Роберта Энн Мак Эвой Tea


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Verveine» > Роберта Энн Мак-Эвой, "Tea with the Black Dragon"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роберта Энн Мак-Эвой, «Tea with the Black Dragon»

Статья написана 18 февраля 2012 г. 14:26

Эффект завышенных ожиданий — чудовищная вещь. Когда берешься за книгу, которая получила как минимум одну престижную премию и была номинирована на несколько других, столь же известных, неизбежно настраиваешься на высокий уровень литературного мастерства, захватывающую историю, психологизм, оригинальность, небанальность и проч. Словом, ждёшь чего-нибудь не просто интересного, а необычного.

А уж если книга относится к той категории, которую принято называть культовой...

О романе Роберты Энн Мак-Эвой «Чаепитие с чёрным драконом» я читала немало хороших отзывов, но, забегая вперёд, могу признаться: отзывы оказались намного интереснее самой книги. Это как раз тот случай, когда из всех возможных позиций на шкале «нравится — не нравится» остаются только крайние величины, и читатели, которым книга понравилась, выискивают в ней такие бездны смысла, которые другим не просто не видны, но и вовсе непонятны. Я, к сожалению, отношусь именно ко второй категории.

Но давайте по порядку. «Чаепитие с чёрным драконом» — история о том, как скрипачка Марта Макнамара приезжает в Сан-Франциско, чтобы встретиться со своей дочерью Лиз, и знакомится с человеком по имени Мейланд Лонг, с которым они сразу же находят общий язык. Мистер Лонг — элегантный азиат неопределенного возраста, эрудированный, загадочный, привлекательный, а ещё он склонен считать себя драконом... что ж, некоторым людям простительны любые странности. Постепенно Марта и Мейланд понимают, что Лиз Макнамара ввязалась в какую-то тёмную историю и вынуждена скрываться. Её надо спасать — и Мейланд обещает Марте свою помощь, хотя и не объясняет, как именно будет помогать.

Раскрытие тайны главного героя в самом начале книги — крайне рискованный ход, и в данном случае я бы не сказала, что он оправдался. «Дракон? — удивляется читатель. — Ну-ну, посмотрим, что будет дальше...» А дальше не будет ничего особенного. Почти всё, что совершает Мейланд, находится в пределах человеческих возможностей, и вполне можно предположить, что его драконья история — вымысел, а сам он — пожилой спецназовец или шпион на пенсии, эрудированный, хорошо подготовленный, но потерявший смысл жизни. По этой причине «Чаепитие...» не вполне вписывается в традиционные рамки фэнтези или городского фэнтези. Само по себе это не страшно, ведь наиболее интересные произведения зачастую рождаются на стыке жанров, в пограничных областях, куда не каждый отважится совершить литературную вылазку, но главная проблема заключается в другом. Точнее, две главные проблемы.

Во-первых, герои. Такого потрясающего сочетания наивности и самоуверенности я никак не ожидала встретить в романе, заслужившем премию и любовь читателей. Заявиться в дом к врагу с непонятными целями, подставиться под выстрел — пожалуйста. Открыть дверь, впустить человека, который тебя предал и от которого можно ждать чего угодно — легко. Забыть о том, что твой ребёнок находится неизвестно где и у него неприятности, увлёкшись забавной машинкой с голосовым управлением — проще простого. Добавим к этому антигероев, которые упрямо играют с жертвой, хотя эта самая жертва уже показала, что знает карате, дзюдо и много других страшных слов... Были и другие моменты, которые мне совсем не понравились, но их не раскроешь без спойлера.  

Во-вторых, сама история. Начинается она как городское фэнтези, продолжается как детектив, заканчивается как боевик, и всё это приправлено любовной линией между Мартой и Мейландом, и всё это в довольно небольшой книге! Получилась химера, которая лично меня привела в недоумение. Детективная интрига слаба, раскрывается слишком быстро и без вариантов, фэнтезийная часть интересна, но её мало и она быстро заканчивается, а что касается боевика... в виде фильма эта часть истории выглядела бы лучше, по-моему. Динамичные эпизоды чередуются со сценами, в которых герои очень много болтают, рояли исправно выпрыгивают из кустов, а недоумевающий читатель пролистывает главу за главой, не понимая, зачем всё это написано.

И есть ещё проблема сеттинга. Компьютерные технологии тридцатилетней давности, как выяснилось, воспринимаются гораздо хуже, чем чудесатые миры далёкого будущего, описанные, допустим, Ханну Райяниеми и Питером Уоттсом. Можете считать, что я придираюсь. :-)

Резюме. Я ставлю семь и клятвенно обещаю себе внимательней относиться к премированным произведениям, чтобы хоть как-то контролировать эффект завышенных ожиданий. :-))) Но погодите делать выводы! Сейчас эту книгу читает angels_chinese и она ему, похоже, очень-очень нравится, так что дождитесь ещё одного отзыва для полноты картинки. ;-)





134
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 февраля 2012 г. 15:18 цитировать
Тока он, конечно, такой же Лонг, как Лун, но это непереводимая игра символов 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2012 г. 15:34 цитировать
Вот ты в своей рецензии про это и напишешь. А я простой читатель, я не знаю китайского. :-)))
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2012 г. 15:40 цитировать
Ты прямо как ангелы :beer:
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2012 г. 15:56 цитировать
Слушай, а чего ты в «Рецензиях» не опубликуешь текст? Было бы здорово же :)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2012 г. 15:57 цитировать
Потому что не считаю его рецензией. :-)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх