SNUFF люди и орки верхи и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > SNUFF: люди и орки, верхи и низы, секс и насилие
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

SNUFF: люди и орки, верхи и низы, секс и насилие

Статья написана 2 февраля 2012 г. 23:11

Написал для родной газеты.

***

Виктор Пелевин – самый неоцененный писатель России. Вопрос не в тиражах, с ними все в порядке; но если смотреть на то, как воспринимаются книги Пелевина (в частности, критиками), становится страшно, потому что пелевинский миф занял почетное место на гламурном пьедестале. Писатель не виноват – он, как и прежде, режет правду-матку о таких пьедесталах и о том, что мы каждый день видим по телевизору и к чему привыкли, хотя называть эту жизнь нормальной – значит расписываться в сумасшествии. Оптика у Пелевина настроена отлично и с годами не замутняется. Но для многих он был и остается пустым мистиком, по обкурке плодящим непристойные каламбуры и сочиняющим модные романы о квазипросветлении на уровне, не к ночи будь помянут, Пауло Коэльо.

Как «Empire V» маскировался под сагу о вампирах, а «t» – под компьютерный квест с участием графа Толстого, так новый роман Пелевина «SNUFF» с подзаголовком «утопия» маскируется под фантастику. Автор переиграл фантастов на их же поле, создав детально проработанный и наводящий ужас мир будущего. Через тысячу лет, после того, как элита окончательно отделилась от плебса вроде нас с вами и отгремела атомная война, где-то в Сибири сосуществуют люди и орки. Орками во «Властелине Колец» Толкина называли уродов-гоблинов, а в мире Пелевина орк или урк – это житель Уркаины, она же – Уркаганат, управляемый, соответственно, уркаганом.

Орки живут на поверхности земли в столице Славе и окрестных деревнях, периодически воюют с людьми и завидуют им. Ну а люди обитают в громадном черном шаре (точнее, офшаре), висящем над Уркаиной на антигравитационной подушке. Шар называется Бизантиум или Биг Биз, это «одна большая спецслужба, которая одновременно является таблоидом, стиральной машиной, банкоматом, вибратором и кабинкой для исповеди». Населяющие его «тщеславные и закомплексованные сексуальные неврастеники, склонные прятать наслаждение чужой болью за фальшивым сочувствием и лицемерной моральной проповедью», заняты в основном тем, что снимают и смотрят снафы.

Изначально снаф – это порнофильм с реальным убийством в кадре, а здесь им называют «киновости», смесь кино и новостей о битвах с гадкими орками. Все войны с орками планируются наверху, в Биг Бизе, и оттуда же финансируются. Люди контролируют уркаинское телевидение, шьют форму для оркских войск, указывают уркагану, как воевать, и впоследствии забирают его наверх, «в Лондон» (который не Лондон вовсе, но это отдельная история). Метафора прозрачна, как слеза младенца. «SNUFF» – не о будущем, а о настоящем, в котором новости и кино, реальность и политический пиар давно слились в единое целое, что можно наблюдать в любом выпуске новостей.

Ни наверху, ни внизу в мире Биг Биза не осталось ничего святого: люди и орки почитают Маниту, который и Бог (в числе его воплощений – Христос и Антихрист), и телевизор-компьютер (монитор), и деньги (money), а китайская философская книга «Дао Дэ Цзин» трансформировалась в сочинение про педерастов «Дао Песдын». Здесь давно забыли о разнице между добром и злом, и о любви забыли тоже, так что само это понятие обесценилось до соития: фраза «first teen fuck» означает «первая юношеская любовь». На бескорыстную любовь, так уж получается, способна только искусственная женщина.

Фантазия Пелевина неистощима: новостная авиация, деривативная порнография, ганджуберсеркеры, дискурсмонгеры, нетерпилы, спастика, демократура, баракадабра, пупарасы... Привычные слова меняют значение: ГУЛАГ – объединение представителей секс-меньшинств, воля – водка, правозащитники – личная гвардия уркагана. Все это – не ради хохмы. На фоне авантюрного сюжета (летчик-оператор Дамилола по просьбе своей искусственной подруги Каи спасает юного орка Грыма и его возлюбленную) «SNUFF» доносит до читателя не самые приятные истины вроде: «История человечества – это история массовых дезинформаций. Люди... с удовольствием поверят в самую гнусную ложь, если в результате им устроят хорошую жизнь. Это называется “общественный договор”. Промывать мозги никому не надо – они у цивилизованного человека всегда чистые, как театральный унитаз». Или: «Что есть любая культура, как не замкнутая сама на себя цепочка проходящих по синапсам электрических импульсов, которая позволяет одним оркам с веселыми прибаутками убивать других?»

И если поверить Кае, утверждающей, что «люди – это просто клубки червивых и плохо написанных программ», нужно признать, что Виктор Пелевин, конечно, не исправляет баги и не делает перепрошивку читательской операционке. Он поступает куда круче, вручая нам исходный код, который можно править как угодно. Дальше – сами.

