Цветная волна


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «creomag» > "Цветная" волна
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Цветная» волна

Статья написана 16 августа 2011 г. 14:23

Спровоцированное Василием Владимирским обсуждение — существует ли так называемая «Цветная» волна — для меня было весьма интересным и познавательным.

Вопрос о наличии этого явления — равно как и о его грядущей гибели в связи с уходом ярчайших представителей, таких как Колодан, Врочек, Шаинян, Бортникова и других в проекты — я рассматривать не буду, так как смысла в нем не вижу. Поживем — увидим, будущее расставит все по своим местам, грядущие поколения критиков все расскажут нам, приведут убедительные примеры, а если в чем и поспорят между собой — ну так на то и споры, чтобы в них рождалась истина.

Я коснусь только одного аспекта — определяющих факторов, которые отличают наше поколение, т.н. «цветную» волну от других поколений, других групп и образований в русскоязычной фантастике.

Карина Шаинян затронула одно основополагающее отличие нас от наших предшественников — отсутствие вертикальных связей, связей с предыдущими поколениями. Нас не учили напрямую, у нас не было непосредственных наставников — не было непосредственных учитилей, которые могли бы передать нам сакральное знание о том, что и как писать.

Но мы искали учителей — и находили их друг в друге.

Площадками для такого поиска стали Самиздат, конкурсы «Эквадор», «Грелка», «Мини-Проза». Нельзя сказать, что наше «поколение» однородно — каждый автор в нем имеет свой стиль, свое представление о том, как и о чем писать. Но общие черты все же есть.

1. Отказ от «чистой» морали

Писать про противостояние хороших плохим не интересно. Куда интереснее писать про противостояние одного неоднозначного персонажа другому неоднозначному. Про противостояние хорошего и другого хорошего, у каждого из которых — своя правда. Про противостояние одного плохого другому плохому, причем каждый из которых на самом деле имеет свою, оправданную прошлым линию поведения, свои предпосылки и свои особенности, дающие возможность читателю без отвращения ассоциировать себя с главным героем.

По этой причине «чистые» НФ, фэнтези, космоопера и т.д. как правило не интересны представителям ЦВ и пишутся лишь как эксперимент.

2. «Быстрое» обучение — рассказ/отклик/рассказ

Большая часть ярких представителей ЦВ начинала с рассказов, которые выставлялись на конкурсных или иных площадках с быстрым реагированием, и получала отзывы практически сразу после написания текста.

Была возможность вычленить из вала слов осмысленные комментарии, понять свои ошибки и отработать их в следующем рассказе. Благодаря быстрой реакции, благодаря коротким произведениям процесс самообучения на основе внешних комментариев шел очень быстро.

3. Обязательное наличие уникальной атмосферы в произведении

Рассказ (повесть, роман) может не нести (а может и нести — это просто не главное) глобального смысла, гениальных идей и предвидения новейших технологий, которые могут появиться буквально завтра — или через двести лет. Но это произведение будет иметь свою, уникальную атмосферу, в которой читателю должно быть интересно находиться.

4. Множественные «горизонтальные связи»

У ЦВ не было учителей, которые направляли их, объясняли как жить и куда двигаться. Не было ни коммунистической партии, ни цензуры, ни многочисленных семинаров. Зато были притянутые через рассказы те, кто понимал, кто видел красоту и общность — люди с другой стороны мониторов. Знакомцы по Самиздату, по Эквадору, по Грелке.

Те, кто понимает с полуслова, кто может подтолкнуть когда идея вдруг не хочет поворачиваться под нужным углом, кто прочитает только что написанный рассказ и скажет, что там не так, а что — великолепно.

Те, у кого можно что-то взять — умение обращаться с персонажами или выстраивать сюжет, или что-то еще.

Те, с кем можно написать вместе придуманную за несколько минут в ICQ идею, воплотить ее в рассказе или повести. Все вышеперечисленные авторы писали в соавторстве — и писали успешно, их рассказы и повести получали премии, выигрывали конкурсы, неоднократно публиковались.

