Евгений Филенко отзывы

Все отзывы на произведения Евгения Филенко



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 211

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Пламенная кода»
–  [ 25 ]  +

Samtredion, 21 августа 2015 г. в 08:30

Полное разочарование. Первые книги о Кратове — шикарны. Начало о Северине Морозове послабее, но имелись загадки, стиль, интерес. Дальше пошло полное отсутствие фантазии автора и коммерциализация. Осталась единственная линия действия — спасаем заложников и описание её с нескольких направлений. Минимум действия (если есть. то примитивное и схематичное), максимум абсолютно пустопорожних ГЛАВ. Это или разговоры, или самокопания персонажей, причем и персонажи, и их мысли и разговоры не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки для развития или раскрытия сюжета. Вот просто скучный и абсолютно никчемный набор предложений. Спасибо, что не каждый из 200 заложников нам изложил свои ... непонятно что. Выглядит, словно совсем Филенко исписался: такой набор листажа у автора, совсем не блещущего количеством произведений и скоростью работы, глубоко огорчает.

В итоге получилась обычная поделка для продажи за счет имени и известности первых книг серии.

Оценка : 5
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 16 ]  +

ismagil, 17 сентября 2010 г. в 20:07

Журнал «Уральский следопыт» в 80-е был мечтой и сказкой. Только потому, что там были Крапивин и Бугров – лучший детский писатель и лучший фантастический редактор СССР. Каждый номер ожидался с трепетом, в почтовый ящик был вмонтирован новый замок, а потом и вовсе была достигнута договоренность с почтой о том, что журналы носить не надо — мы сами их забирать на почтамте будем, а то сопрут.

Журнал эти жертвы ценил и делал семимильные шаги навстречу. Апогей (или перигей – это уж откуда считать) случился году в 87-88-м, когда родился журнал в журнале «Аэлита»: в каждом номере «Следопыта» блок страниц на 30 верстался таким образом, чтобы его можно было вынуть, сброшюровать годовую подборку – и получить альманах лучшей отечественной фантастики. С уральским креном, естественно, но без фанатизма.

Лучшая – она тоже разная. Сейчас листать эти альманахи приходится со сложными чувствами. Здесь дебютировали нынешние мегазвезды, – а звезды тогдашние почему-то погасли, а то и вовсе превратились, допустим, в океаны.

О последних не будем, а первые – они всегда первые. Чуть ли не на одной странице (если не ошибаюсь) были опубликованы рассказики Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева. Первый, помню, малость даже разозлил меня предсказуемостью, второй понравился – и не только упоминанием города Набережные Челны. Вот ведь странность какая. Еще помню полный восторг, в который привели дебютные повести Алексея Иванова и Павла Калмыкова.

На столь младозеленом фоне Евгений Филенко был матерым писателищем. Но я этого не знал, когда прочитал его «Удар молнии», приведший меня в абсолютный восторг.

Это был идеальный рассказ – во всяком случае, для меня и для 1988 года. Каратэ, многократное ускорение, ученый, набивший морду 5-му, кажися, дану, «Не стоило ему вытираться нашим флагом». Поэма. На 3, что ли, страницах. И рисунки Дмитрия Литвинова.

Так вот, «Бумеранг на один бросок» — это та же поэма, что и «Удар молнии», с поправкой на дату и возраст. И не толстая, что характерно.

И еще это идеальная подростковая книга.

Сюжет незамысловат: обычный парнишка, большой и добрый, обнаруживает, что и он сам не обычный парнишка, а отпрыск самой враждебной людям расы, и мама его – не хлопотливая домохозяйка, а космическая волчица, скрывающаяся от гэбэ. А гэбэ искало их из самых гуманистических соображений: воспитать из мальчика спецагента, способного спасти землян-заложников, томящихся в безвестных застенках 20 лет. Нашло – и выяснило, что поздно. Мальчик вырос и перерос, исконные навыки утратил, так что спецагента из него не выйдет. Выйдет, говорит мальчик, закусывает губу и летит всех спасать.

И чего здесь хорошего?

Да все.

Язык. Диалоги. Куча мелких деталей и разноязыких словечек, интересных и развивающих. Активное и очень умное втюхивание этической компоненты. Примерно того же уровня работа с половым вопросом. Поэма.

Главная подляна – концовка. Книга, как это принято последнее время у многих хороших писателей, обрывается на самом интересном. Но мы, увы, уже не подростки, чтобы искренне горевать по подобному поводу. Мы подождем следующего «Бумеранга».

Оценка : 10
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 15 ]  +

Kalkin, 07 января 2009 г. в 19:01

Цикл произведений о Галактическом Консуле – удивительная моя находка, поразительное открытие, сделанное на исходе ушедшего уже года. В 2008 мне довелось прочесть множество произведений, среди которых были и знаковые для фантастики. Что-то из прочитанного стало любимым и близким в момент, что-то приходилось оценивать только разумом, радуясь глубине прозы. И была у прочитанных и глубоко понравившихся фантастических произведений одна важная черта: все они были написаны зарубежными авторами. Только в конце декабря в списке открытий 2008 года появились книги Евгения Филенко.

Эти книги – достояние в первую очередь личное; крайне сложно четко, доходчиво и ясно изложить те причины, которые заставляют меня этот цикл столь высоко оценить. Возможно, дело просто в моем восприятии или в умении, с которым автор в своей прозе касается потайных струн человеческой души, в том настрое, которым пропитана книга. Ведь здесь просто есть будущее, в меру светлое, в котором есть место идеалам, гуманизму и сотрудничеству между цивилизациями. Да, при контактах могут возникать моменты непонимания, нередко приводящие к печальным исходам, разлом между цивилизациями может быть очень широким, а проблемы, стоящие перед обществом – глобальными и морально тяжелыми, как в «Блудных Братьях», но всегда есть надежда, вера в лучшее и повод для оптимизма. При этом мир не назовешь идеальным и из-за этого стерильным, всегда есть проблемы, явные и скрытые, но никогда не дискредитирующие саму идею такого мира! Пусть и не всегда честно, невидимыми нитками мудрейших цивилизаций, но мир сбалансирован, в нем есть место свободе и в него хочется возвращаться…

Несомненной удачей автора я считаю и образ главного героя цикла, Константина Кратова. Галактический Консул получился живым, со своими вечными заморочками, а становление его характера, его личности показаны просто отлично и к тому же весьма психологически достоверно. Еще одна находка – выбор автором профессии для главного героя. Тема контакта всегда была для меня одной из самых интересных в классической фантастике. Подобный выбор позволяет легко дробить романы на более мелкие части, не теряя при этом целостности и атмосферы, что наиболее четко прослеживается на примере «Эпицентра».

Еще одно достоинство цикла — внимание к старой фантастике. Сюда можно отнести и отсылки к классике в «Гребне волны», и остроумные темы контактов, заставляющие вспомнить рассказы родом из «золотого века НФ». Преуспевающий ксенолог Кратов в «Эпицентре» заставляет вспомнить Ретифа, легенду Дипломатического Корпуса. Только в отличие от Ретифа Костя Кратов куда более человечен, близок и понятен, сохраняя при этом всю гамму достоинств межзвездного дипломата. О Ретифе мы не знаем ничего, кроме того, что он ну очень хорош! Щегольский силуэт на киноэкране. А Костя – свой!

Все перечисленное подкупает так, что совершенно не хочется искать в цикле какие-то недостатки.

Оценка : 9
«Гребень волны»
–  [ 14 ]  +

Orin_Veliki, 21 февраля 2017 г. в 12:20

Очень слабенько. Автор вместо того чтобы получше прописать мир понапридумывал непонятные названия для понятных вещей, типа «когитор» вместо компьютера или «драйвер» вместо пилота. Сам мир представляет собой мир полудня Струдацких(примерно 2200г н.э.), который внезапно образовался после принятия человечества в галактический ООН. При этом в нем магическим образом уживаются сексизм, деньги, религия и отсутствие всякой судебной системы.

Половину книги занимают размышления ГГ о всякой моральщине, беседы о нравственности, любви, жестокости предков, но без конкретики. Хоть какие то события начинают происходить во второй половине книги, зевоту не вызывало только 10% содержания. Гуманитарщина в худшем своём проявлении.

Оценка : 5
«Гребень волны»
–  [ 14 ]  +

Kalkin, 27 декабря 2008 г. в 21:20

Цикл о Галактическом Консуле — одна из самых удачных моих фантастических находок за последние месяцы. С течением времени становится все сложнее найти что-то по-настоящему свое в необъятном множестве книг. Есть объективные шедевры, которые никогда не станут близкими и родными. Есть книги, просто зацепившие чем-то — изысканным стилем, мудрыми мыслями, необычностью. И есть вещи, к которым просто лежит душа, и тогда даже недостатки становятся родными и не вызывают отторжения. Именно к третьей категории я бы отнес совокупность книг о Галактическом Консуле.

Впрочем, сейчас в качестве предмета обсуждения выступает только лишь первый роман цикла. Что же я увидел в нем? Мир, который одновременно и понятен, и светел, навевающий определенные ассоциации с ранним Полднем Стругацких. Мир, в котором есть место людям, их простым радостям и горестям. И вечная проблема выбора, к которой в этом будущем добавляется еще один уровень: Земля или Галактика? Жизнь здесь наконец-то стала реальной ценностью. Описанным автором миром проникаешься исподволь, незаметен тот миг, когда он становится родным. Да, скептик смог бы разъять его обаяние, но зачем еще раз разрушать реальность мечты?

Константин Кратов, будущий Галактический Консул, пока только в начале своего пути. Череда испытаний ожидает его... И тех, что повторяются вечно, из поколения в поколение с каждым человеком, и специфических для звездохода. И одно из них — сюжетообразующее. Вплоть до того злополучного «зачетного» рейса я думал, что не смогу поставить роману оценку, меньшую десятки. Смог. И виной тому — как раз этот рейс, в котором достоверность обыденности будущего уступает место совершенно фантастичным событиям. Изменяя Кратова, эти события оказывают серьезное положительное воздействие на весь последующий цикл. Но в то же время они неминуемо вносят диссонанс в эту книгу.

И поэтому, увы, только девятка и небольшой осадок от слишком грубого вмешательства автора в уже сложившееся у меня восприятие романа.

Оценка : 9
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 14 ]  +

duke, 08 мая 2008 г. в 11:26

Толстенная книга почти в тысячу страниц, да еще и напечатанная мелким шрифтом, была прочитана мною всего за три дня. Специально не стал растягивать удовольствие, акцентируя внимание по большому счету лишь на сюжете, потому что практически с самого начала понял, что эту книгу буду совершенно точно перечитывать. Наверное, уже не стоит говорить, что «Галактический консул» — цикл, который мне очень понравился. Тем не менее, удивительное дело: в книге куча ляпов, и минусы текста я мог бы долго и нудно перечислять, но только в том случае, если бы автор оказался «не моим». Главное, что роднит эту книгу со старой и доброй советской НФ — эта гуманизм (следовало бы написать это слово с большой буквы, ну да ладно!). Большая редкость в наши дни. И некоторая наивность Константина Кратова, главного героя эпопеи, полагающего, что любой конфликт можно разрешить полюбовно, является прямым следствием этой гуманистической направленности.

«Галактический консул» состоит как бы из двух частей: первая — это события, происходящие на Земле, куда Кратов был «сослан» могучими и всезнающими тектонами для написания своих мемуаров (зачем — это отдельный вопрос) и собственно мемуаров, рассказывающих о ксенологических «похождениях» вышеупомянутого консула и составляющих большую часть этой эпопеи (кстати сказать, еще не законченной). Резюмируя проблемы, с которыми сталкивается Кратов в попытках преодолеть конфликты между различными галактическими расами, удачно вписывается фраза, принадлежащая Маркесу (и данная здесь же, в тексте книги): «Ну и наделали мы себе мороки, а все лишь потому, что угостили какого-то гринго бананами...» Злые языки (критиков), наверное, скажут, что «всемогущество» Кратова в ксенологических расследованиях основано, по большей части, на «роялях», в нужное время оказывающихся в нужных кустах. Действительно, частенько так и происходит. Но зато какие это «рояли«! КрасивЕнные, здоровЕнные, блестящие и почти всегда из слоновой кости!:) Отдельного упоминания заслуживают любовные похождения ГГ: они хоть и не играют основополагающей роли, но только благодаря им, за суперменом Кратовым, грозой всех злобных чужаков, мастера из мастеров, свитого из мышц, которым бы позавидовал сам товарищ Шварцнеггер, наделенного почти эйнштейновским интеллектом, — проглядывает настоящий живой человек со своими «тараканами» в голове.

В общем, книга — интересная во всех отношениях. И явно недооцененная! Поэтому всем любителям фантастики (и не только), способным с пониманием отнестись к некоторой наивности гуманистических идеалов и соскучившимся по умной, с легким привкусом ностальгии, НФ — от души рекомендую!

Оценка : 9
«Шестой моряк»
–  [ 13 ]  +

glaymore, 22 апреля 2011 г. в 12:21

Дедушка Филенко сильно озадачил своей новой книгой. В очередной раз филигранно продемонстрировал умение писать что угодно, даже самую убогую юмористически-похабную фентези, какую километрами гонят сейчас наши молодые графоманы.

Т.е. понятно, что талантливый человек за что ни возьмётся, у него всё получается качественно и крепко — но в целом «моряк» оставляет впечатление фигурной резьбы по свежему навозу. Технически сделано очень круто, безусловно — но стоило ли тратить время на возведение башни из вна?

Оценка : 3
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 12 ]  +

Nog, 21 января 2008 г. в 19:48

Книга по-хорошему удивляет практически с самых первых страниц. Вместо пожившего и много повидавшего мужика мы видим только начинающего жить юношу с отчасти удивлённым, отчасти восторженным взглядом на окружающую действительность. Вместо Галактического Братства — интернат «для обычных детей с необычной судьбой». Вместо запутанных межрасовых отношений — история одного человека, по-своему, правда, ничуть не менее, а то и более многосторонняя. Кроме того, и рассказывается эта история совсем иначе, она оказывается больше похожей на юношеский дневник, особенно в названиях глав: «История тёти Оли Лескиной», «Идём в океанариум», «Пишем рефераты», «Хочу быть эхайном», «Лечу в Ирландию»... Главная сложность при оценке книги в том, что это на самом деле лишь первая половина единого романа о Северине, и даже с учётом того, что определённый промежуточный финал у неё имеется, какие-то итоги подводить явно преждевременно. Самое интересное узнать нам ещё только предстоит. Надеюсь, конечно, что предстоит, хотя сам автор в ЖЖ упоминает о продолжении как-то пессимистично, хотя и без подробностей. Если же попробовать охарактеризовать вкратце то, что есть сейчас, то «Бумеранг» — это очень и очень хороший роман взросления в лучших отечественных традициях. И ещё не могу не отметить, насколько живым и достоверным получился у Филенко главный герой. Временами бывает ощущение, что автор буквально заглядывал в память ко мне самому, так близки оказываются лично мне мысли и переживания Севы. Это просто замечательная книга, и даже если мы не дождёмся её окончания, всё равно она есть и будет замечательной.

Оценка : 10
«Гребень волны»
–  [ 11 ]  +

tkatchev, 03 ноября 2010 г. в 17:50

Книга -- мой личный шок года. Я не представлял, что можно написать книгу с настолько картонными персонажами и диалогами!

Андроиды из сериала «Звездный Путь» и депутаты госдумы по сравнению с героями этого романа -- почти персонажи шекспировских трагедий.

Оценка : 4
«Гнездо Феникса»
–  [ 10 ]  +

kerigma, 08 августа 2023 г. в 17:08

Удивительно, как я при своей любви к советской прогрессорской фантастике, умудрилась это пропустить! На фоне всего остального, что я читала за последнее время, Филенко был прямо очень интересным и очень легким.

Несмотря на то, что серия написаны в 90е годы, когда уже вовсю писали всякий треш, «Галактический консул» — это, как уже много раз сказали, такой «мир Полудня», только без коммунизма. То, что происходит на Земле и как там все устроено, описано мелкими штрихами, относящимися к родственникам и друзьям героя. В целом все выглядит вполне благополучно и чувствуется, что автору это не интересно. А вот что интересно — это путешествия героя сотоварищи к разным мирам и контакты с разными хитрыми расами — потому что герой не то чтобы прогрессор, а скорее исследователь. Не только дипломат, сколько переговорщик в ситуации, когда контакт то ли есть, то ли нет, и неясно, то ли это враги, то ли им просто пофиг.

Мир Филенко мне лично очень интересен именно этой всеобъемлющей моделью Галактического Братства, что-то вроде ле-гуиновской Ойкумены, в котором человечество является лишь одной из, и не самой старшей и уважаемой, расой. И при этом Братство как-то координирует свою деятельность, поддерживает младших членов технологиями, содержит посольства, а также по мере желания каждой расы осваивает новые планеты.

Мне лично очень легла на душу гуманистическая идеология автора: такое и вообще редко встретишь, в фантастике последних лет так тем более (где все так или иначе крутится вокруг того, что герой накостылял всем пришельцам и какой он крутой). Напротив, в мире «Консула» межрасовые конфликты и вообще применение силы к другим разумным расам настолько категорически неприемлемы, а концепт если не дружбы, то взаимного уважения и неповреждения настолько возводится в культ, что этот мир кажется очень разумным, уютным и привлекательным. Что, кстати, забавно, учитывая, что во всех остальных аспектах альфа-самцовые ценности там присутствуют (периодически и излишне упоминается, какой герой сильный, какие у него мышцы, ого! а еще женщины в кадре появляются исключительно для того, чтобы влюбиться в героя насмерть и дать ему себя величественно отвергнуть и страдать остаток жизни). Но в любом случае это общее *нежелание войны* не только со стороны героя, но и явно со стороны автора, общий концепт дружелюбного мира и пришельцев, чуждость которых спокойно признается и с которыми можно договориться, — она очень ценна. Собственно, все описанные эпизоды приключений героя — именно такого формата, очень ле-гуиновская мораль, установление контакта без войны. В жизни героя был только один серьезный прокол, и то, что произошло потом, только подтверждает, что весь описанный мир разделяет эти ценности.

Не скажу, что текст прямо всем идеален, конечно. Про пришельцев очень интересно. Про то, как герой устраивает отношения со своими женщинами и гуляет со своими друзьями — очень скучно и вообще непонятно, зачем в хорошем фантастическом романе эта лабуда. Многовато разговоров там, где теоретически у персонажей не должно быть времени и желания вести такие заумные беседы, поддельно блещущие авторским остроумием. Но то, насколько интересно устроен мир, как описаны различные расы пришельцев и эпизоды контакта с новыми — все перекрывает.

ps Уже прочитав, выяснила, что под одной обложкой с названием «Галактический консул» было в реальности два романа, «Гребень волны» и «Гнездо Феникса».

Оценка : 8
«Шестой моряк»
–  [ 10 ]  +

aa10a, 22 сентября 2011 г. в 00:43

Автор убедительно показал, как он крут как писатель и что не может определиться, что же он пишет.

Первая часть, сделанная в виде пародии на юмористическую фэнтези, смахивает на очередной писательский анекдот для своих, но легко читается и забывается.

Часть вторая просто отлично начинается некой исландской сагой о некой деревне, но с середины скатывается в нереальный наркоманский бред, который можно пропустить через себя силой или такой же травой как у автора. Признаюсь, что вереницы страниц полные стихосложений стилизованных под исландскую героическую сагу были безжалостно мною пропущены.

Третью часть читать после такого не хотелось и не зря: фантасмагорические путешествие главного героя сквозь рассыпающуюся цивилизацию лишено всякого смысла, хотя имеет цель. В итоге: цель достигнута, смысл не найден, мир погибает как и положено.

Чтобы не говорили об авторе, как одном из продолжателей Стругацких, но переизбытка эрудиции и мастерского владения словом недостаточно, чтобы переплюнуть братьев.

Всё, бейте меня (:

Оценка : 7
«Гребень волны»
–  [ 9 ]  +

kirik, 12 июня 2018 г. в 16:45

Скучное повествование, стиль преподнесения сюжета утомляет через пару десятков страниц, а герои картонные, коих хлебом не корми, но дай высказать глубоко философскую мысль по поводу и без. Считаю, что попытка автора привнести побольше «смысловой нагрузки» в виде рассуждений провалилась и будет интересна, скорее всего, только начинающим свой путь чтения в мире фантастики, нежели прожженным читателям «со стажем».

В целом же книга ориентирована скорее на подростков, без изысков, активных действий, битв и путешествий — спокойное повествование о «серых буднях» некоего будущего и вялотекущем развитии главного героя в нем, с нравоучением и подведением итогов. Присутствует «советский дух» в изложении.

Читать под настроение.

Оценка : 4
«Гребень волны»
–  [ 9 ]  +

tirthika, 15 февраля 2015 г. в 14:29

То ли отвык от НАУЧНОЙ фантастики, то ли философствования замучили — читал первую книгу скорее на упрямстве, чем из интереса. Идеальные люди, высокотехнологичный мир, даже собственные названия устройств автор придумал. Но не впечатлило.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конкретно не понравилась попытка самоубийства ГГ от неразделённой любви. При том, что ГГ прошёл спецподготовку по всяким разным предметам и даже Аид прошёл. Я так понимаю, самоубить надо было чтобы психоблок поставить. По другому никак?

Оценка : 4
«Гребень волны»
–  [ 9 ]  +

vgi, 11 сентября 2013 г. в 16:30

Книга эта была мне рекомендована уважаемыми знакомыми и вообще по многим признакам должна была быть оказаться интересной. Но, к сожалению, не оказалась — я дочитывал её исключительно на упрямстве. Да, это, в каком-то смысле, слепок с мира Полудня — но несимпатичный мне главный герой решает в этом мире невнятные для меня проблемы. Братья Стругацкие, в общем и целом, представляли, чем, как и для чего будут заниматься люди в их будущем — пусть даже концепция «хомо люденс» сегодня и покажется кому-то надуманной. Филенко же, поместив героев в свой мир, по-моему, просто не знает, чем их там занять. В результате из книги и мира вынут стержень. Какие-то люди летают туда-сюда по Галактике и попадают в различные попадалова... В довершение всего Старшие Братья по Разуму намекают Главному Герою, что он ОТМЕЧЕН (именно так, капслоком). И тут аналогия с Миром Полудня в моих глазах разваливается окончательно. И у меня нет желания читать следующие книги цикла, чтобы понять, в каком именно смысле отмечен ГГ и каковы планы Старших Братьев на его счёт.

Оценка : 4
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

aldanare, 07 июня 2010 г. в 18:19

«Галактический консул» — это «звездный торговец Пола Андерсона встречает дипломата Ретифа Кейта Лаумера и беседует с ним на языке Стругацких». Мир, в котором это все происходит, похож на Полдень, но это не он — он не коммунистический и вообще никак не заидеологизированный. Земля у Филенко — несчастная планета, пережившая ядерный конфликт, после которого у человечества внезапно (хотя с чего бы?) встали мозги на место и оно занялось созиданием вместо разрушения; примерно тогда же на землян упало Галактическое Братство, объединяющее несметное множество разноуровнево развитых цивилизаций. Братство безвозмездно, то есть даром, подарило землянам энное количество технологий — включая подпространственное перемещение в космосе — и взяло к себе. Так человечество разделилось на тех, что остались на Земле, и тех , что отправилось осваивать новые рубежи и общаться с иными разумами. На последнем специализируются ученые-ксенологи. Среди них — и наш главгерой, Константин Кратов, страшно милый трехстворчатый шкаф с антресолями, причем в антресолях — мозги, и нефиговые.

Трилогия — «Галактический консул», «Эпицентр» и «Блудные братья» — выстроена декамеронисто: серия новелл — эпизодов из заковыристой кратовской судьбы, в каждом из которых герой решает очередную задачку общения с Иными (вот он на обложке одну из них и решает, красавец — впрочем , тогда он еще был не ксенологом и вообще молодым балбесом), обрамлена историей уже посолидневшего героя, которого мудрые инопланетяне отправили на Землю писать мемуары и заодно соображать, что один из этих эпизодов прошлого загадочным образом связал его судьбу с судьбой, ни много ни мало, Вселенной. И если внутренние новеллы завершены, то рамочная интрига до конца трилогии остается нерешенной — вроде бы автор собирался разгадывать загадку в продолжении (отрывок из грядущего продолжения ходит в сети под названием «Очень странные миры»), но его пока не видно...

Оторваться от всего этого безобразия невозможно совсем. По крайней мере, первые две части я читала взахлеб, а вот в «Блудных братьях» автор слегка затормозился — вместо серии новелл здесь единая история, но она, во-первых, вальяжна и перенасыщена деталями, во-вторых, совсем не инопланетна (это добротный такой шпионский роман, но совершенно земной по характеру конфликта), а в-третьих, в названии внезапно спойлер, муахаха. Но — отменный язык (местами почти совсем Стругацкие, да), живые симпатичные герои и вкусная пища для ума определенно перевешивают недостатки, если их вообще способен заметить кто-то не обладающий моей въедливостью.

Оценка : 9
«Очень странные миры»
–  [ 8 ]  +

J. Kurtz, 14 марта 2020 г. в 23:04

Большое спасибо Евгению Ивановичу за возвращение в мир Консула и моей молодости, а по ощущениям так и вовсе в детство, когда деревья были большими, космические загадки — невообразимо таинственными, межпланетные приключения — потрясающими воображение, а звездоходы — славными и мужественными раздолбаями. Книга прочитана с огромным удовольствием, закрыта с таким же огромным сожалением, но впереди томящее душу ожидание новых приключений и возвращения в полдень!

Оценка : 10
«Шествие динозавров»
–  [ 7 ]  +

bvi, 19 июля 2015 г. в 21:23

Текст в издании 2004 года существенно расширен по сравнению с публикацией в одноимённом сборнике ВТО 1991 года. Добавлено восемь новых глав, реалии нашего мира снабжены издевательскими комментариями, в конце, как положено, – восемь страниц словаря («ЮМБЛ-ЮМБЛ – эвфемизм, обозначающий половое сношение» и т.д.), повествование, кажется, стало раскрепощённее и грубее. Суть, в общем-то, осталась прежней и коротко может быть сведена к словам Аркадия Стругацкого (по воспоминаниям Э.Геворкяна): «Аркадий Натанович хмыкнул, а потом грустно сказал, что нам, молодым, ещё повезло. Мы ведь не знаем, что даже от групп мало что зависит и что за группами могут стоять силы, возможности которых нам неизвестны, интересы, которые нам непонятны, и цели, которые для нас непостижимы. Просто в один прекрасный день всё меняется, белое становится чёрным и наоборот, а нам кажется, что карты наконец открыты. Мы можем гадать и предполагать, кто игроки, но редко кому позволяют увидеть лицо хозяина игорного дома». Что, впрочем, не отменяет возможности и необходимости трепыхаться и не бросать вёсла.

Оценка : 10
«Сага о Тимофееве»
–  [ 7 ]  +

iskender-leon, 28 января 2013 г. в 19:54

Эти весёлые, добрые и смешные рассказы и одна повесть о непризнанном гении Тимофееве к сожалению слишком коротки, чтобы написать о них отзыв и обойтись при этом без спойлеров. Но скажу вам, друзья, что произведения эти — двоюродные братья работам Виктора Колупаева и троюродные — творениям Вадима Шефнера. Право же, лучшей рекомендации мне для них и не придумать.

Оценка : 9
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 7 ]  +

Kalvin, 16 августа 2009 г. в 19:17

Вот ты каков, мир Полдня! Вот какими будут люди через энное количество десятилетий! Вот что значит явленное цивилизационное добро в чистом виде! Ну что же, среди огромного числа антиутопий (которое преумножил и сам Филенко в свое время) столь безупречно утопический роман как ясный луч среди ненастья. Очень тепло. Очень душевно. Очень романтично. Ни одного отрицательного персонажа. Ни одной политической сатиры. Никаких брюзжаний по поводу и без. И при этом автор избегает пресловутого фраевского сибаритства, бесцельного и беспощадного. Весь роман — чистая незамутненная радость бытия, разве что слегка отягощенная подростковыми комплексами главного героя. Впрочем, даже они не представляют собой никакого конфликта, поскольку не воспринимаются всерьез никем, включая самого героя. Но хоть какой-то конфликт в романе должен же быть, спросите вы. Должен, отвечу я. Но в данном романе ничего подобного нет. Все же благостно, добро уже восторжествовало, какие конфликты? В чем же тогда вся соль повествования, последует закономерный вопрос. А соль, насколько я понимаю, в живописании общества будущего таким, какое оно должно быть с точки зрения автора. Филенко так увлекся этим, что вводная описательная глава о месте и времени разрослась до отдельной книги. Да, отчасти он скрашивает отчаянно затянутый поток подробностей жизни подростка будущего вставными байками о различных приключениях звездных первопроходцев, деталями межзвездной политики и т.д. Однако, к сожалению, в контексте эти вставки выглядят чужеродными и малообоснованными. Основное же действие практически не развивается, потонув в милых непосредственных междусобойчиках и невинном и — ей-богу — очень красивом эротизме.

Вердикт: очень приятно. Очень приятно! Но не в качестве самостоятельного романа. Смакование прелестей утопических будней несколько подзатянулось. В любом случае, ждем-с вторую часть.

Оценка : 7
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 7 ]  +

kastor, 16 апреля 2009 г. в 14:56

Вам ведь тоже знакомо это чувство, когда все время хочется заглянуть вперед на несколько страниц, чтобы узнать, что будет дальше, и одновременно читать все медленнее, смаковать, возвращаясь назад, чтобы продлить очарование прозы, которая близка тебе, как может быть близок человек. В этой прозе множество научных и технических терминов, существующих и придуманных, и автор оперирует ими с легкостью необыкновенной и с видимым удовольствием. В ней живут и действуют очень живые люди (и не совсем люди), знакомые и почти родные, хотя ясно даже и ежу – таких людей и такого общества просто не может быть ввиду некоторых неотъемлемых особенностей человеческой натуры. Но мечтать-то не вредно.

Судя по всему, эта проза и пишется так, как читается, – легко и медленно. И по тем же причинам. Оттого-то, в отличие от множества однодневок, ее приходится долго ждать. Ничего, мы подождем.

Оценка : 9
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Serenum, 02 августа 2008 г. в 03:12

Тяжелое произведения для души современного человека.

Цикл включающий в себя галактику, события в которой отражают проблемы нашей жизни.

Читая его вспоминаешь свои победы и ошибки, становится тягостно тяжело от того что упустил, сделал не так, не успел... И понимаешь, что есть еще впереди в жизни время, когда можно избежать повторения прошлого и обрести будующее.

Только прочитав цикл можно понять не разучился ли ты чувствовать, сожалеть, страдать и любить.

Благодарен автору за то, что своим произведением он пробудил душу, старые переживания, былые чувства и позволил взглянуть на это со стороны прожитых лет. Ведь если душа зачерствела, мы перестаем быть людьми...

Оценка : 10
«Гребень волны»
–  [ 6 ]  +

visual73, 15 февраля 2021 г. в 15:59

Произведение понравилось. Устал от новых авторов западной литературы, которые в большинстве своём явно не дотягивают до мыслящей литературы. Филенко в этом плане очень не плох, и никак не сравним с современными «комиксами», коих очень много. Вдумчивое, спокойное повествование, без ярко выраженных стремительный экшенов. Вместе с тем книга увлекает, заставляет следить за сюжетом. Конечно многое является продуктом той, ещё советской эпохи, и возможно это и привлекает, так или иначе та эпоха несла в себе важные пусть и идеалистические цели как отдельного человека, так и человечества в целом, и это главное в том строе который возводили наши деды и отцы. Думаю Филенко заслуженно зашёл в пантеон наших фантастов 90-ых годов, хотя его творчество я и пропустил в те годы, и должен стоять на полке у многих любителей фантастики.

Оценка : 8
«Очень странные миры»
–  [ 6 ]  +

Samtredion, 07 июля 2020 г. в 05:20

Являясь большим поклонником предыдущих книг о Кратове, очень ждал продолжение эпопеи. Увы... За прошедшие 15 лет автор стал халтурить (или совсем исписался), что видно и по многим другим «свежим» книгам. Те разговоры, которые определяли дух предыдущих книг (милый стиль Полдня) здесь стали самоцелью и единственным наполнением. Нет никакого развития сюжета, 90% это треп второстепенных персонажей, не раскрывающий ни сюжет, ни самих персонажей. Вот просто вода и словоблудие. Текст перегружен цитатами, причем и сами цитаты не несут никакого смысла (не являются ни известными афоризмами, ни какими либо интересными мыслями) и ничего не иллюстрируют. Просто мы узнаем, что автор ознакомился с текстами древних французов и японцев. Ну, похвастался, мы стали гораздо образованнее. В итоге ничего не произошло. Была подвешена интрига на 5-ти первых и последних страницах. А весь остальной (весьма объемистый текст) никакие не странные миры, а обычная вода. Разочарован.

Об издании: хорошая белая бумага, вшитая закладка — приятно держать в руках. Внутри печальнее. Да есть иллюстрации, и каждая в отдельности более-менее, но все вместе очень одинаковые и скучные. Явно художник не напрягался. Еще хуже с текстом. Шрифт (указана гарнитура Newton) сам по себе неряшливый: очень тонкие и дерганные линии. И почти на каждой странице есть абзацы, в которых верстальщик (указан Е.Филенко) уменьшал число строк за счет уменьшения межбуквенного интервала с одновременным уменьшением кегля. Выглядят эти места просто дико для глаз. Как школьник на коленке делал. И все удовольствие от хорошей бумаги пропадает. А цена в полторы тысячи (в известной сети можно было со скидкой за 1 тыс. купить) добавляет еще большее разочарование.

Поклонникам Консула конечно придется читать, но не думаю, что многие получат удовольствие.

Оценка : 6
«Шестой моряк»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 13 октября 2019 г. в 23:33

Необычный роман, подрывающий устои. Главный герой книги — сверхъестественное существо, у которого нет имени, но люди и прочие создания ему для удобства придумывают разные имена — демон, Скользец, Локи, терминальный эффектор, Криптос и т.д..

Первая часть романа — юмористическое фэнтези плюс квест-детектив.

Вторая часть — опять же юмористическое фэнтези, но более абсурдное. Мне кажется, что эта часть сочинена самим Скользецом-Локи, это такой вложенный сюжет, так как события этой части не сочетаются с событиями третьей части. Впрочем, и в первой части есть момент, не сочетающийся с последней частью.

В третьей части больше научной фантастики, юмора уже нет; наоборот, хорошо передано ощущение надвигающегося конца света и бессмысленности всего и вся.

Минусы: Много мата и просто сниженной лексики, секса, трупов. Видя такие вещи, всегда хочется снизить оценку. Также во второй части есть большой эпизод с обилием бредовых как-бы исландских стихов и бредовых же рассуждений, которые читать непросто.

Плюсы: Написано меж тем хорошо. Филенко плохо написать и не мог бы, наверное. Местами очень остроумно, невозможно сдержать смех. Атмосферно и по настоящему глубоко с точки зрения философии.

Оценка : 7
«Гребень волны»
–  [ 6 ]  +

master so, 06 декабря 2018 г. в 11:11

Впечатление от первого романа двоякое. Вроде любимый жанр, вроде стильно, но от чтения не в восторге. Возможно сминусило настроение рваное повествование, постоянно отвлекающие интерлюдии, невнятные поступки и мысли. Но о прочитанном не пожалел, осталось желание читать следующие романы.

Оценка : 7
«Вектор атаки»
–  [ 6 ]  +

rukella, 27 июня 2014 г. в 15:50

Школа — она или есть, или ее нет. У Евгения Ивановича школа есть, и это факт. Конечно, «Эксмо» с его желанием нашинковать книгу помельче несколько обламывает читателя, оставляя его на самом интересном месте, но продолжение, надеюсь на совесть и разум издателей, а так же уважение читателей, не за горами. Вся эпопея стоит того, чтобы ждать. Где вы еще в наше время найдете такой великолепный язык, такую многослойность и так «вкусно» описанное будущее?

Пойду перечитаю эпопею, сдается мне, я прошляпила пару ответов на старые загадки, сама того не замечая...

Невзирая на измывательства почтенного издателя, оценка — высшая.

Оценка : 10
«Вектор атаки»
–  [ 6 ]  +

goga77, 26 июня 2014 г. в 13:59

Сначала о плохом.

Эксмо совсем с дуба упало и выпустило «Вектор...» в обложке от «Бумеранга...». И с аннотацией от «Бумеранга...» И в серии «Абсолютное оружие». Но это ерунда.

Теперь еще о плохом. Или это известные штучки Эксмо, или одно из двух (мне слабо верится, что так и задумывал уважаемый Евгений Иванович), но это первая часть книги. Почему грешу на Эксмо — они этим регулярно развлекаются «для прибыли», а у Филенко привычки рвать книги посредине я не встречал ранее. Да, ни один роман цикла не даёт ответа на все вопросы, но вот так, «на самом интересном месте» — не было такого.

Теперь о хорошем.

Те, кто ждал — наконец-то дождались. Та же «многовекторность», тот же прекрасный язык. Много эхайнов, «хороших и разных», новых и уже знакомых. Людей (и нелюдей) тоже много. Поскольку это не прямое продолжение «Бумеранга»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Северина мы увидим только «со спины» и всю книгу будем за ним гоняться — мальчик оказался действительно удачливым. Но Северин — только часть проблемы, в количественном выражении — меньше 1/200.

В общем, опять придётся ждать. Ждать продолжения и надеяться, что проблемы с издательством на этот раз автора минуют.

Оценка : 8
«Пашквиль»
–  [ 6 ]  +

coleebree, 26 февраля 2013 г. в 04:49

Отличная идея. Традиционная, но в то же самое время свежая. Рассказ пронизан грустью и ностальгией. На мой взгляд «истинный» финал — это такая отсылка к миру Полудня, идеальному будущему, для которого наши советские и постсоветские реалии всего лишь фантастика. После первого прочтения тоже показалось, что этот финал чужероден. Но чем больше думаешь о рассказе, тем лучше понимаешь, что он на своем месте. Он оправдывает и объясняет все то, что произошло, и придает объема.

Оценка : 9
«Пашквиль»
–  [ 6 ]  +

kraamis, 05 сентября 2012 г. в 17:03

Жизнь меняется быстро и неумолимо. Если человеку жившему тридцать лет назад рассказать о нынешней жизни, или нынеживущему о жизни через тридцать лет, то есть большая вероятность, что слушатель как минимум будет шокирован. Да и для человека далекого будущего бытовые реалии нашего времени покажутся довольно странными. Рассказ как раз и представляет два таких взгляда из прошлого в будущее и из будущего в прошлое. Вид из прошлого на наши дни автору явно удался, чего нельзя сказать о обратном направлении, которое выглядит надуманным и сделанным на скорую руку.

Оценка : 8
«Сага о Тимофееве»
–  [ 6 ]  +

UMAB-C-PEX, 27 июля 2011 г. в 15:25

Одно из самых добрых, светлых и чистых произведений в нашей НФ. Да, это как бы и ответ Г.Каттенру («Два мира — два образа жизни»), но в то же время абсолютно самостоятельное произведение — о добрых и порядочных людях. Написано с люгким юмором, общее ощущение от эмоционального настроя — как от рассказов С.Другаля (ну или В.Крапивина, лишенного надрыва и тревожности). Читать обязательно! Кто в СССР не жил — попробуйте ощутить, что в стране было отнюдь не всё так плохо, ну а кто был — не забудет :-)

Оценка : 10
«Шествие динозавров»
–  [ 6 ]  +

nibbles, 19 июля 2010 г. в 11:16

«Шествие динозавров» специально предназначено для искоренения наших представлений о штампах. Приступать к «Шествию...» следует как к отдельной, не имеющей аналогов, книге. Только в этом случае гарантируется удовольствие от прочтения (если, конечно, целью чтения не является последующий критиканский разбор на окололитературных форумах).

Путешествие во времени? Ну, да-да, есть. Экий штамп, право-слово! Только вот никаких хроноклазмов, временных парадоксов, никаких глупых «А если я убью свою прабабушку?». Лишь как данность и незначительная деталь, к которой все давно привыкли.

Приключения? Опять-таки — не являются определяющими и уж точно не являются самоцелью повествования. Хоть и есть динамичные места со свистом клинков и хрустом костей.

Если б я мог выбрать определяющий, стержневой посыл «Шествия динозавров», то остановился бы на «Взросление-становление героя». Исключительно интересно наблюдать, как из почти опустившегося хлюпика-интеллигента времен Перестройки ВЫПЛАВЛЯЕТСЯ решительный и жесткий телохранитель-историк... тем не менее не переставший думать и сомневаться.

Персонажи действует на протяжении всего романа полностью в соответствии со своими психотипами (которые, как я сказал выше, к тому же и изменяются по ходу повествования). Станиславский был бы доволен.

Сюжет — штамп? Не знаешь, к чему прицепиться — изреки с умным видом: «штамп!» Все равно «что-то похожее» всегда можно найти в других произведениях, а доказывать обратное практически нереально... да и смысла не имеет.

Язык нормальный. Главные герои говорят в соответствии со своими типажами. «Верю!» А описательная часть не только образна, но и лаконична, и изобретательна. А уж вставки фрагментов местного фольклора (в соответствующей тональности эпоса) — так и вовсе радуют слух, нагнетая... соответствующую атмосферу.

«Мутный финал»... Интересно, с каких это пор финал, оставляющий какие-то вопросы без ответов, является показателем плохого произведения? Плакал над этим пунктом аж пять секунд.

Итого... Если вам нужен боевик с незамутненным и прямолинейным сюжетом, то вам явно в другое окошко. Здесь придется думать и, о ужас, иногда даже читать фрагменты эпоса Атлантиды.

Оценка : 9
«Балумба-Макомбе»
–  [ 6 ]  +

Sawwin, 24 февраля 2009 г. в 22:03

Как много мы читали рассказов о контакте пришельцев с дикарями! Но такого рассказа мы ещё не читали. Счастливое умение -- повернуть избитую тему новой стороной. И очень хорошая, человечная, заключительная фраза.

Оценка : 8
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

vim3, 12 февраля 2009 г. в 19:25

Цикл принадлежит к жанру твёрдой НФ. Автор попытался нарисовать подробную картину мира далёкого будущего, при этом не стесняясь заимствовать некоторые элементы, разработанные классиками советской фантастики: Ефремовым, Стругацкими, Снеговым, Ларионовой...

Обладая неповторимым стилем, Филоненко умело выстраивает в книгах цикла динамичные, увлекательные сюжеты. Это один из тех редких случаях, когда, бывает, зачитываешься далеко за полночь, не в силах оторваться от занимательного повествования. Почему же рука не поднялась поставить десятку или девятку? Во-первых, раздражают длиннейшие монологи, нередко вкладываемые автором в уста персонажей. В книгах цикла и главные, и втростепенные герои вещают целыми страницами даже без перерыва на пиво:-))). Во-вторых, Филоненко местами недоработал в продумывании мира галактического братства и его оппонентов, что привело к некоторым рискованным нестыковкам. В-третьих, местами автор грешит прямолинейностью, пытаясь до мелочей разжевать события читателю.

В целом увлекательные, весьма ровно и профессионально написанные книги образуют замечательный цикл, настоятельно рекомендуемый к прочтению всем любителям твёрдой НФ. Ждём продолжения!

Оценка : 8
«Сага о Тимофееве»
–  [ 6 ]  +

Alexandre, 24 января 2009 г. в 20:19

«Вы знаете как делаются открытия? Всем известно, что нечто — невозможно. Приходит человек, который этого не знает. Он-то и делает открытие».

Забыл чья это фраза, склероз проклятый! Но помню я ее давно, ибо произнес это кто-то из величайших, чуть ли не сам Эйнштейн. И вот эту замечательную фразу писатель Филенко разворачивает в свой цикл рассказов — «Сага о Тимофееве». Красиво и недлинно написано, местами очень даже смешно, а местами вполне серьезно; фантастики ровно столько, чтоб не задумываться над вопросом — как это герой собирает из неизвестно какого хлама свои чудесные приборчики, а остальное — нескучное описание жизни самых разных людей.

Читайте, чудесные легкие произведения, которые показывают, как же прекрасна на деле наша жизнь.

Оценка : 9
«Балумба-Макомбе»
–  [ 6 ]  +

Вертер де Гёте, 02 сентября 2007 г. в 21:41

Удивительное рядом. Если мы о чем-то не знаем, то это не означает, что оно не существует.

Главное-то Макомбе понял — нужно выбирать таких богов, которые не будут слишком прожорливыми.

Оценка : 8
«Мир Галактического консула» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Vitality, 25 октября 2006 г. в 05:15

Абсолютный шедевр! Хотя первые две части чуть богаче на приключения, чем две последующие, ценность произведения-цикла от этого не меняется. На поле классической, твердой фантастики на постсоветском пространтсве нет сегодня равных Филенко. Романы невероятно увлекательны и, в то же время, во многом поучительны, несут в себе исключительно позитивные качества. Одна из лучших утопий, когда-либо созданных. Самые настоятельные рекомендации для любителей серьезной, глубокой фантастики. PS: Обратите внимание на «коммент» выше: создатель опуса, грубо говоря, гонит, и мало того: он с завидным упорством зовет Филенко ФилОНенко. А кто-то его еще и плюсом одарил...

Оценка : 10
«Бездна»
–  [ 5 ]  +

J. Kurtz, 28 октября 2023 г. в 20:53

Повесть найдена, отсканирована и прочитана. Пока читал, ловил себя на том, что часто улыбаюсь; но не потому, что смешно, а потому, что приятно.

Приятно почитать эдакий привет из детства, к тому же написанный не кем-то из известных в те годы авторов, а вообще юношей с взором горящим. И взор этот освещал в своей повести Землю далекого будущего, («А что там у вас на Земле? — А у нас на Земле коммунизм!»), и далекий и коварный Космос с его тайнами и ловушками, и людей, которые так могут себя вести, наверное, только и в представлении вчерашнего советского школьника, так твердо, так честно, так героически.

Те, кто любит книги Филенко, прочтут эту повесть с удовольствием, наверняка, потому что в ней видны и зарождающиеся художественные приемы будущего отличного писателя, и литературные успехи, ну и фотонные дезинтеграторы — потому как добро должно быть с кулаками.

Оценка : 8
«Детский ад»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 25 августа 2023 г. в 22:13

Это по сути даже не постапокалипсис (хотя по форме именно он), а самый настоящий апокалипсис, без всяких «пост». И ощущение при чтении соответствующее — гнетущее, тяжёлое. Насколько уютные у Евгения Филенко утопические миры, настолько же страшны произведения мрачных жанров. У автора настоящий талант передавать эмоции. В данным случае они возникают на контрасте: с одной стороны — дети, любящие книги, верящие в хорошее; с другой — полный ужасов угасающий мир. Плюс к этому история держит в напряжении. И концовка — незабываемая.

Оценка : 9
«Сага о Тимофееве»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 14 января 2021 г. в 14:17

Это очень позитивная, оптимистическая и добрая фантастика. Главный герой цикла — Виктор Тимофеев — является изобретателем совершенно невероятных устройств с практически волшебными свойствами; до такой степени невероятных, что это даже не научная фантастика, а почти сказка. Причём, свои изобретения он, как правило, создаёт за считанные часы и из подручных средств. И не менее фантастичным обстоятельством оказывается то, насколько Тимофееву повезло в жизни с настоящей любовью и настоящими друзьями.

«Сага о Тимофееве» напомнила некоторые произведения Вадима Шефнера — героями его произведений тоже часто были чудаки-изобретатели.

Благодаря своим изобретениям Тимофеев становится известной личностью для представителей иных миров, внеземных цивилизаций и людей далёкого будущего и прошлого, но в своём отечестве он остаётся простым и никому не известным, однако счастливым, студентом-историком.

«Сага о Тимофееве» в своё время стала дебютной книгой Евгения Филенко, а несколько нет назад он написал ещё одну повесть об уже немолодом Тимофееве — «Межвременье». Действие происходит в наши дни и повесть эта ожидаемо более пессимистична, чем ранние рассказы, но только поначалу; по прочтении же она оставляет впечатление новогодней сказки

Оценка : 9
«Шествие динозавров»
–  [ 5 ]  +

ahenobarbus, 25 января 2020 г. в 19:00

Это было шикарное и раздражающее чтение. Шикарное, потому что нечасто попадаются настолько масштабные и в тоже время изящные по замыслу произведения. Вымышленный автором, так сказать, «исторический полигон» великолепен и дает прекрасные возможности для спекуляций на самые различные темы — от судьбы человеческой до особенностей социального развития и пресловутой теории заговора. Кроме того, роман достаточно неплохо написан. Легкий язык, динамичное действие. Отчасти текст напоминает сборную солянку, видно, что писался по принципу «чего душа желает». Тут есть и небывалые доисторические твари, и какие-то сверхъестественные сущности, и пришельцы, и многое другое. Кому-то, возможно, все это показалось бы излишним, не имеющим отношения к собственно сюжетной линии и даже мешающим восприятию, но на мой вкус тут случай скорее обратный. Все это придает тексту дополнительный объем. А некоторые детали так просто дивно хороши сами по себе — мучающий героев романа «синдром воспоминаний о других вариантах», например. Понравились и псевдофольклорные вставки. Своеобразно написаны и с большой фантазией. И даже языколомные имена и названия не раздражали, есть в них какой-то своеобразный колорит.

В общем, многое в романе — хорошо, уместно и увлекательно. Но громадный, не побоюсь этого слова, потенциал собственных находок автор использовать не сумел. Они грудой валяются перед читателем как самоцветы неограненные. В сеттинге, словно созданном для рассуждений на социальные темы, ничего социального, по сути, и нет. Целостная картина общества ни «будетлян», ни «имперцев», в общем-то, не получилась, она просто отсутствует. Рассуждения главного героя на околополитические и околосоциальные темы не поднимаются выше кухонного интеллигентского брюзжания, над которым сам же автор местами и издевается. Удивительны в этом плане авторские комментарии, которыми снабжен текст. Стоило ли местами чуть ли не «хлестать по щекам» своего персонажа, чтобы потом самому кое-где повторять все те же низкопробные диссидентские агитки? Но это, видимо, к вопросу о переменчивости и противоречивости человеческой природы, по поводу которых сам автор цитировал Монтеня.

Вообще главный герой вызывал глухое, но отчетливое подспудное раздражение. Никак он не соответствует той роли, на которую его назначил автор. И дело даже не в типичном для представителей позднесоветской интеллигенции инфантилизме и слабохарактерности. Просто, уж извините, он не выглядит в достаточной степени интеллектуально состоятельным, притом, что автором декларируется, что искали-то именно интеллектуала. А интеллект это вовсе не способность к месту и не к месту обильно цитировать ранее прочитанное. Хотя не скрою, такие «интеллигентские понты» в этой книге таки доставили мне приятных минут. Интеллект — прежде всего способность понимать и делать выводы. А вот ее как-то Сорохтин продемонстрировал не сильно. И вообще, слишком он типичен, банален. И во мнениях, и даже в интересах. Культы личности он, видите ли, исследует. Конечно, кто же в конце восьмидесятых не интересовался культом личности, тоталитаризмом, репрессиями, прочей подобной лабудой. От исследователей деваться некуда было.

Некоторые сцены в романе слишком уж слюняво-мелодраматичны. К счастью, их немного. Кроме того, я с некоторым удивлением понял, что мне не нравится наличие в «Шествии динозавров» эротики. Хотя никакой неприязни к подобному компоненту я обычно не имею, и по нынешним временам соответствующие сцены в романе выглядят прямо-таки целомудренными, но слишком уж от них разит неудовлетворенными подростковыми фантазиями. Средненький по всем параметрам индивид не только превращается в боевую машину, но попадает то в общество, где 90% женщин — нимфоманки, то в общество, где все женщины, по его же словам, низведены до уровня животных. И хотя, ни тем, ни другим он толком не воспользуется мне как-то не очень зашло. Ну, и подспудный антисоветизм и героя, и автора, и органически связанный с ним общий унылый, пропитанный историческим пессимизмом настрой тоже не радовали. Впрочем, на этом фоне в определенном смысле сыграл в плюс финал романа: наверное, он выглядит немного натянутым, но зато в нем показан человек, который решил не сдаваться обстоятельствам. Это ценно.

И повторю мысль, которую уже высказывал в другом отзыве: хорошую книгу следует оценивать по тому, что автору удалось, а не по тому, что у него не получилось. «Шествие динозавров» — хорошая книга.

Оценка : 9
«Эпицентр»
–  [ 5 ]  +

Adjib, 15 мая 2019 г. в 10:01

Кому-то роман показался  сборником  повестей. 

Не  оттого ли, что   его родство  с первыми романами цикла, такое же,  как у  «Хроник капитана Блада»  — с бладовской «Одиссеей»?

Мне кажется,  что  к моменту написания «Эпицентра», автор  уже распрощался с  Галактическим Консулом, остыл эмоционально, но, поскреб по сусекам и   смонтировал еще одно произведение, вроде бы похожее на  предыдущие,  но... ощущается в  романе налет  какой то  несерьезности...

Ведь не  воспринимать же всерьез   «ультра-инфра-грависпазматическую парафизику»,  с помощью которой   «строится ку-синус-альфа-омега-векторная гравитационная сеть с тензорными проседаниями в ку-тангенс-бета-гамма-сопространство и укладывается в сопроникающие минус-гармонические прото-области...»

Ну, а   трансурановые элементы «лукашиний» и  «шаламовий»?

А рассыпанные по всему тексту  невыговариваемые   географические  и  ксенологические  названия?..

Что еще  показалось  забавным — это  причудливая  связь   между главой «Парадиз»  и « Возвращением»  Стругацких.   В обоих  есть схожий  эпизод,  где  к герою в комнату является незваный   гость, желающий   улечься на хозяйское  спальное место — там и там  именуемое специфическим словом «лежбище»... Да, еще присутствуют огурцы — правда, в одном случае малосольные, в другом -«с пупырышками»...

Есть в» Эпицентре» вот такой любопытный  абзац:

«было установлено существование в экзометрическом сопространстве мобильных объектов  конечной массы и устойчивой формы, что выразилось, во-первых, в равномерных, неволновой природы, искажениях структуры сопространства, а во-вторых, в торможении и рассеянии сканирующего импульса, каковое явление впоследствии было обозначено как «экзометрическое отражение»...»

Каково?  Это не скучная дырка-«червоточина».

Прямо   бальзам на душу  романтика космических пространств! 

Правда, этим  все и ограничилось —  тема развития не получила.

Что касается  фигуры  Галактического Консула, то звездохода-плоддера-ксенолога  Кратова  можно и  охарактеризовать кратко:  

Гвозди бы делать из этих людей — крепче бы не было в мире гвоздей...

В итоге... да, в общем-то,  весь цикл  о Галактическом  Консуле —  вполне приемлемая фантастика   переходного периода от фантастики  советской,  к   «потешным  играм» нашего времени...

Впрочем,   при  толерантном отношении к данному  роману,  есть ощущение,  что знакомство с заключительной книгой  серии ничего нового не прибавит. Поэтому читать  «Блудных братьев» воздержусь.

Оценка : 7
«Гребень волны»
–  [ 5 ]  +

mka, 06 декабря 2018 г. в 18:11

Порядка 90 проц. книги составляют хаотичные и нудные фрагменты пред- или над-историй из жизни главного героя, за исключением разве что описания прохождения полигона в начале и исследовательской миссии в самом конце. Зачатки казалось бы «главного» события начинаются где-то посередине, но тоже быстро прерываются фрагментами из других эпизодов жизни ГГ.

Оценка : 4
«Гнездо Феникса»
–  [ 5 ]  +

master so, 06 декабря 2018 г. в 11:16

Более сильное произведение по сравнению с первым. Естественно на мой, субъективный взгляд. Более потребительское наполнение, более художественное оформление текста. При чтении исчез весь негатив от первой книги, читал с настроением. Соответственно, в свете прочитанного, осталось желание узнать о дальнейшей деятельности главного героя. Хотелось бы верить, что дальше будет лучше.

Оценка : 8
«Чёрные Эхайны» [Роман-эпопея]
–  [ 5 ]  +

mif1959, 04 февраля 2018 г. в 14:45

В одном из отзывов на эту трилогию на «Фантлабе» сказано так: «Полное разочарование. Минимум действия, максимум абсолютно пустопорожних глав. Это или разговоры, или самокопания персонажей, причем и персонажи, и их мысли и разговоры не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки для развития или раскрытия сюжета. Вот просто скучный и абсолютно никчемный набор предложений. Спасибо, что не каждый из 200 заложников нам изложил свои ... непонятно что». Совершенно противоположный отзыв услышал недавно от товарища, начавшего читать «Вектор атаки»: боевик какой-то – сплошной сюжет.

С одной стороны все три романа – продолжение «Бумеранга на один бросок», с другой – главный герой «Бумеранга…» Северин Морозов непосредственно сам проходит по сюжету лишь несколькими эпизодами. Напомню, что действие проистекает в далеком будущем, напоминающим светлый «Мир Полдня» братьев Стругацких. Но черные эхайны – потомки неандертальцев, которых миллионы лет назад отселили с Земли на много световых лет, считают Федерацию человечества своим врагом и действуют соответственно:

«ВЬЮРГАХИХХ: Вам что-нибудь говорит понятие «гуманизма»?

ХЭНТАУТУ: Мы изучали историю философских учений в академии. Абстрактное и малоприменимое к реальности философское учение.

ВЬЮРГАХИХХ: Для Федерации это основа мировоззрения. Если угодно – форма религии. Они не станут превращать ваши штурм-крейсеры в неуправляемые железные коробки из опасений, что они сойдут с орбиты и по баллистической траектории грохнутся на Троктарк. Они попытаются сберечь ваши жизни точно так же, как и свои, может быть – даже более ревностно. Не пытайтесь понять их мотивацию».

Как может общество, где каждый – друг, товарищ и брат, противостоять тем, у кого война, убийства и смерть – дело повседневное? Те и другие владеют высокими технологиями и летают меж звезд.

Около 20 лет назад эхайны захватили в заложники 200 человек. Многолетние попытки обнаружить место нахождения заложников были безрезультатны. Самовольная и удавшаяся попытка 17-летнего Северина, черного эхайна по происхождению, но воспитывавшегося на Земле, улететь на родину предков, дабы найти этих заложников, стала спусковым крючком для эскалации последующих событий.

В трилогии действительно около   трех десятков персонажей имеют собственный не похожий на других голос, характер, мнение и свою интерпретацию событий. Практически каждый из них профессионал, который ведет свою игру или работает в группе или исполняет приказ. Пусть даже якобы придуриваясь при этом, как троица эхайнских подчиненных мичмана Нунгатау из категории «болтунов», скрывающих под этой маской свои истинные звания и подготовку. Да и сам мичман, казалось бы недалекий солдафон, неизменно оказывающийся в нужное время в нужном месте, начинает вызывать у высокопоставленных профи недоумение: а кто он, собственно, такой?

Евгений ФИЛЕНКО автор того же типа как и Джо АБЕРКРОМБИ, ворвавшийся в фантастику во второй половине 2000-х с трилогией «Первый закон» и вызвавший у ревнителей жанра ярое неприятие: «Да все, о чем он пишет, вторично – ни новых идей, ни оригинальности описываемого мира: сплошное клише». У АБЕРКРОМБИ оказалось главное, на чем держится настоящая литература, — живые полнокровные интересные герои, у каждого из которых есть своя правда и своя непротиворечивая логика действий. Герои ФИЛЕНКО столь же умны, живы и логичны. И если кто-то из них проигрывает, то не из-за подставы автора, а потому что в жесткой схватке двоих один неизменно должен будет проиграть. Пока это эхайны:

«Вы серьезно полагаете, что эхайны утихомирятся?!

– Рано или поздно такое происходит со всеми. Волны гасят ветер, мессир…

– Кто это сказал?

– Некто из мудрых. Гуманитарное наследие человечества, их вклад в житницы пангалактической культуры.

– Гм… но кто в нашем случае волны, а кто ветер?

– Это зависит от угла зрения, мессир, – уклончиво заметил адъютант Стьесс».

У Евгения ФИЛЕНКО немало аналогичных ссылок на братьев СТРУГАЦКИХ. В отличие большинства других авторов он органично существует в мире Полдня: это не эпигонство, это полноценный развивающийся мир, а не декорация на литстудии. Уверен, Евгений ФИЛЕНКО – единственный, кому было бы по силам действительно написать роман «Белый ферзь» в отличие от той халтуры, которая существует сейчас.

Оценка : 9
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 5 ]  +

Krio, 19 декабря 2017 г. в 11:06

Книга просто поразила. Филенко я читал давным-давно, в юности — рассказ «Удар молнии» в «Уральском следопыте». До сих пор считаю его лучшим фантастическим рассказом, честно. Но вот потом как-то подзабыл об авторе, не искал его книг.

И вдруг наткнулся на эту. купил не особо рассчитывая пережить то же яркое ощущение, что и от давнишнего рассказа. Но как же я приятно ошибся! Слог автора по-прежнему завораживает, герои (или персонажи, как угодно) начинают сразу же обретать плоть, сюжет затягивает — в общем, прочел на одном дыхании. Теперь ищу другие книги Филенко.

Всем рекомендую обязательно прочитать

Оценка : 9
«Дарю вам этот мир»
–  [ 5 ]  +

Chosen, 21 июня 2017 г. в 08:09

А мне этот рассказ очень понравился.

Поначалу читается трудновато но потом невозможно оторватся. Рассказ о Космическом Драйвере потерпевшем крушение на землеподобной планете.

В нём присутствуют несколько моих любимых тем, это «Робинзониада» (Выживание) — как ведёт себя человек вырваный из своей «зоны комфорта» после чего проявляется его истинное «Я» и отношения между Человеком и Животным (желательно инопланетным).

Я получил огромное удовольствие при прочтении, очень советую.

Оценка : 9
«Вектор атаки»
–  [ 5 ]  +

bvi, 15 августа 2015 г. в 20:14

Филенко пишет неспешно. Очень детально разработав мир будущего, он скользит в нём, словно дельфин в воде, добавляя всё новые и новые детали этого мира. Роман «Вектор атаки» вышел в 2014 году, а предыдущая история о Галактическом консуле, космопроходце Константине Кратове, была опубликована восемь лет назад. Совершенно нетипичен для нашего времени такой разрыв, когда авторы спешат выпустить два-три романа в год, а то и более.

Но для знатоков и любителей книг Евгения это лишний повод перечитать ранние его книги, вспомнить какие-то подробности, связать воедино прошлые и новые истории, тем более, что перечитывать их интересно.

Забавно, что каждую новую книгу цикла о Галактическом консуле можно начинать читать и получать удовольствие, даже не зная ранние романы. Автор так умудряется построить повествование, что для понимания текста всё имеется в каждой отдельной части.

В мире будущего Евгения Филенко космос обилен на самые разные формы жизни, встречаются весьма развитые цивилизации, но основной конфликт интересов построен на любопытной гипотезе о том, что 50.000 лет назад могущественные инопланетяне эвакуировали с Земли неандертальцев, спасая их от наших предков. Потомки этих неандертальцев, которые называют себя эхайнами, прошли примерно такой же эволюционный путь развития, что и мы, также распространились в космосе, и периодически сталкиваются с землянами.

Несмотря на некоторые (впрочем, не очень существенные) различия, эхайны очень похожи на людей во всех отношениях, в частности, в психологическом плане. И это позволяет автору строить сложные коллизии, которые вызывают интерес читателя, поскольку мы легко можем отождествить себя как с землянами, так и с эхайнами.

Мир будущего Филенко напоминает Мир Полудня братьев Стругацких, что тоже чрезвычайно приятно на фоне чернушных космических потасовок. И хотя не всё гладко в этом мире, и Галактическому консулу Кратову приходится регулярно разрешать сложные проблемы, но общее доброжелательное настроение этого мира очень нужно нам в наше непростое время.

Жаль только, что роман «Вектор атаки» обрывается на самом интересном месте, а когда издатели напечатают продолжение, никто не ведает.

Оценка : 10
«Шестой моряк»
–  [ 5 ]  +

mif1959, 06 июля 2013 г. в 18:35

«Я подарю тебе туфли из самой лучшей кожи, какая только есть в Стране Льдов, — продолжал Бьярки. – И никто больше не назовет тебя Хейд Босоногой». «Лучше подари мне свое сердце», — сказала Арнора. «Оно уже твое», — ответил Бьярки. «Вот как?» — обрадовалась колдунья. С этими словами она выхватила острый нож, вспорола грудь бедного Бьярки и вырвала его горячее любящее сердце». А что? Сам виноват. Надо быть осторожнее в желаниях и словах. «Они все время просят не так и не то», — считает главный герой новой книги Евгения ФИЛЕНКО. Его вызывают из небытия в исключительных случаях. Одни называют его демоном, другие – богом Локи, вернувшимся в мир из Вальхаллы, третьи – терминальным эффектором. А может, он сам себя так называет в зависимости от мира, в который попадает по чужому велению. До появления людей здесь жили тукнругилухи, потом кулпатсантры, далее авакуапеулиа, и еще кто-то, и еще… Много их было. Почти каждому что-то было нужно от главного героя. «Они могли бы спросить у меня, как и для чего устроен этот мир. Могли бы спросить, кто был до них на этой земле. Я готов был открыть им сокровищницы горных королей и тайники лесных ведунов. Я еще помнил, где сокрыта величайшая библиотека магических свитков. Я мог привести их к заповедной машине, которая была построена алерсэйгарызами для управления мирозданием, однажды приведена в действие и упрятана там, где никто не найдет ее до конца времен, никто – кроме меня».

Три главы в новой книге пермского автора, молчавшего с 2006 года. Три пробуждения «каменного бога». Одна написана в формате фэнтези, другая — Science Fiction с некоторой отсылкой на проектную литературу, третья – центральная – слегка абсурдистское повествование на базе скандинавской мифологии (с точки зрения того, как это написано, — шедевр не хуже «Времени Бармаглота» Дмитрия КОЛОДАНА). О чем вся книга? О мире и тексте, о мире как тексте. «Ничего путного в этих книгах ты не найдешь, уж я-то знаю, — сказал Локки. – А жизнь на них потратишь». «Все едино, жизнь нужно на что-то тратить, — возразила Хейд. – Эти книги ничем не хуже любой иной цели».

Оценка : 10
«Гребень волны»
–  [ 5 ]  +

марко, 26 октября 2011 г. в 21:56

Филенко интересен. Пишет не много, видимо не быстро (по современным меркам), но качественно. В принципе, гораздо лучше чем многие, многие.. Итак, романтическая литература, научно-фантастическая, приключенческая, я бы сказал, больше для юношеского возраста. Но написано стильно, действительно дорогой Братьев идет Евгений. А вообще, очень сильно.

Оценка : 8
«Бумеранг на один бросок»
–  [ 5 ]  +

Аксолотль, 05 августа 2009 г. в 05:14

Прекрасный и редкий автор. Мир Полдня плюс замечательная подростковая проза в духе лучших образов советской фантастики. При этом совершенно не отдает нафталином, легко читается, масса вкуснейших деталей. Не соглашусь, что шедевр, но на фоне современной русскоязычной фантастики Филенко возвышается сверкающей вершиной, к сожалению, далеко не у всех любителей фантастики есть желание и возможность добраться до произведений автора. Отсюда и маленькие тиражи и редкость выхода книг и отсутствие дальнейших рыночных перспектив, как, впрочем, и у многой другой штучной фантастической литературы.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх