4 месяца 3 недели и 2 дня


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (реж. К. Мунджиу)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (реж. К. Мунджиу)

Статья написана 8 сентября 2008 г. 00:19

Фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — главная сенсация в европейском кинематографе 2007 года. Шутка ли, низкобюджетный румынский фильм завоевал главную награду самого престижного, Каннского, фестиваля в мире и еще целое множество других наград, в том числе и премии французской Киноакадемии.

Фильм Кристиана Мунджиу погружает нас в атмосферу социалистической Румынии времен диктатуры Николау Чаушеску. Надо сказать, атмосфера передана очень реалистично. Кто же, как не зрители из стран бывшего соцлагеря могут оценить этот факт. Типовые здания спальных микрорайонов, товарный дефицит, подпольная продажа западных товаров, невежливость персонала, одинаковые автомобили, тотальный паспортный контроль во всех учреждениях, серость и уныние во всем окружающем. Запах гнили и равнодушного упадка – это Румыния, 1987 год, на излете режима Чаушеску.

О чем. История двух подруг сосе6док по студенческому общежитию. Одна из девушек беременна ис собирается деалть нелегальный аборт (аборты в социалистической Румынии были законодательно запрещены). Но главная героиня фильма не та, что жаждет аборта. А именно ее подруга, на которую свалилось бремя связанных с операцией забот: материальных, моральных, организационных...

Фильм снят практически в режиме «реального времени» (в Европу в очередной раз возвращается мода на кинореализм), но реализм румынской картины — это  реализм на грани сюра, реальность на грани сна. В него погружаешься практически сразу, этот сон становится твоим. Удивительно точная режиссерская работа

Одно из главных достоинств картины — это удивительная психологическая точность.  Кристиан Мунджиу чётко управляет  эмоциями зрителя, при этом  полностью держит ситуацию под контролем, не опускаясь до натурализма и изображения физиологических подробностей. История, рассказанная Мунджиу вовсе не об абортах и не об ужасах тоталитаризма. Это история о личном выборе, о том, как в одночасье ломается человеческая жизнь.

Фильм является составной частью проекта К. Мунджиу — «Сказки золотого века». Это история коммунизма в Румынии, рассказанная на материале семейных легенд. Цель проекта — показать этот период без прямой критики правящего режима, но сквозь призхму человеческих историй, посвященных личному выбору, который приходилось делать людям в те непростые времена.

Наверное, это лучший фильм, посмотренный мною за последний год. 10/10.

В Москве фильм демонстрировался всего лишь в одном кинотеатре и шел практически при пустых залах. Вот что писал Д. Дондурей о ситуации с прокатом румынского фильма: Сэм Клебанов и Антон Мазуров притащили в наш прокат румынский «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — фильм, получивший в Каннах Золотую пальмовую ветвь 2007. Купили, расшумели, были уверены, что люди пойдут (хотя бы любители авторского кино). Сумасшедший армянин Бадалян (программный директор сети кинотеатров «5 звезд») только из своей любви к кино дарил этот фильм зрителям, показывая его у себя каждую неделю! И? Ноль. Провал. Денег не собрали. В 14-миллионом городе нельзя найти зрителей на главный фильм Европы, лучший дебют Европы, лучшего режиссера Европы!

Кстати, в Европе сейчас мода новое румынское кино — за последние годы прогремело несколько румынских картин (например, «Смерть госполдина Лазареску»). Но у нас о румынском кинематографе практически ничего не знают, а редкие фильмы, попавшие в прокат, предпочитают не замечать.

upd: А кому-то из коллег-фантлабовцев, читающих мой блог, довелось посмотреть эту картину? Интересно ваше мнение.Здесь есть о чем поговорить.





135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 сентября 2008 г. 01:38
Больше всего понравилось, как режиссёру удалось передать страх — то есть не напугать непосредственно зрителя, но передать чувство страха персонажа и, как правильно вы отметили, сделать этот страх твоим. А ещё на протяжении фильма меня насиловали, мне делали аборт, я бегал по тёмным подворотням и т.д., поэтому послевкусие приятным назвать не могу. Но фильм очень и очень сильный — это бесспорно.
А что касается темы... Не сочтите меня сторонником абортов, но выбор должен быть всегда. Даже если аборт в самом фильме — лишь повод для истории о личном выборе.


⇑ Наверх