12 расслабленных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Din Tomas» > 12 расслабленных мужчин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

12 расслабленных мужчин

Статья написана 9 ноября 2008 г. 14:05

Название: 12

Год: 2007

Страна: Россия

Жанр: драма

Слоган: «Для всех и про каждого...»

Режиссер: Никита Михалков

В главных ролях: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Михаил Ефремов, Алексей Петренко и др.

Сценарий: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий

Продюсер: Леонид Верещагин

Оператор: Владислав Опельянц

Композитор: Эдуард Артемьев

Бюджет: $2 500 000

Сборы в России: $6 820 000

Премьера (мир): 7 сентября 2007

Премьера (РФ): 20 сентября 2007, «Каропрокат»

Возрастной рейтинг: PG-13

Хронометраж: 153 мин (обычная версия), 200 мин (расширенная версия)

Рейтинг IMDB: 8.00 (2490)

Рейтинг Кинопоиска: 8.570 (5536, 126-е место в Top250)

Аннотация: История о 12-ти присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отчима — офицера Российской армии воевавшего в Чечне.

Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело.

Мой отзыв:

«А здесь вообще все очень русское…"

Я далеко не фанат современного российского кинематографа, в том числе и творчества Михалкова, да и с его фильмами знаком поверхностно. Но вот «12» решил посмотреть. Поводом к этому стал не рекламно-конъюнктурный шум вокруг ленты («Новый фильм Михалкова! Его одобрил Путин!»), давно уже улегшийся, а, как ни странно… совет преподавателя в институте. Препода по предмету «Конституционное и гражданское право», который порекомендовал михалковскую дюжину в качестве неплохого пособия по состоянию правовой культуры в нашей стране. Вообще правовая культура сегодня, наряду с коррупцией, — это одно из любимых кремлевских заклинаний (вспомните, сколько уже раз на высшем уровне употреблялось выражение «правовой нигилизм»). Но и вправду, это важная характеристика общества, в широком смысле она включает в себя не только отношение к закону, но и политическую, и интеллектуальную культуру, и особенности управления, и менталитет. И мне показалось любопытным, как данная обширная тема может быть раскрыта в фильме.

Тут как раз кстати на Первом запустили «12» в расширенно-сериальном варианте, разбив почти четырехчасовое действо на четыре серии. Подобное расчленение явно не улучшило восприятие фильма, хотя и позволило добиться более подробной прорисовки персонажей и большей рельефности сюжетной ткани. Да и меркантильно-рейтинговые соображения никто не отменял.

Весьма показателен слоган фильма: «Для всех и про каждого». Михалков действительно попытался через характерные типажи 12 присяжных отобразить типичные черты современных россиян, их фобии и мании, достоинства и недостатки, особенно в сфере правового поведения. И можно констатировать, что пусть и с оговорками, эта задача выполнена. Чуть ли не каждый кадр дает информацию к размышлению: то, как присяжные выглядят, кем являются в обычной жизни, что говорят, и как говорят. Уместных замечаний и глубоких (при внешней простоте) мыслей тут немало, меня больше всего затронули два эпизода. Первый – проникновенный монолог артиста в исполнении Ефремова о неискоренимой любви русских к ржачке. Да, не к безобидному смеху-юмору, а к ржачке. Мы смеемся всегда, по любому поводу, надо всем… потому что, когда серьезно – нам страшно, такой вывод делает Ефремов. Впрочем, вывод далеко не аксиоматичный, тут есть о чем поспорить, но сам вопрос крайне интересен и мало исследован.

Второй эпизод – кульминация, один из ключевых моментов фильма, и одна из ключевых фраз: «Да все так, увидали, осудили, потрындели, махнули, покурили… и всё». Русский подход к решению проблем: нежелание долго тратить время и силы, вместо этого — стремление одним махом расправиться с делами и вновь уйти в спячку. Утрированно, но очень верно, этот подход у нас прослеживается и в истории, и в фольклоре (33 года на печи Ильи Муромца).

Идеи фильма раскрываются через персонажей, и каждый актер вносит свою лепту. Все присяжные сыграны достойно, но более других в образы впаяны Гармаш, Маковецкий и Ефремов: их самозабвенные, захлебывающиеся монологи похожи на исповедальные речи, переполненные внутренними страстями. Интересно, что при работе над фильмом применялась синхронная съемка с нескольких камер, заставлявшая актеров постоянно быть в напряжении: любой мог оказаться в кадре. Однако есть у этой медали и обратная сторона: иногда кое-кто из присяжных смотрится неестественно, зажато или чересчур раскованно, а то и попросту переигрывает. А ведь далеко не всё гладко и с изначальным материалом: почти все герои стереотипны, гротескны, с одной-двумя характерными чертами, выпяченными наружу. Встречайте Тупого Хохла, Нового Русского, классического Еврея… недостаточно рельефны даже основные действующие лица, что уж говорить об остальных. Это маски, а не люди, что здорово снижает потенциал фильма как психологической драмы.

Очевидна и совершенная нелогичность сюжета, неаккуратно слепленного и пошитого толстыми белыми нитками. Все натяжки даже нет смысла перечислять, они буквально на каждом шагу, интрига истории держится и движется только за счет всевозможных притянутостей и нереальностей. Персонажи норовят вывернуть душу наизнанку из-за любого пустяка и даже просто так, готовы выложить едва знакомым людям всю свою подноготную и постыдные тайны: «я был бомжом и матерился в электричке», «я избивал ребенка до крови», «у моей 18-летней подруги во-от такие дыньки» и т.д. В разумных пределах это еще не страшно, но когда наперебой искусственно исповедуются 12 человек, уже даже не смешно. Аргументация смены позиций по делу чеченского мальчика также крайне сомнительна. Ситуацию мало-мальски выправляет лишь очень удачный и точный финал.

Кстати говоря, сюжетный костяк Михалков позаимствовал в старом американском фильме «12 разгневанных мужчин», за что режиссера успел попенять даже самый ленивый. И действительно, по завязке ленты похожи как две капли воды, но в самом главном – содержании, они как раз далеки друг от друга; ведь картина Люмета о чем угодно, но не о русском правовом сознании. К тому же, в нашем случае речь идет еще и о личном, наболевшем чеченском вопросе. Он второстепенен, но раскрывается с достаточной честностью, без идеализации сторон. Хотя и правды-матки о той войне от «12» ждать не стоит, этот тематический пласт требует отдельного художественного изучения.

В визуальном плане фильм хорош, этого у него точно нельзя отнять. Тут и превосходный подбор планов, и точно расставленные символы-акценты, вроде свободолюбивой русской птички или удалого чеченского танца, и грамотные фокусы с освещением. Режиссура, операторская работа выполнены с профессионализмом и любовью. Стоит отметить и звукомонтаж: поскрипывание снарядов в спортзале, покашливания и перешептывания присяжных… каждый такой нюанс раскрашивает впечатления в более яркие цвета, подчеркивает смысл эпизода.

***

Фраза-послесловие фильма: «Решать только тебе. Никто за тебя это не сделает». Не слишком оригинально, но отлично вписывается в контекст «Двенадцати». Решение о силе картины также остается личным для каждого зрителя. На мой взгляд, в плане формы «12» грубоват и где-то даже несуразен. Но его стоит посмотреть – ради содержания; ради тех размышлений, на которые он обязательно подтолкнет; ради узнавания себя и знакомых в этих нарочито русских образах.

Мои оценки:

Зрелищность – 7,5

Сюжет – 6

Актерская игра – 8

Режиссура – 8,5

Идейность – 9

Общая оценка — 8



Тэги: кино, "12"


138
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 ноября 2008 г. 14:39
Хороший отзыв в целом, но критических мыслей бы еще по больше. Фильм так сказать, так и просит ударится в глубокий анализ :-)

Кстати, далеко не все остались фильмом довольны. Многие мягко говоря, если не плюются, то равнодушно относятся к этой работе. А сколько было критических отзывов и рецензий в прошлом году, просто тьма. Посмотрел этот фильм кажется год назад, но ничего толком в нем не увидел. Идея деструктивная можно сказать. Ну высказались о наболевшем, а толку... бесполезный трёп можно сказать.

цитата

у моей 18-летней подруги во-от такие дыньки

блин, когда там в конце этот монолог был, то смеялся... а фильм смотрел не только я один, а с отцом смотрели... вообщем не плохо посмеялись :-D
а так ничем фильм не понравился, абсолютно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2008 г. 15:23

цитата Fearless

Фильм так сказать, так и просит ударится в глубокий анализ

Да уж, на Кинопоиске монструозные опусы есть, больше похожие на диссертации. Я вот как-то забыл написать что-то об упомянутой многими политической ангажированности, хотя особо ничего в этом плане и не заметил.

А так в принципе, 12 можно критиковать более всего за схематичных персонажей и никакой сюжет. В общем-то, можно было подробнее остановиться на этом и подкрепить мысли примерами из фильма. Но что-то я поленился. Да и фильм на самом деле мне не настолько запал в душу, чтобы как следует исследовать его. Но в целом понравился; он не пустой. При случае даже не откажусь от ДВД-шки с ним.

цитата

А сколько было критических отзывов и рецензий в прошлом году, просто тьма.

Еще бы; это и по Кинопоиску видно... кстати, знаешь что интересно и показательно насчет рецензий к 12? Одну из первых рецензий написал Задорнов. Да, тот самый Задорнов с «тупыми американцами». Он любит в своих выступлениях отмечать какие-то русские национальные особенности, и неудивительно, что фильм как раз на эту тему ему понравился.

цитата Fearless

Идея деструктивная можно сказать. Ну высказались о наболевшем, а толку... бесполезный трёп можно сказать.

в том-то и дело... на мой взгляд, это и есть один из главных месседжей фильма. «Потрындели и махнули». Разошлись по делам и любовницам, не забыв отпраздновать дело водкой. А дальше хоть трава не расти. Это что касается истории с чеченцем.

А вообще эти высказывания о наболевшем смотрятся несколько искусственно. Тут уж надо было передавать биографии не через речь, а, может быть, прямой съемкой показать ключевые эпизоды из жизни героев.


Ссылка на сообщение9 ноября 2008 г. 21:35
По-моему хороший фильм. Идейный. Но не шедевральный. Послевкусие осталось, есть над чем размыслить.


Ссылка на сообщение15 ноября 2008 г. 01:29
Фильм классный, игра актеров замечательная, а пятна и на Солнце есть.


Ссылка на сообщение24 ноября 2008 г. 00:32
Всё же считаю фильм одним из лучших фильмов последних 5 лет.
Я могу закрывать глаза на очень многое, но не переношу халтуры. Здесь её нет.
Фильм изначально реальнофантастический. Все персонажи искусственно гиперболизиванны. И в этом я увидел изюминку.
А какая замечательная игра актеров. Какия операторская работа. А звук.
Как же хорошо играли актеры. Какие замечательные глаза у Маковецкого. А до чего правдоподобный хирург. А Гармаш...

А еще мне очень понравился танец чеченцев.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2008 г. 10:00

цитата tilur

А еще мне очень понравился танец чеченцев.

Да, красивый эпизод с ним...


⇑ Наверх