Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 (2011, Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2)
США-ВБ, продолжительность — 130 мин
слоган : «Все закончится»
жанр — «ВСЕ закончилось?»
сценарий Стив Кловз по одноименному роману Джоан К. Роулинг
режиссер Дэвид Йетс
оператор Эдуарду Серра
композитор Александр Деспла
продюсеры Дэвид Баррон, Дэвид Хейман, Джоан К. Роулинг
в ролях: Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер), Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), Руперт Гринт (Рон Уизли), Рэйф Файнс (лорд Волан-Де Морт), Алан Рикман (профессор Северус Снейп), Хелена Бонэм Картер (Беллатриса Лестрейндж), Том Фелтон (Драко Малфой), Гэри Олдман (Сириус Блэк), Майкл Гэмбон (профессор Альбус Дамблдор), Мэгги Смит (профессор Минерва Макгонагалл), Джейсон Айзекс (Люциус Малфой), Джим Бродбент (профессор Гораций Слизнорт ) Киаран Хайндс (Аберфорт Дамблдор), Робби Колтрейн (Рубеус Хагрид), Дэвид Тьюлис (Римус Люпин), Джон Херт (мистер Олливандер), Эмма Томпсон (Сивилла Трелони), Бонни Райт (Дженни Уизли).
Мрачное, затянутое в тучи июльское небо и оглушительный гром далеко не первой летней грозы. Маленькая тесная часовня и много много людей со скорбными лицами. Величественные трели церковного органа тонут в бушующих за окнами грозовых раскатах, а слезы падают на пол в унисон барабанящим по карнизу дождевым каплям. Ну почему, почему это должно происходить именно ТАК? Бледные лица, словно вычерченные мелом на белой белой стене и тонкие губы, сжавшиеся в почти невидимую постороннему глазу паутинообразную нить. Ну почему, почему это должно случиться именно СЕЙЧАС? С трудом подавляя слезы, на постамент взбирается неизменный продюсер всех серий 10-летней киносаги Дэвид Хейман, и в его голосе звенит глубокая скорбь:
— «Сегодня мы прощаемся не просто с человеком, литературным героем и Мальчиком с большой Серой Совой. За 10 лет своего существования на больших экранах, для одних — он смог стать надежным другом, улыбающимся им с обложек школьных тетрадок, дневничков и рюкзачков, но для других — всегда оставался преданным бизнес-партнером, который не жалея ни времени, ни сил, мужественно одерживал победу за победой над самым совершенным воплощением Абсолютного Зла, которое только может таиться за обманчиво-безмятежной гладью высокобюджетных финансовых инвестиций. Что? Какой еще Волан-Де Морт? Ах, оставьте эти сказки для присутствующей здесь миссис Роулинг, я говорю совсем не о картонных злодеях, одержимых жаждой мирового господства, а о том, чье имя действительно нельзя произносить — Всемирном Экономическом Кризисе! На протяжении 10 лет, этот чудо-мальчик самоотверженно защищал нас от всех возможных кредиторов, аудиторов и судебных исполнителей, силой своих магических заклинаний поддерживая общее финансовое благополучие и надежду на сытую и обеспеченную старость. Но сегодня...... сегодня всему этому придет КОНЕЦ» — на этом месте оратора покидают остатки былого мужества, и с немалым трудом отойдя от церковной кафедры, он окончательно отдается во власть бесконтрольной истерике с вырыванием собственных волос и разрезанием выуженных из бумажника, платиновых кредитных карт. Зал безмолвствует, осторожно глотая горечь собственных слез, но у каждого из здесь собравшихся, на душе скребут кошки абсолютно аналогичного размера и цветового оттенка.
В первом ряду сидит литературная мама усопшего- Джоан Кэтлин Роулинг, и хотя она лицом выражает подобающую моменту скорбь, ее глаза сухи как прошлогодняя листва, а мысли витают где-то вдалеке. В конце концов, в том, что самый длинный киносериал эпохи нулевых, когда-то гордо шагавший нога в ногу со своим литературным первоисточником, в самой середине пути вдруг свернул невесть куда, теряя по дороге огромные куски повествования и выпрыгивающих из сюжета на полном ходу персонажей, нет ее вины. Пока ее книги, от тома к тому постепенно взрослели и расширяли не только возрастную аудиторию, но и жанровую ориентацию, а за низенькими шпилями детских песочных замках вдали уже виднелись очертания Роковой Горы и других недостижимых вершин фэнтезийного жанра, последние фильмы, образовавшие заключительную тетралогию «Гарри Поттер и волшебное везение телережиссера Дэвида Йетса», совсем не торопились на покорение каких-либо жанровых высот. И в самом деле — зачем носиться в мыльной пене, зачем надрываться, что-то придумывая, изобретать очередной жанровый велосипед и гробить свое драгоценное время на реализацию никому не нужных творческих планов, когда можно просто присесть на заветном берегу с любимой удочкой и насадив на крючок одного крупного очкастого червяка, просто собирать в стоящее у ног ведро жирных золотых карасей, которые приплыли просто на него поглазеть? И ведь каждая из рыбешек плывет на заветный крючок в предвкушении собственного праздника: те, что помельче — ожидая встречи с любимой сказкой, те, что постарше — лелея надежду, что она окажется последней, ведь за все время своего экранного существования, эта наживка умудрилась вцепиться в их плавники крепче самой прожорливой мурены, на полное избавление от которой им потребовалось целых 10 лет и семь....., нет, простите уже восемь попыток. Поздно, но все же смекнув выгоду, писательница решила и сама принять посильное участие в ловле рыбок из чудесного драгметалла, заняв на том самом заветном берегу, место исполнительного продюсера. Однако, время уже почти на исходе: совсем скоро наживка сорвется с крючка и уплывет восвояси, а рука, проворно ныряющая в ведро вслед за золотыми рыбками, коснется лишь пустого металлического дна. При одной мысли об этом, лицо госпожи Роулинг омрачает выражение крайней досады, а ее пальцы начинают произвольно выстукивать незабвенную Hedwig's Theme за авторством композитора Джона Уильямса.
Чуть поодаль от писательницы, вытирает с лица следы неподдельной скорби Стивен Кловз — средней руки сценарист, которого, за его плодотворную работу над поттерианой, ждет собственная страничка в невероятно пухлой и обширной истории всего мирового кинематографа: лет через 19, когда мистер Кловз состарится и окончательно выйдет в общеголливудский тираж, его можно будет возить по всем мировым киношколам, дабы он на примере своих сценариев к последним фильмам о Поттере, наглядно и с огоньком в глазах, объяснял молодым и глупым студентам как не надо адаптировать литературные произведения.Все дело в том, что любое масштабное произведение с большим количеством персонажей и сюжетных линий, по своей структуре очень напоминает опутанное кровеносными сосудами и нервными пучками человеческое тело, где все так же взаимосвязано: для того, чтобы говорить нужен рот, глаза — чтобы видеть, ноги — чтобы ходить — и далее все согласно школьному курсу биологии. И главная проблема сценарного «творчества» мистера Кловза заключается в полном непонимании самой сути процесса литературной адаптации: если по какой-то надобности извлекаешь из тела своего подопечного важные сюжетообразующие части, то главная задача грамотного адаптера — это подготовить ему взаимозаменяемый логический протез, дабы их отсутствие не бросалось в глаза и не распугивало в разные стороны всех окружающих. Однако, как уже говорилось выше, выдумывать замены и изобретать новые модели жанрового велосипеда — занятие чертовски скучное и утомительное, поэтому, мистер Поттер, без обид, но сегодня мы у Вас отпилим половину основной сюжетной линии и клещами вырвем почти все, которые не основные, однако что-то там заменять и тем более зашивать не будем — сами как-нибудь доковыляете, ведь немаленький уже и сами должны понимать, что бизнес есть бизнес. Так и по сей день ковыляют до большого экрана и обратно последние киноотпрыски самой раскрученной литературной саги, одним своим видом напоминая не грозных участников ордена Феникса, а членов ассоциации инвалидов-опорников. Больше всех «повезло» шестому фильму «Гарри Поттер и принц-полукровка», из которого мистер Кловз почти полностью ампутировал подарившего ему название Принца-Полукровку, спасибо хоть оставил самого Гарри Поттера! Впрочем, в Голливуде успешность литературных киноадаптаций принято оценивать совсем не по по изяществу перенесения на экран тех или иных сюжетных ходов, а исключительно по звону твердого металла и шелесту бумажек с изображением бывших американских президентов, а по сему о творческом будущем мистера Кловза можно не волноваться — в южной Калифорнии всегда большой спрос на коммерчески успешных коновалов сценаристов. И лишь логика книжного повествования в безмолвном припадке бьется головой о ближайшую стену: если бы этой невесомой эфирной субстанции было бы суждено материализоваться в розовощекую земную барышню, то после всех проделанных над нею манипуляций, мистер Кловз был бы обязан на ней жениться.
В сторонке от всех прочих скорбящих, на специальной скамье, предназначенной для режиссеров-постановщиков заливается горючими слезами и сам Дэвид Йетс. Почетные места рядом с ним были специально выделены для других постановщиков, в разное время работавших с поттерианой, но ни один из них не явился на церемонию, предоставив бывшему британскому телережиссеру в гордом одиночестве расхлебывать ту неаппетитную массу, которую он сам заварил. Но в свое время, каждый из них внес свой весомый вклад: Крис Коламбус — привнес в сериал свежесть и легкость детской сказки, Альфонсо Куарон -добавил мрачную остроту и горечь постепенного взросления, Майк Ньюэлл — научил, как правильно препарировать огромные словоохотливые тексты без ущерба для сюжетной логики и внутреннего содержания. А вот каков вклад в общее дело со стороны самого Йетса, за плечами которого -4 фильма из 8, ровно половина всего сериала, точная середина, которую при всем желании не удастся наречь «золотой»? Ну-ну, Дэвид, не скромничайте и расскажите всему честному народу, что именно Вы сделали./Научили маленького Гаррика не бояться ходить по заботливо разложенным на полу граблям: туда-сюда, туда-сюда — и так четыре раза подряд? Первыми осознали, что фильмы надо снимать не для детей и даже не для их родителей, а для солидных финансовых инвесторов? Первыми догадались вместо книг для детей экранизировать годовой план по прибылям монструозной мультимедийной корпорации Warner Bros. Entertainment, Inc? Какой бы из этих вариантов Вы не сочли своим главным творческим достижением, но результате четырехкратного пунктуального повторения одних и тех же недостатков, слипшихся в странное явление под названием David Yates Style, любой рецензент, как профессиональный так и не очень, усевшись в зрительское кресло пред очередным Вашим творением, тотчас ощущал себя лежащим на кушетке перед своим личным психоаналитиком. Доктор, Вы даже себе не представляете — уже в четвертом фильме подряд, манера изложения сюжета вновь напоминает припадочного, который сначала брызгая слюнями, глотая целые абзацы быстро-быстро пересказывает наиболее важные моменты, а потом, когда отпустит — медленно, с ненужными паузами начинает проговаривать совершенно второстепенные и бесполезные! Вы не поверите, но как и год, как два и три года назад, монтажные склейки выглядят так, будто последовательность экранных эпизодов определяли с помощью волшебного кубика, а сама работа монтажера настолько груба и топорна, словно из бобин с отснятым материалом отдельные кадры вырезали с помощью тупых садовых ножниц, а потом просто лепили на скотч. Это невероятно, но за 4 года, постановщик так и не нашел достойного применения уже навязшей в зубах пафосной музыке, которая по-прежнему может зазывать на танцы в миг душевной скорби и давить слезы посреди всеобщего веселья. Доктор, интересно меня кто-нибудь слышит или я все последние 4 года лишь сам с собой разговариваю?
Однако, всему на этом свете приходит свой конец, не исключая и высокобюджетные фэнтезийные вампуки. Финальная часть киносериала «Гарри Поттер и Дары смерти» волей добрых продюсеров оказалась порезана на 2 полнометражных фильма, суммарный хронометраж которых составляет 276 минут и почти на полчаса превышает продолжительность режиссерской версии одного из самых длинных эпиков за всю историю Голливуда — «Властелин колец. Возвращение короля». Казалось бы, вот он — Шанс для режиссера показать всю молодецкую удаль, которой его наградила щедрая на безвозмездные Дары, Муза Кино! Послать к черту все сюжетные сокращения, к лешему — отрывочность повествования, к Волан-Де Морту — калеченную логику, словно сбежавшую с конкурса красоты для радиоактивных мутантов! Ведь перед тобой — grand finale одного из самых известных фэнтезийных эпиков, за спиной — стройными рядами стоят фигуры самых талантливых взрослых актеров Туманного Альбиона, а карман оттягивает громадная сумма производственного бюджета в 150 000 000 евро, словом — даны все возможности, средства, ресурсы, о которых только может мечтать человек, выбравший для себя сложную стезю «профессионального режиссера»: твори — не хочу! И Йетс не захотел. Все дальнейшее должно быть без слов понятно любому, кто смотрел хоть один из трех предыдущих фильмов поттерианы: трудно было усомниться в том, что даже в рамках 150 миллионного бюджета и 276 минутного хронометража, Йетс по-прежнему останется Йетсом. Кто бы с самого начала сомневался, что жирный разрез, отделяющий одну часть от другой будет проведен очень грубо, типично «по-йетовски», будто бы под руками в нужный момент не оказалось скальпеля, зато неподалеку валялась бесхозная циркулярная пила. Впрочем, сам Йетс утверждает, что «каждой из частей присуща своя собственная неповторимая атмосфера» , и он в чем-то прав: если попробовать описать каждую частей всего парой слов, то в случае первой это будут «Бздыщщщ — и все бегут!» (с), а во второй — «А сейчас ты за все получишь, проклятый< вставьте имя ненавистного персонажа> — Бздыщщщ! Бздыщщщ! Бздыщщщ!» Вместо четырех слов — целых девять, налицо прогресс и уникальная «неповторимая» атмосфера, за которую Вам, Дэвид — отдельное человеческое спасибо! Кстати, любой человек, не читавший книги госпожи Роулинг, на киносеансах йетовской поттерианы, по-прежнему приравнивается к Пожирателю Смерти и приговаривается к немедленной бомбардировке незнакомыми именами, упоминаниями событий, мельком упоминавшихся в предыдущих сериях, и так- до полного выпадения в осадок, ведь с врагами здесь разговор короткий!
Стоит ли удивляться, что вместо грандиозного финала, 10-летняя история киноэпопея закончилась обычным пшиком, неумело перемешанным визуальным винегретом, в котором неимоверно пафосные речи оказались на одном краю миски, дорогостоящие спецэффекты — на другой, а все прочее: раскрытие характеров, драматизм и яркую актерскую игру — смели в газетку и спустили за ненадобностью в мусоропровод? Нет, ведь итог был абсолютно закономерен. И по правде говоря, каждого из тех, кто собрался этим пасмурным утром в маленькой часовне, совершенно не волнует ни маленький мальчик с большой серой совой, ни его горемычная судьба, их всех интересует лишь собственное благополучие, которое без его шрама и волшебных очков, может вскорости времени стать гораздо менее благополучным. Вот рыдают навзрыд члены совета директоров Warner Bros. Entertainment, Inc, которых только что подло обчистили, лишив привычного их карману годового миллиарда прибыли с мирового кинопроката и продажи сопутствующих товаров. Вот заливаются слезами сотрудники маркетингового отдела, которые в течении 10 лет занимались продумыванием пиар-ходов для раскрутки киносериала: для кого, они теперь в поте лица будут придумывать душещипательные истории о том, как 21-летний актер Дэниел Рэдклифф мужественно противостоял чарам подросткового алкоголизма, повторив тем самым подвиг своего персонажа в сражении против Того-Кого-Нельзя-Называть. А вот и он сам, вместе со своими верными кинопартнерами — Рупертом Гринтом и Эммой Уотсон: взялись за руки и льют горькие слезы на алтарь своей будущей кинокарьеры, ведь дурная игра подросших великовозрастных детей давно стала притчей во языцах. Ненатуральность изображаемых эмоций и неуместные кривлянья, как телом так и лицом вдвойне удручают, если повнимательнее присмотреться к тому, какие актерские огромные величины маячат за их неказистыми спинами, пребывая в положении извечных «Чего изволите?» и «Кушать подано!». Да и сам факт того, что несколько обладателей актерских «Оскаров», дюжина победителей «золотого глобуса», «Эммии» и самой престижной в Америке, театральной премии «Тони» вынуждены тратить свои бесценные таланты, бегая на посылках у оравы посредственных молодых актеров, которые не стоя даже их мизинца, умудряются зарабатывать за фильм 40-миллионные гонорары, отдает невероятным цинизмом. И единственное, что успокаивает — благодаря фильмам о Гаррике, посредственно поставленным и посредственно сыгранным, подрастающее поколение хотя бы будет знать, как выглядят лица актеров старейшего в Лондоне и всей Англии, Королевского Шекспировского Театра. А вдруг, со временем им захочется познакомиться с театральные работами Северуса Снейпа, блистательными киноролями профессора Горация Слизнорта, мистера Оливандера и самого Лорда Волан-Де Морта, или к примеру — режиссерскими постановками Шекспира, осуществленными Златоустом Локонсом? Маловероятно, утопично, но вдруг?
И в самую последнюю очередь, место за церковным амвоном занимает преданный зритель. Его язык крепко приклеился к небу, но вовсе не от горечи или осознания величия текущего момента, просто ему действительно нечего сказать. 10 лет он рос вместе с Мальчиком со шрамом, параллельно ему взрослел и познавал очередные уроки жизненной мудрости, целое десятилетие посещал школу, втайне воображая, будто это его собственный Хогвартс — и все это ради того, что бы в окнце концов почувствовать себя лишь строчкой в чужом инвестиционном плане, небольшой галочкой в увесистой подшивке годовых финансовых отчетов? Грустно, но подводить итоги самого долгоиграющего киносериала десятилетия, придется именно тем языком, который ему более всего нравился при жизни — сухим канцеляритом давно просроченных ведомостей и пыльных накладных: за отчетный период, изготовлено 8 фильмов по 7 романам, на их производство, в общей сложности истрачено 1 миллиард 250 миллионов долларов, в общей сложности заработано более 2 миллиардов — в американском прокате, и еще 4 с половиной миллиарда — в мировом. Конечно, жаль Гарри — такой кредит с дебетом зазря пропадают, но уже ничего не попишешь. Всем спасибо за проделанную работу и всем удачи в реализации собственных бизнес-проектов!
А потом они встанут, вытрут слезы, ни разу не посмотрят друг другу в глаза и уйдут прочь, не оборачиваясь и не прощаясь. Но когда ночная мгла коснется крыши этой мрачной обители, в небольшом кладбищенском дворике вновь раздадутся знакомые шаги. И тебе не останется ничего иного, кроме того, как укрывшись под невидимым плащом наблюдать за странной возней, которая творится у маленькой свежевскопанной могилы. Это взрослые сытые дяди и тети, вооруженные лопатами дерутся за смертные мощи, которые даже пребывая в статичном и неподвижном состоянии, по-прежнему могут их озолотить. Кто из них первый сдастся и что первым появится на свет из кромешной тьмы — остросоциальный роман «Гарри Поттер и здравствуй, пенсия!» или увлекательная кинотрилогия подростковых комедий «Гарри Поттер: в третий раз — в первый класс»? Оставайся в тени, прикупи себе немного терпения — и ты обязательно все узнаешь и увидишь. Или не жди, а просто подкрадись издалека к этой обезумевшей от жадности, куче-мале, осторожно достань свою палочку и скомандуй сначала «Остолбеней!», а затем заклинание «Забвения», дабы взрослые дяди и тети вдруг позабыли о своих меркантильных заботах и наконец оставили в покое несчастного ребенка. Что бы, на самом деле, «шрам не болел уже девятнадцать лет». И в кои-то веки, действительно «всё было хорошо».
P.S Согласно последним известиям из солнечной Калифорнии, следующим проектом для демонстрации суперпрофессиональных режиссерских навыков маэстро Дэвида Йетса, вполне может оказаться экранизация культового романа Стивена Кинга «Противостояние».От имени легиона фанатов популярного американского писателя, заранее приношу ему свои самые искренние соболезнования. Мужайтесь, Стивен!