Словоблудство об авторах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Godcatcher» > Словоблудство об авторах, которые платят деньги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Словоблудство об авторах, которые платят деньги

Статья написана 14 сентября 2011 г. 12:21

Есть ли польза от книги, изданной за свой счет?

Я имею в виду настоящую пользу. Моральную, там, или материальную. Не важно. Ценность какая? Выхлоп?

На мой скромный взгляд издание книги за собственные деньги (тиражом, как правило, не превышающим 1000 экземпляров), это такой укоренившийся стереотип важности. Вроде как купить «всеравнокакую» машину. Лишь бы была. Вроде как статус в обществе. Вот у меня есть автомобиль, а у тебя — нет. И я вроде как (где-то в глубине души, на уровне интуитивной иерархии животного мира) выше тебя в социальном плане. А практическая польза от дряхлеющей «копейки» тридцатилетней давности? Никакой (если не возить на ней картошку). Теоретически, у книг тоже есть практическая польза. Если ими топить печь в холодные годы.

Понимаю, издание собственной книге на бумаге — это еще повод похвалиться перед друзьями. Ведь друзья, в большинстве своем, ни бельмеса не мыслят в книгоиздании. Они вообще уверены, что автор всегда и везде платит сам (а иначе — как?). И бабушки умиленно будут гордиться. И мамы с папами. И даже братья и сестры, чего уж.

Ну, а выхлоп-то? Дайте!

Мне вот, например, тоже хочется, чтобы томик с моей фамилией на обложке стоял на полках бестселлеров какого-нибудь «Буквоеда». Но, если пораскинуть мозгами, неужели я поверю, что изданная за мой счет книга тиражом, дай-то бог, способным покрыть подарки многочисленной родне, когда-нибудь вообще доберутся до книжных магазинов? А если и доберутся? Видели их на полках новинок? Может, на «Озоне» в топе? Почему — нет?

Одна моя знакомая поступала летом в коммерческий институт. Полностью коммерческий, безо всяких там. Так вот, подруга искренне пишет в сообщениях слова типа: «понравилося», «на глядно» или «кажеться», а перед экзаменом по русскому просила меня ей помочь и очень удивлялась тому, что, оказывается, «чк-« «чн-« пишутся без мягкого знака, а глаголы с «тся» и «ться» проверяются элементарными вопросами. Надо ли говорить, что русский- сочинение она сдала на четверку. и вся их группа получила четверки (за редким исключением)? Я бы на месте принимающих экзамен тоже поставил бы им четверки. Студенты платят — я зарабатываю. И мне пофиг, какое там у вас реальное знание языка.

Так и с изданием книг за свой счет. Редакторам, по большей части, увы и ах, пофиг, какой у нас уровень. Если вы не законченный графоман, то вас издадут. а если графоман, но у вас много денег – издадут  небольшим региональным тиражом, и исчезните вы вместе с ним в пучине библиотек и каких-нибудь культурных учреждений. Я так полагаю, видел примеры, знаете ли.

Когда за издание моей книги платят деньги мне — это хотя бы бизнес. В издательствах сидят люди, которые хотя бы примерно понимают, смогут они продать мою книгу или нет. Потому что от этого в какой-то степени зависит их зарплата. В бесплатных для автора печатных изданиях и того проще – они, т.с., «держат марку» и отсеивают авторов с еще большим рвением, нежели издательства коммерческие. А в издательстве, где плачу я — они уже заработали. На мне. И все остальное — не сильно-то и важно.

Что еще забыл и что сказал неправильного? Допустим, все, написанное выше — бред.

Ок.

Для чего пишутся книги? Я, вот, на собственном примере скажу. Чтобы их кто-нибудь прочитал. Хочется читателей и, по возможности, критиков. Нормальных таких критиков (в идеале — со стажем). Еще, где-то на уровне фантазий, хочется зарабатывать на этом деле денег, но это вторично. Деньги я и так зарабатываю, поэтому не будем, не будем. Вернемся к читателям. Согласитесь, главный посыл текста — донести свою мысль в понятной форме кому-то, кто пробежит по обилию букв своими заинтересованными глазками (понятно же?).

Что дает, например, публикация в интернете? Читателей и критиков. Каких угодно. Хороших, плохих, средних, никаких и даже мерзких (просто кошмар!). Публикация в крупном издательстве (за счет издательства, разумеется) дает каких-никаких читателей и вроде бы даже нормальных критиков, (тут есть шанс даже попасть с рецензиями на страницы журналов вроде «Если», что тоже плюс), а еще иногда хороших редакторов, моральное удовлетворение от того, что чего-то ты добился, до чего-то дорос. Есть еще издательства (журнальные, например), которые гонораров не платят, но и вы ничего не платите им. И это хорошо. Потому что подобные журналы живут за счет собственного авторитета, им важна аудитория, их читающая. А, значит, ежу понятно, что абы кого на свои страницы они брать не будут. Этакое моральное удовлетворение (порой, намного ценнее, чем мифические материальные блага). Публикация за свой счет дает... ну, не знаю. 100 читателей? Сколько из них знают меня, как автора, лично? Сколько из них уже читали изданную книгу в интернете? Достигну ли я своей цели донести текст до большого числа читален? Нет. Читатель не глуп. Он купит книгу, у которой тираж никак не меньше хотя бы 3000 тысяч экземпляров. Моральное удовлетворение? Разве что от того, что зарабатываешь достаточно, чтобы потратить энную сумму денег на собственную книгу. Критиков? А как критиковать книгу, которая по своей ценности (я так полагаю) не стоит выше книг, залитых в какую-нибудь интернет-библиотеку? Или ценность книги зависит от наличия обложки и ISBN-номера?

Вот и выходит из моих путанных объяснений, что публикация за свой счет — это пшик. Хотите славы, денег и мыслей о том, что вы где-то кого-то одолели — пробивайтесь в крупные издательства, которые сами готовы будут вам платить. Хотите поразвлекаться — выкладывайте в интернет. Там точно найдете развлечений. Только сначала научитесь писать, а то надают по жопке, как говаривали в одном известном сериале.

Ну и чтобы автора совсем уж не обвинили в усковзглядии, замечу, да, поэтам сейчас сложно. Для них — издание за свой счет, это, порой, единственный выход. Но это, как мне кажется, проблема не поэтов, а, извините, их читателей. Читателей мало (кто бы что ни говорил о буме поэзии в стране), и рядовые граждане не всегда готовы платить деньги за книги поэзии. Это — увы.





176
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 сентября 2011 г. 22:26
А он самиздавался? )


⇑ Наверх