Письма полковнику Яны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > "Письма полковнику" Яны Дубинянской: непобедимые
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Письма полковнику» Яны Дубинянской: непобедимые

Статья написана 29 августа 2011 г. 20:33

Писалось для семинара на фантлабовской ассамблее.

По прочтении романа Яны Дубинянской только одно может поставить в тупик – название, однозначно отсылающее читателя к Габриэлю Гарсия Маркесу и его повести «Полковнику никто не пишет». «Письма полковнику» на Маркеса совсем не похожи, по крайней мере, стилем. Но об этом – позже.  

Действие романа происходит в параллельной вселенной, в которой Земля по внешним признакам почти ничем не отличается от нашей (имена писателей-классиков не в счет). Зато с этой Земли открывается проход в иное измерение, названное Срезом, где летают драконы и имеются залежи минерала тезеллита, обладающего чудесными свойствами. Некогда этот странный новый мир контролировал Николас Роверта, Лиловый полковник, диктатор неназванной латиноамериканской страны, и в Срезе кроме ученых жила полковничья дочь, Эва, «принцесса Эвита». Потом случилась революция, Срез атаковали, режим полковника пал, и сам он вместе с дочерью, потерявшей мужа и сына, стал беженцем в далекой стране, похожей на Украину и Россию.

Двадцать лет спустя престарелый полковник неожиданно стреляется, и его смерть служит триггером ко множеству событий. Оказывается, не все тайны Среза, превратившегося за эти годы в популярный курорт пополам с центром тезеллитодобычи, вышли в свое время наружу. В борьбу за «наследство Лилового полковника» вступают несколько организаций от банальных спецслужб до таинственной Структуры. В эпицентре – учительница литературы Ева Анчарова, она же Эва Роверта, единственный человек на свете, точно знающий, что такое Ресурс и как до него добраться...

Невзирая на то, что «Письма полковнику» вышли в серии «Настоящая фантастика», по сути перед нами – остросюжетный роман, замаскированный под фантастику самую малость. Да, чем ближе к финалу, тем больше фантастический элемент влияет на сюжет, пока в кульминации не определит его полностью, сделав возможным невозможное. Но добрых девяти десятых книги это не касается, и если заменить Срез, тезеллит и драконов на что-то более земное и доступное, «Письма полковнику» встанут в один ряд не с магическим реализмом Маркеса, а, скорее, со шпионскими боевиками Джона Ле Карре. К слову, одно из неявных допущений книги состоит как раз в том, что ни измерение с альтернативными законами физики, ни разумные ящеры, ни неизвестный науке минерал ничуть не меняют сознание обывателя. Как ни ужасно, и это допущение совсем уж фантастическим назвать сложно.

Тут, однако, уместно вспомнить, что проза бывает двух видов – плохая и хорошая, и если плохую можно спасать рассуждениями типа «написано скверно, зато фантдопущение на высоте» (или, наоборот, «ни о чем, но слог великолепен»), хорошая – она и есть хорошая, к какому бы жанру текст ни принадлежал. «Письма полковнику» – книга умная и яркая, и дело, понятно, не в драконах и не в физике Среза, а в очень живых героях. Так или иначе, этот роман стоит читать, пусть фантастика тут и ни при чем.

Что до явной переклички с повестью «Полковнику никто не пишет», может быть, ключ здесь – слово «стойкость». Как там у Маркеса: «Скажи, что мы будем есть?» Полковнику понадобилось прожить семьдесят пять лет... чтобы дожить до этого мгновения. И он почувствовал себя непобедимым, когда четко и ясно ответил: «Дерьмо». Иногда нужно жить, терпеть, хранить надежду долго-долго, годы, десятки лет, чтобы однажды все-таки победить, как победила всех и вся принцесса Эва Роверта. Но даже если победы не будет – неважно. Главное – не победа, а борьба.





296
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 16:48
Не могу удержаться от комментария:-(. Роман произвел двоякое впечатление. С одной стороны: хороший язык, настоящие герои, узнаваемая действительность. С другой стороны: неинтересная интрига, типичные шаблоны остросюжетного боевика, некоторая вязкость текста. Я все время ловил себя на мысли — зачем я это читаю? Наверное, этот добротный роман предназначен для молодых людей, которые еще только размышляют о несовершенстве мира и имеют интерес к различным вариантам разрешения этических, моральных и материальных проблем. А когда пошел пятый десяток и правила жизненной игры освоены и вбиты в хребтину крепко...то все это уже скучно и не интересно.


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 17:28

цитата angels_chinese

ключ здесь — слово «стойкость»


Мне ключом показалось скорее «проявление скрытого» (на то и Срез), но интерпретация интересная, имеет право на.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 17:39
А в повести Маркеса проявление скрытого — это что?
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 17:44
А не факт,что роман Дубинянской связан именно с повестью Маркеса. Возможно, тут больше общего с песней «Би-2». Во всяком случае, для меня.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 18:00
Для меня тоже, но только песня связана с повестью, пусть и не буквально :)
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 20:15
Я не про Маркеса, а про Дубинянскую.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 20:20
«Что до явной переклички с повестью «Полковнику никто не пишет», может быть, ключ здесь...» Вот я и спросил.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 20:36
Я не уверен, что там вообще есть явная перекличка.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 21:00
название, однозначно отсылающее читателя к Габриэлю Гарсия Маркесу и его повести «Полковнику никто не пишет».
 


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 21:13

цитата angels_chinese

название, однозначно отсылающее читателя к Габриэлю Гарсия Маркесу и его повести «Полковнику никто не пишет».


Ну, красивое название -- вон, у Врочека «Сержанту никто не звонит» есть. :-D


Ссылка на сообщение30 августа 2011 г. 18:46
Только неделю назад закончила читать эту книгу. Полностью соглашусь —

цитата angels_chinese

«Письма полковнику» — книга умная и яркая
. Впечатления о романе процитирую из отзыва:
Давно пришла к мнению, красной ниткой проходящему сквозь описание заповедного Среза, что красоту природы, а в данном случае — параллельного мира, можно сохранить только закрыв или ограничив туда доступ людям. И вообще, многое в романе узнаваемо, близко мне, сродни нашей действительности. И странные, малопонятные стремления подростков, и беспринципность прессы, и змеиная жестокость служб, и безразличие общества к судьбе отдельно взятого человека — все эти реалии создают канву романа, в которую органично вписываются оптические аномалии, резонансы, драконы, замки. И все же роман — фантастика. Но фантастика — о реальном выборе.
Мне кажется, именно это — основное, «ключ» в романе. Твоя жизнь определяется твоим выбором. Ева выбрала, как ей казалось, иного ведущего по жизни, иную, отличную от навязываемой ей, не рафинированную жизнь. Полковник — выбрав существование в изгнании, не смог выбрать даже смерть. Мальчик — каникулы на Срезе, девочка — участие в шоу, журналист — не тот объект, фотограф — неудачный ракурс... Все имели возможность выбора и сделали его. И только дочери Лилового полковника посчастливилось выбрать другой, лучший, свой мир.


⇑ Наверх