5. Умение работать как с собственным творческим поиском — так и с четко поставленной задачей со стороны

Конкурсы и эксперименты — азарт и фан. Вот что во многом определяет творчество ЦВ. Практически все известные представители ЦВ умеют работать с задачами, которые ставятся со стороны. И зачастую в жестких рамках, в которых большая часть литераторов других волн и течений будет чувствовать себя неуютно и вынужденно постарается исказить задачу под себя или отказаться от нее, представители ЦВ примут вызов и в минимальные сроки смогут создать хороший текст — рассказ, повесть, роман.

Азарт и фан, фан и азарт. Сроки, рамки — это тонизирующие элементы, которые зачастую (хотя и не всегда) вызывают лучшие качества представителей ЦВ.

Впрочем, это не отменяет умения писать для себя и для читателя без какого либо давления со стороны.

6. Работа с сюром

Представители ЦВ как правило любят для углубления атмосферности добавлять элемент сюрреализма. Он может быть легким, почти незаметным — или пропитывать произведение от начала и до конца.

Его может быть вообще почти не видно — но где-то в глубине он почти наверняка есть. Через сюр проявляется ирония авторов ЦВ, их отношение к реальности и окружающему миру. Жажда сказки — вместе с пониманием, что никакой сказки нет, а то, что есть, создается нами же.

Сюр может проявлятся выставленными заранее ограничениями или в виде какого-то персонажа, в виде предмета или образа мысли.

7. Ну где же ваши руки?

ЦВ ищет фана. Деньги, тиражи, признание друзей и читателей, премии и внимание издателей — это все хорошо, но само по себе не имеет определяющего значения, потому что взойдя на очередной пьедестал представители ЦВ ищут следующую ступень. Нужно, чтобы была возможность раз за разом доказывать, что ЦВ — лучшие.

Писать годами в стол — невозможно, это слишком скучно, слишком долго, слишком непривычно. Необходим постоянный отклик, и пусть он будет не самым лестным — ЦВ быстро учится, она найдет другой путь.

ЦВ привыкла к тому, что отклик есть. И за этот отклик — отзывами, вниманием, тиражами, деньгами — готова платить.

Если бы проектов не существовало, ЦВ придумала бы их. Потому что это именно то, что нужно — гигантская площадка, на которой можно соревноваться со «стариками» и между собой. Это выход на широкие массы читателей и голосование рублем — самое действенное, пожалуй. Это выставленные рамки, в которые можно вписаться, бравируя изяществом того, как ты раздвигаешь сковывающие ограничения не во вред — а во благо проекта.

Проекты не ограничивают стилистически и атмосферно. Они не заставляют писать в жестких рамках черно-белой морали, не требуют, чтобы авторы писали как можно хуже или изменяли своим предпочтениям.

Так паркуа бы не па?





653
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 августа 2011 г. 15:27
Безотносительно к твоим выявленным «чертам» имею мнение, что ЦВ — суть фикция. Либо конгломерат, который насильно объединили в волну, течение и проч.
Собственно, именно Владимирский начал объединять после сборника «ЦВ» с подзаголовком «Поколение NET». Владимирский же все время назначал ярких представителей ЦВ, это у него мелькало в статьях, интервью и т.д. Владимирский же и заговорил о распаде ЦВ.
Так что ЦВ — это пиар и еще раз пиар. Либо уж тогда надо зачислять в ЦВ чуть ли не всех завсегдатаев сетевых конкурсов, умеющих писать на «русский языка» более-менее прилично, идейно, стильно, etc. и, соответственно, публикующихся. Причем зачислять надо годочка этак с 2004.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 2011 г. 17:16
Владимирский утверждает, что термин придумал не он и даже говорил, кто именно — я, правда, не запомнил.
Деление на «волны» характерно для отечественного фэндома, поэтому избежать попыток впихнуть новое явление в устоявшиеся рамки не удастся в любом случае.
Другое дело, что сам же Владимирский на фантлабовской встрече не втискивал нас в прокрустово ложе «волн», а пытался понять — кто мы. Группа? Волна? Ответвление?
В общем, попытка пристроить нас куда-то или определить, что у нас нет ничего общего и любое именование нас вместе — чистая фикция.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2011 г. 17:23
Термин-то, может, и не он придумал, но вот активно пиарил термин — именно он.
Разумеется, была сплоченная группа Колодан-Шаинян-Врочек, на которую потом чисто по знакомствам на конкурсах/конвентах навернулись и некоторые другие, но это ж не повод, согласись. :-) Т.е. условная (изначальная) ЦВ, может, и имеет место быть, на рамки ее узки.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2011 г. 19:27
Мне не нравится термин «ЦВ», но при этом я считаю, что некое общество есть, и компания К-Ш-В — это одно из скоплений внутри нашего образования.
Однако никто из нас не собирается предлагать самоназвание, писать манифест и заниматься прочими подобными вещами — а потому все это за нас делают совершенно чужие люди, которым в принципе пофиг на наши чувства и реальное положение вещей.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2011 г. 20:54
Термин придумал Сергей Шикарев в одной из рецензий в «Если», если я не ошибаюсь.
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 03:20
Не ошибаешься, он мне сам признавался :-)))
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 12:37
С Шикаревым мы еще разберемся ;)))
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 15:42
Нефиг с ним разбираться, он правильный критег! Он поспособствовал моему «Порталу» ;-)
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 18:42
Да мы с Сергеем давно уже жаждем дружески встретиться. Не волнуйся так :)))
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 22:19
меня волнует бутылка виски, которую я ему задолжала :-)))
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 22:28
Надо будет поприсутствовать при оплате долга ;)
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 22:37
чую, историческое событие произойдет на росконе
 


Ссылка на сообщение20 августа 2011 г. 00:00
Отлично. Я готов :)))))))
 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 03:19
Сергей Шикарев его придумал :)
 


Ссылка на сообщение21 августа 2011 г. 16:41
Я с ним не знаком.
А по сути моего поста сказать ничего не можешь?
 


Ссылка на сообщение21 августа 2011 г. 16:56
я уже сказала в письме Караеву, повторять влом. Если коротко
1 да
2 нет
3 да
4 да
5 depends
6 я разделяю сюрные и не сюрные тексты
7 нет, я вообще-то ищу денег, тиражей и признания :))))))
 


Ссылка на сообщение22 августа 2011 г. 11:43
У меня больше совпадений с тобой, чем с написанными мною признаками :)
 


Ссылка на сообщение22 августа 2011 г. 12:43
фига ли ты их тогда писал? :-)))
оффтопно, ты с Меганой встречаешься или где? я бы поучаствовала, если че
 


Ссылка на сообщение22 августа 2011 г. 15:12
Я их писал потому что не про себя, а принципиальные отличия нас как генерации от других. Кроме того, про себя могу сказать, к примеру, что в интернет я вышел уже сформировавшимся автором, но наша тусовка/конкурсы наложили довольно четкий отпечаток на меня — и к примеру реалистичные вещи писать практически перестал, есть и еще некоторые менее уловимые изменения.
Т.е. сказать четко, что второй пункт не про меня я не могу. Также и по некоторым другим пунктам.
Я не думаю, что хоть про кого-то из наших можно сказать, что все эти (или любые другие) пункты верны относительно него на 100% :)
Это собирательные признаки, и вообще статья не претендует на истину в последней инстанции.
Офф: вроде договорились на завтра, в том числе и с тобой :)
 


Ссылка на сообщение22 августа 2011 г. 15:17
Ага, Мегана уже смснула :-)))
Там и обсудим :-)))


⇑ Наверх