Так случилось, что и я, поддавшись «общественному чувству», пропустил этот фильм. Поначитался рецензий, и, хотя и дошел до кинозала, но вдруг побрел на какую-то другую ленту в соседний зал, хотя шел на «Skyline» (Скайлайн) братьев Штраусов. Что именно смотрел не помню, потому что дрянь не запоминается. Но там же взял рекламку «Skyline», красивую, синюю. Поставил рядом с компом. И потом, работая над рукописью третьей книги «Миров Непримиримых», поглядывал и подумывал: Отчего же ты, умудренный годами производитель контента НФ для пиратских сайтов, лично знавший Стругацких, Снегова, Биленкина, Гуревича, Павлова и множества более молодых аффтороф, отказался смотреть то, что посмотрели миллионы? Ведь тебе положено есть все, что появляется на этой полочке ))).
И вот, сдвинув брови, невзирая на отрицательные комменты поголовного большинства, иду смотреть «Skyline». И если мое суждение будет расходиться с мнением большинства — поделюсь своими мыслями!
Само название Скайлайн будто подчеркивает связь с сагой Терминатора с его Скайнетом. Я не знаю внутренних нитей сюжета и предсюжетных размышлений автора. На память также приходит канадское монорельсовое метро в Ванкувере, которое называется схоже — Скайтрейн. Короче — все футуристическое, расположенное сверху, новое, необычное, небесное...
Сажусь. Жду. Многие зрители описывают на какой минуте они почувствовали что заплаченные за билет деньги отработаны или наоборот ))) Не деньгами, конечно, все меряется, но все же, забавно размышляю не зря ли потратился. Еще критики предупредили: актеры — ноль, характеры — картон, монологи — клейстер, сюжет — фанера, все отовсюду своровано, концовки нет. Выезжают только на том, на чем поднаторели — на спецухе эффектов. Ну да ладно, думаю. Хоть красоту посмотрим амерскую )))
Начинается фильм довольно неброско, титры в черноте. Потом обычная амерская городская мишура. Появляется лицо порно-актера Эрика Бальфура (Eric Balfour). Уже забавно,наверное задумка была такая: завидя самца-мачо на экране, зритель удостоверится, что ГГ — настоящий мужик! ))))))) Впрочем, актер нормальный, и его поведение\игра не вызывают отторжения. Простой парень в непростой ситуации. Бедный, почти безработный художник приехал к своему успешному другу. Его девушка, Скотти Томпсон (Scottie Thompson) внезапно оказавшись по сюжету беременной, тоже располагает к себе — и скромным поведением, и выдержкой, и приятной внешностью. На этой паре держится фильм, и они играют совершенно адекватно, я не чувствую ни картона, ни клейстера, ни фанеры.
Действие развивается без помех, и доходит до фантастической части.
Ну, здесь я бы немного поговорил о том, что с моей точки зрения является фантастикой. Да и не только с моей. В энциклопедии написано что фантастика — это привлечение некоего допущения, небывальщины, в обыденное повествование. Да, конечно... Однако на деле, я (а может быть и вы, как читатели) ощущаю фантастическую «ауру» произведения, когда там появляется что-то новое, что нет в нашем мире. Автор, контент-мейстер, «изобретает» новую действительность, новую реальность, и погружает в нее контент-пользователя. Оказываясь в совершенно неожиданной ситуации, или необыкновенном мире, мы ощущаем нереальную новизну фантастики. На Малеевках, где я бывал трижды с моими романами и рассказами, мы даже ранжировали список авторов, по инпуту — кто что сумел привнести нового, чего до него не было. Чистое изобретательство почти. Мудрый Дмитрий Биленкин, ведущий группы, тогда говорил нам, оглаживая бороду: «Вы имеете право использовать чужую новизну, только если: а) можете продвинуть идею далее, разработать ее, или б) придать ей внутреннее, эмоциональное развитие. Ибо просто так цитировать чужую новизну недопустимо...»
Вот. Прошу прощения за нырок «к истокам». Однако этот «принцип новизны» по-прежнему определяет очень многое в жанре (если не вообще все).
Итак, после определения игры актеров как «весьма неплохо», я стал оценивать другие моменты. Диалоги (смотрю на языке оригинала) не цепляют моего авторского уха, значит с ними тоже ничего особо страшного. Американцы другие чем мы, пожив там более десятка лет я с этим смирился. Ну говорят они так, чтож теперь делать? Они вообще супериндивидуалисты. Вполне может сказать девушка: не курите, я беременна. Почему в этом месте надо смеяться? Тут еще цеплялись за закрывшуюся дверь на крышу. Народ, это действительно так! У них именно такие замки, и именно там стоят. Они могут сами закрываться!!! И в фильме над этим посмеялись на мой взгляд, потому что потом при рефрене сюжета, ГГ снова вышел на крышу и позаботился об этой двери.
Новизна. Что сказать. Атмосфера нашествия чужих — чувствуется! Она не картонная! Голубые лучи в землю... Ну, слегка похожее было в сомнительном «War of the Worlds» с молниями, бившими в одно место. Однако подчиняющие сознание и меняющие тело лучи, хоть не Бог весть какая новизна, но все же. Прилетевшие злые элиены на здоровенных тарелках охотятся за людьми. Своровано, конечно. Однако и в «Independence Day» это тоже своровано, это вообще расхожая тема сотен фильмов и мурзилок. Однако у меня не вызывает внутреннего протеста. Я пытаюсь понять — почему не вызывает. Может быть потому, что сворованная «новизна» имеет некую иную чувственную окраску? В отличие от «Independence Day», окрашенного в оскорбленно-мажорные тона и бравурно-тупой финал, здесь звучат оскорбленно-минорные. Вообще, этот фильм смутно начинает напоминать что-то другое, вся эта масса предчувствий, недосказанностей, горя и героизма — разрушения, потери, безысходность, мегаполис, бессилие, чуждая логика и жизнь, безразличная армия... И в какой-то момент я понял, что воспринимаю это почти как продолжение «Monstro», как его параллельную линию. Судьба маленького человека, порабощенного условностями безжалостной мегакультуры, а после раздавленного чужой безжалостной мегакультурой. Они обе чужды ему. Так же как и в «Monstro» город жил и умер, и ГГ потом умер. Так же и здесь. Простой житейский пессимизм. Взгляд снизу. Тоже между прочим достойная сюжета тема, ибо — жизнь. Или вы полагаете, мы всегда будем побеждать?!
Когда появились твари из «Monstro», только помельче, это было нормально. И их такая же отвлеченная война с солдатами тоже. У маленького ГГ — своя жизнь. У солдат — своя (и они никого не спасают). У монстров и элиенов — своя. Жизнь, как она есть короче. Каждый сам за себя. Есть и трусость, и горе, и героизм. Но чудес, как в «Independence Day» или «War of the Worlds» тут нет.
Спецэффекты достойные. Нареканий от меня нет. И твари, и лучи, и сражения, и взрывы. А вот развязка... Так сложилось, что настоящие фантастические шедевры используют некий трюк: последняя сцена переворачивает смысл всего сказанного и сделанного раньше. Дает новое прочтение хотя бы. И тут я ожидал подобного. Хотя должен был бы уже привыкнуть к голливудским хитрецам: седьмую воду на киселе будут разливать. И все же «Skyline» попытался.
В финале фильма мы понимаем, что техника элиенов основана на использовании чужих мозгов — буквально. Не так как делает американская страна, выманивая их из-за рубежа вместе с телами их владельцев )))) А самым натуральным образом выдергивая из тела. Тоже новизна, ведь до этого чужаки в фантастике и страшилках потребляли нас — порабощая, поедая, высасывая кровь, коллекционируя черепа, производя эксперименты, выедая светящиеся искорки жизни, покупая душу, вырезая органы, выкрадывая счастье... Про выдергивание мозгов я еще не читал )). Стало даже любопытно — если они используют мозги как руководящий телом орган, то там же должен существовать и «старший брат» — более руководящий орган, типа RAM (оперативной памяти компьютеров). Видимо, именно с ним и боролся ГГ — мачо Эрик Бальфур. В последней сцене становится ясно, что мозг ГГ, попавший прежде несколько раз под кратковременное воздействие синего луча, изменился и обрел устойчивость. Которая позволила ему, когда вживили в тело монстра, подавить «оперативную память» и взять под контроль чужака. Сама сцена малоправдоподобна и мультяшна, видимо заканчивали фильм второпях. Однако сразу дает несколько далеко идущих последствий. Борьба не закончена, есть выживший в новом супер-теле мачо-ГГ, и его беременная жена, носитель новой жизни. Становится вдруг ясно, что минорные ноты отменяются, и будет продолжение, где все это получит развитие.
Какие выводы я бы сделал из просмотра. Их может быть несколько. Вот например один: Голливуд в опасности. Скоро небольшие артели будут делать достойные фильмы, попирая воротил кино, исторгающих не меньшую лажу. И, кстати, не эти ли хозяева Голливуда оплатили травлю «Skyline" на Северо-Американском континенте? Которая и до нас дошла в легкой форме непонятных претензий якобы зрителей, и торопливых переводов чужих рецензий??? В самом начале я немного писал о деньгах. Совершенно непонятны обвинения в малобюджетности. Это явно не зрительское обвинение. Лучше оцените такой факт: создание «Skyline» обошлось более чем в три раза дешевле, чем российский «Обитаемый Остров». Думаю, американские критики разнесли бы «Остров» в пух и прах, как по качеству спецэффектов, так и по плоскости диалогов и вторичности тем. Стоит также помнить, что «Skyline» легко поднялся до 4 строчки в американском прокате, а свой бюджет окупил за неделю.
В мире Голливуда, где просто напишешь «Марс» и уже нарушишь чей-то копирайт, придумать и продвинуть новое сложно. Но еще сложнее пробиться в закрытую гильдию фильмоштамповщиков. Что до меня — мне нравится, что будет больше новых имен, и новых кинолент соответственно.
Спасибо вам, братья Штраусы. Ставлю вашему фильму 7 из 10.