Томас Манн Волшебная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Томас Манн "Волшебная гора"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Томас Манн «Волшебная гора»

Статья написана 16 января 2011 г. 18:36

Мартин Макдонах говорил, что идея «Залечь на дно в Брюгге» родилась у него после того, как он посетил Брюгге и испытал два противоречивых чувства: глубокий восторг и ужасную скуку.

Каждый раз, читая Томаса Манна, я, натурально, испытываю те же самые чувства.

Впрочем, еще я не могу избавиться от ощущения («Доктор Фаустус» — исключение из этого правила, а вот «Избранник» — отлично попадает), что Манн как-то очень тонко стебется не столько над читателями, сколько над литературоведами. С одной стороны, он буквально набивает свои романы событиями, персонажами и моментами, которые так и просятся на определенную чуть ли не мифологическую трактовку. А с другой стороны, все это изложено у него таким образом, что кажется каким-то слишком скучным и банальным для каких бы то ни было особых трактовок вообще и ссылок на греческую мифологию в частности.

Лит.критика говорит, что «Волшебная гора» — неомифологизированный роман-воспитание. Вроде бы все составляющие налицо: есть ГГ, некий вьюнош, который оказывается на горе в 20 с чем-то и выходит с нее около 30. Есть отдельные персонажи, которых можно за уши подтащить под мифологических. Мингера Пеперкорна, пожилого властного алкоголика из Голландии, ассоциируют с самим Вакхом-Дионисом. Двум очаровательным спорщикам, Нафте и Сеттембрини, приписывают роли «личного ангела и демона» нашего юноши (правда, непонятно, кто есть кто, но их воспитательный эффект не отрицается). Двоюродный брат, «честный Иоахим» — классическое суперэго по Фрейду. Русская «возлюбленная» юноши также укладывается в этот мифологизированный список подтекстов. Вот мы и разобрали роман.

Только увольте, но у меня комбинация все равно не складывается. Ганс Карсторп как прибыл в свой туберкулезный санаторий бревно бревном, так и не менялся вплоть до конца текста. Я не вижу в нем решительно никакого воспитательного процесса, никакого внутреннего изменения и роста. Напротив, Волшебная гора — символ застоя и тоски-тоски. Руководитель санатория в свое время даже честно пытался выставить подлечившегося дитятю обратно в «реальный мир», но тот воспротивился как мог. Само собой, ведь «на равнине» придется что-то делать, работать, устраивать жизнь, принимать на себя ответственность. А в санатории кормят пять раз в день, а все остальное время можно лежать или гулять. Все строго по расписанию, минимум инициативы и свободного времени. И это вполне оправданно, если у тебя едва хватает сил встать с постели, но если на тебе можно пахать (а на ГГ вполне можно), то кроме как персонификацией библейского греха это не назовешь. Надо действительно быть исключительно никем и ничем, чтобы согласиться на такое существование из страха перед жизнью и лени. Видимо, мне этого никогда не понять — я ни разу не выходила из больниц иначе, как под подписку, что я осознаю недолеченность и снимаю с врачей всю ответственность.

ГГ не тянет на Тангейзера в плену у Венеры, как там пишут, уж извините. Скорее — на товарищей Одиссея в плену у Цирцеи, в свином обличье. Задача свиней — есть и нагуливать жир; задача больных, по сути, тоже.

Помимо внутренних перемен, которые могли бы произойти, но не произошли с героем за семь убитых лет в санатории, никаких внешних перемен тоже нету. Он вроде бы влюбляется в некую даму — но эта влюбленность настолько ленива, что не стремиться показать себя или добиться взаимности. Дама уезжает, потом возвращается с другим спутником — героя это едва колышит. Потом дама уезжает вновь, но об этом наш Ганс уже даже не вспоминает. По мне, так это недостойно называться любовью, — скорее увлечением, чтобы скоротать скуку. Надо же герою испытать за столько лет хоть одну несчастную эмоцию!

То же и со спорами гуманиста-Сеттембрини и иезуита-Нафты. Мне кажется, это вообще самая интересная часть романа, потому что они интересны сами по себе. Но чтобы они оказали на кого-то какое-то воздействие, помимо развлекательного (многие люди болтают, когда гуляют) — я не вижу. На действиях Ганса это не сказалось никаким образом, а что до мировоззрения, то оно у него сложилось еще к моменту приезда в санаторий и более чем простое — лишь бы ничего не делать. Вся софистика и казуистика, весь пыл спорщиков проходят мимо него — и это становится вполне очевидно, когда он разговаривает с Сеттембрини перед дуэлью и спрашивает, как же можно стреляться из-за каких-то там слов и убеждений. Подумаешь, кто что сказал и думает. Бедные наивные «воспитатели«! Впрочем, воспитание — это в данном случае только повод, а люди явно получали удовольствие от самого процесса, а не от результата, что не в меньшей степени заслуживает уважение.

По итогам у меня осталось ощущение не то чтобы незаконченности — а того, что этот роман в принципе нельзя закончить. В нем нет какого-то определенного сюжета, ГГ все время остается на горе, изменяется немного лишь антураж и окружающие люди. Сменяются увлечения и моды, а он сидит себе, как русский богатырь 30 лет и 3 года спит на печи. По сути, не происходит ничего важнее попадания на гору в самом начале и отъезда из санатория в самом конце. Весь промежуток — вполне растительное существование. Читать его было точно так же — устаешь не от сложности, а от общего отсутствия сколь-нибудь значимых событий и интересных персонажей.



Тэги: т-манн


933
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 19:12

цитата kerigma

По итогам у меня осталось ощущение не то чтобы незаконченности — а того, что этот роман в принципе нельзя закончить.

+100
В точку! Это даже не спор с самим собой, молодым, времен Тонио Крегера. Может, где-то переосмысление, перепутье. Вроде и поле похожее — чуть России, чуть бисексуальности. Автор уже меняется, и эти изменения скоро увидят и другие, но сам еще не догадывается об этом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 10:18

цитата stogsena

Вроде и поле похожее — чуть России, чуть бисексуальности. Автор уже меняется, и эти изменения скоро увидят и другие, но сам еще не догадывается об этом.

я довольно слабо представляю себе биографию и библиографию Манна, на самом деле, чтобы оценить :-)


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 19:16

цитата kerigma

я не могу избавиться от ощущения («Доктор Фаустус» — исключение из этого правила, а вот «Избранник» — отлично попадает), что Манн как-то очень тонко стебется не столько над читателями, сколько над литературоведами. С одной стороны, он буквально набивает свои романы событиями, персонажами и моментами, которые так и просятся на определенную чуть ли не мифологическую трактовку.


Не те времена, не те моды — Манн серьезен, как кусок немецкой колбасы. Кстати никаких сложных «намеков» у него и нет — все достаточно банально, почти по «классическому» образованию.
И вообще «Гора» эта — скучная аллегория для «философов» из кофеен, на мой взгляд.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 19:51
Во, можно спросить знающего человека.
«Будденброки» у него — тоже «пра философию», или как раз они про жизнь?
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 19:59
Ну, конечно, не без «этого».
Но там больше про «дух времени» — старый мещанский уклад типа меняется и бла-бла-бла.

Знаете, я специально посмотрел: вот Вы читали Мракеса «Много лет одиночества» — а Буденброки одна из «основ» этого романа, так, что сориентироваться просто.
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 20:04
Спасибо.
А то с год назад я разжился в букинисте его собранием сочинений, и помаленьку теперь поглощаю.
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 20:09
А это все равно дело полезное — Вы бы читали понемногу и выкладывали «пережитое» в авторской колонке (предварительно ее заведя) — было бы весело
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 20:14
Я человек по убеждениям весьма сталиноидный, а по натуре весьма злоязычный — заведи я колонку, меня через неделю забанят.
А фантлаб для меня неплохая «трепальня» и хороший справочник — закрывать его мне пока хочется.

Так что «пережитое» я выкладывают от случая к случаю в общих темах и чужих колонках — в формате диалога.
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 10:19

цитата Kniga

Манн серьезен, как кусок немецкой колбасы

тогда это уже пороки моего восприятия. Впрочем, с кем обсуждала — складывается впечатление, что много людей именно так его читает.
 


Ссылка на сообщение19 января 2011 г. 22:37
Ну мы же живем во времена «стеба» и «пародии», а люди воспринимают все исходя из своего времени.


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 21:36
«Волшебная гора» — одно из наиболее любимых мной творений мировой литературы, я его перечитываю пару раз в год и испытываю блаженство. Это книга не для любителей внешнего сюжета — снаружи действительно ничего почти не происходит: приехал человек в санаторий, приболел, остался лечиться... Даже любовь его внешне и впрямь вялая. Но зато внутри! Роман, как организм кровеносными сосудами, пронизан множеством пересекающихся смыслов, но начать улавливать их я начала где-то на третьем прочтении. Ганс Касторп лежит на балконе и ничего вроде бы не делает, но при этом внутри себя проходит весь путь развития человечества — и не только духовный, но и физический тоже. Он отказался от внешней жизни «на равнине», чтобы иметь возможность жить духом — наверху. И при этом какая-то ревность к какому-то голландцу была бы глупой и смешной, и он достаточно созрел к тому времени, чтобы быть выше ее. Короче... это не та вещь, о которой можно сказать коротко :-) Если пытаться описать все смыслы книги, то получится еще одна такая же. Легкости восприятия среди ее достоинств точно нет, но если попасть «в волну», то извлекаешь очень много, в том числе и удовольствия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 23:27
Тогда, видимо, мне не удалось попасть. Или я мыслю слишком «равнинными» категориями — собственно, по той же причине мне кажутся бессмысленными всякие медитативные практики и тому подобное. То есть я не отрицаю, что это может иметь свою ценность, и для кого-то действительно представляет собой развитие — но сама понимаю развитие совсем иначе. Видимо, поэтому мне и нравятся те из персонажей, которые очень хотели бы выбраться с горы и зажить полноценной «равнинной» жизнью :-)
 


Ссылка на сообщение22 января 2019 г. 16:05
«Роман, как организм кровеносными сосудами, пронизан множеством пересекающихся смыслов,« — точно. Я слушал этот роман как аудио-книгу (извините, но не читал). Слушал, слушал... дослушал до половины — и завяз: перестал слушать. Не оттого, что скучно или не интересно. — Нет! Но захотелось как-то отдохнуть от него. Но с плеера недослушанное не стирал. Хотя и не знал, продолжу ли «знакомство»... Но вот прошло несколько месяцев — и я заметил, что частенько возвращаюсь мысленно к «Волшебной горе», к её неспешным диалогам, к пассивному, вялотекущему развитию сюжета... И вот опять начал её слушать по вечерам, после работы, бродя по заснеженным пустым вечерним улицам райцентра... И не то чтобы я там нахожу какие-то о-о-о-чень ценные мысли (да и какие ещё нужны вопросы-ответы после той же классической русской литературы?), но очень уж притягательны эти незримые собеседники: одни на стену дерутся, доказывая свою правоту; другие спокойно, отстранённо слушают их, продолжая споры внутри себя... А какой во всём этом смыл? — Глобально: учиться жить, не наступая другим на ноги и не лупя никого по голове тем, что у тебя в руках (ИМХО). А не-глобально: наверное, писателю хотелось как-то запечатлеть царившую вокруг него пусто пляску в такое переломное время и придать ей эдакое псевдовселенское звучание, что ли (ну, типа, для умных, что ли).
Хорошо возвращаться к таким книгам!
Захотелось и купить эту книгу, поставить, так сказать, на полку. Хотя, зачем? я и тех, что дома стоят не прочитал ещё всех, да и вряд ли прочитаю, а дать почитать кому-то такую книженцию попросту некому; подарить – обидяться: отдал не нужное.
Классная книга, одним слово! Стоит её почитать хотя бы для успокоения нервов: сесть в электричку часов на 5-8 — и читать Т.Манна «Волшебную гору»...
«...но если попасть «в волну», то извлекаешь очень много, в том числе и удовольствия,« — не знаю, много ли извлёк, но мне очень нравится.
Спасибо автору!^_^


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 13:22
Прочитать такой сложный роман — написаный нарочно сложно, — это большой читательский подвиг.
Что ни говори, в основе сюжета все равно лежит мифологический сюжет о пленнике «царства фей» и еще о Граале.

Но зачем относиться к тексту так донельзя серьезно.:-)

Поэтому, касательно «романа воспитания» — конечно, герой ничему не научился, потому что это одновременно и пародия на роман воспитания, чего Вы не захотели увидеть. :-) Роман ироничен, посмотрите на него в этом ключе тоже.

Роман одновременно серьезен и ироничен — автор как бы и пишет всерьез, придумывает сложные идеологические споры — Нафта и Сеттембрини и т. д. Но при этом высмеивает такого рода «романы идей»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 14:21

цитата saddlefast

это одновременно и пародия на роман воспитания, чего Вы не захотели увидеть

ээ... я вроде бы это самое и говорю :-)

К тому же не сказала бы, что Гора сложнее Фауста. В ней хотя бы все слова понятны :-D


⇑ Наверх