Володихин Прашкевич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > Володихин, Прашкевич, Стругацкие
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Володихин, Прашкевич, Стругацкие

Статья написана 19 декабря 2011 г. 17:24

Читаю биографию Стругацких в «ЖЗЛ». Прочел около трети. И чем дальше, тем страньше, честно говоря.

Попытка свести АБС — по крайней мере, «Трудно быть богом» — к борьбе либеральной интеллигенции с Традицией (курсивом — это цитаты, а не я придумал) есть, с моей точки зрения, двойной грех. Во-первых, в «ЖЗЛ», как мне казалось, авторы биографий должны бы освобождаться от пут своих идеологических представлений о мире и давать слово тем, о ком они пишут, вместо того, чтобы трактовать их в рамках собственных прокрустовых лож. Во-вторых, это ерунда по сути.

Ну то есть — вот как вы думаете, в чем генеральный смысл повести «Трудно быть богом»? В каком месте повести он высказан полномерно? В диалоге Руматы и Будаха? В разговорах Руматы с коллегами? Нет:

Генеральный смысл повести высказан на первых ее страницах в коротком диалоге дона Руматы и арканарского книжника Киуна:

«- Вздор! — сказал Румата, осаживая жеребца. — Было бы скучно проехать столько миль и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Всё разговоры, разговоры...

— Нет, — сказал Киун. — Мне никогда не хочется подраться.

— В том и беда, — пробормотал Румата».

Я всё понимаю. Тут есть мысль, она важная, хотя получается, что либеральная интеллигенция в лице Руматы дерется, потому что дерется, грубо говоря. Но, извините, на генеральный смысл вот это место не тянет никак. Я не говорю о том, что «Трудно быть богом» — вопрос, а не ответ. Зато — процитированное изящно встает в концепцию, по которой АБС периодически призывали к насилию (до того в биографии подобная концепция местами уже излагалась).

Ну и — вкупе с Традицией получается ахинея уже полная. Потому что:

Ведь именно Традиция... представлена в повести «Трудно быть богом» как главный враг развития общества. Дон Рэба — всего-навсего одно из живых проявлений Традиции. Выделено мной.

Итак, дон Рэба — всего-навсего проявление Традиции. Стругацкие боролись с Традицией. Мне одному кажется, что это фантазмы биографа или биографов, не имеющие вообще никакого отношения к АБС? Это получается, что Берия, а то и Сталин с Гитлером у нас — воплощение Традиции? Уважаемые авторы, вы серьезно?

Беда Стругацких в том, что они — лакмус. Каждый режиссер и каждый биограф понимает их ровно в меру собственной испорченности. Впрочем, читаю дальше.





94
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 22:27
Лакмус да.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:00
Коричневого цвета? :)


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 23:36

цитата angels_chinese

Итак, дон Рэба — всего-навсего проявление Традиции. Стругацкие боролись с Традицией. Мне одному кажется, что это фантазмы биографа или биографов, не имеющие вообще никакого отношения к АБС?


Конечно, Стругацкие боролись с Традицией. Что не так?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 00:12
У слов есть смысл, зафиксированный в словарных статьях. Володихин уже отмечался перетолмачиванием смысла слова «интеллектуальный», зачем еще одна ему такая экспериментальная странность? Кому тезаурус не писан?
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 00:50
Традиция -- все, что перешло от одного поколенья в другое. Словарное определение. Одна из тех проблем, над которыми ломали голову АБС в конце пятидесятых-начале шестидесятых -- как сломать эту самую дурную преемственность. Для чего была придумана, в частности, Теория Воспитания и система интернатов. Читай первоисточники.

Еще раз: что не так?!
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 09:08
Рэба не перешел из старого поколения в новое, это молодежь с зубами, но не традиционная форма управления в Арканаре. Серые там — не традиция, а система интернатов строилась совсем для другого мира.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 09:36
Правильно. Серые -- это выжимка, концентрат традиции. А так -- см. фрагмент о реакции сотрудников ИЭИ на милые местные нравы и обычаи:

цитата

Десять лет назад Стефан Орловский, он же дон Капада, командир роты арбалетчиков его императорского величества, во время публичной пытки восемнадцати эсторских ведьм приказал своим солдатам открыть огонь по палачам, зарубил имперского судью и двух судебных приставов и был поднят на копья дворцовой охраной. Корчась в предсмертной муке, он кричал: «Вы же люди! Бейте их, бейте!» — но мало кто слышал его за ревом толпы: «Огня! Еще огня!..»

Примерно в то же время в другом полушарии Карл Розенблюм, один из крупнейших знатоков крестьянских войн в Германии и Франции, он же торговец шерстью Пани-Па, поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города и был убит стрелой в затылок, пытаясь прекратить грабежи. Он был еще жив, когда за ним прилетели на вертолете, но говорить не мог и только смотрел виновато и недоуменно большими голубыми глазами, из которых непрерывно текли слезы...

А незадолго до прибытия Руматы великолепно законспирированный друг-конфидент кайсанского тирана (Джереми Тафнат, специалист по истории земельных реформ) вдруг ни с того ни с сего произвел дворцовый переворот, узурпировал власть, в течение двух месяцев пытался внедрить Золотой Век, упорно не отвечая на яростные запросы соседей и Земли, заслужил славу сумасшедшего, счастливо избежал восьми покушений, был, наконец, похищен аварийной командой сотрудников Института и на подводной лодке переправлен на островную базу у Южного полюса...


Живут эти люди так. Из века в век. Традиционно. Все, за редчайшими исключениями. В Рэбе эта скверна сконцентрировалась. Настолько, что сумела достать даже невозмутимого Антона. А земляне -- уже не живут. Поскольку институт традиционной семьи заменен интернатским воспитанием.

Читайте первоисточники -- и думайте.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:59
Серые — не концентрат традиции, наоборот, это шаг вниз по этической лестнице, а черные — еще один пролет вниз. Как и дон Рэба — «страшный преступник и бессовестный паук», а вовсе не Традиция. То, что ты говоришь, — даже не марксистский истмат, там предполагалась как раз лестница, а не плато серой традиции. Прогрессоры пытаются ускорить подъем по лестнице, но прощелкивают дона Рэбу и скованы принципом невмешательства, о чем в повести сказано много чего. Трактовка Володихина-Прашкевича (и твоя) — совершенно другая система координат, АБС не свойственная.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 17:55
Думать, но не выдумывать чтобы значится съоригинальничать как Володихин и Прашкевич в трактовках кристально чистого по этическим установыкам ТББ. Люди не живут из века в ке как ты показал в цитатах, в тех случаях — крайние ситуации, крайними ситуациями можно показать что угодно, но ничего нельзя доказать, это совсем не исторично же. А вот тут было так — вешали книжников. Ага, а вот тут было два раза по-другому — грамота осталась же и пользу приносит. репрессивная политическая практика Рэбы нежизнеспособна, она обваливается. Общество не живет по традиции антигуманизма (хотя термин поздней эпохи, но вополне применим к.), общество болеет такими случаями как Рэба.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:10
Там, в ТББ, есть ответ поближе: более просвещенные социумы легко «сделают» своих невежественных заскорузлых в «традиции» соседей :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 02:10
АБС боролись с мещанством, с закоснелостью мышления, с подлостью, но ни с какой Традицией они не боролись. Или докажи. Презумпция невиновности :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 09:32

цитата angels_chinese

АБС боролись с мещанством, с закоснелостью мышления, с подлостью, но ни с какой Традицией они не боролись. Или докажи.


А что доказывать-то? Да, с мещанством, с закоснелостью, с подлостью и другими пережитками «средневекового фашизма» (чудовищный оксюморон, но у АБС так), передающимися от поколения поколению. То есть именно с традицией. Исторически сложившимися и передаваемыми из поколения в поколение знаниями, формами деятельности и поведения, а также сопутствующими им обычаями, правилами, ценностями, представлениями. Например, со старинным арканаркским обычаем топить книжников в дерьме и саракшскими знаниями о том, что планета плоская. Ты используешь кучу слов там, где достаточно одного.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 10:09

цитата vvladimirsky

со старинным арканаркским обычаем топить книжников в дерьме

Не ввязываюсь в вашу ученую дискуссию, замечу. Не было в Арканаре такого обычая.
Тем паче старинного.

