Девятый взвод в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Девятый взвод в цельнометаллической оболочке
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Девятый взвод в цельнометаллической оболочке

Статья написана 26 февраля 2009 г. 16:10

На фоне громадного количества выжимок и ужимок
постсоциалистического русского кинокомбината,
«9 рота» — тот случай, за который просто не стыдно.

( из одной критической статьи по теме)





Пару дней назад, наконец смог осилить дебютный фильм нашего дорого ( причем, не только в
переносном смысле) Федора Бондарчука «Девятая рота», и надо признать, что фильм меня
действительно поразил, причем неприятно. К технической стороне фильма, вопросов не
возникает: спецэффекты и декорации совсем не режут глаза, как это было в «Дозорах», да и
использование светофильтров на камере, тоже выглядит вполне оправданно. Вопрос в другом: на
кого этот фильм рассчитан, какую мысль он пытается донести до своего зрителя. И еще: почему
при просмотре, у меня постоянно возникало устойчивое ощущение «дежа-вю»?[/p]
[/p] Одной из отличительных особенностей российских кинематографистов является весьма
своеобразная страсть к «первооткрывательству». Наши режиссеры — как дети малые, честслово —
когда видят в чужих фильмах то, что им нравится, обычно любят брать это без спроса, а потом,
наивно глядя прямо в камеру чистым незамутненным взглядом, убеждать своих соотечественников,
что сами это все придумали, даже чернила еще остыть не успели. В российском кино, все так же
просто, как и в отечественном шоу-бизнесе: «Хочешь — бери!». И ведь убеждают потом простых и
искренних российских любителей кино, что «Побег» Кончаловского, «ни разу не похож» на
«Беглеца» Дэвиса, «Волкодав» — на смесь русского «Конана» со славянским же «Властелином
колец», а «Девятая рота» — не смахивает ни на «Взвод» Оливера Стоуна, ни на
«Цельнометаллическую оболочку» Стэнли Кубрика. Ну и пусть дальше убеждают, как говорится:
Бог в помощь.

Как театр начинается с вешалки, армия для новобранцев берет начало в учебке.
Истеричный, контуженный на всю голову прапор в исполнении Пореченкова — это наш ответ
Сержанту в исполнении Р.Ли. Эрми из гениальной кубриковской «Оболочки». Ломка новобранцев,
конечно, по сравнению с кубриковской напоминает зверское отбирание у первоклассника
подаренного мамой леденца на школьном дворе. Однако, самое главное и принципиальное отличие
заключается в целях этого мероприятия, которые ставят перед собой прапор и Сержант, читай —
Бондарчук и Кубрик. У Кубрика, этот процесс сводится к выжиганию внутри новобранцев всего
человеческого, формирование податливой приказам, идеальной машины для убийств. У Бондарчука
же прапор муштрует призывников во имя их собственного блага, дабы преподать им Настоящую
Школу Жизни, прямо аки «отец родной» — строг, собака, но справедлив. Из этого следует вывод,
что при просмотре «Оболочки», Бондарчук очевидно, из нее ни черта не понял. Мне в свое время
попадались индивидуумы, которые воспринимали «гоблиновский» перевод шедевра Кубрика, как
«ржачную» комедию типа фильмов Кевина Смита, где все герои постоянно«прикалывались и отпадно
матерились». Вполне возможно, что здесь мы наблюдаем аналогичный случай.

Сцену коллективной, извините, случки главных героев с безотказной, как лучший друг
вьетнамских партизан, барышней, я даже комментировать не хочу. Цели данной сцены так же
очевидны, как пара слов, написанных на стене мужского туалета, да и исполнение им вполне
соответствует. Очевидно, что сам смысл фразы «прощание с невинностью» Бондарчук понимает
слишком буквально, а сама постановка сцены отдает такой зубодробительной пошлятиной, что от
нее бы покраснел сам Кевин Смит.

Далее самолет приносит нашу роту, прямиком в Афганистан, и уже с первых кадров ступания
героями на враждебную советскому человеку землю, невозможно избавиться от невольных
ассоциаций со стоуновским «Взводом». И опять таки, невозможно отделаться от ощущения, что
просматривая этот отличный фильм, Бондарчук совершенно не понял его истинной сути. С этого
момента, пафос начинает лупить несчастного зрителя, чем попало, стараясь угодить по самым
уязвимым его местам. Цитируя и откровенно заимствуя идеи из фильмов абсолютно антивоенной
направленности, Бондарчук ни на минуту не позволяет зрителю ( а заодно, очевидно и себе)
усомниться, что война — это неправильное зло, где нет победителей и проигравших. Однако,
все, что получается у нашего прославленного режиссера, в итоге — это обезжиренная и такая же
нездоров пафосная копия голливудского военного боевика, только снятая на порядок топорнее.
Все остальное, кроме экшена, можно описать фразой из рекламного слогана к фильму «Они
хотели, чтобы их любили...». Молодые актеры, вроде бы изо всех сил пытаются сделать так,
чтобы зрителю в итоге, их стало безумно жалко — но то ли основа такая, то ли этих силенок
маловато, однако их герои совершенно не трогают. Внутренней борьбы нет, нам предлагается
больше двух часов экранного времени, переживать за толпу манекенов, для верности и пущей
народной любви, наряженных в обличия среднестатистических гопников. Амбиции режиссера видны
неворуженным взглядом, не даром, как он только не планировал обозвать этот проект на ранних
этапах съемок: от «Судьбы человека 2» до «Апокалипсиса вчера». А на деле, получилось лишь
«Спасение рядового Бондарчука». Афганская война стала трагедией для множества российских
семей, незаживающей раной, которую будут помнить еще долго. Как же пошло на фоне этих
угробленных жизней, слышать режиссерские размышления о той победе, которую мы в ней едва не
одержали — победили бы непременно, если бы не проклятые генералы и прочие политиканы.
Неужели, общемировой опыт, пример США, сначала с Вьетнамом, а затем — и с Ираком, нечему не
научил? Кого, наш многоуважаемый режиссер собирается закидывать шапками?

Одним словом, всю«Девятую роту«раздавили своим весом непомерные режиссерские
амбиции. Пытаясь, в лучших традициях нашего гламурного шоу-бизнеса, угодить и нашим, и
Вашим: снять «народный» боевик, чтобы подзаработать денег и одновременно, показать себя в
амплуа мыслящего режиссера, Бондарчук плюхнулся в лужу. Конечно, можно прислушаться к
отзывам по типу « на фоне прочего отечественного кино, 9 рота — это не так уж и плохо», но
вся шутка, как раз в том, что сам фильм по замыслу режиссера предполагает сравнение, отнюдь
не с жухлыми плодами наших пенатов, а именно с продукцией мирового или как минимум,
голливудского уровня. Однако, если сравнивать его с развлекаловкой уровня Спилберга, вся
техническая сторона начинает смотреться в весьма жалком свете, а с «мыслящими» грандами типа
Копполы, Кубрика или Стоуна даже и сравнивать не стоит, настолько он примитивен и
концептуально несостоятелен. Спрашивается: а стоило ли ради этого городить всесь этот
огород? Может, проще вернуться назад, к видеоклипам?





832
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение26 февраля 2009 г. 16:38
Согласен. Набор симпатишных (и не очень) зарисовок, и ничего более. Наверно, клипмейкерство трудно из себя выдавливать — «Обитаемый остров» примерно того же уровня. Зарисовки есть, а целой картины, в общем-то, так и не появляется. Мельтешение картинок.


Ссылка на сообщение26 февраля 2009 г. 18:30
Фильм не осилил. Покоробил и прапор-придурок и действительно, до омерзения, пошлая сцена...гм... совокупления. Выключил, ибо был разочарован. Не думаю, что Федя Бондарчук совсем бездарен, в противовес общественности «Обитаемый Остров» мне все жа понравился, но случай с «9 ротой», мне показался неумелым копированием западных антивоенных фильмов. Жаль, но тут я полностью согласен с Вами.


Ссылка на сообщение26 февраля 2009 г. 21:30
Я конечно не так разбираюсь в кино ,но 9 роту тоже не люблю.Это все понятно,но как сие творение получило Нику и Золотого орла?У всей российской кинотусовки совсем вкуса нет?И еще не смотрите ОО бесспорно это худшая экранизация Стругацких.(Кроме Черодеев).Поскольку ОО часть первая собрал 20 миллионов долларов,а надо было 40.Будем надеятся Бондарчук больше снимать НЕ БУДЕТ.:-)


Ссылка на сообщение27 февраля 2009 г. 13:09
При просмотре этого «легендарного» фильма Бондарчука возникали точно такие же мысли. Переживания за героев не было совершенно. Сцену «прощания с невинностью» я бы вообще вырезал, а пленку с ней спрятал бы подальше.
alexsei111 ОО — нормальная экранизация. Фильм гораздо лучше 9 роты. Это, конечно, все ИМХО.


Ссылка на сообщение27 февраля 2009 г. 22:39
Как писал товарищ Пехов у себя на форуме:«Наша проблема в том, что мы слишком много знаем.» Любое событие, которое мы видим — это штамп и еще раз штамп, которые повторяются вторую тысячу раз. Видно я очень мало видел, отсюда и вполне нормальное впечатление от фильма...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2009 г. 23:44

цитата ask.do

Как писал товарищ Пехов у себя на форуме:«Наша проблема в том, что мы слишком много знаем.
А по-моему, главная проблема наших зрителей — как раз в том, что они слишком мало знают, т.е. мало смотрят признанной мировой киноклассики. Поэтому, 9 рота для них — свежий и оригинальный фильм. Кстати, наши дорогие режиссеры на это и рассчитывают, снимая свои нетленки не первой свежести
P/S А уж Пехову с его склонностью к откровенным заимствованиям из зарубежных авторов, подобное писать и вовсе не пристало...8:-0
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2009 г. 00:57

цитата

А по-моему, главная проблема наших зрителей — как раз в том, что они слишком мало знают, т.е. мало смотрят признанной мировой киноклассики

Возможно, хотя я считаю на каждый фильм найдется свой зритель...

цитата

Поэтому, 9 рота для них — свежий и оригинальный фильм

А по-моему действительно для Российского кинематографа свежий и оригинальный фильм (пусть даже сделанный по лекалам зарубежным, как вы говорите).

цитата

А уж Пехову с его склонностью к откровенным заимствованиям из зарубежных авторов, подобное писать и вовсе не пристало...

Возможно, но тем не менее у него для меня главное именно процесс. Не один автор меня не может увлечь описанием какого-либо действия. А здесь действительно складывается ощущение, что смотришь фильм ( в смысле, что очень хорошо подобраны слова, создавая нужное впечатление действа). Да и любитель я Гаррета :-))), что поделать.


Ссылка на сообщение28 февраля 2009 г. 01:14

цитата ask.do

А по-моему действительно для Российского кинематографа свежий и оригинальный фильм (пусть даже сделанный по лекалам зарубежным, как вы говорите).
Я ничего не говорил про лекала. Просто Бондарчук сознательно пытается встать в один ряд с режиссерами мирового уровня, но ему это совершенно не по силам. Как говорится: не по Сеньке шапка. Претензий — очень много, реализация — отстает от них на пару порядков. Если бы он хотел снять просто военный боевик, то у него бы получилось. А так, фильм убили его амбиции.

цитата ask.do

Не один автор меня не может увлечь описанием какого-либо действия. А здесь действительно складывается ощущение, что смотришь фильм ( в смысле, что очень хорошо подобраны слова, создавая нужное впечатление действа). Да и любитель я Гаррета , что поделать.
Я не Гаррета имел в виду, это вряд ли можно считать заимствованиями. А вот в серии про Искры многовато заимствовано из Колеса времени Джордана, не находите?;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2009 г. 14:15

цитата

не Гаррета имел в виду, это вряд ли можно считать заимствованиями. А вот в серии про Искры многовато заимствовано из Колеса времени Джордана, не находите?

Гаррета тоже могли назвать, хотя бы вспомнить Кука, фанатом которого является Пехов.
Я не читал Джордана, хотя могу сказать, что 4 часть действительно напитана разного рода заимстованиями. Отсюда получилась, пожалуй самая слабая книга в его небольшой пока еще твоческой судьбе.

цитата

Как говорится: не по Сеньке шапка.

Людям свойственно верить.

цитата

Претензий — очень много, реализация — отстает от них на пару порядков. Если бы он хотел снять просто военный боевик, то у него бы получилось

Не думаю, у общества в голове всегда бы сидели мысли о сравнении с заграничными фильмами. А на этом поприще нам соревноваться, как-то нелепо. А так для некотрых получилась история перерождениии людей, которые из обычной можно сказать современной жизни просто выросли.

цитата

А так, фильм убили его амбиции.

Судя по сборам, немногие так думают все-таки, да и пресса у 9 роты была, насколько я помню, очень даже неплохой.


Ссылка на сообщение28 февраля 2009 г. 22:15

цитата ask.do

Людям свойственно верить.
Если за плечами только опыт съемки видеоклипов для отечественной гламуряндии, вера принципиального значения не имеет.

цитата ask.do

Не думаю, у общества в голове всегда бы сидели мысли о сравнении с заграничными фильмами.
Зато, они были в голове режиссера, цитируется многое почти дословно.

цитата ask.do


Судя по сборам, немногие так думают все-таки
А у нас все, что не возьми сборы делает: и Дозоры, и Ирония судьбы 2.... Реклама очень агрессивная, если стоит только переключить канал, с утра до вечера говорят только о 9 роте, пойдут даже глухие и инвалиды опорной двигательной системы. ;-)

цитата ask.do

да и пресса у 9 роты была, насколько я помню, очень даже неплохой.
А у нас, что не выпусти — пресса всегда хорошая. Она ведь наша, родная, прямо с руки ест...8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2009 г. 23:31

цитата

Если за плечами только опыт съемки видеоклипов для отечественной гламуряндии, вера принципиального значения не имеет.

