Евгений Филенко Понятие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Евгений Филенко: «Понятие "художественный вкус" стало смешным анахронизмом». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Евгений Филенко: «Понятие «художественный вкус» стало смешным анахронизмом». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 19 мая 2013 г. 11:59

цитата

ЕВГЕНИЙ ФИЛЕНКО: «ПОНЯТИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС» СТАЛО СМЕШНЫМ АНАХРОНИЗМОМ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— Евгений Иванович, в свое время Пермь небезуспешно спорила со Свердловском за звание «столицы уральской фантастики». Сейчас Урал в этом смысле опустел: одни писатели ушли в иные жанры, другие просто ушли — туда, где фантастику, увы, не сочиняют... Последняя вспышка пришлась на 1990-е и начало нулевых: именно тогда заявили о себе Алексей Иванов, Дмитрий Скирюк, Сергей Шеглов... Но вот уже лет десять как в Перми не появилось ни одного заметного писателя-фантаста. Что такое случилось с вашим регионом? В Поволжье пишут, на Дальнем Востоке пишут, в Сибири пишут во всю, а на Урале почему-то перестали...

— Разве вы не в курсе, что вот уже несколько лет властным попущением Пермский край — разумеется, вопреки мнению большинства населения и противу всех географо-исторических традиций! — отнесен к Поволжью? Поэтому что там происходит «у них на Урале», я поведать не могу. А мы все тут пишем, или, что вернее, не пишем ни фига, уже в составе означенного Поволжья, не к ночи будь помянуто.

Так вот: с нашим регионом происходит в точности то же самое, что и со всеми остальными. Общие депрессивные тенденции в культуре не обошли и нас, возможно, приняв в нашем случае особенно клинические формы. У нас и без того культурная жизнь едва тлела, а когда по краю прошлись кованым сапогом столичные культуртрегеры во главе с меньшим Гельманом, состояние больного сделалось стабильно тяжелым.

Не устаю повторять, хотя не бог весть какое открытие: мы живем на рубеже смены культурных парадигм. Наша культурная традиция непосредственно наследует эпохе Возрождения: отсюда культ гения-творца, цеховой перфекционизм, структуризация одаренностей, обожествление шедевров и пренебрежение к эпигонству. Распад этой парадигмы был предопределен восходом постмодернизма, когда за интеллектуальное заимствование перестали бить подсвечниками по мордасам, а придумали этому сомнительному акту определение и оправдание. Отчасти это объяснимо: пространство новшеств не безразмерно, да и трамвай не резиновый, а прокатиться до станции «Признание» хочется всем...

Затем на смену творчеству пришел креатив (это не синонимы!). Фигурально говоря, «Photoshop», словно кольт, уравнял шансы.

Сия неуклюжая метафора должна проиллюстрировать известный факт, в равной степени печальный и утешительный: возникновение компьютера и Сети истребило наследство Ренессанса. На наших глазах происходит беспрецедентное событие: искусство сменяется информацией.

Что сие значит?

Во-первых, информация отчуждается от своего носителя: она больше не хранится в сумрачных библиотечных закромах или в пыльных ящиках стола «для потомков», а мгновенно, по факту возникновения и даже в процессе такового становится всеобщим глобальным достоянием, хотя бы даже никому и на хрен не нужным.

Во-вторых, та же информация вытесняет собой искусство как множество затейливо и профессионально исполненных актов творчества, будь то здания, скульптуры, картины или прихотливо сплетенные синтаксические конструкции.

Дискурс становится важнее информационного повода. Сам же информационный повод зачастую вполне себе ничтожен и не требует для возникновения никаких навыков и специальной подготовки, кроме доступа к компьютеру, одного-двух пальцев для битья по клавишам, что вскорости тоже вряд ли станет необходимо с внедрением атактильных способов управления.

Понятие «художественный вкус» стало смешным анахронизмом как для автора-творца, так и для читателей-зрителей-потребителей. Еще недавно когнитивное сообщество разумных существ мало-помалу обращается в стадо аудиалов и визуалов, изъясняющихся посредством смайликов и междометий типа «ня!». Этот процесс неприятен для всех, кто еще недавно претендовал на позицию властителя дум (не путать с «DOOM»!), он чрезвычайно обиден для каждого, кто жизнь положил на достижение совершенства в своем ремесле, но это расплата за прогресс, который язык не поворачивается назвать «вертикальным».

