Grimdark по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Croaker» > Grimdark по Абрахаму
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Grimdark по Абрахаму

Статья написана 3 апреля 2013 г. 11:10

К вопросу о дефинициях и играх в границы: сейчас в ФиФ секторе англоязычной блогосферы вяло идёт интеллектуальный пинг-понг про grimdark-фэнтези. Немного об истории этой забавы: некий лютый тролль по фамилии Аберкромби, который не забыл атаку «светлых» в лице Лео Грина и Ко, сделал фигурный наброс — набросал «Февральские тезисы» о природе gritty литературы, чем и зацепил многих.

Началось брожение масс — примерно то, что происходит в любой нашей теме, где пытаются дать определение «дарк фэнтези», отделить его от эпика и героики — забавы теоретиков. Прошло больше месяца и все похоже договорились, что субжанр называется Grimdark. На чем хорошее в моей преамбуле и заканчивается — больше не договорились ни о чем. Нет, есть конечно множество мелких положительных моментов: вывели из спячки Ричарда Моргана (который озадаченно признал, что, похоже, он таки пишет этот самый гримдарк), Лиз Бурк разродилась очередной гениальной статьей, в которой много приходов и просветлений, как у неё водится (над ней всегда можно посмеяться), и т.д, но дефиниции так и не вывели.

Собсно, к амбуле — любимая няшка Абрахам, который, когда его прижимают, умеет выдавать дивные статьи (емкие и интересные), тоже прикинул своё видение гримдарка. Так вот — его видение мне понравилось. Резюмирую (переводить нет ни времени, не желания, сорри) для неанглочитающих (но делайте поправку на то, что чистая мысль Абрахама отразилась от спин моих многочисленных тараканов):

1) он начал с перечисления традиционных вычленяющих факторов: мрачный мир, такая же атмосфера, кровища и насилие (чаще всего сексуальное, как без этого — иначе Лиз Бурк не поймет), и прочие милые штуки;

2) он все вышеперечисленные штуки отмёл, ну нельзя по ним дефинировать — граница не получается;

3) дал отсыл к статье Пенцлера, в которой тот пытался отделить нуар от хардбойлда;

4) спроектировал посыл Пенцлера на ФиФ (проведя интуитивное ассоциирование гримдарка с нуаром).

Исходник и проекция такие: хардбойлд и нуар погружены в одинаковые декорации — мрачный мир криминалитета, коррупция и т.д., то есть сеттинг очень схож; герои ХБ и Н тоже схожи — характер, манера поведения и пр., но до определенного момента — до отношения героя к миру, которое есть негатив и скепсис. Вот от последнего и пляшем, и проецируем.

Абрахам делает это ещё через один пассаж — шкалу зла в классической ФиФ по Уолтеру Йону Уильямсу: в фэнтези мир — добр, в НФ — аморален, в хорроре — чистое зло. Детерминируемость следующая — в фэнтезе зло непременно побеждают, в НФ — зло, как правило, социальное, т.е. излечимое хотя бы теоретически; в хорроре зло — имманентное, непобедимое.

Делаем сцепку из нуара и шкалы зла, и получаем в итоге: гримдарк — это даже не толкинообразный хоррор, это книга в которой герой (анти-герой, герой-злодей) часть сеттинга настолько, что он не верит в свой мир, он к нему пессимистично настроен. Гримдарк родился от неверия в то, что герой (Бильбо Бэггинс) может спасти мир.

По мне — определение изящно и вполне может быть использовано для установки погранпунктов (если кому-то не лень этим заниматься :-)))).





625
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 12:36
Очень любопытные обобщения.
Правда, крайне интересно.
Спасибо большое за перевод суммации.
А то аглицкого никак не хватает для полноценного погружения в.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 12:43

цитата Buhrun

Очень любопытные обобщения.

А это кстати замечательное свойство Абрахама — он очень тонко чувствует жанровую литературу. Когда начинаются подобные волны, достаточно часто он даже не статью пишет, а просто комментарий в чьем-нибудь блоге — читаешь и удивляешься. То есть то, что он это делает корректно, мягко и с интересным ракурсом — это не удивляет. А вот сами выводы и построения, приведшие к ним, интересны практически всегда. Имхо, отличный фанткритик из него вышел бы (а может еще и получится, кто знает).

цитата Buhrun

Спасибо большое за перевод суммации.

Не за что, поделиться же хочется :-))).
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 13:23
Обобщения — вообще редкий дар.
Это умение увидеть сумму и сделать вывод.
Чем парадоксальней и точнее — тем круче
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 13:24
Полностью согласен.


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 19:07
Половину зачел еще утром, вот вернулся и сейчас дочитаю. Но сразу скажу: зело интересная статья, спасибо за ссылку, сам бы наверняка пропустил. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 20:05
Всегда пожалуйста :beer:.
Там кстати в этом бурлении интересного в принципе хватает. Всё ж таки Джо профессиональный провокатор :-))).
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 20:07
Ну, все интересное отслеживать -- свое не писать. А так ты взял и сразу сливки отобрал. Поглядим, поглядим!.. :beer:


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 11:39
Большое спасибо, отличные мысли. Сказано, действительно изящно. С ходу даже и не придерешься. Хотя все-таки есть один вопросик:

цитата Croaker

гримдарк — это даже не толкинообразный хоррор, это книга в которой герой (анти-герой, герой-злодей) часть сеттинга настолько, что он не верит в свой мир, он к нему пессимистично настроен

А дальше идет:

цитата Croaker

Гримдарк родился от неверия в то, что герой (Бильбо Бэггинс) может спасти мир

На мой взгляд есть разница между «Герой не верит» и «Читатель не верит». Существенная разница. Не подскажете, как там, в оригинале? Или так и было?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 11:43

цитата Green_Bear

Не подскажете, как там, в оригинале? Или так и было?

Там скорее «писатель не верит в Бильбо Бэггинса» => «герой не спасает свой мир, потому что в этот самый мир и не верит». Как-то так.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 12:05
Угу, понятненько. Просто мне кажется, что точнее было бы определить дарк-фэнтези, как произведения, при чтении которых не веришь, что «герой спасет свой мир». Герой-то пусть верит и надеется, тем сильнее будут контраст и давящая атмосфера.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 12:26
Тут два момента: Первый Абрахам иллюстрирует ещё в хардбойлд/нуар части — Сэм Спейд в «Мальтийском соколе» вполне соответствует декорациям и образам, пока не встает на сторону морали и не вытягивает роман из нуара. Нуаровские же персонажи столь же «падшие», как и их мир, что определяет их действия, выборы и прочее. Они не находят морали, прощения, очищения.
Второй — уже на примере «Героев» Аберкромби — гримдарк не отменяет наличия «рыцарей» в качестве главных персонажей, но судьба их столь же незавидна, как и у «непрощённых» — аморальность мира их сминает, бо нет выхода из круга насилия. То есть сам Абрахам признаёт, что неверие «героя» детерминанта лишь отчасти. Главное, что автор смог передать через какого-либо ПОВа/сюжтные ходы/атмосферу это неверие читателю.

Всё же в чистом виде Абрахам дефиницию тоже не выводит, он скорее предлагает метод. А метод можно трактовать при использовании. Мне, как читателю, ваше определение, пожалуй, даже ближе, поскольку оно не так заужает субжанр, как Абрахамовское, ежели трактовать его буквально.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 12:29

цитата Croaker

поскольку оно не так заужает субжанр, как Абрахамовское, ежели трактовать его буквально

В этом-то и дело, потому что если взять «Пагубу» Малицкого, то узкий вариант определения отсечет ее, а широкий полностью учтет.
А сам метод безусловно интересен и полезен. И шкала зла и отношение мир-герой. Думаю, в жизни пригодится. :-)


Ссылка на сообщение12 апреля 2013 г. 16:13
Спасибо за заметку. :-)))

«Гримдарк родился от неверия в то, что герой (Бильбо Бэггинс) может спасти мир» — запомню эту фразу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2013 г. 18:07
Не за что :beer:. А хороших фраз у Абрахама хватает :-))).


⇑ Наверх