Рэй Брэдбери Марсианские


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Рэй Брэдбери "Марсианские хроники"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Статья написана 31 октября 2010 г. 21:55

С перечитыванием — или точнее, открытием заново это сборника — я четко вспомнила, за что я так любила фантастику в далеком детстве, когда еще были матерчатые бежево-розовые книжечки «Библиотеки фантастики», которые собирал дядя. Дело было совершенно не в сюжетах — не то чтобы лет в 8-10 они меня сильно занимали, во всяком случае, «Гиперион» в том возрасте я, кажется, ниасилила.

Но у Брэдбери, как и у моей любимой Ле Гуин, есть нечто другое, и на мой взгляд гораздо более ценное. Всепроникающая, огромная романтичность. Муза дальних странствий. То самое чувство, которое заставляет детвору в поисках приключений забираться в заброшенные дома, и то же самое, которое заставляет мучительно скучать по близким, если они вдруг уезжают. Романтичность, с одинаковой силой тянущая сердце в два разных направления — вперед к новым мирам, марсианским городам, новому порядку и открытиям, и назад, к дому, где вырос, к умершим родственникам и устаревшим традициям. Все «Марсианские хроники» пронизаны этими двумя противоречивыми чувствами. Практически в каждом рассказе очень заметно, что какое-то их них берет верх. Но в целом все равно нельзя сказать, что в большей степени воспевал Брэдбери, и это придает рассказам еще большую, слегка болезненную притягательность.

Брэдбери поднимает очень много больших и сложных тем — не только абстрактные отношения с марсианами, но и более чем конкретные проблемы человеческого сволочизма вплоть до атомной войны на земле. Но при этом он умудряется сделать это так тонко, что совершенно не кажется, будто он специально эксплуатирует больные вопросы, — все очень логично вписывается в общую картину хроник. Даже совершенно немарсианский рассказ «Будет ласковый дождь» наглядно говорит не только о происходящем на земле, но также и о том, чего ждать оставшимся или летящим с Марса. А смутные, призрачные появления марсиан — в «Ночной встрече» или «Мертвом сезоне» — так и остаются под знаком вопроса, но не меняют общей атмосферы хроник, не обещают никаких глобальных перемен в области, не подвластной человеку.

Пришло в голову, что всегда и во всех рассказах у Брэдбери деятелями, от которых зависит дальнейшее развитие сюжета, являются только люди (за исключением, разве что, «Иллы»). Даже в историях с 1-3 экспедициями можно сказать, что дело было прежде всего в людских ошибках, а марсиане... существовали ли они вовсе? Получается, что «Марсианские хроники» — это истории вовсе не о столкновении двух цивилизаций, а о том, как ведут себя представители одной, нашей цивилизации, попав в необычные условия. Центром так или иначе остается человек и его мысли, чувства и поступки. Только в условиях Марса еще больше расширяется диапазон возможного — и самые фантастические сюжеты рождаются и без участия каких-либо марсиан.





159
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 01:52
Терпеть не могу этот сборник. Из-за него (а также из-за «На Луне» Циолковского) я в отрочестве ненавидел фантастику как таковую. Считал ее чем-то чересчур наукообразным и технизированным.
Сказал бы кто-н., что потом я буду подвизаться на фантлабе — не поверил бы ни за что.
Сейчас-то, конечно, я понимаю, что Брэдбери — это социальная фантастика («не про Марс, а про людей»). Но тогда, лет в 13 — меня именно это и раздражало. «Если уж пишешь про моряка — так покажи море».
Слава богам, я потом прочел и «Бетономешалку», и «Были они смуглые...», и «Смерть и деву», и «Ветер» с «Ревуном»; оценил всю лиричность и философию Рэя... но сперва мне казалось, что он пишет до ужаса скучные вещи, оч. напоминающие советскую официозную прозу. «Мы не построили сосисочную в Древнем Египте просто потому, что пирамиды будут портить вид на нее» — это не НФ. Это антикапиталистическая риторика — у нас в эсесесерии своей хватало.
С возрастом это, конечно, прошло; в свои 30 с гаком я очень люблю Брэдбери («Апрельское колдовство» — :cool!::cool!::cool!:). Но самое первое, паскудное впечатление — осталось. Писателя люблю, а вот этот конкретно цикл:-(((:-(((:-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 09:49
Забавно, как у Вас аккурат до наоборот получилось:-)
Меня наоборот больше привлекает в Брэдбери как раз социальность) потому что про «зеленых марсиан» уже кто только ни писал, и все одно по одному и ни капли не задевает за живое. К тому же я не вижу особой разницы, ни содержательно, ни психологически, между «Марсианскими хрониками» и рассказами из «The other martian tales», скажем)
Но с другой стороны, что в детстве пошло или не пошло — это сильный отпечаток накладывает, ага)) я вот по той же причине так и не могу «Дюну» осилить — какой же она мне казалась и кажется чудовищно скучной! :-D


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 02:01
«Марсианские хроники» — прекрасная книга. Недаром именно Брэдбери выступает эдаким ледоколом от фантастики, ломающим льды, отделяющие море фантастики от океана «большой литературы». А вот в детстве я Брэдбери не особо воспринимал. Я писал у себя в АК о том, как нашёл свой читательский дневник, который вёл пару лет, будучи школьником. «Марсианские хроники» удостоились там невысокой оценки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 09:50
:beer:
Я была более романтична в детстве, наверное)) Мне было интересно больше про неразрешенные загадки, чем про приключения)


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 02:13
Сам перечитывал/переслушивал недавно. Рассказ «Третья экспедиция» — блестящая штука: тонкая, чувственная, и ты права, как и прочие вещи, совершенно не о марсианах, а о нас. В исполнение Влада Коппа превосходно звучит.
Диких восторгов этот роман (сборник) никогда у меня не вызывал, но часть вещей из его состава таки прелестны и греют душу (вот этот штамп очень подходит к отдельным рассказам Брэдбери).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 09:55

цитата VuDu

но часть вещей из его состава таки прелестны и греют душу

это да, мне тоже :-) Но и из остального совершенно ничего не вызывает неприятия, даже интермедии, которые по сути ни о чем.


⇑ Наверх