Про каноны и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» > Про каноны и рейтинги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Про каноны и рейтинги

Статья написана 2 апреля 2010 г. 22:19

Задумался над понятием «канон», чем он отличается от списка лучшего, рейтинга популярности и прочих подобных перечислений. Есть всё-таки существенная разница между тем, что нравится тебе и тем, что необходимо знать, чтобы считать себя не любителем жанра, а знатоком (пусть хотя бы в какой-то области).

Возникает вопрос, а кто такой знаток? Не знаю, я не умею формулировать подобные определения, но зато я могу сказать точно, кто такой любитель. Это такой читатель, которому всё равно, что он читает — было бы интересно. Ему не важно, что тоже самое гораздо лучше раскрыл автор N, он всё равно будет читать автора B, потому как нравится. Ему не особо важно, что книга отвратительно переведена, что автор пишет развесистую клюкву, важно только одно — ему нравится.

Конечно, большинство людей относятся именно к любителям, но тем интереснее момент, когда отношение меняется. Скорее всего такое происходит после определенного количества прочитанного. И вот тогда на первый план выходит канон — тот минимальный, но набор книг, которые НАДО представлять, чтобы ориентироваться в жанре.


И конечно, я не смог удержаться и попробовать такой список составить сам. Главное помнить, что к канону есть несколько очень существенных требований:

  • канон — не список шедевров, это список ключевых книг
  • и этот список должен быть минимальным
  • канон не фиксирован, он постоянно меняется, и то, что было каноном в 80-е не является таковым в наше время (а потому не будет ни Ефремова, ни Беляева, т.к. нет сейчас авторов, которые хоть как-то опираются на их книги)
  • канон — список книг, а не авторов. У одного автора их может быть несколько, но это ОЧЕНЬ большая редкость


    Это была присказка, а сказка начинается чуть попозднее...





  • 156
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:01
    А ты что, составляешь канон для современного молодого необученного писателя фантаста?

    Ефремов фундамент, как Орсон Уэллс для американского кинематографа.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:44
    Нет, о писателях я не думал. Для читателя, который хочет понимать откуда корни у чего растут.


    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:18

    цитата Dark Andrew

    а потому не будет ни Ефремова, ни Беляева, т.к. нет сейчас авторов,


    Поскольку на фантлабе я называюсь автором, то могу совершенно официально заявить, что по крайней мере один автор (я, любимый) опирается на книги и Ефремова и Беляева, опирается, читает их, перечитывает, и не по разу в году.

    Идея же в целом не новая, но никем так и не обхаянная. Эждём застрела с даже нетерпением.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:43
    Вот теперь придётся добавлять и Ефремова с Беляевым, вот же блин!
     


    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:59
    Пардон, ответил не в туда.
     


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 15:45
    Так какон не обязательно должен быть един. ;-) Его ж можно поделить на основной канон и дополнительный, отечественный и зарубежный и так далее.

    Я не думаю, что для каждого сейчас надо в обязательном порядке прочесть «Туманность Андромеды» Ефремова. С другой стороны, хотя бы в дополнительном списке я бы предпочел видеть «Сердце змеи» (произведение далекое от гениальности, но зато принципиальное в плане идеологического спора с Лейнстером) и «Лезвие бритвы» (за потрясающе красивое объяснение законов красоты с естественно-научных позиций). :beer:



    Ссылка на сообщение2 апреля 2010 г. 23:55
    Внатуре, хуже не будет, помойму будет гораздо лучше.


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 09:59
    А это столь важно?:-)
    Ну выделять эти каноны :-)

    Я вроде уже не любитель, но и не знаток ещё наверное :-)
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 10:13
    Не то, чтобы это важно... Но в процессе можно найти те важные книги, которые сам ещё не прочитал.
     


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 10:15
    О как :-) Ну я тут не помощник, я ещё очень мало книг прочитал:-)

    Но если моё мнение будет интересным, то я буду высказываться, например в таком направлении как Эпическое и Дарк Фэнтези. Тут я более менее сведущ :-)


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 18:16
    А вот Ефремов быть обязан! На него Мария Семенова опирается! См. мировоззрение племени веннов, из которых Волкодав.


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 18:17
    Насколько я понимаю, канонов должно быть несколько, по жанрам.
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение3 апреля 2010 г. 18:25
    Деление по жанрам — зло.


    Ссылка на сообщение11 апреля 2010 г. 04:09
    Затевал в своё время Караваев разговор про канон, как-то это ни во что не вылилось и не оформилось, но поговорили, да…

    Мне кажется, начиная говорить о каноне, следует всё же определиться с самим термином. Такое определение

    цитата Dark Andrew

    канон — не список шедевров, это список ключевых книг
    по-моему чересчур расплывчатое.
    У меня, после попыток продраться сквозь некоторые научные и наукообразные определения, вырисовывается нечто вроде:

    Каноническое — произведение, которое спровоцировало появление большого количества произведений, повторяющих его характерные черты.

    И тогда, говоря о каноне в современной литературе, мы будем говорить не о том, кого сегодня регулярно читают уважаемые нами писатели — Ефремова или Достоевского, Гоголя, Свифта… — а о том, с какими произведениями можно соотнести их сегодняшние тексты. При этом произведения Ефремова, безусловно, были каноном в течение определённого времени, но я так понимаю, Андрей хочет говорить о делах сегодняшних, а не минувших.


    ⇑ Наверх