Перумов Ник Летописи разлома


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Перумов Ник. Летописи разлома – 1. Алмазный Меч, Деревянный Меч.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Перумов Ник. Летописи разлома – 1. Алмазный Меч, Деревянный Меч.

Статья написана 29 августа 2011 г. 20:04

Есть книги, которые хочется скорее забыть – правильно, для того, чтобы снова перечитать. Поприключаться, подумать, поспорить, снова поприключаться. И это – Летописи Разлома. Можно много придираться (что я и постараюсь сделать), можно искать соринки и подражание Профессору, но мало есть более красивых миров и более ярких и насыщенных путешествий. Путешествий через жизнь, а не топанья приключенцев за артефактом.

Хотя и этого добра тоже хватает. Автор ухитряется использовать все возможные фэнтезюшные штампы, при этом ни на йоту не подпортив реальность мира. Конечно, сюжетные линии нуждаются в старине Оккаме, противостояние личности социуму доведено до абсурда, от ряда диалогов несет подвальной сыростью, а спецэффекты могут довести до нервного срыва любого голливудского гения, который рискнет пролистать книжечку. Но, как совершенно правильно писал Каганов, в хорошей книге все это не имеет ни малейшего значения. Весенним утречком не до разглядывания солнечных пятен.

Ну а теперь начнем ругать по пунктам.

Так случилось, что в первый раз АМДМ я читала сразу после старушки Маккефри и у меня возник вполне резонный вопрос: а кто у кого потырил Смертный Ливень? Вопрос риторический. :) Можно бесконечно говорить о носящихся в воздухе идеях и о том, что Капитан, возможно, оформил все лучше, но факт остается фактом: украдено.

Второй момент: если кто вдруг не читал (наверное, бывает и такое), одна из завязок в том, что Император начинает войну с Радугой – это такая себе правящая верхушка из магов. Ну во-первых семь представителей различных орденов в жизни не договорятся даже ради удовольствия сделать гадость, ну да хрен бы с ними, но душещипательные садистские истории вызывают ощущение недостоверности – очень гиперболизировано. Маги заставляют Императора-ребенка убивать сначала всяких зверушек, а потом эльфийских детей. Очень похоже на щекотание читательских нервов, и ни на что больше.

Ну начнем с того, что Император должен уметь отдавать приказы в первую очередь – не обязательно ведь быть палачом для того, чтобы добывать у пленных информацию, например, надо просто уметь распорядиться. Опять же: глаза не видят, сердце не болит, так с чего бы беспокоиться? Это вечные инсинуации на тему: «- Вы что, не сочувствуете немецким детям? — Сочувствую. Но денег не дам.». Я знаю, что в далекой-далекой Африке те же детки мрут с голоду, знаю, что над животными проводят опыты, знаю, что в мире есть мясокомбинаты и трескаю с них мясо, так и что? Мне теперь удавиться от сочувствия? При этом мы (снова хвастаюсь) кормим всех встречных кошек. Как вклад в мировую гармонию. А всяким рефлексирующим на тему сочувствия эскапистам это и в голову не придет.

Нет, для жестокости просто нужны обоснования. А если человека принуждать к любым нецелесообразным действиям, будь то убийство или мытье полов, он огорчится – и это нормально. Опять же автор навязывает свои моральные принципы человеку из средневекового общества. Почему это убийство – нехорошо? Тем более – для правителя? И почему он должен убивать именно зверенышей и детишек? К нам сегодня приходил педозоонекрофил, мертвых маленьких зверушек он с собою приводил… Мать, мать, мать… привычно отозвалось эхо.

Почему не отвести того же Императора к пленникам, которые, допустим, подожгли там… ну детский дом, что ли? И сказать: вот, мол, этих надо прибить, а тебе надо учиться? Дык он лично бы к дыбе болезных потащил, а там – лиха беда начало… Блин, не люблю недостоверность. Ну там еще полно такого будет – в истории Фесса. Практически сплошняком.

Это как у недавно рецензируемого Малинина: мол, плебс не люди, поэтому будем долго мучить… Эльфы тоже ведь не люди. Ну и зверушки всякие – подавно. Нет, извращенцев всегда хватало, кто ж спорит, но социальные модели на них строить – это странновато. Насколько я знаю и помню, культивация боли в мировых культурах имела место быть только относительно себя, родного: у совсем примитивных племен в ритуалах взросления пытали, чтоб доказать, что человек (мужчина) вырос и может переносить боль. Но это – культура военного общества, это нормально. А пытки из садистских соображений… Думаю, даже электорат каменного века такого бы не выдержал.

Еще вспоминаются всякие там майя, вырывающие сердце, ну еще для красоты и/или общения с богами всячески разные примитивные над собой издевались – дырки в черепе, ноги у китайских девочек, шеи и негритянских, опять же, про Гюгошного человечка не надо забывать. Но это все не то. Просто мучить кого-то ради удовольствия – это все же удел отдельно взятых садистов, а не социума в целом.

