Аластер Рейнольдс, Дом солнц (2008)
Шесть миллионов лет нашей эры. Человечество буйным сорняком заполонило всю Галактику и с опаской поглядывает за ее пределы, где ни с того ни с сего исчезла из виду, укрытая чем-то вроде горизонта событий черной дыры, целая Туманность Андромеды (в книге это событие называется просто Отсутствием, с большой буквы). Общественный строй соответствует чему-то вроде анархокапитализма, но с отчетливыми технофеодальными нотками: выделяются несколько десятков крупнейших корпораций, сотрудники которых, как правило, все клоны основателя или пары основателей (если основатель в единственном числе, «удвоению пола» это не препятствует). Корпорации незатейливо называются Домами, а в пределах каждой очередному клону присваивается ярлычок на его генетической Линии, например в Доме Цветов (House of Flowers) — по названию определенного растения Терры. Поскольку растений в древних ботанических атласах предостаточно, а вновь открытых экстрасолнечных планет еще больше, проблем с классифицирующей ономастикой не предвидится. Работы у клонов (shatterlings) выше крыши: каждые четверть миллиона лет, облетев Галактику и закартировав для главы Линии происходящие там технологическо-культурные изменения, они собираются в определенном месте для отчетно-выборной конференции и обмена опытом.
Юноша и девушка с Линии Горечавки (Gentian Line) Дома Цветов, названной в честь Абигейль Дженшиан (Gentian = горечавка желтая), катастрофически опаздывают на очередной слет пионерии и опасаются взбучки от цветоводческого топ-менеджмента. Срочная задача влюбленной парочки — сменить безнадежно устаревшее корыто молодого человека, которое и космическим кораблем-то назвать язык с трудом повернется, на более новое и скоростное. Ее они не без труда, преодолев путем шантажа и подкупа сопротивление хитрозадого постчеловеческого интеллекта, решают, получив в качестве бонуса попутчика — робота Геспера (про золотые яблоки Гесперид мы все читали понемногу у Куна).
ВНЕЗАПНО дружную компанию нагоняет ужасная весть: базовая планета Линии Горечавки вместе с подавляющим большинством клонов уничтожена неведомыми врагами, да так основательно, что и горсточки пыли в астероидном поясе не осталось.
Собственно, на этом краткую преамбулу можно прикрывать, — оставшуюся часть книги занимает квест возмездия. Из ряда себе подобных космоопер роман выгодно выделяют следующие параметры ТТХ.
1. Техника изложения. Книга построена как чередование фрагментов от лица самой Основательницы Дженшиан, а также девушки и ее возлюбленного (по сути — кровного брата-близнеца). В связи с этим флэшбеки — уже не флэшбеки как таковые, а самостоятельная часть повествования.
2. Язык. Словарный запас высокий, диалоги острые и неожиданные. Описания рассчитаны на человека, довольно глубоко знакомого с американской культурой начала ХХ века (например, родовая усадьба Абигейль — это скопированный «дом тысячи окон и дверей» семьи Винчестеров со старой Земли, хотя параллель ни разу не озвучена явно).
3. Мифологемы. Вселенная Рейнольдса находится на этапе перехода к третьему закону Кларка — технология здесь еще отличима от магии, но для этого уже нужно прилагать некоторые усилия. Дух Воздуха довольно отчетливо напоминает искусственные интеллекты-элементали Шредера (Вентус) и Макдональда (Дни Соломона Гурски).
4. Аппаратное обеспечение. Почти весь базовый набор современной боевой космооперы, от сфер Дайсона до гиперпространственных пушек. В каждом случае введено одно или несколько ограничений, отдаляющих набор от абсурдной омнипотенции. Например,
4а) для подлинной сферы Дайсона сырья даже в богатой астероидами многопланетной системе, как правило, не хватает, поэтому ее аппроксимируют массивом миров-колец.
4b) сверхсветовые путешествия невозможны, поэтому для космических полетов активно используется стазис.
4с) имеется много роботов и киборгов, разных форм и задач, но Галактика, в отличие от азимовской и хербертовской, населена не только людьми и их машинами.
4d) все действующие лица в принципе бессмертны, если сами не пожелают противоположного или не будут уничтожены взрывом планеты, на которой находятся, но груз памяти вынуждены неустанно облегчать, по сути регулярно переписывая себя как новую личность.
4е) в Галактике насчитывается под сотню миллионов обитаемых миров, но все попытки создания централизованного государства с ожидаемой регулярностью проваливаются из-за проблем с мгновенной связью.
5. Концовка: из нее видно, что Рейнольдс проштудировал работы по физике черных дыр и кротовых нор в объеме, значительно превосходящем популяризаторские книги Хокинга. Впрочем, как для бывшего астрофизика это неудивительно.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если бы эта книга была написана и выпущена после невозбранно стыренного у Винджа Терминального мира, я счел бы ее обнадеживающим подтверждением того, что контракт на десять книг за миллион фунтов вытянул из Рейнольдса еще не все жизненные соки, но поскольку в действительности все обстоит наоборот, и роман переписан из более ранней новеллы, то подожду с оптимистическими прогнозами.
Излишне упоминать, что о планах перевода книги на русский ничего не известно.