Новая культурная парадигма не наследует Возрождению; человеческая культура, развиваясь по большой спирали, завершает виток, и неизбежна проекция в актуальную реальность того сегмента предыдущего витка, на котором обезьяноподобные существа охрой и собственным дерьмом запечатлевали на стенах пещер примитивные образы своего небогатого воображения; то было, разумеется, не искусство, а формальный акт сохранения информации, и в означенном акте не было гениев, равно как и не было шедевров, и никто не имел привилегий доступа к изобразительным средствам.

Ну, там еще много чего: конфликт религий, мировая плутократия, политический декаданс, но все это гирьки с одной чаши весов.

Эта пространная мизантропическая преамбула должна упрощенно проиллюстрировать мое представление о причинах общего кризиса современной культуры и, в частности, объективной вырожденности культурного пространства в отдельно взятом регионе.

Не касаясь всего пространства культуры, позволю заметить, что литература как наиболее затратный в смысле личных ресурсов творца вид искусства обречена стать первой жертвой необратимых процессов смены парадигм.

Чтобы написать приличный текст, нужно много свободного времени, много мозгов и мощная мотивация — не обязательно финансового свойства, хотя последнее никто не отменял. Согласитесь, что экономическая ситуация и депрессивный социальный фон не слишком располагают к подвигам самопожертвования.

Писатель — идеальный сферический писатель в вакууме! — несколько лет складывает слово к слову, чтобы создать совершенный текст, потому что текст несовершенный не может стать нетленным, а это уже амбиции, без которых творчество приобретает психотические форматы.

Затем он желает, чтобы дело его рук и мозгов стало общественным достоянием, ибо писатель без читателя не бывает, а если бывает, то см. выше насчет форматов. Здесь Мировая Паутина ему и помощница и могила: «песатель пешы исчо» etc.

Но еще он дерзко рассчитывает на адекватное вознаграждение, ибо труд без вознаграждения есть рабство — а рабы шедевров не рождают! — либо клиника, то есть снова см. выше.

Поскольку новая парадигма предлагает писателю далеко не все из перечисленных необходимых условий, веселые, безграмотные и безбашенные графоманы давят массой, свечные заводики по производству женских детективов книгоиздателю и любезнее и дешевле, а пипл хавает и твое и чужое с одинаково беспристрастным хрустом, то профессиональное словосложение по своей востребованности становится чем-то сродни изготовлению подков для шерстистых носорогов. То же самое убийственное ощущение ненужности, невостребованности. Ты вдруг понимаешь, что твой читатель от тебя ушел навсегда, цокая копытами, как шерстистый носорог. То есть он, может быть, и не ушел далеко, но у тебя уже нет способа до него достучаться. И тогда ты уходишь от него. Потому что жизнь еще не закончена, жизнь вообще штука долгая, а у тебя семья, квартплата и желание простых радостей. Ты не Сервантес, чтобы сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой. Ты выбираешь простые радости взамен мук творчества, а прочие обстоятельства даже не спрашивают тебя о твоем выборе.

Невостребованность — вот что убивает литературу, убивает «старую», культуру, ставшую для моего поколения традиционной и единственно возможной. Нужно ли ее оплакивать? Повлиять на ситуацию не может никто. Но мне будет не хватать этой симпатичной старушки до конца моих дней.

Нужно помнить, что возникновение «пермской волны» в фантастике 80-90-х годов прошлого века было обусловлено счастливым стечением обстоятельств. Точкой кристаллизации был, разумеется, КЛФ «Рифей», которого могло бы и не быть, если бы Александру Лукашину вдруг не взбрело на ум ехать из Сибири в Пермь и поступать в наш университет. Добавим сюда неожиданный интерес к молодым фантастам со стороны пермской писательской организации, сочувственное до поры до времени отношение местных газет и книжного издательства... Ну, там много можно вспоминать, что известно всякому, кто изучал историю советского фэндома.

