Все отзывы на произведения Роберта Силверберга (Robert Silverberg)
Отзывы (всего: 1431 шт.)
Рейтинг отзыва
Роберт Силверберг «Зовите меня Титаном»
Marsianin-2000, 14 ноября 19:00
Когда-то давно смотрел английский фильм по Артуриане, так вот там Мерлин говорит Моргане что победит ее тем, что предаст забвению, ибо боги о которых забыли — умирают. Вот этим-то выражением и пронизан весь рассказ. Особенно ярка сцена, когда Тифон шарит по мозгам других людей и находит что никто из них практически никого из греческих богов не знает. И это в Греции. А что говорить про другие страны. О каких богах нашей земли мы знаем. Если ученые до сих пор ведут споры о том, как правильно их звать и кто из них и за что отвечал. А то что месть — блюдо которое подают холодным, здесь обыграно с юмором. Блюдо совершенно пропало. Правда 50 000 лет, это как по мне перегиб.
pirx1977, 4 ноября 22:04
Прям не узнал Силверберга — эпатажная мини-зарисовка на тему необычного взгляда на эмпатию, но без традиционной для автора оригинальности. Не понравилось.
Роберт Силверберг «Ночные крылья»
Алираэль, 1 ноября 08:58
Этот роман состоит из трёх повестей. Первая вполне самостоятельна, а вторая и третья продолжают историю и обретают смысл лишь в составе романа.
На первом плане здесь человек, который выполнил свою миссию, но вместо финальных титров получил жизнь, лишённую смысла.
Кроме того имеются очень интересный мир (во второй и третьей повестях он описан достаточно подробно), рассуждения о вине и искуплении, неприятные попутчики со своими проблемами, предательство человечества ради спасения конкретного человека и многое другое.
Это одна из тех книг, читая которые, я думаю, что книжка, наверное, очень умная, а я — не очень, ибо у меня никак не получается ухватить вот эту умность и понять, в чём же она состоит. Да, все вот эти сложные выборы, о которых интересно было бы поспорить с кем-то, кто придерживается иного мнения. Да, тяжёлая судьба и героя, и всей Земли. Да, поиск смысла жизни. И что?
Пожалуй, главное, что у меня осталось после прочтения этой книги, — вот этот вот вопрос: «И что?»
И хотелось бы почитать больше о разных людях в этом мире на разных этапах его развития. Но, видимо, автор не хотел писать мир и истории в нём. Мне кажется, что он хотел что-то сказать. Но я никак не могу понять, что именно…
Роберт Силверберг «Ночные крылья»
Алираэль, 16 октября 21:15
Когда читала, было сложно оторваться. А когда задумалась, сказать нечего.
Очень интересный мир, но раскрыть его за коротенькую повесть автор не успевает. Земля будущего. Технологии успели достичь невиданных высот и вызвать катастрофу. В результате — околосредневековый уровень жизни, соответствующие порядки, инопланетные туристы и ожидание захватчиков извне. Которые, быть может, уже и позабыли, что обещали захватить Землю, и не прилетят вовсе.
И на фоне всего этого — человек, рассуждающий о том, есть ли хоть какой-то смысл в миссии, которой он посвятил всю жизнь, и пытающийся найти для себя новые смыслы.
А сверху ещё и романтическая история девушки, которая любит летать, но не может делать это днём, потому что её крылья — ночные…
Lilian, 9 октября 11:16
Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».
Рассказ, в котором главный герой демонстрирует удивительную жестокость и равнодушие по отношению к своим близким (уж какие остались). И пускай это происходит не совсем по его собственной воле (что вообще считать «собственным» у воссозданного и подверженного донастройке существа), жестокость тем не менее происходит.
Да, автор рисует довольно неприятный мир. Где у высокого умного голубоглазого блондина не нашлось иных эмоциональных целей, чем мучить своих бывших жен. Где эти жены и до роковых встреч были не особо счастливы (или скорее духовно пусты, слабы внутренне, не смотря на внешние достижения). Где некие существа с Япета играются в богов-иссследователей, полностью лишая свою игрушку свободы воли и права выбора (и это страшно вообще-то, если абстрагироваться от той жестокости, которую творит эта игрушка без нужного предохранителя).
Вообще мне не слишком понравилось. Всё же есть здесь доля жестокости ради жестокости. А заодно подспудный вопрос: а где была местная полиция или хоть какая-то охрана хотя бы после встречи со второй женой?
vfvfhm, 8 октября 23:02
Если не держать в памяти гностическую ересь о злом Демиурге, создавшем мир для причинения страданий его обитателям, то рассказ до конца не понять. Золотые в рассказе как раз такими демиургами и выступают. Они лишили Кэссиди собственных эмоций, чтобы он не создавал помехи на канале связи, а оказалось, что это заодно напрочь убило его человечность. И эксперимент пошел насмарку. Зашли на второй круг.
И на женах он не зациклился. Он с них начал. А уж в процессе экспериментаторы поняли, что не получилось. И отозвали. А то бы он продолжил.
И богом Кэссиди мог себя считать хотя бы потому, что воскрес.
Интересно, что тут Силверберг нащупал одну из излюбленных тем Шекспира: человек как игрушка высших сил. Он ведь мог назвать рассказ и «Теннисные мячики»)) Ведь как сказано в «Макбете»: «Мы — теннисные мячики Небес. Они подстерегают нас и лупят. Как захотят».
Более продуманно и глубоко, мрачно и эротично, Силверберг через пять лет разовьет темы и идеи рассказа в романе «Второе путешествие».
muravied, 6 октября 09:55
Инопланетные учёные обнаружили в космосе сгоревший шаттл с Земли и решили оживить одного космонавта. Из ошметков плоти сгенерировали заново человека и отправили домой в США. А там он неожиданно начал кошмарить своих бывших жён..
Я так вполглаза посматривал на обсуждение, видел возмущение общественности и готов к нему присоединиться. Такое ощущение, что в каждом рассказе сборника будет слом некой этической нормы. В первом рассказе Бога шпыняют как опущенного. Вот тут мужик избивает коленом беременную в живот. До этого момента рассказ был вполне себе интересным, но вот искать глубокий философский смысл в избиении ногами беременных, я не готов. Неоправданная жестокость. Мне не понравилось. Я даже как-то расстроился..
Роберт Силверберг «Вниз, в землю»
VovaZ, 5 октября 13:14
Небольшой роман, или крупная повесть достаточно незаурядные, в своём жанре. Автор создаёт удивительный мир биологической цивилизации. Однако, это отнюдь не аватаровская Пандора, являющаяся по сути миром привычного нам насилия, лишь другими средствами. Мир Силверберга – гуманитарная биоцивиллизация, в которой несколько разумных видов обмениваются внешними формами, поднимая внутреннюю суть на некую «кабалистическую» духовную сферу. Ну и разумеется, главная линия – это интеракция местных с людьми.
Сюжет интересный, с неожиданными поворотами и авторской фантазией. Антураж мира роман яркий и колоритный. Живые, динамичные персонажи.
Небольшая претензия – местные, отличаясь, по сути, от людей, рассуждают как хорошие, но всё же люди. Куда более гуманные, чем гуманоиды, но всё же недостаточно чужие…
В целом, роман не затянут. Украшен сексом, диалогами, динамичными сценами. Читается легко и с интересом.
lammik, 4 октября 20:31
Чудеса инопланетной реанимации. Техник по топливу Ричард Генри Кэссиди оказался жертвой Контакта с некими Золотыми. Те воссоздали его во плоти и отправили на Землю, чтобы воспринимать и передавать новым хозяевам чужие эмоции.
Рассказ, напрочь лишённый логики. Если инопланетянам нужны людские эмоции, то зачем Кэссиди вообще отправлять на Землю? Вот же он, полностью готовый для различных воздействий. Зачем прилетевшему на Землю Кэссиди ходить по бывшим жёнам, если его собственные эмоции заглушили? Ему по-хорошему должны быть безразличны и эти женщины и их теперешние занятия. Почему он решил, что он бог? Гордыня — ведь тоже эмоция. К тому же какой он бог, если знает, что выполняет чужие приказы? Почему его не задержала полиция в процессе выполнения поручений?
Вопросов остаётся слишком много. Понимаю, что хотелось революции в фантастике. Но убрать из событий логику — не лучший способ её произвести, эту самую революцию.
Kvout, 3 октября 18:09
Отличная зарисовка размышлений о том, как может действовать Бог. А забавы богов могут быть жестоки. Также у рассказа — шикарный финал: напоминание, что, может, все мы в какой-то степени для кого-то — лишь мухи.
Дочь Самурая, 1 октября 11:48
Не очень поняла логику. Почему транслировать надо именно и только боль? Если Золотые хотят понять, что такое человек, им же нужен весь спектр эмоций? Почему все сводится к отрыванию крыльев? А не наоборот к «окрылению»? Рассказ кажется каким-то однобоко жестоким. Слишком жестоким.
Роберт Силверберг, Рэндалл Гаррет «Маленький разум»
vam-1970, 23 сентября 19:35
Интересный сюжет — авторы сплели многое и очень удачно и логично. Война между землянами и погатами, попытка мирных переговоров, интриги внутри делегации погатов, пребывание в монастыре и его атмосфера, ксенофантастика, блеф настоятельницы, который привел к разгадке убийства, и само убийство. Мастера писали сюжет. Заложили специально вначале повествования мину замедленного действия, которая должна была сработать в финале. Блеск!!!!
Роберт Силверберг «Костяной дом»
dnepr.sa, 21 сентября 19:24
Отличная вещь!
Рассказ о жизни в племени людей каменного века. Главный герой отправляется в прошлое, чтобы изучать наших предков. Но машина времени ломается и он остаётся там на неопределённый срок. На удивление, его дружелюбно принимают в племя. Его учат языку, учат строить дома из костей мамонтов, он даже получает в жёны женщину, вдову одного из умерших мужчин. Интересно, что акцент в рассказе сделан не на выживание в дикой природе, а на общение между людьми, гомосаппенсами. Они юморят, подшучивают друг над другом, устраивают дружеские потасовки. У них есть культура и законы. Об этом обычно не задумываешься, когда речь идёт о каменном веке. Но если хорошенько поразмыслить, то и вправду ведь культура и социальное взаимодействие должны были возникнуть уже давным-давно, иначе люди просто поубивали бы друг друга.
Быт и повседневная жизнь показаны просто великолепно. Атмосфера и ощущение древнего, доисторического мира удались на славу. Читать очень интересно и приятно. Во всяком случае, если вам интересна подобная тема.
Роберт Силверберг «Вниз, в землю»
Sph, 20 сентября 17:15
Хорошо я не читал перед книгой отзывов, а то там куча спойлеров. И «Сердце тьмы» Джозефа Конрада я тоже не читал. Да и черт с ним!
В общем, роман Силверберга мне понравился безмерно. Тут прекрасно абсолютно всё. Автор потрясающе чувствует ритм — за вроде бы случайными событиями в сюжете стоят болезненные уколы в сердце читателя. Уже в первой трети произведения эти уколы производят такой эффект, что вместе с героем чувствуешь ОТВРАЩЕНИЕ к таким же людям, как и ты, когда из джунглей тут вылезли местные туристы на машине. Точно также во время чтения и перенимаешь точку зрения местных разумных слонов и встаешь на их сторону.
Автор каким-то гипнотическим способом очаровывает тебя и ты вживляешься в тело главного героя, совершающего путь покаяния на далекой планете. Местные разговоры и ситуации заставляют размышлять, двигать мозговой мышцей и стремиться к совершению добрых дел, чтобы ни в коем случае не оказаться на месте героя и других несчастных на этой планете.
Вообще еще можно о многом сказать, но тогда придется уехать в сторону спойлеров, чего я делать не буду.
Скажу лишь, что данный роман в моих глазах стоит на уровне лучших книг Лема, Стругацких, Ле Гуин и т.д. (подставьте сюда фамилию вашего любимого фантаста 20 века).
Надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь увидит мой отзыв первым и не проспойлерит себе концовку книги. Не читайте другие отзывы! Читайте саму книгу! Она короткая, насыщенная и чрезвычайно талантливо написанная. Равнодушным она точно никого не оставит.
Роберт Силверберг «Предисловие»
vam-1970, 19 сентября 16:46
Роберт Силверберг в знак дружбы с Гарретом и чтобы помочь ему в борьбе с недугом создал сборник антологии «The Best of Randall Garrett». Где собрал рассказы Гаррета и отзывы его знакомых в стиле анекдотов и юмористических приключений самого Рэндалла Гаррета. Отзывы захватывают, показывая неординарную личность Гаррета.
Роберт Силверберг «Увидеть невидимку»
vomit_urge777, 30 августа 23:25
Был малость удивлён довольно высокой оценке данного рассказа. Конечно, интересно было ознакомиться, но сова натянута на глобус так, что чуть не лопается. Очень мало логики в выстроенной реальности будущего. А всё ради чего? «Остросоциальность» примитивна и скучна. Рассказ на один раз.
dnepr.sa, 7 августа 17:13
Довольно интересная концепция.
Людей захватывают невидимые и неосязаемые наездники и развлекаются их телами. Потом, спустя несколько дней, оставляют с жутким похмельем и провалами в памяти. В рассказе показывается несколькт -дневный эпизод из жизни ГГ, обычного мужчины, офисного работника. Он просыпается после «визита» пассажира, пытается прийти в себя. Начинает налаживать свою жизнь после 3-дневного куража. И тут его захватывают снова, в самый неподходящий момент.
Идея очень интересная. Но, к сожалению, автор решил не описывать подробно жизнь на планете под гнетом пришельцев. Также он ничего не рассказывает о самих пассажирах, ограничиваясь очень короткой зарисовкой из жизни одного человека.
Тот случай, когда хотелось бы больше!
saltyxodium, 22 июля 18:31
Очень скучное произведение , как будто какое то невероятно длинное вступление , ждешь ,ждешь когда уже начнутся события , а их все нет
Роберт Силверберг «Нейтральная планета»
wolobuev, 18 июля 00:52
Силверберг прочитал какую-то книгу о первобытном мышлении (часом не Леви-Брюля?) и поспешил поделиться этим знанием в той форме, за которую ему платили.
Получилась фигня. Нет, что касается мышления гворфов, тут в целом всё корректно (если оставить в стороне способность жителей неолита договариваться о чём-то с существами, которых они никогда не видели, а потому, скорее всего, приняли бы за неизвестных животных; концепцию «подписания договора» в мире, не знающем письменности, тоже примем как литературную условность). Действительно, первобытный человек не знал торговли в отрыве от социальных отношений. Это при цивилизации шумеры торговали с аккадцами как с обычными контрагентами, не беря никаких дополнительных обязательств. А в первобытном мире любой обмен влёк за собой установление особой связи между сторонами обмена: теперь они считались кем-то вроде побратимов и несли по отношению друг к другу обязанности взаимной поддержки. Просто так дарить что-то было нельзя — это накладывало на другую сторону долг благодарности, который должен был быть выплачен. О бескорыстии или вежливости первобытный человек не имел понятия. Если ты даришь что-то мне, значит, тебе что-то от меня надо. Только так. Поэтому любой сделке предшествовали переговоры, без них подарок воспринимался бы как навязывание долга (что-то типа нынешней рекламы кредитов под грабительские проценты, только этот кредит вам всучивают без вашего согласия). Неудивительно, что гворфы реагировали агрессивно на попытки подкупить их. Вот выручить пришельцев из беды — это да, это можно, потому что при таком раскладе гворфы не только ничего им не должны, а наоборот, уже пришельцы должны им за своё спасение.
Но! Что могут первобытные племена дать звёздной цивилизации? Ресурсы и территорию, как это произошло с островом Манхеттен? Сильверберг не говорит об этом ничего. У него речь исключительно об установлении контроля над планетной системой в рамках противоборства двух звёздных цивилизаций. И почему договорённость с жителями деревушки каменного века означает договорённость со всей планетой? Ну вот представьте: высадились рептилоиды десять тысяч лет назад где-нибудь в Индии и заключили договор с жителями поселения в Бенгалии. Следует ли из этого, что планета Земля подписала договор с рептилоидами? Но у Силверберга именно так.
Чушь несусветная.
Роберт Силверберг «Торговцы болью»
1001, 10 июня 17:01
В данном случае автор предугадал появление такого «киножанра» как snuff film — причем лет за десять до его фактического появления.
Хотя сама идея «крови и зрелищ» очень стара — согласно школьным учебникам в Древнем Риме практиковались гладиаторские бои без применения анестезии по отношению к непосредственным участникам боя :)
(в реале же, скорее всего — гладиаторы были матерыми профессионалами и умело изображали кровавые и смертельные схватки на потеху невзыскательной публике — так как бой новичков («каждый раз разные») и дилетантов выглядел бы крайне незрелищно (как, например, выглядит обычная пьяная драка)
Позже маркиз да Сад потчевал своих поклонников книгами, развившими эту тему и сделавшими его имя нарицательным (а в рассказе потребителем зрелищ Нортропа являются они самые, «садомазохисты» — другие варианты представить сложно).
Но странное дело — данный рассказ, хоть и фантастический на все 100%, парадоксальным образом связан и с реальностью жизни нашего поколения (т.е. с подобными вещами мы сталкивались лично и не один раз :)
Среди прочего был обязательным визит к зубному врачу. Дантисты наши работали с чувством, толком и расстановкой — т.е. не только ставили диагноз, но и тут же предпринимали необходимые для лечения меры — пока все остальные терпеливо сидели в коридоре и ждали своей очереди.
И вот выходит из кабинета мой одноклассник, держась за щеку. Мы к нему с расспросами — он молчит. Потом он выдохнул и сказал, что вот немного сейчас отдохнет и пойдет убивать стоматолога.
А за что?
А стоматолог решил вырвать у него коренной зуб, но что-то пошло не так. После чего врач просто расколол (зубило и молоток, да :) зуб на части прямо во рту пациента и вытащил его по частям. Анестезия? Какая такая анестезия? Мы и слова такого не знали :)
Ну, наши предчувствия и ощущения после всего этого вы можете представить сами — Нортропу такой эффект и не снился :)
(По счастью, бластера у того парня под рукой не оказалось :)
(да, лечили бесплатно, конечно. Но с 3 лет и почти до смены веков — стоматологический кабинет был страшнее любых зомби :)
По факту, подтекст рассказа — это такой черный-пречерный юмор (или таки сатира), основанный на определенных воспоминаниях из детства автора :)
Роберт Силверберг «Железный канцлер»
1001, 8 июня 18:48
Все -таки Силверберг — прекрасный юморист с очень тонким (в отличие от юмора стендаперов), почти незаметным юмором.
(юмор бывает разный, в том числе и черный :)
Уже одно это делает рассказ превосходным.
Но в данном случае мы имеем дело еще и с удивительно точным прогнозом (у подавляющего большинства фантастов с этим совсем плохо) — читая рассказ я думал, что он из новых, написан где-то в начале 90х (ибо это киберпанк в чистом виде :)
А тут я вижу дату — «1958» и это невероятно.
Так как в рассказе достаточно подробно описан модный в наше время «умный дом».
У Рэя Брэдбери в «Будет ласковый дождь» (1950) дом получился не умным, а жутко тормозным — так как не заметил отсутствие хозяев в принципе (что никак не влияет на общий смысл и качество рассказа, просто он о другом).
А у Силверберга — просто точное попадание в десятку (и робот Бисмарк тут не причем — «умным» дом был и до его появления).
В реале подобная концепция появилась только в 1975 году, когда шотландской компанией Pico Electronics был разработан стандарт X10 для управления домашними электроприборами по электросети (у меня еще лет десять назад в доме появились адаптеры, позволившие создать локальную сеть между компьютерами в доме по сети электроснабжения в 220 вольт — причем работают они намного быстрее и надежнее, чем вай-фай :)
И только в 1999 году появилась концепция Internet of Things (IoT), которая к настоящему времени таки получила популярность в массах.
Т.е. автор смог предугадать развитие технологий минимум на 40 лет вперед, при этом не будучи инженером (тут он скорее маркетолог :)
(силовое поле можно без проблем заменить на дистанционно управляемые замки, вмонтированные в стены, двери и окна с автоматически управляемыми роллетами, плюс использование «глушилок» для систем мобильной связи- вместо банально вырванных телефонных проводов :)
Далее. Автор «спинным мозгом» почувствовал и угрозы, связанные с использованием «умного дома».
Достаточно только мысленно заменить уроненную отвертку дистанционным взломом Бисмарка со стороны амикошонствующих друзей сына главного героя — и опа, рассказ уже совсем не фантастика :) При этом и легко объясняется и появление у робота несвойственных ему функций (вроде звонка в HR-отдел :)
Ну и автор, как еще и маркетолог в душе, безусловно предугадал и практику постоянной замены пользователями компьютеров старого поколения новыми (в рассказе — речь о роботах, но суть тут одинаковая).
(тема была превосходна раскрыта в фильме «The Onion Movie» (2008 г), после которого термин «Bates 4000» стал нарицательным :)
Но даже он не смог предвидеть того, что смена будет не добровольной, а вынужденной: см. текущую историю с прекращением поддержки Windows 10 и с рекомендацией со стороны МС легким движением руки просто поменять свои старые компьютеры на новые...
О минусах рассказа. Они есть и они все понятны только инженеру (но автор им не был, ему простительно :)
У каждого устройства, имеющего возможность двигаться — всегда есть _кнопка_.
Нажатие на которую приводит к быстрому отключению устройства (на пром. оборудовании это обычно такая здоровая красная блямба, расположенная в таком месте, где на нее можно быстро нажать не рискуя быть при этом раздавленным. Но форма и расположение ее может быть и иным).
(да, в фильме про Электроника именно такая кнопка и имелась в виду, авторы фильма были в курсе :)
Ах да, диета. Диета тут лишь затравка для сюжета. Ну и плюс косвенное указание на то, что данная проблема (излишний вес) появилась далеко не сегодня.
(гм... однако смотрим термин «умный холодильник» — ого, и тут есть точное попадание в цель :)
Роберт Силверберг «Рукою владыки»
1001, 5 июня 15:11
Честно говоря, автор в этом рассказе выглядит довольно наивным молодым человеком (особенно в его финале).
(Но это простительно, так как и в армии он, очевидно, никогда не служил)
Тут все дело в том, что его вывод в конце — элементарен и давным-давно известен всем причастным к подобным вещам людям.
Итак, имеется группа военных, открыто занимающихся прогрессорством на иной планете
(и вот тут начинаешь по настоящему ценить АБС, подошедших к данной теме с совершенно правильной стороны :)
Первая неувязка: открытое, да еще и _военное_ прогрессорство обычно вызывает крайне негативную реакцию у местного населения. Что означает либо быструю эвакуацию, либо полноценную оккупацию. И за примерами не надо лететь к звездам :)
(опять же — см. творчество Стругацких и явно негативное отношение уполномоченных землян к Странникам в их книгах :)
Безусловно, все это обязательно было бы тщательно обдумано еще до начала экспедиции.
Вторая неувязка: у автора члены экспедиции шастают туда-сюда, не спрашивая разрешения у местных властей. Что само по себе вызывает вопросы у аборигенов.
Ну и большие неприятности в связи с этим — только вопрос времени. Опять же, результатом может быть даже не требование суда над нарушителем, а всеобщее восстание (масса примеров в истории) с поголовным истреблением всех членов экспедиции (и даже местное руководство не сможет ничего сделать).
(опять же, соответствующие меры были бы приняты в самом начале. В реале, конечно — в рассказе же какой-то детский сад...)
Третья неувязка, с племянником. Как раз во избежание подобных коллизий и запрещается иметь в подчиненных родственников (автор, повторюсь, не служил и не в курсе :)
И четвертое (нет, не неувязка, а просто замечание :) — местное руководство не настолько тупое (на то оно и руководство, а не рядовые граждане), чтобы не предвидеть возможных и крайне негативных последствий вынесенного представителю иной цивилизации слишком строгого приговора. Тем более — представителю цивилизации, способной стереть их мир в порошок.
Так результат суда стал абсолютно предсказуем для читателя :)
Рассказ да, написан хорошо — но как-то слабоват для людей взрослых. А вот для детской аудитории — самое то...
dnepr.sa, 3 июня 10:14
Забавный фантастический рассказ. Компания посылает главного героя колонизировать планету, то есть подготавливать её для будущих колонистов. И обязуется предоставлять ему бесплатно всё необходимое для жизни. Но, например бритва для бритья, по их мнению, не является необходимым для жизни, а есть предметом роскоши. За такие предметы роскоши компания уже берёт немалые деньги. Но этот нюанс был написан в контракте очень мелким шрифтом. И главный герой попадает в неприятную ситуацию. К тому же в этот момент на планете появляется странный робот, который играет роль комивожера. Он подстраивает странные и опасные ситуации для главного героя, чтобы продать ему необходимые для их решения вещи. Например, он привозит с другого континента опасных зверей и натравливает их на мужчину, а потом же предлагает продать ему защитное поле, чтобы защититься от них.
Сам рассказ очень забавный. Главный герой вызывает симпатию. Робот комивояжёр тоже вызывает симпатию и заставляет не раз улыбнуться. Представитель же алчной компании вызывает неодобрение и раздражение. Он прописан очень хорошо.
Добротная научная фантастика
Роберт Силверберг «Вот сокровище…»
1001, 2 июня 23:21
Ну, то, что рассказ поразительно напоминает финал «Пикника на обочине» тут уже было отмечено.
(хотя тут не только финал — а и сама идея рассыпанных по «зоне» сокровищ :)
А вот про что тут еще не говорилось, так это о том, что автор был не силен в криптографии и выбрал сугубо гуманитарный способ получения доступа к материальным ценностям — позаимствовав его из своей собственной практики сдачи экзаменов :)
Что же должно было быть в реальности этого фантастического рассказа? Да элементарно же — робот требует ввода пароля (уже зачеркнуто) использование секретного ключа, ТОТР или инопланетной биометрии (более футуристические методы пока придумать сложно :)
Но вот именно это и дает неожиданную разгадку событиям рассказа — для доступа, конечно, используется криптография, а робот просто развлекается от скуки (даже современный ИИ, как оказалось, имеет весьма интересные особенности в своем поведении :)
С самого начала процедуры аутентификации робот понимает, что перед ним — простодушный взломщик, мамкин хакер, который и понятия не имеет о том, какое именно действие он должен совершить для того, чтобы получить доступ, как не понимает и того, что все эти бла-бла-бла лишь для отвода глаз :)
(«правдоподобное отрицание», оно самое :)
Кстати, пароль/ключ на вход и выход может быть разный.
(Вот интересно, у автора все это случайно предугадалось или он таки был немного в курсе того, как это все работает? :)
Доп.: с психологией тут тоже промах (или сознательное умолчание) — заваленное костями поле обычно пробуждает у человека (да и не только у человека) сильнейший инстинкт самосохранения.
Именно на этой врожденной особенности и основаны все нормы права :)
Роберт Силверберг «Thebes of the Hundred Gates»
Fiametta, 1 июня 13:05
Три с половиной тысячи лет назад город, который египтяне называли Уасет, а греки — Стовратные Фивы, был, пожалуй, самым крупным городом в мире, с населением, возможно, 75 тысяч человек. В этом древнем мегаполисе, где дворцы богачей и верховных чиновников соседствуют с хижинами бедняков, затерялись два путешественника во времени. У Эдварда Дэвиса есть только 30 дней, чтобы найти их и вернуть в XXVII век.
В книге довольно много описаний процесса бальзамирования, и эти страницы очень неприятно читать.
Если читателя пугает идея осесть в прошлом, читатель всегда может
Роберт Силверберг «Археологические находки»
1001, 30 мая 18:52
Да ну, никакая это не фантастика...
Так, легкое по форме и пониманию иносказание, басня.
Речь идет о совершенно конкретном явлении, многократно описанном в обычной, не фантастической, а сугубо документальной литературе.
(«tomb raiders»- казалось бы, знакомый почти всем термин :)
(и да, альтернативная история тут никаким боком :)
Фальсификация (подделка) произведений искусства в ходу с давних времен («Как украсть миллион» — отличный фильм на эту тему :)
В том числе и археологических находок (кстати, и самого Шлимана упрекали в этом, об этом как-то упомянули (как факт) и в уважаемом в советские времена журнале Техника-Молодежи).
Ну а история с находкой гробницы Тутанхамона развеселит любого сыщика или разведчика — ее нашли там, где подобные вещи тщательно искали все кому не лень на протяжении нескольких тысяч лет. О, а вот это как раз — чистая фантастика ... :)
Айзек Азимов, Роберт Силверберг «Приход ночи»
Iriya, 29 мая 18:04
«Тьма — самое противоестественное явление на свете.»
Когда-то в далеком 1941 году в одном научно-фантастическом журнале был опубликован рассказ малоизвестного на тот момент автора — Айзека Азимова. Шло время, этот текст стал классикой, а его автор — легендой. И вот спустя практически пол века Азимов решается написать роман на основе вышеупомянутого рассказа, взяв с собой в соавторы не менее легендарного Роберта Силверберга. Абсолютно не имея тяги читать малую прозу, я решила начать знакомство с творчеством авторов именно с их совместного детища — произведения «Приход ночи». Давайте разберемся, о чем же оно?
Представьте, что Вы живете на планете, которая находится в звездной системе, включающей в себя сразу шесть солнц! Что Вы никогда не видели темноты, не говоря уж о звездном небе над головой. Вообразили? Отлично! Вот Вы и перенеслись на планету Калгаш — место действия романа «Приход ночи». Действительно, для Калгашских жителей это не фантазии, а самая что ни на есть объективная реальность. Вечера они проводят в сиянии холодных и безрадостных солнц под названием Тано и Сита, утро встречают в золотом свете Оноса, а в дневное время их ласкает свет Довима, Патру и Трея. Благодать, да и только! Калгашцы знают жизнь, лишь в вечном свете солнц, инстинктивно страшась самого понятия «темнота». И только немногие из них готовы взглянуть в лицо злому року. Ведь в судьбу каждого из них врывается страшное событие, сигнализируя о конце цивилизации. Спустя более двух тысяч лет, Вселенная грозит неизбежным... Тьма все-таки придет!
«Если сделать вид, что не видишь приближения бури, авось буря и пройдет стороной.»
Поскольку перед нами — соавторство, то сложно сказать, кому из них (Азимову или Силвербергу) петь дифирамбы касательно литературного содержания. Полагаю и тот, и другой этого достоин. Восторг! Я находилась во власти происходящего от первой до последней страницы. Стиль повествования также радовал на протяжении всего произведения, прежде всего своим разнообразием — от красноречиво-детального до скромно-минималистичного. Да и сам роман оказался многослойным. Сюжет состоял из трех частей («Сумерки», «Приход Ночи» и «Рассвет»), абсолютно разных по настроению и жанру. В первой части все находятся в состоянии ожидания конца света, в последней — приспосабливаются к последствиям.
«Эта воющая орда горожан, вломившаяся в дверь — с ними была кучка Апостолов в рясах, но в массе своей это были обыкновенные люди, простые, добрые, скучные люди, которые всю жизнь занимались простыми, хорошими, скучными делами, поддерживая ход цивилизации. Теперь цивилизация вдруг застопорилась, и эти обыкновенные хорошие люди в мгновение ока преобразились в кровожадное зверье.»
Повествование романа разделено на несколько сюжетных линий, закрепленных за своими протагонистами. Геолог, психолог, археолог и астроном — каждый из этих героев раскрывает отдельную ипостась прихода темноты. Действие идет неспешно, позволяя им размышлять, мучиться, обсуждать надвигающееся и думать о произошедшем. Не поскупились писатели на описание мелких деталей — множество обыденности делает книжных людей невероятно живыми. Не спорю! По сравнению с сюжетом персонажи могут показаться незначительными. Но говорить о том, что эта книга не о людях, я не могу. На мой взгляд, именно благодаря одному из них, произведение оказалось невероятно правдоподобным. И не просто правдоподобным, скорее будоражащим. До сих пор перед глазами сцена, в которой психолог, исследующий психические расстройства людей, вызванные пребыванием в темноте развлекательного туннеля, сам отправляется во тьму аттракциона. Пожалуй, именно с этих страниц я окончательно прониклась задумкой авторов и вместе с жителями планеты Калгаш стала с ужасом ожидать неизбежного.
«Тьма — это только тьма, перемена окружающих условий. Нам она ненавистна, потому что мы живем в мире, где Тьма противоречит естеству, где всегда светит несколько солнц. Обычно на небе три солнца,бывает и четыре, а глядишь — осталось только одно, но света любого из солнц достаточно, чтобы разогнать Тьму. Тьму... Тьму... Тьму!»
«Приход Ночи» — невероятно увлекательное чтиво, как во время предвкушения трагедии, так и на страницах постапокалиптической истории с сумасшедшими варварами. Думаю, что Азимову и Силвербергу удалось нарисовать убедительную картину мира, полного недоверия, обмана, мелких предводителей, огня и постоянно растущего отчаяния. В конце концов становится очевидным абсолютное поражение людей, и даже неожиданный финал не избавляет от ощущения полной обреченности. Более того! Такое завершение мне даже понравилось — вполне жизненно: бесконечная трансформация человечества с цикличным становлением новых культур на обломках старых. Лично мне книга оказалась по душе. Возможно, это следствие отсутствия опыта сравнения — еще раз повторюсь, что не читала повесть-первоисточник. Посему говорить о том, что какие-то элементы в романе были лишними, а других не хватало, не могу. Я с нетерпением жду возможности познакомиться с другими работами авторов. Например, «Позитронный человек» или «Безобразный малыш».
Ну и немного о послевкусии. Мне было интересно и даже любопытно наблюдать в романе отголоски не только астрофизических проблем, но и философской теологии. Вместе с ними он также задевает теорию разума, исследуя тонкую зависимость индивидуума от ожидания и памяти. Поэтому в заключение хочется процитировать одного из героев, мысли которого неким шлейфом остались во мне:
«Ваш мозг устроен так, что в нем не укладывается понятие тьмы, как не укладывается понятие бесконечности или вечности. Вы можете только говорить об этом. Крохотная
доля этого уже угнетает вас, и, когда оно придет по-настоящему, ваш мозг столкнется с таким явлением, которое не сможет осмыслить. И вы сойдете с ума, полностью и навсегда! Это несомненно!»
Думаю, что надо поблагодарить Мироздание за то, что на планете Земля есть не только свет...
Роберт Силверберг «Будущие марсиане»
1001, 22 мая 20:55
Отличный рассказ, написанный в классическом стиле именно научной фантастики (и с хорошим знанием реальной жизни :)
В свое время я довольно часто ездил в «инженерные» командировки, и да, автор точен даже в мелких деталях подобных поездок (Колумбийский университет таки дает хорошие знания в самых разных областях жизни :)
Причем в данном случае описан именно приезд командированного технического специалиста высокого уровня, а не чиновника (если бы ситуация была реальностью, а не фантастикой — на Марс прибыла бы целая делегация чиновников :)
Почему так? Возможно именно для того, чтобы члены делегации следили бы друг за другом и только уже одним своим разнородным составом предотвращали бы попытки подкупа (или физического насилия).
И тут у автора точное описание последствий приезда одиночки (фактическое похищение).
Что до научно-фантастической составляющей... так написан он был в середине 50х, когда казалось, что все проблемы в биологии будут решены в самом ближайшем будущем (профессия биолога начала теснить по своей престижности профессию физика, что стало всем очевидно уже к концу 60х)
(уже не помню, в каком из советских романов был эпизод, когда отец заставлял сына снять шлем скафандра и дышать венерианским воздухом, приучая его к будущей жизни в качестве венерианина :)
Ну и сам Марс... рассматривая фото, сделанные спутниками с его орбиты, понимаешь, что там не все так просто, как нам кажется, и будущих его исследователей ждут множества открытий чудных...
Роберт Силверберг «Жить снова»
Puxum, 20 мая 10:13
Приятно удивлен, как идеей, так и стилем повествования. Весьма интересная трактовка идеи «переселения душ», которая вроде и выступает основным мотивом произведения, но при этом несет сугубо утилитарную функцию. Основные (да и полу-основные) персонажи прописаны очень хорошо; с явно выраженными характерами, особенностями и недостатками. После прочтения есть о чем подумать и это очень хорошо.
Роберт Силверберг «Как хорошо в вашем обществе»
1001, 16 мая 17:48
1970 год, начало.
Рассказ был написан — и понеслось :)
(нет, «Король в Нью-Йорке» был снят задолго до этого — ну так это было давно, еще до нас :)
А наша жизнь — Южный Вьетнам, персидский шах и т.д, вплоть до совсем недавнего случая...
И тут же — были реализованы и альтернативные варианты: «он решил остаться у руля до конца», с неизменно трагическим для смелого правителя финалом.
(при внимательном рассмотрении и у героя рассказа выявились бы серьезные грешки, возможная расплата за которые и вызвала столь паническое бегство, но автор, как и я — старался не углубляться в политику :)
«Кубики» же в рассказе носят вспомогательный характер и являются точным отражением «кубиков» телевизоров, хайтека той эпохи.
(аналогия с ТВ и телепередачами тут сквозит из всех щелей)
И все эти Аттилы с Шекспирами (привет «Заповеднику гоблинов» (1968 г) Саймака :) не личности, а лишь только их образы, созданные масс-медиа, усредненное представление, удобное для восприятия обывателями.
(вот тут, правда, так и осталось непонятным — иронизировал ли автор, или таки искренне так и думал :)
Но вот что забавно — так это точное попадание с чрезмерно услужливыми системами генеративного ИИ (вообще-то обещают исправить, но на данный момент сходство фантазии автора и реалий просто поразительное :)
И очень жаль, что автор не повернул сюжет в сторону «жизнь с виртуальной женой в замкнутом пространстве»
(«I'm sorry, Dave. I'm afraid I can't do that», угу :)
При хорошем жизненном опыте автора это было бы круче, чем в пьесах самого Шекспира :)
Но стоп, эта сюжетная линия может завести очень далеко :)
Роберт Силверберг «Увидеть невидимку»
1001, 15 мая 22:18
Ну и довесок, по поводу некоторых аргументов:
«когда, по сути, тебе все дозволено, но пользоваться любыми благами цивилизации ты не способен» — так это явление известно и называется «нищета»
«вы набейте холодильник продуктами , запаситесь стопкой книг , поставьте пару телевизоров и неделю проведите в одиночестве. Уверяю , к концу недели взвоете.» — увы, ковид таки доказал обратное.
Плюс существует категория людей (интроверты) которым вынужденное общение с людьми в тягость и при первой же возможности они предпочитают одиночество.
Роберт Силверберг «Увидеть невидимку»
1001, 15 мая 21:58
«Основан на реальных событиях» (с)
В какой-то мере это относится и к данному рассказу.
Однажды наша «продленка» первоклассников отправилась на экскурсию в наш местный краеведческий музей (очень неплохой, к слову).
В те времена семилетки-первоклашки считались достаточно взрослыми людьми (см. «Один дома 1»- хороший пример :)
Поэтому я вполне нормально воспринял один из экспонатов музея — клеймо со словом «ВОР», которым в старые добрые времена клеймили преступников.
Клеймо это ставили на лоб человека (так что тут Силверберг не был оригинальным).
К этому экспонату прилагалась большая картинка, на которой был изображен человек с вот этим самым клеймом на лбу.
(впечатлился и запомнил на всю жизнь, попутно сделав правильные выводы :)
Чуть позже я узнал и о том, что подобные метки есть не только у правоохранителей.
А вот дальше автора подвело незнание основ права: перед тем, как принять какой-либо закон, правоведы (не законодатели :) проводят всестороннее обсуждение проекта этого закона. При этом основная цель — сделать закон таким, что бы он выполнялся, в принципе. Так как несмотря на весь репрессивный аппарат — неправильный закон выполнятся не будет — и хоть тут тресни (нельзя посадить всех :)
Так и в этом случае — «невидимость» при наличии видимости работать не будет в принципе (автор, кстати, это тоже понимает :)
Поэтому автор начинает лукавить — его герой, как первоклашка, проходит без билета и совершает прочие детские глупости.
Хотя в реале не обошлось бы без проявлений физического насилия — и лицо, получившее от «невидимки» по морде, тут же бы дало сдачи (а это уже уровень инстинктов, тут человека не переделаешь).
И даже не обязательно так грубо — вывести человека из себя можно достаточно легко.
Поэтому законодатели еще в древности нашли правильный выход — «невидимку» просто сажают в камеру, где он таки будет абсолютно невидимым для простых граждан на весь срок заключения. При этом разом решаются все проблемы, так старательно описанные автором :)
Ну и о предвидении будущего. Увы, автор так и не смог догадаться, что простые видеокамеры видеонаблюдения окажутся более эффективными, чем стаи робопсов — и не останется никаких мест, где можно будет от них скрыться (если у вас в городе еще остались такие места — так это временно)
Плюс видеокамеры смартфонов у интересующихся граждан.
Роберт Силверберг «Абсолютно невозможно»
1001, 14 мая 16:28
Рассказ этот чисто сатирический (возможно, ему просто не повезло с переводом) — и временные парадоксы здесь не цель, а средство.
Очевидно же, что главный герой — тупой и самовлюбленный болван (американский Огурцов, да :)
И все его действия именно на эти черты характера и завязаны (умный читатель без труда догадается о дальнейшем развитии сюжета уже по первым строчкам рассказа :)
Ну и про подоплеку рассказа: фабула его взята из тогдашней жизни: появление пенициллина и других антибиотиков породило надежду на то, что все инфекционные заболевания скоро исчезнут с лица Земли. И следствием этого неизбежно становилась утрата или сильное ослабление иммунитета.
При этом угрозой становились «подарки из прошлого» (см. легенду о проклятии фараонов :) — например, при проведении раскопок.
И эта надежда (или заблуждение) просуществовала довольно долго — вплоть до начала эпидемии СПИДа (начало 80х), все тогдашние разговоры на эту тему еще свежи в моей памяти.
Например, фоторепортаж о том, как санитары в «скафандрах» везли на каталке больного СПИДом человека.
(Силверберг, несмотря на жанр рассказа — и тут смог в определенной мере угадать будущее)
Роберт Силверберг «Тихий вкрадчивый голос»
1001, 14 мая 16:05
Рассказ молодого еще Силверберга — но мастерство чувствуется сразу: хотя основная идея сюжета избита донельзя, рассказ с самого начала читается с интересом.
Интерес этот не проходит и тогда, когда начинаешь догадываться — куда именно клонит автор :)
Плюс тут есть весьма удачная «материализация» т.н. «внутреннего голоса» (хорошо развитой интуиции) человека.
Знаю людей, у которых «внутренний голос» постоянно дает удачные советы (они этот процесс именно так и описывают, практически по Силвербергу — только без какого-либо участия «коробочек»).
(В том числе и советы «не ввязываться в это дело» и «отложить поездку на время» :)
Кое-кто называет это «предчувствием» — но это таки реально имеющий место феномен, так что начало рассказа взято автором прямо из жизни.
И по поводу некоторых замечаний к автору со стороны рецензентов: внешний вид «коробочки» уж очень сильно напоминает типичный современный «девайс» (как конкретно мне — так имеющийся у меня внешний карман для SSD M2 (алюминиевый корпус-радиатор). И на нем таки есть «тонкая разделительная линия». И как в рассказе — не зная секрета, карман этот не открыть (мысли китайских инженеров гуляют по неизведанным еще дорогам :)
И это еще один плюс фантазии и предвидению автора.
Роберт Силверберг «Тихий вкрадчивый голос»
BrightFlame, 12 мая 01:27
Как кто-то в комментариях уже отметил — удивительно перекликается с «Кое-что задаром» Шекли. Впрочем, «Тихий вкрадчивый голос» хотя и не так забавен, но, пожалуй, более интересен сюжетно — здесь протагонист умнее и хитрее, чем у Шекли. Не сказал бы, что я согласен с авторским посылом (
Роберт Силверберг «Хозяин жизни и смерти»
Тимолеонт, 1 мая 10:50
В очень удачное время я прочитал эту книгу. Хоть я и близко не «Хозяин жизни и смерти», но по работе иногда тоже приходится участовать в небольших локальных интригах, бесконечных переговорах с кучей людей, попытках лавировать, выкручиваться и надеяться на счастливый случай. Прочитал книжку и аж отлегло — как же легко мне живётся... Вообще хороший околоавантюрный роман, где ГГ-ловкач всячески манипулирует окружающими, еле-еле удерживаясь на грани законности, а зачастую и перешагивая данный рубеж. В этом плане «Хозяин» — практически идеальная книга. Понравилось и сочетание глобальности с камерностью — вершатся судьбы мира и миллиардов людей. А где вершатся? В одном кабинете. Чуть ли не всё действие книги происходит буквально в одном помещении и лишь изредка мы наблюдаем действия за порогом.
А вот по части перенаселённости, как главной проблемы будущего... Ну, сейчас уже очевидно, что банальная урбанизация, противозачаточные и капитализм, при котором родители вынуждены отчаянно пахать, чтобы нормально вырастить хоть одного ребёнка, являются гораздо более надёжным средством решения демографической проблемы, чем осваивание новых планет. Те семьи, которые в условном деревне-ауле рожали по десять детей, в городе рожают уже «всего лишь» троих-четверых, а их дети и вовсе по 1-2.
Роберт Силверберг «Через миллиард лет»
Тимолеонт, 28 апреля 14:53
Классика романов о Предтечах. Почти без экшена, но с большим количеством личных взаимоотношений и рефлексии в первой части, которые почти полностью пропадают во второй половине и заменяются размышлениями о вечности и смысле существования цивилизаций. Понравилось описанием будней археологической экспедиции и их неудержимом авантюризме, заставившем броситься в неизвестность. Ну и ощущение масштаба, действительно можно почувствовать бездну времени и невообразимую древность.
Моментами роман вообще начинает претендовать на философичность — получается неплохо, надо признать, как минимум задаются интересные вопросы ближе к финалу. Хоть и идёт лесом вся гнилая рефлексия о том, что людям прям надо кого-то презирать и насмехаться.
Роберт Силверберг «Как хорошо в вашем обществе»
alexlanis, 27 апреля 13:36
Я постоянно вспоминаю этот рассказ когда общаюсь с Chatgpt. Наверное и Силверберг, здоровья ему, тоже проводит аналогии.
Отличная аналогия!
Рассказ Силверберга — будто тонкий прозрачный покров, под которым скрывается горькая истина о природе одиночества. Герой окружает себя тенями — искусственно созданными спутниками, чья единственная цель — быть приятными, внимательными, идеальными. Это мир, где нет места боли, неловкости или разочарования. Мир, в котором каждое слово — как заранее выученная роль, а каждый взгляд — заранее запрограммирован на восхищение.
Читая рассказ сегодня, невозможно не вспомнить о новых цифровых спутниках человека — об ИИ вроде chatgpt. Мы тоже стремимся создать окружение, где нас понимают с полуслова, где разговоры мягко обтекают острые углы реальности. И в этом, как у Силверберга, сквозит не только тепло, но и тревога. Идеальное общество оказывается зеркалом, отражающим не другого человека, а самого себя.
Силверберг задаёт вопрос без прямого ответа: может ли живое сердце согреться среди теней, которые никогда не осмелятся противоречить? Может ли настоящая близость родиться там, где нет риска быть уязвимым? Его рассказ — не мрачное пророчество, а тихая печальная баллада о выборе: между лёгким одиночеством среди теней и сложной, острой жизнью среди живых.
Роберт Силверберг «В когтях энтропии»
Manowar76, 22 апреля 09:43
В обсуждении «Сороки» Веркина промелькнуло упоминание этого рассказа.
Человек с неожиданными способностями фатально выгорел на работе. И стал проживать в фугах свое прошлое и будущее.
Рассказ-размышление о природе времени и его свойствах. Размышления всё больше демагогические, противоречащие здравому смыслу и логике.
Финал, надо сказать, тоже более, чем предсказуем.
