Уильям Фолкнер


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Уильям Фолкнер "Святилище"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уильям Фолкнер «Святилище»

Статья написана 29 декабря 2011 г. 03:16

Вполне допускаю, что в данном случае я ничего не понимаю ни в литературе вообще, ни в Фолкнере в частности, но этот роман показался мне каким-то недопеченным, поверхностным. Обычно фолкнеровские вещи производят на меня сильный эффект, от них остается очень *тяжеловесное* и сильное впечатление, потому что за его потоками сознания, беспорядочными нелогичными действиями дурацких персонажей очень четко ощутимо движение жизни, такое же беспорядочное и неумолимое. У «Святилища» для такого эффекта чего-то не хватает. С одной стороны, есть извечные дурацкие персонажи, которые, кажется, задумываются о своей жизни не больше, чем на пять минут вперед, живут и действуют исключительно по наитию, что, как и всегда, приводит к страшным фатальным последствиям. С другой стороны, есть порожденные этими персонажами события, драмы почище, чем у Достоевского, рожденные на пустом месте, просто потому, что кто-то вовремя не остановился, не совладал со своими слабостями, пороками, страстями.

В «Святилище» все это есть, но в нем слишком много героев и слишком много фатальных событий в жизни каждого из них. Первую половину романа путаешь имена, кто есть кто и кто кому кем приходится. Дальше привыкаешь, но количество трагедий в качество, натурально, не переходит, а напротив, все они в отдельности утрачивают свое значение. Начинаешь просто принимать как данность, что это какой-то сумасшедший мир, в котором приличные девушки с пьяными кавалерами попадают в притон самогонщиков и подвергаются насилию, приятели стреляют друг в друга по пьяни, бордель-маман оказывается самой доброй и адекватной женщиной, а вместо правосудия над уже осужденным преступником устраивают суд Линча. В отдельности, в качестве завершающего аккорда истории каждого из этих персонажей это было бы сильным и страшным финалом, но за счет обилия историй не знаешь, какой больше ужасаться, и в результате это проходит слегка мимо.

А еще — это роман очень «грязный», не в плане языка или детального описания каких-то нелицеприятных подробностей, а в плане описания мелких, незначительных деталей. Это вообще отличительная черта Фолкнера, конечно — когда он говорит о каком-то персонаже, обязательно не забудет упомянуть, что у того пальто с засаленным воротником; изнасилованная девица находит в себе силы достать пудреницу и попытаться привести себя в порядок, хотя никому нет дела до того, как она выглядит. В целом остается впечатление какой-то неопрятности, неряшливости, которая происходит в том числе от беспорядочного образа жизни героев, и через детали материального мира (мятая грязная одежда, скудная посуда, курение) эта неустроенность персонажей в мире только подчеркивается. Остается впечатление, что они сюда пришли не чтобы жить, а так, между делом заглянули, и им в принципе все равно, что случиться с их жизнями, так что можно отыграть свою роль, особо не напрягаясь. Другие вещи Фолкнера, несмотря на те же детали, такого впечатления у меня не оставляли. «Святилище» само по себе — какой-то очень неустроенный, неуютный роман.



Тэги: фолкнер


405
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 15:38
Груз-200 на экспорт.
Но мне наша переинтерпретация понравилась даже больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 01:20
Ничего не поняла из Вашего комента ???
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 02:19
Лет пять назад гремел чернушный (но весьма качественный) фильм Алексея Балабанова «Груз-200». Это была дословная экранизация фолкнеровского романа, но с подвывертом — в декорациях СССР 1984 года.
При этом сходство было почти дословным, разве что в наиболее физиологичной сцене вместо початка кукурузы использовалась бутылка палёной водки.
Фильм очень широко обсуждался, в том числе в интеллектуальной среде: «чудовищный русофобский и антисоветский поклёп/наконец-то всю правду о бесчеловечной тюрьме народов» заметили практически все, а вот о первоисточнике среди этих начитанных и культурных людей не подозревал, похоже, никто.
Очень изящная провокация.
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 02:26
Обидные какие вещи говорите (возможно и оправданно, не следил за шумом вокруг этого фильма).

Ну бросалось это в глаза, мне во всяком случае. Но фильм мне показался таким скучным, что обсуждать не хотелось.
И в «Новом мире», там было «кинообозрение» — это тоже четко подчеркнули. Не помню кто.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 20:23

цитата

Обидные какие вещи говорите (возможно и оправданно, не следил за шумом вокруг этого фильма).

Не в ваш адрес.
Я наблюдал за телешумихой и за рецензиями по специализированным журналам.

Текст в «Новом Мире» был единственным, где упоминался первоисточник. Всё остальное сплошь «Россия — страна маньяков, бездорожья и несменяемого политбюро».
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 21:03

цитата Грешник

Всё остальное сплошь «Россия — страна маньяков, бездорожья и несменяемого политбюро».


Не вспомните ссылку на что-нибудь самое одиозное, самое глупое, на Ваш взгляд.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 22:46
Самым-самым было выступление членки КПРФ на спецпоказе «Первого Канала».
Но оно было как раз в стиле «злостная клевета», а не «сказал всю правду!»

Я сходу не найду, но посмотрю потом — может отыщется.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 16:55
Ааа, я про такой даже не слышала)
Бутылка паленой водки — какой национальный колорит, однако :-D


⇑ Наверх