Дело в том, что подобные счастливые стечения обстоятельств сейчас принципиально невозможны, да и нет в них необходимости. Местное культурное пространство разрушено, творческие союзы заняты выживанием, а не пестованием подрастающей смены. Передачи традиций не происходит, поскольку новая парадигма не нуждается в наследии старой. У кого зуд в кончиках пальцев, тот и пишет, поддержки в виде нескольких лайков ему хватает за глаза и за уши. А уж что он там пишет, никого не касается, кроме него самого, личной группы поддержки, да еще репрессивных органов. Амбиции упростились: высказаться, самовыразиться в меру креативности, отметиться в сетевом пространстве. Ну примерно как оленя намалевать на Шайтан-камне.





323
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 12:05
Толково излагает


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 12:43
Отличная статья (прочитал полный вариант)
Мне теперь стало яснее почему на дух не переношу МТА и вообще современную литературу (конечно с немногими исключениями)...


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 13:09

цитата vvladimirsky

Наша культурная традиция непосредственно наследует эпохе Возрождения: отсюда культ гения-творца, цеховой перфекционизм, структуризация одаренностей, обожествление шедевров и пренебрежение к эпигонству.
o_O Никто не объяснит, что суть «структуризация одаренностей»?

цитата vvladimirsky

Фигурально говоря, «Photoshop», словно кольт, уравнял шансы.
К чему это сравнение? Он что, за монополию «кшатриев» на творчество? А кто из прочих дерзнет, рубить большие пальцы?

цитата vvladimirsky

Ты вдруг понимаешь, что твой читатель от тебя ушел навсегда, цокая копытами, как шерстистый носорог.
И как много ты знаешь о шерстистых носорогах.

цитата vvladimirsky

Ты не Сервантес, чтобы сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой.
И сколь многого же я не знаю о Сервантесе!
vvladimirsky
По началу недоумевал, а теперь решил, что Вы правы — такое стоит вытаскивать на свет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 13:18

цитата ааа иии

Никто не объяснит, что суть «структуризация одаренностей»?

Главное, чтобы это не была «активная ассимиляция» (с) Филип Дик, «Тот, кто пошутил» ;)
Что такое «структуризация одаренностей» тоже не знаю (как говорится, «не спрашивайте меня, что это такое, и самое главное, не пытайтесь мне об этом рассказать» :)).
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 14:12

цитата ааа иии

Никто не объяснит, что суть «структуризация одаренностей»?


Это когда более одаренный мастер заслуживает больший почет, чем менее одаренный. Пережиток, конечно. :-)))

цитата ааа иии

И сколь многого же я не знаю о Сервантесе!


Гугл в помощь!
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 15:40

цитата vvladimirsky

Это когда более одаренный мастер заслуживает больший почет, чем менее одаренный.
Впервые вижу использование слова «структуризация» вместо «иерархия».
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 15:43
Рад, что способствовал расширению кругозора.


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 13:35

цитата

претендовал на позицию властителя дум (не путать с «DOOM»!)


Вкус говорите... ну-ну.


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 13:43

цитата

Ты не Сервантес, чтобы сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой


Насколько я помню, Сервантес попал под суд и в тюрьму за то, что не справился с интендантскими обязанностями. Был в алжирском плену, скитался, пережил такое, чего современные писатели на видели (и не дай Бог увидеть), -- но вором не был. Или уж по крайней мере за руку (единственную оставшуюся функциональной) не был пойман.

Да и в любом случае сравнение с Сервантесом, по-моему, не лучшее из. Помнится, он печалился, что есть шустрый писун Лопе де Вега, строчит пиэсы с безумной скоростью -- честному драматургу с таким поди посоревнуйся...



Но за интервью спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 14:03
Неправильно помнишь. Сидел он за сокрытие собранных сумм, то есть именно за воровство. Факт признают даже современные биографы, изо всех сил стремящиеся реабилитировать классика:

цитата

Осенью 1587 года Сервантесу удалось получить место комиссара по срочным заготовкам для «Непобедимой Армады» в городах и селах, расположенных в окрестностях Севильи.

Поставки в армию производились путем реквизиции излишка продуктов у населения. Для людей с нечистой совестью, для «рыцарей легкой наживы», поставки были средством быстрого обогащения. Но там, где другие продовольственные комиссары наживали взятками и хищениями целые состояния, Сервантес терпел одни неудачи. Он предпочитал жить на скудное жалованье, которое выплачивалось к тому же весьма нерегулярно. Нежелание Сервантеса идти на сделки с совестью едва не кончилось для него трагически: добросовестное выполнение комиссарских обязанностей вовлекло его в спор с церковным управлением в городке Эсихе и грозило ему отлучением от церкви, а это, в свою очередь, могло привести его в застенки инквизиции. К тому же Сервантес при всем его большом и трезвом уме не отличался аккуратностью. Небрежность в отчетах вела к столкновениям с органами финансового контроля, к обвинениям в незаконных реквизициях, в утайке денег. Одно из таких столкновений закончилось для Сервантеса заключением, правда, кратковременным, в тюрьму города Кастро-дель-Рио в 1592 году. Таким образом, служба в продовольственном ведомстве не только не улучшила материального положения Сервантеса и его семьи, по-прежнему жившей в Мадриде, но, наоборот, еще более осложнила его и ухудшила.

Новое назначение на место сборщика налоговых недоимок в королевстве Гранады, состоявшееся в середине 1594 года, явилось для Сервантеса источником новых бедствий. Съездив в Мадрид и обеспечив себя денежным поручительством, Сервантес приступил к сбору недоимок и уже в августе того же года смог передать севильскому банкиру Симону Фрейре де Лима для перевода в Мадрид сумму в семь тысяч четыреста реалов. И именно здесь Сервантеса постигла очередная неудача, по своим размерам превзошедшая все остальные. Банкир объявил себя банкротом, и хотя казначейству и удалось взыскать с него врученную Сервантесом сумму, однако дело этим не кончилось.

Несмотря на то, что Сервантес сдал в законном порядке казначейству весь остаток собранных им недоимок, казначейство, обвинив его в сокрытии, предъявило ему значительный по своим размерам иск. А так как Сервантес не смог привести доказательства своей невиновности и уплатить по иску, то он был в сентябре 1597 года посажен в Севильскую королевскую тюрьму, в которой и просидел около трех месяцев. Новое тюремное заключение все по тому же делу о сокрытии сумм постигло его и в 1602 году. Однако власти на этом не успокоились. В ноябре 1608 года, то есть через десять-одиннадцать лет после предъявления иска, они снова вызвали Сервантеса для дачи показаний. Это было все, что дала королевская власть «заслуженному ветерану войны», проливавшему за нее кровь на полях сражений и честно исполнявшему возложенные на него тяжелые обязанности по реквизиции и сбору недоимок.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 14:29
Даже в приведенном тобой тексте указано, что его _обвиняли_ в сокрытии сумм. На самом деле ситуация была значительно сложней, об этом подробней см.хотя бы в ЖЗЛ-ке, хоть в «Британнике» или на других ресурсах.

Там таки был облом с банкиром -- плюс общая неспособность к подобного рода делам. Я писал о нем статью и изучал материалы.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 14:54
Ну да, обвиняли -- а он белый и пушистый... :-D

И раз обвиняли, и два, и три -- и все в одном и том же...
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 15:00
Ага, причем многие годы спустя, когда вроде как и расплатился он, и вопрос закрыли. Государству ну очень были нужны деньги.

В любом случае -- если, опять же, внимательней присмотреться к биографии, -- фраза о «сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой» выглядит некорректной. Чай, не о Вийоне речь.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 15:09
Не буду спорить -- хотя работа в фискальных органах, куда Сервантес упорно стремился, отдает уже не воровством, а грабежом. Мне бы таких адвокатов, как общепризнанным гениям.

А фраза хороша, даже если не совсем корректна.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 21:48

цитата Vladimir Puziy

фраза о «сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой» выглядит некорректной

А что в том интервью вообще корректного? Пещерные люди, рисовавшие на стенах собственным дерьмом? Обкуренные латиноамериканцы?
Не удалось писателю поддержать реноме мизантропа. То, что он продемонстрировал, совсем другим словом называется.


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 13:53

цитата

жанр космической оперы как раз есть издевательство над человеческим мозгом, даже если этот мозг принадлежит читателю


Интересно, почему «даже если»? Читатель -- не человек?..


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 14:37

цитата Евгений Филенко

Или же, не имея намерений заморачиваться со смыслами, можно сразу пуститься в прикольные игры с формой, в рассуждении прослыть оригиналом и первопроходцем. Форма может существовать отдельно от содержания этаким несусветным симулякром, акт творения может стать важнее самого произведения. Это проще, это не требует больших знаний и интеллектуального форсажа, это не требует даже рудиментарной одаренности, и в свете последних достижений информатики реализуется чуть менее чем полностью изобретательным копипастом.
И почему я вспоминаю Михаила Шишкина с его вставочками из Пановой8:-0?

цитата

Наступает эпоха индифферентных трансляторов — что вижу, о том и пою. Ну, или как вариант: по заявкам слушателей передаю песни тараканов с персонального чердака.
Правильное наблюдение.

цитата

Большая литература умирает, уступая место сетевым быличкам. Умирает книга как искусно оформленный информационный носитель.
Да, современные книги в большинстве случаев оформлены от слов ужасно или никак.

цитата

Как следствие, схлопывается книгоиздание. Да, не издал книгу — сохранил дерево. Но потерял мозги. Дурно отсканированный файл, с утраченным при выгрузке в универсальные форматы справочным аппаратом, не заменит настоящую книгу. А шустрый любитель не заменит обстоятельного профессионала. Но книгу нужно верстать, профессионалу платить, а кому охота?
То-то такой всплеск самиздата, да.


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 15:41
Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая...

Читатель хавает то, что читателю на самом деле не нужно и не хавает то, что читателю просто необходимо. Вот дайте Филенко и Ко грабли в руки — они научат читателя, что читателю нужно, а что — нет. Отделят информацию от искусства и накормят голодных писателей мясом креатиффщиков.

цитата

обезьяноподобные существа охрой и собственным дерьмом запечатлевали на стенах пещер примитивные образы своего небогатого воображения

Вот это, по-моему, самое убогое высказывание. Наглядно демонстрирует неспособность оратора слезть со своей колокольни и посмотреть на свою колокольню со стороны. Нет, все мы, включая наших предков, должны сами к нему взбираться. Увы, нет красоты в том, как обезьяна «охрой и дерьмом запечатлевает», и мое восхищение этим действом, видимо, говорит об извращенности вкуса.

цитата

Дурно отсканированный файл, с утраченным при выгрузке в универсальные форматы справочным аппаратом, не заменит настоящую книгу.

цитата

Вряд ли шустрые млекопиты стали бы прислушиваться к советам динозавра.

Вот уж воистину динозавр.
Почему бы не ждать своего метеорита с достоинством? Зачем пытаться убедить окружающих, что только динозавры тут д'Артаньяны, а все млекопитающие по справедливости должны стать подножным кормом для властителей дум, тысячачертей?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 22:05

цитата ton-tan

Читатель хавает то, что читателю на самом деле не нужно и не хавает то, что читателю просто необходимо. Вот дайте Филенко и Ко грабли в руки — они научат читателя, что читателю нужно, а что — нет. Отделят информацию от искусства и накормят голодных писателей мясом креатиффщиков.
Ну просто человек отличает мясо от мясозаменителей. А коль отличает, то и говорит об этом.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 01:24
Что ему вкусно — мясо, что невкусно — заменитель. При этом он не допускает даже мысли, что ошибся в определении где мясо, а где заменитель, равно как и не допускает мысли, что заменитель может быть лучше.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 09:36
Ох уж эти новые веяния в отечественной кулинарии:-(.


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 17:27
Все интервью вполне сводится к двум высказываниям

цитата

Никогда я особенно фантастику не любил

цитата

Надеюсь, мне вполне удалось поддержать реноме отпетого мизантропа.

