Трубников Черный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Трубников «Черный Гетман»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Трубников «Черный Гетман»

Статья написана 10 декабря 2011 г. 17:47

Что делать одиночке в распадающемся космосе? Только идти за одному ему понятной мечтой.

Итак, 17-й век на дворе, а конкретно — Алексей Михайлович берет город Смоленск. После Переяславской рады начинается движение русских войск на запад. Речь Посполитая – целый мир со множеством народов — трещит по швам.

Есть главный герой, литвин Ольгерд. Военный, шляхтич и очень древнего рода. Совершив несколько подвигов при защите Смоленска, но не став присягать русскому царю – начинает свой длинный путь. Строго в стиле приключенческого романа: если взять карту то получится ломаная линия – тут и Крым, и Киев, и Рига, и Каменец-Подольский, и Запорожская Сечь, и чего только нет.

Собственно, нужны герою две вещи: очень хочется отомстить (объект мести он встречает не сразу, ну да смерть родителей вполне основательная причина) и всплывает некий магический артефакт «Черный Гетман».

Понятное дело, что в итоге герой победил.

Что хорошо:

— время развития событий. Не хочу сказать, что этот период совсем обойдет вниманием романистов, но как часто любовные романы кончаются свадьбой, так и часто и романы о событиях, начавшихся в 1648-м – кончаются в 1654-м. Или начинаются в уже разгар Руины. Давно хотелось прочитать роман, действие которого разворачивалось бы сразу после Переяславской рады

— нет лишней восторженности при взгляде не исторические силы и, тем более, персонажей. Казаки очень быстро усвоили самые что ни на есть панские привычки – грабить соседние хутора и насиловать тамошних обитательниц. А против чего боролись? Новый польский король – не слишком умен и чрезвычайно легко поддается на манипуляции. Так кто ж Речь Посполитую собирать будет?

— темп повествования: бодро, энергично. Временами это становится недостатком, но в применении к батальным сценам, к путешествиям и торговле – показывает себя отлично.

— «дружина главного героя» — она благополучно (или трагически) расточается ДО финальной схватки со злодеем.

— герой смог найти покой и даже семейное счастье в новом державном «космосе», и род его нашел свое предназначение. То есть целью героя была не просто месть, не просто  «невинная девушка с мешком золота», но что-то большее;

— порой очень к месту автор вставляет словечки, жаргонизмы и т.п.

Что плохо:

— совершенно неясно, кем ощущает себя Ольгерд. Территориальная и религиозная привязки почти отсутствуют. Он католик? Не это не мешает ему жить с казаками. Он православный? Так ведь и католикам служит. Христианин? Он может «работать» и с мусульманами, убивая казаков. Он литвин? Но Литву от врагов, которыми считает московитов, оборонять он не стал. Он шляхтич/дворянин? Но ничто не мешает ему «работать» с казаками, только пририсовавшими себе геральдические древа. Он наемник? Но деньги его интересуют в предпоследнюю очередь. Единственно, что о нем можно сказать – он войн и пытается быть честным. В процессе этих попыток он убивает и становится причиной смерти довольно большого количества как совершенно посторонних людей, так и своих благодетелей. Его упорно несет поток событий, генерируемых автором.

Похожая проблема возникает в «Песнях Петера Сьлядека» Олдей – там герой мечется по всей Европе, и везде он свой. Правда, авторы потом, если мне память не изменяет, писали, что тот вроде как умышленно лишен «национальной специфики»…

— именно заданный высокий темп повествования и, временами, торопливость – не дают прочувствовать ни обстановки, в которой оказывается герой, ни мотивов окружающих его персонажей. То есть когда герой попадает на новый квадрат карты – будь то Крым или Рига – идет упоминание некоторого количества местных достопримечательностей, обычаев, климата и этого оказывается довольно. После получения вводной герой во всем осваивается, и парочку раз проявив доблесть, он добивается почти всего, что хочет. При том, что автор историю знает, в историческом пласте роман часто проигрывает и слишком высокий темп утомляет. Эта же торопливость (вероятно, сказались темпы написания книги) давит и на отношения героев. «Враг», «попутчик», «союзник», «любовница» — автор будто навешивает ярлычки на персонажей, и они ведут себя именно в таком стиле. Где-то во второй трети текста приходит четкое ощущение, что погоня может длиться сколько захочет автор, что будут накручиваться одни события за другими почти без оснований;

— слишком уж тянет автора на древние тайны. Чего только не всплывает по ходу повествования: тут и египетская магия, и тайное общество, которое поклоняется богу старше Христа, и масоны, и тамплиеры и тайные архивы иезуитов. Главный злодей не просто сын Гришки Отрепьева (который никакой не Гришка!), да в придачу чингизид, Остро ощущается перебор, навязчивая сенсационность.  

—  сбор «дружины» главного героя – именно классический сбор фэнтезийной компании. Момент с появлением «мудро-мистического» спутника Ольгерда – самый слабый во всем тексте.

Как итог недостатков: можно сравнить «Черного Гетмана» с «Колодезем» Логинова. Там герой, при всех перипетиях его судьбы, оказывает более органичен, чем Ольгерд.

Как общий итог: бодрый исторический боевик с долей мистики и попыткой дать герою чуть более высокую цель, чем просто удачно провернутая авантюра. По общему уровню – мне это напомнило романы Мазина. Хорошо было бы подсократить «Черного Гетмана» и чуть сбавить «замах» в тайнах и родословных…

П.С. Автор уже позднее, в диалоге, добавил — он выкинул из печатного текста одну главу, в которой главный герой говорит с царем Алекссем и принимает решение жить в России. Выкинул во избежание «хохлосрача». Тогда часть эпизодов финала — проясняется.





174
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх