Дела минувших


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Дела минувших дней.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дела минувших дней.

Статья написана 21 октября 2010 г. 19:22

Об одном обсуждении списка номинантов ЗМ-2010. Избранные цитаты.

цитата ВолкоВ

«Звездный мост». Номинации. Интересно, а они случайно не номинировали НИ ОДНОЙ книги «Этногенеза»? Ссылка внутре.

цитата Г.Л.Олди

Добрый день!

Отвечаем сразу на несколько вопросов, накопившихся в этом обсуждении.

1. В номинациях «Звездного Моста», как Вы могли заметить, нет не только «Этногенеза», но и «Метро», «Сталкера», «Зоны смерти», «Конана», «Disciples» и многого другого в том же духе. Т. е., «проектных» книг: прямых сиквелов чужих книг, а также продолжений, написанных «по мотивам» («в мирах») чужих книг; новеллизаций компьютерных, настольных и прочих игр, комиксов, фильмов, аниме и т. п. Такие книги на премии «Звездного Моста» не номинируются. Этот пункт существовал в Положении о премиях «Звездного Моста» всегда, еще с первого фестиваля 1999 г. Тогда еще даже термина «проекты», в его нынешнем значении, еще не было -- а соответствующий пункт в Положении о премиях уже был. :-)

2. Об упомянутых «проектах», попавших в номинации.

Тимур Туров -- насколько нам известно, его книги -- сугубо авторские, т. е., новеллизациями, сиквелами чего бы то ни было, работой в чужом мире и т. п. они не являются. Цикл книг, действие которых происходит в одном и том же мире, разработанном автором. Где тут «проект»? Не видим. Если Вы видите -- поясните, пожалуйста. Поднимите нам веки! :-)

«Технотьма» -- аналогично. Левицкий с Боблом разработали свой постапокалптический мир и сами же пишут книги, действие которых происходит в этом мире. Где тут «проект»? Если так подходить к делу, тогда любой авторский цикл или сериал следует считать проектом. Но лично мы так не считаем.

Если Вы видите в номинациях «Звездного Моста» еще какие-то «проектные» книги -- сообщите, пожалуйста, об этом нам. И, если не сложно, обоснуйте, пожалуйста, хотя бы кратко, почему данные книги Вы считаете «проектными». Если Вы нас убедите, что это действительно так (или мы сами в этом убедимся) -- мы немедленно уберем соответствующие книги из номинаций.

Всего наилучшего!

С уважением --

Г. Л. Олди.

цитата ВолкоВ

что книги «Этногенеза» относятся к категории «прямых сиквелов чужих книг, а также продолжений, написанных «по мотивам» («в мирах») чужих книг; новеллизаций компьютерных, настольных и прочих игр, комиксов, фильмов, аниме и т. п».

Теперь бы еще откопать, прямым сиквелом какой книги является «Блокада» К. Бенедиктова, по мотивам чего написана «Революция» Ю. Бурносова, в чьем мире происходит действие «Сомнамбулы» А. Зорича и новеллизацией какой компьютерной игры является мой «Чингисхан».

Впрочем, это мы уж сами, в порядке самообразования.

Еще раз спасибо.

Удачи, успехов!

цитата Маша Звездецкая

«Этногенез» — это такой вселенский бардак, в котором каждый снимает угол, комнатуху, или апартаменты, или вообще домину строит, — ну на что там бабла хватит.

Объединяют его — мерцающие сквозь историю Гумилевы, да таинственные предметы — регуляторы цивилизационного процесса.

В рамках этой очень общо сформулированной задачи каждый пишет, что Бог на душу положит.

И мне признаться, тоже не слишком понятно, почему книги «Блокада» или «Чингиз-хан» (пишем правильно!) не могут рассматриваться как авторские произведения — со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Ну есть и в той и в другой книге таинственные артефакты, так где их нет? 8)))

Зато у Бенедиктова ломится довольно ловкий и любопытный авантюрный роман.

А у Волкова в «Чингиз-хане» отлично написанные исторические куски (хорошо фундированные, продуманные) перемежаются горькими песнями ушедшей советской эпохе — и это зачетный слоеный пирог, выпеченный по оригинальному рецепту автора, который тщательно изучил творчество кулинаров-предшественников.

Иными словами, «Этногенез» — это вольница. Это не миры чужих книг, но свои миры.

Это ни разу не новеллизации, не сиквелы, не приквелы, не продолжения, но с начала и до конца авторские и вполне литературные книги (исключая первые тома проекта).

В рамках общего космоса каждый автор разрабатывает и придумывает свой, самодостаточный мир.

Разумеется, я здесь с краю стою, но если вы нашли в себе силы дать пояснения, то я нашла в себе силы – сделать ремарки на полях 8)))

С уважением, и все такоэ,

М. З.

цитата Г.Л.Олди

Спасибо за подробные пояснения по «Этногенезу».

Осталось выяснить еще два вопроса:

1. А фантастика ли это? Или, скажем, нечто историко-авантюрно-детективное, с очень небольшой и, в принципе, необязательной примесью фантастики?

2. Так «Этногенез» -- это все-таки проект, или как?

Интуиция нам отчего-то подсказывает, что, несмотря на все правильные слова, написанные тут Вами -- таки да, проект.

«Почему-почему! Потому что интуиция!» (с) комиссар Фухе. :-)

Посему скорее стоит думать, как правильно откорректировать Положение о премиях «Звездного Моста» -- с учетом сегодняшних реалий и «Этногенеза» в частности -- чем о включении книг «Этногенеза» в номинации фестиваля.

Всего наилучшего!

С уважением --

Г. Л. Олди.

цитата ВолкоВ

Да конечно же не фантастика :)

Соцреализм как он есть.

цитата Маша Звездецкая

Господа!

Мне приятно соревноваться с вами в вежливости — я оценила каждую строку 8)))

Разъяснения по «Этногенезу» случились со мной потому, что как раз сейчас я долго и нудно пишу большую статью про проектную литературу, из последних сил тряся филологическими достоинствами. И многое читаю. А кое-что даже редактирую, потому что дружочки – и сам Бог велел 8)))

Стало быть, я вникаю – в «Метро», «Сталкер», «Этногенез», и пр.

>>Осталось выяснить еще два вопроса:

1. А фантастика ли это? Или, скажем, нечто историко-авантюрно-детективное, с очень небольшой и, в принципе, необязательной примесью фантастики?

Я в свое время пообещала Коле Пегасову «злободневный»« материал на тему «когда и если фантастика – литература». Но Коля ушел из «Мира фантастики», и некому было больше меня охмурять, и материала такого не появилось никогда же.

Посему раз я нерасторопна, может, вы скажете мне: какова должна быть «примесь» фантастического, чтобы вы приняли некую беллетристику по своему ведомству?

Я слыхала, что некоторые причисляют к фантастике аж эпос о Гильгамеше, и тут – как главный редактор академического востоковедного издательства – плакала вся, совершенно неудержимо. Поэтому мне, безусловно, любопытно, сколько ж должно быть фантастики и какого качества, чтобы – проскочило?

Интерес мой в высшей степени научный, я к наградам фэндома отношусь с любопытством, но безо всякого пиетета.

Скажите же мне — о скажите же мне! — и я выколю ваш ответ раскаленными иглами в углах век и стану его цитировать на всех перекрестках – как знание из первоисточника 8)))

>>2. Так «Этногенез» -- это все-таки проект, или как?

Проект. И ван Зайчик был проект, так его с самого начала задумали Рыбаков и Алимов, а я тому живой свидетель, однако же давали ван Зайчику каких-то кадуцеев, если я правильно помню.

Я боюсь показаться чудовищно банальной (впрочем, ни фига я не боюсь, как известно 8))), но: есть проекты — и проекты. В «Этногенезе» дается максимально возможная свобода писать, что хочешь, — при соблюдении некоторых обязательных реперных точек. Эти реперные очки – типа Полярной звезды: обязательны для мореходства, но страшно далеки от народа. Так, например: не может быть романа без артефакта, он же регулятор цивилизационной парадигмы.

Фантастика ли это?

Если прочитать «Блокаду-1» Бенедиктова или «Сомнамбулу» Зоричей или иное что, ответ станет очевидным.

Мне далеко не все нравится, но я не могу отказать этим романам в фантастической составляющей, которая — увы!- является основным движителем сюжетной интриги.

>> Посему скорее стоит думать, как правильно откорректировать Положение о премиях «Звездного Моста» -- с учетом сегодняшних реалий и «Этногенеза» в частности -- чем о включении книг «Этногенеза» в номинации фестиваля.

Это уж как хотите. Кабы Сережа Волков про то не написал, я бы и дальше жила в прекрасном неведении 8)))

Ваши игры, ваши награды, ваши условия, ваш конвент.

Удачи и радости!

М. З.,

кротко

цитата Г. Л. Олди

Сколько фантастики должно быть в произведении, чтоб оно считалось фантастическим -- в общем виде эта задача не решается. А если Вам кто-нибудь скажет, что решается, то «Не верьте ему, гоните его, он врет, он не знает, как надо!» (с)

Тут надо смотреть каждое произведение конкретно и внимательно. К примеру, в «Казусе Кукоцкого» Улицкой фантастический элемент присутствует, но в настолько гомеопатических дозах, что убери его -- ничего не изменится. Так что это безусловно не фантастика. А вот в «Почерке Леонардо» Рубиной фантастический элемент является сюжетообразующим, и хотя изрядная часть событий книги выглядит вполне реалистически, тем не менее, убери из книги фантастический элемент (фантастическое допущение) -- и книга рассыпется. Или это будет совсем другая книга, не так и не о том написанная. И выходит, что «Почерк Леонардо» -- таки фантастика.

Насчет проектов. Ван Зайчик, если мы не ошибаемся (если ошибаемся -- поправьте), все-таки был авторским «проектом». Т. е., придумало Ордусь не издательство, а Рыбаков с Алимовым, и они же все книги об Ордуси и писали (а не издательство набирало в проект авторов по своему усмотрению). И все правила задавали сами авторы -- а, опять же, не издатель. В чем же тут «проектность», в современном ее понимании? Тогда в «проекты» надо записывать любой более или менее коммерчески успешный авторский цикл или сериал. А на это мы пойти никак не можем. :-)

«Этногенез» же инициировало издательство, оно же задало те самые «реперные точки», о которых Вы пишете -- пусть этих точек и немного. Оно же и приглашает в проект авторов (или дает / не дает согласие на участие автора в проекте, если тот сам просится).

Наверняка есть и еще целый ряд отличий -- но сейчас нас ждут дела, поэтому прекращаем дозволенные речи и откланиваемся.

Всего наилучшего!

С уважением --

Г. Л. Олди.

цитата Маша Звездецкая

Ван Зайчик, конечно, авторский проект, но проект же?

«Этоногенез» — тоже авторский проект, его придумал Костя Рыков. Но он придумал только реперные точки, а дальше, в рамках каждой конкретной трилогии, автор совершенно свободен. Он, простите за пошлость, сочиняет собственные миры.

В этом смысле «Этоногенез» стоит наособицу. Книги Бенедиктова, Бурносова, Волкова — они разные и про разное, они совершенно самодостаточны. И из реперных точек, предложенных Рыковым, каждый выбрал то, что лучше на сердце легло.

Больше того, читатели «Этногенеза» уже сетуют: а как разные книги проекта связаны, — что тоже показатель.

Пока что ни единого метасюжета, ни сквозных и обязательных к употреблению персонажей, чистый писательский волюнтаризм — что для проекта в целом не так уж и хорошо.

...Как сей фрукт определить? Авторская книга в проекте? Но любая книга — авторская, даже если это эпигонство или иной вторичный продукт.

Возможно, действительно не стоит номинировать проектные книги, но — сами проекты? Этого добра ближайшие пять лет будет все больше...

А, может, имеет сделать номинацию «Лучшая проектная книга» — вот где будут настоящие интриги и острейшая конкуренция! 8)))

WBR,

М.

И на закуску:

цитата Хе

И гетто это не прощает тех, кто вышел за его границы.

Ну вышли бы «Блокада», «Революция», «Чингисхан» или «Сомнамбула» в «профильных» изд-вах, в сериях «звездное оружие» или «Абсолютный лабиринт» дежурным тиражом в 5 тыс. экз. — и все было бы нормально. И в номинации бы включили и даже цацки дали.

А раз «чужие» напечатали, то все, ничего не будет.

Вот это и есть кризис жанра, на самом деле.

ИМХО, конечно.

Такие дела.

small UPD. Наблюдения по поводу вот этого проекта. Я сначала, как проскочил пресс-релизный пост о нем в колонках, думал — что это, зачем это, откуда? А потом забил. А тут просматривал октябрьский номер МФ и все встало на свои места:


МФ «Тень»

UPD на UPD. И тут походу меня обманули. Мирф пришлепал рецензию не к той книге ... См. комменты.





164
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 20:57

цитата Мартин

А тут просматривал октябрьский номер МФ и все встало на свои места:

Стоп. Какой Максим, какие крылья, какая MMORPG? Я «Тень» сейчас читаю, там совсем про другое написано. ???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:06
Номер не первоапрельский вроде ... Может, недочитал еще?
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:08
Ой, и правда ... Походу кто-то что-то перепутал ... >:-|


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 21:14
вот и мне кажется что в этом журнале рецензии стали от балды писать)))
или книжки перестали читать))


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:09
главного героя зовут Андрей Вершинин!
Какой Максим???????
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:12
Я догадался уже ... Журналисты такие журналисты иногда... >:-|


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 00:14

цитата Мартин

Осталось выяснить еще два вопроса:
1. А фантастика ли это? Или, скажем, нечто историко-авантюрно-детективное, с очень небольшой и, в принципе, необязательной примесью фантастики?

цитата Мартин

Тут надо смотреть каждое произведение конкретно и внимательно.


Что-то мне подсказывает, что вряд ли организаторы/составители ном.списка читали все произведения оттуда и измеряли, насколько «обязательна» в каждом «примесь фантастики». Поэтому действительно честнее было бы ввести номинацию «проектная литература» или же давать всё одним списком. Впрочем, «их сапог, куда хотят -- туда ставят» (с)

цитата Мартин

Наблюдения по поводу вот этого проекта. Я сначала, как проскочил пресс-релизный пост о нем в колонках, думал — что это, зачем это, откуда? А потом забил. А тут просматривал октябрьский номер МФ и все встало на свои места:


Слушай, а кто писал рецензию? Имени рецензента нет или я чего-то не заметил?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 10:20
По поводу рецензента.
В нижнем левом углу, желтым по желтому — Эдуард Козлов. Сканеру вообще плохо имена рецензентов даются :)

По поводу проектов — да, заковыка :) Но главный аргумент как я понял:

цитата

«Этногенез» же инициировало издательство, оно же задало те самые «реперные точки», о которых Вы пишете -- пусть этих точек и немного. Оно же и приглашает в проект авторов (или дает / не дает согласие на участие автора в проекте, если тот сам просится).

То есть личное мнение организаторов по поводу авторских и издательских проектов :)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 15:59

цитата Мартин

По поводу проектов — да, заковыка :)


А как сам относишься к данной ситуации?

цитата Мартин

В нижнем левом углу, желтым по желтому — Эдуард Козлов. Сканер вообще плохо имена рецензентов :)


Дизайнеры... да...
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 16:21

цитата Vladimir Puziy

А как сам относишься к данной ситуации?


Глаза-б мои их не видели :) В моем представлении «Этногенез» — чисто издательский проект. Впрочем, как и помянутые «Технотьма» или «Маги 12 сфер» Турова :) Плохо ли это или нет — другой вопрос. Не хочется становиться в позицию «не читал и не одобряю», но и читать особой охоты нет и есть «подозрения».

Но при этом — я против, при вручении премий, деления по каким-то «внелитературным» критериям типа «проект-не проект». Фантастика/не фантастика, хорошо/плохо (по мнению вручающих) — еще куда ни шло. Но я премий не даю :)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 16:31

цитата Мартин

Но при этом — я против, при вручении премий, деления по каким-то «внелитературным» критериям типа «проект-не проект». Фантастика/не фантастика, хорошо/плохо (по мнению вручающих) — еще куда ни шло.


Вот и я того же мнения. ;-)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 18:03
Ниже еще одна ветка обсуждения образовалась:)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 17:30
Ээ, коллега -- «издательский проект» заведомо предполагает, что у книги нет авторства. Не вижу смысла присуждать премию книге без автора, даже если она очень прикольная.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 17:51
У любого текста есть автор :) Те же книги из Этногенеза или из Сталкера с точками имеют вполне определенных людей, называющих себя авторами. Значит имею какие-то на то основания. Пусть даже и уровень влияния «запросов издателя» на текст велик.
Премия-то, если это не за «заслуги», а за «лучшую книгу такого-то года», по большому счету, вручается тексту, а не автору :)

Что же «самостоятельности» текста — то мы тут упираемся в довольно скользкую проблему. А какой текст написанный каким писателем вообще лишен какого-либо «внешнего» влияния в той или иной степени? Человек — продукт среды, как бы это не было банально.
Это интересная тема для исследования, но, допустим, «проектное влияние» — не причина априори считать один тексты полноценными, а другие — ущербными.

(просьба не считать такую мою позицию «защитой проектов» — я сам их стараюсь не читать и отношение к ним как к источнику «качественных» книг более чем скептическое, но все же выносить оценки текстам (а премия — это и есть оценка) хотелось бы по гамбургскому счету)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 18:02
Ну и еще хотелось добавить. Зачем отделать проекты от остальных текстов? У меня есть одно «оправдание» — разделение на «литературу» и «развлекательную индустрию». Это, в моих глазах, оправдывает такую сегрегацию. Но!
Давайте тогда не ограничивать Этногенезом, Сталкером и прочим откровенной «заказухой» :) Давайте уж и Технотьму, и 12 Сфер, и Гнилое болото, и каких-нибудь еще попаданцев написанных на потребу дня «массовиками затейниками» к премиям не пущать.
Только тут возникает вопрос — а как разделять-то? По каким признакам? Почему ван Зайчик будет уже не проектом, а Литературой?
То есть по моему-то мнению — будет. Да вот мнение я формализовать не могу. И инструментария, позволяющего одно от другого отделить, тоже не имею. Кому-то нежно любимые Олди будут проектом. Или вот Лукьяненко — кто он такой? Проект уже или нет еще? :) А судьи кто?

Так что тут куда ни плюнь — проблема. То деление неполноценное, неоправданное, то критериев нету ... Упираемся в сакраментальное «этих пускать, этих — запретить», основанное лишь на произволе хозяев и к «мировой справедливости» отношения не имеющее.

Так что лучше уж не разделять в таких вещах, пока не будет четкой позиции с доказательной базой. Но вопросы эти в целом обсуждать стоит, наверное :)
 


Ссылка на сообщение25 октября 2010 г. 13:25
Не тупите.

У книг издательского проекта нет авторства. Конкретный исполнитель-литературный негр есть, а авторства нет.

Премии же присуждаются не текстам, а вполне конкретным живым авторам.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2010 г. 13:33

цитата tkatchev

У книг издательского проекта нет авторства. Конкретный исполнитель-литературный негр есть, а авторства нет.


Авторы этногенеза или авторы сталкера — вполне авторы. Сами можете у них спросить :) И они отнюдь не негры — их авторство вполне указано в книге. Может и не всегда на обложке (как в этногенезе), но оно всегда есть. Плюс тот же поп.лит. своих авторов не скрывает, а наоборот пиарит и выпячивает.
И я опять возвращаюсь к вопросу — текст написал и придумал какой-то конкретный автор — вот он и есть автор текста. То, что на него оказало определенное влияние «волосатая рука издателя» — так я еще раз повторю — какой автор в своей писанине вообще ни от чего не зависит? А вот вопрос «достаточной меры влияния» или достаточной независимости — штука очень непростая. И кидаться в нем взятыми с потолка (или даже на основе личного опыта) догмами не стоит :)

цитата tkatchev

Премии же присуждаются не текстам, а вполне конкретным живым авторам.

У вас есть право на заблуждения :) Смотрим тот же сайт ЗМ и страничку премий на нем. http://www.star-bridge...

цитата

Премия «за лучший цикл, сериал и роман с продолжением»
Премия «за лучший роман»
Премия «за лучшую дебютную книгу фантастики»

Те — премии вручаются «за лучший роман/дебютную книгу/цикл» — те за текст, а не «за автора» :)

цитата

На премии «Звездного Моста» могут номинироваться только произведения

Номинируются на премии тоже тексты, а не авторы :)

То есть, если по честному — премии должны вручаться текстам :) И по моему глубокому убеждению как раз замена этого принципа на «а почему бы и не дать хорошему человеку?» может сослужить лишь плохую службу, особенно в плане авторитета премии. Я говорю о теории и принципах. А то, что на самом деле оно бывает по разному — это понятно, но не всегда правильно.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2010 г. 13:49
Премия вручается за текст, но вручается автору. Литературным неграм же премии не вручаются, хотя они (негры) хорошо известны и иногда даже указываются в выходных данных.

Такова жизнь, те кто решились писать издательские проекты знали, на что они шли.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2010 г. 13:54

цитата tkatchev

Премия вручается за текст, но вручается автору. Литературным неграм же премии не вручаются, хотя они (негры) хорошо известны и иногда даже указываются в выходных данных.

Такова жизнь, те кто решились писать издательские проекты знали, на что они шли.


Я до сих пор не вижу аргументов чем же так принципиально отличаются тексты проектные от текстов «личных» в плане «авторства»? Али редактор стоит и указкой указывает какое слово куда поставить? Сомневаюсь.
Чтож до «негритянства», то всегда считал что:

цитата

Литературный негр (фр. nègre littéraire, с XIX века) — автор, пишущий книги, статьи, автобиографии и так далее за другое, более известное, лицо по найму (в частности, за руководящего политического, государственного деятеля или артиста, но также и за человека, имеющего известность именно как писатель). Его имя при этом в книге не указывается (по крайней мере на обложке; в СССР в ряде случаев указывалось имя «литературного обработчика» в выходных данных).

Проектные авторы — это несколько другой коленкор и не стоит валить все в одну кучу.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2010 г. 15:50
Абсолютно точно такой же коленкор. В данном случае негр пишет по найму для издательства.


⇑ Наверх