Рутгер Хауэр в роли Питера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

Статья написана 20 ноября 2011 г. 18:55

Мельница и крест / The Mill and the Cross / Młyn i krzyż; 2011, Польша, Швеция.; 92 мин.

Режиссёр: Лех Маевски.

В ролях: Рутгер Хауэр, Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Иоанна Литвин, Мариан Макула, Дорота Лис

Сайт: http://www.themillandthecross.com/



Один из самых претенциозных европейских кинопроектов этого года. Сюжет фильма полностью основан на впечатлениях от картины великого нидерландского живописца Питера Брейгеля-старшего (ок. 1525—1569) «Путь на Голгофу», известной также как «Несение креста». Идея «экранизировать» картину пришла в голову польскому режиссёру и художнику Леху Маевски после знакомства с книгой  Майкла Гибсона — американского писателя, постоянно проживающего во Франции. Гибсон увидел в парижском кинотеатре фильм Леха Маевски  «Ангелюс», был восхищён, написал хвалебную рецензию, в которой в частности отметил, что у режиссёра «брейгелевское сознание», и отправил в подарок Маевски свою книгу «Мельница и крест», раскрывающую символику живописи Брейгеля. В свою очередь, Маевски, как художник,   давно интересовался творчеством великого живописца, и книга помогла ему разобраться в тайных смыслах картины «Путь на Голгофу». Появилось желание перенести символику Брейгеля на киноэкран. Для этого были приглашены звёзды европейского кино (Рутгер Хауэр, Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг) и специалисты по  передовым компьютерным технологиям.


Путь на Голгофу

Вторая половина XVI века. Испанцы «наводят порядок» в своих нидерландских владениях: колесуют, закапывают заживо, распинают на крестах. Богатый коллекционер живописи Николас Йонгелинк (Майкл Йорк) заказывает Питеру Брейгелю (Рутгер Хауэр) картину, в которой отразилась бы жестокость испанцев, беззаконие, творящееся в стране. Брейгель просто рисует то, что видит вокруг. А видит он несение креста. И пусть в роли Христа — молодой фламандец, а римских солдат заменили испанцы; история в Нидерландах XVI века полностью повторяет историю в Иудее века I-го. Здесь будет и предательство Иуды и страдание несчастной матери. Мы увидим истории о людях, изображённых на полотне. Причем режиссёру интересны прежде всего визуальные образы, детали — сюжет отходит на второй план. Здесь сказывается влияние самого Брейгеля, во многих картинах великого живописца на переднем плане — быт, обычная жизнь второстепенных персонажей, а главных героев картин не сразу и найдёшь на полотне; в картине «Путь на Голгофу» несущего крест Христа тоже не сразу удаётся заметить в толпе,и в экранизации он точно так же редко появляется  на экране. Зато визуальный ряд, которым так гордились создатели, стилизованный под творческую манеру Брейгеля, действительно заслуживает похвал — использовались разные компьютерные «фишки» (чтобы создать «брейгелевские» облака их, говорят, специально снимали где-то в Новой Зеландии, а потом уже обрабатывали на компьютере), хороша работа художников, костюмеров. Создатели фильма внимательны к обычаям жителей Нидерландов времён Брейгеля: например, в одной из сцен мы видим, как женщина тщательно отмывает дверной порог — именно вход в дом  должен был быть идеально чист, в другом кадре девушка, желающая иметь ребёнка, прикладывает к животу каравай хлеба — символ «тела Христова».

Фильм начинается очень неторопливо — просыпаются и приступают к работе крестьяне, просыпается мельник, человек катит колесо, лесорубы находят в лесу подходящее дерево — постепенно становится понятно значение всех действий и поступков — как паутинки сходятся в центре паутины, так и все сюжетные линии неумолимо сольются в финальной точке, на Голгофе, что в свою очередь приведёт к завершению работы живописца. Раз за разом сменяют друг друга символы жизни и смерти — колесо и крест, а за всем происходящим наблюдает с вершины горы мельник, бог земного мира, также способный на настоящие чудеса.

Хотя польский слоган фильма заявлял, что это «rewolucja w kinie», особой «революционности» я не ощутил. Да, хорошая идея, но кинооживление живописных полотен использовалось уже не раз. Безусловно, очень интересны визуальные решения, но создателям не удалось добавить ничего нового к тому, что сказал своей картиной Брейгель. Фильм можно воспринимать в качестве любопытного бонуса к произведению великого художника. В качестве же самостоятельного произведения искусства (а фильм снимался с определёнными претензиями на элитарность, даже — на шедевральность) — работа неоднозначная, неспешная, похоже, что режиссёр стремился не оживить живописное полотно, а сделать кинокартинку более статичной и отстранённой. К тому же фильм немногословен, как суровый фламандский крестьянин XVI века, немногочисленные монологи главных действующих лиц  дела не меняют.