Нет, можно покивать на Инквизицию, но ведь и они ради благой цели, а не просто так. Кстати, может это в ее огород камень? Впрочем, и они неважно закончили, сильно подгадив христианам. Но это, опять же, отдельные извращенцы. Вот тут, кстати не могу не прорекламировать (исключительно для иллюстрации, конечно же) чудный хохлосра диалог на религиозную тему. Вот идеальный пример того, как фанатики сами себе гадят. Ну скажи ты: Боженька всех любит, давайте жить дружно. Нет, надо наброситься и искусать – ей-Богу, тетя в прошлой жизни была карликовым пинчером. Вот так и думаешь: я вроде человек верующий, но меня тошнит при мысли о том, что по этому критерию я становлюсь в одну шеренгу с такими вот… И уже как-то пытаюсь удариться в атеизм…

Наверное, все это – один яркий пример того, что всякое действие рождает противодействие, и именно это и хотел показать автор? Возможно, но странно, что правители семи магических орденов оказались такими дебилами… Впрочем, инквизиторы же оказались, так что все возможно. Спишем на средневековье.

Вот чуть ли не каждая страница всех Летописей будет рождать желание спорить. Это – гениально, как ни крути. Книга не должна оставлять читателя равнодушным. Но я даже такого критерия для оценки добавлять не буду, потому что таких книг – единицы. А так потрясающе оформленных – так и вовсе нет.

Оценки.

1.     Мир идеальный, великолепный и потрясающий. Не вызывающий отвращения даже ритуалами некромантии, не вызывающий неприятия ни единой буквой. И даже мысли о том, что так не может быть, потому что так не может быть никогда, теряются за поворотами сюжета и пейзажами, не говоря уже про всякие битвы и колдовалки. Написал: шарахнуло огнем, башня рушится, монстрики горят, лава течет. И верю: правда течет. И так хорошо, что там это все, а я вижу, практически жар чувствую, а сама себе сижу тихонечко под одеялком, об грелочку греюсь, иногда даже чего-то приятное кушаю, и мне хорошо-хорошо. Десять.

2.     Читабельность – десять. Оторваться невозможно и постоянно хочется вернуться. Уж неважно, заслуга ли это правильно расставленных слов или очарования мира – просто там хорошо.

3.     Интрига, да еще умноженная на размножающиеся сюжетные линии, которые автор любит прерывать в самом интересном месте (естественно!) меньше десятки быть никак не может.

Радует, что автор смог удержаться в рамках простого изложения событий – то есть если кого-то убивают или насилуют, он этот момент не смакует – что особенно заметно после последней читанной мной книги. Добавляет и достоверности, и динамичности. Правильно, лучше еще кого-то убить и изнасиловать, чем бесконечно переливать из пустого в порожнее. Опять же, второй раз можно хоть чуточку сменить декорации, настроение там, способ опять же. Автору – респект и уважуха.

4.     Персонажи, конечно, чуть гиперболизированы – ну для настолько насыщенного произведения по-другому и нельзя. Если они будут более реальны, то просто не выдержат такого напряжения. Героя могут поранить в десяти местах, а потом колдовалкой вылечить, но отдохнуть ему все равно понадобится. Поваляться и поплевать в потолок. Напиться. Наесться. Побарахтаться. Иначе он уже становится не живым человеком, а персонажем. Не сильно это вредит книге, но чуточку все же есть – девять.

5.     Идеи у Капитана, безусловно, есть – но они не его сильная сторона, определенно. Вечный вопрос: «стоит ли жизнь одного ребенка жизни тысячи детей?» уже чуточку утомил, но актуальности не потеряет никогда, кто ж спорит? Ну и противоставление личности социуму доведено до абсурда – я говорила. Это, конечно, заставляет читателя сопереживать именно личности, причем чем сильнее противостояние, тем больше идентификация себя с персонажем, но иногда пружина очевидно перекручена и это утомляет – правда, такое случится уже в Странствиях, если я правильно помню.

А в АМДМ подняты вопросы целесообразности жестокости и относительности поверхностных суждений – снова очень кстати к нашим местным выборам: все равно нам тут, снизу, ничерта не видно и ходить туда без толку. Правильно ли Император начал войну? Маги – сумасшедшие садисты, но при этом они держат страну не только в ежовых рукавицах, но и под радужным (каламбурчик) зонтиком и, как ни крути, от всякой пакости стараются уберечь. В общем, поразмыслить придется. Восемь.

6.     Душевность, как и следующий пункт, сильно замешана на сопереживании одной из противоборствующих сторон. Причем наши, конечно, в меньшинстве, но они лучше, добрее, умнее, и вааще… Цепляет. Но иногда и мы неправы – если чего-то проглядим или о чем-то не подумаем. Конечно, мы ж настоящие и живые и вполне можем ошибаться. И ошибаемся.

Приятно, когда автор дает тебе возможность сглупить, но берет вину на себя. Безотказный прием. Десять.

7.     Ну какое может быть погружение, если ты с героями то мечом махаешь, то по туннелям пробираешься, то убегаешь от злобных магов, то спасаешь Империю? Мечта идио эскаписта. Десять.

Синопсис.

Не знаю, что дальше буду читать. Подумываю над Пропавшим легионом, но хочется чуточку поменять направление. Подумаю.

2010-02-27





156
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх