Дмитрий Быков Отчет


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Дмитрий Быков "Отчет: Стихотворения. Поэмы. Баллады"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дмитрий Быков «Отчет: Стихотворения. Поэмы. Баллады»

Статья написана 4 апреля 2011 г. 12:52
Прочитав почти 600 страниц стихов Быкова, я пришла к неожиданному выводу. Быков нифига не поэт. Нет у него такого специального поэтического органа. Объяснюсь: его стихи выглядят как рифмованная проза, причем зачастую формата не рассказа, а эссе. Я не вижу в них какого-то важного тонкого качества, которое делает, собственно, поэзию поэзией.
У Быкова есть: интересные темы и умный взгляд на них. Некоторая толика житейской мудрости. Изрядная толика самоуничижения вкупе с самолюбованием. Но при всем при том его темы и выводы из них — они слишком прозаические в прямом смысле этого слова. Слишком детальные и серьезные для стихов, что ли.
У Быкова нету: красивого слога. От слова вообще. Ведь как мы обычно читаем и запоминаем поэзию — по звучанию нескольких слов, и то, что именно эти слова оказались в одном предложении вот в таком порядке, делает сами стихи хорошими или плохими, запоминающимися или скучными. Какой смысл в словах «ниоткуда с любовью, надцатого мартобря»? — в отрыве от контекста никакого, есть общее *ощущение*, которое они производят на читателя, внутренняя музыка. А у Быкова если какие-то фразы и запоминаются, то не потому, что это красивые или точные поэтические фразы, а потому, что в них облечены умные мысли. Ту же самую мысль можно было бы выразить иначе, и ничего бы не было потеряно. В его стихах нет, мне кажется, важного качества стихов в принципе: невозможности что-то изменить без утраты прелести текста. Когда каждое слово здесь именно потому, что здесь нужно именно оно, и стоит именно в том месте, в каком должно стоять. По стихам Быкова складывается впечатление, пожалуй, неряшливости. Такое чувство, что он подбирает слова под рифму, не заботясь особо о том, подходят они сюда или нет, не заботясь особо о звучании целого. Выходит более ли менее рифмованная проза, которая на самом деле ничего не потеряла бы, если бы она стала нерифмованной.
Я не говорю при этом, что Быков плохой поэт — скорее, он слишком хороший прозаик, который может писать и так, и сяк. Непохоже, чтобы он хоть где-то готов был пожертвовать общим смыслом или общим посылом ради красоты строфы — скорее наоборот. Просто он невнимательно относится к форме как таковой. Еще довод за это — постоянные цитаты «из классиков» внутри текста, сходу не приведу примеров, но это несколько выбивает — когда в тягостном грязноватом описании какого-нибудь неказистого любовного приключения встречает три слова из Пушкина, которые выглядят там, мягко скажем, не к месту (как издевка одновременно и над Пушкиным, и над собой).
В целом — Быкова интересно читать, и много раз за сборник я думала нечто вроде: как точно подмечено, как он прав и тд. Но при этом в голове на уровне «хожу и напеваю» ничего не отложилось, вообще ничего. Все-таки я запоминаю сначала на слух, а потом по смыслу, поэтому Быков для меня как был прозаиком, так и останется. Ей-богу, в Тургеневских зануднейших пяти несчастных стихотворениях в прозе поэзии куда больше, чем здесь.

По-настоящему понравилось и зацепило именно «на слух» (по смыслу тоже, конечно):

Новая графология-2

Если бы кто-то меня спросил,
Как я чую присутствие высших сил —
Дрожь в хребте, мурашки по шее,
Слабость рук, подгибание ног, —
Я бы ответил: если страшнее,
Чем можно придумать, то это Бог.


Сюжетом не предусмотренный поворот,
Небесный тунгусский камень в твой огород,
Лед и пламень, война и смута,
Тамерлан и Наполеон,
Приказ немедленно прыгать без парашюта
С горящего самолета, — все это он.


А если среди зимы запахло весной,
Если есть парашют, а к нему еще запасной,
В огне просматривается дорога,
Во тьме прорезывается просвет, —
Это почерк дьявола, а не Бога,
Это дьявол под маской Бога
Внушает надежду там, где надежды нет.

