Оправдание ожиданий от фильма – вещь чрезвычайно полезная, но, в то же время, опасная. Если зритель знает, чего ждет, то он прекрасно догадывается и об эмоциях, которые ему принесет ожидаемое кино. Но сможет ли этот фильм снова увлечь зрителя за собой – сложно судить. Чаще всего нет – эмоции “выцветают” и теряют свежесть, а вместе с ними падает и интерес. Именно в такой опасной ситуации находился фильм Руперта Уайатта “Восстание планеты обезьян”. Зритель прекрасно знал, что создатели обязательно будут давить на жалость, показывая большинство людей злыми и бессердечными, а обезьян – намного более гуманными и разумными. Он так же догадывался об общем ходе истории и о ее героях. И мысленно говорил себе “нет, со мной эти трюки не пройдут”. И знаете, что самое обидное? Создатели фильма абсолютно бессовестно и очень успешно снова провернули эти старые трюки.
К оригинальным фильмам, рассказывающим о приключениях на планете обезьян, новая интерпретация, на первый взгляд, имеет косвенное отношение. Но хотя действие происходит в недалеком будущем, а не в 40 веке нашей эры, “Восстание” все равно является “внебрачным” наследником предыдущих картин. Из-за этого, отношения между оригиналами и новым фильмом получились весьма странные – создатели не могли дать стопроцентный ответ о месте этого сюжета в “обезьяньей вселенной”, позиционируя свое творение то как приквел, то заявляя, что эта картина совершенно самостоятельна. И хотя сюжет фильма разворачивается за много лет до начала “Планеты обезьян”, от опытного зрителя правды не укрыть – идейно характер Цезаря все тот же, что и раньше, а разбросанные по фильму отсылки ко вселенной только укрепляют веру в то, что история эта далеко не такая уж и самостоятельная.
Среди своих нынешних собратьев – фантастических лент, “Восстание” выделяется в первую очередь своим гуманистическим наполнением. Несмотря на то, что в фильме не стесняются показывать кровь и мордобой, идеи картина несет достаточно мирные. Такой подход заставляет вспомнить ”Район №9” или недавнее творение Дж. Абрамса “Супер 8” (которое в свою очередь является одой эпохе “Инопланетянина”). И хотя я, скорее, любитель “старого доброго ультранасилия”, а не гуманист, но эти мысли не вызвали раздражения и не показались чересчур пафосными – наоборот, они не столь выделяются на фоне всех остальных высказываний автора сценария, сколь очень аккуратно вписываются во все происходящее на экране. История не склоняется к максимализму и не рисует людей однозначно плохими, а обезьян – исключительно добрыми. Среди и тех и других есть представители, которые кардинально различаются характерами и поведением. Но, естественно, среди нас плохие “особи” попадаются гораздо чаще. Однако даже в таких случаях их поведение продиктовано скорее непониманием ситуации, нежели жаждой наживы или простой злобой. Хотя есть и такие люди, для которых власть над животными является удовольствием или попыткой заработать. Но поскольку их появление достаточно редко, то, местами, этот факт неожиданно заставляет обвинить сценарий в беспрецедентной вещи – в доброте. Но появится ли у вас такая претензия или нет, зависит исключительно от личного восприятия и того отношения к животным, которое сформируется у зрителя во время просмотра. Я честно болел за обезьян, но и мне показалось, что история вышла местами слишком “доброй”. Не “слащаво-добренькой”, но время от времени дарящей какие-то очевидные поблажки Цезарю и его команде. Впрочем, не знаю, насколько вообще уместна такая жалоба для фильма, в котором победа животного над человеком заставляет человекообразных в зале радоваться, а не горевать. Это даже не минус, а просто факт – создатели сделали так, но могли сделать и по-другому.
Единственным веским просчетом сценария является его предсказуемость — весь сюжет рассказан в трейлере, вопросы мог оставить разве что финал, но при общем светлом настрое картины сложно не догадаться, во что выльется этот скачок эволюции.
Приятный осадок на душе оставляет техническая сторона фильма. Совместная работа композитора и оператора порой создает отличные комбинации красивых кадров и уместной музыки. Планы меняются часто – камера очень подвижна, но, к счастью, не имеет популярного ныне “эффекта присутствия”, который заключается в том, что оператор трясет камеру изо всех сил. Отельного упоминания заслуживает работа ребят из студии “Weta Digital”, которая действительно впечатляет, но с одной оговоркой – как не крути, а то, что обезьяны нарисованы на компьютере, видно прекрасно. Правда благодаря технологии “motion capture” и потрясающей детальной проработке, в эмоциях животных усомниться нельзя. Печально, что порой нельзя сказать тоже самого о людях. Единственный, кто запоминается ярким характером – это Том Фелтон, играющий помощника смотрителя. Джеймс Франко и Джон Литгоу играют хорошо, но особо не запоминаются. Однако и это можно посчитать достойной заслугой, если учесть, что практически все остальные “человеческие” роли задействованы в качестве фона, который разве что добавляет немного красок картине, но не более того.
Если вы собираетесь смотреть “Восстание планеты обезьян”, то уже наверняка догадываетесь, что вас будет ждать по ту сторону экрана. Какие сюжетные ходы, какие герои и художественные приемы. Но, несмотря на изначальную атмосферу “я догадываюсь, что сейчас мне покажут”, действие, все равно, плавно захватывает зрителя, а практически живые глаза обезьян не оставят места для сострадания роду людскому. Ум понимает, что человеку показывают то, о чем он прекрасно догадывался, но сердце мысленно отмахивается от Ума со словами “уйди противный”.