При выборе темы для своей первой колонки у меня не было долгих раздумий. Выбор был очень легким. И имя этому выбору Locke & Key Джо Хилла и Гэбриэла Родригеса.
Нечасто в комикс индустрии появляются настоящие писатели-фантасты, тем более получившие признание и успех у критиков. Как правило, за сюжет в комиксах отвечают, скажем так, «неписатели», люди, не писавшие серьезных полновесных книг. Они могут сочинить диалоги и даже закрутить сюжет, но это все же совсем не то, по сравнению, с настоящим ПИСАТЕЛЬСКИМ творчеством. Конечно, есть и исключения, вроде Алана Мура или Нила Геймана, но в большинстве комиксов к сюжету можно предъявить претензии. Ну вот как вообще можно спорить о серьезности сюжета в 500 номере «Удивительного Человека-Паука»? Марвел уже давно стал олицетворением нулевого смысла, что, однако, не мешает продавать тысячные номера Человека-паука, Железного человека или Капитана Америки. И вам даже не обязательно читать 999 номеров, чтобы понять, что будет в 1000-м В то же время, казалось бы, ну выпускает Марвел свои вселенные, ну пусть пользуются они популярностью, что в этом плохого, ведь все довольны? А то плохо, что за их вселенными теряются все остальные. Подойдите вы к бабушке 60 лет и спросите кто, такой Питер Паркер, вам наверняка ответят. Спросите у учительницы лет 30-35, (ну или, скажем, среднестатистического россиянина с образованием) что она думает о комиксах, она скажет, что это чепуха для детишек и приведет примеры все тех же халков и росомах. Марвел и DC-ишный Бэтмен , по сути, являются верхушкой айсберга всей индустрии. Мало кто знает о подводной стороне, которая сокрыта, и, чтобы увидеть ее, нужно приложить усилия. Так вот, сейчас пойдет речь о ярком представителе «темной стороны» серии комиксов «Locke & Key».
Джо Хилл наверняка хорошо знаком фантлабовцам. За свой же дебютный сборник рассказов Призраки двадцатого века , напечатанный малым тиражом в Англии, он получил ряд престижных наград в области фантастики. Сборник был награжден «Bram Stoker Award» и «British Fantasy Award», а его автор в 2006 году получил «William L. Crawford Award» как лучший автор-дебютант, пишущий в жанре фэнтези. Новелла «Добровольное заключение» была награждена «World Fantasy Award». «Лучше, чем дома» принес автору «A.E.Coppard Long Fiction Prize». Рассказы «Черный телефон» и «Услышать, как поет саранча» были номинированы на «British Fantasy Award»-2005. Вышедший в 2007г. дебютный роман Коробка в форме сердца получил статус бестселлера New York Times , а права на него были выкуплены еще до выхода в печать. В общем, писатель крайне интересный и перспективный, с учетом возраста. Но, самой любопытной деталью из его биографии, сразу бросающейся в глаза, является его отец. А зовут его отца Стивом, фамилия Кинг. Ничего так, быть сыном короля. И чтобы его не ассоциировали со своим знаменитым родителем, он взял фамилию Хилл. Кстати говоря, внешне они просто копия.
очень любезный человек, этот Хилл |
а что, очень даже милый и интеллигентный |
Так получилось ли что-то путное от приглашения настоящего писателя, может, ну его, обойдемся своими кадрами, зачем нам залетные звезды? Скажу так, вот бы еще Чайну Мьевиля, Паоло Бачигалупи, да и Нил Гейман давно не появлялся в комиксах, вот они бы устроили настоящее веселье. А что же Хилл, не потерялся бы он на их фоне? Нет, не думаю. Его история полностью самодостаточна, уникальна и ей не нужно ни на кого оглядываться. Locke & Key получила British Fantasy Award for Best Comic or Graphic Novel 2009, номинирована на Eisner Awards 2009 как «Best Limited Series» , а Джо Хилл номинирован как «Лучший писатель». Недавно был обнародован список номинаций на Eisner Awards 2011 и Locke & Key получил 3 номинации в главных, по сути наградах — за Best Continuing Series, Best Writer (Джо Хилл), Best Penciller/Inker or Penciller/Inker Team (Гэбриэл Родригес). И, на мой взгляд, это еще очень скромно!
