Из статьи кинокритика И. Пупкина в еженедельнике «Спутник кинозрителя Нечерноземья» 20.02.1985. рецензент к.н. И. Васин:
«Пресловутая «фабрика грёз» Голливуда «порадовала» кинолюбителей очередным «шедевром» — фильмом режиссёра Кристофера Нолана «Начало». Общая бездуховность большей части кинопродукции, выходящей в странах капитала, стала уже притчей во языцех, но Нолану здесь удалось переплюнуть даже таких печально известных производителей кинематографической «жвачки», как Джон Милиус и Сильвестер Сталлоун: фильм не только проповедует культ грубой силы, но и одурманивает простых американцев идеей неразличимости сна и яви, призывает народные массы к полному социальному равнодушию (заветной мечте американских «ястребов»). Это вопиющий пример очередного лицемерия американских кинематографистов: в то время, когда всё прогрессивное человечество обсуждает новые мирные инициативы СССР, они пытаются замолчать реальные проблемы, стоящие перед мировым сообществом и увести зрителя в мир пустых иллюзий. На протяжении всего фильма мы не услышим ни одного упоминания об СССР и странах социализма, ничего о гонке вооружений, безработице других бичах капиталистического общества. Но главный недостаток фильма — неясное отношение авторов к последствиям войны во Вьетнаме и равнодушие к протесту доктора Хайдера. Хотелось бы отметить, что название «Начало» украдено у советского художественного фильма Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли. Не обошлось и расизма: наибольшие физические муки в фильме претерпевает японец.
(примечание редакции: Редакция согласна с мнением уважаемого критика, но хотела бы уточнить, что в оригинале фильм называется всё-таки Inception и вряд ли уместно говорить о воровстве названия. Что же касается голодовки доктора Хайдера, то она состоится только в следующем году).
Из журнала «Прожектор перестройки Западной Сибири». №2, 1989:
«Позитивные перемены, происходящие в СССР не остаются без внимания и в далёкой Америке. Главную роль в вышедшем на экраны голливудском фильме «Начало» играет Леонардо Ди Каприо, имеющий русские корни. Американские критики отмечают, что создатели фильма определённо вдохновлялись советской «перестройкой». Название и сюжет картины указывают на «Новое мышление», стремление «проснуться» после трудного периода «застоя». Эпизод с разводом моста должен напомнить зрителям о Ленинграде и несомненно является знаком поддержки процессов «перестройки» и «гласности». Как говорит товарищ М. С. Горбачёв: самое главное — нАчать!.
Из рецензии на сайте «К ИНОму кино», 29.02.2011:
«Интеллектуальная составляющая фильма Нолана берет своё «начало» в идеях немецкого экспрессионизма 20-х годов прошлого века — это несомненно — и «новой волны» европейского кино 50-х-60-х. Но, по большому счёту, философия фильма достаточно банальна, а разбросанные там и тут аллюзии слишком поверхностны. A'propos все истины фильма можно свести к известной фразе Сократа «Познай самого себя» и к древнекитайской истории о философе Чжуан-цзы, которому приснилось, что он — бабочка, и проснувшись он не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуан-цзы?!» Трансцендентальность происходящего неоднократно подчёркивается главным героем и нарратором. Несмотря на явно недостаточную глубину смысловых и духовных уровней картины и некоторую перегруженность действием, она найдёт своего зрителя.