Для вас, а у большинства не находится вилочки снимать лапшу..

цитата

Зато, они были в голове режиссера, цитируется многое почти дословно.

Но ведь не в голове тех кто смотрел, а именно режиссера. Как там говорится:«Все новое ...» :)

цитата

Реклама очень агрессивная

Конечно, но как я уже говорил в одной из тем, Г народ долго есть не будет...

цитата

А у нас, что не выпусти — пресса всегда хорошая

Как раз наоборот большинство фильмов с г сравнивают. Кстати впослне себе неплохой idmb- рэйтинг у фильма. Лучший показаль качества фильма — это как раз всеобъемлющий глаз народа!!!:cool!:


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 14:53

цитата ask.do

Для вас, а у большинства не находится вилочки снимать лапшу..
Потому что, нужно уметь отличать собственный вкус от пристрастий, которые тебе агрессивно навязывают извне.

цитата ask.do

Но ведь не в голове тех кто смотрел, а именно режиссера. Как там говорится:«Все новое ...» :)
Если у нас массы не знают, кто такой Кубрик и кто такой Стоун и вместо просмотров признанной киноклассики, смотрят в кинотеатрах одни «Параграфы», это скорее минус им, чем плюс Бондарчуку, который с той же классикой прекрасно знаком.

цитата ask.do


Конечно, но как я уже говорил в одной из тем, Г народ долго есть не будет..
А я отвечал: пока кушает, значит нравиццо.;-)

цитата ask.do

глаз народа
Если уж на то пошло, то не глаз, а глас, голос.8-)

цитата ask.do

Как раз наоборот большинство фильмов с г сравнивают. Кстати впослне себе неплохой idmb- рэйтинг у фильма. Лучший показаль качества фильма — это как раз всеобъемлющий глаз народа!
Рейтинг — это усредненное безликое тождество. Я съел целую курицу, а вы не съели ничего, но если рассчитать рейтинг, по статистике на каждого из нас приходится по полкурицы. Кроме того, при выставлении рейтинга, зачастую проводятся флэш-моб акции, как это было с «Темным рыцарем»: использование ботов для подтасовки итогов голосования.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 16:35

цитата

Рейтинг — это усредненное безликое тождество.

Не стал бы я так в крайности входить. Лично для меня рэйтинг idmb обычно соответствует моему понятию качества фильма.

цитата

это скорее минус им, чем плюс Бондарчуку

Плюс Бондарчуку в том, что он умело на этом играет...

цитата

Если уж на то пошло, то не глаз, а глас, голос.

Я сказал так, как именно хотел сказать. :-(


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 16:55

цитата ask.do

Плюс Бондарчуку в том, что он умело на этом играет...
Очевидно, не совсем умело, раз понимают это «умение» единицы.

цитата ask.do

Лично для меня рэйтинг idmb обычно соответствует моему понятию качества фильма.
цитата
сколько раз лично сталкивался с такой проблемой: рейтинг заоблачный, фильм посредственный. Я верю только собственному вкусу и вкусу людей с близкими ко мне пристрастиями. Мнения большинства, т.е.- толпы, зачастую имеющей обыкновение втаптывать в навоз все, что недоступно ее пониманию и возвеличивать простенькие посредственности, мне не интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 17:00

цитата

Очевидно, не совсем умело, раз понимают это «умение» единицы.

Большинство довольны, прбиыли много, пресса тоже довольна. Хорошое начало.

цитата

Я верю только собственному вкусу и вкусу людей с близкими ко мне пристрастиями.

Естественно, я тоже. Но любящих фильмов иногда в рэйтинги заглядываю. Тем не менее это более-менее правильный аналог оценки качества фильма... Другое дело, что все мы люди.


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 17:08

цитата ask.do

Большинство довольны, прбиыли много, пресса тоже довольна. Хорошое начало.
Слава Богу, что я не отношусь ни к большинству, ни к этой прессе и рублем за него я тоже не платил. А мы еще потом удивляемся, почему у нас такое плохое кино, когда же начнут снимать кино хорошее.... Пока, пипл хавает и дает создателям собственные деньги, «эта музыка будет длиться вечно».;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2009 г. 17:15
Никогда не любил Агаты Кристи. Мне кино действительно понравилось и я не считаю его плохим. Да и вообще не говорил бы, что уж все так плачевно. К примеру вчера посмотрел 12, никогда не любил Михалкова, в особенности, как человека, да и в ильме его роль не понравилась. Но сам фильм оказался живым, сделанным не в угоду прибыли или чего-то, а и менно живым. Честно сказать был действительно поражен, хотя и смотрел в 3 часа ночи. Каждый видит и находит то, что захочет...
Страницы: 12

⇑ Наверх