Александр Етоев Человек из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «suhan_ilich» > Александр Етоев "Человек из паутины"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Етоев «Человек из паутины»

Статья написана 4 июня 2008 г. 19:03

«Человек из паутины» — первое крупное произведение Алексанра Етоева было выпущено издательством «Иностранка» в 2004 году.

Если бы меня попросили назвать самого необычного из российских фантастов, то я бы без сомнения назвал Александра Етоева. Не удается мне подобрать какое то сравнение, чтобы описать его повести и рассказы, их просто надо читать и чувствовать, как обычный фантастический сюжет превращается во что то безумно-сюрреалистическое, не имеющее к жанровой фантастике никакого отношения. После сборника ««Эксперт по вдохам и выдохам» вертелось у меня предположение, что Етоев целенаправленно перебирает фантастические жанры, разрушая штампы. Вроде так хорошо ложилось: «Эксперт по вздохам и выдохам» — история охотника на каких то необычных существ, «Обратное сторона Земли» — маленький городок, который на самом деле является ареной битвы могущественных сил, одной из которых становится прибывший в него ученый, «Пещное действо» — борьба с темным властелином в фэнтезийным миром и т.д.. Что же, после «Человека из паутины» я уже понимаю, что система не работает.

Эта книга Етоева одновременно похожа и не похожа на те его произведения, которые я читал до этого. Похожа неповторимой атмосферой гротеска и сюррерализма. Непохожа тем, что произведение в отличии от других произведений автора «Человек из паутины» довольно четко ложится в рамки магического реализма, а в нем нет каких то штампов, которые можно было бы подать в ироничной форме.

Местом действия романа является Петербург, в котором живет главный герой — редактор одного из питерских издательств Иван Вепсоревич, в нем угадываются автобиографические черты автора (Александр Етоев — вепс, и, насколько я понял, работал редактором). В один прекрасный день Иван Вепсоревич покрывается паутиной, под которой скрываются какие то таинственные письмена. С этого момента он желанная цель для старушки Карелии Карловны, которая на самом деле является Арахной из греческих мифов, сумевшей стать обратно человеком, и сибирского шамана Шамбардая Лапшицкого, пославшего в Северную столицу свою ученицу Медсестру Лелю Алдынхереловну Кокоол. Однако сюжет — всего лишь нитка на которую нанизаны разноцветные стеклянные бусины событий, происходящих в сюрреалистическом Петербурге. Етоев настолько тесно переплетает фантастическое с реальным, что разобраться что есть что, представляется совершенно невозможным. Существует ли на самом деле ИНЕБОЛ (Институт неизвестных болезней) на территории первого медицинского института (хотя тут я могу точно сказать что нет ;-) ), действительно ли окропляют боевых слонов человеческой желчью, могут ли мухи съесть две казачьих сотни, возможно ли, чтобы на на храме висела надпись такого содержания: «Граждане прихожане! Просьба свечи, купленные в других храмах, у нас не ставить — они не угодны Богу» и так далее...

Александр Етоев, как мне показалось, довольно легко переигрывает Дмитрия Липскерова на его магреалестическом поле, его роман, пожалуй, даже поизящнее и тоньше, чем произведения московского писателя. Но книга несет на себе точно такое же клеймо неполноценности, за сюжетом и фантастическим миром ничего не скрывается, все здание выстроено без фундамента какой то мысли, и работу невозможно довести до конца. Липскеров в конце обычно скручивает сюжет в кольцо, снимая с себя всякую ответственность, Етоев попробовал написать концовку, лучше бы он этого не делал, вышло не очень.

В целом, 7/10





258
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 12:27
Ну для альтернативной концовки надо заглянуть в журнальный вариант.


⇑ Наверх