***

Пару слов от себя. В рецензии нет самого главного, но не потому, что газетный формат обязывает, а по совсем другой причине: это главное у Пелевина каждый ловит сам. Я тут могу цитировать роман страницами, написать большой трактат о том, что роднит пелевинских Сжигателей Пленки с буддистами и настоящим «Дао Дэ Цзин», объяснить, почему «SNUFF» напоминает ненаписанный роман Филипа Дика «Деяния Павла» (или написанный «Лейтесь мои слезы, сказал полицейский»), углубиться в соотношение придуманного Пелевиным языка и реальности и еще много куда. Но это все слова, слова, слова.

В пандан — интервью с Виктором Гинзбургом, режиссером «Generation П», взятое вашим покорным в декабре. Сейчас Гинзбург готовится экранизировать «Empire V». Удачи ему.





447
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 00:46
Не знаю, как на счет неоцененности. Да и кто его еще должен оценивать, ежели не читатели. К тому же, я решительно сомневаюсь, что Виктору Олеговичу интересно, как и кто его оценивает. Писатель он, безусловно, великолепный, несмотря на тиражи. А как перестанет быть мейнстримом, так вообще все замечательно будет. Что касается романа, то он как всегда на уровне. Один из самых пронзительных. (После Священной Книги, разумеется).


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 09:05
Вот меня знаете, что интересует?
Сколько можно мусолить, разжёвывать, препарировать, слюнявить, обсасывать, перемалывать тему «как всё хреново»? Разве это не сделали Замятин, Хаксли, Оруэлл, Брэдбери, Стругацкие [продолжите список] в рамках классической фантастики 20-го века? Разве не сделал это и сам Пелевин еще в 90-ых? Повторюсь: сколько __ уже __ можно __ мусолить __ эту __ тему? Может, Пелевин, наконец, осмелится написать своё видение _хорошего_ будущего? Что для этого будущего нужно сделать? Как обеспечить светлое «завтра»? Заставить нас задуматься? Да миллион раз заставляли. Писать больше не о чем? Так и писать тогда не надо...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 09:34
На что Брэдбери вам сказал бы, что фантастика не (обязательно) предсказывает будущее — она его предотвращает. Потому что светлое завтра — это когда сегодня кто-то исправляет себя. А если кого-то миллион раз заставляли задуматься, а он не задумался, это не проблемы Пелевина, согласитесь.
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 10:07
Я говорю, что весь двадцатый век писатели пытались (по-вашему) «исправить» читателей. Одни исправились — их больше исправлять не нужно. Другие никогда не исправятся — их исправлять бесполезно. Зачем писать в сотый раз на одну и ту же проблематику?
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 12:55
Действительно, зачем? Пусть те, кто не исправился, и дальше прозябают во мгле. Пока, как в той басне Пруткова, не прозябнут совсем 8-)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 10:50
Вы прочитали обсуждаемое-то хоть?

и ещё. Утопий в литературе мало?


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 14:28

цитата angels_chinese

«SNUFF» – не о будущем, а о настоящем, в котором новости и кино, реальность и политический пиар давно слились в единое целое, что можно наблюдать в любом выпуске новостей.

Я прошу прощения, но разве это было лично для Вас каким-то неимоверным откровением?
Вот для меня, признаться, ничего нового Пелевин не открыл. Ни в этой книге, ни в Ампир V, ни в t. Я прочитала Вашу рецензию с интересом, потому что Пелевин это всегда забавная метафора. Но чтобы постичь эту метафору достаточно прочитать Вашу рецензию, в книге для меня необходимость отпадает сразу. :-D
Лично для меня (хотя думаю, что у меня тоже есть единомышленники), Пелевин чем-то напоминает городского сумасшедшего. Он время от времени выходит на центральную городскую площадь и с надрывным криком и приплясыванием сообщает всем, что мэр берет взятки, глава городского отдела образования разворовывает денежный фонд, а прокурор имеет внебрачную связь с местной бордель-маман.
Причем, все вокруг об этом догадываются (и ничего не могут изменить вследствие разных причин), а кто не догадывается, тот городскому сумасшедшему и не поверит. Таким образом, лично для меня книги Виктора Пелевина совершенно бесполезны. Меня раздражает навязчивое вдалбливание очевидных сентенций негативного характера в читательскую голову. Да и смаковать литературную составляющую этих книг у меня, откровенно говоря, не получается.


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 22:19
Ну блина, я думал на Пратчетта рецензия :-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 01:10
На Пратчетта тоже есть. Я точно помню, я ее писал:-)))
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 01:19
Писал. Но мне от товарища Караева хотелось рецензию :)


Ссылка на сообщение3 февраля 2012 г. 22:43
Пелевин где-то после генерэйшена П, как и все стоящие нью-русские писатели, стал просто ремесленником в один раз открытой своей нише.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 01:12
Спасибо за рецензию, прочитал с удовольствие. После проходного романа «t», который, как мне показалось, был написан только для того, чтобы опубликовать то стихотворение, что в конце, я как-то сильно задумался, покупать ли новое творение автора. Или можно качнуть и проглядеть по-диагонали. Теперь точно куплю книгу.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 21:08
помоему пелевин ничего не вдалбливает, он описывает. ну тут каждый понимает как хочет. Интересное наблюдение, для меня существует большая тройка П в литературе, паланик, пратчет, пелевин ) я так шутил года 3 назад еще. и вот у каждого из них есть книжка с названием снафф ) совпадение? )


⇑ Наверх