О времени, потраченном на просмотр, я, конечно, не пожалел — мне, фанату Брейгеля, было интересно. Но, не покидает ощущение, что фильм на такую тему мог бы быть значительно сильнее, глубже. Здесь же местами всё похоже на фотопроект журнала «Караван историй», в котором звёзд переодевали в героев известных картин. Но, повторюсь, изобразительный ряд фильма в самом деле очень интересный и выразительный .


М. Йорк


Р. Хауэр







484
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2011 г. 19:41
Хотел тебе тему для твоей колонки подбросить в виде этого фильма, а ты уже и сам до него добрался :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2011 г. 19:48
Я отслеживаю :-)))


Ссылка на сообщение20 ноября 2011 г. 22:13
Эх, хорош Рутгер Хауэр. Очень хорош!


Ссылка на сообщение20 ноября 2011 г. 22:18
Почему-то после просмотра фильма у меня остался негативный осадок... На фоне изумительного видеоряда уж очень контрастно-мрачно-жестоко выглядело представленное молчаливое «мрачное средневековье». Я его (средневековье) не идеализирую, но сама картина (живопись) такого осадка не оставляет. Наоборот, вера, ожидание света, «и это пройдёт...» наконец, но только не негатив.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2011 г. 07:41
В картинах Брейгеля мрачное всегда сочетается с ироничным. Режиссёр тоже попытался добавить в фильм немного юмора, возможно, это не совсем ему удалось.


Ссылка на сообщение20 ноября 2011 г. 23:10
как раз сегодня скачал, как только увидел, что там хауэр. завтра буду посмотреть. пока читать не стал рецензию, прочту после просмотра)


Ссылка на сообщение21 ноября 2011 г. 03:31
Интересный проект! Уже хочу это видеть! Хауэр -- тот самый старый конь, который борозды не испортит!
После Альфреда Хайнекена -- Питер Брейгель. Кто дальше?

Посмотрел трейлер -- захотелось ещё больше. Пошёл качать...


Ссылка на сообщение21 ноября 2011 г. 08:25
Интересная картина, мне более всего понравилась световая проработка сцен под стиль изображений эпохи возрождения. Объемно подсвеченные люди, множество оттенков темного, ощущение мира, где нет электрической лампы.


Ссылка на сообщение21 ноября 2011 г. 11:41
Любопытно, надо посмотреть.
Спасибо!


Ссылка на сообщение23 ноября 2011 г. 00:25
Ой! Ой! Ой! Что это? Что это? Это то, что я думаю? Я не могу в это поверить!!! Как я могла это пропустить??? Сегодня 1 апреля? Меня разыгрывают!
:)) Спасибо огромное! Это очень классные новости для меня! Спасибо!


Ссылка на сообщение27 ноября 2011 г. 11:47
ой, люто. надо посмотреть.


Ссылка на сообщение30 ноября 2011 г. 21:04
«Увидеть Париж и умереть» (с)
В психиатрии описан замечательный синдром, носящий имя писателя Стендаля (он же Ерусалимский синдром, Парижский синдром и проч.) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D... . Суть этого явления (если верить моим преподавателям психиатрии) в реализации безоговорочно, без критики воспринятых в раннем детстве установок, в дальнейшем определявших принципиальную позицию человека по каким-то вопросам, как правило имеющим эстетическую или религиозную направленность. В частности, в том, что касается живописи, у пациента с синдромом Стендаля наблюдаются галюцинации, имеющие характер «погружения» в картину.
С этой точки зрения фильм «Мельница и крест» реализован, как типичная галюцинация при синдроме Стендаля. На это практически прямо указывают последние кадры картины.
Более того, один из последних «модных» фильмов «Полночь в Париже» рассказывает о пациенте, страдающем разновидностью синдрома Стендаля Парижским синдромом. И эти фильмы, появившиеся достаточно близко по времени друг к друг, заслуживают сравнения. Если, конечно, найдется добрая душа их сравнить.
С другой стороны «Мельницу и крест» можно сравнить с «Девушкой с жемчужной сережкой», как наиболее близким примером воссоздания взаимоотношений модели и художника в процессе творчетсва.

Прошу понять меня правильно, я не пытаюсь упрекнуть столь замечательного автора колонки кинорецензий, просто высказываю мнение, что расширенный таким образом отзыв смотрелся достойнее любого другого встреченного отзыва на этот фильм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2011 г. 21:09
Интересно ;-)
Спасибо


⇑ Наверх