ЗЫ; Я со всей определенностью высказаться пока не готов, прочел от силы четверть, плюс некоторые места, по интересующим меня аспектам. Однако, ИМХО, соавторы выбрали крайне неудачное слово. Если принять трактовку соавторов — Традиция однозначно несет негативный оттенок. Иначе зачем же с ней бороться? Тем не менее это, мягко говоря, не так. Есть традиции купаться в фонтанах, а есть сажать деревья. Я не вижу зачем Стругацким бороться с традицией сажать деревья.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 10:48
ОК, хорошей традиции публично пытать ведьм, а потом жечь их под радостные вопли толпы. Так аутентичнее?
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 10:50

цитата vvladimirsky

Так аутентичнее?

Наверно. Это, по крайней мере, не противоречит тексту.
Плюс смотри мою дописку в предыдущем сообщении
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:11
А ещё бывает «традиция» — взять и всё поделить... с ней боролся один адский профессор :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:42
Про дописку: в общем, ты прав, слово неудачное. Беда в том, что у АБС в начале 1960-х было довольно примитивное, лобовое, ортодоксальное «марксистско-ленинс кое» (не марксистское!) представление о средневековом обществе и средневековых традициях. В традиции -- кричать: «Огня! Еще огня!..» А книжки читать и мясокрутки изобретать -- удел маргиналов «нетрадиционной интеллектуальной ориентации». ;-) Я ничего не придумываю, все это есть в книге. Не у Володихина с Прашкевичем.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:22

цитата vvladimirsky

Беда в том, что у АБС в начале 1960-х было довольно примитивное, лобовое, ортодоксальное «марксистско-ленинс кое» (не марксистское!) представление о средневековом обществе и средневековых традициях.

Скорее всего так. Только ведь писали они не про Средневековье. Ну, или не про средневековое средневековье. Мне со своей колокольни всегда казалось, что Средневековье как факт истории, со всеми своими традициями и прочим, АБС вообще не интересовало. Это не более чем декорация.
Скажем, буквально «на глазах» (с известной долей преувеличения) АБС это Средневековье произошло дважды. В Германии и в СССР.
Неудачное очень слово выбрали Прашкевич и Володихин.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:51
Я не знаю в какой клоаке зародилась мысль, будто искать в человеке светлые стороны и размышлять над возможностью их реализации людьми, равно измене Родине, Традиции и Фюреру, но холодная отстраненность с какой здесь обсуждается вероятность и такого варианта — доставляет, как говорится.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 13:03
В ура-патриотической, я полагаю. Во всяком случае, в той, которую АБС обходили за тридевять земель :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 13:14

цитата ullaeg

но холодная отстраненность с какой здесь обсуждается вероятность и такого варианта — доставляет, как говорится.

А как же.
Это неизбежное свойство подобных (я о ТРАДИЦИИ) допущений. Их можно обсуждать только отталкиваясь от системы координат, которую они вводят своим произволом. А другой вариант — НЕ ОБСУЖДАТЬ ВОВСЕ.
Например, стала ли Кира шлюхой? Вы уже перестали пить коньяк по утрам?
И надо бы хмыкнуть и промолчать. Но человек слаб и не удается. Я — слаб.
Ибо промолчишь и — бац — это станет единственно верной точкой зрения. Молчание — знак согласия
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 17:56
Ага, «измена традиции» теперь это называется, оказывается..
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:47
А вы надо понимать знаток Средневековья? :))
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 14:41
Да. Образование у меня такое.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:34
Ну, допустим я поверил, и что? Как часто возникают у вас позывы проинспектировать «Гамлета»... нет, лучше «Укрощение строптивой» на предмет исторической достоверности? :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:53
«Огня! Еще огня!» — это средневековая традиция? Честно? Ты можешь доказать, что АБС думали именно так о средневековье? ;)

Я напомню о стихах про спрута. Они про «человеческое, слишком человеческое», а не о традициях и иных промыслах.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 12:50
Вася, все перечисленное — не традиция. Мещанство и косность — не традиция, они встречаются при любых исторических формациях. Впрочем, что такое Традиция по Володихину, я не очень понимэ, и определения пока не видел. Ты даешь очень общее определение, по нему, допустим, ненависть к грамотеям и уважение к ним — равно традиция и могут сосуществовать в пределах одного общества (в разных его стратах).

