскапывают писателей и их нелитературное наследие.

Сатирический рассказ, нацеленный на собратьев по перу. Понятно, что обыгрывается писательская вотчина в подмосковном Переделкине. Порадовало захоронение заслуженного писателя аж с четырьмя жёнами всё моложе и моложе. Обнадёжило нетипичное захоронение автора с Пегасом. Вот так и у нас на одного с Пегасом приходится сотня с авто. Правда, стоит отметить, что в наше время писательский труд уже далеко не так почётен и прибылен как в советские годы, когда рассказ был написан.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Кир Булычев «Тайна Урулгана»

Sygsky, 25 марта 22:57

Поступил явственно слышимый душами интеллигентов призыв уничтожать всё советское, и Булычёв радостно на него откликнулся. Герои и гороини его — русские Российской империи, не считая англичан и японца.

Но дальше как то не понятно. То ли он просто постебался над ценностями РИ, тонко заложив в душах других искренних антисоветчиков сомнения в ценностях души жителей РИ, где кроме нескольких казаков и тунгусов, практически отсутствуют нормальные, добрые, искренние люди, то ли правда жизни заставила писателя показать тяжкий груз отжившего времени, проступающий в современном? Не знаю, но получилось что получилось — несколько натужный роман, переполненный шаблонами, мало интересный, лишь внешне подражающий стилю прошлого и отринувший полностью стиль советской эпохи.

И если жители РИ, мещане ли купцы, вполне себе удались, то Рон, пришелец со звёзд — какой-то слабак и духом и телом. И больше напоминает мечты западной фантастики о яйцеголовых слабовольных пришельцах, пусть и добреньких. Не такими показали бы людей будущего. пришельцев со звёзд, жителей коммунистических сообществ, Стругацкие (нормальные, советские Стругацкие, не изменившие ещё себе и стране творцы-богемцы) или Ефремов. Не будут люди коммунистического будущего слабыми, глупыми, не готовыми к дряни современной и прошлой, нет. За ними, за будущим — вся история наша, которую мы переживаем и ещё переживём, вся мудрость, всё понимание и опыт. Да даже люди, распознавшие перестройку — и те бы грамотно расправились с маркизом, поставив его на законное — на свалке истории.

В целом, малоудачный сюжет. хотя и неплохая стилизация. Писатель пытался перестроиться под новые реалии, рассчитывал, что вот-вот и польётся золотой дождь на творческих избранников. Но не сбылось, кроме грязи, ничего не пролилось. А признаться в глупости, пусть и временной, как и всем нам, жившим в перестройку, фантасту было стыдно. Т.е был он обычным человеком, пусть и приятным писателем. Что примиряет, в общем-то, с ним и его судьбой. Она такая же как и у нас, большинства граждан СССР, а ныне рабов колониальной РФ.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Осечка-67»

lammik, 24 марта 11:41

1967 год. Партией и правительством принято решение организовать грандиозную реконструкцию событий пятидесятилетней давности. И от уже сотрудники Эрмитажа получают шинели и аммуницию юнкеров и женского батальона, «Аврора» входит в Неву, отряды генерала Краснова рвутся к Петрограду. Но если что-то может пойти не так, то это что-то обязательно воспользуется своим шансом. Пропал Ильич, «Аврора» села на мель, штаб революциии в Смольном разбежался, красновцы не подвели, а между Керенским и командиром женского батальона Зосей вспыхнула краткая и яркая любовь в ночь революционного кошмара, захватившего город на Неве.

Не стоит продолжать крутить барабан револьвера в русской рулетке, если один раз повезло, то самое время остановиться. Удача — дама ветреная и попытка сыграть в Историю может привести к тому, что История будет переиграна заново. Как историк, Булычев смог донести эту мысль максимально доходчиво и развёрнуто.

Не знаю как в 1967, но в 2018 жалко всех — и белых и красных и юнкеров и путиловцев.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Мамонт»

lammik, 23 марта 14:48

В конце лета 1976 года палеонтолог Пётр Гаузе отправился в экспедицию на поиски мамонта, но потерпел крушение, утратил припасы и документы и медленно побрёл по тайге в надежде найти людей. Людей он нашёл. На Объекте. Объектом оказался старый лагерь и стал Пётр Гаузе заключённым П-234.

Градус абсурда доведён до такой степени, что читается не как сатира на сталинизм, а как пародия на сочинения птенцов гнезда Виталия Коротича. В голове постоянно крутится фраза «миллионы лично расстрелянных товарищем Сталиным». Понимаю, почему повесть практически не печаталась. Такой себе литературный памятник своему времени.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Витийствующий дьявол»

lammik, 23 марта 11:27

Александр Иванович Здешнев так и остался Сашком к сорока годам. Работа электриком радости не приносила, радость приносили спиртные напитки, распиваемые с собутыльниками, но радость недолгую. Короче, надоела Сашку такая жизнь — решил он начать жизнь новую, уехав к сестре в Омск, вот только и на поезд нужны деньги. Делать нечего, отправился Сашок на телеграф — просить у сестры денег телеграммой. А там на столе лежал бумажник, не с деньгами, а с расписками. С Дьявольскими расписками. И с этим надо что-то делать нашему герою.