6(НЕПЛОХО)
Роберт Силверберг «Пламя и Молот»
Тимолеонт, 20 апреля 18:44
Хоть мне и нравились всегда истории о подобном хтоническом всеуничтожающем оружии, но тем не менее, мощная бабахалка и интрига вокруг правдоподобности его существования — единственное, что здесь есть интересного. Сюжет чрезмерно наивен и просто-таки наслаждается гигантским количеством условностей и странными допущениями.
Роберт Силверберг «Прыгуны во времени»
Тимолеонт, 20 апреля 18:37
А вот это уже по настоящему неплохо! Неплохая сатира, антиутопичное будущее, люди, готовые в прошлое бежать от постылого настоящего — как тут не вспомнить серию «Goobacks» Южного Парка... В общем, поднимаются любопытные и актуальные даже сейчас тепы, плюс хороший околодетективный сюжет — первая большая работа Сильверберга, которая мне по-настоящему понравилась.
Роберт Силверберг «Пасынки Земли»
Тимолеонт, 20 апреля 16:11
Было хорошо, пока не началась полностью проваленная, нелогичная и запутанная игра с тайм-парадоксами. Если всё же сделать над собой усилие и проигнорировать эту часть, то получится достаточно банальная история про деградировавшую цивилизацию, которую саму спасать надо. Странный, в целом, недобоевик, который в некоторые моменты пытается претендовать на философичность.
Роберт Силверберг «Вертикальный мир»
Тимолеонт, 20 апреля 15:09
Сильверберг достаточно добросовестно пытается достоверно смоделировать «новое общество», которое живёт по принципиально иным законам, прежде всего, нравственным, но получилось очень неубедительно. Прежде всего, вопрос секса — честно, я так и не понял, автор намеренно или случайно перепутал сексуальную свободу и отсутствие ревности с банальным насилием? Ну нет тут никакой сексуальной революции — тупо задавленные ужасом несчастные люди, которые трясутся от того, что их утилизируют и потому неспособные защищить своих жён, и способные только к такому же насилию. Реальные свингеры, любители групповушек, адепты свободной любви и прочие, ведут себя совсем по другому и придерживаются совсем других идей. Весь этот вопрос получился просто предельно фальшивым. Даже в 1971ом, в самый разгар тогдашней сексуальной революции, когда было абсолютно непонятно, куда всё идёт, вопрос узаконенного сексуального насилия под страхом «утилизации» был предельно неправдоподобен. Я понимаю, что это антиутопия, но тот же вопрос взаимоотношения полов был куда лучше показан в «О дивном, новом мире», да даже Замятин в написаных куда раньше «Мы» разобрал данный вопрос достоверней. Ну или я читал известным местом и недопонял каких-то авторских смыслов.
Правда, это единственная моя придирка. «Вертикальный мир» никогда не имел особых шансов войти в золотой фонд литературных антиутопий, но в целом описан действительно крайне неприятный и пугающий мир, в котором жить не хотелось бы ни капли.
Роберт Силверберг «Плата за смерть»
Тимолеонт, 20 апреля 14:57
Вроде бы несложная история, которая намного глубже, если немного задуматься. Тут действительно очень сильны откровенные библейские мотивы, но ещё и заметна идея свободы, необходимости борьбы за свои идеалы и тупиковость малодушия. Да и просто-напросто хороша трагичная сюжетная линия небольшой кучки людей, которая лишилась всего и теперь может только мечтать о робкой надежде на спасение.
Роберт Силверберг «Человек в лабиринте»
AndreySamoylov, 16 февраля 10:41
Впервые я прочитал эту книгу, будучи подростком, в возрасте 15 лет. В то время как раз выходил фильм — «Бегущий в Лабиринте», и мне волею судьбы, попала в руки эта книга.
Книга интересная, с множеством рассуждений о человечестве, одиночестве, морали и т.п. Локация несколько завораживает.
Книга больше как раз о человеке и человечестве, нежели о самом лабиринте, хотя его описанию уделена добрая часть произведения.
Роберт Силверберг «Да продлится твой род»
Sergio Blanc, 8 февраля 19:10
Тема бессмертия в НФ литературе одна из самых популярных и выигрышных. Она гарантированно вызывает интерес у читателя. Все понимаем почему.
В своём рассказе Силверберг старается сделать тему своеобразно-оригинальной: его Бессмертные медленно «взрослеют».
Прочтите и улыбнитесь, когда поймёте, что автор делает главной движущей силой сюжета.
Фантазёр! Я ожидал от поведения героев несколько иного, так что будем считать, что автору удалось меня немножко удивить.
Ключевое слово — «немножко».
Роберт Силверберг «Абсолютно невозможно»
Sergio Blanc, 8 февраля 19:01
Не очень удачная проба пера молодого Силверберга.
Написано небрежно. Как справедливо отметили многие коллеги-лаборанты попахивает халтурой. Почти все фантдопущения автора вызывают вопросы.
Хронопарадоксы штука такая — их описание нужно тщательно продумывать и поверять. У писателя этого не получилось.
Общее впечатление — серьёзное недоумение.
Рекомендовать могу только «коллекционерам» и ярым фанатам.
Роберт Силверберг «Молчаливая колония»
Sergio Blanc, 8 февраля 18:51
На мой непросвещённый взгляд, история с попыткой описать неудавшуюся прогрессорскую миссию на нашу планету со стороны некой расы бессмертных, получилась не очень внятной. Налицо явное желание с оригинальничать, свойственное молодым писателям.
Мне такие легковесные подходы к серьёзным темам не очень близки.
pirx1977, 3 февраля 22:33
Другой взгляд на ситуацию из «О скитаньях вечных и о Земле» Брэдбери. Грустный, но реалистичный. Автор просто из другого поколения, которое уже знало, что такое live fast и die young. Мне кажется, это один из лучших рассказов Силверберга.
Роберт Силверберг «Замок лорда Валентина»
Shining, 3 февраля 22:16
«Замок лорда Валентина» — это будто бы две книги в одной, причем вторая намного длиннее и... хуже.
Первые процентов 20 великолепны. Приключения Валентина-жонглёра увлекают, его друзья — интересные люди (и не только люди). К сожалению, эта часть заканчивается очень быстро. Вскоре мы узнаём, кто таков на самом деле этот Валентин, и всё становится куда хуже.
Забудьте о характерах других героев — все они быстро деградируют даже не до персонажей-функций, а до чего-то ещё менее важного. Кажется, что отныне единственное, что могут делать Карабелла, Слит и им подобные — с придыханием возглашать: «О мой лорд!» Вся оставшаяся часть «Замка...» — это скучная история возвращения Валентина, и происходит она примерно так:
2. «Мы не верим, что ты корональ!» — возглашает кто-нибудь из города.
3. «Я — ваш корональ!» — отвечает Валентин и использует колдовство обруча.
4. «В рот мне ноги, ты — на самом деле наш корональ!» — с придыханием возглашают жители.
Затем всё повторяется.
Разве что финальный твист (в самом деле финальный, на самых-самых последних страницах) слегка оживляет повествование, но уже слишком поздно.