Да, удалось. Поэтому лично у меня отношение к интервью соответственное. К тому же требовать уважения к своему писательскому труду человеку, который вместо нормального русского языка говорит на дурной смеси псевдонаучного языка и жаргона, а также демонстрирует полное пренебрежение к другим

цитата

Ты не Сервантес, чтобы сочинять в промежутках между воровством и тюрьмой

цитата

После Джойса и манипулы обкуренных и полупьяных латиноамериканцев

по меньшей мере странно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 17:57

цитата Анри д_Ор

также демонстрирует полное пренебрежение к другим


Э, нет: к их писательскому труду Филенко как раз демонстрирует глубочайшее уважение. Ну а что обкуренные, полупьяные и вороватые -- это в природе человеческой. Против физиологии не попрешь.

Все очень последовательно -- гениев он ценит за гениальность, а не за то, что все они милейшие люди, как зачастую пытаются доказать нам исследователи. «Хороший человек -- не профессия».


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 19:00
Вот только проблема в том, что Сервантес не был вороватым, а латиноамериканцы обкуренными (рискнул бы он повторить все им в лицо?). Странно, когда писатель не понимает значения слов и не знает разницы между «быть в чем-то обвиненным» и «быть кем-то». Точно так же если кто-то, в том числе и Филенко, не понимает особенности магического реализма и притчи, это вовсе не основание обвинять творцов магического реализма и притч в обкуренности.

цитата vvladimirsky

гениев он ценит за гениальность

Чтобы найти, где и кого он ценит, надо копать так далеко, что и не найдешь.
Но это неудивительно. Что может ценить человек, который проявляет такое невежество? Ну надо же, оказывается, наша (т.е. не наша, а Филенко) культура непосредственно наследует Возрождению. А ему никто не говорил, что Возрождение умерло в 16 веке? После него вообще то были барокко, маньеризм, рококо, классицизм, романтизм, реализм и т.д., вплоть до постмодернизма. Видимо, для него всего этого не существует. А вот для других существует.
Но где уж думать о таких вещах, у Филенко же во всем виноваты компьютеры и Фотошоп, как будто китч родился только в эпоху компьютерных технологий.
Поэтому можно утверждать, что литература без больших форм не литература (ну пусть скажет это О'Генри). Хотя где он увидел в наше время отсутствие крупных форм? Тут такие эпопеи ваяют, просто жуть.
А вот этот пассаж

цитата

Распад этой парадигмы был предопределен восходом постмодернизма, когда за интеллектуальное заимствование перестали бить подсвечниками по мордасам, а придумали этому сомнительному акту определение и оправдание.

Это вообще шедевр. Видимо, Филенко не знает, что само по себе цитирование еще не является признаком постмодернизма, а то ему пришлось бы записать в постмодернисты и Шекспира, и Пушкина, и Лермонтова, и вообще чуть ли не всю классическую литературу. Кстати, а он не собирается бить их подсвечником по мордасам, как вы думаете? Надеюсь, не рискнет, а то руку отшибет об памятники :-D И, кстати, постмодернизм подразумевает грамотного читателя, иначе игра с цитатами станет просто непонятной.

Так что он может сколько угодно хоронить литературу в целом и фантастику в частности, а я буду наслаждаться хорошими книгами, даже если их нет на бумаге, тем более, что закон не запрещает мне распечатать для личного пользования понравившийся файл, переплести текст и поставить на полку. Я даже обложку для понравившейся книги способен сделать, в том числе и с помощью Фотошопа.
Слава Богу, Самиздат нам, читателям, в помощь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 17:04

цитата Анри д_Ор

Ну надо же, оказывается, наша (т.е. не наша, а Филенко) культура непосредственно наследует Возрождению. А ему никто не говорил, что Возрождение умерло в 16 веке? После него вообще то были барокко, маньеризм, рококо, классицизм, романтизм, реализм и т.д., вплоть до постмодернизма.
Очевидно, Филенко имеет в виду, что европейская (и русская) культура наследует

цитата

культ гения-творца, цеховой перфекционизм, структуризация одаренностей
. Эти черты действительно «возродились» в эпоху Ренессанса. Напомню, что в Средние века (точнее — в Раннее Средневековье) практически исчезла авторская художественная литература — либо фольклор, либо анонимные работы. Следовательно, не было и «культа гения-творца», как и разного рода творческих объединений.
Другое дело, когда в защиту хорошего вкуса выступает автор «Шествия динозавров» — смешно, право слово.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 17:12

цитата Славич

в средние века практически исчезла авторская художественная литература — либо фольклор, либо анонимные работы.


Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, многочисленные трубадуры и миннезингеры, «Роман о Розе» де Лорриса и да Мёна -- и так далее, и тому подобное. Вплоть до Данте.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 17:15
Вы сейчас говорите о проторенессансной литературе. Сколько писателей V — X веков можно вспомнить? Если мы говорим об авторской художественной литературе, сродни античной?
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 17:23
Насколько я помню, термин «проторенессанс» используется только по отношению к итальянской культуре. ;)

Но речь даже не об этом; я занудно зацепился за фразу «в средние века практически исчезла авторская художественная литература» -- это, мягко говоря, не так.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 17:31
Собственно, Раннее Возрождение хронологически совпадает с Поздним Средневековьем. Так что да, говорить о том, что в Средние века авторской литературы не было вовсе — не корректно.
Однако ж V — X века в Европе были периодом упадка художественной литературы. Так что отсчёт европейской культурной традиции не зря ведут с эпохи Ренессанса. Я только об этом.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 18:01

цитата Славич

Так что отсчёт европейской культурной традиции не зря ведут с эпохи Ренессанса. Я только об этом.


:beer:
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 21:38

цитата Славич

Так что отсчёт европейской культурной традиции не зря ведут с эпохи Ренессанса.

А трубадуров и труверов в печку? Ну да, подумаешь, Гийом IX Аквитанский, Ричард Львиное Сердце, Бертран де Борн, Фолькет Марсельский, Элиас д'Юссель и Гаусельм Файдит, Гаваудан, Гираут де Борнель, де Вантадорн и т.д. (одних имен известно около 600 и дошли произведения почти 400 трудабуров).
Что, кто-то скажет, что им был не известен культ гения-творца, цеховой перфекционизм, обожествление шедевров и пренебрежение к эпигонству?
Да вы их стихи почитайте, там все сказано. Кто-кто, но вот они-то прекрасно все это знали.

цитата Славич

говорите о проторенессансной литературе

Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, де Лоррис и да Мён были именно средневековыми авторами. Кстати, на них авторская художественная литература не исчерпывается.
А еще можно заглянуть в средневековую, в том числе исламскую и еврейскую Испанию и на Восток. Там тоже множество имен.
 


Ссылка на сообщение20 мая 2013 г. 21:50
Вы, я так понимаю, симпатизируете идеям прерафаэлитов?;-)

цитата Анри д_Ор

(одних имен известно около 600 и дошли произведения почти 400 трудабуров)
Никто не отрицает их значения... и почти никто не знает их стихов. Зато Данте и Петрака входят в круг обязательного чтения всякого образованного европейца. Так что да, в западной традиции принято вести отсчёт со времён Возрождения. Хорошо это или плохо.
А Восток здесь совершенно не причём. Не о нём Филенко речь ведёт.
И без рассуждения о Возрождении в интервью достаточно спорных моментов.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 20:54

цитата Славич

Так что да, в западной традиции принято вести отсчёт со времён Возрождения.

С каких пор мы стали западом????
И, кстати, о том, что почти никто не знает стихов трубадуров. Знают. Я же знаю, а я не филолог.

цитата Славич

И без рассуждения о Возрождении в интервью достаточно спорных моментов.

Достаточно. Не некоторые высказывания Филенко, особенно об истории и искусстве, настолько странные, что оставляют ощущение тотального невежества.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 21:48

цитата Анри д_Ор

С каких пор мы стали западом?
С начала 18 века — у нас был классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм — западные направления литературы.
Впрочем, так мы с Вами далеко зайдём. Пора сворачивать.

цитата Анри д_Ор

Не некоторые высказывания Филенко, особенно об истории и искусстве, настолько странные, что оставляют ощущение тотального невежества.
Как раз рассуждения о роли Возрождения у Филенко более традиционные, чем у Вас.;-) А в остальном — много абсурда, да. Скорее, Филенко провоцирует читателей интервью на диспут.
Страницы: 12

⇑ Наверх