Фабула сюжета в Locke & Key , если вкратце, такова: после зверского убийства отца Рэнделла Локка, семья ,состоящая из 3-х детей — старшего Тайлера , средненькой Кинси, младшего Бода и жены Нины, решает сменить обстановку и переехать в фамильное гнездо — Кихаус (обратно же, игра слов, как и в названии самого комикса), где сейчас живет младший брат погибшего Рэнделла — Данкан Локк. Уставшее и измученное пережитым ужасом семейство жаждет получить успокоение и начать новую жизнь. Вот только знали бы они, что все только начинается! Бод находит в доме старый ключ, который обладает магическими свойствами и позволяет превращаться в призрака, а впоследствии оказывается, что ключей этих много и каждый обладает уникальными свойствами. Вся история крутится вокруг особняка, ключей и дверей. И есть и другие желающие заполучить эти ключи, в первую очередь, Омега-ключ, который открывает таинственную Черную дверь.
История разбита на арки, каждая из которых состоит в свою очередь из шести номеров. На данный момент закончилась четвертая арка, соответственно 24 номера. Пятая арка начнется в июне (как же долго!). Welcome to Lovecraft (февраль–июль 2008), Head Games (январь–июнь 2009)
Crown of Shadows (ноябрь 2009 — апрель 2010), Keys to the Kingdom (август 2010 — апрель 2011), Clockworks (с Июня 2011). Также стоит добавить, что планируется ТВ пилот, режиссер — Марк Романек.
Сейчас, когда я вспоминаю, что мне бросилось в глаза в первую очередь, когда я начал свое знакомство с Locke & Key, мне сразу приходит на ум изумительная прорисовка и графика, пейзажи, цвета, углы обзора, персонажи — абсолютно все смотрится просто на десять баллов и это заслуга Гэбриэла Родригеса. Самые же первые кадры просто завораживают, ты еще не окунулся в сюжет, но уже влюбился и погрузился в этот мир, этих персонажей. Особенно здорово начать чтение на закате в полутьме, когда солнце еще светит, но отдает мягким слабым светом и тогда комната заливается мистическим светом, это создает отличную атмосферу для чтения Locke & Key
Добро пожаловать, читатель! |
Первое знакомство с героями |
первый ключ в действии |
Как я уже говорил, первые кадры пленяют, но и далее, арт — работа просто вызывает восхищение, она очень стильная, очень в тему, идеально олицетворяет атмосферу и нарратив истории. В моменты, когда происходит экшен, картинка особенно привлекательна — сочные кадры, эффектные ракурсы, чего стоит хотя бы битва гигантов в море. Также Родригес нестандартно формирует иногда страницу, используя общий фон со вставкой диалогов и действия в небольшое окошко посередине, при этом делая картинку нарочито мультяшнее, что логично, в связи с уменьшением детализации. Использует он и масштабирование с увеличением фрагмента общего фона и диагональное несимметричное деление, он постоянно удивляет своим нестандартным макетом страницы, меняет стиль. И просто не могу не отметить великолепную проработку персонажей, каждый персонаж, даже второстепенный нарисован просто великолепно, с хорошей детализацией и детальностью, но важна не сама даже детализация, сколько выражения лиц, эмоции, им просто веришь. Думаю можно сказать, что Locke & Key обладает своим уникальным стилем, узнаваемым и особенным. Вкупе с красивыми ракурсами, сочной и яркой картинкой, радующей глаз дает на выходе конфетку, очень яркую и красивую, манящую и завораживающую.
А что же под оберткой? Но главным достоинством, при всей радующей глаз картинке, является, конечно, сюжет. И тут на сцену вступает Джо Хилл. В одном из своих интервью ,он сказал, что ошибкой многих хорроров является то, что они слишком сконцентрированы на сверхъестественном элементе, но не на персонажах и когда возникает опасная для жизни героя сцена зрителям плевать на него. Он же в первую очередь стремится раскрыть персонажей, их чувства, переживания, отношения с другими персонажами. И это ему удалось на все 100. Каждый персонаж очень реалистичный, жизненный и при этом с харизмой, со своими уникальными чертами. За каждым из главных героев приятно следить, а в моменты опасности им действительно сопереживаешь, по-настоящему, последний раз, когда я так проникся к персонажам, пожалуй, был ПЛиО Джорджа Мартина.
Еще одна черта, схожая с знаменитой фэнтези-эпопеей — это закрученность и непредсказуемость развития сюжетных поворотов и развилок. Каждый раз, когда ты открываешь новый номер, ты не знаешь чего ожидать, что произойдет, как повернется развитие истории. При таком варианте очень важно, чтобы не было нестыковок или логических ошибок, и их слава богу, нет. Попробуйте придраться — не найдете! И эти два фактора возносят сюжет на очень высокий уровень.
Хилл активно использует такой инструмент, как клиффхэнгеры и игра со временем, когда, история начинается, скажем, с середины, давая вам определенную пищу для информации и общее представление о том, что случилось, но очень дозированно, не раскрывая ключевых моментов, затем происходит возврат в прошлое до текущего момента, после чего история продолжается. Не буду говорить, что это новое слово в жанре, это не так, но то, как Хилл использует эти инструменты, восхищает.
Не секрет, что все комиксы основаны не на описаниях, а на диалогах. По сути, комикс, это колесница, спущенная с утеса, он нерушимо движется вперед. Здесь нет остановок, а тормозов не предусмотрено. Джо Хилл сумел очень правильно построить диалоги, то бишь, сюжет, он великолепно чувствует темп и умеет диктовать его, диалоги построены так, что не дают больше информации, чем нужно, тем самым поддерживая высокий уровень интриги и темпа истории. Каждая из арок дает ответы на важные стороны сюжета, при этом не раскрывая всей картины.
Хороша история еще тем, что Хилл не зацикливается на детях, но и дает пространство и для других персонажей: матери и вдове Нине, дяде Дункане, Лукасе Караваджо, даже школьной учительнице и ее ребенку. При этом стоит заметить, что всю историю можно поделить на два четких временных отрезках — настоящее с детьми Рэнделла и на прошлое самого Рэнделла. Именно в прошлом Рэнделла Локка лежит ключ ко всей истории, однако он мертв и его тайна ушла вместе с ним, а мертвых уже не воскресить.
Есть ли Минусы? Пожалуй только один, если его можно назвать таким — это сам жанр, которому принадлежит этот комикс. Если сравнить, скажем, с «Хранителями» Алана Мура и Дэйва Гиббонса, то здесь вы не найдете такой глубины и философии, здесь ее нет. Но, обратно же, это разные жанры, зато в «Хранителях» нет многого, что может предложить «Locke & Key». Если вы ищете чего-то философского и глубокомысленного, то Locke & Key не для вас, равно как и почти вся комикс-индустрия. В остальном я не нашел каких-то ни явных, ни скрытых минусов.
И что же в итоге В совокупности мы имеем, пожалуй, лучшую на данный момент идущую серию комиксов. В Locke & Key собралось все: и великолепная графическая составляющая, и очень сильный, захватывающий сюжет, полный загадок и тайн, проработанные персонажи, которым веришь и сопереживаешь, закрученная интрига и непредсказуемо развивающиеся события. Я уже сейчас могу сказать, что это живая классика, про которую будут говорить и помнить и после окончания этой замечательной серии. Хилл и Родригес замечательная команда, которая с любовью, красотой и элегантностью рассказывают и показывают эту замечательную историю.
P.S. Читал я на английском. Язык не показался особенно сложным. Те же, кто не силен в языке международного общения, могут лишь скрипеть зубами поискать переводную версию, я где-то видел ссылки, но не проверял, может и фейк.
P.P.S Это моя первая запись в своей колонке, так что прошу сильно не ругать, а вот конструктивная критика приветствуется! Всем спасибо!
бесстрашная Кинси Локк |
обложка от 1-ого номера Clockworks |
двери закрываются! |