Как выбраться из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Как выбраться из Матрицы?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как выбраться из Матрицы?

Статья написана 25 января 2011 г. 11:58

За бортом предыдущих разборов полётов Трилогии Матрицы осталась тема психологии бытия, уровень раскрытия которой в первой части так многим понравился. Я более чем уверен, что ни в жисть бы «Матрица» не взлетела на верхние строчки рейтинга imdb, если бы она не смогла затронуть определённые чувствительные струнки в душах своих зрителей. Ведь когда она вышла впервые на экраны — натуральный дурдом же ж вокруг неё творился! Люди ходили на сеансы чуть ли не по десять раз, активно её пересматривали. Как будто искали в ней ответы на глубоко мучавшие их вопросы. Чем же она так запала им в душу? «Кто виноват?», «Что делать?» и «Как жить правильно?» — вот название этих трёх струнок, за которые так тонко сумели зацепить своего зрителя братья Вачовски.

Чтобы глубже понять феномен популярности «Матрицы», нужно обратить взор на... совсем другой фильм. Кстати, тоже вышедший в 1999 г. Имя ему — «Бойцовский клуб».

Кулачная философия

Главный герой фильма (имя которого не сообщается, в титрах он обозначен просто как Рассказчик), обычный американский офисный клерк, отчаянно пытающийся вырваться из мучительно скучной жизни. Его жутко колбасит и плющит. В поисках отдушины бедняга записывается на кучу психологических курсов, где его принимают как своего. Но ему всё равно чего-то не хватает. И однажды он встречает Тайлера Дердена, человека, который круто меняет всю его жизнь. Безымянный переселяется из шикарных аппартаментов в самый натуральный бомжатник. В старый заброшенный дом с пошарпанной мебелью и ободранными стенами, без электричества и постоянно протекающей крышей. Но вот парадокс: именно здесь он становится по настоящему счастливым! Вместе с Тайлером Дерденом он открывает клуб, в котором начинают собираться мужики, развлекающиеся тем, что под строгим надзором отцов-основателей бьют друг другу морды. С течением времени клуб превращается в самую настоящую подпольную армию, готовящую теракт, направленный на расшатывание глубинных основ всего американского  общества...

Безымянность главного героя «Бойцовского клуба» указывает на его близость со среднестатистическим американцем средней руки. Создатели фильма как будто тычут пальцем из-за экрана, открытым текстом говоря зрителю: «Этот фильм про тебя«! Но не менее символично, что Рассказчик также является офисным работником, который явно недоволен своей работой. Таких среди зрителей стран всего мира чуть больше, чем очень много. Фактически, именно эта категория зрителей и стала основной аудиторией «Матрицы». Между душевными метаниями Рассказчика и ночными бдениями Нео — много общего. Оба выполняют скучную работу, оба тяготятся реальностью, которая их окружает. Причём «Матрица» и БК дают одинаковое объяснение, почему так происходит, и предлагают (нет, не предлагают, скорее просто демонстрируют) один и тот же рецепт выхода из сложившейся ситуации. Когда Морфеус говорит, что во всём виновата Система и показывает зрителю батарейку, он, тем самым, солидаризируется с Тайлером Дерденом, который критикует общество потребления.

цитата

Тайлер Дерден: Вы рабы в белых воротничках. Реклама заставляет нас полюбить машины и шмотки; мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны. Мы — лишнее поколение. Без цели, без места в жизни. Без мировой войны. Без великой депрессии… Война — у нас в душе. Наша жизнь и есть депрессия. Мы все росли перед теликом и верили, что однажды станем миллионерами, киногероями и рок-звездами. Но не станем. Мы потихоньку стали понимать. И нас это дико, дико злит.

Скучная неинтересная работа, ложная система ценностей, навязываемая продажными СМИ — чем не Матрица? Она самая, только описанная другими словами. Спартанский стиль жизни героев БК поразительно похож на суровый быт обитателей Навуходоносора, которые ходят в каком-то мутном тряпье и едят еду, похожую на сопли. Ну а тот самый зрелищный расстрел охранников небоскрёба при освобождении Морфеуса и и непоколебимая вера самого Морфеуса в том, что Матрицу нужно всенепременно разрушить — по идейному наполнению ничем не отличается от стремления Дердена взорвать финансовую систему Штатов. Бунт против Системы и агрессия — вот что лежит в основе социального мессиджа обоих фильмов. В буквальном смысле он был проиллюстрирован также в боевике «Особо Опасен», ещё в одном фильме о зашуганном офисном клерке. Там главного героя настолько заколёбывает постоянный прессинг со стороны тиранши-начальницы, что он в какой-то момент не выдерживает и со всего размаху лупит её клавиатурой по морде. «Достала работа? Во всём виновата Система! Ударь её клавиатурой!» — как бы подзуживают нас создатели всех этих трёх фильмов.

Совсем другую линию поведения предлагают «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция»:

1) «Познай себя»

Именно эта надпись висела в комнате Пифии, когда Нео посетил её в первый раз. Парадоксально, но она стала наименее цитируемой и наименее замечаемой даже среди  поклонников Матрицы. Не говоря уже о простых зрителях. Хотя её вполне можно рассматривать в качестве девиза всей Трилогии. На протяжении второй части и доброй половину третьей Нео пытается понять своё предназначение. Подобным самоанализом не мешает время от времени заниматься и обычному человеку. Можно всю жизнь жаловаться, что жизнь не сложилась, и в этом виноваты исключительно окружающие: начальник, коллеги по работе, правительство. Короче, Система... А можно просто пристальнее присмотреться к себе, понять свои слабые и сильные стороны. Попробовать сменить работу или вообще сферу деятельности. Ведь не попробовав себя в разном амплуа, никогда и не узнаешь, на что способен! Или найти способ реализовать свои таланты. Если ты рисуешь хорошо и делать это нравится, а на рабочем месте занимаешься исключительно набором текста — может лучше профессионально заняться рисованием? «Познай себя, и ты познаешь весь мир», сказал когда-то Сократ. А ещё он говорил: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может».

2) Общайся с умными людьми, но думай своей головой

Неворужённым взглядом заметно, что в первой «Матрице» идейным наставником Нео является Морфеус. В сиквелах он неожиданно отходит на второй план. Но развитие Нео на этом не останавливается. На протяжении обоих фильмов он встречается со множеством других людей (и нелюдей), которые что-то ему втолковывают, пытаются в чём-то убедить (советник Хаманн, Пифия, Архитектор). Или просто треплются (Смит, Меровинген, Рамакандра). Под влиянием этих разговоров Нео принимает свои ключевые решения. Фактически, именно они становятся его своеобразными «временными» учителями. Прямая иллюстрация выгоды общения с большим кругом людей налицо. А вот если бы Нео прицепился хвостиком исключительно к Морфеусу и слепо принимал на веру всё, что он говорит, то финал всей истории мог бы быть очень плачевным. Не потому что Морфеус «плохой», просто он видит проблему только с одной стороны. Увидеть её в объёме помогли другие. Так что всегда должен быть здоровый скептицизм. Стопроцентное доверие первому попавшемуся чревато. Если кто-то протягивает руку и говорит: «Щас я тебе открою ВСЮ правду», не факт, что именно это и произойдёт.

3) Познай мир вокруг себя и ты сможешь на него повлиять

Диалог с Меровингеном в «Перезагрузке» и эпизод с пирожным — пожалуй, ключевой, в жизненной философии Трилогии. Здесь впервые дают понять, что утверждение: «Мир — Система», это ещё не конец света. Система эта функционирует по каким-то законам, следовательно — познаваема и управляема. Страдание — лишь следствие, у него есть какая-то причина. Мы страдаем по какой-то причине, но и счастливы можем быть тоже по какой-то причине. Всему виной — причинно-следственная-связь. Весь мир ею опутан, он подчиняется ей точно так же, как ей подчиняемся и мы. Не зная причин, мы обречены реагировать лишь на следствия. Интересуясь причинами, мы получаем шанс менять собственную жизнь по своему усмотрению, отвергая познание законов природы или общества — вынуждены лишь плыть по течению. Меровинген торгует информацией, следовательно, очень много знает об устройстве Матрицы. И для него знание — синоним власти.

цитата

Меровинген: Ты здесь, потому что тебя послали сюда. Тебе сказали прийти сюда, и ты послушался. Так, конечно, устроен весь мир. Есть только одна константа, одна вселенская константа, одна истинная правда: причинно-следственная связь. Действие-противодействие, причина-следствие... Её невозможно избежать. Мы навсегда её рабы. Наша единственная надежда, наш единственный мир — это попытка понять это, понять почему, почему?.. «Почему» — это единственный источник власти, без него у тебя власти нет. И поэтому вы пришли ко мне, не зная «почему», не зная власти — очередное звено в цепи. Но не бойтесь! Я видел, как хорошо вы умеете выполнять приказы. Я скажу вам, что делать дальше — бегите обратно!

«Мы — рабы, мы с рождения в цепях», говорил в первой части Морфеус. «Да, мы рабы, — как бы соглашается с ним Меровинген, — но мы рабы причинно-следственной связи. Можно сидеть и лить слёзы по этому поводу. А можно её изучить и попробовать изменить мир вокруг себя к лучшему.» Вникать и интересоваться, интересоваться и вникать — таков совет Меровингена зрителям. «И, главное, не верь всякой ерунде насчёт фатума. Ты — сам кузнец своей судьбы!» — вторит ему Пифия. Опять-таки тоже, в первой части.

Есть тут один момент. Морфеус видит источником страданий исключительно Систему. Но зачастую человек видит лишь следствия, зарождённых им ранее причин. Иногда в том, что ему плохо, есть и его собственный вклад. Его нужно понять и попытаться устранить. А мы ведь этого так не любим — работать над собой! :-)

Таким образом, жизненную философию Трилогии Матрицы можно свести к поискам ответов на вопрос: «Как выйти из Матрицы?» Как выйти за пределы той действительности, которая нас гнетёт и мучает? Первая «Матрица» предлагает бунтарский путь, путь поиска виноватых вокруг себя. Причём виноватых она предлагает наказать, самым жесточайшим способом. Это несколько деструктивная идеология, построенная на мироотрицании. Ведь если мир — тюрьма, его не жалко и разрушить. Мораль сиквелов же совершенно другая. Она пропагандирует путь познания и самопознания, путь направленный на поиск ошибок в самом в себе. В том числе и при построении отношений с другими людьми. Матрица сиквелов — всё ещё та же тюрьма, но совершенно отчётливо видно, что стены в ней воздвигли мы сами. И в наших силах эти стены убрать. Здесь уже предлагается окружающий наш мир не РАЗРУШАТЬ, а ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ, опираясь на новоприобретённые знания и духовный рост.

И вот за такой мессидж я снимаю шляпу перед режиссёрами и авторами сценария!

P.S. Рекомендую парочку подробных критических обзоров «Бойцовского клуба»:

«Бойцовский клуб» или Зачем постмарксизм хочет поставить всех на уши?

Америка мечтает о революции





2045
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 12:23
Я наверняка не к месту. Если что — пинайте, не стесняясь.

Я о БК. ИМХО этот фильм офигительный комплимент обществу. Что в нём ещё есть особи способные на бунт. Ну пусть хотя бы иллюзорный.
Но увы. Одновременно БК показывает, что он сам (фильм/книга) неплохой суррогат этого самого бунта. На диванчике из ИКЕА очень удобно читать книжки, завернувшись в тёплый плед, и впитывая романтику разбитых голов и запах варящегося мыла из жира консументов. Лично мне, фильм «С меня хватит», несколько ближе. 8-)

Путь самопознания не менее завлекательная, но на порядок более коварная ловушка. Основной соблазн — именно так мы учимся мастерски обманывать самого себя. Саму свою суть. И основное противоречие — ложный посыл, что созидать и преобразовывать можно не разрушая. А это и есть ИСТИННАЯ ложь. И потому все выкладки хоть и непротиворечивы логически, но ложны по сути.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 13:17

цитата

Одновременно БК показывает, что он сам (фильм/книга) неплохой суррогат этого самого бунта. На диванчике из ИКЕА очень удобно читать книжки, завернувшись в тёплый плед, и впитывая романтику разбитых голов и запах варящегося мыла из жира консументов.

Ну он хотя бы лютый холивар в американской прессе спровоцировал. А вот одноименная российская браузерка — это был действительно суррогат. В неё играли в основном состоятельные люди и вбухивали кучу денег в прокачку своих персонажей. Чем оно лучше покупки «дерьма» от ИКЕА? :-)

цитата

Путь самопознания не менее завлекательная, но на порядок более коварная ловушка. Основной соблазн — именно так мы учимся мастерски обманывать самого себя. Саму свою суть. И основное противоречие — ложный посыл, что созидать и преобразовывать можно не разрушая. А это и есть ИСТИННАЯ ложь. И потому все выкладки хоть и непротиворечивы логически, но ложны по сути.

Всё хорошо в меру. Тем, кто привык не думать головой, этот путь будет полезен. А некоторым (например, мне :-)) может быть важнее научиться действовать, не размышляя.
Тема же полезности разрушений и перемен в Трилогии раскрыта. Через образ Пифии. Она привнесла в Матрицу боль и страдания. И именно благодаря этим состояниям мы растём и развиваемся. Но вот когда Морфеус призывает открытым текстом мочить всех, кто не согласен с линией партии, этот посыл я принять никак не могу.
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 13:29

цитата Минск

В неё играли в основном состоятельные люди и вбухивали кучу денег в прокачку своих персонажей. Чем оно лучше покупки «дерьма» от ИКЕА?

а это то тут причём? :)
это чорт... как кокаин и диет-колу сравнить...

цитата Минск


Всё хорошо в меру. Тем, кто привык не думать головой, этот путь будет полезен. А некоторым (например, мне ) может быть важнее научиться действовать, не размышляя.

не думающие — быстро научатся тому, что «недумание» — благо.

Да и вообще. выход из Матрицы — это просто игровой блок. С подквестами «философский» и «боевик» 8-) (irony)
А сами тельца в баках крутятся, кровь приливает к голове и гениталиям, току больше прёт.
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 13:41

цитата

а это то тут причём? :)
это чорт... как кокаин и диет-колу сравнить...

А это к тому, что бунтарский бренд сам стал органичной частью общества потребления. :-(

цитата

не думающие — быстро научатся тому, что «недумание» — благо

это они и так хорошо умеют

цитата

Да и вообще. выход из Матрицы — это просто игровой блок

:-)
Ай-яй-яй! Не убивайте легенду! :-)
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 13:47

цитата Минск

А это к тому, что бунтарский бренд сам стал органичной частью общества потребления.

кстати. забавная деталь. во всех бунт-брендах позволяют бунтовать лишь всяким ибанько на всю голову мозга. Шизофреникам, параноикам и прочим.

хотя в жизни крышу то срывает нормальным. У больных и так вместо резьбы давно подшипники стоят.
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 14:26
В какую категорию запишем Нео? По-моему, он вполне адекватный.
Правда, выпил таблетку — и началось! :-)))
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 14:35

цитата Минск

В какую категорию запишем Нео? По-моему, он вполне адекватный.


ну какой-же он адекватный :) вполне параноидален. И галлюцинации бывают. И ощущение потери реальности. Да и стресс явный.
Впрочем это сейчас скорее норма.

А дальше гуще. Ядрёный диссоциатив в капсулке-то )
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 14:49

цитата

Впрочем это сейчас скорее норма

Вот-вот, а кто сейчас вообще нормальный то? :-)
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 15:02

цитата Минск

Вот-вот, а кто сейчас вообще нормальный то?

как кто? Я конечно же! :-)))


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 12:38
Хоршую Вы провели аналогию между «Бойцовским клубом» и «Матрицей». Но я бы добавил еще «Американскую красоту».
В итоге получается такая «трилогия» (вышли в одно время) —

цитата Цефтриаксон

офигительный комплимент обществу. Что в нём ещё есть особи способные на бунт. Ну пусть хотя бы иллюзорный.


На мой взгляд, все три фильма являются апологией общества потребления, а никак не критикой — они предоставляют возможность «уютненького бунта на диване».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 13:25

цитата Kniga

Но я бы добавил еще «Американскую красоту»

Спасибо за рекоммендацию, этого фильма я не видел.
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 21:26

цитата Минск

Спасибо за рекоммендацию, этого фильма я не видел.

Ого! Срочно смотреть:-[
 


Ссылка на сообщение25 января 2011 г. 23:39
Да, сэр, есть, сэр!!! :-)))


⇑ Наверх