Путь вслепую


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Путь вслепую
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Путь вслепую

Статья написана 4 мая 2011 г. 21:11

(Рецензия на книгу Александра Золотько «Слепцы». Редакция 2-ая, исправленная и дополненная)


Уж как первый да товарищ — то темная ночь,

А второй да мой товарищ — то булатный нож,

А как третий да товарищ — то мой добрый конь,

А четвертый да мой товарищ — сабля вострая.

[/i][/right]


Если бы меня попросили в трех слова (и больше ни-ни!) охарактеризовать новый роман Александра Золотько «Слепцы», я, наверное, ответил бы: необычно, жёстко, увлекательно.

Хотя на первый взгляд никакой необычностью там и не пахнет. Жестокость и увлекательность – ещё может быть, автор далеко не новичок, к тому же сделал имя… на криминальных боевиках!

Последнее, кстати, легко заметить. Несмотря на то, что «Слепцы» — фэнтези (стали бы я вам тут про боевики рассказывать) повествует книга о похождениях ватаги разбойников, решивших, в один не очень-то прекрасный день завязать со своим рисковым ремеслом. Благо судьба подкидывает им шанс. Ограбленный купец оказывается участником похищения малолетней княжны, и атаман Рык решает – в обмен на дочку, князь закроет глаза на «шалости» ватаги. Но дело осложняется тем, что ребенок находится в руках у Серого всадника – таинственного похитителя детей.

Ничего необычного, скажите? Банальный квест – «Погоня за красным октябрем девицей»? Полностью согласен, задумка тривиальная (но надежная).

Нетривиальны герои – бандиты с большой дороги, те самые «работники ножа и топора».

О, не надо так пренебрежительно морщиться! Что-что? «Сколько мы уже таких бандитов видели, все они на один мотив?» Позвольте продолжить? На лицо – прагматики, идеалисты все внутри, легко дающие обладающим красноречием персонажам втравить себя в какую-нибудь несусветную авантюру. И хоть никто им не поверит, до конца будут прикрываться своей напускной алчностью и корыстолюбием. Некоторые, впрочем, не прикрываются – это те самые любимые авторами благородные разбойники, продолжатели славных дел Дубровского и доброго Робина из Локсли, которых в лес загнали обстоятельства.

Да, я тоже сталкивался с такими пряничными разбойничками.

Но ватажники Рыка вовсе не такие. Это самые натуральные бандиты, и всё их благородство – добить раненного или искалеченного врага. Каждый из них, за исключением, может быть, самого младшего Хорька, знает: все кто не входит в ватагу – враги. А к врагам не должно быть никакой жалости. Иначе они убьют тебя. Или наведут на след княжеских дружинников, а попасться в лапы их сотнику Волку горше смерти.

Тем не менее, свои разбойные законы и обычаи ватажники блюдут крепко. Ибо, по словам старшего из них, седого Деда: «обычаи – это то, что не дает человеку превратиться в зверя».

Обычаям, кстати, уделено немало внимания. Да и вообще, обыденная разбойничья жизнь достаточно неплохо освещена автором – читая книгу, можно поднабраться знаний как, например, устраивать засады в зимнем лесу (ролевики могут взять на заметку).

Не обойдены вниманием и более неприятные подробности – в романе хватает описаний пыток и зверств. На мой взгляд, с жестокостью у Золотько вышел перебор, но ввинить эту автору не могу. Ибо понимаю, что жестокость здешних героев – это всего лишь ответ, ответ на чудовищную жестокость окружающего мира. А мир Александр изобразил явно не тот, в котором хочется жить (лично я, даже князем – не в жисть!) Ранее средневековье «без купюр» — время, когда человеческая жизнь и медный грошик стоили примерно одинаково.

А кое-где, из-за разницы в курсах грошик явно лидировал.

География тоже вполне средневековая и разгуляться особо не где. Напоминает театральные декорации.

Вообще, всё, что не относится к делу, дано либо вскользь, либо вовсе отсутствует. Что одновременно идёт книге как на пользу, так и во вред. Действие становится схематичным, но приобретает динамизм; читатели видят то же самое, что и персонажи, но начинает слишком выпирать жестокость – на фоне того, что глазу больше не за что зацепиться (именно поэтому «Волкодава» запомнился как поход героев + этнографические выкладки, а «Слепцов» — как поход героев + пытки раскаленным железом).

Но вот лично меня радует, что Золотько не стал, подобно большинству нынешних авторов, «растекаться мыслию по древу». А то гоняли бы Рык и сотоварищи этого своего Серого всадника тома так четыре и так бы я не узнал, догнали бы или нет (стреляюсь я в последнее время от финалов, теряющихся… кхм, в дымке грядущего).

Пожалуй, и мне пора взять пример с Александра Карловича. И подытожить:

Роман Александра Золотько «Слепцы» не претендует на оригинальность (и даже не пытается), но это выписанный по всем традициям фэнтези-боевик, ладно и крепко скроенный. Это простая, но увлекательная история, изложенная хорошим русским языком. Кроме того, она написана в полузабытой ныне манере «всё вошло в одну книгу».

В общем, возжелавшим чего-то мрачного и отечественного – читать обязательно, равно как и любителям динамичных приключений. Остальным – по желанию.

[/i][/p]




252
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 16:42
Н-да... Прав был великий — нам не дано предугадать. Вот почему-то мне казалось, что к фентези роман имеет отношение, скорее, боком. Один рецензент (мне лично не знакомый) вообще указал, что события происходят на Руси 11 века. Чем поверг меня, так сказать, в смятение. Пытки... Это вы у меня «Наблюдателя» не читали. Вот там — пытки. А тут — скорее бытовые зарисовки. За хороший русский язык — спасибо, я стралася. Еще старался поставить вопросы, но, похоже, каждый видит свое. В любом случае — спасибо за потраченное на книгу время. И за время, потраченное на рецензию. И вообще — за хорошее отношение. Что касается продолжения... Была у меня идея. Сейчас пока занят другим, но вот как немного освобожусь... Вот возьму, и переверну всех персонажей вверх ногами. И вот тогда точно не оправдаю Вашего доверия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 20:08
С «фэнтези», признаюсь, я сомневался до последнего, но потом всё-таки решил отметить. В конце концов, я хоть и пан, но провинциальный, а здесь — в провинции — к жанровым классификациям относятся порой небрежно. И то, где сражаются на мечах записывают в фэнтези, а где стреляются из бластеров — в фантастику.
А насчёт «не оправдать доверия» позвольте усомниться. Не то чтобы я сильно доверчив, просто не верю, что Вы можете растратить свою манеру письма и тот самый «хороший русский язык».
 


Ссылка на сообщение6 мая 2011 г. 09:47
По поводу доверия. Я имел ввиду продолжение истории. Так, чтобы старые персонажи (а некоторые — очень старые) занялись осознанием того, что получилось в результате благих намерений. Ксти, мне пришло в голову, что «Слепцы» — книга осуществления благих намерений. Не зря спорили раньше теологи: добро — суть отдельно существующая или только отсутствие зла. И, соответственно, зло существует само по себе, или только является отстутствием добра. А еще Пузий написал рецензию на «Слепцов» в МФ, так вот с ним я скорее согласен чем нет в оценке романа. Я имею ввиду, в оценке смыслов, а не ее уровне.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2011 г. 01:18

цитата AKZolotko

Один рецензент (мне лично не знакомый) вообще указал, что события происходят на Руси 11 века.


Вестимо, триггер «князь» срабатывает, ибо. :-)


Ссылка на сообщение9 мая 2011 г. 01:15

цитата пан Туман

ввинить эту автору не могу


Хороший неологизм. :-) По-русски или «вменить в вину», или «обвинить автора в».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2011 г. 07:42
Ради красного словца... не пожалеем русский язык :-) Хотя, конечно, как таковой задачи «не пожалеть» я не ставил.


⇑ Наверх