Социально-психологическая повесть с элементами мистики. Или всё же вторжение? К комичным жертвам мелких страстей писатель добавил жертву материнской любви — слепой и самоотверженной. Неожиданно финал оказался вполне себе оптимистичным. Сашок всё же стал Александром Ивановичем, поступок за поступком добывая себе это право и действительно новую жизнь.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Чужая память»

lammik, 22 марта 17:59

Сергей Андреевич Ржевский — директор института. Институт этот занимается прорывным исследованием — клонированием человека. Причем не просто клонированием, а с одновременной передачей клону всей памяти отца. По сути мы получаем человека с опытом пятидесятилетнего и телом двадцатилетнего. Сергей Андреевич надеется, что его сын сможет продолжить его исследования — дело всей его жизни, дело жизни человека, который всем жертвовал ради науки. Вот только клон всё же не копия отца...

Интересный взгляд на клонирование. Фактически Иван — это сугубо отдельная личность, будто бы просмотревшая фильм о жизни Ржевского-старшего. Фильм, самые травмирующие кадры из которого он снова и снова видит в снах. Теперь, чтобы выжить, ему нужно излечить раны своей-чужой памяти. «Чужая память» — это ещё и повесть о выборе, нет никакой предопределённости и Иван волен торить свою тропу, ибо взяв на себя Божий труд, Сергей Андреевич Богом всё же не является.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Кир Булычев «Похищение чародея»

lammik, 21 марта 19:58

Анна решила провести свой отпуск в тихой белорусской деревне, в доме своей тёти, которая улетела на отдых в Крым. Ведь после города в деревне можно отлично отдохнуть, а если всю жизнь прожил в деревне, то смена обстановки просто необходима. Неожиданно планам Анны провести несколько недель в уединении на фоне пасторали помешали два незнакомца, умеющих быстро и ловко решать любые вопросы, что с властями, что с небогатыми родственниками. Вот только не на ту напали, тем более, что все обстоятельства так и кричат, что впереди самое невероятное приключение в жизни и самая замечательная тайна.

Кир Булычев немало написал о перемещениях во времени, даже придумал Московский институт времени и его директора Ричарда Темпеста. Но повесть «Похищение чародея» в ряду других его произведений с темпоральной составляющей стоит особо. Во-первых, здесь есть концепция временной спирали, а значит по прошлому куда угодно не полетаешь, а в будущее потомки путь закрыли. Во-вторых, сами путешествия используются с оригинальной целью — выявить и извлечь из прошлого гениев, что смогут применить свой дар в любое время. Тут у меня сразу возник вопрос — неужели люди, столь сильно продвинувшиеся в физике, не смогли столь же далеко продвинуться в генетических исследованиях, чтобы плодить гениев по заказу в любой области человеческих знаний и умений?

Приключенческая повесть, написанная прекрасным языком. Как всегда, когда Кир Булычев описывает исторические события, к нему на помощь приходит Игорь Можейко, а уж этот дуэт выдаёт на-гора только первоклассные тексты как с литературной, так и с научной стороны.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Кир Булычев «Царицын ключ»

lammik, 20 марта 10:47

В затерянную в уральской тайге деревню Полуехтовы Ручьи прибывает фольклорная экспедиция из областного центра Свердловска. В деревне той всё необычно — говорящий ворон, стреляющий из пушки медведь и восхитительное буйство природы. Но есть, есть и злые люди, которым не терпится использовать местные чудеса в своих корыстных целях.

Великолепная сказка с элементами детективного расследования. Написана прекрасным булычевским языком с уважением к истории и не только Большой Истории России, но и маленькой уютной уральской деревеньки, которую жалко отдавать под санаторий. Сразу приходит на ум Великий Гусляр и его беспокойные обитатели, только Полуехтовы Ручьи ещё дальше от столиц и быстро убегающей цивилизации.

P.S. Очень странно читать претензии к повести по части отсутствия реализма. Писатель, очевидно, и не ставил задач подобных. Кому хочется реализма историй о депрессивных деревнях, у того есть масса книг, написанных с разной степенью таланта и в разное время. Кому хочется соцреализма о повышении надоев и урожая с гектара, то и в этом найдутся желающие помочь. А вот создать такой «Царицын ключ» мог только Кир Булычев. И повесть эта одна из лучших, что писатель оставил нам в наследство.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Журавль в руках»

lammik, 18 марта 13:21

Николай Тихонов, учёный из Москвы, приехал в гости к своей тётке Алёне в небольшой южный городок. В один из дней Николай отправился на местный рынок и встретил там необычную женщину, торговавшую необычным товаром. Почувствовав загадку, настоящий учёный не пройдёт мимо. И вот уже Николай оказывается в чужом мире, полном несправедливости и страданий. Но можно ли вмешаться или стоит оставить всё как есть? Или же обратиться куда следует и там разберутся?

Повесть о том, что два человека столкнулись с неизведанным, но подходы у них радикально отличаются. Лесник Сергей — человек действия и поэтому немедля начал вмешиваться в дела чужого мира, пусть по мелочи, но регулярно. Николай понимает, что всё не так просто. И если бы люди воевали с гигантскими муравьями, то это одно — к чёрту муравьёв. А вот, очертя голову, влезать в чужой конфликт не стоит — можно скорее навредить, такая вот дилемма прогрессора. Булычев не даёт окончательного ответа, как же надо действовать, но мыслит тонко, показывает проблему на мелком масштабе. Какой-нибудь современный молодой и талантливый быстро бы расписал уничтожение гарнизона горы партизанами с кустарно изготовленными в лесу автоматами Калашникова. Причём материалы для производства в этой же горе бы и добывались. А там, глядишь, пала бы и столица сукров после многодневных бомбардировок партизанскими аэропланами эскадрильи имени лесника Сергея.

Оценка: 7
⇑ Наверх