Фридрих Ницше Человеческое


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Фридрих Ницше "Человеческое, слишком человеческое"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое»

Статья написана 1 сентября 2011 г. 22:34

Из всех литературных увлечений моей юности Ницше остался единственным, кто по прошествии 10-15 лет примерно не просто не стал казаться слабее, плоше и проще, а заиграл совсем по-новому. Если раньше он проходился по всем больным местам, то теперь вызывает смесь счастья и восторга. Некоторые вещи в большей степени, некоторые в меньшей, конечно, но «Человеческое» понравилось невероятно и теперь, видимо, будет на втором месте после обожаемой «Веселой науки».

Как всегда, это сборник афоризмов, на этот раз куда более, чем обычно, сгруппированный по конкретным темам (хотя Ницше все равно периодически заносит, конечно). Сложно говорить о книге в целом, потому что одна с одной стороны охватывает очень разные темы, а с другой стороны, охватывает все основные области человеческой жизни и опыта, как конкретно-человека, так и обществ в историческом развитии. При этом забавно наблюдать, как о некоторых темах Ницше судит, удивительно угадывая их вневременную суть, а в других подмечает только то, что относится исключительно *к его времени*, а в третьих не понимает ничего вовсе.

Вообще именно из-за формы изложения своей философии Ницше зачастую кажется мне куда более великим, чем другие философы, работающие в классической манере, по той простой причине, что у него гораздо больше гораздо более оригинальных мыслей и идей, при этом он не застревает на них, а быстро излагает и идет дальше там, где кто-нибудь из занудных классиков написал бы огромный трактат с кучей примеров и размышлений, в конце которых эта несчастная маленькая мысль оказалась бы полностью раздавлена грузом слов. Ницше куда более вежлив по отношению к читателю и расточителен по отношению к своим мыслям — по той простой причине, что он может себе это позволить.

1. О первых и последних вещах — наиболее сложная для пересказа и обобщений часть, и без того посвященная слишком общим предметам типа морали, истории, метафизики, философии, культуре. Нет, замечания Ницше на эти темы столь же конкретны и точны, как на все остальные, но прелесть и сложность его текстов — в том, что значительную часть из них невозможно *пересказать*, настолько это тонкие догадки, и он-то со своими филологическими талантами едва донес не столько мысль, сколько ощущение мысли, но передать его дальше вряд ли возможно без испорченного телефона. Взять хотя бы мое любимое «что осталось бы от мира, если отрезать голову?» (вот вам и весь Беркли, краткое изложение). Очень понравились несколько моментов: «то, что мы теперь зовем миром, есть результат множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ... Вещь в себе достойна гомерического смеха: ибо казалось, будто она содержит столь многое, и даже все, — на деле же она пуста, т.е. лишена значения» (16). — Я как собака, абсолютно четко осознаю, что он имел в виду, и согласна с этим, но не могу понять, как бы еще передать это)) Нет вещей в себе, поскольку они придуманы человеком и изменяются, а человек тоже изменяется, и все это нестабильно.  

О всяческих духовных и прочих метафизических потребностях: «Потребности, которые удовлетворяла религия и отныне должна удовлетворять философия, не неизменны: сами эти потребности можно ослабить и истребить... Философия может быть полезна либо тем, что она также удовлетворяет эти потребности, либо тем, что она их устраняет» (27). Ну, вы понимаете, да, детская потребность в утешении, например, или в надежде, или в утверждении твоей лично ценности. Увы, лишь немногие философии в действительности *истребляют* подобные потребности, и даже про философию Ницше это можно сказать лишь выборочно.

2. К истории моральных чувств — рассуждения о морали у Ницше неизменно прекрасны, имхо, это одна из самых сильных его сторон или областей в принципе. Каждый раз, когда читаю, ловлю себя на мысли, что а ведь действительно! Впрочем, тут легко поймать Ницше на непоследовательности, но мне никогда не хотелось — слишком это очаровательно выглядит. Рассуждение о морали у Ницше практически всегда носят разоблачающий характер, при этом без особого пыла, а просто как ироническое наблюдение, что придает им куда большую достоверность.

Очаровательная мысль про самопожертвование ради чего-то: «во всех случаях человек любит некоторую часть себя самого, — свою мысль, свое желание, свое создание, — больше, чем некоторую другую часть, то есть он разделяет свое существо и приносит в жертву одной его части другую» (57). По сути своей это так, более того, когда мы приносим чему-то жертвы, кажется, мы приобретаем некоторые права на эту вещь.

«Справедливость есть воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил; так, первоначально месть принадлежит к справедливости, она есть обмен. Также и благодарность» (93) — что логично, поскольку там, где нет равенства, внешняя справедливость поступков обуславливается либо снисхождением, либо страхом.

И неизбежно больное, фаталистичное о свободе воли: «будь мы всеведущи, мы могли бы наперед вычислить каждый поступок... сам действующий, правда, погружен в иллюзию произвола... Самообман действующего, допущение свободы воли принадлежит к числу данных при вычислении этого механизма». Как и самообман философа, впрочем:-)

3. Религиозная жизнь — никакой несчастный Вагнер или немецкий характер не вызывает у Ницше такого пыла, как несчастное христианство! В целом Ницше пишет о религии, как обиженный ребенок, приводя все новые и новые доводы в осуждение злобных родителей, от крупных до мелочей, все в одну кучу. Напоминает «Письмо отцу» Кафки, только Кафка честнее и признает часть вины за собой тоже Хотя оскорбления в адрес религии — определенно самые блистательные из всех оскорблений, которые наносит Ницше этому миру во всех его проявлениях.

При этом он умудряется не повторяться в доводах, вот что более всего восхищает — написать целого «Артихристианина», а потом еще и изобрести на эту тему что-то новое.

Интересная идея о происхождении, скажем так, религии как попытки объяснить мир: что для современного человека внешний мир, природа, подчинен определенным законам, которые известны, а вот сам он, в силу развития и усложнения, белое пятно на этой карте. Напротив, для дикарей, чьи сообщества и личности были сильно связаны законом и традицией, именно природа казалась непостижимым царством свободы. Размышления, направленные на обуздание этого дикого непонятного мира природы и привели к созданию религиозных культов — все эти жертвы, ритуалы и тд. не что иное, как попытка установить и навязать миру определенные *правила* (111).

Очаровательнейшая мысль о нас всех и адских муках: «Если бы христианство было право в своих утверждениях о карающем Боге, всеобщей греховности, благодати по избранию и опасности вечного проклятия, о было бы признаком слабоумия НЕ стать священником, апостолом или отшельником... было бы бессмысленно упускать из виду вечное благо из-за временных удобств. Если предположить, что в это вообще верят, то повседневный христианин есть жалкая фигура, человек, который действительно не умеет считать до трех и который, впрочем, именно вследствие своей духовной невменяемости не заслуживает того сурового наказания, которым грозит ему христианство» (116). :-D Эта мысль вызывает у меня одновременно смех и дикое умиление. Ну что с нас взять, типа.

До сих пор актуальное, особенно для православия: «Христианство возникло, чтобы облегчить сердца; но теперь оно должно сначала отягчить сердца, чтобы иметь возможность потом облегчить их» (119).

Волшебная группа афоризмов об аскетах и святых: «чтобы сделать свою жизнь все же выносимой и занимательной, святой проводит ее в состоянии войн и смене победы и поражения. Для этого ему нужен противник, и он находит его в так называемом внутреннем враге» (141). Увы, история доказывает, что враги зачастую оказываются очень даже внешними — от конкретных людей до целых народов.

4. Из души художников и писателей — забавно, что в этом разделе Ницше сначала долго и умно язвит, а под конец скатывается на романтику и патетику. Вот что делает с людьми классическое образование.

Мысль, пришедшая в голову одновременно многим, до и после: «все великии гении были великими работниками» (155).

Наконец-то сформулировал то, что и так подсознательно чувствуется, когда кто-то о чем-то с горячностью судит: «Все мы думаем, что достоинства художественного произведения доказаны, если они на нас действуют или потрясают нас. Но ведь тут должны были бы сперва быть доказаны достоинства наших собственных суждений и ощущений — что не имеет места» (161). Периодически читаешь про книгу, потрясшую у кого-то всю душу, и думаешь, что ж это за душа такая, которую может потрясти *эта* книжонка?))

Слегка нелестная мысль, что мы убеждаем себя в том, что способности гения исключительны или даются свыше, таким образом культ гения поощряется нашим тщеславием — мы-то знаем, что сами так не смогли бы (162).

Гениальная мысль о многих писателях и философах: «Несчастье проницательных и ясных писателей состоит в том, что их считают плоскими и не изучают усердно; и счастье неясных писателей — в том, что читатель трудится над ними и относит на их счет радость, которую ему доставляет его собственное усердие». Да, я так читаю Кьеркегора с радостью.

5. Признаки низшей и высшей культуры. Основные понятия этого раздела — «связанный ум» и «свободный ум». Идея хороша, но внешние признаки таких «умов» — видимо, опыт лично Ницше, не имеющий никакого отношения ко всем остальным людям.

Очень интересны два замечания про индивидуальный процесс познания: «В процессе познания человек одолевает старые представления и их носителей, становится победителем... благодаря даже малейшему новому познанию мы чувствуем себя выше всех» (252). И про «годичные кольца индивидуальной культуры» — о том, что следующее поколение затрачивает изрядную часть своей жизни, чтобы нагнать культуру предыдущего поколения, и лишь немного остается, чтобы в принципе двигать культуру вперед. Однако «люди с большой силой напряжения, как, например, Гете, проходят такой большой путь, какой едва могут совершить четыре поколения одно за другим, но поэтому они уходят так далеко вперед, что другие люди могут нагнать их лишь в следующем столетии» (272) — обо всех, обгоняющих свое время.

6. Человек к общении — настолько точные, яркие и гениальные наблюдения, что применимы во все времена. Готова по большинству афоризмов привести сто примеров из своей жизни, видимо, подмечены действительно *реальные* и *вневременные* качества. Даже странно, что из всех философов этим озаботился только Ницше.

«Никто не благодарит духовно одаренного человека за вежливость, когда он приспособляется к обществу, в котором невежливо обнаруживать даровитость» (324).

Ржачное: греки-де разработали очень глубоко понятие дружбы и при этом обозначили родственников выражением, которое есть превосходная степень от слова «друг». «Для меня это необъяснимо» (354), — пишет Ницше, и кроме гыгы тут сказать нечего, уж кому как повезло))

7. Женщина и дитя — самая смешная часть. Ницше неплохо разбирается в «женщинах в обществе», с внешней стороны, но ни черта не понимает, если подойти поближе, и чувствуется, что он боялся и сам ни разу близко не подходил.

«Обыкновенно мать любит в своем сыне больше себя, чем самого сына» (385) — неа, она любит того идеального мужчину, которого не смогла в свое время заполучить себе в мужья.

Фрицше еще очень много говорит о рассудочности женщин, куда большей, чем у мужчин; при этом именно в силу этой рассудочности женщины приспосабливаются и «через подчинение сумели обеспечить себе куда большую выгоду и даже господство», например, свалив на мужчин заботу о хлебе насущном. Забавно, но исторически неверно, да и неясно, куда эта рассудочность делась сейчас.

8. Взгляд на государство — очень точные наблюдения про государство и религию. И слегка шокирующие прозрения про демократию и социализм.

О связи с религией: «Религия удовлетворяет душу отдельной личности в случае потери, нужды и тд, там, где правительство чувствует себя бессильным». Поэтому сцепкой государства и религии обеспечивается общий мир. И только когда государство уже перестает извлекать пользу из религии, та объявляется частным делом. Без государственной поддержки религия вырождается, и лучшие люди приходят к тому, чтобы выбрать атеизм, что, в свою очередь, приводит к враждебному отношению к государству как институту, коль скоро оно не подкрепляется больше религиозным авторитетом (472). Вслушайтесь, в этом пересказе — *вся* история России.

О демократии: «пренебрежение к государству, упадок и смерть государства есть последствия демократического понятия государства».

О социализме: «он жаждет такой полноты государственной власти, какой обладал только самый крайний деспотизм, и он даже превосходит прошлое тем, чтоб стремится к формальному уничтожению личности» (473), ее превращению в орган коллектива. «все сбылось по Достоевскому», а?)

9. Человек наедине с собой — наиболее тонкие наблюдения за тонкими материями, не поддающиеся обобщению. Нравится:

«Никто не говорит более страстно о своем праве, чем тот, кто в глубине души сомневается в нем» (597) — многократно доказано на практике.

«Люди, которые быстро загораются, легко и охлаждаются и потому в общем ненадежны. Поэтому возникает предубеждение, благоприятствующее всем, кто всегда холоден или кажется холодным, будто они суть особенно надежные и заслуживающие доверия люди: их долго смешивают с теми, кто медленно загорается и долго горит» (604). — Не из этого ли заблуждения проистекают все романтические герои девичьих романов и простигоспади канонный Снейп? :-)))

И определение скуки, которое идеально применимо ко мне, за других не скажу — что «скука есть привычка к труду вообще, которая обнаруживается как новая, дополнительная потребность» (611).



Тэги: ницше


5590
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 22:47
Странно упрекать «малую форму» Ницше в непоследовательности — это её архитектурное условие. Конструируя, по его собственным словам — отковывая — в трактатах систематическое учение с плотноподогнанной аргументацией, в афористике он позволял себе простор. Проще говоря, был сознательным парадоксалистом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:15

цитата Грешник

Проще говоря, был сознательным парадоксалистом.


Следовательно — слабым философом, с классической точки зрения. Апофтегмы, парадоксы — красуется, но не размышляет. Поверхностно — то есть не философски.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:19
Кратко не означает поверхностно. И длинно и неясно не означает глубоко.
Сорри, но наезды на Ницше не приемлю. по личным причинам :-D
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:21

цитата

Сорри, но наезды на Ницше не приемлю. по личным причинам

Не по-ницшеански! ;-)
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:22
я и не претендую)) должна ж у меня быть юношеская любовь, в конце концов!)
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:21
Это было бы верным, если бы от наследия Ницше остались только афористические сборники, без массивных работ, в которых кроме фрагментарного материала имеются и структурирующие его чертежи.
Собственно, потому Розанова, или, допустим, Шестова — которые только подобное по себе и оставили* — на мировую арбиту выпускать сложно, они не выдержат конкуренции.
А кроме них вообще некого — остальные-то много хуже.

*Я, правда, не читал «О Понимании».
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:28
Я упрекаю исключительно для порядка, на самом деле, мне афористическое изложение куда больше нравится. В том числе тем, что оно выглядит куда более достоверным. С большей частью того, что говорит Ницше, я готова согласиться чуть более, чем полностью. А вот согласиться полностью, скажем, с трактовкой воли у Шопенгауэра объемом в семьсот страниц — никак.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:35
Так вроде упрекалb не вы, а kniga.
По-моему сложно спорить с тем, что скомпонованные афоризмы — это и не самая влиятельная и не самая крупная составная часть в творчестве Ницше. И его наследие очень сильно потеряло бы в весе, сокращённое до четырёх сборников, к тому же лишённых какого-либо внутреннего монтажа.

В их отсутствие, конечно, его наследие тоже потеряло бы — у мыслителей такого калибра каждая строчка имеет солидный вес — но эта потеря была бы не столь ощутима.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:40

цитата Грешник

Так вроде упрекал не вы, а kniga.

я говорила про непоследовательность тоже, это заметно, особенно если сравнивать разные вещи. С другой стороны, эволюция взглядов куда более логично и нормально, чем постоянное утверждение одного и того же.

С другой стороны, это вопрос более технический в случае Ницше, мне кажется. Просто дописать связки — и будет цельная книга.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:43
Просто дописать связки, просто доказать теорему Ферма...
Доделываю «простые вещи». Дорого.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:46
:-D
Да ладно, в чем качественное отличие Антихриста от афоризмов на ту же тему?
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:49
Разница как между амёбой и позвоночным.
Да и чтобы написать равноценные связки для фрагментов Ницше — нужно быть Ницше.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2011 г. 23:56
Насчет нужно быть Ницше никто и не спорит, но раз он не писал, видимо, считал ненужным. А упреки в нежостаточной объемистости и глубине описываются афоризмами из той же книги об усилии читателя и отсутствии примеров у автора, который слишком хорошо знаком с предметом.


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 00:05
Круто Вы, господа.
Я не сколько не пытаюсь «очернить» Ницше. Как было замечено, у него есть «серьезные» работы.
Просто на мой взгляд, подобный стиль изложения — это «поп» философия Ницше не красит. Кстати, Розанов, на мой взгляд, в отрывочности куда круче Ницше и куда безумнее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 00:17
А вот, кстати, никогда не понимал розановского авторитета, высокой оценки его качества.
У меня, видимо, слуха на него нет.

Чем он вам хорош?
И вообще чем хорош?
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 00:26

цитата Грешник

А вот, кстати, никогда не понимал розановского авторитета, высокой оценки его качества.


Ну он высок только для «русской религизной философии». А так это забавно: хотите антисемитизм — есть, хотите — филосемитизм — есть. И все так «проникновенно», «глыбоко» так.

А на мой взгляд, просто в «Коробах» встречаются совершенно отличные фразы, стиль, поразительные сравнения, очень плотные аллитерации. А так, конечно, совершенно бредовый автор, ну для «русской религиозной философии» сойдет.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:04

цитата Грешник

Чем он вам хорош?

Мне лично он хорош сочетанием злобности и чувства юмора. Со злобностью еще ладно, ее и у других прочих достаточно, а вот ЧЮ почти ни у кого из русских философов нет. Имею в виду «опавшие листья» и какое-то там еще сочинение про школу, забыла называние.


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 00:18
Просто, афоризмы, парадоксы не кажутся мне модусом «жизни философии». Это хорошо для салона, где можно поразить дам, блеснуть критикой всего и вся («бешено отрицал чертей») и т.д. Но философия... не думаю.
Кстати, о птичках, Джойс прошел неплохую эволюцию и в «крайней молодсти» обожал парадоксы, но потом перерос, и все это стало просто «dull ease of the mind».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:06

цитата Kniga

не кажутся мне модусом «жизни философии»

Мм, а что кажется? Длинный вдумчивый текст на одну тему? А философия в форме диалога или катехизиса — тоже не комильфо? Античных классиков вычеркиваем?
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:13

цитата kerigma

А философия в форме диалога или катехизиса — тоже не комильфо? Античных классиков вычеркиваем?


Зачем же — это очень продуктивный способ философствования.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:22
Чем же хуже афористика, если она позволяет разбить одну большую идею на ряд отдельно и наглядно доказываемых постулатов?
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:27

цитата kerigma

наглядно доказываемых


Для философии? Это немного забавно.

цитата kerigma

она позволяет разбить одну большую идею на ряд отдельно и наглядно доказываемых постулатов


Просто Поппер убедительно доказал (не афоризмомом), что таким образом можно доказать все, что угодно — даже марксизм, и даже фрейдизм (хоть они афоризмами и не пользовались).
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2011 г. 10:31
ладно, с наглядно я перегнула :-D

цитата Kniga

таким образом можно доказать все, что угодно

имхо, любым образом можно доказать все, что угодно) По принципу «более длинный, чем зеленый».


⇑ Наверх