Письма с Иводзимы Letters


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Fearless» > Письма с Иводзимы / Letters from Iwo Jima
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Письма с Иводзимы / Letters from Iwo Jima

Статья написана 10 ноября 2008 г. 20:59

информация о фильме

Название: Письма с Иводзимы

Оригинальное название: Letters from Iwo Jima

Год: 2006

Страна: США

Режиссер: Клинт Иствуд

В главных ролях: Кен Ватанабе, Казунари Ниномия

Сценарий: Айрис Йамашита, Пол Хаггис

Продюсер: Клинт Иствуд, Пол Хаггис, Роберт Лоренц, и другие

Исполнительный продюсер: Стивен Спилберг

Оператор: Том Штерн

Композитор: Кайл Иствуд, Майкл Стивенс

Жанр: военная драма

Бюджет: $15 000 000

Сборы в России: $46 100

Сборы в США: $13 756 082

Сборы в мире: $54 917 146

Премьера (мир): 15 ноября 2006

Премьера (РФ): 15 марта 2007, «Каро-Премьер»

Возрастной рейтинг: R

Хронометраж: 141 мин

Аннотация: Вторая часть дилогии Клинта Иствуда, рассказывающая о битве за остров Иводзима между американскими и японскими войсками в 1945 году, в ходе Второй мировой войны. В отличие от фильма «Флаги наших отцов», эта картина показывает боевые действия с японской точки зрения. Шестьдесят один год назад армии Японии и США сошлись на остров Иводзима. Десятилетия спустя несколько сотен писем солдат были обнаружены под слоем затвердевшей земли этого острова. Благодаря этим письмам перед нами предстали те люди, что тогда сражались там, в том числе и выдающийся генерал, возглавлявший японскую армию. Неожиданная тактика генерала Курибаяши превратила эту битву, спланированную американцами как молниеносный и кровопролитный разгром противника, в героическое и нескончаемое противостояние, продолжавшееся в течение сорока дней.

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ ФИЛЬМА «Письма с Иводзимы»:

Премия «Оскар» (2007)

(!) Приз «Оскар» в категории «Лучший звуковой монтаж»

— Номинация на приз «Оскар» в категории «Лучший фильм»

— Номинация на приз «Оскар» в категории «Лучший режиссёр»

— Номинация на приз «Оскар» в категории «Лучший сценарий»

Премия «Золотой глобус» (2007)

(!) Приз «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

— Номинация на приз «Золотой глобус» в категории «Лучший режиссёр»

Национальный совет кинокритиков США (2006)

(!) Приз «НСК» в категории «Лучший фильм»

Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго (2006)

(!) Приз «АКЧ» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

— Номинация на приз «АКЧ» в категории «Лучший режиссёр»

— Номинация на приз «АКЧ» в категории «Лучший сценарий»

— Номинация на приз «АКЧ» в категории «Лучшая операторская работа»

— Номинация на приз «АКЧ» в категории «Лучшая музыка»

Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (2006)

(!) Приз «АКЛА» в категории «Лучший фильм»

Премия Общества кинокритиков Сан-Диего (2006)

(!) Приз «ОКСД» в категории «Лучший фильм»

(!) Приз «ОКСД» в категории «Лучший режиссёр»

Премия Ассоциации кинокритиков «Даллас-Форт Уорт» (2006)

(!) Приз «АКДФУ» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[/b]

Премия Киноакадемии научной фантастики, фэнтези и ужасов (2007)

— Номинация на приз «Сатурн» в категории «Лучший международный фильм»

Премия Ассоциации кинокритиков телевидения и радио (2007)

(!) Приз «АКТР» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

— Номинация на приз «АКТР» в категории «Лучший фильм»

— Номинация на приз «АКТР» в категории «Лучший режиссёр»

Премия звукорежиссёров, США (2007)

(!) Приз «Золотая лента» в категории «Лучший звуковой монтаж – монтаж звуковых эффектов»

(!) Приз «Золотая лента» в категории «Лучший звуковой монтаж – диалоги»

Отзыв Fearless:

«Красное солнце. Черный песок.»

«Ни один японский солдат не должен умереть, пока он не убьёт десять врагов… Пусть каждый считает вверенную ему позицию своей могилой» Тадамити Курибаяси

Книга «Флаги наших отцов» настолько заинтересовала Клинта Иствуда, что он решил перенести эту историю на большой экран. Во время предпродакшна он внимательно изучал сражение за остров Иводзима, и наткнулся на письма японского генерала Тадамити Курибаяси, который руководил обороной острова. Письма представляли собой тонкую брошюру, и далеко не все были связаны с событиями на острове. Тем не менее Иствуд решил разбить один фильм на два. Хотя оба и посвящены одному и тому же событию, но это совершенно разные истории, которые показывают сражение за остров с двух противоположных сторон.

В «Письмах с Иводзимы» история ведется от лица японцев. Идею охотно поддержал Стивен Спилберг, который выступил исполнительными продюсером фильма. Так как теперь фильмов было два, то бюджет было решено разделить. Из $70 млн. «Письмам...» достались всего $15 млн., что является совсем крохотной суммой по голливудским меркам и снять при ней даже несколько масштабных экшен-сцен просто невозможно. Но Иствуду было достаточно и малого, чтобы поставить высокохудожественное кино. Бюджет не позволял снимать много экшена, и режиссер решил сделать уклон на драму.

В центре сюжета японский генерал Тадамити Курибаяси, которому поручили вести оборону острова от вторжения американской армии. Защищать этот крохотный клочок земли именуемый островом Иводзима было весьма абсурдной идеей, т.к. американцы значительно превосходили противника (110 000 морских пехотинцев на 880 кораблях против 22000 японцев) и активно вели обстрел не только с корабельных орудий, но и с воздуха. Перед высадкой на берег, Иводзиму обстреливали так, что она погрузилась в туман от дыма. Но остров было не так просто взять, т.к. японский генерал избрал затяжную «окопную войну». Разница как раз в том, что японцы отправлялись на остров зная, что они не вернутся домой и готовы были умереть за Иводзиму, а для американцев взятие острова было лишь очередной военной операцией.

Идея была успешно адаптирована под кино, но нужен был еще и хороший сюжет, который будет являться фундаментом фильма. Для этого к проекту привлекли американо-японскую писательницу Айрис Ямаситу, которая написала сценарий к фильму, который получил первоначальное название «Красное солнце. Черный песок».

В центре истории японский генерал Курибаяси и его подчиненные. Главный смысл фильма — погрузить зрителя в быт японских солдат: какие мысли их посещают, что они думают о защите острова, готовы ли они действительно умереть за Иводзиму. В фильме как раз всё это отчетливо присутствует, а в диалогах между японцами чувствуется именно их дух и культура. В сюжете уделили место и тому факту, что Курибаяси жил и учился в Гарвардском университете, и затем служил в США, а так же был партнером в отношениях двух стран. Но теперь ему пришлось сражаться против американцев и в одном из писем он писал (что было показано и в кино): «Жаль заканчивать жизнь здесь, сражаясь с Соединенными Штатами Америки...». В фильме подчиненые ему не охотно и доверяют, полагая, что он по старой дружбе скорее сдастся американцем, но генерал был не настолько легкомысленным, как это могло показаться остальным. Курибаяси хоть и сожалел сражении, но он положил на алтарь свободы своей страны всё что у него есть и себя в том числе.

Режиссерская работа Иствуда заслуживает восхищения и даже аплодисментов. «Письма с Иводзимы» — это уникальный высокохудожественный слепок событий на острове в который аккуратно вклеены еще и отдельные истории. Такое ощущение, что фильм снимал японский режиссер, но никак не американец. Наверное в этом и есть заслуга Иствуда — создать кино без лишнего пафоса и намека в сторону американской киноидустрии. К весомому и значительному плюсу можно отнести тот факт, что фильм снят с японскими актерами и на японском языке, и показан он был почти во всех странах то же на японском с субтитрами. Поэтому Клинт Иствуд показал себя еще и как мудрый человек возложивший на свои плечи большую ответственность. Хотя он признавался, что снимать на языке страны восходящего солнца было для невероятно сложно.

Главный оператор Том Штерн придал изображению отличный стиль и практически обесцветил и утопил яркие цвета сделав палитру, которая четко передает атмосферу фильма и дает возможность погрузиться в это великолепное кино. Часть бюджета ушла на визуальный ряд оставшийся за DreamWorks, которая отрисовала многочисленные объекты на дальних планах и добавила компьютерных эффектов.

Итог: Фильм по событиям на Иводзиме предполагал большой упор на экшен, но Иствуд в том числе и по вынужденным причинам развернул кино в другую сторону — создал военную драму. История рассказана трогательна с опорой на исторические факты и детали. «Письма с Иводзимы» заслуживают большого уважения.

Мои оценки (по 10-бальной системе):

Смотрибельность: 6,5

Игра актеров: 8,5

Сюжет: 8,5

Атмосфера: 9,5

Режиссура: 10

ОБЩАЯ оценка: 9,0 из 10 (без пяти минут шедевр; к периферическим недостаткам можно отнести дефицит бюджета, который не позволил снять не одну масштабную экшен-сцену; к небольшой придирке можно отнести затянутость фильма)

  • «Письма с Иводзимы» на DVD и Blu-Ray:

    В России фильм вышел только в однодисковом издании от «Universal Pictures Rus» и только с одной японской аудиорогой DD 5.1. Фильм переведён на русский только субтитрами. Решение «UPR» кажется опрометчивым шагом, но проблем с просмотром не возникает — к японской аудиороге с русскими субтитрами очень быстро привыкаешь и появляется возможность гораздо лучше погрузиться в атмосферу фильма. Среди дополнительных материалов на диске — «фильм о фильме» на 20 минут и трейлер «Писем». Лучшее издание у американцев R1 — двухдисковое: на первом диске фильм c единственной аудирожкой на японском DD 5.1, а на втором диске допы — аналогичный российскому изданию «фильм о фильме», фильм о кастинге актеров (18:36 мин), исторические фотографии, видео с премьеры фильма (16 мин), видео с официальной пресс-конференции фильма (24:26 мин), и в добавку театральный трейлер. На Blu-ray американское издание адаптировано под все регионы, а по части допов копирует двухдисковый DVD. Аудидорожки две и обе на японском — первая в DD 5.1, вторая в Dolby TrueHD 5.1.




  • Файлы: THEME_LETTERS_FROM_IWO_JIMA.mp3 (4802 Кб)


    316
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение10 ноября 2008 г. 21:00
    В конце статьи я приложил главную музыкальную тему фильма. Рекомендую к прослушиванию.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 19:07
    «Письма» смотрел раза три. и каждый раз восхищался, прекрасно снятый, абсолютно непафосный фильм о войне, жизни и смерти....
    З.Ы. в очередной раз спасибо за профессионально сделанный отзыв... :-)


    Ссылка на сообщение10 ноября 2008 г. 21:26

    цитата Fearless

    без пяти минут шедевр

    Надо обязательно посмотреть!
    Очень хочу увидеть

    цитата Fearless

    кино без лишнего пафоса и намека в сторону американской киноидустрии

    А как тебе «Флаги наших отцов»?
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение10 ноября 2008 г. 23:10

    цитата

    Надо обязательно посмотреть!

    Безусловно :-)

    цитата

    А как тебе «Флаги наших отцов»?

    Отличный фильм. Но «Письма» понравились больше. Может когда-нить и на «Флаги...» что-то напишу.
     


    Ссылка на сообщение11 ноября 2008 г. 09:22
    Неплохой фильм-сильнее «Флагов..»,очень жаль,что в России они прошли в очень ограниченном прокате и остались практически незамеченными...Спасибо!)


    Ссылка на сообщение11 ноября 2008 г. 19:03
    Спасибо за просветительскую статью ;-) Фильм, видимо, стоит посмотреть. Привлекает нестандартный подход к изображению конфликта: вместо привычного американо-патриотизма — душевная драма о другой стороне, да еще такой самобытной, как японцы. Но похоже, это у Иствуда и компании получилось неплохо, раз ты пишешь про хорошо ощущаемые дух и культуру. И то, что фильм на японском, без пафоса и намеков на киноиндустрию — тоже очень весомые плюсы.

    Американцы снимают фильм о японцах — звучит странно..но думаю, им помогли эти найденные письма. Вот уж ирония судьбы — японцы в окопах и не подозревали, что через каких-то 60 лет ВРАГИ снимут о них фильм.

    цитата

    Бюджет не позволял снимать много экшена, и режиссер решил сделать уклон на драму.

    Да, часто бывает, когда ограничения заставляют применять выдумку и изворачиваться. Даже хорошо, думается, что не стали делать ставку на экшен, фильм получился необычным и душевным.

    цитата

    Но остров было не так просто взять, т.к. японский генерал избрал затяжную «окопную войну».

    Любопытно, чем все закончилось. Видимо, американцы все же взяли остров. Интересно, остались ли живы какие-нибудь японцы, может, еще сейчас есть ветераны тех лет.

    цитата

    В сюжете уделили место и тому факту, что Курибаяси жил и учился в Гарвардском университете, и затем служил в США, а так же был партнером в отношениях двух стран.

    Мда, жизненный факт, как будто специально созданный для драматичного фильма.

    цитата

    к небольшой придирке можно отности затянутость фильма

    кстати да, 2 часа 20 минут — не совсем обычная продолжительность для подобных фильмов.

    цитата

    к японской аудиороге с русскими субтитрами очень быстро привыкаешь и появляется возможность гораздо лучше погрузиться в атмосферу фильма.

    значит шаг оправданный. пожалуй, действительно смотрелось бы не очень — японцы в военных условиях говорят по-русски скучными дублированными голосами. :-)
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение11 ноября 2008 г. 21:29

    цитата

    Фильм, видимо, стоит посмотреть.

    Обязательно. Такие фильмы смотреть не только можно, но даже нужно. :-)

    цитата

    Но похоже, это у Иствуда и компании получилось неплохо, раз ты пишешь про хорошо ощущаемые дух и культуру

    Иствуд может снять практически любое дело, но даже в своем возрасте, он пытается двигаться вперед, преодолевать барьеры и развиваться. И на этот раз мастер со свой задачей справился. :-)

    цитата

    Вот уж ирония судьбы — японцы в окопах и не подозревали, что через каких-то 60 лет ВРАГИ снимут о них фильм.

    Они и до выхода фильма были удивлены. Когда Иствуд приезжал в Японии договариваться о съемках, то японцы как минимум недоумевали и скорее думали, что кино будет каким угодно, но только не правильным. В итоге, результат всех удивил и японцев в первую очередь. Надо Иствуда приглашать в наш кинематограф снимать правдивые фильмы о войне, а то у наших современных режиссеров не только руки растут не с нужных мест, но и еще и голова.

    цитата

    часто бывает, когда ограничения заставляют применять выдумку и изворачиваться. Даже хорошо, думается, что не стали делать ставку на экшен, фильм получился необычным и душевным.

    Ограничения порой играют не мало важную роль... так недавно отзывался и артхаусный режиссер нового бондовского фильма, да так и есть на самом деле. Может, если бы Иствуду дали 150 млн. долларов и пришлось бы сделать экшен-баталию, то возможно фильм превратился в сборище спецэффектов или что угодно, но только не в правдивую историю.

    цитата

    Любопытно, чем все закончилось. Видимо, американцы все же взяли остров. Интересно, остались ли живы какие-нибудь японцы, может, еще сейчас есть ветераны тех лет.

    Ну захватили их на 40-ой день все-таки, хотя японцы прятались в туннелях и пещерах и изловить их всех было трудно. В записях генерал Курибаяси отловили тот факт, что он отдал приказ о последний атаке, а сам вызвался идти впереди. Тело его до сих не было найдено. В фильме Иствуд это обыграл, и обыграл тонко.

    Выжившие кстати остались у японцев. Им адже оказывали помощь, но таких было очень мало.

    цитата

    Жизненный факт, как будто специально созданный для драматичного фильма.

    В фильме еще есть эпизод, когда он в Америке на встрече с американскими военным. ВСе сидят за столами. И Курибаяси спрашивает жена одного военного:
    — А вот если бы мы стали воевать, то вы убили бы моего мужа?
    — Да. Я исполнил бы свой долг перед своей страной. Но этого никогда не случится.

    В отзыве я так же не рассказал еще одну историю, чтобы не сполйерить. А там ведь в центре сюжета не только Курибаяси, но еще и один подчиненный, которому он по воле случая все время помогает.

    цитата

    2 часа 20 минут — не совсем обычная продолжительность для подобных фильмов.

    Нормально. «Спасти рядового Райна» к примеру длится еще больше на минут 10 или 15. Просто дело не в хронометраже, а в динамике событий. :-)

    цитата

    пожалуй, действительно смотрелось бы не очень — японцы в военных условиях говорят по-русски скучными дублированными голосами

    Я не давно смотрел китайский фильм «Во имя чести», по соотношению драматизма тоже сильная вещь. Купил в бюджетном издании в лицензи. Эх, как я пожалел в начале прсомтра, что нет оригинальной дорожки... просто необходимо было.
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 18:44

    цитата Fearless

    Надо Иствуда приглашать в наш кинематограф снимать правдивые фильмы о войне, а то у наших современных режиссеров не только руки растут не с нужных мест, но и еще и голова.

    Кстати, получилось бы интересно, если бы кто-то взялся снимать фильм именно о русских во Второй мировой войне. Вроде таких прецедентов еще не было.

    Даже если бы это получилось в формате блокбастера, было бы неплохо. Даже полезно в том плане, чтоб среднестатистические американцы узнали о нашей роли в той войне.

    цитата Fearless

    Им адже оказывали помощь, но таких было очень мало.

    Да, неудивительно, учитывая дух и культуру — лучше умереть, чем сдаться. Харакири из той же серии)
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 19:04

    цитата Din Tomas

    Кстати, получилось бы интересно, если бы кто-то взялся снимать фильм именно о русских во Второй мировой войне. Вроде таких прецедентов еще не было.

    Извините за оффтоп, но к сожалению было. Есть такой фильм «Враг у ворот» так вот там как раз про наших во время Сталинградской битвы. Не фильм, а луг «развесистой клюквы»...
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 19:08
    медведи с балалайками?)) а так не слышал об этом фильме.
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 19:10

    цитата Din Tomas

    медведи с балалайками?))
    примерно.... :-)
    фильм достаточно старенький. кто режиссер не помню, главную роль играет....(вот блин, тоже забыл.... ???
     


    Ссылка на сообщение12 ноября 2008 г. 20:21

    цитата

    фильм достаточно старенький. кто режиссер не помню, главную роль играет....(вот блин, тоже забыл....

    gest77, Джуд Лоу играл главную роль, вот кто. В роли майора Кэнинга был Эд Харрис (хорошо сыграл между прочим)
    Смотрел я этот фильм «Врага у ворот», как же, помню прекрасно.
    Так сказать много напридумывали отсебятины, нагородили огород. Получилось неправдобоное для нас кино, а американцы то они и так скушают — там ведь этот фильм был попыткой окунуться в историю ))
    Так в принципе сойдет все на просточка, но в целом кино неправдоподобное.
    Вот, если бы Иствуду доверили про русских снять, то соверешенно иное дело вышло, а кому-то иному явно не следует, получится белиберда.


    ⇑ Наверх