Но если ты входишь во тьму, а она бела,
Прыгнул, а у тебя отросли крыла, —
То то Бог, или ангел, его посредник,
С хурмой «Тамерлан» и тортом «Наполеон»:
Последний шанс последнего из последних,
Поскольку после последнего — сразу он.


Это то, чего не учел Иуда.
Это то, чему не учил Дада.
Чудо наступает там, где, помимо чуда,
Не спасет никто, ничто, никогда.


А если ты в бездну шагнул и не воспарил,
Вошел в огонь, и огонь тебя опалил,
Ринулся в чащу, а там берлога,
Шел на медведя, а там их шесть, —
Это почерк дьявола, а не Бога,
Это дьявол под маской Бога
Отнимает надежду там, где надежда есть.

[/i][/p]


Тэги: быков


237
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 12:56
Расстроили вы меня, только хотел начать полноценное знакомство с его поэзией. До этого лишь пару стихов Быкова на ЖЗ читал. Но они понравились
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 12:57
Ну может Вам больше понравится)) Я просто люблю поэзию, которая, как бы сказать, концентрированная поэзия. Цветаеву там и тд :-)
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 12:58
Да вот в том-то и дело, что у нас с вами взгляды на поэзию совпадают.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 13:00
Тогда Быкова можно читать очень дозированно) Мне слегка поднадоело, хоть я и читала его с год, наверное.


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 13:06

цитата kerigma

Быков для меня как был прозаиком, так и останется.


А почему прозаик?
Вот это:

цитата kerigma

А у Быкова если какие-то фразы и запоминаются, то не потому, что это красивые или точные поэтические фразы, а потому, что в них облечены умные мысли. Ту же самую мысль можно было бы выразить иначе, и ничего бы не было потеряно.


Явно подходит для эссеиста, публициста, но для прозаика?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 13:11

цитата Kniga

Явно подходит для эссеиста, публициста, но для прозаика?

я в более общем смысле имела в виду, как г-ну Журдену объясняли — что не поэт)
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 13:19

цитата kerigma

я в более общем смысле имела в виду, как г-ну Журдену объясняли — что не поэт)


Вы что же это, юная леди, весь фантлаб за журденов держите?

Обиделся уходит
Вернулся смущенный

Нет, это я опять не к месту все усложнять пытаюсь.

цитата kerigma

Быков нифига не поэт.

Кстати, блестящего поэта и великолепного публициста/эссеиста вообще трудно найти, с ходу вспомню только По и Бродского. Так что это крайная редкость.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 13:33

цитата Kniga

Вы что же это, юная леди, весь фантлаб за журденов держите?

почему ж ФЛ, скорее себя)
не берите в голову.

цитата Kniga

Кстати, блестящего поэта и великолепного публициста/эссеиста вообще трудно найти, с ходу вспомню только По и Бродского

У Бродского и эссе сами как стихи в прозе))


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 14:15
А я, наоборот, считаю Быкова едва ли не лучшим современным поэтом. Мне кажется, он близок к поздней Ахматовой. И вообще, умение писать как дышать — то есть постоянно и по разным поводам — большой дар.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 14:56
Оу) Забавно, у меня стойкое впечатление, что Ахматова в своем эстетизме очень-очень далека от Быкова) А лучшим современным (?) поэтом считаю Вознесенского :-)
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 16:22

цитата kerigma

современным (?) поэтом считаю Вознесенского

Я имею ввиду поколение тех, кому до 50-ти.

цитата kerigma

Ахматова в своем эстетизме очень-очень далека от Быкова

Ранняя — безусловно. А вот посмотри, например, «Поэму без героя»
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 16:27

цитата kkk72

Я имею ввиду поколение тех, кому до 50-ти.

аа, тогда даже не знаю)) По всем подсчетам получается Изюбрь )

цитата kkk72

Ранняя — безусловно. А вот посмотри, например, «Поэму без героя»

гм) надо перечитать ее)
Вообще я где-то слышала, что большинство людей можно разделить на тех, кто любит Цветаеву, и тех, кто любит Ахматову. Причем первые не переваривают второе — и наоборот)) Вот я за Цветаеву.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:29

цитата kerigma

По всем подсчетам получается Изюбрь

Молодая ишшо! Хотя у нее есть отличные стихи.

цитата kerigma

Вообще я где-то слышала, что большинство людей можно разделить на тех, кто любит Цветаеву, и тех, кто любит Ахматову. Причем первые не переваривают второе — и наоборот)) Вот я за Цветаеву.

Ага, попалась!:-)))
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:33

цитата kkk72

Ага, попалась!

8:-0

цитата kkk72

Молодая ишшо

ну а кто?) Вот Каневский мне нравится, но куда меньше.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 20:17
Этого не знаю
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 15:00

цитата kerigma

А лучшим современным (?) поэтом считаю Вознесенского


ну как же «ритмика энергичная и пафос, пафос»
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 15:08
[оскорбилась]
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 16:01

цитата kerigma

[оскорбилась]


на В. Астафьева
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 16:30
зачем что-то цитировать если ты не согласен?
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 16:56
Ок. Беру на себя, полностью согласен.
На Чехове воспитан — любой пафос заствляет подозрительно прищуриваться, а Астафьев лучше всех прикалывался над пафосом «советских» поэтов.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:02
Можно прикалываться над чем угодно, вопрос, сделал ли ты сам что-то достойное хотя бы приколов. Отвечая комплиментом на комплимент — более нечитабельного текста, чем чудо-юдо-рыба-кит в жизни не видела.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:44

цитата kerigma

Можно прикалываться над чем угодно, вопрос, сделал ли ты сам что-то достойное хотя бы приколов.


Это Вы мне или Астафьеву, пардон?

цитата kerigma

более нечитабельного текста, чем чудо-юдо-рыба-кит в жизни не видела.


не слышал про такое у Астафьева
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:45

цитата Kniga

Это Вы мне или Астафьеву, пардон?

Астафьеву, есессно.
Царь-рыба я имею в виду.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:51

цитата kerigma

Царь-рыба я имею в виду.


Да уж, рассказ не самый фонтан. Но чтоб «нечитабельный», с чего бы?

Но у него есть безумный, «постмодернистский» «Зрячий посох», не говоря уж о «детских рассказах». Не говоря уж о прочем.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:55
Может быть)
Просто моя точка зрения такова, что можно ругать ФМ, если ты Набоков, но если ты сам не можешь связать два слова, чтобы у читающего не переклинило мозг — странно ругать кого бы то ни было.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 17:58
Ну не знаю, ведь у кого-то и от Набокова после пары его предложений мозг переклинивает.
И что-то я не помню, чтобы Астафьев не мог пары слов связать, пример?
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 18:04
да вот царь-рыба же. связать-то связал, но как %-\
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 18:11
Извините, не припоминаю я там чего-то такого «нечитабельного» и текста под рукой нету.
Слабый текст, но коли сравнивать...
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 19:30
Я просто тонула в его предложениях. При этом по моим ощущениям, 80 % текста можно выкинуть без ущерба для чего либо.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 21:32

цитата kerigma

Я просто тонула в его предложениях.


Но едва ли не теми же словами о Набокове отзываются.

цитата kerigma

по моим ощущениям, 80 % текста можно выкинуть без ущерба для чего либо.


Я всегда был не в силах понять этот довод. Вот и вот этот раз


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:05
Мне стихи Быкова нравятся, но, совершенно согласна — это не поэзия. Нужно какое-то другое слово для поэтической публицистики. Хотя со временем это впечатление смягчается, вот Некрасов, или скажем, поэты «Свистка», или Беранже — теперь для нас уже просто поэты?
(В скобках — в молодости я одинаково страстно любила и Цветаеву, и Ахматову. С возрастом несколько охладела — опять же в равной степени;-))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:08
:beer:

цитата Galka

Хотя со временем это впечатление смягчается, вот Некрасов, или скажем, поэты «Свистка», или Беранже — теперь для нас уже просто поэты?

Со временем это укладывается в рамких стилей, когда много примеров набирается, видимо) А Быков такой один пока.


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 21:46
Cовершенно потрясный поэт Быков, изумительный.
У нас вообще мало живых качественных поэтов: Каминский, Жданов, вот Быков, Олеся Николаева — но уже чуть слабее, Александр Ерёменко...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 22:33

цитата Грешник

У нас вообще мало живых качественных поэтов

мы с Вами живем в разных мирах тогда)) Как насчет упомянутой Изюбря, Веры Полосковой?
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 22:52
Упомянутой где?
Я не читал вышеписанные ветки. )

Пробил в яндексе првый попавшийся текст Полозковой — и первый мною у неё прочитанный.
Очень-очень недурно.
Но не дотягивает — на мой взгляд — ни до кого из мной перечисленных; ни проработкой образности, ни умением выразить ощущение.
Для сравнения, Каминский.

Тяжко ночью горячей, как рыбина, бился без сна
от волшебного смеха девиц пряча слух в одеяло.
Даже полной луны заплывавшая в окна блесна,
как увлечь ни старалась, за сердце никак не цепляла.

Понимая, что жизнь мимо звонким бежит ручейком,
даже твари ничтожной давая от пуза напиться,
не ходил к водопою, упрямец, а, лежа ничком,
в глубь себя заглянув, до утра морщил лоб, как тупица.

А ведь мог бы в рубахе цыганистой, выпятив грудь,
из себя под гитару фальшивую строя Карузо,
до утра вдоль аллеи Марусю какую-нибудь
за живое хватать... В общем, жизнью питаться от пуза.

Может, было и лучше бежать на дурашливый смех —
в развеселых бесчинствах тонуть, словно в омуте черном,
чем копить в себе молча печаль потаенную, сверх
той, что Богом отмерена всем, на любовь обреченным?

Может, стоило... но говорить-то что толку теперь
про какие-то там на аллее с Марусей кадрили,
здесь тому, кто во мраке глазами сверкает, как зверь,
и никак не вмещает, к чему его приговорили...

Для сравнения — Жданов.

Прыщут склоны перезрелой глиной,
синева кристаллами сорит.
Дерево и тень его былинной
невозможной бабочкой парит.
Оттого-то и гора прозрачна,
словно духом возведенный скит.
Вряд ли возраст знает однозначно,
Где ему приткнуться предстоит.
Здесь покой метрического круга,
словно эту местность с двух сторон
два врага, убив в бою друг друга,
видят как один и тот же сон.
Или ангел из последней пяди,
сунув руки в рукава креста,
черноту и жар воздухоядья
налагает на свои уста.
Узы братства — то цветок, то битва
в пересчете на сухой песок.
Не развяжешь македонской бритвой
малой смерти тонкий волосок.

Для сравнения — Ерёменко.

Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема.
Шелестит по краям и приходит в негодность листва.
Вдоль дороги пустой провисает неслышная лемма
телеграфных прямых, от которых болит голова.

Разрушается воздух. Нарушаются длинные связи
между контуром и неудавшимся смыслом цветка.
И сама под себя наугад заползает река
и потом шелестит, и они совпадают по фазе.

Электрический ветер завязан пустыми узлами,
и на красной земле, если срезать поверхностный слой,
корабельные сосны привинчены снизу болтами
с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой.

И как только в окне два ряда отштампованных елок
пролетят, я увижу: у речки на правом боку
в непролазной грязи шевелится рабочий поселок
и кирпичный заводик с малюсенькой дыркой в боку.

Что с того, что я не был там только одиннадцать лет?
За дорогой осенний лесок так же чист и подробен.
В нем осталась дыра на том месте, где Колька Жадобин
у ночного костра мне отлил из свинца пистолет.

Там жена моя вяжет на длинном и скучном диване.
Там невеста моя на пустом табурете сидит.
Там бредет моя мать то по грудь, то по пояс в тумане,
и в окошко мой внук сквозь разрушенный воздух глядит.

Я там умер вчера. И до ужаса слышно мне было,
как по твердой дороге рабочая лошадь прошла,
и я слышал, как в ней, когда в гору она заходила,
лошадиная сила вращалась, как бензопила.

Надо будет почитать Полозкову обширней; я о ней слышал раньше, но относился предубеждённо. У этих сетевых служителей муз процент фекалий по выборке куда больше старджоновского..
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 10:41
Спасибо за приведенные стиши, интересно))
Откроем друг другу новое, в общем))
Помимо Полозковой еще Изюбря всячески рекомендую: http://izubr.livejournal....
Особенно вот http://izubr.livejournal....


⇑ Наверх