Я бы еще понял, если бы кто сказал, что с традициями борются прогрессоры. В каком-то смысле — да. Ввести моду на носовые платки типа. Но книжка ни разу не об этом. Прогрессоры не в состоянии бороться с тем, с чем пытается что-то сделать Румата.

И уж точно никакая Традиция не интересовала АБС. Караваев внизу очень верно пишет про то, что «средневековье» — декорация, да и Володихин-Прашкевич цитируют Илону Гомель про условность мира и конструирование шифра, если помнишь.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 14:51

цитата angels_chinese

Я бы еще понял, если бы кто сказал, что с традициями борются прогрессоры. В каком-то смысле — да. Ввести моду на носовые платки типа. Но книжка ни разу не об этом.


Не об этом, конечно. Хотя бы потому, что прогрессоров в ТББ нет. Вообще. :-D

цитата angels_chinese

Вася, все перечисленное — не традиция. Мещанство и косность — не традиция, они встречаются при любых исторических формациях. Впрочем, что такое Традиция по Володихину, я не очень понимэ, и определения пока не видел.


При чем тут Володихин? По Стругацким. Серое малограмотное большинство, живущее традицией, против продвинутого, ищущего, беспокойного меньшинства, выродков, маргиналов, «желающих странного». Симпатии АБС целиком и полностью на стороне последних. Эта линия очень четко прослеживается и в «Попытке к бегству», и в «Обитаемом острове», и в «Парне из преисподней», и в «Трудно быть богом», и даже в «Гадких лебедях» отчасти... Авторы «биографии» точно ее уловили, молодцы. Все очень четко и абсолютно доказуемо. К чему-то не тому ты придираешься.

А про разные страты мне объяснять не надо, я слегка в курсе. И про метафоричность ТББ тоже.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 14:59

цитата

По Стругацким. Серое малограмотное большинство, живущее традицией, против продвинутого, ищущего, беспокойного меньшинства, выродков, маргиналов, «желающих странного». Симпатии АБС целиком и полностью на стороне последних. Эта линия очень четко прослеживается и в «Попытке к бегству», и в «Обитаемом острове», и в «Парне из преисподней», и в «Трудно быть богом», и даже в «Гадких лебедях» отчасти... Авторы «биографии» точно ее уловили, молодцы. Все очень четко и абсолютно доказуемо. К чему-то не тому ты придираешься.


Эк мы по-разному понимаем, о чем АБС. Ок :))) По мне, АБС — целиком на стороне тех, кто менее подл и более добр. Никаких традиций. «Поиск светлых сторон и возможности их реализации», как Уллаэг написал наверху. Этика, короче говоря. Между прочим, в Мире Полудня Традиция — это как раз человечность и не-серость, все относительно.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:14

цитата angels_chinese

Эк мы по-разному понимаем, о чем АБС. Ок :))) По мне, АБС — целиком на стороне тех, кто менее подл и более добр.


Ну? И я так понимаю. Чего ж тут разного? Только у ранних АБС, где-то до «Улитки...», доброта у представителей традиционных (sic!) культур неразрывно связана с «желанием странного». А вот на «Улитке...» произошел серьезный внутренний перелом, это да. По-моему, очевидные вещи, спорить не о чем. Ну а Мир Полудня появился благодаря глобальной смене парадигм, уничтожению традиции.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:55

цитата

доброта у представителей традиционных (sic!) культур неразрывно связана с «желанием странного»


Барон Пампа? :))) Нет, не вижу. Нет у АБС акцента на традиционности обществ — только на общечеловеческой, любой эпохе свойственной косности.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 23:37
Обществу Полудня косность не свойственна. Это исключение, форс-мажор. Пережиток. Арканару, Гиганде, Саракшу, отчасти Стране Дураков -- вполне.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:29

цитата angels_chinese

Улла написала


А я думал, это «он».
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:35
Он, он. Не волнуйтесь :)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:37
:-)
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 15:53
Ой, простите 8:-0


⇑ Наверх