Джо Хилл «Призраки двадцатого века»
Кристофер Голден в предисловии к «Призракам двадцатого века» подмечает, что большинство авторов, пишущих в жанре ужасов, без долгих разговоров бросаются в лобовую атаку на читателя и забывают о том, что самые опасные хищники обычно подкрадываются исподтишка. «Джо Хилл, — добавляет Голден, — отлично умеет подкрадываться исподтишка». Уже одно это равняет его с такими классиками «сумеречной зоны» литературы, как Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг.
Рассказ «Scheherazade's Typewriter» не обозначен в оглавлении сборника и входит в авторское предисловие с благодарностями.
В «люксовое» издание сборника, вышедшее в твердом переплете тиражом 200 экземпляров, и подписанное Хиллом и Голденом, был включен еще один рассказ — «The Saved», а также не вошедшая в окончательную версию «Черного телефона» главка «The Black Phone: The Missing Chapter» и «Story Notes» — примечания автора к каждому произведению сборника.
Было еще два издания сборника: ограниченный тираж в 500 экземпляров, также вышедший в твердом переплете и подписанный Хиллом и Голденом, и чуть менее ограниченный тираж в 1000 экземпляров, изданный в бумажной обложке.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2005 // Авторский сборник | |
лауреат |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2006 // Авторский сборник | |
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2006 // Сборник | |
лауреат |
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2006 |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2006 // Сборник | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези | |
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2010 // Книга фэнтези (США; сборник) |
FantLab рекомендует:
— Джо Хилл «Призраки двадцатого века»
- /языки:
- русский (4), английский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 27 декабря 2022 г.
Призрак брату своему
***
Сборник Джо Хилла «Чёрный телефон» (он же «Призраки двадцатого века») – это дебютная книга автора. Его отец (Кинг) стартанул, конечно, не с романа, но в начале творчества у Стивена было много сборников. Сравнения вполне уместны, но это не для отзыва.
Что в сборнике? Предисловие от К. Голдена (малоизвестный автор в РФ), 14 рассказов, 1 повесть и предисловие самого Хилла с небольшим сюрпризом внутри. Сборник достаточно короткий по объёму, но не по количеству материала. Тематически это мистика, хоррор и немного реализма. В целом, сборник получился достаточно ровным.
«Лучший современный хоррор». Личная оценка 8 из 10.
Рассказ-оммаж составителям антологий (актуальный вопрос для Штатов). Главный герой (составитель) едет в глушь, чтобы обговорить условия сотрудничества с одиозным автором.
«Призрак двадцатого века». Личная оценка 8 из 10.
Лирический рассказ о призраках и кинотеатре. Страшного в нём ничего нет, но Хилл и не ставит целью пугать (в этом произведении). Скорее уж цель показать призраков с обратной стороны.
«Схлоп-Арт». Личная оценка 8 из 10.
Вообще не хоррор. Триллер в чистом виде. Лирично, психологично, метафорично. Сильный рассказ. И очень грустный.
«Когда поёт саранча». Личная оценка 8 из 10.
Рассказ-треш в душе «Мухи» (натурализм) и Стайна (рассказы с твистом в конце, только тут твист в начале). Эта история заставит вас передёрнуться и поморщиться.
«Сыны Абрахама». Личная оценка 8 из 10.
Рассказ о сыновьях ван Хельсинга. Нелёгкая это сыновья доля убийцы вампиров.
«Лучше, чем дома». Личная оценка 8 из 10.
Лирично, психологично. Похоже на отцовский «Блейз», но с уклоном в реализм и прозаичность.
«Чёрный телефон». Личная оценка 9 из 10.
Лицо сборника. Классный рассказ. Здесь и мистика, и герметичность, и психологизм, и атмосфера. Совсем не как у отца, что не может не радовать.
«Между базами». Личная оценка 8 из 10.
Рассказ без начала и конца об обычном парне, у которого необычные проблемы. Не повезло – это не повезло. Но главное – держать нос по ветру.
«Накидка». Личная оценка 8 из 10.
Ну куда без супергероев? Но тут он совсем необычный. Ещё и не супер.
«Последний вдох». Личная оценка 8 из 10.
Рассказ о старом докторе, который коллекционирует нечто необычное – последние вдохи людей. Опустим вопросы фантастического допущения. Зато задумаемся – на что ещё люди готовы? Эдакая парафилия. С твистом в конце.
«Деревья с того света». Личная оценка 9 из 10.
Короткий рассказ (микрорассказ) про призраков. Но отнюдь не про обычных. Признайтесь честно – а вы думали О ТАКИХ призраках? Вот уж вряд ли.
«Завтрак у вдовы». Личная оценка 9 из 10.
Один из самых светлых рассказов. Очень добрый, очень человечный. Но последней фразой Хилл выбивает у вас из-под ног табуретку. А вы и не заметили петлю-то на шее.
«Бобби Конрой восстает из мёртвых». Личная оценка 8 из 10.
Оммаж фильму Ромеро. Но даже без бекграунда читать интересно. Лирично, по-семейному. Техническая сторона зомби-муви занятна.
«Отцовская маска». Личная оценка 5 из 10.
Самый странный рассказ. Если вам нравится «Мама» Аронофски – велкам. Вот только есть противовес – «Род мужской». Так вот «Маска» в стиле «Мамы», но не в «Роде». Увы.
«Добровольное изгнание». Личная оценка 9 из 10.
Изюминка сборника номер 2. Повесть очень интересная. Конечного ответа она не даёт, чем напоминает произведения Лавкрафта. В меру лирично, в меру психологично. Напоминает первый сезон «Очень странных дел».
Заключение: «Чёрный телефон» – весьма занятный сборник. Уровень произведений в целом ровный, откровенных провалов нет. Есть вопросы к «Отцовской маске», но это одно и тоже с тем, что позволяет себе Кинг, когда включает в сборники странную поэзию, например. «Чёрный телефон» вряд ли может напугать. Почти все истории не имеют ни начала, ни конца. Но в 2022 читать такое при огромном бэке в хорроре – это классный экскурс в старую школу, когда образность важнее кровищи, мозгов и выпадающих кишок.
8 чёрных телефонов из 10.
majj-s, 30 июня 2022 г.
– Хотите с нами?. Вы будете покойником – ляжете вот тут, а мы осыпем вас цветами, почитаем Библию и споем
Сдержанная, элегантная, темная проза. Не черная, скорее сумрачная. Довольно циничная. В ней нет мощи, глубины, гуманизма, немыслимого обаяния отцовской, и практически нет юмора, которым тот умеет разрядить самые напряженные ситуации. Где Стивен Кинг Солнце, там Джо Хилл Луна — вернее месяц, ночное светило, ближе к Нилу Гейману в его лучшую пору.
«Черный телефон» это сборник «Призраки двадцатого века», переизданный под другой обложкой и с другим порядком новелл. Потому, если вы уже прочли ту книгу, покупать эту нет смысла, Эксмо любит такими трюками разводить на деньги. Я у Хилла прежде читала только романы и антологию «Полный газ», потому своей покупкой осталась довольна. Обычно говоря о сборнике, даю краткое резюме каждого рассказа. Поехали.
«Лучший современный хоррор». Писатель «ужастиков» становится редактором хоррор-альманаха. С одной стороны синекура для оплаты счетов, с другой — отъедает очень много времени. Потому что самотек нужно читать, и много нервов — потому что шлют в основном дерьмо Неожиданно в этой куче мусора возникает по-настоящему жуткий оригинальный самобытный, хотя шокирующе неприятный рассказ. Эдди уверен, что открыл гения и хочет встретиться с автором. Некоторым импульсам лучше не поддаваться.
«Призрак двадцатого века» Старый кинотеатр чудом выживает во времена засилья мультиплексов, но кажется скоро ему придет конец — призрак девушки, которая умерла во время просмотра от аневризмы аорты появляется все чаще и заговаривает с посетителями. И добром это не кончится. Грустная, немного ностальгическая вещь.
«Схлоп-арт» в мире рассказа надувные люди живут и действуют вместе с обычными. Такая генетическая аномалия: папа нормальный, мама нормальная, а рождается вот резиновый ребенок. В остальном все как у людей: обучаемые, общаться с ними интересно, но вместо костей и мышц внутри воздух. Меры безопасности для них — держаться подальше от острых предметов. Другом рассказчика, мальчика из неблагополучной семьи становится Артур Рот — надувной парнишка. Грустная и классная история.
«Когда поет саранча» такое «Превращение» Кафки, вывернутое наизнанку. Рассказчик, мальчишка-изгой живет в городке при мусорном полигоне. Экология, сами понимаете, какая. Да вдобавок военные то и дело взрывают что-то по соседству в пустыне. А он с детства любил сваренных в сахарном сиропе кузнечиков, которые готовила бабула (сомнительное лакомство, но у каждого свой вкус). И радовался поначалу, когда удалось рассказом об этом удивить популярного в классе парня. Пока тот не сделал его своим шутом, которому на потеху публике скармливают червяков и тараканов. Что ж, однажды утром он проснется в своей постели, только не жуком, как бедный Грегор. а гигантской саранчой.
«Сыновья Абрахама» то, что я не люблю у автора, чрезмерная кровавость, цинизм, жестокость. Небезызвестный ван Хельсинг с сыновьями эмигрирует в Америку. Хрупкое здоровье мамы не выдерживает позора, который обрушился на семью, когда стало известно о его одержимости вампирьей темой, и тягот переезда. Надежды отца на получение профессорской кафедры в местном университете идут прахом — его репутация подмочена. Семья влачит убогое существование, когда Абрахам решает, что надо бы приобщить мальчиков к ремеслу. Сильно не вовремя решает.
«Черный телефон» отчасти объясняет фокус Эксмо с переизданием под другим титулом. Экранизация этого рассказа вот-вот должна состояться и, вопреки всему, кино обещают в июле показать в России (не знаю, как будет на самом деле). История с похищением. На самом деле страшная, но и (шепотом) с хорошим концом. А иначе кто бы стал снимать кино по рассказу, подумайте?
«Лучше, чем дома». Папа бейсбольный тренер, горит на работе, готов проводить там все время, сын «с особенностями развития», такой мальчик, у которого слюни бегут. Очень любит отца и гордится им. Отец тоже его любит, хотя в его случае скорее стыдится. Но тут уж как повезло. И обоим где угодно лучше, чем дома, а когда папа берет рассказчика на выездную игру в какой-нибудь американский Урюпинск, тот немыслимо счастлив. На самом деле, счастье есть.
«Между базами» Очередная история неудачника поневоле, очень изощренно сделанная: если ты не вписываешься, мир перемелет тебя. У парня дислексия, как результат — он не может нормально усваивать учебный материал, не поступил в колледж, не получил приличной работы. Выдает в прокате видеозаписи, но и эту работу теряет из-за того, что нагрубил коллеге, а та пожаловалась. А ведь был таким многообещающим игроком в бейсбол, и все могло бы сложиться, если б не долбаное чтение. С горя идет побродить в полях и встречает свою бывшую работодательницу в машине с детьми, истекающими кровью.
«Накидка». Интересно, насколько русскому менталитету чужды истории супергероев и насколько идеально они вписываются в картину мира американских детей и подростков. Мне кажется, у русского читателя отторжение на уровне: «Уберите, у меня на такое аллергия». А между тем рассказ хорош. Два брата, старший умник, младший душа компании., все время подкалывает и доводит старшего до белого каления, однажды это оборачивается несчастьем, младший по всему должен бы погибнуть, но вместо этого парит в воздухе в своем супергеройском плаще. Продолжение грустнее, чем можно представить по началу.
«Последний выдох» грустная и страшная история о музее вздохов, в котором одержимый коллекционер собрал последние выдохи тысяч людей, неким странным образом записав их так. что во время трансляции реципиент ощущает все, что чувствовал умирающий. Как положено хорошему рассказу, в финале панч-лайн.
«Деревья-призраки». Скорее медитативная зарисовка и заготовка литературоведческого эссе на тему хоррора, чем полноценный рассказ. Если есть люди-призраки, почему не быть призрачным растениям.
«Завтрак у вдовы» — «О мышах и людях» от Джо Хилла, спокойнее, добрее и нежнее, чем у Стейнбека. Время действия — Великая депрессия, место — где-то в Америке. Бродяга похоронил друга, одинок, неприкаян, голоден. На табличке. указывающей в сторону фермы, видит крест, что на языке бродяг означает «здесь могут покормить». Стучится, просит еды, женщина кормит завтраком и отдает ему мужнюю одежду, тому больше ни к чему. Уходя, он видит дочерей человека, в чью одежду облачен, они играют в похороны. Горе становится для кого-то обыденностью, а для кого-то поводом порадоваться. Так все переплавляется в жизни.
«Отцовская маска». Роскошный сюр, отчасти оммаж рассказам Эдгара По, частью кэрролловой «Алисе» (куда ж без нее), но главным образом по настроению, по ощущениям, это похоже на «Маленький большой» Джона Краули. Рассказчик — подросток, родители которого до сих пор безумно любят друг друга и часто дурачатся, играют в какие-то странные игры. Могут позволить себе такую беззаботность, они живут за счет трастового фонда и могли бы не работать вовсе. Но в один день оказываются разорены и вынуждены спасаться бегством. Нет, не от полиции или налоговой, от... людей-карт, как они объясняют сыну. И вся семья отправляется в загородный особняк клана, где нужно провести несколько дней. Если все делать правильно, говорят они, обстоятельства наладятся. В числе правил — всюду ходить в маске (да, смешно, но там не такие, очень изысканные в стиле венецианского карнавала) И разумеется, подросток не собирается играть в их дурацкие извращенные игры. И, разумеется, за это приходится заплатить, хотя не ему.
«Добровольное заключение». Еще одна жемчужина сборника. Очень Лавкрафт по ощущению, «Провиденс» и «Иерусалим» Мура в миниатюре и под одной обложкой. Нормальная американская семья, старший брат неплохой мальчишка, но подвержен разрушительным импульсам (такое — ломать, крушить), младший аутист, строит из всякого хлама удивительные конструкции, наводящие на мысль о лавкрафтовых вселенных с искаженной перспективой. Во время, когда старший оказывается втянут в дурную компанию с непредсказуемыми последствиями, не обещающими ничего хорошего, младший строит «Лунный лабиринт», который должен его успокоить.
«Печатная машинка Шахерезады» — а это уже поклон папе и одновременно способ закольцевать рассказы сборника по типу «рукописи, найденной в бутылке». Кингоманы вспомнят «Текстовой редактор».
Бобби Конрой восстает из мертвых — это единственный рассказ из другой антологии, и он прекрасен, хотя ни разу не мистика и не хоррор. От последнего там только то, что герои случайно встречаются после долгой разлуки в массовке на съемках «Ночи живых мертвецов» Ромеро, еще не представляя, какая немыслимая слава ждет зомби-ужастик. Хочется верить, у них впереди тоже что-то лучшее.
Резюмируя: отличный сборник, Джо Хилл рулит, ждем «Черного телефона» на экранах в июле.
Pickman, 20 марта 2008 г.
Такое впечатление, что эта книга пришла из прошлого. Не в старомодности дело – хотя человечность и доброта как писательские качества и вправду сделались старомодными в наши дни (стараниями Эко-Паланика-Уэльбека-Уэлша, человека с тысячью лиц). Я имею в виду другое.
Кристофер Голден в предисловии пишет, что рассказы Хилла – это выполненные обещания, и моя мысль близка к этой. «Призраки двадцатого века» – классика, как ни дико говорить так о книге, впервые изданной два года назад. Она пришла из прошлого: я не читал – перечитывал. Однако не возникло того ощущения «уже было», которое вызывают бесчисленные поделки подражателей всех мастей – те, что написаны «в традициях ТАКОГО-ТО» и рекламируются «как ТО-ТО, написанное СЯКИМ-ТО».
Мои чувства были другими – сродни тем, с которыми мы снова и снова возвращаемся к историям о Кольце Всевластья, о Винни и всех-всех-всех, о семье Торрансов и отеле «Оверлук»... Литература надоедает быстро, настоящая жизнь – никогда.
Не обращайте внимания на нелепые заявления издателей о мистификациях. И даже больше, забудьте, что Джо Хилл – «сын одного из самых знаменитых и продаваемых писателей современности». Примите его как благодарного рассказчика, который шепчет вам на ухо – выражаясь его же словами – свои чудесные истории, а взамен просит лишь чуточку внимания.
Каковы рассказы, собранные в этой книге? Ну во-первых – разнообразные, прекрасно написанные и всегда интересные.
