Петля Мёбиуса Илья Новак


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Петля Мёбиуса" Илья Новак (серия "Амальгама")
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Петля Мёбиуса» Илья Новак (серия «Амальгама»)

Статья написана 13 августа 2012 г. 19:01

Вот зачем люди пьют плохой, не очищенный самогон?

Смотрят на неряшливую мазню, где еще можно узнать контуры предметов, но глаз быстро устает и накапливается отвращение? Едят всякую гадость (при условии, что могут и хорошо поесть)? Наверное, это странное желание временно отключить мозги. Чтобы без мечтаний, без расслабленного состояния, практически без кайфа. Ударился головой о стенку — и порядок.

Подборка повестей/рассказов — как раз проходит по этому профилю. Сюрреализм с навязчивой телесностью, с удушливыми метафорами, с бесконечным нагнетанием безнадеги, которая не столько страшная, сколько отвратительная. Трэш, как он есть.

Все плохо, а становится еще хуже.

Первое произведение сборника — «Ризома» — это часть биографии и серьезное приключение некоего человека из будущего. Но в процессе приключения идет переход от киберпанка к угрюмым полуфэнтезийным декорациям: вот идут рассуждения, что работникам фирмы прививают религиозную веру в начальство, вот герой знакомится со жрецом дикарского племени, который носит свои вырезанные глаза в стеклянной баночке на шее (племя живет на космической станции), а вот он побеждает клон директора фирмы, который задумал создать новое божество. Автору нельзя отказать в живости воображения, но это живость воображения человека, который путешествует по собственному кишечнику. Концовка, как говаривал доктор Хауз, довольно мрачная.%-\

В рассказе «Пищевая цепочка» читателям показывают биографию песни, представляя её живым существом. И снова — начальные декорации предстают чем-то киберпанковским, но чем дальше, тем больше в тексте торжествует механизированная телесность, какие-то все более пещерные ассоциации. Роботы как дикари, восстания, поражения, смерти...

Рассказ «Атмосфера. Другое место» — чистая постапокалиптика. Жизнь последнего мальчишки на Земле, покоренной пришельцами, паразитирующими на различных формах разумной жизни и сводящими разумные существа на уровень животных. Страдания, кости, кровь, мясо. Живые тележки, извергающие одурманивающую кровь, грузовые гусеницы и много чего еще. Как итог — Земля тонет в жидкости дерева. Пришельцы убираются. Мальчишка, скорее всего, погибает в развалинах музея, когда смотрит на последнюю панораму из старых времен.

Сравнительно живая повесть «Никотин», но и там — чернушно-неопределенная концовка.

«Племя воздушных шаров» — воспитанники интерната встречаются со сказкой, с волшебством. Для них это завершается, фактически, попыткой самоубийства.

В текстах довольно мало диалогов, автор предпочитает рассказывать. Герои прорисованы скупо и характеры их ощущаются слабо в том смысле, что совершенно неясно, каковы будут их дальнейшие поступки или хотя бы реакция на новую информацию. Сложных, детективных интриг сравнительно мало — автор дает и дает новые вводные, нагромождая декорации в своих постановках. Герои постоянно ищут некие сверхъестественные силы, пытаются вдохнуть трансцендентности — это плохо для них кончается. Целей в реальном мире у них либо нет, либо они заведомо недостижимы.

Имена героев — большей частью короткие слова, безо всякого смысла (многие должны помнить этот эффект при чтении иностранной фантастики еще во времена оны — героя называют «Хнут», а могут и «Пелисор», а могут и «Чуказ» — только вот почему, фиг его знает. Ни приблизительного набора имен, ни значения имени, ни исторических аналогий).

При желании тексты можно уподобить «Пересечению Эйнштейна» С. Дилэни — если только представить себе «Пересечение», порубленное на пять частей, которые поменяли местами. Читал я и другие произведения в том же духе, но редко складывалось у меня от них хорошее впечатление. Пожалуй, единственный текст, что я могу вспомнить навскидку, в котором скользит такая же безнадега, но который есть целостный роман и обнадеживающим финалом — «Подземный гром» (о жизни Рима во времена Нерона).

Так что осторожнее с текстами, предупреждаю:-[.





285
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 августа 2012 г. 19:40
Отличная рецензия:)

Видимо, не зря я из Левицкого только «Технотьму» иногда почитываю, и пытаюсь проходить мимо других его книг.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 августа 2012 г. 20:02
Спасибо.

Эта книга явно мимо, но в серии есть очень разные по уровню авторы.


Ссылка на сообщение14 августа 2012 г. 00:28
написано конечно красиво, чувствуется владение слогом, но

по сути, можно было написать короче — ааа, чернуха, ааа не люблю! (ну по крайней мере впечатление такое)

а почему месса обязательно должна заканчиваться в мажоре, даже минорная? ну ладно месса, опиум для народа итд, но книга то почему обязана нести мажор a la жизнь прекрасна, мне отрезало ноги, зато сэкономлю кучу денег на ботинках etc.

цитата beskarss78

Едят всякую гадость (при условии, что могут и хорошо поесть)?

то бишь если книга чернушная, то обязательно плохая, а если безнадега — то все, в утиль?

PS спасибо, кстати, за рекомендацию, надо будет луркнуть, что это за Новак, может не просто чернуха ради чернухи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 августа 2012 г. 01:32
Помнится мне одна из передач «Вокруг смеха» — не слишком удачная, но там здорово высмеяли творчество писательницы, в произведениях которой все персонажи неизменно умирали от разных мучительных заболеваний :-(.
Так вот здесь очередность навязчивая, удушливая. Даже в «Странствиях Сенора» — при всей тамошней хаотичности и мрачности — смотрятся более структурированными и герои там точно живее.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2012 г. 01:41
Ну не знаю — с момента поста начал читать «Ризому» — это ж так толсто, что даже тонко отличный, как Вами верно замечено, доходящий до треша стеб. Причем деиствительно отличный — одни фемокомы с маткой-сержантом чего стоят. а достигшие разума и симбиоза

цитата

Эконом-клопы — (нейроденьги, паразитограммы, ЦДП — церебральные денежные паразиты) — символическая денежная единица,...Несмотря на то что клоп-монеты потребляют ускользающе малую энергию, накопление чрезмерного их количества в отдельно взятом мозге уменьшает его биоэнергетический потенциал и «оглупляет» носителя, что приводит к принятию неадекватных решений, потере какого-то количества денежных средств и в конечном счете к круговороту денег в природе.


ну и так далее

цитата

Партеновоительницы веруют в Христа-воителя, прекрасного варвара с заостренным крестом — Всеоплодотворяющего Самца. Адепты его воюют против знаний, против получателей знаний, против ученых — потому что Бог обитает на равнинах сакрального, в той части информационного пространства, которое еще не постигли люди, и с расширением человеческих знаний ему остается все меньше места, так что в конце концов он может умереть.

не в бровь, а в глаз
PS даже не просто стеб, а гротеск, сиречь доведение до абсурда
 


Ссылка на сообщение14 августа 2012 г. 08:58

цитата beskarss78

высмеяли творчество писательницы, в произведениях которой все персонажи неизменно умирали от разных мучительных заболеваний
«Красная Пашечка». Сан Саныч Иванов был великим мастером, да.


⇑ Наверх