Экранизации страшных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Экранизации "страшных произведений" А. К. Толстого. Часть 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Экранизации «страшных произведений» А. К. Толстого. Часть 2

Статья написана 6 февраля 2011 г. 20:55

Из Италии и Испании вернёмся в Россию.

Произведения «русской готики» экранизировали в нашей стране ещё на заре синематографа, и успешно: в 1912 году гениальный русский (а после известных событий, к сожалению, французский) режиссёр польского происхождения Владислав Старевич, оказавший огромное влияние на развитие мирового кино и мультипликации, снял фильм по одной из самых жутких повестей Гоголя —  «Страшная месть». Увы, картина, удостоенная Золотой медали на очень солидном конкурсе фильмов в Милане в 1914 году, до наших дней не сохранилась. В послужном списке Старевича ещё несколько экранизаций Гоголя , в том числе — «Вий» (ещё раньше — в 1906 — «Вия» также экранизировал режиссёр Василий Гончаров).

При советской власти киноужасы не приветствовались, поэтому и отсутствовали как жанр. Однако, нельзя не упомянуть нашумевший фильм  Вий 1967 года (по всё той сверхпопулярной повести Гоголя), получивший в народе титул «первого советского фильма ужасов». Наш ответ «Маске Сатаны» — зарубежной экранизации «Вия»  Марио Бавы.  Неискушённый советский зритель был здорово напуган, хотя сейчас некоторые «ужасы» фильма выглядят наивно. Возможно, первоначальный вариант молодых режиссёров Ершова и Кропачёва был более «брутальным», но руководству Мосфильма он показался «слишком реалистическим» и картину доснимал известный режиссёр-сказочник Александр Птушко.

C началом perestroiki многое стало дозволено, в том числе и снимать фильмы ужасов. И, конечно, внимание сценаристов сразу привлёк такой шикарный исходный материал, как «русская готика» 19-первой трети 20 вв. В 1988 году появился знаменитый Господин оформитель (первоисточник для экранизации — рассказ «Серый автомобиль» Александра Грина), в 1991 — Жажда страсти по рассказам Валерия Брюсова (в первую очередь по рассказу «В зеркале»), также выполненный в эстетике «декаданса». Хотя «Жажда страсти» запомнилась в основном  сценой лесбийских ласк, одной из первых в советском кино, да ещё и с участием суперзвезды — Анастасии Вертинской.

Не обошли вниманием сценаристы и А. К. Толстого.

«Интеллектуальный ужастик» Семья вурдалаков (1990). Ясно, что это экранизация «Семьи вурдалака». Только действие перенесено в современность — фотожурналист приехал в русскую глухомань  и ... тут-то всё и завертелось. Об этой картине Геннадия Климова и Игоря Шавлака с самим Шавлаком в главной роли мне доводилось читать самые противоречивые отзывы: от «великолепный фильм, классика русского хоррора» до «худший фильм в истории советского кино». Пожалуй, второе мнение к истине поближе, чем первое. Не буду к фильму совсем уж жесток, но он откровенно скучноват. Попытка создать соответствующую атмосферу шорохами-скрипами, тенями, мрачноватыми пейзажами и депрессивной музыкой удалась не полностью; а денег на спецэффекты у «кооперативного кино», даже не смотря на спонсорскую помощь коммерческого банка, видимо, не нашлось.

Пьющие кровь (1991) на основе толстовского «Упыря». Первая попытка создать русский блокбастер в жанре ужасов. Известный режиссёр — Евгений Татарский («Приключения принца Флоризеля», «Золотая мина», «Джек Восьмёркин — американец»), опытный оператор Константин Рыжов; хороший актёрский состав  — в главной роли Андрей Соколов (на тот момент один из самых популярных молодых отечественных актёров) и признанные звёзды европейского уровня — Марина Влади и  Донатас Банионис; в главной женской роли — экс-мисс Тирасполь Марина Майко, а в роли «оруженосца», спутника героя — Андрей Ургант. Писать музыку для фильма, памятуя об успехе «Господина оформителя», позвали Сергея Курёхина.  Несмотря на столь «тяжёлую артиллерию»  выдающейся картина не стала, но в целом — это добротная работа, хоть и без «изюминки». Фильм снят в духе оригинала, без всяких «осовремениваний» — романтизм, середина 19 века.

Наконец, надо вспомнить о фильме Папа, умер Дед Мороз (1992) Евгения Юфита Владимира Маслова (Гран-при МКФ в Римини '92). Хотя этот чёрно-белый, авангардный, почти бессюжетный  фильм, снятый в жанре так называемого «некрореализма», имеет не так уж много общего с произведением Толстого, но формально снят по мотивам «Семьи вурдалака». В главных ролях Анатолий Егоров и Иван Ганжа (Жаровкин из «Собачьего сердца»). Действие опять-таки перенесено в наши дни. Писатель приезжает к родственникам в глухую деревню, чтобы в тишине и покое закончить рассказ «про мышь бурозубку» (хотя бурозубка, честно говоря, и не мышь вовсе). И тут всё завертелось...





584
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 21:16
кадр со школьником шикарен. прям так и просится подпись «остановим детский алкоголизм»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 21:38
Этот школьник там злодействовал вовсю. :-)))


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 21:33
Похоже, если иностранцы пытались сделать добротные ужасы, то наши в основном пытались построить на этом фундаменте свое «нечто». Спасибо за статью!
А о Брюсове я знала только как о поэте — а он, оказывается, еще и прозу писал?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 21:45
У Брюсова немало фантастических прозаических произведений. В том числе и очень неплохих — «Теперь, — когда я проснулся» (это скорее ужасы) http://www.fantlab.ru/work119683 (входит в число моих любимых «страшных рассказов»), «В зеркале». Есть даже фантастико-приключенческий роман «Гора звезды» про марсиан))
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2011 г. 00:22
Спасибо за наводку:)


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 22:18
Спасибо, из всех перечисленных видел только «Вия». Хотелось бы посмотреть по Толстому хоть что-нибудь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 22:29
«Господин оформитель» (хоть он и не по Толстому) можно посмотреть. И «Пьющие кровь».
«Папа, умер Дед Мороз» — не для всех и на любителя.


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 23:45
ох, помню в детстве вместе с другом в пустой квартире, в темноте смотрели по видеокассете «Вий». До сих пор в памяти свежо,как кричали, когда, скрипя половицами, в комнату вошел кот.
Спасибо за обзор. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 23:47
Пожалуйста :-)


Ссылка на сообщение6 февраля 2011 г. 23:54
«Вий» да...
Самый первый фильм из тех, что меня напугал ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2011 г. 00:14
Неплохой, кстати, фильм. В советское время его поругивали вроде бы, но зря. Если бы ещё самого Вия не таким карикатурным сделали :-)


Ссылка на сообщение7 февраля 2011 г. 18:45
Пьющие кровь — отличный и, с моей точки зрения, незаслуженно обойденный вниманием фильм, на голову выше множества современных «типа ужасов». «Господин оформитель» это нечто. Фильм оставляет столь гаденький осадок, как мало какому удастся.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2011 г. 18:50
«Пьющие кровь» мне в целом понравился, а что касается

цитата dobriy_doktor

незаслуженно обойденный вниманием фильм
, то не вовремя он вышел — тогда не до кино было. Да и смотрели в основном иностранщину по видаку


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 11:21
Смотрел только «Пьющие Кровь», притом в весьма юном возрасте, лет в восемь наверное :-))). Запомнился тем, что очень страшно было. Несколько ночей после этого спать не мог. О Толстовском «Упыре» конечно тогда знать не знал, прочёл его гораздо позже. Но фильм для меня долгое время чуть ли не эталном был:-))) И кстати, совсем недавно пересматривал — уже не то . Хотя впечатление всё так же производит, особенно на фоне жуткой постперестроечной чернухи тех лет 8:-0 Видно, что профессионалы поработали.


⇑ Наверх