fantlab ru

Юлий Дубов

Юлий Дубов
Страна: Великобритания
Родился: 11 мая 1948 г.

Псевдонимы:

Жюль Дю Бёф


Юлий Анатольевич Дубов — российский предприниматель, учёный, доктор технических наук, писатель, автор романа «Большая пайка».

Юлий Дубов родился в Москве в 1948 году в семье служащих. Окончил Московский энергетический институт (1972). До начала 1990-х работал в Институте проблем управления АН СССР и Всесоюзном институте системных исследований, защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

В 1992-м Борис Березовский, знакомый с Дубовым с институтских времён, предложил ему солидный пост в «ЛогоВАЗе», где Дубов вскоре стал генеральным директором. Так ученый стал бизнесменом. В 2002 году Березовскому и Дубову было предъявлено обвинение в краже 2000 автомобилей «жигули», повлекшее за собой эмиграцию бизнесмена из России в Англию. В октябре 2002 Генпрокуратура России объявила, что Борис Березовский, Юлий Дубов и Бадри Патаркацишвили объявлены в международный розыск. В 2009 году Березовский и Дубов заочно приговорены к 13 и 9 годам лишения свободы за хищение 140 млн. рублей у «АвтоВАЗа».

Литературным дебютом Ю. Дубова стал роман «Большая пайка» (1999), легший в основу знаменитого фильма Павла Лунгина «Олигарх». Сам Дубов убежден, что именно успех романа и фильма привлёк к нему пристальное внимание властей.

Дмитрий Быков в одной из своих лекций характеризует роман так: «Большая пайка», конечно, сочетает в себе черты романа экономического и романа воспитания. Это большое, 800-страничное, а в первом издании 900-страничное, пока редактура его не поджала, очень масштабное полотно о начале русского бизнеса. Конечно, книгу эту резко отличает, скажем, от «Бригады» материал, на котором она написана. Дубов писал о том, что знает, он никогда не был бандитом, никогда не был Сашей Белым... Дубов описывает совершенно реальных людей, Бориса Березовского, Бадри Патаркацишвили, который там назван Ларри, и их ближний круг.

Это пять историй друзей, которые еще в семидесятые-восьмидесятые годы вместе работают в НИИ управления, вместе изучают математизацию разных управленческих процессов. И именно поэтому главный герой Платон (после этого, собственно, Березовский и взял себе псевдоним Платон Еленин, потому что, конечно, это он), главный герой высчитывает эффективность советской экономики, и у него получается, что через десять лет, дело происходит в 1982 году, все рухнет. Все рухнуло даже раньше.

В 2005 году Дубов написал роман «Меньшее зло», который является прямым продолжением «Большой пайки». Основной корпус произведений, написанных Дубовым, был опубликован в 4-х томном собрании сочинений автора («Книжный Клуб Книговек», 2013).

Фантастика в творчестве автора. Роман «Лахезис» написан в жанре магического реализма и посвящен извечной теме: человек проявляет свободу воли, утверждает себя перед высшими силами через непослушание и противостояние.

Мария Галина в статье «Юла vs. песочные часы» (цикл «Hyperfiction») рассматривает данный роман в сравнении с романом Олега Радзинского «Агафонкин и Время»: «Юлий Дубов, как и Радзинский, не новичок в литературе (романы «Большая пайка» и «Меньшее зло»), но новичок в работе с фантастическим, — предпочитает наблюдать за современной Россией подобно Радзинскому со стороны и подобно Радзинскому же пишет роман о возможностях, отведенных человеку — ну, скажем так, роком… Только в романе Дубова возможности эти, в отличие от аморфной вселенной Радзинского, где они реализуются одновременно (на разных линиях, ну да, ну да), последовательно схлопываются для одного отдельного человека; ну, в общем, так оно и есть — сначала ты волен выбирать образование, профессию, место жительства (и с ними судьбу), партнера/партнершу; даже как-то моделировать, лепить свою внешность… Но каждая осуществленная возможность автоматически отсекает остальные, сводя человеческую жизнь к воронке, стенки которой все сужаются и сужаются — до точки.

В этом смысле «Лахезис», — своего рода антагонист «Агафонкину…». Даже на уровне объема (в два раза тоньше), даже на уровне символа, знака — вместо поющей, движущейся юлы, перебрасывающей героев куда им или ей самой заблагорассудится, огромные статичные песочные часы — с уже просыпавшимся в нижний конус — исчерпанным — песком. Ну и, разумеется, по структуре, по построению; там где у Радзинского разновременные Питер, Монголия, Москва, Киев, хаос дат, событий, действующих лиц, переплетение сюжетных линий, у Дубова — запертая комната, фактически бункер, да сложная компьютерная игра, моделирующая движимую волей игрока человеческую жизнь в ограниченной локации и линейном времени — России 50 — 90-х, да компьютерная программа Элиза (своего рода Рок), вносящая в эту искусственную жизнь героя элемент неопределенности, да сам игрок, играющий здесь роль творца, Бога из машины…"

Сортировка:

Юлий Дубов. Планы автора

  2023 Навык небытия (роман, не опубликован)  
 

Юлий Дубов. Циклы произведений

-
8.43 (23)
-
3 отз.
-
-
-
-
-

Юлий Дубов. Романы

8.43 (23)
-
3 отз.
-
-
  2014 Лахезис  
9.50 (2)
-
  2018 Дым и зеркала [под псевдонимом Жюль Дю Бёф]  
-

Юлий Дубов. Повести

-

Юлий Дубов. Рассказы

-
-
-
-
-
-
-

Юлий Дубов. Киносценарии

  2008 Гражданин П. (Олигарх) // Соавторы: Павел Лунгин, Александр Бородянский  
4.00 (1)
-

Юлий Дубов. Диссертации

-
-

Юлий Дубов. Монографии

-
-

Юлий Дубов. Учебные издания

-

Юлий Дубов. Сборники

-
-

Юлий Дубов. Рецензии

  2015 «Щегол». Записки реконструктора [на роман Донны Тартт "Щегол"]  
-

Юлий Дубов. Интервью

  2005 Наши в Лондоне // Соавтор: Галина Юзефович  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Научные работы автора, а также его многочисленные интервью и политические заметки в сети Интернет представлены в библиографии избранно.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — sham

  • Куратор библиографии — sham


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Юлия Дубова

    Словарный запас автора — средний. Длина предложений — чуть выше среднего. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх