Обыкновенное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Обыкновенное чудо
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Обыкновенное чудо

Статья написана 21 июля 2011 г. 23:27

Питер С. Бигль, «Последний единорог»

Обычно перед прочтением любой книги есть определенные ожидания, которые могут с разной степенью вероятности воплотиться в жизнь. В случае же с практически легендарным «Последним единорогом» Бигля к ожиданиям примешивалась изрядная доля опасений. И не только потому, что завышенные ожидания имеют гнусную привычку не оправдываться.  В первую очередь они были связаны с тем, за что роман обычно хвалят и что посвященному читателю знакомо под емким названием мифопоэтичность.

Признаюсь, я боялась что «Единорог» может оказаться чем-то вроде «Томаса Рифмача» или раскрученного «Имени ветра» — переизбыток красивостей,  искусственная претензия на изящность и излишнее обилие описаний, обратная сторона дотолкиеновской медали, редко играют тексту на руку.

Не поймите меня неправильно: все вышеперечисленное может быть божественно красивым. Но, скажем, картины Прерафаэлитов тоже божественно красивы, но при этом выхолощены и совершенно безжизненны. Так вот, я очень боялась, что Бигль этаким окажется Россетти от фэнтези, и потому долго не бралась за эту книгу.

Не оказался, разрази меня гром, не оказался! Да, в книге есть и описания, и бессмертная красота, и обильное использование мифологии, но это не делает её застывшей. Автору удалось сделать книгу о единороге, создании существующим вне смерти (а, значит, и жизни) абсолютно живой и доступной любому читателю, вне зависимости от возраста, пола, расы или убеждений.

Дети не смогут оторваться от волшебной истории про единорогов и магов, доблестных принцев и прекрасных принцесс, хмурого короля в его черном замке и великой любви, которая, как известно, сильнее смерти. Подросткам придется по вкусу уморительное подтрунивание над штампами жанра и совершенно хулиганский постмодернизм автора (Я понял наконец. Названье сцены,  Как видно, «Похищение Елены»;-)). Взрослые же увидят в небольшой книжке глубокую медитацию на  извечную тему жизни и смерти. Причем Бигль очень ответственно отнесся к каждому компоненту своего коктейля — забавные реверансы-отсылки (вроде слов о превращении воды в вино — «избитый фокус, который когда-то был в моде, но сейчас слегка устарел»)  не вставлены для красного словца, а играют важную сюжетообразующую роль,  размышления не идут плотными блоками в пару абзацев, персонажи убедительны и достоверны, а сама основная история, при всей её банальности, подобно лучшим из историй наполнена истиной магией.

О чем же она, эта вечная история? О пресловутом Чуде, которое нельзя посадить в клетку, и до меня много написано. Я же увидела в «Последнем единороге» прежде всего историю о том, что бессмертное может быть бесконечно прекрасным, но лишь смертная красота красива по-настоящему. Потому что лишь смертное может быть живым. То, что смертно, постоянно изменяется, течет, становится другим, новым, а существующее вне смерти (а, значит, и жизни) — бесчувственно, застывшее, безжизненно. Как работы уже упомянутых многострадальных Прерафаэлитов.

Итог:Но сам роман не такой. Бигль создал искрящуюся забавную сказку, в которой возвышенное благоговение перед Чудом органично смешано с всегда уместным приземленным юмором. Красивую сказку для всех возрастов. Умную. Добрую. Такую живую.

Рекомендация:Очень высокая

Вызывает ассоциации с: «Королем былого и грядущего» Уайта — как у Артура может быть гувернантка, так и принц может читать журналы!





147
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июля 2011 г. 23:43
Мне тоже понравилось, к моему удивлению. Поначалу книга показалась детской, но чем дальше, тем все образнее, с примесью гротеска. Причем формально ничего в этом такого нет, а при чтении в контексте почти что сюр — атмосферно это довольно странная вещь, напоминающая не сказку, а скорее сон. И местами довольно мрачно, особенно начиная с глав страны Хаггарда — чуть ли не готика:-). Только сказочная такая:-))).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2011 г. 12:38
Я в собственном описании — подросток, мне больше всего понравился юмор и отсылки. На Робине Гуде пришлось закрыть книжечку, отложить в сторону и как следует отсмеяться)


Ссылка на сообщение21 июля 2011 г. 23:50
Обожаю это сказку с детства! )) и мульт тоже замечательный
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2011 г. 12:39
Надо будет посмотреть. Хотелось бы чтоб кто-нибудь сделал игровой фильм, в стиле «Звездной пыли». Читала и видела Дэвида Теннанта в роли Шмендрика)
 


Ссылка на сообщение22 июля 2011 г. 15:07

цитата Мисс Марпл

Читала и видела Дэвида Теннанта в роли Шмендрика)

мне это не приходило в голову, но вообще да, хорошо бы было)) или Эдвард Нортон (я правильно написала), который в Бойцовском клубе играл.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2011 г. 16:30
Может, и Нортон, но по-моему, Теннант больше тянет на человека вне возраста. И особо молодо не выглядит, но и старым или даже зрелым его язык не повернется назвать)


Ссылка на сообщение22 июля 2011 г. 01:26

цитата Мисс Марпл

картины Прерафаэлитов тоже божественно красивы, но при этом выхолощены и совершенно безжизненны.
Вот это неверно:-[.
А о романе всё правильно написано;-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2011 г. 12:37

цитата Veronika

Вот это неверно

Имха на имху;-)


⇑ Наверх