Джордж Р Р Мартин о Великом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» > Джордж Р.Р. Мартин о «Великом Гэтсби» База Лурмана
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джордж Р.Р. Мартин о «Великом Гэтсби» База Лурмана

Статья написана 23 мая 2013 г. 22:40
Размещена:

Прошлой ночью сходил посмотреть новую версию «Великого Гэтсби» База Лурмана.

Фильм хорошо идет в прокате, но получает решительно противоположные отзывы со стороны критиков. Кому-то нравится, кто-то равнодушен, кто-то разносит его в клочья. И мнения не обязательно соотносятся  с тем нравится или не нравится исходный материал — роман Ф. Скотта Фицджеральда.

Отнесите меня к тем, кому фильм понравился. Я считаю его замечательным. И это великолепная и достоверная экранизация романа, что не обязательно одно и тоже. Я никогда не видел две старые версии «Гэтсби» (прим.: имеются в виду фильмы 1926 и 1949 гг.), но фильм Лурмана стоит на голову и плечи выше красивой, но очевидно пустой версии с Робертом Рэдфордом / Мией Фэрроу  (прим.: фильм 1974 г. реж. Джек Клейтон).

Визуально «Гэтсби» просто поразителен. Это то, что даже самые суровые критики вынуждены были признать. (Хотя многим из них это и не понравилось). Не думаю, что корректно говорить, будто фильм оживил Нью-Йорк 1920-х годов, поскольку сомневаюсь в том, что в то время Нью-Йорк сити был столь красочным, наполненным жизнью, звуками. Но это масштаб мечты: все больше, ярче, громче, утопает в жизни и красках... и это абсолютно уместно  в фильме, поскольку повествование ведется от лица Ника Каррауэйя, который оглядывается в прошлое на ключевое в своей жизни время, а грезы всегда более яркие, чем реальность. Золотые годы никогда не бывают более золотыми, чем в те моменты, когда мы вспоминаем их.


В первую и последнюю очередь я парень слова и здесь много слов, которые поют для меня. В этом «Гэтсби» очень много слов самого Фицджеральда, в диалогах, в голосе за кадром, в самих кадрах и для меня этого более чем достаточно.  Нет более лиричного писателя, чем Ф. Скотт и здесь эта лирика схвачена.

Актерская игра тоже потрясающая. Дэзи в исполнении Кэри Маллиган заставила меня понять одержимость Гэтсби, этого никогда не смогла бы сделать Дэзи в исполнении Мии Фэрроу. Я тоже стал одержим, честное слово. Признаюсь, у меня были опасения насчет Леонардо Ди Каприо. Главный недостаток «Гэтсби» с Робертом Рэдфордом это сам Роберт Рэдфорд.  Несомненно хороший актер, но он слишком красивый, изящный, уверенный в себе и главенствующий в каждой сцене, чтобы стать убедительным Джеем Гэтсби. Роберт Рэдфорд один из золотых парней, а Джей Гэтсби ПЫТАЕТСЯ быть одним из них, стремясь к этому во всем, что естественно для Рэдфорда.  Это различие имеет решающее значение... и это то, из-за чего провалился фильм с Рэдфордом. Я боялся, что киноверсия Лурмана будет страдать тем же. Мне нравится Ди Каприо с тех пор как я впервые увидел его в «Быстрый и мертвый» (грешен, каюсь) в роли Кида, но там и в Титанике и всех других заглавных ролях он воспринимается как дерзкий, нахальный, самоуверенный красавчик с завышенным чувством собственного достоинства, не знающий страха и сомнений… и всё это полная противоположность Гэтсби.

Его здесь нет. Это новый, возмужавший Леонардо, каким я его никогда не видел раньше и он сделал большой шаг вперед. Кид и Джек и все прочие исчезают — есть только Гэтсби... старающийся изо всех сил, мечтающий столь яростно.

Я в восторге.

И в конце фильм разбил мне сердце, именно так, как это всегда делал роман всякий раз, когда я его перечитывал, и как это случилось в самый первый раз, когда я его прочитал в начале 70-х.

Признаюсь, я предвзят. Это одна из моих любимых книг. Эта книга, которая для меня имеет очень личное значение, одна из тех, которая глубоко повлияла на меня. Романтик во мне сопоставляет себя с Джеем Гэтсби (а иногда с Ником Каррауэйем). Я знаю какого это гнаться за зеленым огоньком. Поэтому не буду притворяться безразличным.

Мне нравится книга, нравится история и мне понравился этот фильм. Сходите и посмотрите его.


«И среди невеселых мыслей о судьбе старого неведомого мира я подумал о Гэтсби, о том, с каким восхищением он впервые различил зеленый огонек на причале, там, где жила Дэзи. Долог был путь, приведший его к этим бархатистым газонам, и ему, наверно, казалось, что теперь, когда его мечта так близко, стоит протянуть руку — и он поймает ее. Он не знал, что она навсегда осталась позади, где-то в темных далях за этим городом, там, где под ночным небом раскинулись неоглядные земли Америки.
Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…
Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое


перевод статьи от 15 мая из неблога Дж. Р.Р. Мартина
оригинал





371
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 00:47 цитировать
Спасибо за перевод!
P.S. Это он еще Ди Каприо в «Острове проклятых» не видел :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 01:24 цитировать
И, может быть, даже в Inception!
 


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 07:49 цитировать
А после Джанго что будет...
 


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 10:49 цитировать
Да Мартин по-моему только «Титаник» и «Быстрый, мертвый» посмотрел:)
Ему явно еще предстоит открыть для себя разнообразие Лео


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 09:00 цитировать
Да, фильм потрясающий. Я не видела другие экранизации и не очень-то хочу их смотреть. Вот он мой Гэтсби — Ди Каприо так вписался в роль, словно она сшита на него.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2013 г. 08:48 цитировать
«Мой роман — о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном.» Ф. С. Фицджеральд

Считаю, что за этот фильм Ди Каприо нужно наконец дать Оскара, ради которого он в нём и снялся. Не потому, что Леонардо так уж гениально играет, хотя он очень старается и даже похож в некоторых сценах на актера, а потому, что он воплощается в невозможного человека, который никак не может существовать в реальности, а это действительно очень трудно.

Чувствую себя немного странно, говоря это слово про произведение 1925 года, но предупреждаю — СПОЙЛЕРЫ! :)

Так вот, не может человек, миллиардер и всё такое, довольно продолжительное время руководящий крупным бизнесом с мафией и от имени мафии, а также проворачивающий дела с сенаторами и т.п., вести себя как четырнадцатилетний подросток в несложной любовной ситуации. Либо — либо. «Реальный» Гэтсби решил бы проблему очень просто: Тома можно было убедить убраться с дороги, запугать, разорить... «наконец, с трупа» (с). В негуманном варианте Том бы погиб от несчастного случая, и рядом с безутешно рыдающей Дэйзи возник бы Гэтсби, щелчком пальцев решающий все проблемы, на которого можно было бы опереться и в чью жилетку можно было бы спокойно и расслабленно поплакать. Счастливая свадьба минимум через год и любовь до гроба.

Понимаю, что произведение на этом построено и фактически мы имеем дело с фантастическим допущением. О'кей, у нас есть миллиардер-мафиози-романтик. Фантастические допущения бывают разными. Например, люди не летают, но если допустить это, то у нас может получиться интересный роман про летающих людей. В этом фильме летающий человек — Ди Каприо.

Снято по классике в том смысле, что про настоящие чувства, но очень медленно, трудно и витиевато для «клипового» сознания современного зрителя. До первого свидания Гэтсби и Дейзи фильм вообще усыпляет, несмотря на попытку встряхнуть зрителя мини-оргией, только с момента их встречи начинаются смешки в зале и некоторое оживление и внимание на экран.

Видел в трейлере какого-то российского фильма драку двух наших военно-морских капитанов. Один кричал: «Она меня любит!», а второй в ответ: «А детей будет рожать от меня!». В сущности, к этой мизансцене сводится весь двухчасовой фильм о невозможном романтическом мафиози. Это ошибка думать, что нечего противопоставить светлой и искренней любви в обрамлении бесконечного ресурса денег, обаяния и интеллекта. Как нам демонстрируют, они играючи побеждаются обыкновенной банальной хитрожопостью. Хитрожопость есть качество, которое вырабатывают в себе не обладающие линейным интеллектом в академическом понимании этого слова люди для того, чтобы бороться с его носителями, и оно достаточно эффективно, как мы можем видеть на примере Тома.

Гэтсби, конечно, светел и прекрасен, и г-но, в котором он плавает, к нему не липнет. Дэйзи тоже внешне мила, но фактически серией своих действий целенаправленно сводит любовника в могилу. Сначала мямлит и не может внятно произнести пару слов, потом меняет свое мнение, как флюгер, и наконец садится за руль, «чтобы успокоиться». Ахаха. Облиться бензином и поджечь себя, а то что-то жарко. Закопаться в лёд, а то холодно же. Ну а Том — просто самец с прокачанной хитрожопостью, который с похвальной расторопностью действует по обстоятельствам.

Образ зеленого огонька как символа неизбывной надежды — безусловно, находка Фицджеральда.

В зоологическом смысле романтики не оставляют потомства, и потому человечество будет становиться все более и более прагматичным. Такие дела, старина.



Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 09:26 цитировать
Каждый пункт в точку на 100%! Фильм потрясает! Лучшая экранизация классики за последние годы. Можно сидеть в кинотеатре прямо с книгой, они ведь ни одной сцены (а иногда кажется, что и строчки) не пропустили! Де Каприо потряс. Знала, что гений, но чтобы вот так?
Конец тянет на все премии этого года! :-(((


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 09:58 цитировать
Прекрасный перевод, спасибо!

Пожалуй, да, «Остров проклятых» для Лео это вершина (ИМХО), выше которой прыгнет не всякий. Поэтому он и ищет нестандартные, и даже некоммерческие фильмы и роли, где он мог бы выразиться иначе (Джанго, Гувер, Авиатор, Гэтсби), найти в себе новые качества и заставить себя реализовать их.


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 11:13 цитировать
Мне очень понравилось замечание Мартина насчет картины 1974 года, о том, что Гэтсби Редфорда это готовый аристократ до мозга костей — его манеры, внешний вид, умение вести себя, но на самом деле Гэтсби отчаянно притворялся, он играет эту роль. Ди Каприо сумел это отлично передать.


Ссылка на сообщение24 мая 2013 г. 20:11 цитировать
Большое спасибо за перевод.


Ссылка на сообщение25 мая 2013 г. 21:28 цитировать
Прекрасно Мартин сказал. Этого фильма стоило ждать целый год.


⇑ Наверх