А ещё – трогательные, страшные, пронзительные, глубокие, жестокие, нежные, мудрые, таинственные, грустные, светлые, волшебные, реалистичные, красивые, неоднозначные, яркие, сильные, небывалые...
Если вы читали «Коробку в форме сердца» и она вам не понравилась – переборите всякие сомнения и беритесь за рассказы Хилла; помните, что издательский бизнес жесток и требует РОМАНОВ, как голодный пёс — кормёжки; ещё помните, что По, Лавкрафт, Рэй Брэдбери и Роальд Даль блистали в естественной для них малой форме, но надсмотрщики над ними не стояли...
«Джо Хиллу Кингу, который всё сияет…»
У хороших историй не бывает продолжения; они просто не кончаются.
IgorLutiy, 29 апреля 2018 г.
Эта книга, это дебютный сборник рассказов сына Стивена Кинга в жанре хоррор. Хотя узнал я об этом уже после прочтения. Но не думаю, что этот факт как-то мог отразится на моих впечатлениях от прочитаного.
Считается, что рассказы писать очень сложно. Хорошие рассказы. Есть много хороших романистов, но не так-то просто найти хороших авторов рассказов. Увы, Джо Хилл к таким не относится. Я не большой любитель короткой формы, и данный сборник решил прочитать совершенно случайно, увидев в качестве рекомендации повесть «Добровольное заключение», как раз из этого сборника. Достал книгу и решил, почему бы не прочитать все.
13 рассказов и повесть. И ведь не сказать, что это прям совсем что попало, иначе я бы просто не смог его дочитать. Но вот не хватает какой-то изюминки, нет в этих произведениях того, что как щелчок пальцев привлекает к себе пристальное внимание. Практически все они пресные. Редкие проблески не спасают ситуацию в целом.
Первый рассказ — «Лучшие новые ужасы» не так уж плох, и это вселило надежду, что дальше будет лучше. Но нет. Вторым шел «Призрак 20-го века» — чуть слабее предыдущего, но еще вполне ничего. Зато два следующих — «Хлоп Арт» и «Услышать, как поет саранча» — это просто какой-то треш. Ну и дальше с переменным успехом, но в целом весьма грустно. Не знаю, может быть я просто чего-то не понимаю.
Как итог — сказать, что это мусор, не поворачивается язык. Все же в большинстве из этих рассказов что-то есть. Но это что-то столь неуловимо, что никак не получается это ухватить. Кажется будто это незавершенные наброски. И если бы добавить туда парочку мазков, могло бы что-то получиться. Но имеем то, что имеем.
Tuhlom, 7 апреля 2015 г.
Начал читать сборник без особых надежд, ожидая увидеть очередное подражание Кингу, но книга сумела меня приятно удивить с первого же рассказа. Почитав об авторе, я понял, что кому, как не сыну Стивена Кинга, знать, как писать НЕ так, как отец? У Хилла есть своя атмосфера и нет того, что мой друг называет «внезапная непонятная жесть», которую любят добавлять авторы ужасов для «нагнетания атмосферы».
Несмотря на то, что только одному рассказу из сборника я поставил 9 баллов (и это не «Добровольное заключение»), весь сборник я оценю именно на эту оценку, так как я очень рад, что открыл для себя такого писателя, как Джо Хилл!
muravied, 4 июня 2014 г.
В целом понравился сборник. На твёрдую 8-ку. Наилучшее впечатление оставили рассказа «Pop Art», «Плащ» и «Добровольное заключение». Это самые интересные в сборнике. Затем странные, садистские, но тем не менее заслуживающие прочтения это «Черный телефон», «Саранча» и «Сыновья Абрахама». Расхваленный многими «Бэст Нью Хоррор» как то не впечатлил, слишком предсказуемо и не страшно. Рассказ про кинотеатр «Призрак ХХ века» сподвигнул меня посмотреть упомянутые фильмы (например «Гарольд и Мод»), но тем не менее рассказ на один раз. История про уволенного парня, который идёт через тёмный лес, показалась нелепой. Чтоб мать, да так поступила? бред. Тоже самое и про рассказ «Маска моего отца». Я не понял что это был за мальчик на велосипеде и зачем папаша светил сыну свой «толстый пенис средь курчавых волос». Но игра в карты в лесу понравилась. Сюрреализм какой-то короче.
А кстати рассказ «Завтрак у вдовы» тоже неплохой. Прям захотелось какому-нибудь нищеброду ломоть хлеба вручить. «Лучше чем дома» интересный но чего то не хватает. Будто зарисовка без начала без конца. Рассказ про «Последний вздох» начался интересно, а вот закончился нелепо и как-то слишком предсказуемо. Особенно меня убило хладнокровие сына в конце рассказа.
В целом по сборнику вот что хочу заметить. В нескольких рассказах сын убивает отца. Я бы на месте старины Кинга забеспокоился;)
kkk72, 10 мая 2009 г.
Говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Возможно, это и так, но к Джо Хиллу, сыну знаменитого Стивена Кинга, это утверждение не имеет никакого отношения. После довольно долгих размышлений я все же решил познакомиться с этим автором и не прогадал. Правда, по манере письма Хилл не слишком похож на своего отца. Скорее, его творчество напомнило мне Нила Геймана.
Итак, о сильных сторонах автора. Во-первых, Джо Хилл просто умеет отлично писать. Мягкая, доверительная интонация большинства его рассказов сразу вызывает интерес и дает возможность глубже проникнуться духом произведения. Однако, именно о таких и говорят: «Мягко стелет, да жестко спать», ведь зачастую зло обнаруживается в рассказах Хилла в самых неожиданных обличьях. Отточенный стиль, прекрасный слог, ну и видимо, очень хороший перевод дают возможность в полной мере насладиться творчеством автора.
Во-вторых, Хилл очень разнообразен, а я считаю это одним из важнейших достоинств автора. В десятке рассказов, вошедших в этот сборник, автор нигде не повторяется, с поразительной легкостью меняя стили и жанры: от мистики до реализма, от магреализма до хоррора. Вот уж действительно, все жанры хороши, кроме скучного. Автор с поразительной легкостью фонтанирует оригинальными идеями и придумками, поворачивает сюжеты в самые неожиданные стороны. Там, где ситуация кажется совершенно безнадежной, вдруг дает еще один шанс своему герою, а там, где читатель не ожидает никакого подвоха, неожиданно вонзает в спину отравленный кинжал. По крайней мере, заскучать читателю Хилл не даст совершенно точно.
В-третьих, Джо Хилл очень искренен с читателем. Мистика и хоррор — такие жанры, когда пытаясь напугать читателя, автор поневоле делится с ним своими страхами и проблемами. И в этом смысле Хилл не боится демонстрировать нам свои комплексы и фобии. Видимо, тень великого отца действительно серьезно давит на автора. Во многих рассказах, главные герои — закомплексованные подростки, страдающие от различных умственных и физических недостатков. По крайней мере дважды герои убивают отца, еще в одном случае он таинственно исчезает. С другой стороны, еще один рассказ — настоящий гимн сыновьей и родительской любви. Интересно, есть ли у Джо братья, ведь несколько отличных историй как раз посвящены тонкостям отношений между подрастающими братьями.
Да, в ряде историй автор жесток, но это с лихвой искупается трогательной любовью, которая видна в других рассказах.
Самое сильное впечатление на меня произвели пронзительные «Добровольное заключение» и «Хлоп арт». Понравились грустный и романтичный «Призрак двадцатого века», жесткий, но сильный «Черный телефон», неожиданный «Плащ», трогательный «Завтрак у вдовы», совершенно сюрреалистичная «Маска моего отца». Да и остальные рассказы неплохи. Только откровенно трэшевые «Лучшие новые ужасы» и «Саранча» вызвали чувство отторжения, хотя любителям хоррора они, возможно, тоже придутся по душе.
В результате получился очень интересный сборник разнообразных и любопытных историй, написанных с большим литературным мастерством. Любители мистики и хоррора должны быть в восторге, но и тем, кто не очень увлекается этими жанрами, стоит ознакомиться с автором. По крайней мере несколько рассказов точно не оставят вас равнодушными.
Deadly, 2 апреля 2010 г.
Довольно неординарный и, сверх ожиданий, ровный сборник. Среди рассказов нет ни явных аутсайдеров, ни явных фаворитов, при этом они достаточно разнообразны. И, к моему удивлению, стиль Джо Хилла вовсе не похож на стиль его отца, а смахивает скорее на Рэя Бредбери в его лучших образцах. Однако и того ужаса, что был в рассказах Стивена Кинга вы не найдёте — большинство рассказов Хилла скорее играют на струнах беспокойства и тревоги, чем подлинного страха.
«Лучшие новые ужасы» — единственный рассказ в который можно ткнуть пальцем и сказать «Ужастик!» и это будет правдой. Рассказ постмодернисткий: Хилл осознанно использует огромное наследие жанра киноужасов и сознательно вплетает штампы в свой рассказ. Получилось просто здорово!
«Призрак двадцатого века» — сентиментальная мистика, настоящая отдушина для киномана. Атмосфера старого кино, магии кинематографа передана на все сто!
«Хлоп арт» — я бы назвал это магическим реализмом. Уж не знаю как этот жанр характеризуют профессиональные критики, но на мой взгляд это именно он, магический реализм. Хилл берёт нечто абсолютно нереальное и невозможное, помещает это в реальную обстановку и заставляет персонажей не удивляться, а воспринимать всё как само-собой разумеющееся.
Рассказ о дружбе, о школе и подростковых мечтах. Хорош.
«Услышать, как поёт саранча» — даже не ужастик, а прямо-таки бронебойный трэш, где неуравновешенный подросток превращается в насекомое, а потом расчленяет и жрёт сначала своих родителей, а затем и одноклассников. Брак по любви между Кафкой и самыми тошнотворными фильмами ужасов из категории Б. Отвращение вызывает почти физическое, чем и примечателен.
«Сыновья Абрахама» — мрачная история о строгом отце и двух его сыновьях. Вроде как о вампирах, хотя на самом деле вовсе не о них. Пожалуй не очень понравилось, хотя концовка удивила.
«Лучше чем дома» — ближайший его аналог, это очень-очень поздний Кинг. Никакой мистики или даже сюжета, просто странный клочок из жизни странного ребёнка. Рассказ-настроение, работающий по принципу орёл-решка, зацепит-не зацепит. Меня не зацепило.
«Чёрный телефон» — один из лучших рассказов сборника, мрачнейший триллер о маньяке и похищенном им ребёнке. Очень захватывающая история о противостоянии, сюжет движим чистейшей, незамутнённой логикой выживания, и даже мистические нотки на это не влияют. Заслуженный хэппи-энд, который здесь уместен как нигде. Жажда выжить решает.
«В ловушке» — хороший триллер, на этот раз чистый реализм. Парень вляпывается в дурную историю, а повествование обрывается в столь важный момент, что каждый вправе придумать свой финал и утверждать, что автор так и планировал закончить. В целом — один из лучших рассказов сборника.
«Плащ» — интересная психологичная история с примесью супергеройского кино. Рассказ убедителен и снабжен первоклассной, неожиданной концовкой. Впрочем тем, кто смотрел фильм «Неуязвимый» она не покажется столь новаторской ;)
«Последний вздох» — о посещении жуткого музея и беседе с жутким его хранителем. Практически голая бессюжетная зарисовка, однако с такой мощнейшей атмосферой, что занизить оценку невозможно.
«Деревья-призраки» — миниатюрка, достойная того, чтобы развернуть её в полноценный рассказ. Жаль Хилл этим не занялся.
«Завтрак у вдовы» — непонятный реалистичный рассказ о бродяге, путешествующем на поездах. И о его завтраке у вдовы. Вот практически всё, что можно сказать о рассказе. Последняя фраза заставляет хмурится и пожимать плечами.
«Маска моего отца» — погружение с головой в зловещий сюрреализм и жесткую психоделику. Семья, спасающаяся от «карточных» людей, домик у озера, где нужно носить маски, жуткий лес, где тропинки изгибаются и могут привести куда угодно. Пожалуй смысла в рассказе немного, но «Маска», тем не менее, способна захватить всерьёз и надолго. Крышесрывательная атмосфера полного безумия, где непонятно кто именно сбрендил: ты, автор, или главный герой.
«Добровольное заключение» — лучший рассказ сборника, достойный финал. История, пожалуй, не новая, но Хилл однозначно нашёл для неё новые краски и новых персонажей. Потрясающая мрачная атмосфера и психологизм.
Сборник, в целом, многообещающий, крепкий, но подражаний Кингу не ждите. Это действительно не ужасы. Скорее мрачная (иногда грустная) мистика.
redmarie, 14 сентября 2012 г.
Очень удачный сборник в плане знакомства с Джо Хиллом. Рассказы подобраны разноплановые, каждый по-своему интересен и раскрывает очередную грань мастерства писателя.
Хилл, несомненно, талантливый сочинитель. По-моему, в малой форме, рассказах, писателю как раз дается возможность показать, на что он способен. Я открыла для себя, что автор блестяще выписывает характеры (каждый персонаж оригинальный и запоминающийся), мастерски управляет атмосферностью своих историй, а в некоторых случаях умело использует открытый финал, что дает ему возможность взаимодействия с читателем. Рассказы, где повествование ведется от лица ребенка или подростка, поразили своим психологизмом, тонким пониманием внутреннего мира героя.
Джозеф Хиллстром Кинг; в начале чтения сборника я пыталась проводить аналогии с произведениями знаменитого папы. Но довольно быстро забыла об этом, сын похож на отца только внешне. :) У Джо есть свой замечательный стиль, что делает этого автора весьма самобытным. Чудесно, когда ростки таланта передаются по наследству. Хочется надеяться, что в крупной форме Джо также силен и со временем займет достойное место в литературе, рядом со Стивеном Кингом.
AriaPum, 21 августа 2013 г.
Давно не читала ужасов, так как не особо люблю этот жанр. Этот сборник просто появился в рекомендациях фантлаба, и меня захватило какое-то подобие ностальгии. В общем, ни на секунду я не пожалела о прочитанном — давно не попадалось таких ярких, глубоких, страшных историй. Теперь я в поисках чего-то похожего)
Итак, почему сборник Джо Хилла вызывает у меня сильные эмоции:
- Яркость. Практически каждая история оставляет отпечаток в душе. После рассказов «Услышать, как поет саранча» и «Добровольное заключение» я несколько минут переживала дикие приливы адреналина. Это то чувство, ради которого многие люди вообще читают этот жанр. В сборнике оно присутствует с избытком.
- Язык. Не знаю, как насчет красивостей, но с силой воздействия все в порядке.
- Умение работать в формате рассказа, ничего не упуская.
- Острая социальная направленность. «Лучшие новые ужасы», «Черный телефон» читаются как история жертвы, преодалевающей себя. «Хлоп арт» — несмотря на все фантастические элементы, это об одиночестве, заброшенности, неумении понять другого. «Услышать, как поет саранча» раскрывает то же непонимание с поправкой на школу и безразличие радителей.
Многие рассказы — о людях на грани аутизма, живущих в своем собственном мире. Ужасов, оторванных от жизни и смакующих самих себя, замечено не было.
- Ностальгическое очарование прошлым, рефлексия прожитого. Рассказы «Призрак двадцатого века» и «Деревья-призраки».
- Страх. Это просто страшно, на грани психоза современности. Полуправда, которую Джо Хилл доносит через это безумие.
Но все-таки в «Призраках...» есть недостатки:
- Отдельные слабые рассказы, которые хочется пропустить (их буквально пара).
- Открытые финалы в огромном количестве. В одних случаях смотрятся органично, в других просто раздражают.
Lena_Ka, 3 марта 2012 г.
Джо Хилл – имя для меня совсем новое. Узнала я о нем из биографической книги, посвященной Стивену Кингу. До этого слышала от кого-то, что у мастера триллеров есть сын, который пишет не хуже отца, но понятия не имела, что у него псевдоним.
Итак, «Призраки двадцатого века» — это сборник рассказов, абсолютно разных, но объединенных тем, что у всех необычный и напряженный сюжет. Не все произведения однозначно понравились, но некоторые просто удивительно легли на душу и останутся в памяти надолго.
Джо Хилл во всех рассказах повествует о детях, как правило не находящих общего языка со сверстниками, попавших в сложное положение, застрявших навсегда в подростковом возрасте. Автор мастерски передает психологическое состояние подростков, а где-то даже анализирует причины расстройств. Что ж? Все мы родом из детства.
«Призрак двадцатого века» — рассказ посвященный привидению девушки, которая очень любила кино и неожиданно умерла, не досмотрев фильма. Теперь она вечно пребывает в кинотеатре и является немногим и не на каждом фильме. А все, кто с ней сталкивается, связывают дальнейшую жизнь с кино. Рассказ скорее лирический, чем трагический.
«Хлоп арт» — рассказ об одиночестве и непонимании. Как же тяжко живется на свете чудакам, не слишком похожим на других. Надувной друг? Нет, не игрушка, не воображаемый, а просто такой вот родился. Хорошо, когда есть друг, плохо, когда у него кончается небо… «А небо стало бесцветным Как будто голубое небо — это лист бумаги, в центре которого выжгли дыру, а за той дырой — сплошная чернота. И все в звездах. Только вообрази себе, каково это — падать ВВЕРХ».
«Услышать, как поет саранча» — вариации на тему «Превращения» Кафки. Очень интересно, хороший психологический подтекст, абсурдно, жестоко.
«Сыновья Абрахама» — опять же о детях. Они братья, абсолютно разные: старший – задумчивый молчун, младший – живой, веселый, жизнерадостный мальчишка. А отец у них Абрахам… Ван Хельсинг. Пойдут ли сыновья по стопам своего отца, истребителя вампиров? Модная вампирская тема, но на сей раз довольно интересно и необычно.
«В ловушке» — отличный классический психологический триллер. Главный герой — необычный человек, он дизлексик, и поэтому в жизни у него не все складывается хорошо: обидели, с работы уволили, а тут еще он встречает женщину, у которой когда-то стриг газон. Кто убил её ребенка? Почему она бросается на героя и ранит его? Поверят ли ему полицейские? Очень запутанно, но держит до конца.
«Последний вздох» — история о необычном музее последних вздохов. Что мы услышим в тишине? Оказывается, последний вздох можно закупорить, а потом услышать его и понять того, кто умирает. Иногда последствия соприкосновения с последним дыханием бывают трагическими.
«Деревья-призраки» — «Очевидно, деревья не могут сразу признать свою смерть — ведь они никогда не знали, что жили». Просто лирическая миниатюра, на мой взгляд весьма удачная.
«Маска отца» — чем-то кэрролловским повеяло от этого рассказа: карточные люди, которые живут в необычном мире, где все тропинки ведут тебя туда, куда хочешь, только хотеть нужно правильно. Дамы, которые всегда выигрывают, потому что играют только в те игры, которые придумывают сами. Отец, оставленный карточным людям. Все страньше и страньше, как сказала бы Алиса.
«Добровольное заключение» — последний, самый объемный и самый необычный и странный рассказ о мальчике-аутитсте, строящем из картонных коробок здания, в которых есть двери в параллельный мир. «Странно: ты общаешься с человеком, а потом под ним вдруг открывается люк и он выпадает из твоего мира.» Да и не только об этом, а ещё о безумии, о детстве, в котором не все ладно и которое не отпустит уже никогда.
Остальные рассказы тоже хороши, но не произвели столь сильного впечатления, хотя со мной можно и поспорить.
Oswald, 17 июля 2009 г.
В чём заключается предназначение литературы? Настоящей, живой литературы, а не коммерческой писанины? Истинная литература заставляет задумываться, сострадать, сопереживать, быть внимательнее, прислушаться к самому себе. Не быть равнодушным. Именно таковы блестящие рассказы Джо Хилла. В случае с «призраками» нельзя просто перелистнуть последнюю страницу, закрыть книгу и начисто забыть о прочитанном. Потому что такое забыть просто невозможно. Они переворачивают всё внутри, задевают за живое, как бы больно это порой не было. Каждая строка, каждая высказанная в них мысль находит у читателя живой ответный отклик.
Кое-где может показаться будто-бы Хилл неоправданно жесток и к своим героям и к читателю — как например в рассказах «Хлоп Арт» и «Услышать как поёт саранча». Но не стоит видеть жестокость там, где её нет. Это не жестокость, а грубая правда жизни. Джо Хилл честен и прямолинеен, но вместе и с тем, его стиль очень тонок и выверен: он не позволяет себе ни капли фальши. Он не стесняясь описывает действительность безо всяких прикрас — как есть.
Подавляющая часть рассказов сборника исполнена в весьма интересном стиле — смеси реализма и мистики. При этом, из двух этих элементов очень сложно выделить какой-то доминирующий. У Хилла они сочетаются очень гармонично и пропорционально. Не знаю, найдется ли второй такой писатель, который способен поддерживать столь шаткое равновесие с таким недюжинным мастерством. И это заметьте, его дебютный сборник.
Из всего сборника непосредственно к хоррору можно отнести только «Лучшие новые ужасы», «Сыновья Адрахама» и «Услышать как поёт саранча». Все остальные рассказы принадлежат к самым разным жанрам. Здесь нашлось место и для магического реализма («Плащ», «Маска моего отца») и для реализма обыкновенного, бытового, также не обойдённого вниманием автора. Яркий образец последнего — «Завтрак у вдовы» — рассказ о бездомном бродяге, каких во времена Великой Депрессии в Америке было десятки тысяч. Это кстати один из моих любимых рассказов. Сострадание и человечность в любые времена встречаются нечасто, а тем более в то жестокое время.
Рассказ «В ловушке» — чистейший саспенс, в лучших традициях жанра. Эту же линию продолжает леденящий кровь «Чёрный телефон», где жанр саспенса блестяще сочетается с мистическим триллером. Бейсбольная зарисовка «Лучше, чем дома» — дань уважения Кингу-старшему, истому фанату бейсбола и просто хорошему отцу. Стивен Кинг в своё время написал точно такой же рассказ под названием «Опусти голову и вперёд». Вот и Джо Хилл рассказал о том же самом, только основываясь уже на собственных детских воспоминаниях. Одна и та же история, рассказанная сперва отцом, а затем сыном, у Хилла получилась всё же интереснее. Особняком стоят «Призрак двадцатого века» и «Последний вздох». Первый — красивая, навевающая печаль история о призраке и людях, второй — мрачная, странная сказка в духе По.
Но наибольшее впечатление на меня произвела повесть «Добровольное заключение». Эта повесть — история о трёх мальчиках. Не таких как все. Двое из них были изначально потеряны для окружающего мира, а третий даже найдя в нём свою нишу, всё также ощущает себя чужаком и мечтает отправиться вслед за своим братом.
suhan_ilich, 26 июля 2008 г.
Писатели ужасов так часто пишут о беспокойниках, что не могут ни пропитаться мертвячьим духом, мешающим каким нибудь призракам или зомбям лежать спокойно и не вмешиваться в делах живых. Нет, конечно, на страницах сборника Джо Хилла нет Лавкрафта, заманивающего в сети Древних в окрестностях Инсмута какого-нибудь бедолагу, или Рэя Брэдбери, нашёптывающего слова ненависти новорождённым. И даже призрака Стивена Кинга, терзающего очередного графомана, тоже нет. Хотя вот его стоило бы вставить, чтобы дать намёк читателям, кто же скрывается за главной мистификацией года. Но тем не менее все они, а также другие мастеров страшного рассказа, призрачно присутствуют в книге. Редкий случай, когда название сборника попадает в самую точку. Вчитайтесь в него, почувствуйте намёк на подтекст. Ту же задачу решает и зубастый смайлик на обложке, при первом взгляде как будто подчёркивающий некоторую ироничность автора. В этой игре нет ни грамма фальши или подобострастия, Джо Хилл искренне делится с читателями своим опытом читателя-аналитика, способного потом из стилистических кусочков сложить свою собственную мозаику.
К счастью, достоинства сборника Джо Хилла не исчерпываются способностью писать в духе того или иного автора. Тем более, что люди, у которых он учился писать, действительно умеют это делать, пугая читателей не красочными изображениями процесса вампирьего завтрака, вишнёвым сиропом, стекающим по клыкам, а вскрытием психологии человека, внезапного ставшего едой, и может быть даже чувствующего некоторое приятно-волнительное удовлетворение от этого. Нельзя сказать, что все, как один, рассказы хороши, есть некоторая неровность, которая обусловлена тем, что Хиллу не всегда хватает оригинальности. Так, кафкианское «Превращение» плохо прижилось на благодатной почве триллера о забитом подростке выполненного в манере Стивена Кинга, вызывает смех, а не эмоциональное переживание трагизма ситуации.
Самые яркие рассказы на мой вкус — это «Добровольное заключение» и «Хлоп арт». В обоих из них очень ясно чувствуется влияние Брэдбери, что ж, видимо, понравились они не спроста, пора перечитать что нибудь. Наименее понравились «Услышать, как поёт саранча», «Плащ» и «Деревья-призраки». Остальное где то на 7-8 баллов. А ещё один рассказ «Завтрак у вдовы» я так и не раскусил.
Джо Хилл пришёл в жанр и, похоже, пришёл надолго. И безумно интересно подождать, когда же он начнёт писать полностью сам, как Джо Хилл, а не Джо Хилл, как призрака Роальда Даля, или Джо Хила, как призрака Стивена Кинга. А в том, что обязательно произойдёт, я уверен.
Хороший сборник, очень рекомендую начать знакомство с автором именно с него, а не с романа «Коробка в форме сердца», который вышел заметно хуже. 8//10
Felis Manul, 9 августа 2012 г.
Первое ожидание: сын пытается въехать в литературу на плечах папы, к счастью, не оправдалось. Самостоятельный, достаточно жесткий автор с диапазоном от мифа до абсурда. Стоит прочтения, однозначно.
Андрэ, 12 сентября 2009 г.
Говоря о дебютном сборнике рассказов Джо Хилла, следует отметить, что подобные авторские сборники на интересующую нас тему — явление довольно редкое. Стивен Кинг нас радует таковыми чуть ли не раз в 10 лет, и, разве что авторские сборники Рэя Брэдбери, в том числе и самые последние, что нам так усердно поставляет в последнее время «Эксмо». Из последнего в этом духе вспоминаются «Два Сэма. Истории о призраках» Глена Хиршберга — сборник из пяти повестей, несомненно заслуживающий внимание поклонников жанра. Поэтому «Призраки двадцатого века» ожидались мною с особым интересом и предвкушением чего-то, если уж не нового (так как довольно трудно изобретать здесь колесо), то уж точно не совсем ординарного. Во многом такая уверенность возникла после прочтения «Лучших новых ужасов» в азбучной антологии «Ужасы» — единственному рассказу, получившему от меня «десятку» и в том и в этом сборнике (ну понравился рассказ, не смотря на трешевость и предсказуемость, что тут поделать?). Ожидания оправдались. Действительно, как кто-то уже отметил, многие рассказы читаются и воспринимаются сквозь какую-то пелену-дымку (sepia) и являют собой определенное рэтро и грусть по ушедшему веку. Почти все рассказы получили от меня 8 и 9. Только одна десятка — это не от жадности, это зарок на то, что лучшие рассказы Хилла еще впереди. Я в это верю.